Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №1 Счастливчик
ОПЫТ РАБОТЫ
Развитие творческих способностей у дошкольников
Воспитатель:
Миронова Анна Павловна
г. Кимры
В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Дошкольное детство уникальный период в жизни человека, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительными материалами. Например, нарисовав синие пятно и линии, идущие в разные стороны, ребенок большую часть времени тратит на рассказ: оказывается это гуси лебеди уносят Иванушку в лес к Бабе яге. Отлично, не правда ли? А что на самом деле? Темное пятно и линии
И смысл изображения понятен только маленькому художнику. Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Обучение ребенка должно обогащать и уточнять восприятие и представления его об окружающем мире, а не сводиться к навязыванию ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные интересы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.
Основные направления моей работы с детьми для развития самостоятельной творческой деятельности:
- вызвать у детей интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
- побуждать изображать доступными средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;
- помогать детям осваивать цветовую палитру; учить смешивать краски для получения светлых, темных и новых цветов и оттенков;
- сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, помогать дошкольникам в создании выразительных образов; деликатно и тактично способствовать обогащению содержания рисунков, формы, композиции, цветового решения;
- постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к детям, к детским изобразительным умениям и навыкам, не делая их предметом специальных учебных заданий;
- способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности рисунок интересен другим (детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Цельюмоей работы является развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
— создавать условия для развития творчества детей и формирования изобразительных навыков и умений, необходимых для создания художественно-выразительного образа в рисунках;
-формирование у детей творческих способностей на занятиях по рисованию, развитие наблюдательности и применение ее в детском рисунке;
-накопление теоретических знаний для организации разных форм методической работы с детьми своей группы по данной проблеме;
-создание развивающей среды в группе, способствующей накоплению знаний, умений и проявлению творческих способностей у детей;
-развитие сотрудничества с родителями воспитанников.
Творчество — это деятельность человека, направленная на создание какого — либо нового, оригинального продукта. Творческий акт характеризуется как прорыв в неизвестное, выход из тупиковой ситуации, возникновение новых возможностей в развитии. Ребенок, строящий свой первый замок из песка и архитектор, создающий проект ультрасовременного здания, могут быть творцами. Способность к творчеству предполагает способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем, быстрое разрешение проблемных ситуаций. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут только они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в белоснежные лошадки, а небо помещается в бутоне цветка.
Если педагоги и родители не будут обращать серьезное внимание на развитие у ребенка способности фантазировать, то в последующем будет наступать быстрое снижение активности этой функции, у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, теряется интерес к искусству, науке.
В системе дошкольного образования большое значение отводится рисованию. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать прекрасное.
Развивая у детей творческие способности через изобразительную деятельность, главное самому верить, что художественное творчество не знает границ ни в материале, ни в технике рисования. Чтобы передать эту веру детям, мы в детском саду рисуем не только традиционными средствами изобразительной деятельности, но и нетрадиционными.
В своей работе, начиная с младшей группы, я использую следующие техники рисования:
Рисование пальчиками. Кто сказал, что рисовать можно только карандашами и кисточкой? А, если к краскам тянется пальчик? Пальцем хорошо ставить точки, заполняя прорисованный контур. Детям эта техника интересна, проста и понятна.
Рисование ладошкой эта техника сложнее, так как требует от ребенка более развитого эстетического восприятия, воображения, мышления. При рисовании ладошкой я стремлюсь к тому, чтобы дети не ограничивались только изображением отдельного предмета, а создавали какой то сюжет.
Кляксография яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку. Желательно чтобы кляксу сделал взрослый.
Рисование по мокрому листу— кисточка не касается листа, краска ложится красиво, волшебно.
Тычок жесткой полусухой кистью — кисть опускается в гуашь и ударяется ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.Восковые мелки + акварель —ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель — ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная —ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Набрызг — ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Рисование на кофейной гуще — тонируются альбомные листы, и осуществляется роспись. Этот метод я использую для ознакомления детей с предметами народно прикладного искусства.
В своей работе с детьми я применяю следующие методы и приемы:
— наглядные (рассматривание предмета, использование картин, использование образца, показ приемов работы, анализ детских работ);
— словесные (беседа, указания и пояснения в процессе занятия или совместной деятельности);
— практические методы;
— игровые приемы.
В группе создана предметно развивающая среда, способствующая проявлению желания рисовать, которая соответствует всем требованиям и постоянно обогащается.
Но также велика и роль родителей в развитии творческих способностей у детей. Я провожу анкетирование по данной теме, организую родительские собрания, консультации. Совместно с родителями проводилась родительская гостиная В мире красок и фантазий, где проходила выставка рисунков, родители с интересом знакомились с творчеством других семей. Родители с удовольствием участвуют во всех конкурсах, проводимых в детском саду.
Работая над темой Развитие творчества у детей, я поняла, что рисовать можно на чем угодно и чем угодно, подсказку могут дать даже дети. Главное не ограничивать их свободу в творчестве.
Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание остановить прекрасное мгновенье, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
Рисование для ребенка радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши
А главное то, что рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.
Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное — чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка. В результате проведенной работы и на основе диагностических данных выявлено, что к концу подготовительной к школе группы с программными задачами справляются 90% детей.
Мир детства наполнен открытиями и радостью. Стараюсь делать каждый день интересным, радостным, неповторимым. В непосредственной образовательной и совместной деятельности большое внимание уделяю развитию творческого потенциала детей, умению фантазировать, придумывать, выражать свое личное мнение, проявлять свои знания, умения и способности к самовыражению.
Список литературы
- Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников, Москва: 2006
- Доронова Т.Н. Радуга: Программа развития и воспитания в детском саду, Москва: 2004
- Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду Спб.: КАРО 2008
Творческие способности детей дошкольного возраста
Творческие способности, как и интеллектуальные, относятся к группе познавательных способностей. Только основная нагрузка ложится на разные познавательные процессы. В интеллектуальном познании ведущую роль играет мышление, а в творческом воображение. Поэтому творческие способности дошкольников начинают развиваться позднее во второй половине дошкольного детства.
Примерять кольца пирамидки, чтобы сложить по размеру, ребенок может уже в двухлетнем возрасте. Это свидетельствует о его интеллектуальном развитии. А вот увидеть новый образ в той же пирамидке, назвав ее девочкой, горкой и пр., дошкольник сможет, когда получит многочисленные представления о мире, осмыслит аналогии и активизирует воображение.
Творческие способности детей дошкольного возраста это оригинальный подход в осмыслении окружающего, склонность находить нестандартные способы и средства решения задач и стремление получать оригинальные результаты.
Свой творческий потенциал дети могут реализовать в любом виде деятельности. Рисуя или сооружая конструкцию, выполняя действия с игрушками или увлекаясь сюжетно-ролевой игрой, дошкольники ориентируются на свой замысел. Поскольку замысел формируется на основе того, как ребенок воспринимает окружающую действительность, он может отражать типичную картину, но может быть и очень необычным.
Направления развития творческих способностей детей
Способности к творчеству редко формируются сами по себе. Их развитие нуждается в стимулировании. По этой причине важно знать, в каких направлениях возможно развитие творческих способностей дошкольников. Выделяют две эффективные линии:
- Усложнение действий в использовании средств для воплощения замыслов
- Расширение набора средств для решения конкретной задачи
В качестве примера рассмотрим, как дети используют ведерко. Кроме прямого назначения, оно может служить формой для куличиков, верхней частью построенной башни, головным убором, стульчиком, опорой для моста и др. Но к этой вариативности дети приходят с развитием творческого начала.
Аналогично и с поиском новых средств для воплощения своих задумок. Нельзя нарисовать контур дошкольник выложит его с помощью палочек; нет палочек выстроит кубики по периметру; отсутствуют кубики протянет скакалку или ремешок Если же отсутствуют мало-мальски подходящие средства, старший дошкольник будет действовать в воображаемых обстоятельствах.
Всякий раз поиск подходящих средств и возможностей их использования является своеобразным мозговым штурмом для творческого мышления дошкольника. Опыт подтверждает, что самые оригинальные идеи приходят ПОСЛЕ перебора более привычных вариантов. Взрослым важно помнить этот факт и поощрять активность ребенка в генерировании новых идей.
Особенности и признаки развития творческих способностей дошкольников
Дошкольный период особенно благоприятен для развития художественных творческих способностей.
Ребенок знакомится с изобразительной и конструктивной деятельностью, обращает внимание на музыкальность окружающего мира, пробует свои силы в создании рисунков, поделок и построек.
Ярко выраженная познавательная потребность дошкольника признак творческого потенциала. Кроме того, способности к различным видам художественной деятельности имеют специфические признаки. Родителям полезно знать, как проявляются склонности детей к определенным творческим областям.
Признаки творческих способностей дошкольников в изодеятельности
Уже то, как и какие средства выбирает ребенок для воплощения своего замысла, говорит о наличии или отсутствии творческого подхода. Еще несколько говорящих признаков о наличии способностей к изобразительной деятельности:
- Дошкольник предпочитает рисование или лепку, как только появляется выбор, чем заняться.
- В рамках сюжета изображает большое количество предметов и людей.
- Выбирает оригинальные сюжеты для своих рисунков. Например, изображает не привычные дом-дерево-цветочки, а рисует небо, усыпанное звездами вокруг сияющего солнца, и называет свою картину Космосом.
- Прибегает к рисованию или лепке, чтобы выразить свое настроение и чувства.
- С интересом использует новый материал для осуществления своих замыслов, а также загорается желанием опробовать новое средство в деле (лепить из глины, а не пластилина; рисовать красками вместо карандашей).
- Проявляет интерес к произведениям живописи и скульптуры рассматривает, высказывается по поводу увиденной картины, статуи.
Творческий талант в театрализованной деятельности
Артистический талант внимательные взрослые замечают у ребенка с младшего дошкольного возраста, как только ребенок выработает речевые навыки. Позднее подключается невербальная экспрессия, дополняя выразительные признаки артистизма.
- Любит подражать ярким персонажам из сказок и мультфильмов, пытаясь передать тональность речи и характерные движения.
- Легко входит в любую роль, представляя себя то дружелюбной собачкой, то опасным волком, то Волшебником.
- Активно использует мимику, жесты и движения, чтобы передать чувства и характер образа.
- Стремится вызвать эмоциональный отклик у окружающих, рассказывая что-либо или изображая персонажа.
- Использует атрибуты (подходящую одежду, характерные вспомогательные детали), чтобы подчеркнуть свое соответствие роли.
- Увлеченно смотрит детские представления, будь то театрализованная игра или кукольный спектакль.
Признаки способностей к речевому творчеству в дошкольном возрасте
На какие особенности ориентироваться взрослым, чтобы заметить у дошкольника задатки литературного дарования:
- Ребенок внимательно слушает сказки и детские рассказы. В некоторых сюжетных поворотах останавливает рассказчика и задает уточняющие вопросы.
- Может сам сочинить историю, соблюдая ключевую структуру: подобие завязки сюжета, кульминационное событие и завершающий момент. У младших дошкольников подобные истории могут состоять буквально из 4-5 предложений, но при этом прослеживается структура рассказа.
- Придумывает нечто оригинальное, когда пересказывает всем известную историю или сказку.
- Рассказывая о чем-либо, придерживается сюжетной линии и основной мысли.
- Использует такие слова, которые передают переживания и чувства героев.
- Некоторые моменты объясняет особенно детально, чтобы слушатели поняли происходящее.
Создание условий для развития способностей к творчеству
С каждым годом идеи и действия дошкольника совершенствуются и усложняются. Творческие способности развиваются в тесной связке с воображением. Малышу и без внешнего подталкивания интересно открывать новые горизонты своих достижений. А если его дополнительно аккуратно направлять на поиски нестандартных решений, результаты приобретут оригинальность.
Развитие творческих способностей через сочинение рассказов
Без творческих способностей невозможно сочинить свою историю. Ведь ребенку необходимо извлечь из памяти подходящие характеристики для придуманных персонажей, поместить их в воображаемые обстоятельства и нафантазировать поступки своих героев.
Для создания образов нужен материал. Чем больше его будет в детской памяти, тем вариативнее ребенок будет им распоряжаться.
Родители стимулируют развитие творческих способностей у дошкольников, если не только читают и рассказывают им сказки и другие детские произведения, но и побуждают к сочинительству:
- Как бы все произошло, если бы главные герой поступил иначе
- Какой волшебный предмет пригодился бы герою сказки, и как бы он ему помог
- Как по-другому могла бы завершиться история
Подобные вопросы подталкивают детей сначала изменять и дополнять существующие произведения, а затем придумывать свои истории.
Конструирование как средство развития способностей к творчеству
Прямая активизация творческих способностей происходит в процессе конструктивной деятельности. Если иметь в виду строительное конструирование, то детишки редко сооружают одни и те же объекты. Они задумывают новые постройки, находят новые приемы в воплощении своих задумок.
К тому же, непосредственно в процессе юный строитель может несколько раз поменять свои планы. В итоге, его конструкция обрастает новыми деталями, усовершенствуется, меняет свое назначение.
Обязательно нужно расспрашивать дошкольника, что он построил, для чего предназначена конструкция, как ею пользоваться, чем отличается от предыдущей и пр.
Неограниченным полем для творчества является бумажное конструирование. Для ребенка этот вид творческой деятельности становится доступным в старшем дошкольном возрасте с развитием умелости рук. Сложный вид, который реализуется с подачи взрослого и при его ведущей роли.
Сначала ребенок только наблюдает, во что может превратиться обычный лист бумаги в умелых руках, потом пробует повторить при непосредственном участии взрослого. И только старшие дети пробуют сконструировать изделие самостоятельно.
Роль семьи в развитии творческих способностей дошкольников
Кто, как не родители, обязаны заметить, к чему больше тянется ребенок, каковы его возможности в конкретный период, и на развитии каких способностей важно сосредоточить основное внимание.
Конечно, обогащать личность дошкольника следует в разных направлениях обучать рисованию и лепке, вместе конструировать и придумывать истории, организовать простенький домашний театр. В каждом из этих видов занятий есть место для преобразования действительности и проявления творческих способностей.
Большинство детей испытывают особый интерес не ко всем видам деятельности, а выделяют приоритетные для себя. Вот на этом поле родителям и следует создавать условия, чтобы ребенок открывал новые средства, расширял варианты их использования для воплощения своих замыслов. Направленные усилия любящих и понимающих взрослых, ненавязчивое участие в детских играх и занятиях можно и нужно использовать для развития творческих способностей дошкольников.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/04/15/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-u-doshkolnikov
- https://alldoshkol.ru/sposobnosti/razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-doshkolnikov