Причины детской плаксивости: 2 естественные и 8 очень серьезных

СОДЕРЖАНИЕ

Ожидая появления ребенка в семье будущие родители представляют себе милого, улыбающегося и заливающегося счастливым смехом малыша, всегда в хорошем настроении. Но часто реальность далека от этой идиллической картинки. Ребенок постоянно плачет, хнычет, объяснить почему не может. И если сначала это вызывало желание помочь немедленно, то потом появляется раздражение, а у некоторых людей постоянный плач ребенка приводит в отчаяние и ярость.

Одна знакомая вспоминает: У меня с сестрой разница в 10 лет. И вот сколько я ее помню в детстве, она постоянно ревела и ныла. Вот так ходит по квартире и хнычет часами. Спрашиваешь что случилось? В ответ еще больший рев. Скоро на нее перестали обращать внимание. У мамы из-за этого был нервный срыв и она потеряла третьего ребенка.

sennik-placz-600x375.jpg

И эта знакомая теперь очень беспокоится, так как ее 3-летний сын тоже становится невозможным плаксой. Уверения бабушек, что это наследственное, ее не утешают, тем более, что ни она, ни муж не были в детстве ревами-коровами, а ее сестра выросла неврастеничкой, портящей жизнь всем окружающим. Она ситает, что если бы родители предприняли какие-то меры, скорее всего, эмоциональное состояние девочки наладилось бы без последствий.

Каковы же причины детский плаксивости, как определить границы нормы и распознать действительно тревожные признаки такого состояния.

Причины детской плаксивости

Первая вполне естественная и физиологическая: у детей до 6-7 лет нервная система незрелая и не сформированная. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому успокоиться им сложнее, а разреветься даже без причины гораздо легче. А если еще к малышу предъявлять повышенные требования, которые он не может выполнять в принципе, потому, что просто не может их выполнить (извините за каламбур), то это несоответствие вызывает защитную реакцию в виде плача.

rebenok_noet.jpg

Усугубляют такое положение положение сами родители и окружающие, попрекающие малыша, который не может справиться со своими эмоциями. Не правда ли, вы сами слышали и говорили: Мальчики не плачут, Ну что же ты такая рева-корова, соседские дети дразнятся плакса-вакса-гуталин.

В этой ситуации родителям надо быть более чувствительными и тонкими, попробовать понять, что чувствует малыш и пойти ему навстречу, разрешить и поплакать, но договориться, как справляться с эмоциями.

Вторая естественная причина возрастные кризисы:

  • в 1 год в плаче проявляется непонимание, страх, обиды;
  • в 3 года конфликты на почве кризиса Я сам, в это время пик плаксивости;
  • в 5-6 лет период манипуляций, проверки грани дозволенного и чего можно добиться истериками.

unnamed.jpg

Истерики и слезы у 3-летнего ребенка случаются по 10-15 раз на день, но половины из них можно избежать, если родители чаще будут идти малышу навстречу и позволять развивать свое желание самостоятельности.

Труднее всего справляться с плаксой-манипулятором. Начинается этот период с 4-х лет и если ребенка не отучить добиваться своего капризами, то он это будет делать все время до взросления. Более того, с ребенком-манипулятором не хотят дружить другие дети, так как такой типаж постоянно провоцирует конфликты.

rebenok-postoyanno-noet-600x376.jpg

При таких причинах плаксивости родителям достаточно выбрать правильную позицию и проблема, не сразу, конечно, но будет решена. Как справиться с детской истерикой читайте тут.

Проблемы со здоровьем

Более серьезными причинами являются целый перечень заболеваний души и тела, вызывающих эмоциональную нестабильность у детей:

  • родовые травмы;
  • задержка в развитии;
  • эмоциональные потрясения (ссоры с семье, сильный испуг);
  • детская депрессия;
  • гормональный сбой;
  • любое тяжелое заболевание;
  • страхи темноты, одиночества, смерти;
  • аллергия и др.

Все эти причины выявить может только комплексный осмотр малыша и консультация психолога.

Причины слез

Детская возбудимость, слезливость и эмоциональность значительно выше тех же качеств у взрослых. И это нормально, так как психика ребенка еще нестабильна. Незначительный для нас повод может стать для ребенка настоящей трагедией. Ребенок с помощью слез реагирует на все негативные моменты в его жизни, слезы для него лишь выражение эмоций, которые он еще не научился сдерживать. Но дети также неожиданно и быстро имеют способность переключаются с плохого на хорошее, забывая о слезах.

Поэтому первое, что стоит посоветовать родителям относитесь к детским слезам спокойнее. Чем младше ребенок, тем чаще он выражает свои негативные эмоции именно слезами.

Если вы замечаете, что ребенок плачет слишком часто и много (хотя бы на фоне сверстников), то здесь может быть несколько причин.

В первую очередь, речь может идти о темпераменте или индивидуальных особенностях нервной системы ребенка. Каждому из нас от природы дана слабая или сильная нервная система. Люди со слабой нервной системой и во взрослом возрасте отличаются повышенной чувствительностью, ранимостью и склонностью к меланхолии.

У детей же эти особенности выражены более ярко ребенок с первых дней жизни отличался повышенной возбудимостью, плохо спит и часто плачет. Кроме того, вы можете заметить, что ребенок болезненно реагирует на грустные эпизоды в мультфильмах, страшные сказки, плохо переносит крик и шум.

Ошибки родителей

Частой ошибкой родителей является то, что они пытаются побороть слезливость такого ребенка-меланхолика, призывая его не плакать и даже иногда высмеивая слезы, особенно если речь идет о мальчике. На деле же такое воспитание оборачивается тем, что к природной слезливости добавляется неуверенность ребенка в себе, неприятие себя.

Со временем психика ребенка укрепляется, самоконтроль развивается, и он будет все меньше плакать. Однако полезно в общении с ребенком сознательно акцентировать его внимание на хороших сторонах жизни, мягко переключать его с негативных, не позволяя зацикливаться на плохом надолго.

Если плаксивость у ребенка проявилась неожиданно, то причину, в первую очередь, стоит искать в наличии какого-то хронического стресса. Адаптация к детскому садику или школе, развод родителей или конфликты в семье, проблемы в отношениях со сверстниками все эти факторы ослабляют нервную систему ребенка, делая его возбудимым.

Потому важно увидеть истинную причину внутреннего напряжения ребенка и преодолевать ее, а не бороться со слезами, как со следствием. Нередко ребенок становится плаксивым и в период возрастных кризисов (одного года, трех и семи лет). С преодолением кризисного периода такая плаксивость обычно проходит сама собой.

Как реагировать?

Иногда детские слезы это не выражение внутреннего напряжения или слабости, а лишь способ поведения, оказавшийся эффективным. Понаблюдайте за тем, в каких ситуациях ребенок начинает плакать. Если слезы всегда проявляются лишь в ситуации какого-то родительского запрета и ограничения (но, к примеру, грустный мультфильм не вызывает у ребенка слез), а плач нередко переходит в истерику стоит задуматься о том, почему такой способ воздействия стал для ребенка эффективным способом добиваться своего от родителей.

Маленький ребенок не манипулирует слезами осознанно, но если его опыт показывает, что слезами всегда можно добиться отмены требований и исполнения желаний, этот метод часто становится его оружием.

Отдельно стоит сказать о более серьезных причинах детской плаксивости. Например, речь идет о детской депрессии или пережитом насилии. Если вы заметили, что ребенок неожиданно стал очень плаксивым, напряженным, при этом у него снизился интерес к жизни и перестали увлекать хобби, общение с родными и друзьями сократилось, появились нервные тики, ночные кошмары и другие серьезные симптомы имеет смысл обратиться к детскому психологу для детальной диагностики эмоционального состояния ребенка.

Любите своих детей и старайтесь понять причину, а не искоренять последствия.

Причины, почему ребенок конфликтует с одногодками

В каждом коллективе есть свои лидеры, которые диктуют группе настроение. В школьных классах, где отношения строится на взаимовыручке и товарищеском духе, даже ребенок-интроверт без проблем впишется в большую группу самых разных детей. Но современные дети нередко походят на диких зверей, у которых правит сила, а отношения в группе регулируются правилом сильный пожирает слабого.

Если ваш ребенок учится в классе, который подходит под второе описание, то существует несколько причин, почему сверстники могут отказываться дружить, игнорировать или, наоборот, травить вашего сына или дочь.

Чрезмерная или недостаточная эмоциональная реакция на поступки других детей. Под этим термином понимается поведение ребенка, когда в ситуациях, где следовало бы уверенно дать⚔️ отпор, он напротив будет терпеть и пытаться игнорировать происходящее с ним. А в случаях, когда его просто подкололи или подшутили над ним не со зла, он отчаянно будет лезть в драку и осыпать оппонента оскорблениями.

nasmeshki-nad-rebenkom-2.jpg

Неумение здраво реагировать на критику. Если ребенок бросает какое-либо занятие не потому, что у него что-то не получается, а из-за реакции окружающих, то подобное поведение автоматически ставит вашего ребенка в зависимость от мнения других детей.

Физические недостатки. Различные шрамы на лице, косоглазие, хромота и прочее заметно влияют на обращение сверстников к ребенку. К сожалению, существуют такие ⚡️ физические отклонения, которые невозможно исправить: детский церебральный паралич или синдром Дауна. Дети, не понимая серьезности этих болезней, скорее начнут насмехаться над ребенком, чем как-то ему помогать.

Внешний вид. Мы не будем говорить о росте или биологических особенностях организма ребенка. Однако неряшливость, грязная одежда, лишний вес это все исправимо ⛹️. От внешнего вида зависит не только отношение одногодок к вашему ребенку, но и популярность ребенка у противоположного пола.

Как помочь ребенку исправить подробную ситуацию

Для начала следует прояснить для себя следующее: вы не должны самостоятельно пытаться решить проблемы за него. Ему предстоит разбираться с его конфликтами и их последствиями самостоятельно. Вы же должны побеседовать с ним, обсудить волнующие его проблемы, проанализировать сложившуюся ситуацию.

Когда ребенок выразит желание принять вашу помощь, то начните задавать наводящие вопросы. Узнайте, какие чувства он испытывает во время конфликтов, спросите, что является причиной конфликтов по его мнению.

К примеру, если ребенок рассказал вам, что слышит постоянные насмешки в свою сторону из-за своей одежды, то следует обновить гардероб. Опять же, учитывайте, что у современных детей свое видение моды. Дайте ребенку возможность самому выбирать себе одежду, не говорите ребенку:

Мне не нравится твой выбор, А давай эту возьмем или Глянь, как красиво на тебе сидит.

Ребенок должен сам выбрать свой наряд в пределах .

izdevki.jpg

Но что, если издевки в адрес ребенка не прекратились, а только наоборот участились?

Тогда поинтересуйтесь у ребенка, как бы поступил какой-нибудь конкретный одноклассник на его месте.

Дав ребенку пофантазировать на эту тему, вы можете составить возможные ответные реакции во время конфликтов с ровесниками.

Однако бывает ситуации, когда нельзя держать себя как Махатма Ганди с его философией ненасилия. Иногда на агрессию и издевательства следует отвечать агрессией и издевательствами. Родителям мальчика не следует говорить ему: Игнорируй их, и они отстанут или Не обращай внимания, они просто завидуют. ✔️ Если вашего ребенка толкнут или ударят, то не следует бояться и не давать сдачи, даже если обидчики старше или крупнее.

Задиры, увидев один раз, что их жертва может постоять за себя, перестанут считать ее таковой.

Однако устранить причины конфликтных ситуаций с одногодками это только половина дела. Ребенку следует проявить себя, заслужив, если не симпатию, то хотя бы ✋️ уважение его окружения. Для этого следует проанализировать школьное окружение ребенка, хотя бы в двух словах узнать об интересах его одноклассников (речь идет не об асоциальных интересах). Например, большая часть одноклассников занимается каким-либо видом спорта, некоторые из них ходят в одну секцию.

Предложите ребенку тоже приобщиться к спорту, что в итоге поможет ему не только найти новых товарищей, но и найти общий язык с одноклассниками.

fubolisty.png

Не бойтесь финансовых затрат на различные секции или увлечения ребенка. Думая, раз ваше детство прошло без всяких навороченных гаджетов и дорогих коньков, то и ваш ребенок сможет так же, то вы делаете серьезную ошибку. У каждого поколения свои потребности, без удовлетворения которых тяжело влиться в общество.

Помните: ваш ребенок должен сам научиться постоять за себя, не стоит пытаться разобраться с его конфликтами с ровесниками самостоятельно. Влезая не в свое дело, вы только рискуете усугубить ситуацию, а вашего сына или дочку выставить зависимым от мамочки ребеночком.

Стоит ли оставлять ребенка плакать: психология

Психологи утверждают, что на каждом этапе своего развития человек должен решать определенные задачи. От того, как будет преодолен тот или иной этап, зависят будущий характер и даже судьба. В младенческом возрасте закладываются основы доверия к миру: так называемого базового доверия. Если доверие сформировалось, человек будет уверенным в себе, решительным и смелым. В противном случае ядерными качествами личности станут нерешительность, постоянная тревога и мнительность.

От чего же зависит, сформируется ли доверие к миру? Психотерапевты считают, что главную роль в прохождении этого этапа личностного развития играют родители ребенка. Мама в младенчестве представляет собой весь мир: она кормит, развлекает, обеспечивает комфорт и безопасность, удовлетворяет все потребности ребенка. Если мама успешно справляется со своими обязанностями, отношение к ней постепенно распространяется на весь мир в целом. Конечно, в противном случае происходит то же самое.

malyshu-strashno-1024x674.jpg
Малыш плачет потому. что ему страшно

У ребёнка не такой уж и богатый выбор, как можно заявить о своих потребностях родителям, разве что только заплакать. Так он сообщает о том, что ему плохо, одиноко, что он нуждается в пище и общении.

Если после такого сигнала появляется мама, то мир кажется малышу предсказуемым и безопасным. В противном же случае в подсознании формируется убежденность в том, что невозможно оказать какое-либо влияние на событие и сколько ни кричи, лучше не станет. Естественно, о базовом доверии к миру в этом случае не может быть и речи.

У взрослых людей, родители которых предпочитали не реагировать на плач младенца, формируются следующие убеждения:

  • меня никто не любит;
  • никто не поможет мне в трудной ситуации;
  • я не важен для моих близких;
  • мир негостеприимное и неуютное место.

Естественно, наличие таких убеждений отличная почва для формирования невротического расстройства. Поэтому если вы не хотите, чтобы в будущем ваш ребенок испытывал сложности психологического плана, старайтесь не оставлять его плакать в одиночестве.

Совет: не стоит слушать тех, кто утверждает, что ребенок может плакать из вредности! Плач и крик единственные методы коммуникации, которыми располагает новорожденный малыш. Даже если он не мокрый и не хочет есть, ему может быть необходимо общение.

Почему ребенок перестает плакать, если не получает обратной связи?

Специалисты, которые советуют не обращать внимания на плач ребенка, объясняют свою точку зрения тем, что рано или поздно малыш, к которому не подходят родители, перестает плакать и засыпает. Это действительно так. Но по каким же причинам ребенок успокаивается и полезно ли это для его психики?

Издавая громкие звуки, ребенок надеется получить от мамы обратную связь, то есть определенное поведение.

deti-v-internate.jpg
Дети в детдоме скоро отучаются плакать они теряют надежду

Если эта обратная связь отсутствует, малыш действительно может внезапно прекратить кричать. Однако это произойдет не потому, что он успокоился. Ведь и взрослые люди, которые много раз повторили просьбу и не получили никакого результата, приходят к мысли, что продолжать бессмысленно. В результате в подсознании ребенка не формируется связь между активным выражением своего недовольства и родительским поведением. Можно сказать, он теряет надежду добиться своего, естественно, переставая плакать и засыпая из-за банального переутомления.

Кстати, считается, что отсутствие родительской реакции на плач ребенка может стать причиной аутизма. Ведь малыш просто не понимает, для чего нужно общаться с окружающими: он привык к тому, что любые попытки наладить коммуникацию, ни к чему не приводят.

rebenok-autist.jpg
Ребенок аутист причина отсутствие реакции родителей на плач

Органические изменения во время плача

Когда ребенок слишком долго плачет, в его организме начинает вырабатываться гормон под названием кортизол. Это довольно опасно, ведь в младенчестве головной мозг динамично развивается.

Во время сильного стресса, который вызывают безрезультатные попытки привлечь к себе внимание, кортизол буквально уничтожает нервные клетки.

Стресс, который испытывает ребенок при длительном отсутствии родителей, запускает цепочку специфических реакций со стороны всего организма в целом. Например, страдает пищеварительная система, в результате чего могут начаться колики, запоры или диарея.

Совет: многие молодые мамы в прямом смысле слове отгоняют своих супругов от детской колыбели.

uchastie-otca.jpg
Участие отца обязательно

Это может происходить из-за стереотипа о том, что заниматься малышом должна мама, а папина задача зарабатывать деньги. К тому же, мамочка может бояться, что папа сделает что-то не так и причинит ребенку вред. Делать так не стоит: важно, чтобы между ребенком и его отцом с раннего возраста формировалась эмоциональная связь. К тому же, если мама устала, папа сможет успокоить ребенка вместо нее. В это время женщина может поспать, отдохнуть и восстановить силы, чтобы не испытывать раздражение на малыша, который слишком много хнычет.

Дифференциация плача: залог формирования социальных навыков

Любая мама знает, что малыш может плакать по-разному. Определенным образом он сигнализирует о том, что хочет есть, промок или просто соскучился. Обычно плач дифференцируется спустя несколько месяцев после рождения. Однако происходит это только в том случае, если ребенок не плакал в одиночестве.

Если родители не реагируют на плач, у малыша просто не возникает необходимости пытаться донести до мамы и папы определенную информацию.

reakcija-roditelej-1024x682.jpg
Реакция родителей самое важное для ребенка

В противном же случае ребенок будет пытаться как можно скорее объяснить, чего именно он хочет. А значит, он будет плакать по-разному. Конечно, это не значит, что ребенок сознательно выбирает, как именно ему нужно поплакать: связь между издаваемыми звуками и поведением родителей закрепляется на подсознательном уровне. Однако ребенок усваивает, что от его поведения будет зависеть реакция окружающих. Например, если ребенок резко начинает плакать, издавать громкие звуки, это может обозначать, что он промок, а если тихонько хнычет хочет общения. А это очень важно для дальнейшего социально-психологического развития.

kommunikacija-s-rebenkom.jpg
Коммуникация с ребенком это самое важное

Совет: взрослые люди должны вести себя как взрослые. Не надо верить тем, кто утверждает, что ребенок плачет, чтобы позлить вас или от скуки: для малыша это единственный способ общения.

Обнимите ребенка, поговорите с ним, убедитесь в том, что ему не нужно поменять пеленки или не пришло время поесть. Не игнорируйте коммуникацию с ребенком даже в том случае, если вы очень сильно устали: так вы сможете воспитать гармоничную личность.

Спокойные родители спокойный малыш

Теперь вы знаете, почему нужно реагировать не плач малыша и стараться как можно скорее его успокоить. Если вы будете вести себя подобным образом, вы сможете избежать проблем в будущем. Ведь ребенок, который уверен в том, что мама и папа его любят и всегда готовы прийти к нему на помощь, чувствует себя спокойным и уверенным. А значит, он в будущем не будет требовать, чтобы родители постоянно присутствовали рядом с ним для того, чтобы убедиться, что защищен и любим.

Если игнорировать плач ребенка, в дошкольном возрасте он будет постоянно требовать доказательств вашей любви. Некоторые дети буквально не выпускают родителей из поля зрения и даже пытаются ходить вместе с ними в уборную. Таким образом выражается пережитый в младенчестве страх одиночества.

spokojnye-roditeli.jpg
Спокойные родители психологический комфорт для ребенка

Ведь каждый раз, когда мама не реагирует на крик, малыш испытывает настоящий ужас: ему кажется, что она ушла навсегда и больше никогда не вернется

В детских домах для детей могут создаваться наилучшие условия. Хорошая еда, качественный уход Однако все равно малыши развиваются медленнее сверстников как психически, так и физически, а повзрослев, испытывают серьезные трудности с адаптацией в обществе. Психологи полагают, что объясняется это очень просто: персонал детских домов просто не имеет возможности реагировать на плач брошенных детей. Не нужно оставлять малыша одного: подарите ему веру в то, что мир надежное, уютное место, а сам он нужен и любим!

Детский плач:

  • Психологи рекомендуют никогда не оставлять детей плачущими
  • Как успокоить плачущего ребенка
  • Можно ли оставлять ребенка плакать?

Что собой представляет возрастной кризис?

Мамы и папы будущего первоклассника обычно задают себе такие вопросы:

Справится ли мой ребенок со школьной программой?, Готов ли он кардинально поменять свою жизнь?, Насколько он ответственный и исполнительный?, Как сложатся его отношения со школьным коллективом и учителями?.

image-6-lrt-600x375.jpg

Многие родители считают, что главное для школьника это усидчивость, умение воспринимать информацию и делать свои выводы, действовать по общепринятым правилам. Шестилетки уже знакомы с распорядком дня, выполняют то, о чем их просят родители, придерживаются определенных норм поведения.

Но вот перед самой школой ребенок становится неуправляемым, такое чувство, что его подменили: не слушается, капризничает, устраивает истерики, протестует, делает по-своему.

Если раньше он спокойно выполнял какие-то поручения и соблюдал простые правила, установленные родителями, то теперь его поведение это постоянный протест. Очень часто после летних каникул, проведенных у бабушки, мамы и папы наблюдают такую картину: их сын/дочь не слушают, что говорят старшие, спорят, отстаивают свое мнение, не соблюдают режим дня. Детские психологи утверждают, что в период кризиса отношения родителей с детьми претерпевают существенные изменения. При этом часто проявляются отрицательные черты в поведении младшего члена семьи: упрямство, капризность, непослушание и т.д.

img_img_news.jpg

Родители Кирилла отправили мальчика на лето перед школой к бабушке в загородный дом. Туда же привезли двоюродного брата Кирилла Андрея. Бабушка стала жаловаться маме Кирилла, что он не слушается ее, а когда та предлагала закончить играть и идти обедать/умываться/спать, говорил: Андрей так не делает, почему я должен?.

Взрослые не понимают, почему их послушный мальчик вдруг стал себя вести. Но еще больше их беспокоит, как же он будет слушать учителей в школе, если родные для него не авторитет. Но психологи утверждают, что такое поведение будущего школьника закономерный этап, который должны пройти все дети, переживающие возрастной кризис. Для того, чтобы понять, как действовать в той или иной ситуации, будущий первоклассник должен для себя определить, что же это за правило. Дети быстро понимают, что правила ими не установлены, и вполне понятно, почему они пытаются их нарушить.

Как ведет себя ребенок в период кризиса

К 6-7 годам происходит быстрое созревание детского организма. Ребенок уже сам может планировать какие-то действия, принимать собственные решения. Дети в этом возрасте, как правило, непоседливы, много и активно двигаются, часто в поведении проявляются нервность и раздраженность. Нередко возникают проявления агрессии, нервного перевозбуждения. Детская непосредственность, которая так умиляет взрослых, осталась позади.

Важные моменты в период кризиса у человека 6-7 лет:

  1. Он уже хорошо понимает свои чувства: расстройство, гнев, раздраженность, радость, удовольствие и т.д.
  2. Формируется отношение к себе, как к личности, понимание собственных успехов и разочарований.
  3. Школьник осознает трудности выбора, что может усугубить психологические переживания.
  4. Иногда проблемы в поведении могут быть вызваны проблемами в семье или сложными жизненными обстоятельствами, с которыми ребенку пришлось столкнуться.

samostojatelnost-v-7-let-600x400.jpg

Этапы становления школьника

Психологи выделяют несколько важных этапов в позиции шести-семилеток:

  1. Малыш в подготовительной группе детского сада мечтает о школе, хочет побыстрее туда попасть, не совсем понимая, что его ждет. Когда он идет в первый класс, положительное отношение к школе остается, при этом учебный процесс его мало интересует. Школьная жизнь нравится первокласснику своим антуражем, она дает возможность почувствовать себя взрослым. При этом то, что нужно слушать учителей, выполнять домашнее задание, проявлять усидчивость и быть прилежным, остается на заднем плане.
  2. Второй этап это понимание социальной жизни в стенах школы. Учебный аспект по-прежнему не интересует школьника.
  3. Третий этап подразумевает сочетание социальной жизни и учебной активности, но он, как правило, приходится на 8-й год жизни.

Мотивы, которые побуждают ребенка идти в школу

Без мотивации мальчик/девочка точно не побегут с радостью получать среднее образование. Основные мотивы:

  • познавательный мотив, когда школьник получает новые знания, которые ему так необходимы;
  • социальный мотив, когда детям с ранних лет говорят о том, как нужно учиться и получить необходимые знания;
  • позиционный мотив, который настраивает детей на то, что они займут определенное положение и приобретут новый, значимый социальный статус;
  • игровой мотив, ведь, как известно, до определенного возраста дети воспринимают новую информацию исключительно в форме игры и развлечений;
  • оценочный мотив, когда школьник радуется, когда его хвалят взрослые.

Как проявляется кризис

Родители шести-семилеток часто наблюдают, что их сын /дочь стали себя вести не так, как это было раньше.

Известный психолог Л.С. Выготский одним из первых заметил, что дети в период возрастного кризиса начинают кривляться и проявляют манерность в поведении. В поведении замечается какое-то ненатуральное кривлянье: школьник начинает паясничать и вести себя, как шут. Стоит отметить, что маленькие дети тоже могут кривляться и паясничать, но такое поведение вызывает у взрослых лишь умиление и смех.

vygotskij-krizis-7-let.jpg

Как может проявляться кризис у первоклассника:

  1. Длительная реакция на обращение взрослого. Школьник получает приказ, пожелание, просьбу, но выдерживает паузу, прежде чем сделать (или не сделать) то, о чем его просят. Складывается впечатление, что он не слышит или не хочет слышать то, что ему говорят взрослые. Например, если раньше сын/дочь сразу шли к столу, когда мама звала их обедать, то сейчас они выдерживают паузу и могут вообще не пойти на кухню.
  2. Оспаривание любого обращения взрослого. Если раньше ребенок спокойно ложился в постель после того, как родители напоминали об этом, то теперь он рьяно начинает спорить: Я еще не доиграл, Мне рано ложиться спать, Старшая сестра еще не спит и т.д.
  3. Невыполнение привычных требований. Мальчик или девочка не спорят, не выдерживают паузу они просто не делают то, о чем их просят. При этом, они могут придумать какую-то несуществующую причину или пойти на хитрость, чтобы объяснить, почему не выполнили то, о чем просили взрослые.
  4. Хитрость. Например, родители попросили вымыть руки перед едой. Сын идет в ванную, включает воду, но руки не моет. Не всегда хитрость означает начало конфликтов между родителями и детьми. Скорей всего, это проявление детской непосредственности, нежелание совершать серьезные поступки.
  5. Школьник или воспитанник выпускной группы ДОУ начинает проявлять излишнюю взрослость. Он может копировать поведение одного из родителей или выполнять какие-то взрослые обязанности. Часто при выборе одежды начинаются споры: Я уже не маленькая, зачем мне это платье с бантиками?.

krizis-6-let.jpg

Как вести себя родителям?

Детские психологи советуют следующее:

  1. Если ваше чадо начинает рьяно спорить, ищет какое-то интересное занятие, пытается выразить свою самостоятельность, помогите ему. Нужно соблюдать спокойствие, уметь выслушать и предложить что-то интересное, чтобы занять сына или дочь.
  2. Хвалите ребенка за любые успехи. Дайте понять, что гордитесь им, радуетесь его достижениям.
  3. Обсуждайте все вопросы только тогда, когда малыш спокоен. В период истерики бессмысленно выяснять, в чем вы согласны, а в чем нет.
  4. Своим кривляньем шестилетка привлекает внимание, а это значит, что нужно уделять достаточно времени для общих занятий. Вечером, перед сном, обсудите, что нового и интересного было у сына/дочери, что он/она узнал (а), какая информация потрясла. Беседа должна быть спокойной, без излишней эмоциональности.
  5. Предлагайте детям творческие занятия и игры: поставьте театральную пьесу, вылепите мультипликационных персонажей из пластилина, придумайте вместе сюжет для сказки, и т.д. Такие игры помогают детям развить необходимые навыки для последующего учебного процесса.
  6. Чаще разговаривайте с детьми о школе. Формируйте только положительные ассоциации: школа это место, где дают знания, там появляются новые друзья, учителя делятся полезной информацией, и т.д. Обратите внимание, что учеба это не игра, а серьезная работа, но без нее невозможно добиться многого в жизни.
  7. Привлекайте детей к домашней работе. Но при этом не забывайте поощрять и хвалить за выполненной задание, даже если ребенок сделал его не так, как хотелось бы. Например, вы попросили купить в магазине список необходимых продуктов. Сын принес вместо кефира молоко, забыл сливочное масло, но приобрел маме в подарок ее любимое мороженое. Не акцентируйте внимание на этих мелочах, ведь он старался и сделал все, что мог.
  8. Каждые успех своего малыша, даже самый незначительный, сопровождайте словами: Я никогда в тебе не сомневался, я знал, у тебя все получится. Родители должны верить в своих детей, иначе можно развить в них серьезные комплексы, что станет причиной возникновения психических расстройств в дальнейшем.
  9. Дайте возможность детям почувствовать себя взрослыми. Если сын/дочь чрезмерно стараются показать стремление стать взрослым, иногда родителям нужно продемонстрировать свою слабость и дать возможность детям принять собственное решение. Например, можно сказать: Дорогой, я очень устала на работе, давай ляжем спать пораньше?. Наверняка, сын пойдем спать раньше того времени, когда он обычно привык ложиться.

pgi-min-600x343.jpeg

Самое главное, что нужно знать родителям первоклассников дети нуждаются в их любви, внимании и поддержке.

Будьте рядом, старайтесь выслушать и понять, не прибегайте к крайним мерам наказания, ведь дети в период кризиса страдают ничуть не меньше, чем взрослые, которые находятся рядом.

Предлагаем полезную статью по теме: Детская психология в 6-7 лет.

Источники:

  • https://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam/prichiny-detskoy-plaksivosti-2-estestvennye-i-8-ochen-sereznyh.html
  • https://domashniy.ru/semya_i_dety/detskaya_plaksivost__prichiny_i_resheniya/
  • https://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam/konflikty-rebenka-s-rovesnikami-prichiny-kak-pomoch-ih-reshit.html/
  • https://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam/ostavlyat-rebenka-plakat.html/
  • https://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam/vozrastnoy-krizis-detey-6-7-let.html

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит