Школьная фобия: причины страха и варианты решения проблемы

СОДЕРЖАНИЕ

Многие родители становились свидетелями необычного поведения ребенка, когда в пятницу, по окончанию учебной недели ребенок чувствует себя прекрасно, а в воскресенье, во второй половине дня жалуется на плохое самочувствие. Дальше больше, в понедельник у ребенка неожиданно поднимается температура, а в некоторых случаях начинается рвота. Это симптомы школьной фобии, о которых родители обязаны знать и как можно скорей предпринять необходимые меры.

Школьная фобия относится к определенному невротическому отклонению, распространенному среди детей, имеющих ситуационный характер. Чаще всего это проявляется не столько из-за места, куда попадает ребенок, а из-за событий или ситуаций, происходящих в месте, где ребенок оказывается. В тот момент, когда родители думают, что ребенок опасается предстоящей контрольной работы, на самом деле ребенок боится поведения сверстников или учителей.

rebenok.jpg

В большинстве случаев, школьная фобия развивается не от страха перед учебой, а от тех ситуаций, с которыми ребенок не знает как справиться.

Школьная фобия не притворство!

Ребенок, страдающий школьной фобией, действительно испытывает болезненные ощущения, начиная от коликов в животе и болей в голове, заканчивая общим недомоганием. И, несмотря на то, что дискомфорт вызван психосоматикой, тем не менее, ребенок не обманывает. Он становится заложником собственного тела, которое пытается всеми способами избежать пребывания в опасном месте.

Это состояние даже получило отдельное название: дидаскалейнофобия.

rebenka-toshnit.jpg

Вот лишь некоторые из симптомов, которые может испытывать ребенок из-за школьной фобии:

  • головные боли;
  • боль в животе, тошнота и рвота;
  • диарея;
  • повышение температуры;
  • тахикардия;
  • потеря сознания и пр.

Если зафиксировать подобные случаи дискомфорта, то можно заметить, что они проявляются с понедельника по пятницу. При этом исчезают в выходные дни или во время каникул.

Причины школьной фобии

Самые распространенные причины:

Буллинг со стороны детей. Ребенок является объектом оскорблений, насмешек и физического насилия. Само собой, страх перед унижениями может стать причиной нежелания идти в школу. Обсудите проблему с ним и при необходимости свяжитесь с директором школы или учителями. Если ситуация сложная, лучше перевести в другую школу.

rebenok-boitsja.jpg

Учительский буллинг. Такое встречается довольно часто, когда один учитель начинает неадекватно относиться к ребенку высмеивает его, обызвает, занижает оценки. Школьник перестает любить этот предмет, у него падает успеваемость, он не хочет идти в школу в те дни, когда есть урок этого учителя. Что с эти делать читайте тут.

Перфекционизм. Ребенок, склонный все делать идеально, может столкнуться с проблемой, когда он не справляется с возложенными на него обязательствами. Причем, зачастую, высокие требования он возлагает сам на себя. Не требуйте о ребенка слишком многого, поверьте, все что необходимо для жизни он итак получит. Объясните, что не бывает все всегда идеально, у каждого бывают ошибки и недочеты.

Физические недостатки. Возможно, ребенок имеет физическое или психологическое отклонение (косоглазие, близорукость, заикание или другая несхожесть с одноклассниками), тогда его нежелание идти в школу может перерасти в фобию. Необходимо научить его спокойно реагировать на насмешки или укрепить его веру в собственную уникальность.

draznyat.jpg

Поведение родителей

Удивительно, но у одних детей, при схожих ситуациях в школе, фобия развивается активно, а у других нет. Это связано со многими причинами, начиная от обстановки в доме, заканчивая личностными характеристиками. Ребенок, не имеющий поддержки в семье или пребывающий в доме, где у родителей нет гармонии в отношениях, больше склонен к развитию школьной фобии.

Особенно если ему не к кому прийти и пожаловаться, так как родители считают, что его проблемы незначительны и надуманы. Ребенок, который, остается один на один со своими проблемами, получает психологическую травму на всю жизнь, так как не имеет опыта выхода из сложившихся ситуаций.

rebenok-fobiya.jpg

Возможно, он не симулирует, а действительно находится в состоянии сильнейшего стресса. Не игнорируйте его капризы и не ждите, что проблема пройдет сама собой. Хорошо если так и будет, но зачем рисковать? От страха перед школой можно избавиться, обратившись за помощью профессиональному психологу, который изучив ситуацию, сможет найти решение для вашего ребенка. При первых симптомах школьной фобии, обратитесь к детскому психологу, и ребенок уже в скором времени вернется в прежнее русло обучающего процесса. Помните, родитель это не только родить ребенка, но и быть ему опорой и поддержкой на протяжении всей жизни.

Школьная фобия

Современное общество выдвигает серьезные требования к людям. Они должны легко обучаться и обладать гибким мышлением. Поэтому детей сразу приучают воспринимать большие потоки информации. Искусственно насаждается необходимость успеха.

Важно! В подобной обстановке легко возникают стрессовые ситуации, которые провоцируют развитие неврозов и депрессии.

Взрослые не всегда знают, как называется боязнь школы по-научному. Для этого психологи используют специальный термин сколинофобия.

Далеко не каждый страх является патологическим и требующим помощи специалистов. Боязнь школы может быть связана с разными моментами: конфликтами со сверстниками, плохими отметками, злыми учителями и т.п.

Часто подобное нарушение протекает незаметно. Ребенок отказывается ходить в образовательное учреждение, но родители принимают это за обычную лень. Со временем у него могут развиваться психосоматика и депрессия, которая приведет к серьезным последствиям.

Иногда родители ошибочно считают, что патология должна проявляться во всех сферах жизни. В случае с фобиями это не работает. Стоит человеку перестать контактировать с объектом страха, как у него сразу улучшается самочувствие, и он способен все выполнять.

Боязнь ходить в школу не всегда развивается сразу с начальных классов. Иногда такое нарушение появляется у подростков. Взрослые принимают расстройство за капризы и проявление упрямства.

На самом деле сколинофобия может иметь серьезные последствия как для психического, так и для физического здоровья.

Причины нарушения и диагностика

Ребенок может бояться многих вещей, это нормальная защитная реакция организма. В психологии выделяют несколько четких критериев патологического процесса. При его появлении у больного отмечаются симптомы со стороны физического и психологического состояния.

Подросток может быть, в силу возраста, очень чувствителен к замечаниям. В таком состоянии любая критика со стороны педагога будет остро восприниматься и переживаться. Некоторые учителя любят поступать некорректно и высмеивать ученика перед всем классом.

Еще одна причина появления страха это реакция сверстников. Человек живет в социуме, ему важно получать его одобрение. Одноклассники могут высмеивать своего товарища по разным причинам: внешность, поведение, материальный достаток и многое другое.

Иногда корни школьной фобии могут скрываться в семье. Некоторые родители не понимают, что страдают чрезмерной опекой. В таком случае они не дают ребенку самостоятельно решать проблемы, оберегают его от любых неприятностей и принимают за него все решения.

Мама может писать за своего малыша рефераты, делать домашние задания и постоянно ругаться с учителями. В такой атмосфере школьник становится нерешительным, зависимым, у него снижается адаптация.

Иногда ученик пропускает много занятий из-за болезни. В итоге у него формируется негативная установка, и он считает себя ни на что не годным. Родители могут часто наказывать ребенка, считая, что это поможет его стимулировать к получению знаний. На деле появляется обратный эффект: школьник испытывает панический страх перед учебой, он будет стараться избегать походов в школу.

Виды школьных страхов

С учебным заведением может быть связано большое количество тревог. Дошкольники, которые уже в шесть лет идут учиться, склонны к переживанию разлуки с родителями.

Особенно ярко это проявляется у тех, кого взрослые гиперопекают. Таким детям тяжело дается переживание разлуки даже на полдня. Часто они отличаются впечатлительностью и красочно представляют себе картины, как их бросили. Школу такой ребенок будет воспринимать как помеху, поэтому будет стараться избегать ее. В психологии выделяют еще один популярный вид страха это нежелание контактировать с одноклассниками.

Подобные проблемы могут возникать по массе причин. Например, сверстники негативно реагируют на ребенка и высмеивают его. У некоторых детей наблюдаются нарушения коммуникативной сферы. Они не понимают, как вести себя в коллективе и что нельзя делать.

Нежелание идти в школу иногда развивается на почве боязни публичных выступлений. В классе придется отвечать у доски или читать перед всеми стихотворение. Ребенок будет бояться быть высмеянным и униженным.

Еще один популярный вид страха неспособность оправдать родительские ожидания. Некоторые взрослые требуют слишком многого от детей: отличных оценок, олимпиад и других достижений.

Иногда фобия школы может обитать глубоко внутри ребенка, он не понимает, что именно его беспокоит. Проблемы могут появляться из-за необходимости соблюдать определенный порядок дня. Ученик с высокой тревожностью будет бояться не закончить задание в срок или опоздать на урок.

Симптомы невротического состояния

Если человек не один год находится в постоянном стрессе, то у него начинаются проблемы со здоровьем. Невротические состояния проявляются нарушениями сна, раздражительностью и слабостью.

Важно! В некоторых случаях отмечаются проблемы с желудочно-кишечным трактом.

У ребенка могут бледнеть кожные покровы, повышаться потоотделение. У него начинает кружиться голова. Снижение высших психических функций (памяти, мышления, внимания) негативно сказывается на учебе.

Родители могут не знать правильное название такого состояния у ребенка. Школьник может страдать от частых простуд и других болезней, которые будут позволять ему не ходить школу.

У детей с невротическим состоянием дрожат руки, повышаются температура и артериальное давление.

Почему развивается это состояние

Проблемы с нервной системой появляются далеко не сразу. Они развиваются на фоне затяжного стресса. Ребенок, который пять-шесть дней в неделю находится в месте, которое является причиной его панического страха, страдает от перегрузок.

Высокая умственная нагрузка в школе тоже будет способствовать развитию невроза. В таком случае ребенок дополнительно начинает переживать из-за снижения оценок.

Для того чтобы избавиться от сколинофобии, ребенку потребуется помощь психиатра и психолога. Врач назначит медикаментозное лечение, которое позволит снять тревожность и другие соматические проявления.

Психолог поможет определить причину нарушения. После этого специалист покажет, как справиться с проблемой. Подобная терапия занимает длительное время. С детьми младшего школьного возраста часто используют возможности арт-терапии и проективные методики.

Важно! Через творчество часто видны скрытые эмоции и подавленные проблемы.

Без грамотной коррекции и лечения фобия будет только усиливаться и ярче проявляться. В дальнейшем это приведет к серьезным проблемам со здоровьем.

Последствия патологии

Не все родители могут назвать боязнь школы чем-то серьезным. Кто-то считает это всего лишь капризами и ленью. На самом деле любое нарушение в психологической сфере приводит к соматическим проблемам.

Со временем у школьника разовьется депрессия, которая будет проявляться неспособностью выразить эмоции и чувства. Апатия и нежелание что-то менять могут стать основой для суицидальных мыслей.

Некоторые кожные проблемы, например, псориаз, развиваются на фоне проблем с нервной системой. Такие патологии тяжело и долго лечатся.

Еще одно последствие сколинофобии это неприязнь к процессу обучения. В современном мире людям приходится активно учиться новому и осваивать разные профессии. При паническом страхе ребенку будет тяжело это делать.

Поэтому сколинофобию нужно своевременно выявлять и лечить у специалистов. Чем раньше проблема будет обнаружена у ребенка, тем проще от нее избавиться. Школьный психолог может помочь с диагностикой и коррекцией.

Родителям нужно поддерживать доверительные отношения с детьми. Только так они могут быстро узнавать о каких-то неприятностях. Им не стоит предъявлять завышенные требования к своему ребенку, так как это только ухудшит его состояние.

Видео

Дидаскалейнофобия боязнь школы

Термином дидаскалейнофобия принято называть специфическое тревожное расстройство, присущее школьникам. Дословно с греческого он переводится как страх школы. Подразумевают под этой фобией как боязнь школы в целом, так и конкретные страхи, так или иначе связанные со школой. Например, боязнь ходить в школу из-за плохих отношений с коллективом, из-за неуспеваемости в учебе, из-за плохого отношения педагога и другие.

Далеко не во всех случаях родители могут догадываться о том, что у их ребенка развилось тревожно-фобическое расстройство. Боязнь идти в школу, его нежелание проявлять учебную активность зачастую воспринимается ими как обычная лень. Однако далеко не всегда они правы. Если ребенок боится школы, следует внимательнее отнестись к этому, расспросить его в подробностях, каковы причины его страхов. Ведь на сегодняшний день фобические расстройства широко распространены не только среди взрослых, но и среди детей и подростков в силу изменения общественного образа жизни.

Взрослые также могут не принимать всерьез тревожность ребенка по причине того, что она проявляется только в школе. Многие уверены: если человек имеет психическую патологию, то она фигурирует во всех сферах его жизни. Это мнение ошибочно, поскольку у любой фобии есть объект. Если исключить из повседневности больного взаимодействие с предметами страха, он ведет себя совершенно нормально, тревожность не проявляется.

Следует помнить, что объяснение психологических расстройств у ребенка его ленью и капризами, длительное игнорирование его жалоб приводит к серьезным психологическим патологиям, депрессивным состояниям и соматическим заболеваниям.

Дидаскалейнофобия: симптомы

Данное фобическое расстройство ярко проявляет себя на соматическом уровне следующими симптомами:

  • нехватка воздуха, асфиксия;
  • учащенное сердцебиение;
  • повышенная потливость;
  • тремор;
  • слабость в мышцах;
  • потеря сознания;
  • чувство тяжести в грудной клетке;
  • расстройство пищеварительной системы;
  • тошнота;
  • головные боли.

На психологическом уровне главным симптомом является боязнь перед фобическими приступами. То есть, помимо основных панических атак дидаскалейнофоба преследует боязнь того, что все увидят его в неконтролируемом состоянии.

Также у детей может развиться страх потерять рассудок на фоне фобического расстройства.

На поведенческом уровне для дидаскалейнофобии характерны следующие симптомы:

  • Нервное хождение из стороны в сторону.
  • Оцепенение, эмоциональный ступор.
  • Синдром рассеянного внимания.
  • Неадекватное поведение (агрессия, слезы, излишняя обидчивость и мнительность).

Родителям следует обращать внимание на подобные симптомы, не стоит путать их с капризами.

Причины дидаскалейнофобии

Дидаскалейнофобия лишь в редких случаях развивается в результате какой-то одной травмирующей психику ситуации. Ее формированию преимущественно способствует совокупность негативных факторов, воздействующих на психику ребенка регулярно в течение долго периода времени.

Предпосылками могут стать следующие стрессоры:

  • Психологическое давление, издевательства со стороны других детей.
  • Их насмешки.
  • Угрозы физической расправы со стороны сверстников, или наличие таковой.
  • Излишние интеллектуальные и физические нагрузки (например, школа и несколько кружков, спортивных секций).
  • Неприятие ребенка педагогическим составом или одним педагогом.
  • Высмеивание, публичная критика педагогом ребенка перед всем классом.

Didaskalejnofobija_2.jpg

Причиной для развития боязни школы может стать и нетипичное событие или состояние. Известны случаи, когда ребенок переживал, что в его отсутствие с родными случится несчастье, и поэтому старался любыми способами избежать посещения школы, остаться дома. Также некоторые дети из неблагополучных детей начинают чувствовать себя ответственными за тяжелую семейную ситуацию и перестают ходить в школу, считая, что у них есть более важные дела.

Тем не менее, посещение школы, успеваемость в учебе, участие в социальной школьной жизни важнейшие этапы для формирования личности. Разрешить ребенку не учиться нельзя. Поэтому очень важно прислушаться к нему и помочь победить фобию.

Лечение дидаскалейнофобии

Ваш ребенок боится ходить в школу: что же делать в такой ситуации? Прежде всего, необходима доверительная беседа с ним. Но часто дети, особенно младшего возраста, и сами толком не могут объяснить, что именно их пугает, так как не могут объективно посмотреть на ситуацию и выявить причину своих страхов. Поэтому наилучшим вариантом для ребенка будет обращение к квалифицированному детскому психологу.

Регулярные сеансы у психотерапевта помогут школьнику выяснить истинную причину своих страхов, понять, какие именно ситуации вызывают панику. Врач также подскажет, как правильно реагировать на издевательства одноклассников и физическое насилие с их стороны, как грамотно выходить из таких конфликтов.

С помощью психотерапевта ребенок меняет отношение к стрессорам. Например, в ситуации с боязнью остаться вне дома, при тревожности за близких ему помогают освоить специальные психотехники. Они позволяют снизить необъективную тревожность.

Помимо психотерапии может быть применено медикаментозное лечение. Чаще всего маленьким пациентам назначаются легкие антидепрессанты или седативные средства. Благотворное влияние на детскую психику оказывает физиотерапевтическое воздействие ЛФК, массаж, физиотерапия.

Как предупредить развитие дидаскалейнофобии?

Фобии успешно лечатся, однако не обходится без последствий. Остаются поведенческие привычки, негативные реакции на некоторые раздражители. Поэтому самое лучшее лечение фобии это ее предотвращение на ранних стадиях. Не менее важна и профилактика, поскольку практически каждый школьник так или иначе сталкивается со стрессорами в школе.

Даже у учащихся младших классов нередко наблюдается нежелание учиться, отказ делать уроки или общаться с одноклассниками. Такое поведение далеко не всегда говорит о дидаскалейнофобии. Но это критический момент для ребенка. И в это время ему необходимо понимание, моральная поддержка родителей. Любые замечания, порицания, а уж тем более, родительские наказания он воспринимает, как дополнительный стресс.

Стоит помнить: если ребенок не хочется идти в школу, боится, то для этого есть какая-то причина. Профилактика боязни школы как раз заключается в том, чтоб выслушать свое чадо, понять и поддержать его, войти в положение и помочь.

Didaskalejnofobija_4.jpg

Позитивная и гармоничная атмосфера дома, понимание и поддержка родителей лучшая мера по предупреждению детских фобий!

На сегодняшний день многие родители сталкиваются с нежеланием ребенка идти в школу. Если наши советы оказались вам полезными, поделитесь ими и с другими родителями, нажав на репост под текстом. Вместе мы поможем множеству детей избавиться от боязни школы, справиться с развивающимися тревожными расстройствами.

Бояться это плохо?

Многие философы и историки изучали это понятие. Единого определения нет. Но все сходятся во мнении, что страх это отрицательная эмоция. Это острое осознание угрозы жизни и благополучия. Опасность при этом может быть реальная или воображаемая.

Тревога это инстинктивная защита от надвигающейся беды. Маленькие дети, не имея достаточного опыта, часто выглядят бесстрашными. Малыши с улыбкой пытаются потрогать горячий чайник или забраться на высокую лестницу. В этот период родители должны быть особо бдительны, ведь чувство опасности у младенца еще не сформировано.

С этой точки зрения страх это необходимый кирпичик, участвующий в построении психики каждого здорового человека. Он имеет защитную функцию. Но есть и патологические формы тревоги.

Страх или фобия?

Чтобы понять, как помочь ребенку школьного возраста преодолеть свои страхи, сначала стоит разобраться с чем мы имеем дело. Здоровый страх это естественный способ защититься от надвигающейся угрозы. Она конкретная и не предвещает ничего хорошего. У детей тревожное состояние уходит, как только проблема разрешена.

Если же человек боится чего-то постоянно, страх становится навязчивым, возникает фобия. Это болезненное состояние, работать с которым должен психолог. Ученый Захаров А.И. выделяет школьную фобию при которой ученик испытывает панику при мысли о посещении школы. Но как понять, насколько деструктивен страх у детей школьного возраста? Прежде чем обращаться к специалисту, можно попытаться разобраться в этом самостоятельно.Возможно, опасения ребенка обоснованы, и никаких фобий нет.

Школьные страхи. Какие они?

Они связаны с посещением детей учебного заведения, поэтому достаточно разнообразны. Для удобства можно разделить их на несколько небольших групп.

  • Оценки и контрольные работы

Ученики боятся, что получат низкий балл, завалят проверочный тест, ошибутся, отвечая у доски. Страх неправильно выполнить домашнее задание или вовсе о нем забыть. Беспокойство детей по поводу дневника, его проверки дома родителями. Страх оставить дневник дома или потерять на улице. Ребенок может бояться, что его будут ругать за плохие оценки. Объясните, что плохая отметка это не провал, а стимул к новым свершениям. Это не повод для скандала, а сигнал родителю от учителя. Он сообщает на какой предмет стоит обратить внимание. Какие параграфы стоило бы повторить, чтобы обязательно исправить низкий балл.

  • Режим, распорядок

Боязнь детей младшего возраста опоздать на урок, страх перед звонком, оповещающем о начале или конце школьных занятий. Тревога по поводу недостатка времени для выполнения важных контрольных тестов. Страх не успеть выполнить домашние задания, слезы и истерики над тетрадками дома. Здесь на помощь должны прийти родители. Помогите чаду отточить режим, выделите специальные часы для написания домашних работ.

%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B8-5-300x300.jpg

Есть известный мандраж детей по поводу конца четверти или полугодия. Систематический контроль над выполнением упражнений и тестов сыграет здесь на руку. Повторяйте пройденное вместе с ребенком, учите его систематизировать и накоплять знания. Тогда никакие проверочные тесты ему будет не страшны.

  • Преподавательский состав и обслуживающий персонал

Порой у детей школьного возраста возникает паника при встрече с директором, завучами, классным руководителем. Боязнь охранников довольно частое явление. В основном их опасаются ребята, которых родители часто пугали милиционером, который якобы заберет их за плохое поведение. Такой вид воспитания деструктивен и может спровоцировать панические атаки. Каждый раз, проходя в коридоре мимо мужчины в форме, школьник испытывает стресс, а потом плохо запоминает новую информацию на уроке.

  • Организация школьной жизни

Тревога по поводу перехода в другой кабинет, боязнь не найти нужную дверь. Неприязнь к переменам, шумным праздникам. И один из главных кошмарных снов первоклассника боязнь потеряться в лабиринтах школьных коридоров. Кстати, он легко решается при помощи подробной экскурсии по закоулкам школы. Попросите классного руководителя провести познавательную прогулку по учебному корпусу.

  • Страх надолго расстаться с родителями

Нередко он свойственен детям младшего возраста, которые не посещали детский сад. В этом случае психологи советуют до школы обязательно водить малышей в развивающие центры, где они могут побыть какое-то время наедине со сверстниками.

%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B8-6.jpg

Страхи бываю разные по происхождению:

  1. Пришедшие вместе с опытом. Он может быть самостоятельный или на примере других.
  2. Внушенные. Им делятся взрослые, чтобы направить чадо на истинный путь. Это страх во благо, имеющий воспитательный характер.
  3. В толпе. Часто группа людей заражает друг друга необоснованной тревогой. Школьники любого возраста не исключение. Например, это мандраж перед контрольной работой или тревога перед соревнованием.
  4. Выдуманные страхи, основанные на слухах, недомолвках. Например, ученик плохо расслышал слова учителя или трактовал их по-своему. Эти страхи кратковременны и зависят от ситуации.

Динамика страхов

Школьные страхи динамичны они изменяются под воздействием внешних и внутренних факторов. Они могут угасать и прогрессировать. В начальной школе юный любитель знаний переживает несколько кризисных моментов, обусловленных внешними изменениями:

  • Синдром первоклассника

У ребенка изменяется социальный статус. Первый день в школе несет много переживаний. Собираясь в школу, ученик боится проспать, опоздать. Подобные режимные страхи нормальны. Также не стоит делать проблему из тревоги первоклассника потеряться в школе. Пространственные страхи нормальное явление для учеников первых классов. Они помогают малышам быстрее ориентироваться в помещении. Период адаптации длится в среднем два месяца. Обычно первоклассники не переходят из класса в класс, но есть школы, практикующие предметное обучение. Уровень пространственных страхов у ребят там значительно выше.

Стрессом может быть и смена учителя. Часто все предметы в начальной школе ведет один преподаватель, чтобы облегчить детям младшего возраста процесс обучения. Постоянная смена лиц у доски ведет к возникновению беспочвенной тревоги и стрессов.

  • Введение системы оценок

Это происходит в конце первого полугодия или в начале второго года обучения. Возникает здоровый страх перед плохими оценками. Задача родителей, учителей и психологов сделать так, чтобы эта естественная тревога не переросла в болезненную фобию.

  • Окончание первого класса

%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B8-4-300x300.jpg

Первый выпускной. Страхи становятся индивидуальными. Период со второго по пятый класс считается тихим с точки зрения кризисов. Дети привыкли к персоналу и распорядку. Все идет своим чередом.

  • Переход в среднюю школу

Изменение темпа образовательного процесса. Новые предметы и учителя новый стресс, новые страхи. Но уже не настолько ярки, как у первоклассника. Как правило, к середине учебного года они минимизируются.

  • Окончание средней школы. ЕГЭ.

Профилактика страхов

Грамотная профилактика школьных страхов способна уберечь детей любого возраста от стресса. Она включает в себя несколько аспектов:

  1. Доверительное общение ребенка и родителей.
  2. Контакт мам и пап с учителями и штатными психологами.
  3. Беседы ученика с психологом, который готов помочь в любую минуту.

Как успокоить ребенка?

%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B8-1-300x300.jpg

Правильная профилактика поможет избежать детских стрессов. Но если родители узнали о страхе ребенка слишком поздно, когда он превратился в навязчивую тревогу? Например, ребенок не хочет идти в школу. После нескольких дней скандалов и разбирательств выясняется, что несколько дней назад по дороге на место учебы его покусала собака. Ребенок замкнулся, страх прогрессирует. Ученик перенес страх на школу, он пытается обезопасить себя от физической боли, прогуливая занятия. В данном случае лучше обратиться к специалисту, занимающемуся психологическими травмами.

Иногда нездоровая атмосфера в коллективе может спровоцировать эффект разорвавшейся бомбы. Разговаривайте с ребенком не только об учебе, но и о его взаимоотношениях со сверстниками. Предложите позвать одноклассников в гости. Налаживайте связи с его друзьями, их родителями. Тогда страхи, основанные на конфликтных ситуациях в классе, отпадут сами собой. Приятно учиться в дружном коллективе, где нет места обидам и зависти. В классе учатся мальчики и девочки одного возраста. Часто одноклассники становятся лучшими друзьями на всю жизнь. Обязательно расскажите об этом ребенку.

Ребенку нужен пример. Покажите свои школьные фотографии. Поделитесь хорошими воспоминаниями о классе и преподавателях. Вспомните неприятную ситуацию и выход из нее. Это взбодрит школьника, научит смотреть страхам в лицо.

%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B8-3.png

Если страх не уходит, попробуйте наглядно представить его. Попросите ребенка нарисовать свои опасения, а потом вместе разорвите лист бумаги на мелкие кусочки. Вместе с рисунком вы уничтожаете и панику. Этот метод психологи считают очень действенным. Можно написать страх на бумаге, свернуть трубочкой и положить в воздушный шарик. Тревога улетит вместе с ярким шаром. Ребенок обретет спокойствие и гармонию.

Если вы видите, что ребенку не очень комфортно в учебном учреждении и он чего-то боится, обязательно выясните причину. Доверие поможет побороть школьные страхи.

Причины появления

У психологов нет единого мнения о причинах развития фобий. Кто-то считает, что все дело в ранних детских травмах, кто-то указывает на стечение обстоятельств. Название болезни появилось от греческого слова фобос, что переводится как страх. К ней не приводит однократный стресс. Чаще всего это долгий процесс, в ходе которого ребенок постоянно подвергается негативным воздействиям.

Боязнь школы называется дидаскалейнофобией, и она присуща только детям школьного возраста. Ее появлению способствуют следующие факторы:

  • издевательство одноклассников;
  • злые шутки сверстников;
  • угрозы и обещания расправы;
  • серьезные учебные нагрузки;
  • давление со стороны учителя.

prichiny_poyavleniya_skolinofobii.jpg

Бывают и другие причины развития боязни идти в школу. Некоторые дети одержимы страхом, что в их отсутствие с родителями случится что-то плохое. Другие поглощены семейными скандалами, стараются решить проблемы взрослых. При этом школьника посещает желание отказаться от учебы, так как на нее у него нет времени.

Основная характеристика

В основном сколинофобия свойственна детям младшего школьного возраста. В запущенном случае она проявляется в чувстве страха перед любыми учебными заведениями: художественными, музыкальными, спортивными и т. п.

Обычно фобия появляется из-за пренебрежения родителей. Они не уделяют время для подготовки ребенка к школе либо слишком строги к нему.

osnovnaya_harakteristika.jpgНекоторые мамы стремятся отдать детей в школу в 6 лет, не учитывая особенностей индивидуального развития. Ребенок, оказавшись в классе, понимает, что его знания не дотягивают до уровня остальных детей. Учитель начинает ругать его за неусидчивость и невозможность справиться с заданием. Так появляется страх.

Без помощи специалиста такие дети не могут найти друзей, получить поддержку сверстников. Ребенок попадает в замкнутый круг, а опасения усиливаются и начинают мешать обычному образу жизни.

Симптомы состояния

На английском языке боязнь ходить в школу называется Didaskaleinophobia. Психологи акцентируют внимание на том, что страх возникает только в период уроков. Некоторые родители считают, что их дети ленятся и не желают учиться. Они прогуливают уроки, придумывают разные предлоги, чтобы не посещать занятия. Родителям важно понять причину такого поведения.

У детей в начальной школе происходит процесс адаптации к учебным нагрузкам. Без поддержки семьи они не справляются, особенно если в классе авторитарный учитель.

Некоторые родители уверены, что страх проявляет себя в разных сферах. На самом деле он появляется только в определённых ситуациях.

Симптомы фобии:

  • удушье;
  • сдавленное дыхание;
  • учащенное сердцебиение;
  • повышенное потоотделение;
  • бледность;
  • тошнота и рвота.

simptomy_skolinofobii.jpgЕсли проблему не решить вовремя, то она будет только прогрессировать со временем. Поведение подростка может быть разным от беспокойно-панического до апатично-равнодушного. Дети со сколинофобией испытывают чувство беспомощности, вины, стыда из-за того, что не справляются со своими эмоциями. Все это приводит к депрессиям и суицидальным мыслям.

Способы лечения

Для лечения сколинофобии (так называется боязнь школы) обязательно нужен психолог. Только хороший специалист поможет справиться с проблемой. Терапия направлена не только на детей, но и на их родителей. Если в основе страха лежит конфликт с учителей, то работа проводится и с ним.

Психолог определяет причины состояния маленького пациента. Для этого используют беседу и проективные методики (рисуночные тесты). Специалист объективно смотрит на проблему и помогает определить ее истоки. Если проблема лежит в буллинге (травле), то он учит правильно реагировать на издевательства со стороны сверстников.

Иногда эффективными оказываются разного рода тренинги. Они направлены на выработку определенных моделей поведения. Например, учат, как выходить из конфликтных ситуаций, как побороть стеснительность и неуверенность в себе и т. п.

Медикаментозная терапия назначается редко, так как многие препараты нельзя использовать в детском возрасте. Обычно врач рекомендует легкие седативы, ЛФК и физиотерапию. Все это позволяет наладить работу нервной системы.

sposoby_lecheniya_skolinofobii.jpg

Если все дело в высоком уровне тревожности, то психолог учит специальным техникам успокоения. Они направлены на снижение уровня беспокойства. Родителям тоже необходимо работать со специалистом, особенно если корень проблем в их постоянных ссорах. Им необходимо разрешить свои конфликты, иначе они и дальше будут сказываться на детях.

Любое нарушение в психике легче предупредить, чем лечить. Перед тем как отдавать сына или дочь в школу, нужно получить консультацию психолога.

Он оценит развитие эмоционально-волевой сферы и уровень готовности к учебе. Если показатели будут низкими, специалист рекомендует подождать с походом в школу.

Источники:

  • https://detki.guru/psihologiya-rebenka/shkolnaya-fobiya.html
  • https://srazu.pro/vozrostnaya/boyazn-shkoly-detej-podrostkov.html
  • https://skazhistraham.net/fobii-i-strahi/didaskaleynofobiya-izbavlyaemsya-ot-straha-shkolyi.html
  • https://kladvsebe.ru/nashi-deti/5-rasprostranennyx-shkolnyx-straxov-i-sposoby-ot-nix-izbavitsya.html
  • https://strahoff.net/s/bojazn-hodit-v-shkolu-skolinofobija-prichiny-i-puti-preodolenija/

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит