Семейно нравственное воспитание и развитие детей играет исключительно важную роль в жизни каждого человека во многом потому, что именно в ее задачи входит привитие ребенку базовых морально-нравственных качеств, представлений о правильном и неправильном, допустимых и неприемлемых формах поведения. И насколько сильным не оказывалось бы влияние на ребенка средств массовой информации, окружения и т.д., именно семья способна заложить в сознании ребенка прочные представления о воспитанности, морали и духовном начале в целом, что даст ему возможность противостоять многим негативным факторам извне.
Нравственное воспитание начинается в семье
Для того чтобы понять, как эффективнее всего строить семейное-нравственное воспитание, нам нужно будет глубже вникнуть в это понятие. Что же такое семейно-нравственное воспитание ребенка?
Семейно-нравственное воспитание и факторы, определяющие его
Духовно-нравственное воспитание личности это процесс направленного формирование у ребенка базовой личностной культуры, содействующей становлению его личности. Ребенок усваивает те ценности и идеалы, которые в будущем сформируют его мировоззрение и жизненную позицию, которой он станет придерживаться в дальнейшем.
Цели семейно-нравственного воспитания
Для того, чтобы нравственное воспитание детей давалось семье максимально эффективно, необходимо, чтобы в нем принимали участие как семья, так и школа, а также ближайшее окружение ребенка и социум в целом. Однако нельзя не отметить, что именно семья будет играть в этом деле главенствующую роль.
Основным методом, который будет использоваться родителями в процессе семейно-нравственного воспитания, является личный пример, демонстрируемый ребенку в повседневной жизни.
Дети копируют поведение родителей
Начиная с самого юного возраста, ребенок начинает неосознанно копировать и перенимать привычки, отдельные действия, а позже и характер тех, кто рядом. Каким бы маленьким не был ребенок, он всегда очень тонко чувствует атмосферу, царящую в его семье, и понимает, какие отношения существуют между родителями. Значения имеет каждая мелочь в семье начиная от поведения родителей с детьми и заканчивая громкостью голоса и интонацией. И каждое событие, свидетелем которой стал ребенок, может существенно отразиться как на его текущем состоянии, так и будущем. Слова и поступки родителей сыграют неоценимую роль, формируя у детей отношение к окружающему миру.
Формирование четких нравственных установок и убеждений вот конечная цель, которую предусматривает нравственное воспитание.
К числу базовых нравственных качеств личности относятся:
Чувство правды. Представления ребенка об окружающем мире, а также самом себе, должны максимально соответствовать действительности. Стремление к истине ценно тем, что на его основе позже будут развиваться такие качества, как совестливость, правдивость и честность. Эти качества, имеющие социальную природу, развиваются на основе врожденной потребности в познании, стремлении к поиску истины. Особую роль необходимость воспитания этих качеств приобретает в дошкольном детстве, когда параллельно с бурным развитием фантазии у ребенка обнаруживаются и склонность ко лжи и притворству. Развитие чувства правды тонкий процесс, требующий от родителя особого чувства такта, взаимного доверия и здравого смысла.
Воспитания семейных ценностей
Чувство доверия. Заслужить доверие детей способен только тот, что сможет подарить им чувство защищенности и положительные эмоции. Доверие дает ребенку раскрываться перед родителем, делясь с ним своими мыслями, чувствами и переживаниями. Доверие воспитывается на основе позитивного восприятия ребенка, поддержке и способности верить в него.
Чувство справедливости. Это чувство подталкивает ребенка искать правду, использовать доступные средства для принятия наиболее оптимального и взвешенного решения. В основе чувства справедливости лежит полноценное представление ребенка о хорошем и плохом, о дозволенном и запретном, о допустимом и непозволительном. Немаловажными качествами, необходимыми для формирования чувства справедливости, также являются способность к объективной самооценке ребенка и правильного восприятию происходящего.
Чувство эмпатии. Это качество дает ребенку возможность понимать и принимать чувства, испытываемые окружающими его людьми. Способность к сочувствию, состраданию и сопереживанию подавляет в ребенке чрезмерные проявления эгоизма, учит его бескорыстию и делая добрые дела, не ожидая за это похвалы или поощрения. Ребенок, обладающий развитой эмпатией, отличается способностей смотреть на ситуацию с разных ракурсов, признавая правду каждой из сторон ситуации.
Чувство симпатии. Это чувство дает возможность делать выбор в пользу того или иного человека в семье и ближайшем окружении, основываясь на личном предпочтении. Симпатии ребенка к тому или иному человеку зависит от того, насколько он к нему благосклонен. Ребенок, как правило, проявляет свою симпатию в мелочах, однако именно эти, зачастую невидимые глазу детали и выдают истинное отношение детей к окружающим.
Чувство вины часто корнями уходит в семью
Чувство собственного достоинства. Сможет ли ребенок должным образом отреагировать на критику со стороны значимых для него людей? И сможет ли он при этом руководствоваться актуальными для себя нормами морали и нравственности? Все это определяет, прежде всего, чувством собственного достоинства ребенка возможности отстоять свои права и защитить собственное Я тогда, когда это действительно необходимо. Чувство собственного достоинства может проявиться и при необходимости защищать себя как личность, и как исполнителя той или иной работы. Чувство собственного достоинства во многом базируется на таких качествах, как честность и адекватная самооценка.
Чувство самоуважения. Самоуважение это качество, родственное чувству собственного достоинства. Оно формируется путем формирования в ребенке положительных качеств и признании их со стороны взрослых. На самоуважении сказывается как самооценка ребенка, так и его восприятие другими детьми. Семейно-нравственное воспитание, помимо всего прочего, должно помочь ребенку обрести уверенность в себе и своих способностях.
Установки на добро семье необходимо формировать у ребенка с самого раннего возраста. Он должен четко понимать, как хорошо приносить пользу тем, кто в этом нуждается.
Чувство самоуважения одно из самых важных в жизни
Особенно важно акцентировать внимание на том, что именно хорошие поступки, а не разговоры о хорошем поведении могут повлиять на то, что происходит вокруг.
Принципы семейно-нравственного воспитания
Морально-нравственные качества в семье не являются для человека врожденными. Для их формирования у детей нужна работа родителей и всего ближайшего окружения ребенка. Для того, чтобы нравственное воспитание могло осуществляться максимально эффективно, нежно помнить о следующих принципах:
Методы стимулирования детей
Принцип единства слова и действия. В том случае, если пытаясь научить детей одному, родитель будет демонстрировать на практике совершенно другие формы поведения, ребенок будет скорее копировать поведенческие формы, чем слушать то, что ему говорят.
Принцип единства правил и норм. Морально-нравственные нормы, принятые в семье, должны разделяться, приниматься и поддерживаться обоими родителями, а также другими членами семьи. В том случае, если тот или иной поступок будет порицаться одними родителями, но одобряться другими, это неизбежно приведет к тому, что ребенок начнет лицемерить, приучая себя к обману и лжи.
Принцип последовательности. Для того, чтобы ребенок мог усвоить принятые в семье основы норм и правил, они должны быть четко сформулированы и постоянны. Конечно же, по мере взросления ребенка и обретения им самостоятельности, нужно пересматривать многие дозволения и запреты. Но вместе с тем, недопустимо менять их под влиянием сиюминутных импульсов (плохого настроения и т.д.).
Принцип разумного поощрения и наказания детей. Семейно-нравственное воспитание не обходится без этих серьезных инструментов развития, пользоваться которыми нужно максимально грамотно. Для того, чтобы ребенок лучше запоминал смыл морально-нравственных норм, а дозволения и запреты лучше закреплялись в его сознании, необходимо использовать систему поощрений и наказаний.
Недопустимые наказания побои и оскорбления
Однако использовать эти инструменты воспитания необходимо очень осторожно. Так, ребенок должен в обязательном порядке понимать, за что именно он был наказан, или, наоборот за что получил от родителя похвалу.
Очень важно строго дозировать и то, и другое. Слишком частые поощрения сместят акценты морально-нравственного воспитания, заставляя ребенка действовать, преследуя исключительно корыстные цели. Кроме того, сильные позитивные стимулы дают возможность добиться лишь незначительного прогресса и усвоить самые элементарные действия.
Суровые наказания, напротив, формируют у ребенка страх перед родителями, заставляя часто прибегать к обману.
Первичная социальная адаптация и ее особенности
Как мы уже установили, именно раннее детство является возрастом, когда начинают формироваться базовые нравственные качества детей. Своеобразной точкой отсчета в процессе нравственного воспитания являются первые моральные требования, предъявляемые ему со стороны ближайшего окружения и общества в целом. Ведущую роль в становлении морали ребенка все также играет взрослый, поведение которого для ребенка становится образцом для дальнейших действий.
Стадии социализации детей младшего возраста
Благодаря всему этому ребенок включается в явление, называемое первичной адаптацией в социуме. Для того, чтобы первичная социальная адаптация и ее основы прошли максимально результативно, у ребенка должна быть сформирована потребность в общении и взаимодействии с родителями. На почве этого в дальнейшем у него будет формироваться доброжелательное отношение в его сверстникам и близким людям целом. Ребенок начинает считывать вербальные и невербальные сигналы с их стороны, понимать их, а позднее реагировать и отвечать на них. В его жизни появляются и играют все более весомую роль дозволения и запреты.
Механизм понимания того, что можно и что нельзя в дальнейшем ляжет в основу формирования правильного поведения и полезных привычек.
Роль и формы общения родителей с ребенком
Нравственно духовные основы воспитания в каждой семье закладываются уже в первые месяцы жизни. В возрасте около шести месяцев общение между ребенком и родителями начинает претерпевать некоторые изменения. И если раньше оно было преимущественно эмоциональным, то сейчас оно становится более конкретным и предметным. Подражая своим родителям, ребёнок начинает усваивать новые действия и привыкать к новым формам поведения.
Обучение от окружающих что оказывает влияние на детей
В частности к игровым формам поведения, пониманию значения и функции речи. Формируются первые навыки предметного общения. Все эти качества в дальнейшем нужны будут ему для более эффективного нравственного воспитания.
Уже в этом возрасте ребенок начинает усваивать первые слова, обозначающие разрешение или запрет на ту или иную деятельность. Но, более важную роль в восприятии речи все еще играет не значение и смысл слов, а их эмоциональная окраска. Речь, не сопровождаемая сменой интонации или мимикой, будет восприниматься им хуже эмоционально окрашенной. Окончательный смысл слов будет доступен ребенку лишь к первому году жизни. До этого его поведение будет руководить, в основном, подражание.
Существенную роль в нравственном воспитании ребенка играет также приобретенный им навык ходьбы. Это объясняется тем, что открывая для себя новые возможности познания мира, ребенок существенно расширяет свои границы познания.
Более эффективный контроль поведения активности ребенка достигается за счет понимания им слова и речи в целом. Немаловажно также и то, что годовалый ребенок прибирает такие качества, как автономия, способность к доверию, что обеспечивает ему возможность выходить за рамки своей семьи. И начинать активно взаимодействовать со сверстниками, другими взрослыми. Расширившиеся возможности общения формируют у ребенка доброжелательное отношение не только к своим близким, но также и другим людям, с которыми он будет взаимодействовать в повседневной жизни: к их числу относятся, например, его друзья, другие родители, воспитатели и т.д.
Принцип доверия основа общения с родителями
Роль оценки взрослого в формировании морально-нравственных установок ребенка
Направляющую роль в морально-нравственном воспитании ребенка будет играть оценка его поведения и деятельности взрослым, в особенности родителем. Именно на основе одобрения или порицания будет формироваться представление ребенка о том, что можно делать, а что нежелательно. Похвала со стороны взрослых укрепляет уверенность детей в том, что поступок положителен. Это вызывает у него желание в будущем поступить также. Наказание, напротив, вызывает у него чувство неудовлетворенности и дискомфорта.
В дальнейшем, оценка взрослого поведения ребенка ляжет в основу самооценки его поступков, что позволит ему придерживаться усвоенных морально-нравственных норм и в тех случаях, когда взрослых нет рядом.
Способы развития детей
Роль игры в формировании морально-нравственных качеств
Не забывая об исключительно важной роли игры на этом этап развития, нужно активно использовать ее и в привитии ребенку норм морали и нравственности. Игры позволяют не только смоделировать ситуации, в которых ребенку предстоит проявить свои лучшие качества и делать выбор в пользу более справедливого и правильного решения. Но также приучаться к таким феноменам, как распределение ролей, дисциплина, права и обязанности каждого участника игрового действия.
Сюжетно-ролевые игры обучение взрослой жизни
Воспитание нравственных и моральных качеств в семье упростится, если использовать простейшие сюжетно-ролевые игры. Со временем игровой репертуар значительно расширяется и становится более сложным и разнообразным.
Особенности нравственного воспитания
В духовно-нравственном воспитании стали проявляться отрицательные черты: компьютеры и необдуманные просмотр телевизора вытолкнули на второй план книги, живое общение заменили виртуальные смс.
Материальная сторона жизни стала доминировать над духовной, поэтому у детей исказилось представление о доброте, милосердие, сострадание и патриотизме.
Что такое духовно-нравственное воспитание составляющие
Воспитание нравственности у ребенка основывается на взаимодействии трех основных китов: общеобразовательное учреждение или детский сад, семья и непосредственно, ребенок. На современном этапе лидирующую позицию занимает взаимодействие воспитатель-родитель. Оно заключается в обмене опытом, знаниями, мыслями и переживаниями.
Семьи и детский сад два приоритетных места, где происходит полноценное формирование человека, как личности.
Нравственные основы цель духовно-нравственного воспитания
Семья залог нравственного воспитания
Слабым местом в формировании правильных нравственных представлений, является семья. Многие родителя даже не подозревают, что уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться социальные нормы, моральные требования и различные образцы поведения в ходе подражания, чаще всего родителям. Поэтому главной задачей в нравственном воспитании стоит донесение до семьи, что именно в ней должны сохраняться и ею передаваться обычаи и семейные ценности переданные издавна и новые, созданные ими. Необходимо донести, что семья несет ответственность за воспитание детей.
Семейные ценности основа духовно-нравственного воспитания
К новым, современным традициям можно отнести семейный субботний вечер, совместный поход на каток, в кино. Отличным решением будет выбрать семейный праздник, который будет, значимым именно для данной семьи. Это может быть Новый год, день рожденье или 8 марта.
Совет: необходимо как можно больше уделять времени для общения со своим ребенком. Читать ему книги, смотреть вместе мультфильм, интересоваться его жизнью и увлечениями.
Кадры из добрых мультфильмов
При просмотре мультфильмов, лучше отдавать предпочтение добрым советским мультфильмам, а не современным американским. Влияние современных мультфильмов на развитие и воспитание детей станет отличной темой для следующего родительского собрания или консультации.
Задачи, формы и цели духовно-нравственного воспитания в семье
Задачи, которые должны ставить перед собой родители, просты:
научить детей отличать добро и зло, учить творить добро и быть милосердными;
формировать чувство уважения, любви к своей Родине;
ориентировать на нравственное воспитание дошкольников в семье, путем ознакомления с традиционными устоями семьи.
Суть духовно-нравственного воспитания в семье
Формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию в семье:
родительские собрания на духовно-нравственную тематику;
вечера-дискуссии;
открытые показательные выступления педагогов;
завлечение родителей для совместной деятельности: проведение выставок, конкурсов, театральных постановок;
индивидуальные консультативные встречи со специалистами: психолог, педагог и воспитатель;
совместные с детьми экскурсии;
активное участие родителей в жизни детского сада или школы (помощь в благоустройстве участка, в мелком ремонте, совместная подготовка праздников)
общий с родителя досуг.
При совместном с родителями духовно-патриотическом воспитании необходимо перед собой ставить следующие цели: формирование у детей положительного отношения к людям и окружающему его миру; знакомство с умением проявлять сострадание к людям; учить нести ответственность за свои поступки.
Работа с родителями совместные занятия
Образовательное учреждение, как средство духовно-нравственного воспитания
Прежде чем начать воспитательную работу с родителями по нравственному воспитанию детей, необходимо провести диагностические мероприятия. Выявить проблемные зоны, темы интересующие родителей больше всего. Чаще родители интересуются сенситивными периодами, кризисными скачками в развитии и готовностью дошкольника к школе.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию
На занятиях по социализации уместным будет познакомить детей с профессиями своих родственников. Формировать у них добросовестное отношение к любому делу.
Отличным праздником, где напрямую будут взаимодействовать дети, и родители станут: спортивно-развлекательный праздник 23 февраля и праздник Мам к 8 марта.
Утренники для младших школьников один из методов воспитания
Важно: родителям детей старшего дошкольного возраста (6 лет) следует помнить, что уровень развития познавательной и эмоционально-волевой сферы остается все еще на уровне младшего дошкольника, где основной вид деятельности все еще игра. Постарайтесь доносить серьезные вещи в игровой форме.
Взаимосвязь нравственного и патриотического воспитания
Духовно-нравственное воспитание тесно переплетается с патриотическим воспитанием, ведь любовь к своему дому, городу, Родине влечет уважение и любовь к своей семье. В настоящее время все больше семей стараются привлекать детей к ознакомлению с историей своего края и человечества в целом. Правильным решением станет совместный просмотр фото книг, кинолент, посещение этнических музеев, галерей, тематических празднований. К тематическому гулянию можно отнести празднование Масленицы. Именно оно позволяет наглядно и практически познакомится с традициями и обычаями своего народа.
Патриотическое воспитание одна из главных составляющих духовно-нравственного развития
Детям свойственно совершать необдуманные, эмоционально окрашенные поступки.
Но на их фоне, все равно, можно просмотреть положительную динамику в нравственном воспитании. Дети уже могут давать оценку своим поступкам и реакциям, научились видеть поступки других людей, отличать хорошие и плохие дела, сформировался навык проявления милосердия, отзывчивости.
Воспитание любви к родине актуальность опыта
Воспитание духовно-нравственных представлений дело не одного дня и даже не месяца.
Это повседневная работа родителей и педагогов, направленная на формирование толерантности, уважения к семье и родному краю.