Развитие и особенности положительных эмоций у ребенка

СОДЕРЖАНИЕ

Для младенцев положительные ощущения достигаются с помощью простого контактного взаимодействия, но с возрастом эмоциональная структура детей усложняется. Чем старше человек становится, тем он лучше контролирует свои эмоции. Дети же не способны скрывать своих истинных чувств, они не могут управлять своими эмоциями, которые неизбежно выплескиваются наружу. Источником переживаний для ребенка может явиться любой предмет, вызывающий интерес и непосредственно касающийся его. Благополучие относительно эмоционального состояния непосредственно влияет на развитие личности и правильных личностных качеств, вызывает ощущение защищенности, поэтому очень важно не только предотвратить появление условий для формирования отрицательных эмоций, но и создать благоприятные для положительных.

razvitie-i-osobennosti-polozhitel-nyh-emociy-u-rebenka-12.jpeg
Положительные эмоции у детей

Условия для развития положительных эмоций

Взаимоотношения со своей семьей и чужими людьми оказывают огромное влияние на эмоциональное развитие у детей. Ребенок остро чувствует ласку, доброту, и эти ощущения способствуют формированию позитивных чувств и эмоционального благополучия. На злость и критику по отношению к нему малыш отвечает той же монетой. Детям необходимо ощущать добрые намерения со стороны окружающих, также важно не только ощущать, но и слышать о них.

Таким путем достигается эмоциональное благополучие, которое в свою очередь обеспечит веру в себя, свои возможности и высокую самооценку.

razvitie-i-osobennosti-polozhitel-nyh-emociy-u-rebenka-13.jpg
Детям для позитивных эмоций надо немного

Очень важно, чтобы малыш в полной мере ощущал себя нужным и любимым, чтобы он был объектом чьей-то любви и направлял свою любовь на кого-то, иначе он вырастет скупым в эмоциональном плане. Ответственность за младших детей в семье или за домашнего животного поспособствует формированию эмоциональной чуткости, способности к сопереживанию и отзывчивости.

razvitie-i-osobennosti-polozhitel-nyh-emociy-u-rebenka-14.jpg
Домашний любимец

Если ребенок будет самостоятельно отвечать за кого-то и проявлять заботу, то это создаст плодотворную почву для приобретения положительных качеств в его характере и поощрит их развитие.

Почва для отрицательных эмоций

Отрицательные эмоции зарождаются, как правило, из-за неправильного воспитательного подхода родителей. Одно из наиболее ярких негативных чувств чувство страха находит развитие в спектре переживаний ребенка непосредственно из-за неадекватного поведения взрослых и воспитания. Типичным примером является ситуация, когда родитель по любому поводу накручивает себя, считая, что его детям постоянно грозит опасность. Из-за этого ребенок находится в гнетущей атмосфере тревоги и напряжения. Однако у детей чувство страха может возникнуть и без участия взрослых, например, при столкновении ребенка с чем-то новым и неизведанным или заметное внешнее изменение знакомых ему взрослых.

razvitie-i-osobennosti-polozhitel-nyh-emociy-u-rebenka-15.jpg
Негативные эмоции портят характер ребенка

Существует другая форма страха, которая вызывает скорее положительные ощущения, нежели отрицательные. Страх за жизнь и благополучие близких людей влияет на развитие таких важных качеств, как сочувствие и сопереживание.

Ошибки со стороны родителей

Основная проблема отрицательных эмоций ребенка состоит в том, что родители не понимают, как обеспечить ему развитие положительных. Частая ошибка родителей в стремлении порадовать своих детей огромное количество различных подарков и игрушек. Это способствует тому, что ребенок перестает испытывать радость от получения новых игрушек и обладания ими, это кажется ему естественным процессом.

Из-за избытка подарков дети перестают их ценить, начинают относиться к ним небрежно, ведь в случае их поломки или утери родители все равно обеспечат их новыми.

razvitie-i-osobennosti-polozhitel-nyh-emociy-u-rebenka-16.jpg
Советы родителям о поведении с детьми

Этот неправильный подход со стороны родителей напрямую влияет на развитие безответственного отношения к вещам у ребенка, который не будет ценить то, что имеет и будет воспринимать все знаки внимания как должное. В будущем такое отношение распространится на чужие и общественные вещи. Небольшое количество игрушек вызывает много радости от их обладания, а ребенок бережет и ценит их. Впоследствии это формирует не только аккуратность и бережливость как личностные качества, но и прививает уважение к труду.

Особенности положительных эмоций, формирующихся в детстве

В этот период ребенок переживает интенсивное умственное развитие, познает окружающий мир и собственное я, учится отвечать за свои поступки, и поэтому чувства, испытанные им, становятся более разумными.

razvitie-i-osobennosti-polozhitel-nyh-emociy-u-rebenka-17.jpg
Занятия любимым творчеством вызывают позитивные эмоции

Начинает развиваться чувство прекрасного, которое порождают позитивные эмоции от созерцания явлений природы или произведений искусства. Трехлетнего ребенка восхищает блестящая игрушка, но уже к шести годам ребенок чувствует красоту в музыке и гармонии красок. Чем он старше, тем глубже познает окружающий мир, а, следовательно, причины, вызывающие у него чувство прекрасного, становятся более многогранными.

На протяжении этого периода чувства детей приобретают глубину, они могут проявлять настолько взрослые чувства, как искренняя забота и беспокойство о близких.

Также ребенок извлекает много позитивных ощущений из длительной дружбы и привязанности к сверстникам. На формирование дружбы влияют уже не внешние обстоятельства, а взаимная симпатия.

razvitie-i-osobennosti-polozhitel-nyh-emociy-u-rebenka-18.jpeg
Общение с сверстниками вызывает много эмоций

Формируется чувство комического, напрямую влияющее на накопление положительных эмоций. Ребенок начинает находить недостатки в поведении людей, пытается подловить собеседника на ответе и находит это забавным.

Изменением подвергаются и внешние проявления эмоциональности с возрастом ребенок все лучше контролирует свое выражение чувств, осваивает искусство мимики и жестов.

Труд в условиях эмоционального развития

Формированию положительных эмоций наиболее продуктивно способствует организованная творческая деятельность, такая как рисование, лепка, аппликация.

razvitie-i-osobennosti-polozhitel-nyh-emociy-u-rebenka-19.jpg
Дети очень гордятся результатами своего труда

Хорошо влияют на эмоциональное развитие и занятия музыкой, которые вызывают различные ассоциации, способствуют появлению новых чувств, связанных с восприятием музыки. Ребенок прочувствует спектр разных ощущений: радость от бодрого звучания марша, грусть от печальной мелодии. Труд очень важен для развития положительных эмоций, ведь когда малыш видит результат своей деятельности, то сразу испытывает эмоциональный подъем и удовлетворение от достигнутого. В процессе же деятельности он чувствует собственную общественную значимость, испытывает много радости от общения, одобрения взрослых и детей.

Практические советы для поддержания эмоционального благополучия

  1. У ребенка сформируется высокая самооценка и ощущение собственной значимости от ласки и повторяющихся знаков внимания в виде одобрения, поощрения. Слишком частое выражение недовольства ребенком и излишняя критика не только поспособствуют возникновению негативных ощущений, но и создадут почву для низкой самооценки.
  2. Просьбы, требования и упреки даже в строгой форме должны быть наполнены любовью, которую ребенок сможет почувствовать.
  3. Не следует оставлять ребенка одиночестве на время наказания, всегда нужно находиться рядом с ним, иначе наказание из воспитательной меры перерастет в угрозу для эмоционального благополучия.
  4. Никогда не стоит беседовать с ребенком с безразличным видом, нужно проявлять участие в его жизни и любых мелочах, составляющих ее.
razvitie-i-osobennosti-polozhitel-nyh-emociy-u-rebenka-20.jpg
А главное любовь родителей!

Положительные эмоции наполнят вашу жизнь и жизнь ваших детей, если вы заведете свои позитивные ритуалы общения.

Первые эмоции ребенка

Ребенок с рождения испытывает эмоции, вначале это самые элементарные переживания, затем, по мере развития, их внутренний мир обогащается, а эмоциональное развитие становится разнообразнее.

Переступая порог школы, ребенок ощущает множество различных вариаций чувств, однако не всегда может понять, что именно с ним происходит. В этом и состоит миссия родителей рассказать и показать, что означает та или иная эмоция у детей любого возраста, как она проявляется в мимике и жестах, как ее распознать у себя, каким становится голос или позиция тела. Искренний диалог с ребенком поможет установить доверительные отношения, и он никогда не будет скрывать своих истинных чувств.

chto-takoe-jemocii.jpg
Что такое эмоции определение

Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста потребует огромного внимания, однако все попытки объяснить и показать должны быть ненавязчивыми. Все должно происходить естественно и непринужденно.

И, конечно, все сказанное должно подтверждаться наглядными примерами. При совместном просмотре мультфильмов, следует комментировать эмоции героев такими словами: вот собачка плачет, она скучает, девочка смеется, ей весело, она рада, что играет со своими лучшими друзьями. Гуляя по улице или находясь дома, также лучше отыскивать любое эмоциональное проявление: мальчик улыбается, он рад, что увидел маму и бежит к ней, папа устал, он не разговаривает, лег отдохнуть. Очень важно показывать сравнения: веселый гномик или грустный гномик, злой волшебник или добрый волшебник, признаки, по которым можно определить данные эмоции, выражение лица, жесты, голос. Со временем ребенок сам научится определять и классифицировать эмоции, а родители будут лучше понимать свое чадо.

razvitie-v-pervyj-god-1024x768.jpg
Развитие малыша в 1 год

Отличными помощниками в развитии внутреннего мира малыша дошкольного возраста являются игрушки.

Они учат ребенка познавать себя. Разговаривая с ними, он может поругать или наказать, пожалеть или утешить, пожаловаться или поделиться новостью о каком-либо радостном событии. Очень важно обеспечить ребенка различными видами игрушек, которые помогут осуществить эмоциональное развитие в различных направлениях.

tvorcheskoe-razvitie-1024x769.jpg
Музыкальные игрушки для творческого развития

Каким же игрушкам лучше отдать предпочтение?

  • Игрушки, отражающие специфику реальной жизни. К этой категории относятся куклы или всевозможные семейства зверушек, все бытовые кукольные принадлежности посуда, мебель, кукольный домик, медицинские игрушечные приборы, все виды транспортных средств машинки, паровозики, лодки.
  • Игрушки, позволяющие выплеснуть негативные эмоции или накопленную агрессию. Это, в первую очередь, спортивный инвентарь: мячи, скакалки, боксерские груши и другие приспособления, дикие животные или другие негативные персонажи из мультфильмов.
  • Не нужно забывать и о творческой составляющей развития эмоций и чувств у детей младшего возраста, поэтому лучше позаботиться о наличии в арсенале красок, пластилина, карандашей и цветной бумаги. Фантазию, изобретательские наклонности и стратегическое мышление помогут развить конструкторы, настольные игры, пирамидки или кубики. Ну, а азбука подогреет интерес к изучению и познанию мира букв и звуков.
azbuka-jemocij.jpg
Азбука эмоций отличная книга для детей

Нужно отметить, что те игрушки, которые очень нравятся взрослым это автоматические средства передвижения или какие-либо роботы, не представляют особой ценности для развития малыша. Они не способствуют развитию эмоций у детей дошкольного возраста, необходимых навыков, не удовлетворяют его потребности развиваться творчески. Игрушка это отражение внутреннего мира ребенка и по любимым игрушкам можно судить о его наклонностях, основных качествах характера и способностях.

Игрушки для совсем маленьких детишек дошкольного возраста направлены на развитие органов слуха, зрения и осязания. Естественно, они должны быть приятными на ощупь, теплыми и красочными, с сопутствующей приятной мелодией, если это уместно.

samodelnye-igrushki.jpg
Самодельные игрушки приносят много радости

Немало восторга вызывают у ребенка игрушки, выполненные своими руками. Особую радость чувствуют дети дошкольного возраста, когда они дарят изготовленные поделки дорогим и близким людям. Осознание творения добра всегда поощряется взрослыми, поэтому реакция на такой подарок должна быть радостной, без критичных замечаний или безразличного отношения. Большое разочарование у детей может вызвать вид любимой сломанной игрушки в мусорном ведре. Игрушка для малыша это символ его развития, каждая из них впитывает какие-либо определенные эмоции, заставляет вспомнить о счастливых моментах, вызывает чувства надежности, любви, сострадания.

Выкидывать игрушки означает расстаться с верными друзьями, перечеркнуть все важное, что живет в детской душе.

remont-igrushek-1024x576.jpg
Старые игрушки можно отремонтировать и подарить кому-то

Наилучший выход из создавшейся ситуации может быть найден. В таком случае, лучше отремонтировать ее и подарить нуждающимся детям или отнести в детский сад. Психологическое состояние ребенка улучшится от осознания того, что игрушке подарена вторая жизнь и именно он преподнес ее другим деткам.

Чтобы разнообразить игрушечное окружение ребенка, нет необходимости слишком часто посещать дорогие магазины. Соблазн получить понравившуюся вещицу довольно велик, а если приобрести ее нет возможности, то тогда не избежать горьких слез и тяжелых страданий. Целесообразнее изготавливать игрушки из подручных средств, так довольно часто можно пополнять детскую коллекцию новыми интересными поделками. Сейчас можно отыскать множество оригинальных идей и сделать игрушку своими руками. Такая игрушка будет невероятно цениться малышом, так как она имеет немаловажное эмоциональное значение для него.

obshhenie-v-seme.jpg
Не нужно много игрушек важнее сама игра с ребенком

Многие родители не оказывают должного внимания своим чадам, предпочитая откупиться очередной дорогостоящей игрушкой. Да, отвлечь на некоторое время внимание соблазнительным и ярким предметом можно, но ребенок существо живое и нуждается в общении и совместном времяпрепровождении.

Другие методы развития эмоциональности

Обговаривать детские психологические проблемы можно, играя или рисуя. Дети дошкольного возраста в непринужденной обстановке легко раскрываются и повествуют обо всех внутренних переживаниях. Совместное сочинение сказки также отличный способ понять, о чем думает ребенок, что его тревожит. Если ребенок агрессивный, капризный или замкнутый это свидетельство того, что существует некая психологическая проблема, требующая разрешения.

polozhitelnye-i-otricatelnye.png
Положительные и отрицательные эмоции как развиваются

Сказочные герои, их подвиги помогут малышу поверить в себя и победить страх, смятение или неуверенность.

Придумывая персонаж сказки, можно его наделить качествами, присущими ребенку, также можно подчеркнуть и внешнее сходство, цвет глаз или волос. Характер героя сказки выражается такими определениями, как смелый, робкий, задира, драчун и другие. Перед ребенком раскрывается масса возможностей решения проблемы, и он обязательно выберет правильный выход из пугающей его ситуации. Сказку обязательно следует закончить положительно, чтобы ребенок почувствовал радость и облегчение.

risovanie-i-razvitie.jpg
Рисование отличный способ эмоционального развития

Еще одним способом проникнуть во внутренний мир ребенка является рисование. Для начала лучше предложить ему произвольную тему, затем можно попросить его нарисовать сюжет рассказа или повести. Обсуждая рисунок с малышом, можно поинтересоваться, что он чувствовал, изображая тот или иной предмет.

Дети дошкольного возраста не умеют сознательно скрывать свои чувства, поэтому слушая его рассказ, нужно уделить внимание изменениям в его мимике, лице и поведении.

teartralnye-postanovki.jpg
Театральные постановки очень нравятся детям

Эмоции ребенка нестабильны. Он может плакать, а через минуту заливаться смехом. Такие проявления являются нормой для малыша и это не повод для беспокойства. Во многом реакция ребенка на внешние раздражители зависит от модели поведения родителей. Если мама по любому поводу паникует и плачет, несомненно, малыш будет беспокойным и плаксивым. Дети дошкольного возраста копируют реакции взрослых, ведь они еще не осознают, что правильно, а что нет. Средством выражения эмоций у детей дошкольного возраста может быть плач или крик, спокойная просьба или принудительные действия. Домашняя атмосфера и взаимоотношения оказывают огромное влияние на психологическое состояние ребенка. Родители своим поведением способствуют эмоциональному развитию детей и эмоциям, становлению их как личностей.

igry-i-jemocii.jpg
Игры вызывают положительные эмоции у детей

Роль окружения в формировании эмоций

Формирование чувств и эмоций у дошкольников во многом зависит и от общения со сверстниками. Острое соперничество и сравнение достижений малыша с успехами других детей способствует возрастанию количества негативных экспрессий. Неудачи и препятствия, в этом случае, расцениваются детьми остро и могут спровоцировать конфликт с ровесником. Коллективные соревнования сглаживают негативное эмоциональное проявление, так как удача или поражение делятся на всех участников группы, сила и интенсивность эмоций снижается.

Очень важно грамотно подойти к первым неудачам малыша, поддержать его и успокоить, настроить на дальнейший труд и самоусовершенствование.

igry-v-sadike.jpg
Занятие в садике игра об эмоциях

Коллективная трудовая деятельность, полезная для окружающих и направленная на общее благосостояние, разнообразит эмоциональное состояние малыша. Он получает радость от достижения цели или огорчается, если что-нибудь не получается, учится сочувствовать чужим неудачам и получает истинное удовлетворение, осознавая свой вклад в общее дело.

Развитие эмоций и чувств у детей происходит совместно с другими психическими процессами, одним из которых является речь. Также чувства малышей сопровождаются яркими и выразительными мимическими реакциями и голосовыми интонациями, которые представляют собой средство выражения эмоций и чувств.

igry-na-razvitie.jpg
Физическая активность источник положительных эмоций

Коммуникабельность дошкольника во многом предопределяет его эмоциональное развитие. Дети оптимистичные создания, они, в целом, бодры и жизнерадостны.

События, затрагивающие окружающих, направленные на эмоциональное состояние другого человека, находящие отклик в душе ребенка, называется эмпатией. Это один из компонентов развития чувств и эмоций детей. Учась сопереживать, сочувствовать, понимать внутренний субъективный мир собеседника, дети дошкольного возраста развиваются нравственно, что крайне необходимо в современном социальном обществе. Гуманные чувства показатель наивысшего развития человечества. Причины поведения ребенка кроются в скрытых переживаниях, изучение его эмоций крайне важно, так как позволяет понять его состояние и определить истинное отношение к внешнему миру, определить дальнейший путь развития ребенка как личности.

С самого рождения

Развитие эмоциональной сферы начинается в самом раннем возрасте с выражения простейших чувств. Что такое эмоция? Это состояние психики человека, которое выражает его отношение к самому себе и окружающему миру, его процессам. Отсюда следует, что эмоциональное развитие это процесс, при котором человек постепенно учится откликаться на различные явления окружающей действительности, а также быть хозяином своих эмоций, управлять ими.

Уже с рождения малыш наделен простейшими эмоциями. Это плач, а чуть позже улыбка и смех. Плач способ сигнализировать родителям о своих потребностях, недуге, дискомфорте, нехватке внимания. Улыбка первое выражение радости и хорошего самочувствия. Постепенно к ним добавляются удивление, интерес естественные спутники познавательного развития малыша раннего возраста.

С 1 года до 3 лет ребенок учится использовать плач для просьбы о помощи и для психологической защиты. У него появляются первые истерики (как правило, подсмотренные у других деток) как способ добиться желаемого или протестовать против нежелаемого.

Источниками эмоций на раннем этапе являются, во-первых, общение с окружающими (прежде всего, родителями). Кроме этого, различные чувства у ребенка вызывает все, что его окружает: игрушки, мелодии, мультфильмы, книжки, животные и т. д.

Начиная с 3 лет малыш активно развивается в речевом, интеллектуальном и эмоциональном плане. Можно сказать, что в этот период закладывается фундамент его будущего характера и способностей к пониманию эмоций, желаний и мотивов других людей.

emotsionalnoe2.jpg

Для чего нужно развивать эмоции ребенка?

Как известно, малышей всему нужно учить: ходить, говорить, обслуживать себя, думать. Выражать, распознавать и контролировать эмоции в том числе. Почему?

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки.

Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.

В раннем детском возрасте эмоции довольно импульсивны. Их нужно доращивать до устойчивых симпатий или антипатий, которые со временем будут складываться в такие чувства, как дружба, взаимопонимание, любовь, ненависть. В наши дни, когда с экранов телевидения, газетных и книжных страниц на нас потоком льются насилие и жестокость, правильное эмоциональное развитие ребенка приобретает первостепенную значимость. Умение выражать и контролировать эмоции помогает ему приспособиться к различным ситуациям, формировать социальное взаимодействие, развиваться социально и нравственно.

Кроме того, нельзя отбрасывать тот факт, что дети учатся на примере (зачастую на примере неблагополучного поведения других детей). Поэтому если взрослые не управляют процессом становления эмоций своего ребенка, чаще всего он развивает в себе эмоции негативные в качестве способа самозащиты и обеспечения собственного благополучия в детском понимании (чтобы не лишали, не запрещали, купили желаемое, и т. д.). В арсенале такого ребенка будут преобладать обида, страх, стеснительность, скука, усталость, гнев, отчаяние.

emotsionalnoe3.jpg

Особенности детских эмоций

Эмоции развиваются поступательно, в связи с общим развитием ребенка, появлением у него новых навыков, потребностей, мотивов, социального опыта.

В общем понимании в дошкольном возрасте выделяют следующие особенности эмоционального развития.

  • Ребенок учится социальным способам выражения своих чувств, чему способствует расширение сферы его общения (родители родственники соседские дети коллектив детского сада).
  • Появляется эмоциональное предвосхищение: ребенок учится понимать, какие чувства вызовут его действия у других, к какому результату это приведет.
  • Развиваются чувства: постепенно они становятся все более осознанными, произвольными, разумными, внеситуативными.
  • Начинают формироваться интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства.

emotsionalnoe3-2.jpg

Если говорить более подробно, то условно эмоциональное развитие малыша можно разделить на 2 этапа.

  1. До 3 лет большинство эмоций обусловлено потребностями ребенка, способы выражения их довольно примитивны (в основном это выражение лица, смех или слезы). Такие эмоции направлены на удовлетворение основных инстинктов (питания, самосохранения). В этот период появляются первые неустойчивые представления об окружающей действительности, формируется отношение к близким людям. Появляется первая социальная форма гнева ревность (или зависть) ребенка, проявляемая по отношению к другим детям, если его мама уделяет им внимание. В том числе младшим детям в семье. Если ребенок на этом этапе лишен возможности полноценного выражения своих эмоций, его эмоциональная сфера не развивается.
  2. С 4 до 6 лет биологические потребности сохраняются, но ребенок постепенно учится контролировать свое эмоциональное состояние (например, немного потерпеть, если голоден). Под непосредственным влиянием окружающей среды начинают формироваться высшие нравственные эмоции. Ребенок учится оценивать действия окружающих (хорошо или плохо). Эмоции становятся менее импульсивными. У ребенка появляются устойчивые чувства к родным и окружающим (любовь, привязанность, дружба).

Не ругайте своего ребенка за то, что он канючит, прося накормить его или утолить жажду, когда вы, к примеру, еще едете в общественном транспорте. Дети вообще с трудом могут контролировать свои биологические процессы. Даже в возрасте 4 5 лет малыш не сможет себя сдерживать долго. Лучше отвлеките его чем-то интересным, скажите, что до дома осталось совсем немного, проявите понимание.

emotsionalnoe4.jpg

Что влияет на развитие детских эмоций?

Эмоциональное развитие дошкольника зависит от его личностного развития, в частности от появления новых мотивов, потребностей, интересов, развития познавательной деятельности.

Среди мотивов можно выделить, к примеру, такие:

  • интерес к окружающему миру;
  • интерес к игре;
  • сохранение хороших отношений с родными, другими значимыми взрослыми, а также сверстниками;
  • самоутверждение, самолюбие и др.

Именно поэтому в дошкольном возрасте в первую очередь формируются социальные эмоции.

В познавательном развитии на изменение эмоций влияет, прежде всего, включение в эмоциональные процессы дошкольника его речи, что делает его чувства более обобщенными и осознанными.

Эмоции ребенка развиваются в социуме маленьком (семья) или более широком (двор, детский сад). Малыш учится эмоциям, которые позволят ему управлять родителями, одновременно они обучают его эмоциям, которые считают правильными. Общаясь с окружающими, ребенок постепенно усваивает нормы поведения и проявления эмоций, принятые в конкретном обществе. Дошкольник учится дружбе, благодарности, патриотизму, любви.

Мальчики осваивают свою роль (мужчины, защитника, будущего отца), девочки роль женщины, хозяйки, матери.

emotsionalnoe5.jpg

Что помогает развивать эмоциональную сферу?

Гуманные чувства дошкольника прекрасно помогает развивать игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры. Играя с другими детьми, малыш учится понимать других, сочувствовать им, понимать их желания, состояние, настроение. Ребенок к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит от простого воссоздания, проигрывания ситуаций или чувств к передаче тех эмоций, которые игра содержит. Ребенок учится сопереживать другим, разделять их чувства.

Приобщение дошкольника к трудовой деятельности, которая направлена на достижение полезного для окружающих результата, дает малышу новые эмоции: сочувствие усилиям других детей, радость от достижения общей цели, удовлетворение от своей работы или недовольство, если сделал ее плохо.

Занятия спортом также несут ребенку множество эмоциональных открытий. Он учится быть выдержанным, стремиться к цели, переживать первые неудачи и радоваться достижениям. В групповых видах спорта дети учатся сплоченности, ответственности за свои действия перед другими, учатся работать на спортивный результат сообща.

Любая познавательная деятельность непременно обогатит эмоциональный багаж дошкольника. Это радость нового открытия (пусть и не такого глобального), сомнения, удивление, стремление совершить для себя очередное открытие.

Эстетические чувства развиваются у детей дошкольного возраста в процессе собственной творческой деятельности и общения с искусством. Прекрасные скульптуры, картины, литературные произведения помогают ребенку научиться таким понятиям, как красивое, гармония, вкус, ужасное, истинное, ложное, правда, добро, зло. Дошкольник учится не только выражать свои эмоции художественными средствами, но и защищать правду, протестовать против лжи и зла, ценить доброе и прекрасное в людях.

emotsionalnoe6.jpg

Полезные игры

Итак, один из основных видов развивающей деятельности дошкольника игра. Вот несколько примеров игр, способствующих эмоциональному развитию детей.

  • Художник.

Можно играть группой, можно вдвоем. Участникам игры предлагают несколько карточек с изображениями детей, выражающих различные эмоции. Нужно выбрать себе карточку, а затем придумать и нарисовать историю, в которой основой сюжета станет именно это эмоциональное состояние. В групповом варианте в конце игры организуют выставку, на которой можно угадывать героя и автора картины, а автор может рассказать нарисованную историю.

  • Кто куда?

Точно так же малышу (или малышам) предлагается несколько изображений детей с разными эмоциями. Задача ребенка выбрать из всех картинок изображения детей, которых, к примеру, можно пригласить к праздничному столу, отвести к доктору, успокоить, тех, кто обижен на взрослых, не хочет слушаться и т. д. Нужно объяснить, по каким признакам был сделан именно такой выбор.

  • Крошка Енот.

Игра групповая. Один малыш изображает крошку Енота из известного мультфильма. Остальные становятся рекой, в которой он увидит свое отражение. Енот становится перед рекой и изображает различные эмоции (радость, злость, испуг, интерес), а дети должны точно повторить его мимику, жесты. По очереди Енотами могут стать все.

Итак, программа развития эмоций ребенка должна кроме активной социализации включать игровую деятельность, приобщение дошкольника к спорту, труду, искусству, чтению книг, собственному творчеству. И один из важных моментов здесь пример родителей.

Источники:

  • https://detilehim.ru/razvitie-i-osobennosti-polozhitel-nyh-emociy-u-rebenka.html/
  • https://detki.guru/razvitie-rebenka/emotsionalnoye-razvitiye-detej.html
  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/10/14/osobennosti-emotsionalnogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta
  • https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/emotsionalnoe-razvitie-detey

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит