«Развитие логического мышления младшего школьника через игру»

СОДЕРЖАНИЕ

Сравнивать и выделять отличительные признаки предметов и явлений важноеумение для человека. Навык анализа формируется с раннего детства и продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Поэтому нужно, чтобы детибыстрополучили правильное представление о принципах объединения и разграничения. Определить, нужна ли коррекционная работа с обучающимся в этом направлении, поможетметодика сравнения понятий Выготского Сахарова.

ХарактеристикатестированияЛ.С. Сахарова Л.С. Выготского

Лев Семёнович Выготский знаменитый советский психолог, который на протяжении долгих лет исследовал когнитивные особенности психики детей разного возраста, что позволило создать на основе полученных знаний ряд методик для диагностикимышления подрастающихличностей. Леонид Соломонович Сахаровбыл сотрудником Выготского и соавтором нескольких методик, в том числе и рассматриваемоготестирования.

Цель теста, предполагающего сравнение понятий, исследовать такие мыслительные операции детей и подростков (от 6 до 15 лет), как сопоставление, анализ и синтез. Для этого испытуемому предлагается рассмотреть бланк с несколькими парами слов.Группирование велось авторами по разной степени общности, и некоторые из них оказались очень тяжелосравнимыми. Именно такие слова, по мнению психологов, оказываются наиболее показательными для обнаружения разного рода расстройств.

Развитое умение обобщать и различать понятия помогает ребёнку быстро справляться с заданиями

Порезультатам тестирования экспериментатор может сделать вывод о:

  • способности ребёнка выделять существенные признаки, определяющие сходство понятий;
  • аргументировано обозначать различия;
  • умении или неумениииспытуемого обобщать;
  • способности следовать плану сравнения, не соскальзывая с него.

Французский литератор и философ XVIII века Клод Гельвеций говорил: Всякое сравнение предметов между собой предполагает внимание; всякое внимание предполагает усилие, авсякое усилие побуждение, заставляющее сделать его. Человек, лишённый желаний, если бы такой человек мог существовать не сравнивал бы предметымежду собой ине высказывал бы никаких суждений.

Правила применения методики сравнения понятий

Авторы предложили 26 пар слов для проведения диагностики, но можно выбирать от 8 до 12 (в зависимости от возраста и уровня общей подготовленности детей).Тестированиемаленьких ребятпредполагает устное обсуждение слов, средиобучающихся49 классов исследованиеможет проводиться письменно. Таким образом,с младшими школьникамитесторганизуетсяиндивидуально, а с более взрослыми детьми не возбраняетсяработать в группе. Соответственно, время, которое отводится на выполнение задания, варьируется:экспериментатор должен исходить из возможностей и способности ребят включаться в работу, но при этом не стоит выделятьбольше, чемот 3до 5минут для малышей (на рассмотрение одной пары) иот 2до 4 детям 1015 лет.

Дети постарше вполне могут пройти тест в письменной форме

Инструкция:

  1. Слушаем или читаем первую пару слов.
  2. Выделяем сначала сходства, а затем различия (строго в таком порядке).Экспериментатор может объяснить процедуру построения логической цепочки на 3 первых парах, ещёраз акцентируя внимания на указании сперва сходных признаков, а затем различных. Например, дан образец: жеребёнок и корова. Похожи они тем, что эти животные ходят на четырёхногах, у них есть копыта и так далее. Одно из различий заключается в том, что жеребёнок маленькая лошадь, а корова взрослое животное.

Ответ должен быть обязательно зафиксирован, рядом с каждой парой слов указываются выявленные сходства и различия: за малышом записывает взрослый, старшие учащиеся пишут сами.

Файл: Стимульный материал к тесту

Пары слов для проведения диагностики

Обработка и интерпретация результатов

Итоги тестирования носят несколько субъективный характер, так как, по рекомендациям самих авторов, подходить к оценкеследует индивидуально, то есть с учётомобщего уровня развития каждого испытуемого. Если ребёнок отличаетсяхорошейуспеваемостью, то для него 7585% правильных ответов не будет хорошим результатом, а вот для неусидчивых, неорганизованных детей такойже показательсчитаетсяотличным. Так же нужно оценивать и время, затраченное на тест: испытуемый не уложился в обозначенный периодлибо взрослый не учёл его темперамент, либо у тестируемогоплохая врабатываемость. Цифровой или графической шкалы баллов, позволяющей определить, насколько сформировалась у детей способность обобщать иразличать,нет.

Исследование ответов младших школьников

Анализ результатовтеста, проведённого средидетей 69 лет, проходитпо следующим направлениям:

  • количество приведённых сходных или различных признаков (минимум 2);
  • умение правильно объяснить суть характерных черт предметов или явлений;
  • последовательность изложения мысли.

Когдамалыш с трудом анализирует 3 пары слов из 8, такой итогзначит, что у него наблюдается склонность к конкретному, а не абстрактному мышлению.

В случае неудовлетворительных результатов теста с ребёнком необходимо будет поработатьпсихологу

Для дошкольного и младшего школьного возраста характерным является выделение различий, так как за этой операцией стоит присущий детям этих категорий наглядно-действенный тип мышления. Те пары слов, которые малышам сложно сравнить образами (например, ворона рыба), вызывают у них большие сложности. Поэтомуесли испытуемый сумел найти более 75% сходств и различий, процессы мышления у него в норме. Если же ребёнку не удалось справиться с половиной заданий, то у негослабая способность к обобщениям, и для такого малышанеобходиморазработать коррекционную программу. Этим должен заниматься детский психолог, но и родителям не стоит пренебрегать тем, чтобылишний раз почитать малышу вслух, выполнить задания после текста, а также потренировать с ребёнком внимание с помощью таких тестов, как таблицыШульте (Диагностика внимания школьников с помощью таблиц Шульте), тестированиеТулуз-Пьерона (Исследуем произвольное внимание младших школьников с помощью теста Тулуз-Пьерона) и так далее.

Оценка результатовдетей 1015 лет

В этом возрасте мышление ребят переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному, то есть ребёнок уже спокойно может назвать, чем похожипредметы, введя их в общую воображаемуюситуацию (например, между лошадью и всадником сходство определяется тем, что вместе они преодолевают расстояния). А вот если школьниквполовинеответов соскальзывает на незначительные черты, теряет нить мысли, уделяет большое внимание мелочам, то это говорит о том, что мышление у него инертное, вязкое. Результат от 75 до 100% это отличные показатели, от 50 до 75% норма, а вот ниже 50% считается отклонением.

При неутешительных итогахребёнку предлагается несколько сеансов работы с психологом. Обычно назначается выполнение таких упражнений, как, например, анализцветных карточек, на которых изображены различные предметы. Задача ребёнка сравнивать их иобъяснять.

Методика сравнения понятий Выготского Сахаровадаёт возможность узнать больше о том,насколько хорошо детивладеют навыком словесно-логического обобщения. Если будут диагностированы какие-либопроблемы,с ребёнкомпредстоит упорно заниматься взрослым. Однако следуетуспокоить заботливых родителей: у нормально развивающегося школьникатакие недостатки легко устраняются.

Инструкция к тесту

Испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: Чем они похожи?, а затем на вопрос: Чем они отличаются?. Все его ответы полностью записываются в протокол.

Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом различий.

Тестовый материал

  1. Утро вечер.
  2. Яблоко вишня.
  3. Корова лошадь.
  4. Лев собака.
  5. Летчик танкист.
  6. Ворона воробей.
  7. Лыжи- коньки.
  8. Молоко вода.
  9. Трамвай автобус.
  10. Золото серебро.
  11. Река озеро.
  12. Сани телега.
  13. Велосипед мотоцикл.
  14. Воробей курица.
  15. Собака кошка.
  16. Дуб береза.
  17. Ворона рыба.
  18. Сказка песня.
  19. Лев тигр.
  20. Картина портрет.
  21. Поезд самолет.
  22. Лошадь всадник.
  23. Обман ошибка.
  24. Кошка яблоко.
  25. Ботинок карандаш.
  26. Голод жажда.

Оценка результатов теста

Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствуют о слабости обобщений и склонности к конкретному мышлению.

Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности.

При выполнении заданий, что ему дается легче нахождение сходств или различий.

Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различия стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию, Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно-логическому обобщению. Поэтому для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий: например, ворона рыба, -слова, у которых трудно найти общее.

У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи категории, например, всадник лошадь, слова находятся в условиях конфликта, их очень трудно сравнивать.

Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого. Имея инертное, вязкое мышление, испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений и т.д.

Источники

  • Методика Сравнение понятий / Альманах психологических тестов М., 1995. С.134-135

Описание теста

Одна за другой испытуемому предъявляются карточки с изображением четырех предметов на каждой. Из нарисованных из каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.

Инструкция к тесту

Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу.

Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.

В протоколе записывают номер карточки, название предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы. Этот вариант теста годится для исследования детей и взрослых

Инструкция к тесту

Испытуемому предъявляют бланк и говорят: Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть).

Ход выполнения данного варианта теста идентичен вышеизложенному. Рекомендуется для исследований лиц старше 11-12 лет.

Тестовый материал

  1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
  2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
  3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
  4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
  5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
  6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
  7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
  8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
  9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
  10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
  11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
  12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
  13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
  14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
  15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

Обработка и интерпретация результатов теста

Шкала для оценки уровня развития операции обобщения

Число балловХарактеристика решения задач
III
Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения:
5объединяемых в одну группу предметов (слов);
5лишнего предмета (слова).
Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку:
4для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу;
4для обозначения лишнего предмета (слова).
Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения:
2,5объединяемых в одну группу предметов (слов);
2,5лишнего предмета (слова).
То же, но с помощью исследователя для обозначения:
1предметов (слов) объединенных в одну группу;
1лишнего предмета (слова).
Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения:
0предметов (слов) объединенных в одну группу;
0лишнего предмета (слова)

Если испытуемый справляется с первыми тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.

Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

Источники

  • Исключение лишнего / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.143-152.
Источники:

  • https://paidagogos.com/metodika-sravneniya-ponyatiy-vyigotskogo-saharova-kak-provodit-testirovanie-sredi-shkolnikov.html
  • https://vsetesti.ru/258/
  • https://vsetesti.ru/304/
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/12/01/razvitie-logicheskogo-myshleniya-mladshego-shkolnika

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит