Программа развития познавательной сферы младших школьников «Развивайка»

СОДЕРЖАНИЕ

Программа коррекционно- развивающих занятий для младших школьников.

Пояснительная записка.

В современном обществе проблема агрессивного поведения обостряется все больше и больше. Практически каждый день все мы становимся, так или иначе, жертвами агрессивных проявлений или наблюдателями конфликтного общения. Мы знаем, что члены семьи сейчас все меньше и меньше общаются друг с другом, что дома многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором. У многих родителей хватает своих личных трудностей и проблем, а также личных вредных привычек и зависимостей. Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа детей с разными нарушениями поведения. Педагоги, которые работают с такими детьми, часто жалуются, что эти дети конфликтны, агрессивны, склонны к взрывному и импульсивному поведению. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телеэкране, им трудно взаимодействовать друг с другом.

Арт-педагогика позволяет специалистам проводить диагностику, коррекцию и реабилитацию человека, помогает в развитии эмоциональной сферы и речи ребенка. С помощью методов арт-терапии можно раскрыть внутренние резервные возможности даже взрослого человека, улучшить его эмоциональное состояние, повысит самооценку, помочь в общении с другими людьми.

Во время творческого процесса человек фактически сам себя лечит. Например, в момент рисования подсознательные проблемы выходят наружу в виде образов, композиции, цвета. На занятиях происходят удивительные вещи, дети раскрываются самым неожиданным образом. Важны не сами рисунки — главное происходит в области коммуникации, на уровне человеческих отношений.

Занятия проводятся по методике М.Г. Дрезниной с детьми от 8 до 10 лет с нарушениями в поведении, общении, эмоциональной сферы.

Проведенные занятия показали, что могут успешно применяться и для детей без нарушений в поведении в качестве профилактического мероприятия.

Данные занятия можно использовать в работе с детьми с ОВЗ, направленные на преодоление трудностей и компенсацию недостатков в эмоциональной сфере. В структуру каждого занятия вошли общеизвестные упражнения, описанные в педагогической и психологической литературе и арт-терапевтические упражнения автора М.Г. Дрезниной.

Многообразие предложенных в занятиях психотехник поможет детям гибко овладеть различными образами социально приемлемого поведения и самостоятельно применять их в различных видах деятельности.

Цель занятий:формирование социально адекватных форм поведения, развитие рефлексивной культуры личности.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  1. Коррекция агрессивных форм поведения.
  2. Снять эмоционально — психическое и телесное напряжение.
  3. Развивать у детей в процессе коммуникативной деятельности высшие психические функции: внимание, память, мышление, воображение.
  4. Обучать анализу своего внутреннего состояния и состояния других детей.

Ожидаемые результаты реализации занятий:

1. Улучшение психоэмоционального самочувствия ребенка.

2. Благоприятный психологический климат в коллективе.

3. Повышение уверенности в себе.

4. Активная познавательная деятельность.

5. Стабилизация эмоционального состояния, контроль собственного поведения адекватно ситуации.

Количество занятий: 7 занятий.

Количество участников: 8-12 человек.

Продолжительность занятия: 60 минут.

Тематическое планирование

Тема

Цель

Содержание

Кол-во часов

1

Лучики солнца

Создание общей коллективной работы.

Приветствие.

Разминка (упражнение Бабочка)

Основная часть.Практическая работа детей- создание картины.Подвижное упражнение Волшебные шарики

Рефлексия Интервью художника

Заключительная часть (ритуал прощания Бутон).

1

2

Линия и эмоции

Формирование у детей умения выражать своё эмоциональное состояние.

Приветствие.

Разминка (упражнение Бабочка)

Основная часть (знакомство детей с эмоциями)

Дидактическая игра Эмоции

Упражнение Покажи эмоцию.

Рефлексия Интервью художника

Заключительная часть (ритуал прощания Бутон).

1

3

Я рисую

Развить умение выражать своё эмоциональное состояние.

Приветствие.

Разминка (упражнение Бабочка) Основная часть.

Упражнение Угадай эмоцию.

Рисование животных при помощи линий и цвета (практическая работа детей)

Рефлексия Интервью художника

Заключительная часть (ритуал прощания Бутон).

1

4

Лучики солнца. Рисуем свою мечту

Формирование у детей социально адекватных форм поведения.

Приветствие.

Разминка (упражнение Бабочка)

Основная часть

Упражнение Рисуем мечту.

( практическая работа детей)

Рефлексия Интервью художника

Заключительная часть (ритуал прощания Бутон)

1

5-6

Город моей мечты

Создание общей коллективной работы.

Приветствие.

Разминка (упражнение Бабочка) Основная часть

Создание коллективной работы. Рефлексия Интервью художника

Заключительная часть (ритуал прощания Бутон).

2

7

Поговорим рисунками

Отработка навыков конструктивного общения через умение участников действовать совместно для достижения общей задачи.

Приветствие.

Разминка (упражнение Бабочка) Основная часть.

Упражнение Тематический рисунок.

Рефлексия Интервью художника

Заключительная часть (ритуал прощания Бутон).

1

Содержание занятий.

Занятие № 1 Лучики солнца

Цель:создание общей коллективной работы.

Задачи:

  1. Создать благоприятную атмосферу в детской группе.
  2. Развить коммуникативную сферу младших школьников.
  3. Развить творческий потенциал каждого ребенка.
  4. Развить эмоциональную сферу.

Материалы для работы: ватман, полоски из ватмана для каждого ребенка, круг из бумаги, гуашь, кисточки, счетные палочки для выкладывания красок, стаканчики для воды, тряпочки для работы, клей, кисточки для клея, бумажные палитры.

Ход занятия.

Приветствие. В кругу дети, держась за руки произносят:

Дружат на свете парты и книжки

Дружат поселки и города

Дружат девчонки, дружат мальчишки

Смех и улыбки дружат всегда.

Разминка (упражнение Бабочка)

Цель:использование телесных и мимических средств выразительности для демонстрации чувств, развитие воображения.

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз росой она умылась, Два изящно покружилась, Три нагнулась и присела, На четыре улетела.

Основная часть.

Психолог:— Дети, сегодня мы с вами создадим уникальную картину

Начнем с раскрашивания красками бумажных полосок (каждый ребенок получает 1-2 полоски).

Возьмите стаканчики и наберите в них чистой воды.

Рассмотрите, какие цвета красок перед вами. Правда, они красивые. Чтобы мы могли ими рисовать в них надо добавить воды ( психолог объясняет детям, как разводить краски, как их смешивать на бумажной палитре). А теперь раскрасьте свою полоску так, как вам захочется, любыми цветами, а можно одним цветом.

(практическая работа детей)

Психолог:Теперь наши полоски должны просохнуть, а затем мы продолжим с ними работать. А пока они сохнут выполним с вами упражнение Волшебные шарики

Подвижное упражнение Волшебные шарики ( Павлова Я.А.)

Цельупражнения: снятие эмоционального напряжения.

Дети сидят в кругу. Педагог просит их закрыть глаза и сделать из ладошек лодочку. Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик болтик- и дает инструкцию: Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него. Согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения.

(ответы детей)

Психолог:Приглашаю вас подойти к столу и занять место около листа на котором у нас изображен круг. Теперь мы с вами раскрасим круг все вместе. Каждый из вас раскрасит только одну маленькую часть круга.

(практическая работа детей)

Каждый ребенок занимает свое место около ватмана и начинает расписывать свои сегменты. Долее к раскрашенному кругу дети приклеивают заранее приготовленные полоски от центра к краям большого листа. Работа завершена.

(Коллективный просмотр выполненной работы)

Рефлексия Интервью художника

(Дети делятся своими эмоциями, чувствами и настроением от выполненной работы)

Заключительная часть (ритуал прощания Бутон).

Дети встают в круг и изображают распускание бутона.

Психолог:Хочется счастья вам пожелать

Самое главное не унывать.(Все хором)

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Всего вам светлого и прекрасного!

Занятие № 2 Линия и эмоции

Цель: формирование у детей умения выражать своё эмоциональное состояние.

Задачи:

  1. Познакомить детей с эмоциями.
  2. Научить узнавать эмоции других людей.
  3. Снять эмоциональное напряжение.
  4. Формировать осознание собственных эмоций и чувств других людей.

Материал для работы:бумага А4, цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши, ластики, аудиозапись с релаксационной музыкой.

Ход занятия.

Приветствие. В кругу дети, держась за руки произносят:

Дружат на свете парты и книжки

Дружат поселки и города

Дружат девчонки, дружат мальчишки

Смех и улыбки дружат всегда.

Разминка (упражнение Бабочка)

Цель:использование телесных и мимических средств выразительности для демонстрации чувств, развитие воображения.

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз росой она умылась, Два изящно покружилась, Три нагнулась и присела, На четыре улетела.

Основная часть (знакомство детей с эмоциями)

Дидактическая игра Эмоции

Психолог:Любую эмоцию можно выразить с помощью слов, используя богатство русского языка. Сейчас я раздам вам карточки с названием эмоций. Вам нужно к вашему слову подобрать слова-синонимы, объединённые общим смыслом.

Например:

радость счастье

грусть печаль

удивление восхищение

страх тревога

горе печаль

злоба недовольство

ярость гнев

радость веселье

испуг страх и т.п.

Упражнение Покажи эмоцию. Участники занятия берут карточки и при помощи мимики, жестов, звуков показывают написанную у них на карточке эмоцию, а остальные угадывают.

Информация о линиях. Психолог рассказывает участникам о том, какие линии бывают (прямые, волнистые, зигзагообразные и т.д.) и предлагает нарисовать эмоции при помощи линий и цвета.

1. Удивление

2. Обида

3. Грусть

4. Удовольствие

5. Страх

6. Злость

7. Интерес

8. Радость

Рефлексия Интервью художника

(Дети делятся своими эмоциями, чувствами и настроением от выполненной работы)

Заключительная часть (ритуал прощания Бутон).

Дети встают в круг и изображают распускание бутона.

Психолог:Хочется счастья вам пожелать

Самое главное не унывать.(Все хором)

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Всего вам светлого и прекрасного!

Занятие № 3 Я рисую

Цель:развить умение выражать своё эмоциональное состояние.

Задачи:

  1. Научить определять эмоциональное состояние.
  2. Отработать свое эмоциональное состояние через художественное творчество.
  3. Формировать осознание собственных эмоций и чувств других людей.
  4. Снять эмоциональное напряжение.

Материал для работы: бумага А4, краски, простые карандаши, аудиозапись с релаксационной музыкой.

Ход занятия

Приветствие. В кругу дети, держась за руки произносят:

Дружат на свете парты и книжки

Дружат поселки и города

Дружат девчонки, дружат мальчишки

Смех и улыбки дружат всегда.

Разминка (упражнение Бабочка)

Цель:использование телесных и мимических средств выразительности для демонстрации чувств, развитие воображения.

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз росой она умылась, Два изящно покружилась, Три нагнулась и присела, На четыре улетела.

Основная часть

Упражнение Угадай эмоцию. Участники занятия берут карточки и при помощи мимики показывают написанную у них на карточке эмоцию, а остальные угадывают.

Рисование животных при помощи линий и цвета.

Сегодня мы с вами будем рисовать животных или любых существ при помощи линий, которые мы изучали на прошлом занятии. Давайте их вспомним. Каждый из вас должен использовать в своей работе две или три линии, которые нравятся больше других.

( практическая работа детей)

После завершения работы дети рассказывают о своих животных: какие они, откуда, есть ли у них друзья, чем занимаются и т.д.

Рефлексия Интервью художника

(Дети делятся своими эмоциями, чувствами и настроением от выполненной работы)

Заключительная часть (ритуал прощания Бутон).

Дети встают в круг и изображают распускание бутона.

Психолог:Хочется счастья вам пожелать

Самое главное не унывать.(Все хором)

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Всего вам светлого и прекрасного!

Занятие № 4. Лучики солнца. Рисуем свою мечту

Цель:формирование у детей социально адекватных форм поведения.

Задачи:

  1. Развить коммуникативную сферу младших школьников.
  2. Создать благоприятную атмосферу в детской группе.
  3. Развить творческий потенциал каждого ребенка.
  4. Развить эмоциональную сферу.

Материалы для работы: ватман, полоски из ватмана для каждого ребенка, круг из бумаги, гуашь, кисточки, счетные палочки для выкладывания красок, стаканчики для воды, тряпочки для работы, клей, кисточки для клея, бумажные палитры.

Приветствие. В кругу дети, держась за руки произносят:

Дружат на свете парты и книжки

Дружат поселки и города

Дружат девчонки, дружат мальчишки

Смех и улыбки дружат всегда.

Разминка (упражнение Бабочка)

Цель:использование телесных и мимических средств выразительности для демонстрации чувств, развитие воображения.

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз росой она умылась, Два изящно покружилась, Три нагнулась и присела, На четыре улетела.

Основная часть

Упражнение Рисуем мечту.

Сегодня каждый из вас получит полоски бумаги. Раскрасьте свою полоску так, как вам захочется, любыми цветами. Можете создать на этой полоске сюжет из своего настроения и мечты.

( Практическая работа детей)

(После завершения работы полоски просыхают, а дети приглашаются к другому столу)

Приглашаю вас подойти к столу и занять место около листа, на котором у нас изображен круг. Теперь снова мы с вами раскрасим круг все вместе. Каждый из вас раскрасит только одну часть.

( Практическая работа детей)

Молодцы, ребята, какие замечательные рисунки у вас получились. Возьмите свои полоски и разложите на этом большом листе.

Данную работу размещаем рядом с работой, выполненной на первом занятии и просим ребят сравнить их и сказать чем они отличаются.

Рефлексия Интервью художника

(Дети делятся своими эмоциями, чувствами и настроением от выполненной работы)

Заключительная часть (ритуал прощания Бутон).

Дети встают в круг и изображают распускание бутона.

Психолог:Хочется счастья вам пожелать

Самое главное не унывать.(Все хором)

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Всего вам светлого и прекрасного!

Занятие № 5 -6 Город моей мечты

Цель:создание общей коллективной работы.

Задачи:

  1. Развить коммуникативную сферу младших школьников.
  2. Создать благоприятную атмосферу в детской группе.
  3. Развить творческий потенциал каждого ребенка.
  4. Развить эмоциональную сферу.

Материалы для работы: ватман, цветная бумага, картон, коробки, кисточки для клея, клей, цветные карандаши, маркеры.

Приветствие. В кругу дети, держась за руки произносят:

Дружат на свете парты и книжки

Дружат поселки и города

Дружат девчонки, дружат мальчишки

Смех и улыбки дружат всегда.

Разминка (упражнение Бабочка)

Цель:использование телесных и мимических средств выразительности для демонстрации чувств, развитие воображения.

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз росой она умылась, Два изящно покружилась, Три нагнулась и присела, На четыре улетела.

Основная часть

Создание коллективной работы.

Психолог: Посмотрите ребята на эти большие листы, сегодня на них мы будем создавать город нашей мечты. В городе может быть инфраструктура кафе, магазины и т.д. В черте города может быть лес, река, озеро, парк. У каждого из нас есть дом, в котором мы живем. Подойдите к столу и возьмите необходимый материал для создания вашего дома. Можете приступать к работе.

( Практическая работа детей)

Прошу вас подойти к большим листам и разместить свои дома в нашем городе. Хорошо. А сейчас все вместе мы должны договориться и создать наш будущий город мечты.

( Практическая работа детей)

Молодцы! Какой замечательный город у вас получился.

Рефлексия Интервью художника

(Дети делятся своими эмоциями, чувствами и настроением от выполненной работы)

Заключительная часть (ритуал прощания Бутон).

Дети встают в круг и изображают распускание бутона.

Психолог:Хочется счастья вам пожелать

Самое главное не унывать.(Все хором)

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Всего вам светлого и прекрасного!

Занятие № 7 Поговорим рисунками

Цель: отработка навыков конструктивного общения через умение участников действовать совместно для достижения общей задачи.

Задачи:

  1. Развить коммуникативную сферу младших школьников.
  2. Создать благоприятную атмосферу в детской группе.
  3. Развить творческий потенциал каждого ребенка.
  4. Получение обратной связи от участников.

Материалы для работы: бумага формата А3, А 4, цветные карандаши, маркеры.

Приветствие. В кругу дети, держась за руки произносят:

Дружат на свете парты и книжки

Дружат поселки и города

Дружат девчонки, дружат мальчишки

Смех и улыбки дружат всегда.

Разминка (упражнение Бабочка)

Цель:использование телесных и мимических средств выразительности для демонстрации чувств, развитие воображения.

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз росой она умылась, Два изящно покружилась, Три нагнулась и присела, На четыре улетела.

Основная часть

Упражнение Тематический рисунок.

Участники разбиваются на группы по 3-4 человека. В каждой подгруппе на листе А3 выполняется коллективный рисунок, разговаривать нельзя.

Темы рисунков задает психолог, например времена года (зима, весна, лето, осень), буйство четырех стихий (земля — землетрясения, обвал; вода шторм, наводнение; огонь пожар, извержение вулкана; воздух ураган, смерч).

Рисуют все одновременно.

В завершении работы каждый участник демонстрирует свои детали рисунка, делиться мыслями о том, насколько фактически получившиеся коллективное изображение соответствует его личным замыслам, высказывается общее впечатление о работе.

Заключительная часть (ритуал прощания Бутон).

Дети встают в круг и изображают распускание бутона.

Психолог:Хочется счастья вам пожелать

Самое главное не унывать.(Все хором)

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Всего вам светлого и прекрасного!

Литература

  1. Азарова Т.В., Битянова М.Р. Развивающая работа психолога в школе// Мир психологии. 1996. № 1.
  2. Азарова Т.В., Афанасьева Е.И, Битянова М.Р., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998.
  3. Дрезнина М.Г. Каждый ребенок-художник.-М., 2002.
  4. Дрезнина М.Г. Учимся рисовать .-М.: Ювента, 2002.
  5. Михайлина М.Ю., Павлова М.А. Психологическая помощь в кризисных ситуациях.- Волгоград.: Учитель, 2009.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. Часть 1-4. М. Генезис, 2006.
  8. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990.

Список литературы

  1. Айзенк Р. Познай свои способности! М., 2000.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.
  3. Вачков И.В. Психология для малышей. М.: Педагогика Пресс, 1996.
  4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1989.
  5. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1887.
  6. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Просвещение, 1991.
  7. Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994.
  8. Как улучшить собственную память. Екатеринбург: Диамонт, 1992.
  9. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1987.
  10. Колпачников В.В. Психологический практикум общения и самопознания. Программа курса для старшеклассников // Методические рекомендации по образовательной области Технология. Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1996.
  11. Никитин Б.П. Ступеньки к творчеству, или Развивающие игры. М.: Просвещение, 1990.
  12. Психология. Словарь // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М, 1990.
  13. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте // под ред. Дубровиной И.В. М.: Академия, 1995.
  14. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая книга. 1993.
  15. Сафонова Л.В. Дневник самопознания, в 2-х частях. Екатеринбург, 2006.
  16. Тактильная память // составитель Матюгин И.Ю. М.: Центр Эйдос, 1991.
  17. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст 10 14 лет. М.: Рольф, 2001.
  18. Ты меня понимаешь? // составитель Васильева Т.В.. С-Петербург, 1994.
  19. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. М.: Генезис, 2000.
  20. Через самовыражение к самопознанию // составитель Сафонова Л.В. Первоуральск, 1997.
  21. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.: Новая школа, 2004.
  22. Шуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М.: Новая школа, 2004.
  23. Энциклопедия практического самопознания // составитель А.И. Красило. М., 1994.

Литература, необходимая для овладения курса.

Для ученика (обучающегося)

Дополнительная

1. Андреев О.А. Учимся быть внимательными / О.А. Андреев. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

2. Бьюзен Т. Максимально используйте свой разум / Т.Бьюзен. Минск,2004.

3. Гамезо М.В. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие по курсу Психология человека / М.В. Гамезо, И.А. Домащенко М.: Педагогическое общество России, 2001.

4. Жариков Е.С. Для тебя и о тебе / Е.С. Жариков, Е.Л. Крушельницкий М.: Просвещение, 1991.

5. ТертельА.Л. Психология в вопросах и ответах: Учебное пособие / А.Л.ТертельМ.: Проспект, 2005.

6. Бабушкина Т. Что хранится в карманах детства. Уроки фантазии. / Т.БабушкинаМ.: Издательство Атлант,2004.

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

РАДИНЕЦ

Принята Методическим Советом ЦПМСС УТВЕРЖДАЮ

Протокол № от ____________________

Директор ЦПМСС Радинец

Программа допущена к работе _______________ Никулина Л.Л.

с ______________________

ПРОГРАММА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАЗВИВАЙКА

Составитель:

Шрагина Е.Ю.

МОСКВА 2010

УРОКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1-ый год (№ 1-35).

ПРИМЕРЫ КОНСПЕКТОВ ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ 1

1.Упр. Знакомство.

Цель: снятие эмоционального напряжения, включение участников группы в работу.

Дети кидают друг другу мячик, называя перед броском свое имя, а затем по сигналу ведущего- имя того, кому бросают мячик.

2.Упр. Имя оживает.

Цель: раскрыть представление ребенка о самом себе.

Участники представляют себе Страну Имен, в которой все имена превратились в животных (растения). Придумывают, в какое животное (растение) могло бы превратиться их собственное имя.

3.Упр. Минута внимания.

Цель: развитие слухового внимания; развитие пространственных представлений.

Детям раздаются листы бумаги, расчерченные на девять равных клеток. В соответствие с инструкцией дети заполняют клетки рисунками.

4. Упр. Я беру с собой.

Цель: развитие внимания, эмоциональная разгрузка.

Детям предлагаются варианты вещей, которые можно или нельзя брать в школу. Если вещь нужная, дети поднимают левую руку, если нет — правую.

ЗАНЯТИЕ 2

1 .Упр. Мой любимый цвет, животное, занятие, еда, игрушка .

Цель: снятие эмоционального напряжения, формирование благоприятной атмосферы в группе.

Передавая мяч , дети рассказывают о том, что они любят.

2.Упр. Рассказ про школу.

Цель: изучение школьной мотивации, повторение школьных правил.

Под руководством психолога дети обсуждают вопросы, связанные с поступлением в школу: зачем ходит в школу первоклассник, пятиклассник, одиннадцатиклассник? Какие правила существуют в школе? Что бы вы рассказали о вашей школе новому знакомому?

3. Упр. Цепочка.

Цель: диагностика способности к восприятию задания, удерживанию задания, работоспособности, темпа и контроля собственной деятельности.

На листочках бумаги в линейку детям предлагается рисовать последовательность -\-\-, а далее повтор элементов. Цепочка рисуется в течение 10 минут.

4. Упр. Да и нет

Цель: развитие внимания, скорости мышления, обучение навыкам общения

Ведущий кидает мяч по своему выбору и задает вопросы, отвечать на которые можно лишь да и нет.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№ занятий

Развиваемые навыки и психологические процессы

Методики

и задания

Занятие №1

-коммуникативные навыки

—————————————————

-пространственные представления

—————————————————

-внимание, самоконтроль

Знакомство

Имя оживает

—————————————

Минута внимания

————————————

Я беру с собой

Занятие №2

-коммуникативные навыки

—————————————————

-школьная мотивация

—————————————————

-слуховое восприятие

-самоконтроль

-внимание (сосредоточенность)

-произвольность

—————————————————

-внимание, скорость мышления

Я люблю

—————————————

Рассказ про школу

—————————————

Цепочка

—————————————

Да и нет

Занятие №3

-коммуникативные навыки

-уверенность в себе

—————————————————

-школьная мотивация

—————————————————

-формирование позиции школьника

————————————————

-пространственные представления

Мое имя

————————————-

Какой урок важнее?

————————————

Сказка Про Колю

—————————————

Раскрась правильно

Занятие №4

-дружеские отношения

————————————————

-диагностика адаптации к школе

—————————————————

-произвольное внимание

—————————————————

-фонетико-фонематическое восприятие

—————————————————

-понятийное мышление

Имя соседа

————————————-

Рисунок Я в школе

————————————-

Выполни команду

————————————

Найди ошибку

—————————————Назови одним словом

Занятие №5

-дружеские отношения

—————————————————

-рефлексия

—————————————————

-умение выполнять словесные поручения

—————————————————

-понятийный аппарат

Имя начинается с буквы

—————————————

Цвет настроения

—————————————

Учись слушать и выполнять

—————————————

Конкретизация понятий

Занятие №6

-дружеские отношения

—————————————————

-произвольность, внимание

—————————————————-самоконтроль

-пространственные представления

Что любят мальчики, что любят девочки

—————————————Да и нет

—————————————

Учитель-ученик, ученик-учитель

Что? Где?

Занятие №7

-дружеские отношения

————————————————-

-адаптация к школе

—————————————————

-вербальная память

—————————————————

-пространственные представления

Девочки и мальчики умеют

————————————-

Сказка Два города

—————————————У кого ряд длиннее?

—————————————

Куда указывают стрелки?

Занятие №8

-формирование коллектива

————————————————

-уважение к другим

————————————————

-произвольное внимание

————————————————

-зрительная произвольная память

Мы

————————————

Сказка Кто самый лучший?

—————————————

Перепутанные линии

—————————————Запомни точно

Занятие №9

-произвольное внимание

————————————————

-самоконтроль

————————————————-

-зрительная память

————————————————

-пространственные представления

Добрый день

—————————————

Нос, пол, потолок

————————————-

Нарисуй по памяти

—————————————

Выполни правильно

Занятие №10

-рефлексия

—————————————————

-умение ориентироваться в пространстве листа

—————————————————

-адаптация к школе

—————————————————

-уверенность в себе

Цвет настроения

————————————

Где этот домик?

—————————————

Рисунок Школа зверей

—————————————

Пантомима Звери

Занятие №11

-самоконтроль

—————————————————

-умение воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность

—————————————————

-коллективное творчество

—————————————————

-дружеские отношения

Раз, два, три-шепчи

————————————-

Чей урок лучше?

—————————————

Коллективный рисунок Цирк

—————————————

Электрическая цепочка

Занятие №12

-рефлексия

—————————————————

-самоконтроль

—————————————————

-уверенность в своих учебных возможностях

—————————————————-творческое самовыражение

Настроение-рожица

—————————————

Времена года

—————————————

Сказка Самолетик

—————————————

Рис. к сказке Самолетик

Занятие №13

-произвольность, внимание

—————————————————

-самоконтроль

—————————————————

-произвольное внимание

—————————————————

-произвольное внимание

Если нравится тебе, то делай так

————————————-

Будь внимателен

—————————————

Расставь слова

—————————————

Зашифруй слова

Занятие №14

-уверенность в своих учебных возможностях

—————————————————

-произвольность, самоконтроль

—————————————————

-понятийное мышление

—————————————————

-понятийное мышление

Кто умеет хорошо

—————————————

Алфавит

—————————————

Назови одним словом

—————————————

Конкретизация понятий

Занятие №16

-уверенность в себе

—————————————————

-умение воспроизводить образец

—————————————————

-произвольное внимание

—————————————————

-коммуникативные навыки

Ролевая гимнастика

—————————————

Нарисуй точно такие же

—————————————

Корректурная проба

—————————————

Буквы на спине

Занятие №17

-невербальные способы общения

—————————————————

-распределение внимания

—————————————————

-анализ и синтез

—————————————————

-дружеские отношения

Изобрази предмет

—————————————Соблюдай правило

—————————————

Отгадай слова

—————————————

Ниточка тепла

Занятие №18

-школьная мотивация

—————————————————

-пространственные представления

—————————————————

-мышление (процессы синтеза)

—————————————————-уверенность в своих учебных возможностях

Закончи предложения

—————————————

Поставь значки

—————————————

Составление предложений

—————————————

Буратино забыл слова

Занятие №19

-коммуникативные навыки

—————————————————

-произвольное внимание

—————————————————-уверенность в себе

—————————————————

-способность к самовыражению

Ролевая гимнастика

————————————-

Считалочка

—————————————

Сказка Снежинка

—————————————

Рис. к сказке Снежинка

Занятие №20

-коммуникативные навыки

—————————————————

-мышление (анализ)

———————————————

-формирование дружеских отношений в коллективе

Ролевая гимнастика

—————————————

Скажи наоборот

—————————————

Яшок и звездная болезнь

Рисунок к сказке

Занятие №21

-осознание позиции школьника

—————————————————

-мышление (синтез)

—————————————————

-зрительно-двигательная координация

—————————————————

-память (зрительная)

Я тоже

—————————————

Назови предмет

—————————————

Молния и Речка

————————————-

Запомни порядок

Занятие №22

-осознание позиции школьника

—————————————————

-мышление (сравнение)

—————————————————-способность к саморегуляции

—————————————————-принятие себя

Встаньте, у кого это есть

————————————

Сравни предметы

————————————-

Образец и правило

—————————————

Козленок Хрюпигав

Занятие №23

-уверенность в своих учебных возможностях

—————————————————

-внимание в условиях коллективной деятельности

—————————————————

-мышление (сравнение)

—————————————————

-зрительно-двигательная координация

Главная учебная сила

—————————————

Делаем вместе

————————————-

Найди одинаковые и отличающиеся

————————————-

Раз, два, три, позу за мной повтори

Занятие №24

-уверенность в себе

—————————————————

-зрительное восприятие

—————————————————-память и внимание

—————————————————

-творческие способности

Зайчик рассмеялся — зайчик испугался

————————————-

Найди фото

—————————————

Запомни и нарисуй

—————————————

Подарок(пантомима)

Занятие №25

-воображение

—————————————————

-память и внимание

————————————————-

-уверенность в себе

—————————————————

-творческие способности

Угадай, где я иду?

—————————————

Запомни и нарисуй

—————————————

Сказка Гусеница

—————————————Рис. к сказке Гусеница

Занятие №26

-эмоциональный настрой

—————————————————-мышление (противоположность)

—————————————————

-творческие способности

—————————————————-формирование дружеских отношений

Кричалка Я очень хороший!

—————————————

Скажи наоборот

—————————————

Рисунки из кружков

—————————————

Собираем добрые слова

Занятие №27

-коммуникативные навыки

—————————————————

-память (вербальная)

—————————————————

-уверенность в своих возможностях

—————————————————-коммуникативные навыки

Передай сообщение

—————————————

Магнитофон

—————————————Сказка Когда молочные зу- бы сменились постоянными

—————————————

Скажи Мишке добрые слова

Занятие №28

-способность к рефлексии

—————————————————

-анализ образца

—————————————————-гибкость мышления

—————————————————

-выполнение инструкции

Когда мне хорошо, я как

—————————————Где ошибся Буратино?

—————————————

Способы применения предмета

—————————————

Бусинки

Занятие №29

-способность к рефлексии

—————————————————-произвольное внимание

—————————————————-наглядно-образное мышление

—————————————————-точность произвольных движений

Мне хорошо, когда

—————————————

Посчитай правильно

—————————————

Найди путь

—————————————

Кто точнее?

Занятие №30

-способность к рефлексии

—————————————————-самовыражение творчеством

—————————————————

-слуховая память

—————————————————

-наглядно-образное мышление

Цвет настроения

—————————————

Рисунок настроения

—————————————Повтори цифры

—————————————

Полянки

Занятие №31

-способность к рефлексии

—————————————————-самовыражение творчеством

—————————————————-умение ориентироваться в пространстве

—————————————————-установление закономерностей

Если бы я был растением

————————————

Рис. Если бы я был растением

—————————————

Куда ускакал зайчик?

—————————————

Найди фигуры

Занятие №32

-произвольность движений

—————————————————-зрительная память

—————————————————-наглядно-образное мышление

—————————————————-коммуникативные навыки

Летает — не летает

—————————————

Запомни и нарисуй

—————————————

Полянки

—————————————

Фотоохота

Занятие №33

Занятие №34

-способность к рефлексии

—————————————————

-самовыражение творчеством

—————————————————-пространственные представления

—————————————————-вербальная память

-способность к рефлексии

————————————————-

-самовыражение творчеством

—————————————————-умение ориентироваться в пространстве

—————————————————-логическая память

Если бы я был погодой

————————————-

Рис. Если бы я был погодой

—————————————

Выполняй правильно

————————————-

Слова

Если бы я был сказочным героем

—————————————

Рис. Если бы я был сказочным героем

—————————————

Выше, слева, правее, снизу

—————————————

Объедини слова

Занятие №35

-способность к рефлексии

—————————————————

-самовыражение творчеством

—————————————————

-умение ориентироваться в пространстве

—————————————————-произвольное внимание

Если бы я был домом

—————————————

Рис. Если бы я был домом

—————————————

Соседнее, через одно

—————————————

Назови по порядку

ПРОГРАММА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАЗВИВАЙКА

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-ой год (№1-35)

№№ занятий

Развиваемые навыки и психологические процессы

Методики задания

Занятие №1

-формирование положительных эмоций

—————————————————

-коммуникативные навыки

-способность к самовыражению

—————————————————

-произвольное внимание, память

Мы попрыгаем немножко

————————————

Лето для меня было

————————————

Кто сказал?

Занятие №2

-положительные эмоции

—————————————————

-групповая сплоченность

—————————————————

-состояние психического благополучия

—————————————————-творческое самовыражение

Мы попрыгаем немножко

————————————

Найди того, кто

————————————

Сказка Чтобы тебя любили

———————————-

Рисунок к сказке

Занятие №3

-настрой на занятие

—————————————————-рефлексия

-творческое самовыражение

—————————————————-ориентировка в пространстве

—————————————————-коммуникативные навыки

-уверенность в себе

Раз, два, три

————————————

Если бы я был киногероем (рисунок)

————————————

Выше, слева, правее, снизу

————————————

Сказка про ежика Витю

(инсценировка)

Занятие №4

-положительные эмоции

—————————————————-мышление (процессы анализа)

—————————————————-зрительно-вербальный анализ и синтез

—————————————————

-уверенность в себе, творческие способности

Муха

————————————

Раздели на части

———————————-

Отгадай слова

———————————-

Превратись в животное

Занятие №5

-положительные эмоции

—————————————————

-произвольность

—————————————————-мышление (нахождение общих признаков)

-творческое самовыражение

Встаньте все, кто

————————————

-Графический диктант

———————————-

Поиск общего

рис. Моя мечта

Занятие №6

-произвольность

————————————————-

-мышление (гибкость)

—————————————————

-слуховая память

—————————————————

-моторика

Есть или нет?

————————————Заселение дома

————————————

Повтори и добавь

————————————

Угадай, гйде я иду

Занятие №7

-положительный настрой, коммуникативные навыки

—————————————————

-выделение существенных признаков

—————————————————-ценностное отношение к себе

—————————————————- развитие творчества

Радость можно подарить взглядом

————————————

Выбери главное

————————————

Сказка Нужная вещь

————————————

Рисунок к сказке

Занятие № 8

-коммуникативные навыки

—————————————————-пространственные представления

—————————————————-воображение

—————————————————-психомоторика

Радость можно передать прикосновением

————————————

Диктант пространств.

представлений

————————————

Волшебный лес

———————————-

Иголка и нитка

Занятие №9

-уверенность в себе

—————————————————

-опосредованная память

—————————————————-установление закономерностей

—————————————————-двигательная сфера

Покажи профессию

————————————

Зашифруй предложение

———————————-

4-ий лишний

————————————

Замри

Занятие №10

-эмоциональная сфера

—————————————————-мышление (абстрагирование)

—————————————————-воображение

—————————————————-психомоторика

Скажи да и нет

————————————

Посмотри вокруг

————————————

Волшебное море

————————————

Иголка и нитка

Занятие № 11

-эмоциональная сфера

—————————————————

-подчинение поведения двигательным сигналам

—————————————————-внутренний план действий

—————————————————-способы выражения эмоций

Закончи предложение

———————————

Зеваки

———————————-

Совмести фигуры

————————————

Попугай

Занятие№12

-позитивный настрой

—————————————————-опосредованная память

—————————————————-воображение

—————————————————-повышение уверенности в себе

Пусть всегда будет

———————————-

Зашифруй предложение

————————————

Волшебная поляна

————————————

В чем твоя сила

Занятие№13

-развитие эмоциональной сферы

—————————————————-преодоление страхов

—————————————————-внутренний план действий

—————————————————-установление закономерностей

Дотроньтесь до

————————————

Покажи страшилку

———————————-

Совмести фигуры

———————————

4-ый лишний

Занятие №14

-преодоление страхов

—————————————————

-развитие эмоциональной сферы

—————————————————

-опосредованная зрительная память

—————————————————-воображение

Конкурс пугалок

————————————

Закончи предложение

————————————

Запомни фигуры

————————————

Волшебный парк

Занятие №15

-преодоление страхов

—————————————————-преодоление страхов

—————————————————-опосредованная память

—————————————————-внутренний план действия

Неопределенные фигуры

———————————-

Сказка Мы просто очень боялись за вас

————————————

Письмо инопланетянина

————————————

Поверни квадрат

Занятие №16

-преодоление страхов

—————————————————-преодоление страхов

—————————————————-устойчивость произвольного внимания

—————————————————-ассоциативное мышление

Страшные персонажи

————————————

Картинная галерея

————————————

Пишущая машинка

———————————-

Свяжи слова

Занятие №17

-преодоление страхов

—————————————————-преодоление страхов

—————————————————-обобщение (мышление)

—————————————————-воображение

Придумай веселый конец

————————————

Сказка Маленькая Луна

———————————

Найди лишнее слово

———————————-

Закончи рисунок

Занятие №18

-невербальные средства коммуникации

—————————————————-дружеская атмосфера

—————————————————-обобщение (мышление)

—————————————————-внутренний план действия

Покажи дневник маме

———————————

Сказка Как ромашки с васильками поссорились

————————————

Найди лишнее число

————————————

Муха

Занятие №19

-эмоциональная сфера (гнев)

—————————————————

-эмоциональная сфера (гнев)

—————————————————-вербальное мышление

—————————————————-внутренний план действий

Черная рука -белая рука

————————————

Закончи предложение

———————————-

Раздели на группы

———————————-

Муха

Занятие №20

-эмоциональная сфера (гнев)

—————————————————-эмоциональная сфера (гнев)

—————————————————-вербальное мышление

—————————————————-пространственное представление

Разозлились одумались

————————————

Сказка О путнике и его беде

———————————-

Раздели на группы

————————————

Фигуры и значки»

Занятие №21

-эмоциональная сфера (гнев)

—————————————————-невербальное выражение чувств

—————————————————-выделение существенных признаков

(вербально-логическое мышление)

—————————————————-произвольность движений

(помехоустойчивость)

Поссорились-помирились

————————————

Массаж чувствами

————————————

Выбери главное

————————————

Знай свой темп

Занятие №22

-положительный настрой

—————————————————-эмоциональная сфера (обида)

—————————————————-эмоциональная сфера (обида)

—————————————————-внутренний план действий

Попугай

————————————

Закончи предложение

————————————

Рис. Какая у меня обида

————————————

Муха

Занятие №23

-эмоциональная сфера (обида)

—————————————————-эмоциональная сфера (обида)

—————————————————-внутренний план действий

—————————————————-произвольное движение (умение затормозить движение)

Шурум-бурум

————————————

Напрасная обида

————————————

Совмести фигуры

———————————-

Запретное движение

Занятие №24

-невербальные способы общения

—————————————————-эмоциональная сфера (обида)

—————————————————-аналогии (вербально-логическое мышление)

—————————————————

-воображение

Покажи дневник маме

————————————

Сказка Обида

————————————

Назови четвертое слово

———————————-

Что это?

Занятие №25

-невербальное выражение чувств

—————————————————-рефлексия

-умение сравнивать

—————————————————-вербальная опосредованная память

Море волнуется

———————————-

Закончи предложение

Одинаковое, разное

————————————

Объедини по смыслу

Занятие №26

-эмоциональная сфера (чувства)

—————————————————-эмоциональная сфера (чувства)

—————————————————-вербальное мышление

—————————————————-пространственное представление

Реши пример

————————————

Рисунок чувств

————————————

Объедини пословицы

————————————

Учись уменьшать и увеличивать

Занятие №27

-эмоциональная сфера

—————————————————-эмоциональная сфера

—————————————————-внутренний план действия

—————————————————-операции сравнения

Сказка о мальчике, который боялся темноты

————————————

Рисунок радости

————————————

Поверни квадрат

————————————

Найди одинаковые

Занятие №28

-рефлексия

—————————————————-дружеские отношения

—————————————————-логическое мышление

—————————————————-произвольное внимание (устойчивость)

Кто сегодня чувствовал

————————————

Сердце класса

————————————

Логический квадрат

————————————

Назови по порядку

Занятие №29

-рефлексия

—————————————————-рефлексия

—————————————————-процессы синтеза

—————————————————-чувство времени

Качества

————————————

Чьи качества

———————————-

Составь слово

———————————-

Дружный хлопок

Занятие №30

-процессы анализа

—————————————————-эмоциональная сфера

—————————————————-процессы синтеза

—————————————————-логическое мышление

Лишнее слово

————————————

Сказка Пятерка и доброе сердце

————————————

Составь слова

————————————

Говорим по-марсиански

Занятие №31

-процессы анализа

—————————————————-воображение

—————————————————-процессы синтеза

—————————————————-чувство времени

Лишнее слово

————————————

Волшебники

————————————

Составь слово

———————————

За одну минуту

Занятие №32

-рефлексия

-уверенность в себе

—————————————————-опосредованная память

—————————————————-внутренний план действия

Неоконченные предложения

Сказка Заяц-хваста

————————————

Письмо инопланетянина

———————————

Поверни квадрат

Занятие №33

-расширение психологического словаря

—————————————————-развитие произвольности

—————————————————-смысловая память

—————————————————-наглядно-образное мышление

Психологическая загадка

————————————

Флажок

————————————

Объедини по смыслу

————————————

Преврати в квадрат

Занятие №34

-рефлексия положительных качеств

—————————————————-дружеские отношения

—————————————————-слуховая память

—————————————————-пространственные представления

Я задумал мальчика (девочку)

———————————-

Сказка Перчатка

————————————

Добавь слово

————————————

Найди недостающий квадрат

Занятие №35

-рефлексия

—————————————————-вербальное мышление

—————————————————-обобщение

—————————————————-воображение

Неоконченные предложения

————————————

Подбери слова

————————————

Пятый лишний

————————————

Закончи рисунки

ПРОГРАММА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАЗВИВАЙКА

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3-ий год (№1-35)

№№ занятий край

Развиваемые навыки и психологические

процессы

Методики задания

Занятие №1

-настрой на занятие

——————————————————

-коммуникативные навыки

——————————————————

-внутренний план действий

——————————————————

-мышление вербально-понятийное

Я соскучился по

——————————-

Летние сценки

——————————-

Этажи

——————————-

Расположи слова

Занятие №2

-рефлексия

——————————————————

-дружеские отношения

——————————————————

-внутренний план действия

——————————————————

-устойчивость внимания

Закончи предложение

——————————-

Сказка про дружбу

——————————-

Муха

——————————-

Стенографы

Занятие №3

-самоконтроль

——————————————————

-уверенность в себе

——————————————————-

-мышление вербально-понятийное

——————————————————-

-логическая память

Холодно-горячо

——————————-

Топните те, кто

——————————

Расположи слова

(от частного к общему)

——————————-

Найди правило и запомни

Занятие №4

-рефлексия

——————————————————-

-уверенность в себе

——————————————————-

-опосредованная память

——————————————————-

-понятийное мышление

Неоконченные предложения

——————————-

Хрюкните те, кто

——————————-

Запомни слова

——————————-

Вордобол

Занятие №5

-творческое самовыражение

——————————————————-

-уверенность в своих учебных возможностях

——————————————————-

-воображение

———————————————————

-мышление вербально-понятийное

Загадай игрушку

——————————-

Копилка трудностей

——————————-

Составь изображение

——————————-

Расположи слова

Занятие №6

— школьные страхи

———————————————————

-уверенность в своих учебных возможностях

———————————————————

-произвольность движений

———————————————————

-мышление вербально-понятийное

Театр(трудные ситуации в школе)

——————————-

Рис. Трудные ситуации в школе

——————————-

Замри

——————————-

Расположи слова

Занятие №7

-творческое самовыражение

———————————————————

-уверенность в себе

———————————————————

-мышление вербально-понятийное

———————————————————

-мышление (абстрагирование)

Изобрази предмет

——————————-

Школа зверей

——————————-

Назови слово

——————————-

Форма-цвет

Занятие №8

-творческие способности

———————————————————

-навыки поведения в трудных ситуациях

———————————————————

-воображение

———————————————————

-мышление вербально-понятийное

Разные ладошки

——————————

Помоги Сереже

——————————-

Закончи рисунок

——————————-

Подбери общее понятие

Занятие №9

-уверенность в себе

———————————————————— — произвольность в поведении

————————————————————

-память непосредственная

————————————————————-

-пространственные представления

Если я улитка

——————————

Сказка Про львенка Пашу

——————————-

Запомни и нарисуй

——————————-

Лишний кубик

Занятие №10

-творческие способности

————————————————————

-позитивное отношение к другим

————————————————————

-мышление вербально-понятийное

————————————————————

-мышление (сравнение)

Если я улитка

——————————-

Сказка Про львенка Пашу

———————————

Подбери общее понятие

———————————

Одинаковое, разное

Занятие №11

-воображение

————————————————————-уверенность в себе

————————————————————-память (непосредственная)

————————————————————-пространственные представления

Мысленные картинки

———————————

Сказка О муравьишке

———————————

Запомни и нарисуй

———————————

Лишний кубик

Занятие №12

-творческие способности

————————————————————

-позитивное отношение к себе

————————————————————-мышление вербально-понятийное

————————————————————-мышление вербально-смысловое

Разные ладошки

———————————Сказка Верить и стараться

———————————

Найди рядоположенное слово

——————————-

Подбери пословицу

Занятие №13

-школьная мотивация

————————————————————

-позитивное отношение к школе

————————————————————

-воображение

————————————————————-мышление вербально-понятийное

Если б не было школ

———————————

Рисунок идеальной школы.

———————————

Тропинка

———————————

Часть-целое

Занятие №14

-ассоциативное мышление

————————————————————

-фантазия

————————————————————-мышление вербально-понятийное

————————————————————-произвольное движение

Ассоциации

———————————

Небылицы

———————————

Найди рядоположенное слово

———————————

Невидящие и неслышащие

Занятие №15

-воображение

————————————————————

-позитивное отношение к другим

————————————————————-мышление вербально-смысловое

————————————————————-мышление вербально-понятийное

Кто это?

———————————

Сказка Цветик-семицветик

———————————

Подбери пословицу

———————————

Часть-целое

Занятие №16

-воображение

————————————————————

-ассоциативное мышление

————————————————————-мышление вербально-смысловое

————————————————————-мышление вербально-причинное

Мысленные картинки

———————————

Ассоциации

———————————

Найди значения слов

———————————

Причина и следствие

Занятие №17

-творческие способности

————————————————————-эмпатия

————————————————————

-мышление вербально-причинное

————————————————————-память опосредованная

Домашние задания

———————————

Какие чувства ты испытываешь?

———————————

Причина и следствия

———————————

Письмо инопланетянина

Занятие №18

-воображение

————————————————————-коммуникативные навыки

————————————————————-мышление вербально-причинное

————————————————————-мышление вербально-понятийное

Волшебный компот

——————————-

Царевна Несмеяна

——————————-

Назови причину

———————————

Отрицание

Занятие №19

-воображение

————————————————————-доверие, дружеские отношения

————————————————————-творческое самовыражение

————————————————————-произвольное внимание

Мысленные картинки

———————————

Самый интересный сон

———————————

Рисунок сна

———————————

Пишущая машинка

Занятие №20

-настрой на занятие

————————————————————-доверие, дружеские отношения

————————————————————-творческое самовыражение

————————————————————-мышление (сравнение)

Неоконченное предложение (мечта)

———————————

Сказка о голубой мечте

———————————

Рисунок Моя мечта

———————————

Найди одинаковые

Занятие №21

-осознание особенностей позиции ученика

————————————————————-позитивный настрой

————————————————————-мышление вербально-смысловое

————————————————————-мышление (абстрагирование)

Родители, учителя и ученики

———————————

Мешок хороших качеств

———————————

Противоположное по смыслу

——————————-

Только одно свойство

Занятие №22

-настрой на занятие

————————————————————-положительное отношение к школе

————————————————————-мышление (анализ через синтез)

————————————————————-внутренний план действий

Неоконченное предложение (школа)

———————————

Школа на планете Наоборот

———————————

Разгадай ребусы

———————————

Муха

Занятие №23

-способность к рефлексии

————————————————————-развитие мотивации к учебе

————————————————————-устойчивость внимания

————————————————————-произвольность движений

Родитель, учитель, ученик

———————————

Существо по имени Лень

———————————

Отыщи числа

———————————

Невидящие и неслышащие

Занятие №24

-позитивное отношение к себе и другим

————————————————————-развитие мотивации к учебе

————————————————————-мышление вербально-понятийное

————————————————————-мышление вербально-понятийное

Мешок хороших качеств

———————————

Сказка о ленивой звездочке

———————————

Подбери общее понятие

———————————

Отрицание

Занятие №25

-ролевая игра

————————————————————-

Родительское собрание

———————————

Сказка О мальчике Вале

———————————

Подбери общее понятие

———————————

Объедини по смыслу и запомни

Занятие №26

Занятие №27

Занятие №28

Занятие №29

Занятие №30

Занятие №31

Занятие №32

Занятие №33

Занятие №34

Занятие №35

Краткие конспекты

Психологическая подготовка к ЕГЭ

Подготовка и необходимые материалы

1.Школам

а) для ксерокопирования:

-анкета учащегося Готовность к ЕГЭ

-памятка для выпускников

-анкета-отзыв участника тренинга

-законы успеха

б) листы А 4

цветные карандаши

2.На ватмане написать Правила тренинга

3. Сделать таблички Законы успеха

4. Взять с собой:

— бейджики

— чистые бланки для бейджиков

-цветные карандаши

— маркеры

— часы

-малярный скоч

-мяч

-рулон обоев

ЗАНЯТИЕ №1

Тема 1. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ЕГЭ.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ЕГЭ.

Слоган: Мы не можем направить ветер, но мы можем приспособить под

него свои паруса.

1. Знакомство: любимый цвет, любимое блюдо, увлечение

(с мячом по кругу)

2. Упр. Ассоциации : экзамен-это

3. РисунокСимвол экзамена

Обсуждение.

4.Мини-сочинение: Если не

А сейчас — страшная-страшная история. Сейчас мы с вами заглянем в страшную черную дыру. Что произойдет, если вы (о, ужас!) не поступите в институт?

Напишите этот ТРИЛЛЕР!

Обсуждение.

ПРАВИЛО №1. ЭКЗАМЕН — НЕ КОНЕЦ ЖИЗНИ.

Я — ЭТО НЕ ТОЛЬКО ЭКЗАМЕН

5. Анкета Готовность к прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ

6. Дискуссия ЕГЭ — лучше или хуже традиционного экзамена?

Уолт Рассел: Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти

в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в

результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления

заболеваете. Вам нужно любить все, что вы делаете Так гласит восточная

мудрость. Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из

известных вам способовЭто пополнит запас физических и душевных

сил, спасет от утомления и болезни.

ПРАВИЛО №2. ЕСЛИ НЕ МОЖЕШЬ ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ,

ИЗМЕНИ ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ

7.Таблица Плюсы и минусы ЕГЭ

Таблица самостоятельно , используя таблицу Сравнение ЕГЭ

традиционного экзамена. Подчеркнуть то, что лично для вас является

плюсом.

ЗАНЯТИЕ №2

Тема 2. ПОНЯТИЕ О СТРЕССЕ. КАК СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ.

Материалы: карточки Откровенно говоря, бланки Эксперимент, старые журналы.

Ганс Селье : Стресс — острая приправа к повседневной жизни.

1) Упр. Атомы-молекулы- снятие напряжения, разрядка.

2)Упр. Откровенно говоря

3)Упр. Эксперимент

4)Презентация темы:

1 стадия- тревога, выражающаяся в мобилизации ресурсов;

2 стадия- сопротивление или адаптация;

3 стадия- истощение

Жизнь требует от человека умения приспосабливаться к

меняющейся обстановке и регулировать свое поведение. Любые

перемены в жизни, даже положительные, требуют от человека

физического и психологического напряжения. Эмоционально

устойчивые люди воспринимают проблемы как задачи, которые

необходимо решить. У неуравновешенных людей возникает стресс.

5)Практическое задание. Тест на определение уровня стресса

(по А.Пахомову).

Выводы: здоровье и физическое, и психическое- связано с мироощущением,

образом жизни и отношением к событиям. Наши чувства и поступки

также определяют наше здоровье.

ПРАВИЛО№3. Стресс- норма жизни. Главное- не доводить себя до третьей фазы.

СПОСОБЫ 6)Кому легче жить — оптимисту или пессимисту?

УМЕНЬШЕНИЯ а) — Научные факты( по материалам Здоровье детей).

СТРЕССА

б) Определите, какая жизненная позиция, на ваш взгляд,

окажется продуктивной для выхода из стрессовой ситуации

Пуганая ворона куста боится.

Пришла беда — отворяй ворота.

Глаза боятся, а руки делают.

в) Таблица Позитивные и негативные установки

ПРАВИЛО №3. Делай, что должен, и будь, что будет.

ПРАВИЛО №4. Думай о задании, а не об оценке.

ПРАВИЛО № 5. Поддерживай себя, особенно в трудный момент.

7) Упр. Прощай напряжение

Из бумаги сделать комки и бросать их в цель на доске.

ЗАВЕРШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Обычно мне нравиться

2. Когда я утром просыпаюсь, то чувствую

3. Больше всего на свете мне хочется

4. Я очень переживаю, если

5. Думаю, что самое главное в жизни каждого человека

6. Я очень злюсь, когда

7. Я волнуюсь, если мои

8. Когда учитель называет мое имя, я чувствую

.

ВЫЕЗДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СВАО

п/п

Образовательное

учреждение

Название

мероприятия

Учащиеся, принявшие участие

в мероприятии

Характеристика-представление

на Шрагину Е.Ю.,

педагога-психолога ЦПМСС Радинец,

1960 года рождения, образование высшее,

стаж работы по специальности 12 лет.

Шрагина Е.Ю. работает в системе образования по должности педагога-психолога 12 лет. В настоящее время работает педагогом-психологом в ЦПМСС Радинец, а также является руководителем структурного подразделения по взаимодействию с образователь-ными учреждениями.

С первых дней работы Елена Юрьевна активно включилась в деятельность учреждения по психолого-педагогической работе. Основное направление деятельности направленно на работу с образовательными учреждениями СВО.

Шрагина Е.Ю, разработала и апробировала в школах СВО комплексную программу психологической подготовки к ЕГЭ Формула успеха. Программа состоит из трех частей:

1. Программа тренинговых занятий для выпускников Психологическая подго-

товка к ЕГЭ.

2. Программа тренинговых занятий для педагогов Психологическая поддержка

стрессоустойчивости педагогов.

3. Сценарий родительского собрания Психологическая подготовка к ЕГЭ.

Целью программы Формула успеха является оказание психологической помощи учащимся, педагогам, родителям в подготовке к сдаче ЕГЭ. На занятиях не просто происходит обучение технологиям, но и формулируются позитивные установки, помогающие эффективно сдавать экзамены и справляться с любыми стрессовыми ситуациями в жизни.

За период 2008-2010 г.г. Шрагиной Е.Ю. были проведены тренинговые занятия Психологическая подготовка к ЕГЭ с выпускниками пяти школ СВО. Участники тренинговых групп проявили большой интерес к занятиям. В анкетах-отзывах выпускники охарактеризовали тренинг как полезный, а также отметили снижение тревоги по поводу сдачи ЕГЭ.

Елена Юрьевна также занимается групповой работой с детьми младшего школьного возраста. Программа направленной на развитие когнитивной и эмоциональной сферы. По окончании работы в группе у детей отмечается повышение интереса к учебной деятельности и активности на занятиях, развитие навыков самоконтроля, развитие внимания, мышления, коммуникативных навыков.

Шрагина Е.Ю. принимает активное участие в мероприятиях, проводимых как в центре, так и вне стен центра: в организации круглых столов, семинаров, тренингов. За период 2008-2010 г.г. Елена Юрьевна неоднократно выступала на окружных семинарах:

-круглый стол УМЦ СВО Когда в школе трудно (Манеж,2009г.);

-окружной семинар Психологическая подготовка к ЕГЭ (ЦПМСС Радинец,2009);

-окружной семинар Формирование психологической готовности школьника к сдаче

ЕГЭ (ЦПМСС Участие,2009 г.);

-научно-практический семинар ЕГЭ. Психологическая поддержка школьни-

ков, педагогов, родителей(ЦПМСС Родник, 2010 г.).

Елена Юрьевна входит в состав аттестационной комиссии центра. Оказывает консультационную помощь специалистам центра, в том числе молодым специалистам-психологам по проблемам психолого-педагогической работы.

Благодаря инициативе и участию Елены Юрьевны, в библиотеке центра пополнился фонд научной и методической литературы по специальности Психология.

Елена Юрьевна, будучи творческим человеком, постоянно повышает квалификацию, посещая специальные учебные курсы и семинары.

Шрагина Е.Ю. пользуется глубоким уважением коллег, она всегда откликается на просьбы администрации и сотрудников центра, понимает актуальность и важность решаемых общих задач центра.

Елена Юрьевна- человек добросовестный, ответственный, инициативный, грамотный специалист, обладает организаторскими способностями.

Рекомендуется аттестовать Шрагину Елену Юрьевну на первую квалификационную категорию по должности педагога-психолога.

Директор ЦПМСС Радинец Никулина Л.Л.

10 06.2010 г.

Заключения специалистов и рекомендации

специалист

Причина обращения

Заключение

Рекомендации

Дата,

подпись

Источники:

  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2019/01/18/programma-korrektsionno-razvivayushchih-zanyatiy-dlya
  • https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2017/02/03/individualnaya-korrektsionno-razvivayushchaya-programma
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/08/02/rabochaya-programma-po-psihologii-dlya-1-4-klassa-tropinka-k
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2015/10/14/programma-razvitiya-poznavatelnoy-sfery-mladshih
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2018/04/10/korrektsionno-razvivayushchaya-programma-dlya-detey

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит