Почему нельзя пугать ребенка бабайкой и прочими страшилками

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание:

  • Анеподдатьли нам адреналину?
  • Отхохриков догипсовой барабанщицы
  • Красные Туфли иЗеленые Глаза
  • Пугали Пашу, пугали, ион… вырос

Помните, как это было? Лето, ночь, пионерский лагерь… Вызакрылись одеялом посамые бровии, замирая отсладкого ужаса, слушаете голос, зловеще произносящий ссоседней кровати: «Вчерной-черной комнате… стоит черный-черный стол, настоле черный-черный гроб…» Икогда рассказчик внезапно восклицает: «Отдай мое сердце!» душа отстраха уходит впятки. Интересно, почему дети так любят все эти страшилки? Ичто нам, взрослым, сэтими ужастиками делать?

Анеподдатьли нам адреналину?

Давным-давно усамого древнего человека жизнь была полна всевозможных страхов. Что застранный шорох вкустах? Некровожадныйли зверь крадется? Горящий костер отбрасывает настены пещеры причудливые тени, ивихплясках чудится неведомый враг человек, животное или неумолимое божество. Словом, окружающий мир держал первобытного хомосапиенса втонусе: спал онскаменным топором «под подушкой» ичуть что готов был пуститься вбегство. Постоянное напряжение поддерживалось выделяемым вкровь адреналином.

Прошли годы, дачто там тысячелетия! Человек построил себе дом, повесил надверь замок, закрыл окна ставнями истал жить без ежеминутного страха засвою безопасность. Казалосьбы, живи ирадуйся. Нетут-то было. Организм, сформировавшийся втысячелетней борьбе завыживание, упорно требует своей доли адреналина. Особенно организм молодой, развивающийся, которому адреналин нужен неменьше витаминов. Вуютном мире детства настоящих опасностей, слава богу, нетак ужмного. Значит, ихнадо придумать. Отсюда ипошли знаменитые детские страшилки. «Отдай мое сердце!» ивотон, живительный выброс адреналина вмолодую кровь.

«Действительно, втот момент, когда рассказчик громко произносит финальную реплику, поясняет психолог Ирина Грибова, происходит сильный выброс адреналина. Взрослые поэтойже схеме щекочут себе нервы экстремальными видами спорта. Однако надо помнить, что страшилки недля чувствительных, впечатлительных ребят. Напугавшись, они могут надолго застрять впереживаниях, стать пугливыми иплаксивыми. Такие дети, как правило, нуждаются впомощи психологов».

Отхохриков догипсовой барабанщицы

Детские страшилки возникли ненапустом месте. Ихпредшественниками были народные сказки, еще необработанные Афанасьевым. Вних Баба-яга была истым исчадием зла, детей замалейшие провинности съедали или рубили накусочки, амир так икишел лешими, домовыми, кикиморами, хохриками, бирюками, шишиморами, верлиоками инедобриками. Сказки были страшны, как породившая ихдревнерусская жизнь. Нуасовременная реальность порождает совсем других персонажей.

Страшилка, рассказанная воздоровительном лагере «Радуга» Владимирской области: «Давным-давно влагере стояла статуя барабанщицы. Носовременем она рассыпалась, иееотнесли напомойку. Статуе непонравилось, что еевыбросили, она вернулась влагерь истала ходить поночам между корпусов, стуча вбарабан. Проснувшиеся дети плакали, выбегали наулицу, итут ихловила барабанщица исъедала».

«Один издревнейших языческих страхов неосознанная боязнь переселения душ, ожившего мертвеца, комментирует Ирина Грибова. Нанего-то иработают детские страшилки, где убийственными оказываются давно умершие люди или ожившие предметы, вроде статуи барабанщицы. Есть мнение, что этот страх формирует вподростковом возрасте рефлексию изатем философское мышление». Мировосприятие детей чем-то схоже смировосприятием древних людей. Многое вокруг непонятно, апотому опасно. Защищает лишь присутствие взрослых, которые для современных деток все равно что боги для ихдоисторических предков. Нобоги, тобишь взрослые, чаще всего заняты своими делами, поэтому объяснять окружающую действительность приходится своими силами. Самосознание ребенка еще неочень развито, ичасто онсобственные фантазии начинает принимать задействительность. Так Малыш, придумав Карлсона, искренне поверил вего существование. «Ребенок целиком зависим отродителей, ипрежде всего отматери (или оттого человека, скоторым онпроводит больше времени), рассказывает психолог Инна Иголкина. Характерно, что сами родители часто пугают детей врачами, милиционерами ит.д. изнаилучших побуждений чтобы ребенок был более послушным. Взависимости оттого, кто икак рассказал страшную историю, она может как остаться незамеченной, так исерьезно напугать ребенка (дотакой степени, что малыш станет отказываться спать один).

Один изглавных детских страхов чудища, которые обычно выползают изщелей, сторожат задверью, приходят поночам, когда спят родители. Если уребенка возник подобный страх, необходимо придумать «противоядие» способ справиться счудищем. Так, вомногих фильмах злые пришельцы погибают откакой-нибудь вполне безобидной вещи, например, шампуня для волос». Городской ребенок часто остается один дома, поэтому проблема безопасности родного угла для него чрезвычайно важна. Атут, как нарочно, чудится, что изкаждой щели, из-под кровати, из-за шкафа готово выползти нечто. Неправдали, похоже напостоянные ожидания первобытного человека: вот-вот нападет хищник или враг изчужого племени! «Всерьез испугать ребенка может все, что покажется реальным злом, скоторым оннеможет справиться, делится воспоминаниями Инна Иголкина. Меня вдетстве, кпримеру, напугал стих про клей, который убежал скухни иклеил все, что встречал насвоем пути. Мне тогда казалось, что этот клей доберется идоменя».

Вгармоничной семье, где нормой является воспитание без насилия икриков, ребенок меньше подвержен боязни столкновения с»темными» силами. Ностоит ему ощутить недостаток любви или долгое время провести водиночестве тут-то ипоявляется необходимость переплавить свои переживания встрашилки. Иподтверждением этому является классическая детская литература. Даже вбезобидных историях про Винни-Пуха есть своя толика страхов взять хоть тогоже Слонопотама. ААлиса вСтране чудес? Адевочка Герда, отправившаяся вцарство Снежной королевы? Все эти уходы втаинственный лес или ледяную пустыню, падение вкроличью нору нечто иное, как бегство всумеречный мир, где тебя поджидает опасность. Ивсеже ребенок супорством иотвагой еще иеще раз отправляется впугающую неизвестность ствердой надеждой, что непременно будет спасен.

Красные Туфли иЗеленые Глаза

Сюжеты страшилок можно разделить нанесколько видов. Традиционные «замогильные» истории, когда герои отправляются накладбище илиже обитатели кладбища заглядывают кним «наогонек». Есть сюжеты свыраженной бытовой окраской, где действие происходит наулице или дома, авдело вступают шпионы иубийцы. Носамые многочисленные это истории сучастием иррациональных персонажей. Тут иКрасные Туфли, иЧерное Пианино, иЗеленые Глаза сИграющими Мобильниками. Если впервых двух типах страшилок концовка чаще всего хорошая сврагами имертвецами удается справиться, то, сталкиваясь сиррациональными силами, герои чаще всего погибают. «Встрашилках часто фигурируют зловещие руки иглаза, рассказывает Инна Иголкина. Это отражение подсознательных страхов. Руки то, без чего человек неможет защищаться. Глаза то, без чего нельзя видеть. Поэтому ребенок боится ихпотерять. Гроб это символ смерти. Первый серьезный шок для ребенка когда онузнает, что смерть неизбежна. Взрослые люди струдом справляются сэтой мыслью, адля ребенка это катастрофа. Словом, то, что дети пытаются вытеснить изсвоего сознания, упорно возвращается кним ввиде историй-страшилок. Надо сказать, что почти все дети проходят через увлечение страшилками. Иэта стадия незаканчивается вкаком-то определенном возрасте недаромже голливудские фильмы ужасов пользуются популярностью иувзрослых».

«Жили мать, отец, девочка иеебрат. Один раз мать послала девочку купить занавески, носказала: непокупай черные занавески. Девочка пришла вмагазин, атам были только черные занавески, иона купила черные. Мама повесила ихнаокно. Ночью черные занавески задушили отца. Отца похоронили. Наследующую ночь занавески задушили мать. Еетоже похоронили. Наследующую ночь занавески задушили брата. Тогда девочка пошла вмилицию ивсе рассказала милиционерам. Они ночью спрятались под кроватью, адевочка легла спать. Когда занавески захотели задушить девочку, милиционеры выстрелили вних. Занавески закричали, изних полилась черная кровь, иони умерли».

«Ребенок часто непонимает смысла запретов игипертрофирует последствия ихнарушений, утверждает Ирина Грибова. Скажем, «несуй палец врозетку током убьет» очень абстрактная угроза, которая вдетском воображении может разрастись доневероятных размеров. Страшилки потипу «непослушал маму был наказан» позволяют воображению разыграться допредела. Норассказывая или слушая такую страшилку, ребенок чувствует, что насамом деле сним такого произойти неможет. Эта мысль дарит чувство защищенности».

Пугали Пашу, пугали, ион… вырос

Чтобы войти вмир страхов, нужно выключить свет, сбиться тесной кучкой. Ивкульминационный момент рассказа, когда Костяная Баба поинтересуется угероя, куда запропастилась ееНога, надо схватить соседа заколенку скриком: «Вот она!» Визг, вопли: «Помогите!» все это необходимое дополнение кледенящему душу рассказу. Согласитесь, что при свете дня насолнечной полянке Костяная Баба сеедурацкой Ногой врядли кого-то напугает. Дачто там старые как мир Баба-яга, Кощей Бессмертный иЗмей Горыныч! Вокруг современного ребенка ходит, ездит, ползает илетает имсамим выдуманное зло: Красная Маска, Черный Телевизор, Зеленые Глаза, Сиреневое Пятно, Человек сСиними Губамии, конечноже, великолепный Гроб-на-колесиках.

«Красные маски, зеленые глаза итому подобное иллюстрируют страх перед собственным бессознательным, рассказывает Ирина Грибова. Ребенок еще плохо знает себя, для него собственные мысли, чувства, переживания череда ежедневных открытий. Неговоря уже оснах ифантазиях. «Авдруг янетакой, каким кажусь? Вдруг явосне могу кого-то убить?» Персонаж сизмененной внешностью или маской провоцирует эти переживания ипомогает ихпереработать. Это еще один способ осознания собственного поведения. Черный телевизор, Красное пятно ит.п. отображают страх агрессии. Как правило, образ пятна, отверстия, дырки ассоциируется сосмертью. Это своего рода порталы внедружелюбный агрессивный мир, нарушающий домашний уют. Издыр ивреальной жизни может вылезти всякая гадость пауки, тараканыА вфольклоре черти. Пережив эти страхи, ребенок судовольствием возвращается кдействительности». Вцелом набор страшилок более-менее постоянен. Если раньше этот фольклор активно развивался: дети придумывали новых героев, привозили очередные истории изкаждых поездок, тосейчас роль сочинителя страшилок перешла квзрослым.

Страшилка отписателя Стаса Востокова: «Пашу все детство пугали, пугали. Поэтому когда онвырос, онуже ничего небоялся истал следователем поособо опасным делам».

Как любое мифотворчество, помере взросления ребенка страшилки приходят ксвоему логическому завершению кантистрашилкам. Вних жуткие истории заканчиваются комично, что свидетельствует оперерастании детьми ихстрахов.

Страшилка отСтаса Востокова: «Женю сдетства пугали люками.

Вот спустишься влюк, говорили, тебя там черт поймает!

Однажды Женя идет изшколы, вдруг видит: излюка втротуаре мужик сфонарем налбу выбирается.

Куда лезешь, черт! крикнула Женя иударила его поголове рюкзаком.

Это правильно, что сантехники вкасках работают».

Первым «привел» страшилку влитературу Эдуард Успенский. Сначала вместе сАндреем Усачевым оннаписал исследование «Жуткие детские страшилки» наоснове присланных детьми писем систориями. Потом Успенский написал повесть «Красная рука, черная простыня, зеленые глаза», где милиционер-практикант Рахманов расследует загадочное убийство, произошедшее вдетском лагере. Вдальнейшем этот жанр суспехом развивался втворчестве Сергея Седова, Валерия Роньшина, Стаса Востокова, Анны Вороновой. Икакбы никазалось взрослым, что жанр изжил себя, ужастики пользуются уребятишек неизменным спросом. Дети переживают вместе сгероями ужасные приключения ипобеждают собственные страхи, становясь взрослее иувереннее всебе.

1

Примерно до 5 лет ребенок верит всему, что вы ему говорите. Вымышленные персонажи для него так же реальны как и дядя Коля из первого подъезда. Поэтому в зависимости от темперамента, ребенок или будет просыпаться с криками от снов с Бабой Ягой, или же будет выплескивать свои страхи на бумаге, дополняя свой кошмар всё новыми подробностями.

2

Если вы пугаете ребёнка реально существующими людьми, тем же дядей Колей, полицейским или врачом — то ожидайте, что ребенок в лучшем случае начнёт их опасаться, в худшем — патологически бояться.

3

Для ребёнка вы — непререкаемый авторитет(см. пункт 1), но когда со временем он поймёт, что все ваши слова не более чем ложь, ведь дяде Коле бабушка его так и не отдала, хоть и грозилась, да и следы укусов серого волка на детском, беззащитном боку не обнаружены. Таким образом, взрослые не только теряют доверие ребенка, но и запугивание перестаёт действовать как дисциплинарная установка.

4

Пугая ребенка, вы помещаете его в стрессовую ситуацию, что приводит к тому, что все силы организма брошены на борьбу со страхом. Ребенок не может учиться ничему новому, так как любая ситуация заставляет ребенка держаться подальше от придуманной вами опасности и всего страшного. Начинается торможение в эмоциональном и умственном развитии.

5

Запугивая ребенка, мы чаще всего не объясняем ему, что именно плохо и как это исправить, но пугаем гипотетической и непонятной угрозой. Со временем, ребенок на каждое свой действие ожидает негативную оценку, и начинает отвергать свои чувства, может замкнуться в себе.

Вывод:

Давайте нести в мир доброе и светлое, чтобы из маленьких детей выросли счастливые, уверенные в себе взрослые. Пугая детей страшными сказками мы блокируем детскую психику, даём благодатную почву для детских неврозов, понижаем детскую самооценку, разбиваем веру в себя.

Есть пример народного совета, который вызывает у вас зубовный скрежет? Пишите мне в комментариях!

Чтобы не пропустить новую статью не забудьте подписаться на мой канал.

Анна Кутузова

Унас натерритории лагеря почему-то была база отдыха, там отдыхали азиаты, всегда хотели снами фоткаться. Был бассейн посередину бедра, мне тогда казался мелким. Ещё помню был прикол обмениваться одеждой. Уодной девочки были крутые ботинки, иона всем разрешала ихпоносить, пока кто-то ихнепорвал. Вэтом лагере была каша сжуками ичасто давали манку скомьями просто, никто еёнеел. Сейчас лагерь заброшен, видела фотки, как травой всё заросло. Немного взгрустнулось.

Ольга Сергеевна

Лет восемь мне было, год где-то 85-86, пионерский лагерь вМосковской области. Пошли свожатыми навечернюю картошку влес. Предполагался весёлый вечерок укостра спеснями под гитару ипечёной картошечкой. Нас, как положено, погнали захворостом/дровами. Идём себе такие весёлые полесу инеожиданно спускаемся вовраг. Нукак овраг? Что-то типа круглой большой ямы, поросшей травой икустами. Влесу. Вяме что-то белеет Любопытство непорок, имыпошли ближе. Атам, вэтой яме обнаружились несколько каменных саркофагов прямоугольной формы, наодном даже крышка была сдвинута. Как мыбежали оттуда! Какая нафиг картошка? Даидождь пошёл. Досих пор незнаю, что там вдействительности было.

Евгения Горбина

Обожала лагерь. Последний вечер, дискотека, явся вбелом, ночто-то кавалеров нехватило. Почему-то решила язалезть вкорпус через окно. Кслову, там было высоковато. Ивот, значит, долезла ядоокна, смотрю девчонки сидят что-то обсуждают. Ястучусь, чтобы они открыли, аоттуда дикийор. Яопять они ещё громче орут. Оказалось, они гадали, ивызывали духов, ивсамой кульминации вокно стучит фигура вбелом. Чуть неубили меня потом.

Елена Карамзина

Унас лагерь стоял рядом сдеревенским кладбищем (через забор). Накладбище был полуразрушеный храм, алестницы внём были прямо встенах, очень узкие. Поночам (инетолько) старшие отряды норовили убежать туда, оставить свой автограф. Иещё досих пор стыдно перед нашей вожатой. Поночам сбегали купаться, почему-то тянуло всех наподвиги именно ночью. Вода, конечно, была теплущая, анатучи комаров необращали внимания. Вожатая узнала про наши похождения ипоняла, что это неостановить. Стала ходить снами (следила, чтобы никто неутонул). Когда обэтом узнала директор, Свету сразу выгнали. Мытогда, помню, все плакали, стыдно было. Авожатая она была очень весёлая иозорная!

Ксения Беловицкая

Первый раз япоехала влагерь, когда мне было лет 12, кажется. Онбыл вГеленджике, сама яизАдыгеи. Ничего непредвещало беды, нотак сложилось, что влагере была дурацкая система формирования отрядов всех селили погородам, изкоторых они приехали. Так яоказалась вотряде, где почти небыло моих ровесников, почти все были старше меня ипредпочитали говорить наязыке, которого янепонимала (адыгейский, собственно). Это был худший летний месяц вмоей жизни. Вытолько представьте, как это ужасно, когда тебе нескем поговорить, все тебя игнорируют, ещё испециально делают вид, что незнают русского. Хотя это абсурд, потому что вАдыгее все нанём говорят, конечноже. Вожатым нанас было абсолютно всё равно иногда они оставались спать усебя вовремя нашего завтрака изарядки. Это мыихбудили, анеонинас. Нонаследующий год япоехала уже вдругой лагерь. Итам было здорово. Хотя отрицательный опыт всёже самый яркий.

Елизавета Романова

1998год. Отдыхала влагере. Там были такие маленькие двухместные деревянные домики, что помещалось только две кровати итумбочка. Находился лагерь вконце деревни рядом сБайкалом. Однажды ночью проснулись оттреска. Открыли сподругой глаза иувидели: четверо парней подняли крышу (аона была тяжёлой ипокрыта шифером), один перекинул ногу через стену, чтобы залезть. Мызакричали, теизвинились, закрыли крышу ивроде ушли. Через десять минут постучались деликатно вдверь: Девчонки, адомик мальчишек?. Оказалось, деревенские мальчишки приходили играть вкарты. Испугалисьже мытогда. Прошло семь лет, сидели сдрузьями вкафе, иодин изних рассказал туисторию, как они сребятами перепутали крыши.

Евгения Бондарь

Как водится, решили мыночью парней наших зубной пастой намазать. Они рассердились, погнались занами, один неудачно замахнулся ногой иугодил мне вглаз. Остаток смены проходила сфингалом. Мне дали кличку одноглазый Джо. Подороге влагерь уменя порвались мои красивые босоножки наплатформе, инужно было срочно что-то купить изобуви. Влагерь меня привёз старший брат, оннестал заморачиваться икупил вближайшей палатке резиновые синие шлёпки надва размера больше. Так явних ипромучилась всю смену. Инаморе вних ходила, инадискотеку. Аони были такие стрёмные, жуть.

Татьяна Субботина

Один раз вожатые отобрали магнитофон. Сказали, что запрещено. Асами поставили себе вномер ислушали Руки вверх. Вдругой раз меня отправили влагерь наморе. Перед нами был поток, который нанюхался толи нефти, толи ещё чего-то вводе ивсе сожгли себе слизистую. Вожатая после этого неговорила две недели. Тамже нас кормили тухлыми помидорами иполовина подхватила дизентерию.

Елена Капитонова

Помню, мальчик один замной ухаживал. И, когда яединственный раз втихий час заснула, сходил наречку икувшинок там мне нарвал! Аяспросонья его поругала, потому что они вообще-то вКрасную книгу занесены! Все девчонки надо мной смеялись, что яниразу неромантичная.

Светлана Тен

Довелось ипоработать вожатой влагере. Помню одну девочку, звали еёИнна. Очень дотошная была. Постоянно спрашивала, апочему именно так надо, анеиначе, нужно было часто ейобъяснять понескольку раз что-то. Например, правила игры или еёобязанности, как дежурного покомнате. Яещё думала: Вот приставучая девчонка. Прошли годы, мой брат женится. Инаком, как выдумаете? НаИнне. Она повзрослела, еёдотошность стала даже мне нравиться, так как она очень хорошая хозяйка, заботливая мама.

Альбина Раисовна

Ох, лагерь глазами вожатых это отдельная тема! Лагерю, где яработала несколько смен каждый год с1995, исполнилось тогда ещё 45лет. Больше всего дети любили страшные истории интернета небыло, цифровая мыльница итобыла неувсех. Самая популярная страшная история про белую бабку, которая ночью каталась накачелях. Женщина, мол, потеряла детей впожаре истех пор гуляет полесу истремится туда, где детские голоса. Дети были ввосторге. Сопровождали истории скрежетом мокрыми шишками постеклу (как будто бабка царапает). Кто-то извожатых переодевался впростыни икачался накачелях. Иникого вожатых тогда непугало, когда дети отстраха чуть нетеряли сознание.

Фото: РИА Новости архив (Владимир Родионов, Рудольф Кучеров, Валерий Шустов, Вячеслав Бобков, Юрий Абрамочкин, Яков Берлинер, М. Юрченко, Соловьев, CC-BY-SA 3.0), Shutterstock (Vikulin)

Источники:

  • https://www.7ya.ru/article/Oj-kak-strashno-Rasskazhi-ewe-2018/
  • https://zen.yandex.com/media/id/5b332c1cdc63e000a8432815/pochemu-nelzia-pugat-rebenka-babaikoi-i-prochimi-strashilkami—5b7e77dc357c7100a901703f?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=3895546104.466.1573781927276.33129&integration=publishers_platform_yandex
  • https://mel.fm/istorii/9243610-summer_camp

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит