Рынок онлайн-образования начал свой стремительный рост в2012году, споявлением сегмента МООК (массовых открытых онлайн-курсов). Тогда свою деятельность развернули ключевые игроки рынка Coursera, Udacity, Udemy. Онлайн-платформы создаются сэтого времени сотнями, инвесторы охотно вкладывают деньги вэто направление бизнеса. Мир замер вожидании переворота, связанного сдемократизацией образования: новые технологии должны были обеспечить высокий уровень образования всем, кому он раньше был недоступен.
Тем неменее последние исследования свидетельствуют отом, что учеба менее эффективна посравнению страдиционными face-to-face методами преподавания. Вэкспертном сообществе все больше говорят отом, что такое образование неэффективно.
Вчастности, обэтом говорится впоследнем отчете сотрудников Центра образовательной политики вКолледже образования иразвития человека Университета Джорджа Мейсона. Авторы исследования составили рекомендации Министерству образования США отом, что сокращение доли офлайн-образования впользу онлайна будет являться нарушением интересов потребителей иухудшит качество образования встране.
Вкачестве основной ценности образования была названа регулярная исодержательная интерактивность студентов ипреподавателей.
Отом, что ожидания вотношении рынка онлайн-образования, мягко говоря, завышены, минувшим летом заявил также исследователь Джастин Райх изМассачусетского технологического института, опубликовав статью, вкоторой он объяснил, почему MOOК невыполнят свою предполагаемую миссию.
Во-первых, всего 3% начавших обучение онлайн заканчивают начатое
Главное опасение исследователей вызывает так называемый показатель доходимости. Большая часть учащихся бросают учебу, незавершив начатые курсы, причем сгодами показатель доходимости только падает. Если в20142015годах почти среди всех участников MOOК курсы доконца прошли всего 6% учащихся, тов20162017годах этот показатель был 4%, ав20172018годах только 3,13%. Приэтом большая часть покупателей онлайн-курсов даже неоткрывает их.
Во-вторых, география образования нерасширяется
Помимо этого, неподтвердился тезис одемократизации ибольшей доступности образования всвязи споявлением MOOК. Исследование Джастина Райха показало, что студенты онлайн-программ MIT иГарварда вподавляющем большинстве живут ввысокоразвитых странах. Никакого проникновения образования встраны снизким уровнем жизни благодаря интернету непроизошло.
Кому онлайн противопоказан
Исследователи Эрик Беттингер иСюзанна Лоеб изСтэнфордского университета показали, что онлайн-курсы решительно противопоказаны наименее подготовленным студентам истудентам, необладающим особыми талантами кобучению. Это подтверждается данными исследования, проведенного вчикагских средних школах. Ученики, завалившие экзамен поалгебре, были произвольно распределены для подготовки кпересдаче либо на, либо наобычные курсы. Первые восновном снова завалили экзамен, вторые же сдали гораздо более успешно.
Еще одно исследование было проведено профессорами изГарварда иСтэнфорда набазе сотен тысяч студентов вУниверситете DeVry, который предлагает онлайн- иочные версии всех своих курсов, используя одни ите же учебники, оценки, задания илекционные материалы вкаждом формате. Несмотря наточто курсы кажутся идентичными, учащиеся, которые поступают вонлайн, чувствуют себя значительно хуже.
Втоже время высоко мотивированным людям илюдям сповышенными способностями онлайн-курсы могут помочь врасширении знаний каквспомогательные (вдополнение ктрадиционным) образовательные платформы.
Такой разный онлайн
Конечно, нельзя сказать, что онлайн совсем неработает. Вконце концов, онлайн-курсы можно разбить нанесколько категорий, инекоторые изних довольно эффективны.
Например, исследования показывают, что те, кто учится посмешанной методике, объединяя преимущественно онлайн-обучение сдополнительными офлайн-элементами, показывают почти такие же хорошие результаты, каките, кто учится висключительно традиционном формате. Вэтой модели онлайн-ресурсы дополняют традиционное обучение, нонезаменяют его.
Если же говорить прополностью интерактивные модели, вкоторых учащийся никогда несможет находиться водной комнате сучителем, тоэта категория образовательных платформ признана наиболее проблемной. Занятия безучителя требуют очень высокого уровня мотивации, саморегуляции иорганизации необходимый уровень присущ неболее чем 35% начавших обучение.
Тревожные нотки вобразовании
Несмотря навсе это, онлайн-образование продолжает уверенное наступление нарынок повсем фронтам, отшкольного довузовского образования. Также оно остается высоко востребованным вкорпоративном секторе, поскольку значительно экономит время взрослых учащихся ипозволяет прокачивать навыки параллельно срабочими процессами.
Безусловно, это играет наруку специалистам, поскольку позволяет применять новые умения сразу. Однако наилучшие результаты онлайн-обучение вкорпоративном секторе также показывает вслучае объединения с: одних файлов для чтения недостаточно, важно проводить воркшопы, атакже очные встречи для обсуждения результатов, проблемных мест ивыстраивания дальнейшей траектории развития.
В2019году рынок онлайн-образования дорос до$188млрд, ик2025году участники рынка ожидают его роста до$319млрд. Ожидается, что следующими продвигаемыми инновациями вобразовательных технологиях станут искусственный интеллект и/или виртуальная реальность. Впрочем, исследователи MIT призывают неделать пока что поспешных выводов ореволюционных преобразованиях, которые несут новые технологии: рынок онлайн-образования уже доказал, что сами посебе они ничего нерешают.
Узнать больше прорешения Tля вашей компании изаказать бесплатную консультацию
- https://theoryandpractice.ru/posts/17844-pochemu-onlayn-obrazovanie-umiraet