Развитие познавательной деятельности детей в раннем возрасте

СОДЕРЖАНИЕ

Родителям всегда хочется, чтобы малыш сам проявлял тягу к знаниям, стремился узнать что-то новое и полезное. Для этого не нужно с самого маленького возраста заставлять ребенка действовать по заветам Ленина: учиться, учиться и еще раз учиться. Необходимо в первую очередь сформировать у него такое мировоззрение, такую личность, которая самостоятельно будет видеть в постоянном обучении и пользу, и удовольствие. Для этого существует познавательное развитие ребенка.

poznavatelnyj-interes.jpg
Любопытство основа познавательного интереса

Любопытство основа познавательного характера

Естественное желание ребенка с самого маленького возраста это увидеть, пощупать, попробовать как можно больше. Эти методы знакомства с реальностью достаточно примитивны, однако необходимы. Со временем это элементарное любопытство должно углубляться и быть достаточно осознанным.

poznavatelnoe-razvitie-sostav.jpg
Познавательное развитие формы и методы

Существует четыре стадии развития любопытства:

  • Желание первоначально познакомится с предметом. Узнать цвет, вкус, тяжесть и так далее, не вникая в суть дела.
  • Если ребенка поощряют в этом, он приучается видеть мир как объект познания и в нем формируется постоянная черта характера любознательность.
  • При поощрении любознательности ребенок формирует познавательный интерес. Он отличается тем, что имеет четкую цель, определенную мотивацию, глубокий интерес. Например, если речь идет о шитье, то ребенка будет интересовать не только то, как шить конкретное платье, он будет изучать закономерности, как шьются такие юбки, как на любое изделие прикрепить пуговицы, как использовать новое оборудование для той или иной задачи.
  • Последняя стадия познавательная активность, когда ребенок самостоятельно ставит перед собой задачу, понимает, как ему нужно действовать и что изучать и выполняет ее, то есть проходит весь акт обучения по своей инициативе, без посторонней мотивации и получает в конце удовлетворение от результата.
ljubopytstvo-u-detej.jpg
Любопытство у детей основа познавательного развития

Важно понимать, что первичная задача родителей не привить ребенку пресловутую любовь к определенному знанию, а развивать в нем его естественный интерес к окружающему миру любопытство.

Совет: Даже если родителям кажется варварством происходящее, не стоит запрещать малышу изучать мир.

Например, если все только наглаженные и настиранные простыни были вывернуты на пол и тщательно измяты, это не значит, что чадо хотело добавить маме работы. Ребенок просто хочет пощупать, какая бывает ткань, попробовать ее на прочность, на вкус, как на ней будет выглядеть красный или зеленый цвет из любимого набора карандашей. Это и есть та познавательная деятельность, которую нужно развивать, а не пресекать.Игры с материалами

igry-s-materialami-1024x1024.jpg
Игры с различными материалами

Конечно, это не повод отдавать в жертву обучению нужные вещи. Сделайте для ребенка небольшой альбом, в котором будут приклеены с одного бока разные ткани небольшими кусочками, с изнанки и с лицевой стороны. Разрешите малышу делать с этим альбомом все что угодно, только желательно постирать и прогладить материалы, вдруг ребенок потащит их в рот.

Что нужно делать родителям?

Мама и папа, в первую очередь, это пример для детей как бы родители не воспитывали свое чадо, оно все равно будет повторять за ними.

razvitie-do-goda-1024x654.jpg
Играть с малышом надо с первых месяцев жизни

Для того чтобы правильно организовать познавательное развитие дошкольника нужно следовать следующим правилам:

  • Всегда учиться самому. Не важно, что это будет, 10 способов собрать кубик рубик или новый узор в вязании. Ребенок, наблюдающий за этим, будет увлекаться, учиться вместе с родителем, как бы заряжаясь его интересом.
  • Подвергайте сомнениям очевидное, чтобы ребенок мог сам додумать мысль. Это помогает как логике, так и фантазии, учит анализировать.
  • Любые проблемы, о которых слышит малыш объяснять нужно не только всесторонне, но и в перспективе, с предпосылками. Это развивает реальное видение мира понимание закономерностей.
  • Говорите неожиданные вещи. Например, если ребенок знает, что такое квадрат и круг, то скажите малышу, что круг без углов и есть квадрат. Помогает самостоятельно познать мир с разных сторон.
  • Играйте в ассоциации, говорите с ребенком об этом, желательно, не специально, а просто в жизни. Например, обращайте внимание когда видите облако, похожее на курицу или сырник похожий на кошачью фигуру.
  • Знайте много игр и интересных историй на любой случай жизни, если ребенок просит часто повторять один и тот же рассказ, описывайте его в более ярких подробностях, добавляя новую информацию.
  • Как можно чаще ведите творческую деятельность и вовлекайте в нее малыша.
poznavatelnye-didakticheskie-igry.jpg
Обучающие игры полезны для детей с 3-х лет

Главное, во всем это сосредотачиваться не только на себе, но и на ребенке. Старайтесь рассказывать и играть так, чтобы основной фигурой здесь был малыш, а не другие люди или предметы.

Развитие ребенка в социальной сфере

Не стоит забывать, что кроме естественного познания, которое нужно стремиться привить ребенку, нужно помочь ему и социально реализоваться. Для этого нужно с самого начала заниматься речью малыша.

В первые годы, да и в последующем, умение правильно, четко и красиво говорить обязательно пригодится для гармоничного развитии ребенка.

razvitie-rechi.jpg
Направления развития речи

Лучшим способом будет постоянное оттачивание дикции. Скороговорки для развития речевого аппарата помогут не только красиво понятно говорить, но и могут развивать воображение, улучшать понимание ассоциаций и так далее. Вот несколько примеров интересных вариантов:

  1. Проворонила ворона воронёнка на р.
  2. Жужжит над жимолостью жук, тяжёлый на жуке кожух на ж.
  3. Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки на ч.
  4. Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб на ш.
  5. Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке на щ.

Совет: Скороговорки нужно учить наизусть. Это обязательное условие хорошего развития речи.

skorogovorka-na-b.jpg
Скороговорка на букву Б

Также нужно их повторить максимально часто. Например, можно организовать утреннюю традиционную игру, когда малыш одевается и рассказывает маме скороговорку про Сашу и шапку, когда играет со щенком, рассказывает о щенках и так далее. Кроме того можно мотивировать ребенка произносить и заучивать сложные предложения во время приятных для него действий, например, в ванной при купании.

Разнообразие игр

Основой в познании мира в дошкольном возрасте является игра, и родителям ни в коем случае нельзя об этом забывать. Многие основные действия мамы и папы должны быть представлены именно в таком виде. Стоит научиться придумывать интересные игры самостоятельно.

igry-s-vodoj-1024x764.jpg
Игры с водой изучение свойств веществ

Несколько разнообразных игр для примера:

  • Вырезать несколько геометрических фигур (или взять кубики), по паре каждой, выкладывать ребенку определенные схемы, который он должен будет повторять.
  • Во время прогулки зимой стоит предложить ребенку продолжить предложение, например, на морозе у мамы щечки (замерзли, покраснели, спрятались в шарфик и так далее). Нужно спровоцировать ребенка назвать как можно больше слов, показывая их.
  • Дать ребенку различные предметы и набрать тазик с водой. По очереди позволить малышу опускать каждую вещь и спрашивать, почему она тонет/не тонет. По ходу игры объяснять и свойства воды и поведение в ней предметов.
  • Дайте ребенку зонтик или прикрепите его так, чтобы под него можно было спрятаться. По команде Солнце он должен будет активно играть, прыгать, плясать. После, когда звучит команда Дождь, ребенок должен забежать под зонтик и спрятаться. В процессе можно читать разные стихи про солнышко или про дождик.

Это примеры, на подобии которых можно придумать сотни увлекательных занятий, которые не только обучат ребенка, но и подарят ему радость и счастье в общении с родителями.

Познавательный интерес, что это?

Познавательный интересэто всегда избирательная направленность действий человека. Он хочет утолить свою жажду как можно больше узнать о том, что его окружает. Постепенно заинтересованность перерастает в стремление заниматься выбранной им областью знаний, которая приносит удовольствие и удовлетворение.

Младший дошкольник любит всё проверять на собственном опыте: трогать, дёргать, рвать, бросать. Желание познавать у старших дошкольников часто перерастает в самостоятельную творческую работу, которую почемучка выполняет с огромной радостью.

Как появляется познавательный интерес и пути его развития

С младенческого возраста человек начинает проявлять заинтересованность в том, что его окружает. В возрасте полугода кроха может самостоятельно искать потерянные погремушки, радоваться им. К младшему дошкольному возрасту (около трёх лет) непоседа проявляет активность в познании. Теперь он не просто реагирует на появление новых объектов в его жизни, но и стремится как можно больше действовать с ними: трогать, крутить, катать, пробовать на вкус.

Интерес к познанию у дошкольника проявляется в следующих формах:

  • Любопытство. Это эпизодическая, стихийная заинтересованность к незнакомому объекту или событию, свойственная малышам до шести лет (можно ли плюшевого мишку накормить кашей?)
  • Любознательность. Она проявляется при правильном обучении и поддерживании интереса к исследованиям у детей старше пяти лет. При этом непоседы испытывают радость и гордость, если эксперимент завершается удачно.

Etapy-pi.png

Пути развития интереса к познанию.

  1. Перед ребёнком ставится определённая цель, проблема (нам нужно вырастить из фасоли растение).
  2. С малышом обсуждается, где можно получить нужную информацию (можно почитать в энциклопедии, или в интернете, как это сделать).
  3. Предлагается пообщаться со взрослым человеком (узнаем, как бабушка сажает фасоль в землю).
  4. Обобщается опыт, который получили в ходе эксперимента (теперь мы узнали, как можно вырастить фасоль из замоченного в воде семени).

Психологические условия развития познавательных интересов

Для мотивации интереса к познанию следует:

  • учитывать его природную любознательность и индивидуальные особенности. Мотивировать малыша познавать окружающий мир, при этом подогревать его интерес к познанию совместным чтением книг, наблюдениями за живой природой, творческими играми и занятиями;
  • развивать творческие задатки;
  • давать начальные знания о нём самом и окружающем его мире. Обучать классифицировать объекты и осознавать присущие им качества. Познакомить с планетой Земля. Рассказывать о народах, которые населяют Землю, о природе и животном мире.

Характерной особенностью познавательного интереса старшего дошкольника является присутствие в его действиях волевого усилия. Иногда трудно бывает непоседе преодолеть препятствия на пути к желанной цели, проявить силу воли и завершить эксперимент. Здесь необходима помощь и поддержка взрослых.

Познавательная самостоятельность

Примерно в возрасте пяти лет малыш начинает буквально засыпать взрослых вопросами. Ему интересно всё на свете: почему тает снег? Куда улетают певчие птицы на зимовку? Что будет, если воду в чашке оставить на сильном морозе? Постепенно у маленького исследователя проявляется познавательная самостоятельность. Шестилетнему почемучке нужно самому убедиться в том, что вода под воздействием высокой температуры может превратиться в пар, или замёрзнуть на морозе.

К семилетнему возрасту ребёнок по собственной инициативе вступает со взрослыми в разговор. При этом он уже имеет своё собственное мнение и может объяснить, в чём соглашается с воспитателями, а что считает ошибочным в их рассуждениях.

Однако импульсивному непоседе часто трудно заставить довести начатый эксперимент до конца. Взрослым необходимо поддерживать энтузиазм ребёнка и терпеливо учить преодолевать препятствия на пути к новым открытиям.

pr4.png

Познавательная мотивация

Чтобы в малыше проснулось желание к эксперименту, нужно постараться его заинтересовать. Если опыт по выращиванию фасоли на подоконнике интересует малыша, то он с удовольствием включится в процесс замачивания семени в воде, наблюдения за набуханием маленькой фасоли. Позже любопытный непоседа заметит, как она стала больше и напомнит старшим о том, что овощ необходимо посадить в землю. У шестилетнего человека развивается произвольное внимание. Он уже способен помнить о цели эксперимента в течение долгого времени и решать проблему по мере её поступления.

Заинтересованность шестилетнего ребёнка тесно связана с особенностями его произвольного внимания. Младшие дошкольники ещё не могут долго концентрироваться на объекте, или процессе.

Формирование и развитие познавательного интереса у дошкольников

Младенец появляется на свет с врожденным стремлением познавать. Определённые условия существования подпитывают его познавательную активность. Внутренняя готовность к исследованию появляется у крохи не сразу и не стихийным образом. Чтобы получить новые впечатления об окружающем малыш по мере взросления всё больше занимается поисковой деятельностью, опытами и экспериментами с предметами. Главное в такой деятельности это знания, в ней добытые. Маленький исследователь экспериментирует всегда. И когда кушает, и когда гуляет, и когда одевается после сна.

Младший дошкольник познаёт мир по принципу: вижу действую познаю. В три года кроха ещё не в состоянии постигнуть скрытые характеристики предметов. Для него важны ответы на вопросы: что? Для чего? Как? Познавательный интерес младшего дошкольника может удовлетворяться и во время экскурсий на природе. Например, его радуют наблюдения за повадками животных и птиц, явлениями в природе (на нашем дереве весной распустились зелёные листочки, а осенью листья стали жёлтые и упали с дерева).

Ко времени окончания детского сада, примерно к семилетнему возрасту, будущий школьник уже имеет обобщённые представления о явлениях, объектах, их свойствах. Он понимает, что Земля общий дом для всех живых существ. Её необходимо беречь и сохранять для будущих поколений.

Чтобы творческие занятия нравились почемучке можно предпринимать следующие действия:

  1. Во время экспериментов с объектами, вещами обращать внимание малыша на его скрытые качества (если принести снежную бабу в дом, она растает).
  2. Пользоваться наглядным материалом: книгами с яркими иллюстрациями, проигрывателями, магнитофонами, проекторами.

Проблема формирования познавательных интересов дошкольников

Стремительное развитие информационных технологий настраивает родителей и воспитателей на то, чтобы выбрать наиболее эффективные методы обучения. Для этого на творческих занятиях используются инновационные методы.

С младшего дошкольного возраста, применяя конструкторы можно постепенно вводить кроху в мир многообразных форм и образов, учить и при этом не перегружать его информацией. У трёхлетки ещё непроизвольное внимание и взрослый во время игры учитывает эту возрастную особенность. Так, например, сегодня при помощи конструктора ребёнок участвует в игре театрализации, а завтра мастерит из него игрушку украшение маме в подарок. Все занятия взаимосвязаны между собой. На каждом из них педагог побуждает дитя действовать и творить под руководством взрослого.

В старших группах детского сада используется инновационный метод проектов. Обычно ребёнок, занятый в проекте может решать творческие задачи разными способами. При этом он упражняется в составлении коротких рассказов, производит математические вычисления, рисует, лепит, конструирует. Так как уровни познавательного интереса у каждого дошкольника разные, то для педагога во время взаимодействия со старшими детьми важно изучить познавательный интерес каждого из них и раскрыть таланты и способности ребят.

Interes.png

Пример проекта Профессии моих родных со старшими дошкольниками.

Работа разбивалась на несколько этапов. Состояла из творческих занятий по развитию речи (познавательно речевое развитие; экскурсия на предприятие), художественно творческой деятельности (создание общего коллажа из рисунков и фото о профессиях родных), творческих игр. При этом ребята знакомились с профессиями своих близких, у них появлялся интерес и желание посмотреть своими глазами, где работают папа, мама, бабушка, дедушка. Используя помощь взрослых дети сами составляли коллаж, пользовались компьютером, принтером. В играх моделировали ситуацию на заводе, где побывали на экскурсии. Представляли себя сварщиками, мастерами участка.

Роль взрослых в развитии познавательного интереса

Основная задача взрослых на этапе формирования познавательного интереса поддерживать мотивацию дошкольника и использовать методы, помогающие удерживать внимание детей на объектах, предметах.

Вот, что могут педагоги и родители сделать для того, чтобы интерес ребёнка к познанию не угасал.

  1. Поддерживать стремление чада задавать вопросы. Это может выражаться в благожелательном отношении к крохе и подробном разъяснении всего того, что его интересует.
  2. Вместе искать ответы на вопросы в специальной литературе, например, энциклопедии. Стараться расширять тему, которая интересует дошкольника. Для обучения активно использовать игры. Почемучка любит беседы в форме вопрос ответ и с удовольствием включиться в такую игру.
  3. Поддерживать дошкольника в его опытах и экспериментах. Следует хвалить малыша, если опыт удался. Ведь для него похвала значимого взрослого путь к его будущим жизненным успехам.
  4. Можно предложить собрать коллекцию (значков, магнитиков), создать мини музей на определённую тематику и провести там экскурсию для его сверстников и взрослых.

Воспитание интереса к познанию с ранних лет побуждает ребёнка искать ответы на свои вопросы в ближайшем окружении, самостоятельно находить нужную ему информацию. Постепенно интерес к познанию перерастает в потребность. Малыш охотно стремиться обучиться чтению, собрать большую коллекцию, узнать новое о своём родном городе.

alt: Развитие познавательного интереса

Как играть с ребенком в математику?

Чтобы ребенок не уставал, разбейте занятия математикой на небольшие блоки и активно включайте в них изучение чисел, цифр, переносите математические действия в повседневную жизнь. Усложняйте занятия по мере взросления малыша.

  1. С детьми 12 лет можно заниматься простыми упражнениями, направленными на изучение чисел, освоение порядкового счета и простых примеров на вычитание и сложение. В этом возрасте ребенок воспринимает информацию визуально, поэтому вряд ли запомнит соседние числа или сможет выстроить цепочку чисел, если она перепутаны.
  2. В 24 года малыш в состоянии запомнить много информации. К 4 годам, если с ним занимаются, знает счет как прямой, так и обратный. Некоторые дети могут считать до 100 и более, знают понятие равно, больше и меньше. После 2 лет можно знакомить ребенка с понятием 0.
  3. С 4 до 6 лет важна подготовка к школе. До поступления в 1 класс малыша желательно научить счету до 100, сложению, вычитанию в пределах изученных чисел. В этом возрасте все игры в математику должны быть направлены на закрепление пройденного материала и подготовку к школе.

Следите за малышом. Если он потерял интерес, не концентрируется на занятии, отвлекается, прекратите игру и займитесь чем-то другим. Большинство дошкольников не могут сосредоточиться на одном занятии более 1530 мин.

zainteresovat-rebenka-matematikoy2.jpg

Математические пособия из подручных средств

Изучив с малышом понятия количества, много и мало, больше и меньше, можно подключать математические пособия.

  • Одно из самых простых пособий можно сделать своими руками. На плотной бумаге или коврике наклейте или пришейте окошки, сверху обозначьте цифру, подготовьте мелкие детали из бумаги, плотной ткани (например, фетра). Это могут быть фрукты, ягоды, крупные бусины, пуговицы. Задача сложить внутрь количество предметов, соответствующее цифре на окошке.
  • Чтобы стимулировать понимание геометрических фигур, можно сделать игру, где необходимо соотносить предметы по форме. На жестком коврике или картоне необходимо сделать окошки с изображением овала, треугольника, квадрата и других фигур. На деревянных палочках прикрепите изображения предметов воздушного шара (овал), арбуза (круг), елки (треугольник), книги (прямоугольник). Задача поместить палочки в окошки с изображением той геометрической фигурой, которую напоминает выбранный предмет.
  • Для детей постарше можно использовать в пособии задачи на сложение и вычитание. Сделайте домики из бумаги или фетра, на крыше каждого напишите цифру (число). На стене домика сделайте 2 окошка, куда нужно вставить 2 квадрата из бумаги с теми цифрами, которые образуют число, указанное на крыше.

Когда ребенок научится складывать и вычитать, закрепить навыки ему помогут специальные математические раскраски. Каждый элемент картинки содержит пример. Узнав ответ, можно понять, какой цвет нужно выбрать для раскрашивания определенной области рисунка.

Для детей младшего возраста подойдут планшеты из дерева или пластика с выемками для крупных цифр. В этом случае они не только будут изучать, как выглядят те или иные цифры, но и развивать мелкую моторику, вставляя цифры в выемки.

zainteresovat-rebenka-matematikoy3.jpg

Простые игровые приемы для занятий

Любые знания в игровой форме усваиваются легче. Простые математические игры можно использовать с 23 лет:

  1. Порядковый счет. Считайте с малышом все, что видите вокруг, едущие автомобили, столовые приборы, животных или птиц на картинке.
  2. Больше, меньше, равно. Соотносить количество предметов, людей или животных можно с 2 лет и ранее в зависимости от степени заинтересованности.
  3. Состав числа. Раскладывать числа на составляющие ребенок должен уметь в 56 лет, то есть до начала школы. После 2 лет можно изучать состав чисел от 1 до 5, с детьми старшего возраста до 10 и более.
  4. Последовательность цифр. Обычно этот метод игры применяют после 3 лет. Можно сделать пазлы с крупными яркими цифрами, полоски, дощечки и перепутать их. Задача поставить цифры в нужной последовательности.
  5. Соседи. Если малыш правильно назвал любое заданное число, обращайте внимание на рядом стоящие числа-соседи.

Детям до 45 лет всегда легче усваивать материал тактильно. Писать цифры на бумаге малышам скучно. С дошкольниками математику нужно изучать, играя нанизывать бусины, пересчитывать трубочки или палочки, надевать предметы на крючки и снимать их, вставлять цифры или геометрические фигуры в выемки. Но не стоит учить дома все, что будут рассказывать детям на уроке математике в школе, иначе ребенок быстро потеряет интерес к учебе.

Новообразования раннего возраста

Развитие активной познавательной деятельности детей раннего младшего дошкольного возраста отмечается следующими изменениями, происходящими в структуре личности ребенка.

  1. Формирование и развитие самосознания. Ребенок начинает постепенно отделять себя от окружающего мира. У него формируются такие качества, как самостоятельность, любознательность, интерес к окружающему миру. Ему интересно все, что происходит вокруг и что его окружает в особенности.
  2. Базовое доверие к окружающему миру. Развивается в процессе взаимодействия ребенка с окружающими людьми и приобретения первого позитивного опыта.
  3. Целеустремленность. Ребенок учится направлять свою деятельность, структурировать ее для достижения собственных целей. У детей формируется понятие о том, какие именно действия необходимо совершать для получения того или иного результата и предпринимает первые попытки следовать той или иной инструкции. Целеустремлённость дает ребенку возможность понимать смысл познавательной деятельности и доводить начатое до конца. К началу дошкольного возраста это качество должно быть сформировано.
  4. Творческая деятельность. Приобретая опыт взаимодействия с окружающим миром, ребенок начинает постепенно преобразовывать его, манипулируя и экспериментируя с его содержанием. Поэтому важно поощрять его участие в творческой деятельности в любой форме.
osobennosti-mladshego-vozrasta.jpg
Особенности развития детей раннего возраста

Особенности познавательного развития

У детей раннего и младшего дошкольного возраста они выглядят следующим образом:

Из всех процессов познавательного развития раннего возраста доминирующим является восприятие.

Оно развито наиболее хорошо, но при этом еще носит непроизвольный характер. Несовершенство восприятия заключается в том, что ребенок способен уловить только отдельные качества и свойства тех или иных предметов и еще неразрывно связывает их с условиями, в которых он находится.

interes-k-knige.jpg
Восприятие основной способ развития малышей

Воображение у детей до дошкольного возраста развито достаточно слабо и проявляется, в основном, в виде предвосхищения возможных результатов того или иного действия. Творческое воображение пока не дает знать о себе. Позитивной чертой этой особенности является неспособность к лжи, которая даст знать о себе несколько позднее.

Запоминание детей непроизвольно. В памяти ребенка откладываются только предметы, отличающиеся новизной, яркостью, контрастностью и т.д. Для успешного познавательного развития необходимо постепенно приучать его к целенаправленному запоминанию, участь отделять то, что для него значимо от того, что менее важно.

Преобладающая форма мышления наглядно-действенное. Ребенок приобретет знания о предметах путем прямого взаимодействия с ними.

osnovy-sensornogo-razvitija.jpg
Основы сенсорного развития младших дошкольников

Примерно к полугоду у ребенка формируется автономная речь, которая впоследствии исчезает и на смену ей приходят более привычные, взрослые слова. Объем словарного запаса растет: к первому году жизни он составляет 10 слов, к году и восьми месяца уже 100, в два года этот показатель возрастает до 300, а к трем годам приближается к 1000 1500.

К полутора годам ребенок приобретает способность говорить не отдельными словами, а уже складывать их в предложения. Их особенности таковы, что пока они довольно кратки и складываются из 2-3 слов.

razvitie-rechi.jpg
Развитие речи у дошкольников схема

Более распространенными предложениями ребенок начинает говорить ближе к третьему году. И хотя речь детей бывает далеко не всегда понятна взрослым, им чаще всего удается донести до них, в чем именно они нуждаются в конкретный момент. К началу дошкольного возраста ребенок владеет уже довольно связной речью.

Цели познавательного развития

Задачи познавательного развития детей на этапе раннего возраста выглядят следующим образом:

  1. Создание среды, располагающей к интеллектуальному развитию ребенка. Ребенку должны создаваться условия, располагающие к комфортным играм, взаимодействию с членами семьи и сверстниками.
  2. Развитие у ребенка интереса к окружающему миру и происходящим в нем событиям. Необходимо поощрять ребенка обращать внимание на то, что происходит вокруг, в особенности делиться с родителями своими впечатлениями.
  3. Развитие у ребенка младшего возраста способностей к активной творческой деятельности, различных операций с предметами. В его распоряжении должны быть материалы для творчества.
  4. Расширение понятийного аппарата и представлений об окружающем мире. Для этого очень важно общаться с ребенком на простые, доступные его возрасту темы. Желательно также смотреть познавательные передачи и смотреть развивающие телепередачи.
  5. Развитие понимания причинно-следственных связей и факторов, объясняющих происходящие вокруг события. Этому очень способствуют ответы на всевозможные детские почему. Важно относиться серьезно к любым вопросам, какими бы нелогичными они не казались.
  6. Создание условий, поощряющие в ребенке проявления самостоятельной активной деятельности. Лучше разрешить ребенку самостоятельно, пусть не с первого раза и не лучшим образом сделать то или иное действия, чем лишать его возможность проявить инициативу.
  7. Формирование доброжелательного отношения к людям и окружающему миру в целом. Ребенок младшего возраста еще слабо знаком с правилами этикета, но уже важно, чтобы он мог строить элементарные отношения с окружающими, в том числе со сверстниками, овладевал навыками общения и т.д.
model-razvivajushhej-sredy.jpeg
Модель развивающей среды для детей 2-3 лет

Принципы интеллектуального развития ребенка. Полезные советы

Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе деятельности обязательное условие правильного развития ребенка. Несмотря на то, что каждый возрастной период должен отмечаться переходом на новую ступень развития, не стоит пренебрегать ими.

osobennosti-pamjati-u-detej-1024x768.jpg
Особенности развития памяти у маленьких деток

Задачи, предлагаемые ребенку раннего (дошкольного) возраста, обязательно должны соответствовать его уровню развития, учитывать его особенности и не вызывать чрезмерных затруднений. Однако не стоит забывать и о том, что ребенок быстро потеряет интерес к излишне легким заданиям. Правильный выбор сложности задания будет напрямую влиять на качество развития его волевых качеств.

Регулярность и систематичность занятий условия успеха любой деятельности, несоблюдение которых сведет на нет всю их эффективность.

ezhednevnye-zanjatija.jpg
Регулярность занятий обеспечивает равномерное и полноценное развитие

Гораздо лучше проводить регулярные кратковременные занятия, чем уделять им один день в неделю.

Отношение ребенка к занятиям должно оставаться позитивным. Задачи должны быть ему интересны.

Самостоятельность ребенка также должна оставаться непременным условием деятельности, направленной на его обучение и развитие.

Познавательное развитие детей раннего и раннего дошкольного возраста подчиняется схожим закономерностям. Зная их, можно помочь ребенку легко подготовиться к дальнейшей жизни.

Источники:

  • https://detki.guru/razvitie-rebenka/poznavatelnoe-razvitie-rebenka.html/
  • https://vospitanie.guru/doshkolniki/poznavatelnyj-interes-doshkolnikov
  • https://Razvivashka.online/metodiki/zainteresovat-rebenka-matematikoy
  • https://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/razvitie-poznavatelnoj-deyatelnosti-v-rannem-vozraste.html

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит