Развитие памяти у детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

Дошкольный возраст охватывает период от 4 до 6 лет. В это время практически все познавательные процессы интенсивно развиваются, благодаря чему интеллектуальное развитие ребенка выходит на принципиально новый уровень. Наиболее важную роль при этом начинают играть мышление и восприятие: ребенок познает мир, окружающий его. Причем, делает это целенаправленно, выделяя из общей массы предметы и явления, которые ему интересны. Однако приобрести значимый опыт и сохранить усвоенный материал надолго ему поможет память. Рассмотрим развитие различных видов памяти в дошкольном возрасте кратко.

razvitie-pamjati.jpg
Хорошая память один из самых важных компонентов интеллектуального развития

Каковы отличительные особенности памяти в дошкольном возрасте?

Отмечая особенности развития процессов памяти у детей дошкольного возраста, необходимо обратить внимание на следующее:

Прежде всего, запоминание дошкольника носит еще непроизвольный характер.

processy-pamjati-1024x768.jpg
Процессы памяти классификация

Из-за этого ребенок способен улавливать лишь яркие, броские особенности предметов. Зачастую это приводит к тому, что запоминает несущественные, второстепенные признаки, быстро забывая более важное. Для того, чтобы запоминание происходило более интенсивно, воспринимаемая информация должна иметь определенную эмоциональную окраску. А цель запоминания должна быть понятна ребенком и сформулирована взрослым в максимально доступной форме.

pokazateli-razvitija-1.jpeg
Показатели развития детей как оценивать

В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивается двигательная память.

Эти особенности во многом объясняют то, почему именно в этом возрасте ребенка эффективнее всего отдавать в спортивные секции и на танцы. Запоминая движения, ребёнок может выполнять их последовательно, осознано и контролируя происходящее с ним. Более высокий уровень развития этого вида памяти также очень хорошо прослеживается и в игровой деятельности: стараясь придерживаться установленных правил, ребенок следит и за тем, чтобы их соблюдали другие.

Благодаря развитию памяти детей многие действия, выполняемые ребенком, доводятся до автоматизма и не требуют усиленного контроля со стороны сознания.

razvitie-interesa.jpg
Речевая память может развиваться только, если в малышом постоянно разговаривать

Ребенок усваивает образцы, которые впоследствии самостоятельно преобразует в более сложные. Причем со временем это правило распространяется не только на элементарные процессы, но виды активности, требующие участия мелкой моторики.

Особую роль в развитии памяти детей начинает играть освоение ребенком речи и обогащение его активного словарного запаса. Разговоры окружающих людей, а также прослушивая стихи и сказки, ребенок начинает постепенно воспроизводить их. А затем использовать выученные речевые конструкции во время общения сначала с родителями и близкими родственниками, чуть позже с друзьями и другими детьми своего возраста. Таким образом, он не только накапливает определенные знания и опыт, но оказывается способен и поделиться ими с другими людьми. А также рассказывать о своем состоянии, настроении и т.д.

Дошкольный возраст это период, когда ребенок начинает накапливать свои собственные, личные воспоминания, связанные только с ним и его личным опытом.

sensornoe-poznanie-1024x685.jpg
Сенсорное познание первый этап развития памяти

Как правило, ребенок запоминает события, играющие заметную роль в его жизни и наполненные яркими эмоциями. Ребенок начинает сохранять запоминающиеся ему праздники, путешествия; но в то же время помнить обиды, боль и т.д.

Интенсивное развитие произвольной памяти в дошкольном периоде достигается также за счет становления произвольного внимания.

Целенаправленно наблюдая за теми или иными предметами или явлениями, ребенок начинает запоминать и их отличительные черты, характерные свойства. Впоследствии эти же особенности лягут в основу и долговременной памяти.

Особенности организации обучающей деятельности для дошкольников

Поскольку запоминание в раннем дошкольном возрасте носит все еще непроизвольный характер, одна из основных задач в этом периоде научение ребенка произвольному запоминанию. Это сыграет неоценимую роль в его будущем; в частности для обучения в школе. Ребенок сможет эффективно контролировать мыслительный процесс и запоминать предложенный ему материал в максимально короткие сроки. Кроме того, дошкольники, в отличие от детей более старшего возраста, запоминают информацию механически, не выстраивая определенных связей, структурирующих материал.

mnemotehnika-dlja-detej.jpg
Мнемотехника для малышей как работает

Таким образом, еще одной приоритетной задачей развивающих занятий является усвоение ребенком элементарных логических закономерностей.

Занятия по развитию памяти необходимы ребенку, прежде всего потому, что в дошкольном периоде этот процесс формируется наиболее эффективно. Ребенок очень эффективно усваивает все, что в него вкладывает родитель и взрослым остается лишь должным образом направлять и структурировать его познавательную активность. Развитая память также является условием подготовки ребенка к школе. Не обладая способностью запоминать информацию, ребенок не будет должным образом воспринимать предлагаемый ему материал.

chto-takoe-pamjat.jpg
Определение что такое память

Развивать память ребенка необходимо в процессе специально организованной деятельности и использую специальные методики. Они позволяют успешно развивать разнообразные виды и формы памяти, а также закреплять их и позволяя ребенку успешно применять их на практике.

Оценка возможностей памяти ребенка

Для того, чтобы отслеживать качество усвоения ребенком информации, предоставляемой ему на занятиях, а также вовремя заметить недостатки развития памяти, мнемические способности ребенка необходимо регулярно оценивать. В качестве основного критерия можно взять уровень развития кратковременной зрительной и слуховой памяти.

Процедура проверки проста: нужно просто попросить ребенка сразу воспроизвести предоставленную ему информацию (слова, картинки и т.д.).

Долговременная память оценивается по возможности ребенка вспоминать материал, который давался ему некоторое время назад. Однако не стоит забывать, что из-за тех или иных индивидуальных особенностей, дети могут отличаться неодинаковым уровнем развития различных видов памяти. Например, легко пересказывать сюжеты сказок и мультфильмов, не воспринимая при этом бытовые указания и т.д.

igra-na-pamjat.jpeg
Карточный способ мониторинга памяти у ребенка

Нарушения памяти у дошкольников

Учитывая то, что развитие процессов памяти у детей дошкольников тесно связано со всеми познавательными процессами, нарушение ее развития могут негативно сказаться на интеллектуальном развитии ребенка в целом. А также существенно затруднит его будущее обучение. Например, плохо развитая кратковременная память лишает ребенка возможности как следует запоминать материал уроков и реагировать на просьбы учителя. Низкий уровень развития зрительной памяти тормозит развитие навыков письма и чтения. Все это неизбежно приводит к тому, что успеваемость ребенка падает, а окружающие воспринимают это как проявления лени, отсутствия учебно-познавательного интереса и т.д. Дети, не способные освоить школьную программу, чаще других нарушают дисциплину и испытывают трудности во взаимоотношениях с учителями и сверстниками.

narushenie-pamjati.jpg
Дети с нарушением памяти чаще всего показывают девиантное поведение

Дидактические игры для развития памяти

Для того, чтобы успешно развивать у ребенка произвольное запоминание, можно с успехом использовать всевозможные дидактические игры. Для того, чтобы их результат был эффективен, игра должна отвечать следующим условиям:

  1. Содержание игры должно вызывать у ребенка определенные эмоции и чувства. Не стоит запоминать о том, что яркость, новизна раздражителей по-прежнему играют немаловажную роль в этом процессе.
  2. Запоминаемый материал необходимо тщательно структурировать для детей. В нем должны прослеживаться простые и доступные для ребенка логические связи.
  3. Залогом правильного запоминания является сформированная мотивация. Ребенок должен достаточно четко понимать, для чего именно ему нужен запоминаемый материал и как именно он сможет использовать его в будущем.
  4. Для того чтобы убеждаться в том, что ребенок действительно усвоил предложенный материал, нужно периодически проверять результаты запоминания.
vidy-pamjati-1024x768.jpg
Виды памяти у детей

Упражнения на развитие кратко- и долговременной памяти, должны учить ребенка находить сходства и различия предметов, выстраивать ассоциации, находить причинно-следственные связи, находить отличительные особенности каждого объекта окружающего его мира. Также необходимо уделять внимание развитию всех видов этого процесса.

Советы

  1. Для того, чтобы у ребенка развивалась кратковременная память, ему можно предлагать последовательно воспроизводить произнесенные слова, либо обозначить показанные ему картинки или игрушки.
  2. Для развития долговременной памяти полезно предлагать ребенку упорядочивать предметы или явления, искать между ними связи и запоминать их.
igra-uznaj-jemociju.jpg
В первую очередь надо развивать ассоциативное мышление. Игра Узнай эмоцию

Чтобы у ребенка могло активно формироваться логическое запоминание, необходимо также уделить внимание развитию также ассоциативному мышлению. Эти особенности позволят ребенку устанавливать связь между объектами по различным параметрам (чаще всего по смежности, сходству, различию, контрасту). Родителям необходимо предлагать ребенку самостоятельно находить сходства и различия между предметами, а также объяснять их опираясь, в частности, на формирующийся в этом периоде, личном опыте. Хорошим упражнением может стать подбор ассоциаций: выбрав любое слово, родитель предлагает ребенку построить ряд других слов, на его взгляд определенным образом связанных с ним. Очень желательно, чтобы ребенок объяснял построенные ими связи: помимо развития памяти это даст ребенку возможность развивать в себе нестандартное мышление, творческие навыки.

podbor-associacij.jpeg
Подбор ассоциаций основные принципы

Каждое использованное для детей упражнение лучше всего повторять с определенной периодичностью для того, чтобы информация закреплялась в памяти ребенка как можно прочнее. Со временем можно усложнять задания, предлагая ребенку решение все более сложных и разнообразных задач.

Другие аспекты развития памяти ребенка

К числу условий, необходимых для нормального развития памяти ребенка, относятся:

Правильное питание. Замечено что, если ребенок не будет получать достаточного количества витаминов и минералов, его интеллектуальное развитие, в частности развитие процессов памяти, будет существенно заторможено. Для того, чтобы головной мозг ребенка получал нужные ему питательные вещества, в рационе обязательно должны присутствовать белковая пища, свежие фрукты и овощи, сахар в умеренном количестве.

zanjatija-s-detmi-1024x768.jpg
Развивающие игры основной способ развития памяти

Очень важно контролировать длительность и интенсивность интеллектуальной деятельности детей. Особенности дошкольников таковы, что они еще не отличаются усидчивостью; концентрация внимания быстро падает, качества усвоения материала сходит на нет. Оптимальная продолжительность занятия составляет 15-20 минут. После этого очень желательно переключить внимание ребенка, предложив ему другой вид деятельности.

Отвлечься от утомляющей интеллектуальной деятельности ребенку дошкольного возраста поможет физическая активность. Регулярные спортивные занятия, игры на свежем воздухе также способствуют налаживанию кровоснабжению мозга и служат профилактикой кислородного голодания.

Заключение

Подводя итоги кратко, отметим, что большинство психологов сходится во мнении: наиболее интенсивно процессы памяти развиваются именно в дошкольном возрасте. Поэтому родители должны уделить максимум внимания ее развитию и учитывать ее особенности. Правильно подобранные методы это ключевой этап интеллектуального развития и его подготовки к школе. Развитие различных видов памяти детей дошкольного возраста многоэтапный процесс, требующий учета всех особенностей детей.

Формирование памяти как основной психической функции

Познавательное развитие ребенка немыслимо без активного задействования памяти. Этот психический процесс позволяет накапливать, сохранять и вспоминать нужную информацию. Память дошкольника с каждым годом расширяет свои возможности.

vospominanie-300x225.jpg

В первые годы жизни память формируется как составная функция восприятия. Самые яркие характеристики тех объектов, которые воспринимаются ребенком, непроизвольно фиксируются клетками мозга. Накапливается информация об окружающих людях, о различных предметах, об их свойствах, о повторяющихся действиях. В возрасте трех лет память уже выступает самостоятельной познавательной функцией.

Наиболее простая форма припоминания проявляется в узнавании малышом объектов, которые он уже видел, слышал или трогал ранее. В дошкольном возрасте активно развиваются функциональные возможности получения и извлечения информации, что обеспечивает более сложную работу памяти. Дошкольник использует все функции памяти:

  • запоминание
  • сохранение
  • припоминание
  • узнавание
  • воспроизведение

Запоминание осуществляется путем привязки нового материала к уже знакомому. У дошкольника подобное закрепление происходит мимолетно. Дети еще не умеют использовать специальные приемы запоминания.

Сохранение психический процесс, обеспечивающий удержание информации определенное время. Может быть как кратковременным, так и долговременным. Маленькие дети могут долго помнить то, что вызвало особые эмоции. Надолго может засесть испуг, но также малыш может сохранить впечатления о радостных событиях.

Припоминание процесс извлечения запомненной ранее информации. Просьба по дороге домой: Мама, купи мне куклу, как у Оли не что иное, как припоминание собственного восхищения от Олиного сокровища.

Узнавание более простой способ вспомнить знакомую информацию, поскольку есть опора на вновь видимый, слышимый или ощущаемый стимул.

Воспроизведение комплексный процесс извлечения уже сохраненного материала. Малый жизненный опыт дошкольника накладывает ограничения и на воспроизведение информации. Ребенок вспоминает под влиянием сходных впечатлений.

Главная особенность памяти дошкольника заключается в преобладании непроизвольного запоминания. Точно так же работает и воспроизведение.

Какие виды памяти преобладают в дошкольном возрасте

Активизация памяти дошкольника происходит благодаря восприятию. Информация к ребенку поступает через зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные рецепторы. Получаемые сигналы складываются в определенный образ, который запоминает ребенок. По этой обусловленной природой причине преобладающим видом памяти у дошкольников является образная.

Интенсивно развиваются следующие виды памяти у дошкольников:

  • образная
  • словесная
  • двигательная

Образная память помогает ребенку осваивать новые понятия и расширять запас слов.

zebra-300x225.jpg

Услышав, что зебра это полосатая лошадка, малыш живо формирует образ животного. Новой информацией для него больше выступает непосредственно слово зебра.

Возможно, детское воображение нарисовало и не совсем похожий образ. В реальности он скорректируется. Тем временем, новое слово уже прочно осядет в лексическом запасе дошкольника. Происходит становление словесно-логической памяти.

Таким образом, развитие памяти в онтогенезе проходит путь от преобладания образной к использованию словесных форм. Можно сказать, что речь переводит память дошкольника на более высокую ступень и повышает ее продуктивность.

Двигательная память в дошкольном возрасте ориентируется на заданный образец. Это уже не те простейшие движения (собрать пирамидку, продеть в петлю пуговицу), которые осваиваются в раннем возрасте. Дошкольник, глядя на взрослого, обучается танцевальным движениям. Осваивает такие сложные бытовые операции, как завязывание шнурков, пришивание пуговицы.

Память детей младшего дошкольного возраста

В младшем дошкольном возрасте образы формируются на основе практических действий. Ребенок 3-4 лет познает мир через действия, так и запоминает главное для себя.

Сохраняется информация отрывочная, в виде образных единичных представлений. Так, ребенок может испугаться Деда Мороза, и никакие пояснения, что в этот костюм к очередному празднику нарядился папа, не помогут.

В этом возрасте запоминаются наиболее эмоциональные события, яркие предметы, часто повторяемые действия.

Разделение признаков, их обобщение при осмыслении и запоминании формируется благодаря развитию речи. Когда дошкольник осваивает больше понятий, использует слова, становится более устойчивым и его восприятие. Это, в свою очередь, помогает ребенку связывать содержание с определенным словом и запоминать в виде образа. Но у младших дошкольников такое связывание происходит непроизвольно.

Особенности памяти в старшем дошкольном возрасте

Чем старше становится дошкольник, тем сильнее становится связь между памятью и мышлением. Ребенок овладевает родным языком, учится анализировать, сравнивать и обобщать. Как следствие, образы запоминаются с помощью мыслительных операций.

Pripominanie-300x213.jpg

Старший дошкольник сам составляет описательные определения, чтобы запомнить новое понятие. Эскалатор тоже лестница, только движется, Ежевика так называется, потому что она вся в колючках, как ежик.

Но в старшем дошкольном возрасте, чтобы запомнить и припомнить, опора в виде образа нужна не всегда. Стихи запоминаются своим ритмом и рифмами, так как развивается звуковая культура речи. В пересказе прослушанной сказки или истории дошкольник опирается на логическую последовательность событий. Хотя в равной степени может представлять себя в роли одного из персонажей, что способствует запоминанию.

Особенности запоминания и воспроизведения в старшем дошкольном возрасте проявляются еще и в том, что постепенно приобретают произвольный характер.

Формирование произвольной памяти

Предпосылками развития произвольной памяти дошкольника являются личностные возрастные изменения. Начинают формироваться волевые функции. Ребенок учится подчинять свои действия принятым правилам, с подачи взрослого пытается контролировать свою речь, произносить правильно слова.

В дошкольном возрасте происходит становление контролируемых волей механизмов, управляющих поведением и деятельностью.

Применение волевых усилий проявляется по отношению к каждому познавательному процессу, в том числе, к памяти.

Интересно, что припоминание первым приобретает произвольность. Мама спросит 3-летнего малыша, куда он положил свою игрушку, и ребенок будет силиться вспомнить. Причем, зачастую успешно.

Произвольное запоминание приходит позднее. Исключением является простая цепочка действий. Младшие дошкольники хорошо запоминают, как воспроизвести мелодию из трех нот на пианино, как сложить элементарную конструкцию по образцу.

Закономерности формирования произвольной памяти

Развитие произвольного запоминания подчиняется определенным закономерностям. Не сразу дошкольник приходит к тому, чтобы нацелиться усвоить определенную информацию. Сначала такую цель формулирует для него взрослый: Давай выучим стишок, Я покажу тебе несколько картинок, постарайся запомнить, что на них изображено.

Zapominanie-300x225.jpg

Даже при немедленном отклике ребенок проявит внимание слишком поверхностно. Первый результат будет слабым.

Если дошкольника как-то заденет неутешительный показатель, он согласится на повторные попытки. Воспроизведение окажется более успешным, но не достаточным.

Только, когда сам ребенок осознает, что испытывает сложности воспроизведения, то направит усилия, чтобы запомнить каждое слово, каждую картинку.

Отсюда вытекают условия для развития произвольной памяти. Для эффективного запоминания дошкольник должен иметь мотив. Мотивация может быть разной: соревновательной (запомнить больше других), вызов себе (запомню с первого раза), ответственной (должен запомнить, чтобы в точности передать).

Общие рекомендации как развивать память дошкольника

Взрослый, обучая ребенка восприятию информации, своим примером показывает, как улучшить запоминание. Посмотреть внимательнее, прислушаться, повторить те естественные способы, которые позволяют еще раз уделить внимание запоминаемому материалу. С каждой попыткой будут заполняться белые пятна, возникающие при активном припоминании.

Основные виды памяти

Впсихологии под памятью имеют виду ряд способностей, которые фиксируют полученный опыт, удерживают его вактивном состоянии, для воспроизведения вбудущем. Впроцессе задействованы механизмы запоминания, сохранения, воспроизведения изабывания.

Информация поступает кдошкольнику через органы чувств:

  • зрительные запоминание видимых образов;
  • слуховые все, что дошкольник воспринял через органы слуха;
  • вкусовые воспоминанияо вкусовых качествах съеденных продуктов;
  • обонятельные запоминание различных ароматов;
  • тактильные ощущения, которые были полученные вовремя контакта с предметом.

Попродолжительности детскую память разделяют на2типа:

  1. Кратковременная. Информация задерживается вмозге накороткий период, через некоторое время исчезает. Может длиться всего 20-30 секунд.
  2. Долговременная. Полученный опыт сохраняютсяна протяжении длительного срока. Бывает механическим или смысловым.

Память дошкольника может быть, как непроизвольной (информация сохраняется сама посебе), так ипроизвольной (чтобы что-то запомнить, необходимо приложить усилия).

Какая память преобладает удошкольном возрасте

Каждый этап развития памяти вдошкольном возрасте, имеет свои особенности:

  • У детейот 0догода быстро развивается моторная память. Проявляется ввиде условных рефлексов. Вэтот период малыш наблюдает задействиями своих родителей, ипытается повторитьих. Запоминание будет эффективным, если обучение сопровождается яркими эмоциями.
  • От годадо двух лет развивается Центральная Неравная Система. Вэтом возрасте преобладает образное запоминание. Малыш узнает лицо мамы ипапы, делает первые шаги.
  • В 2-4 года припадаетна быстрое развитие механической памяти удетей. Ребенок начинает запоминать слова илогически мыслить.
  • У дошкольников4-6 лет лидирует непроизвольное запоминание. Они обычно усваивают ту информацию, которая кажется иминтересной.

Современем умалышей укрепляются механизмы запоминания, иулучшается качество мышления. Дети становятся более способными кобучению.

Механическая память

Удошкольников хорошо развита механическая память. Они без особого усилия запоминают, азатем воспроизводятто, что увидели или услышали. Главное чтобы информация вызывала интерес. Иногда ееназывают зубрежкой, смысловая часть материала отходит навторой план. Словесный запас быстро усовершенствуется иувеличивается.

Зачем необходимо развивать память дошкольников

Крохе совсем необязательно все знать ипомнить. Но, всеже благодаря хорошей памяти, ему будет легче учиться, ижить. Развитие памяти удетей дошкольного возраста улучшает работу таких процессов как: внимание, мышление, воображение. Чем старше ребенок становиться, тем процессы запоминания работают лучше. Все это изатого, что ребенок совершенствует технику усвоения новой информации.

Методики развития разных видов памяти удошкольников

Память один изглавных психических процессов, без которых невозможно развитие интеллекта малыша. Этой теме посвящено много дипломных работ,курсовых, атакже рефератов. Специалисты разрабатывают новые приемы иметодики, которые улучшают когнитивные способности ребенка.

Тренировать иулучшать зрительную процессы запоминания нужно сраннего возраста. Суть применяемых методик взапоминании ивдальнейшем узнавании изображений животных, птиц, растений, цветов. Для детей постарше могут выбирать карточки сизображением букв ицифр. Тренировать память дошкольника можно при помощи простых методик, которые включают различные упражнения иигры.

Упражнение что здесь нетак. Настоле лежит от4до7картинок, ребенку необходимо запомнить, что изображено наней. Затем кроха оборачивается, воспитатель или родитель убирает одну картинку. Малышу необходимо понять, что изменилось.

Развитие слуховой памяти можно начать сизучения, звучания музыкальных инструментов. Хорошо усваивается информация вовремя прочтения стихов, поговорок. Новые слова современем войдут вактивный словарь ребёнка.

Для тренировки долговременной памяти можно поиграть ввспомнить все. Пусть малыш припомнит ирасскажет особытиях вчерашнего дня. Рассказ должен быть максимально подробным.

Методики развития произвольной памяти удошкольников

Произвольная память направлена назапоминание определенной информации, ребенок ставит перед собой задачу сначала запомнить, азатем вспомнить.

Развитие произвольной памяти включает такие этапы:

  • выделение цели;
  • внимательно выслушать задание;
  • активное запоминание нужной информации.

Для тренировки можно зачитать дошкольнику десять несвязанных посмыслу слов. Затем после прочтения ребенок должен воспроизвестиих. Засчитываются только правильные ответы. Данная методика позволяет наблюдать затем, как развиваются умственные способности ребенка заопределенный период времени.

Для занятия понадобится пять разноцветных карточек. Втечение пятнадцати минут малыш должен запомнить, где икак лежат карточки. После чего они закрываются листом бумаги. Малыш должен самостоятельно разместить, цвета друг задругом. Ответ сверяется сисходником.

Методика заучивания стихов наоснове картинно-графических схем

Память дошкольников характеризуется развитием наглядно-образного запоминания.Маленьким детям свойственная фотографичность, что видят тоипомнят. Это значит, что наглядный материалвоспринимается лучше вербального. Чтобы запомнить стих, ребенку необходимо несколько раз его повторять. Чтобы дети непотеряли интерес кстихотворению, можно использовать картинки посмыслу. После завершения прослушивания, малыш легко воспроизведет точто увидел. Такойметод ускоряет изучение стихотворения.

Успех методики заучивания стихов наоснове картинно-графических схем зависит отформирования смысловой связи между строками стиха икартинкой. Изображение помогает малышу, осмыслит иповторить услышанное. Две или четыре строчки сопровождаются определенным рисунком.

Развитие образной памяти удетей

Образная память тесно связана сзапоминание ивоспроизведением прошлого опыта. Детям трех шести лет легче запомнить именно образы, они могут быть как единичными, так имножественными.

Кметодам развития образной памяти относят:

  • самоконтроль;
  • упражнения;
  • игры;
  • наклонности;
  • интересов.

Успех данных методик зависит способность вызывать интерес умалышей. Для игр стоит выбирать объекты сложных форм, ярких цветов, различных оттенков.

Эффективнее всего будут групповые занятия. Создать группу можно изчленов семьи или привлечь детей содвора.

Существует несколько вариантов тренировок:

  1. Бросай-лови. Дошкольники делятся напары. Каждому игроку дают мяч. После того как прозвучит слово стоп или цифра, дети бросают другу мяч, цель поймать его.
  2. Назови слово. Взрослый называет букву, ребенок должен придумать слово на нее. Если малышне знает или ищет кратчайший путь, может воспользоваться подсказкой других участников.

Полезны также индивидуальные занятия. Собираясь напрогулку, кроха может перечислять одежду, прежде чем надетьее. Малыш, невидит вещей, должен назвать цвета инаименования.

Как облегчить заучивание новой информации

Ребенку без хорошей памяти трудно добиться успехов. Приемы легкого запоминания облегчат заучивания новой информации:

  1. Совместное чтение книг с родителями. Затем идет предсказывания текста, обсуждение героев. Такой прием развивает любознательностьи улучшает процесс заучивания вкраткие сроки.
  2. Пусть ребенок учит стихпо паре строчек,но каждый день, пока невыучит весь.
  3. Яркие презентации облегчают процесс заучивания.
  4. Организация режима снаи отдыха помогает усвоению информации. Это значит, чем больше надо запомнить, тем качественней должен быть сон. Ребенок должен проводитьне менее 2-3 часов насвежем воздухе.
  5. Некоторые продукты улучшают память.В рационе ребенка должны присутствовать, яблоки, виноград, авокадои молочные продукты.

Процесс усвоение новой информации вомногом зависит оттого, сколько времени родители уделяют своему чаду. Наиболее ранние воспоминания включаются процесс становления личности, именно вэтом периоде удошкольников преобладает внимание ипамять. Развивающие игры, чтение книг, рисование ипение все это способствуют развития запоминания.

Память

Память это свойство человеческого сознания, возобновление в сознании тех образов, которые когда-то произвели впечатление. Без участия памяти не может обойтись ни одна психическая функция.

Наиболее благоприятным возрастом для развития памяти является дошкольное детство. Лев Семенович Выготский считал, что память является доминирующей функцией и проходит большой путь в становлении.

Развитие памяти

Для дошкольного возраста характерно интенсивное развитие способности к запоминанию и воспроизведению информации. На протяжении этого периода в памяти ребенка происходят значимые изменения. Развитие памяти определяет непрерывное расширение кругозора, стремление овладеть знаниями, умениями и навыками, усложнение межличностных отношений.

В 2-4 года доминирует механическое запоминание, ребенок начинает осваивать логику, учится запоминать различные сложные слова, а также усваивает основные двигательные навыки.

В 4-6 лет характерной особенностью развития детской памяти является непроизвольный характер запоминания. Оно осуществляется в рамках определенной деятельности и зависит от ее особенностей.

Виды памяти

К таковым относятся:

  1. Двигательная информация запоминается с последующим воспроизведением различных движений, начиная от простых, заканчивая сложными действиями. При таком виде памяти младенец учится переворачиваться, сидеть, ходить, писать, играть и т.д.
  2. Образная (зрительная) информация запоминается в виде определенных образов, запахов. При таком развитом виде памяти человек может описывать воспринимаемые ранее образы детально. Часто такая память бывает у детей дошкольного и школьного возраста.
  3. Эмоциональная при таком виде памяти человек сохраняет переживания, чувства и эмоции.
  4. Словесно-логическая память характерна усвоением человеческой культуры и традиций благодаря общению и словам.

Также память может быть:

  • кратковременной (есть у каждого человека),
  • долговременной (самая важная в становлении человека как личности, каждый человек накапливает свой жизненный опыт);
  • оперативной (нужна для обеспечения деятельности, необходимая информация может как забываться, так и переходить в долговременную память).

Непосредственно по характеру цели память подразделяется на:

  • произвольную (возникает, когда человек затрачивает некоторые усилия для запоминания необходимой информации);
  • непроизвольную (возникает, когда человек не прикладывает усилий для запоминания информации).

Память в зависимости от способа запоминания подразделяется на:

  • смысловую (установление связей между объектами);
  • механическую (многократное повторение без установления смысла между объектами).

Образная память остается ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Дошкольник активно знакомится с окружающим миром, получает объем информации, впечатлений, требующих обобщения. В дошкольном возрасте память опережает мышление, недостатки в восприятии. Единая смысловая основа опыта дошкольника приводит к фрагментарности, разорванности отдельных образов.

На протяжении дошкольного возраста происходят следующие изменения в развитии памяти у детей:

  1. Объем памяти увеличивается;
  2. Представления о предметах и явлениях становятся осмысленными и четкими, носят обобщенный характер;
  3. Связность и системность представлений;
  4. Подвижность образов, их использование в разных видах деятельности;
  5. Управление осмысленными представлениями.

Непроизвольная память

В основном память дошкольника носит непроизвольный характер. Чаще ребенок не ставит перед собой цели что-либо запомнить. Запоминание происходит независимо от сознания, оно осуществляется в деятельности и зависит от характера личности. Дошкольник запоминает то, на что обратил внимание в деятельности, что произвело на него впечатление.

Непроизвольное запоминание предметов и слов зависит от активного действия ребенка по отношению к ним как он воспринимает их, обдумывает, группирует. При рассматривании картинок, иллюстраций ребенок запоминает хуже, чем при просьбе разложить их по определенным местам, распределить.

Так, у младших школьников единственная форма работы памяти это непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение. Поскольку он еще не может поставить перед собой цель запомнить или вспомнить что-либо.

Произвольная память

Развитие произвольной памяти начинается с выделения ребенком специальных задач на запоминание и припоминание. Каждый день в игровой или бытовой деятельности ребенок опирается на усвоенные им способы действия с предметами, использует приобретенные знания, умения и навыки.

Произвольная память складывается в возрасте 4-5 лет. Благоприятными условиями ее развития являются условия игры, когда запоминание является эффективным способом успешного выполнения задачи.

В памяти дошкольника важным моментом выступает появление личных воспоминаний. В воспоминаниях отражаются существенные события из жизни ребенка, успехи, межличностные отношения.

Произвольное запоминание бывает:

  • механическим (главное в дошкольном возрасте, при повторении вслух и про себя дети лучше запоминают информацию);
  • логическим (его развитие очень важно при дальнейшем формировании личности ребенка).

Отличительная черта детской памяти наглядно-образный характер. Дошкольники лучше запоминают предметы и изображения, а из словесного материала образные и эмоциональные описания. Так, память это наиболее важный познавательный процесс, способствующий всестороннему развитию личности ребенка.

Источники:

  • https://detki.guru/razvitie-rebenka/razvitie-protsessov-pamyati-v-doshkolnom-vozraste-kratko.html
  • https://alldoshkol.ru/process/razvitiye-pamyati-doshkolnikov
  • https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/12/05/priyomy-razvitiya-pamyati-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
  • https://vospitanie.guru/doshkolniki/razvitie-pamati-u-detej-doskolnogo-vozrasta
  • https://spravochnick.ru/psihologiya/razvitie_pamyati_u_detey_doshkolnogo_vozrasta/

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит