Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

Особенности младшего школьного возраста

Младший школьный возраст принято называть вершиной детства. Это объясняется тем, что младший школьник сочетает в себе качества, которые присущи дошкольнику (наивность, легкомыслие, увлеченность), но при этом у него уже проявляется более взрослая логика мышления, направленность на учение, определенный социальный статус в обществе (школьник). Изменения затрагивают все стороны жизни ребенка, весь ее уклад, меняются интересы и ценности.

Возрастные границы младшего школьного возраста совпадают с началом обучения в школе. В настоящее время границы младшего школьного возраста установлены с 6-7 лет до 9-10 лет.

В младшем школьном возрасте у ребенка происходят изменения в физическом и психофизическом развитии, данные изменения направлены на обеспечение дальнейшей возможности успешного обучения в школе.

Наибольшее значение, конкретно для ребенка имеет изменение его социального статуса. В этот период ребенок становится общественным субъектом, ему предоставляется больше свободы, но при этом возрастают требования и ответственность.

На протяжении младшего школьного возраста ребенок учится выстраивать взаимоотношения уже не только со сверстниками, но и со взрослыми окружающими его людьми. Постепенно безусловный авторитет взрослого утрачивается, все большее значение приобретают сверстники, их мнение, возрастает значимость детского сообщества.

В начальной школе ребенка учат писать, читать, считать, рассуждать, связно и грамотно выражать свои мысли, правильно и логично делать выводы. Весь процесс обучения сопровождается интенсивным воспитанием. Воспитание в начальной школе имеет несколько направлений:

  • нравственное,
  • эстетическое,
  • трудовое,
  • физическое,
  • правовое,
  • экологическое,
  • экономическое и т.д.

Особенности воспитания детей младшего школьного возраста

Особенность воспитания младших школьников вытекает из особенностей данного возрастного периода. Основой воспитания выступает сюжетно-ролевая игра, которая уже достигла своего максимального развития. В игре ребенок имеет возможность не только примерить на себе определенную социальную роль, но и овладеть нормами поведения в различных ситуациях. При усвоении первичных этических норм, формируются нравственные представления.

В процессе воспитания у детей возникает моральная мотивация поведения, в зависимости от складывающейся вокруг ситуации.

С возрастанием самостоятельности ребенка происходят изменения и во взаимоотношениях с педагогом и сверстниками. В этот момент большое внимание следует уделять воспитанию самооценки и авторегуляции собственного поведения. Ребенок должен научиться контролировать собственное поведение не только с позиции авторитета, но и согласно усвоенным нравственным нормам.

В процессе воспитания, под руководством педагога, дети младшего школьного возраста приобретают навыки коллективного взаимодействия. Учатся осознанно применять общественные нормы, соотносить их с собственным поведением и поступками.

У младших школьников во время взаимодействия друг с другом начинают оформляться первые микрогруппы, в которых часто возникают противоречия, вплоть до конфликтов. Задача педагога состоит в том, чтобы не просто передать детям навыки поведения, а воспитать нравственные убеждения. Достигается это путем формирования и развития опыта осуществления нравственной оценки собственного поведения и поведения других.

В основе воспитательного процесса, осуществляемого в рамках школы, лежат два основных подхода:

  1. Деятельный организация различных видов деятельности (трудовой, познавательной, художественной и т.д.)
  2. Комплексный органичное сочетание разнообразных видов деятельности и их направленностей.

Основу содержания воспитания в начальной школе составляет формирование всесторонне развитой личности, а конкретные разделы содержания группируются вокруг воспитания жизненно важных качеств гражданина, работника, семьянина.

Особенности обучения детей младшего школьного возраста

Основной особенностью обучения младших школьников является то, что в этот возрастной период происходит интенсивное развитие и изменение направленности их потребностей. Постепенно ведущим видом деятельности становится обучение.

Современная начальная школа старается удовлетворять потребности детей в получении новых знаний, посредством использования разнообразных методов и форм обучения, которые не только познавательны, но и интересны для детей.

Приобретение новых знаний и умений осуществляется на основании возрастных возможностей детей, с учетом их индивидуальности.

Помимо работы в классе постепенно вводится система домашних заданий, которая направлена не только на закрепление пройденного учебного материала, но и на развитие у детей самостоятельности и самоконтроля.

Важным является вопрос контроля результативности обучения. В первый учебный год дети не получают оценки за свои работы и знания, результат отмечается педагогом устно. Это необходимо для того, чтобы не оттолкнуть ребенка от учебы, не сформировать у него негативного отношения к ней. Так же это связано с тем, что в этот период у ребенка происходит перенаправленность ведущей деятельности с игровой на учебную и ему нужна поддержка, а не указания на собственные ошибки.

Педагог осуществляет диагностику знаний учащихся, но исключительно в личных целях, чтобы понять в каком направлении двигаться дальше, эффективны ли используемые им методы и приемы.

II

. . . . . ., 1980. ( : 720.) / . . . . ̄ 1984. ( : 115121. : 121126.) . 3. — . ., 1984. ( : 73120. : 120133.) . ., . . : . ., 1977. ( : 313. : 3759.) : .., 1988. ( : 3538.) 67- . .. 1988. ( 67 : 3645. 67 : 7794. — -: 111128.) — , ( ) // .1984. 4. . 3055. — ( ) // .1984.- 5. . 4986. . . // . 1983. 4. . 62-69.

III

. . . ., 1986. ( 6- : 61131.) . ., . . . . ., 1977. ( : 1440.) . . : . , 1987. ( : 6073.) . . :, . ., 1989.109 . . ., 1976.

( : 72186.)

20

. . . . . . . . . . . . , , , . . , . . . . , , . . — . . . , . , . . .

, . , . , . . , , . -, — -. , , ? , — , , . : , . , , , , , , , , , . , ( ), . , , , , , . , . , . , , : ) , , ; ) , , , . ; ) , , , , . , , , , , ; ) , , , . , , . , . , . . , , , , . . . , , , , , . : , , , . , . , , , . . , , , . . , , .

, , : , , , . , . , . : , , , . , , , , . . , , . , , , . , , , . , . , , . . . , . , , , , , . , : , . , , , . . , . . , . . ( , , ), . , , , : , , , .

, . , — , . , , , , — , -. , , , — , , , , , . , . , , , . — , , , . , , . , , . , . , , , , , . , , . , , , , , . , , , , , . , , — . , , , . , , . , . , . , . , , . — , . .

. , . , , . 1. . , , . 2. . — . 3. . , , . , , . . , .

1. 1. . 2. . 3. . 4. . 5. .

2. 1. , . 2. . 3. . 4. .

3. 1. , . 2. . 3. .

4. 1. . 2. , 3. .

1. . 2. . 3. , .

1. — . 2. . 3. — . 4. .

I . . . ., 1976. ( : 1630, 4454.) 3. . . ., 1981. ( : 140144.) : . ., 1989. ( : 173224.) . . . ., 1991. ( ( , ): 86-99.) . . ., 1987. ( : 122133.)

II

. . .., 1971. ( : 162182. : 182220.) . . . ., 1975. ( : 316. : 1626.) . . : .., 1981. ( : 104109.) .., 1976. ( : 72186.)

Классификация современного школьного очного обучения

Обучение, проходящее в очной форме, классифицируют на следующие образовательные программы:

  • информационно-коммуникационная;
  • развитие критического мышления;
  • проектно-документационная;
  • развивающее обучение;
  • здоровьесберегающая;
  • проблемное обучение;
  • игровая;
  • модульная;
  • творческая мастерская;
  • интегрированное обучение;
  • сотрудничество;
  • уровневая дифференциация;
  • групповая работа;
  • индивидуальная работа;
  • фронтальная;
  • традиционная классно-урочная система.

Далее более подробно будет рассмотрен каждый из вышеперечисленных аспектов.

Информационно-коммуникационная программа

Информационно-коммуникационная программа подразумевает использование во время обучения различных современных технологий и интерактивных систем. К ним относятся:

  • стационарные компьютеры;
  • ноутбуки;
  • планшеты;
  • интерактивные доски.

При помощи данной программы занятие проходит с применением вышеперечисленных устройств. Ребенок учится работать с современной техникой, получает навыки, которые пригодятся ему в дальнейшем (например, при обучении в ВУЗе). Также у школьников развивается интерес к самообразованию, происходит формирование коммуникативной компетенции. Применение высоких технологий проводится с 1 класса.

shkola.jpg

существует много образовательных программ

Фронтальная программа

Фронтальная программа — очного обучения, во время которого педагог перед классом объясняет определенный материал, а затем, примерно в середине урока, дает задание по пройденной информации, предоставляя ученикам возможность самостоятельной работы. По окончании урока дети должны сдать тетради с выполненной работой для проверки на оценку. Данный метод является широко распространенным во многих российских школах и применяется с 1 класса.

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа — образовательная программа с учетом личностных и психологических особенностей каждого ученика. Педагог во время урока выдает детям индивидуальные задания, подходящие под их умственные способности.

Развитие критического мышления

Критическим называют мышление, помогающее строить свои мысли таким образом, чтобы каждая услышанная информация подкреплялась не только словесными домыслами, но и доказательной базой и фактами. Детей учат мыслить критически, то есть доверять своему рассказчику после доскональной проверки его слов. Такой метод позволяет закрепить пройденный материал и помогает ребенку лучше запомнить его. Работа по данному направлению начинается с 4 класса.

Проектно-документационная программа

Проектно-документационная программа подразумевает обучение школьников на основании выполнения различных проектов, презентаций и сопроводительной документации к ним (докладов, рефератов) по заданной тематике. Данная работа обычно проводится в группах по несколько человек или в сольной форме. Школьники учатся контактировать друг с другом, выступать на публике, искать необходимую информацию и правильно преподносить свои идеи. Этот образовательный метод предназначается для детей с 5 класса.

Развивающее обучение

Развивающее обучение — это образовательная программа, на основании которой школьникам предлагается выполнение различных творческих заданий, для них организуются и проводятся разнообразные экскурсионные туры в другие города с целью наглядно-исторического изучения своей родины. Данная методика формирует у детей общее представление о мире, развивает навыки общения со сверстниками и логическое мышление. Работа по этой программе начинается с 3 класса.

Здоровьесберегающая программа

Здоровьесберегающая — направлена на изучение со школьниками основ первой медицинской помощи. Главная цель данной методики — научить детей самостоятельно принимать сложные решения, помогать другим и в том числе себе в тяжелой чрезвычайно ситуации. Данная форма обучения проводится с 7 класса.

Проблемное обучение

Проблемное обучение — это высокоинтеллектуальная форма занятия, согласно которой школьников погружают в определенную смоделированную проблему и предлагают им решить ее при помощи своих собственных навыков и умений. Такой метод учит детей работать слажено в коллективе, заставляет думать и понимать себя. Проблемное обучение проводится с детьми после 6 класса.

Игровая программа

Игровая программа — это развивающе-творческая форма обучения, которая проводится для школьников младших классов (с 1 по 5 класс) с целью развития у детей новых знаний и навыков, которые в силу своего возраста им тяжелого запомнить в теоретической форме. Например, в настоящее время применяется методика игровой математики или изучения алфавита. Педагоги утверждают, что такая игровая программа позволяет ученикам начальной школы легче и быстрее усваивать материал.

Модульная программа

Модульная программа подразумевает формирование у школьников способностей к самостоятельной работе и самообразованию (с некоторой помощью со стороны педагогов и родителей). Данная методика основана на развитие механизма мышления и навыков построения логической последовательности собственных действий у ребенка. Программа проводится с 7 класса.

Творческая мастерская

Творческая мастерская предоставляется возможность выражения собственных идей и мыслей при помощи карандашей, красок, фломастеров, цветной бумаги и других материалов. Это необычный и уникальный урок изобразительного искусства, который стал более свободным, интересным и развивающим. Данные занятия проводятся, начиная с 3 класса.

Интегрированное обучение

Интегрированное обучение помогает совмещать на одном занятии несколько направлений из разных областей. Например, биологию и химию, русский и английский языки, рисование и труд. Во время такого необычного урока ребенок учится быстрее и более координированно воспринимать, и усваивать информацию. Данная методика применяется с 8 класса.

Программа-сотрудничества

Программа-сотрудничества подразумевает активную школьную внеклассную работу учеников с различными благотворительными организациями, младшими детьми, в том числе и дошкольниками, ветеранами ВОВ. Классный руководитель совместно с другими педагогами организует со своими учениками какой-либо план-проект, к примеру, для поздравления пожилых людей с Днем Победы, просвещения дошколят по пожарной безопасности

Кейс-технология

Это образовательный метод, в ходе которого педагог рассказывает ученикам различные истории и ситуации, случившиеся в прошлом, то есть детям предлагается складывать полученную информацию в свой кейс и запоминать ее. На следующем уроке учитель просит вспомнить и воспроизвести пройденный материал. Данный метод применяется как в гуманитарных науках, так и в точных. Например, для младших школьников урок математики проходит в форме увлекательных историй и рассказов, помогающих ребенку быстрее освоить новые знания. Кейс-программа проводится с 3 класса.

Уровневая дифференциация

Методика уровневой дифференциации подразумевает выделение главных и второстепенных учебных материалов. Вначале педагог объясняет ученикам основную информацию по той или иной теме, а затем — второстепенную, то есть дополнительную. Затем проводится повторение изученного с целью закрепления. Данная программа применяется с 5 класса.

Групповая работа

Групповая деятельность проводится с целью сплочения детского коллектива, а также обучения школьников умению работать со сверстниками, находить общий язык, доказывать собственное мнение и правильно преподносить идеи. Такое метод используется с 5 класса.

Классно-урочная система

Классно-урочная методика — это традиционно сложившаяся образовательная программа, согласно которой занятия проводятся в форме урока по определенному предмету на заданную тематику.

Заочное школьное обучение

Бывают такие жизненные ситуации, когда ребенок не справляется со школьной программой или же в силу состояния здоровья он не может посещать образовательное учреждение, имеет плохие отношения с педагогами или одноклассниками, из-за сильной занятости родителей или опекунов, которые не могут отводить и забирать ученика из школы, а также по причине опережения по развитию умственных способностей своих сверстников. В таких ситуациях школьника переводят на заочное обучение, которое бывает:

  • дистанционным;
  • домашним;
  • семейным;
  • экстернативным.

Дистанционный тип

Подразумевает участие школьника в учебном процессе путем подключения через сеть интернет, а также видеосвязь. Такой метод может применяться даже в случае, если ребенок находится, например, в лечебном учреждении, за пределами Российской Федерации.

Домашний тип

Педагоги приходят к ученику домой, занимаются с ним по индивидуально подобранной программе и составленному графику с учетом физиологических и умственных способностей ребенка. Разумеется, из программу исключаются такие предметы, как музыка, физическое воспитание, труд и изобразительное искусство. Учитель оставляет школьнику домашние задание, правильность которых проверяет при следующем посещении.

Семейный тип

Заключается в прохождении обязательной школьной программы учеником совместно с родителями, которые предварительно консультируются с педагогами и берут необходимые материалы и учебники для занятий. Учебные пособия доступны в школьной библиотеке.

Экстернат

Экстернат — это образовательная форма обучения, за счет которой у способных и одаренных учеников есть возможность получить аттестат об окончании 9 или 11 классов в сжатые сроки намного раньше своих сверстников. Для такого ребенка педагоги готовят отдельную программу и задания, которые он должен выполнить до экзаменов. Экзаменационные испытания проводятся на 3-4 месяца раньше, чем для остальных школьников.

Мы рассмотрели основные программы школьного обучения, позволяющие развивать у детей самостоятельность мышления, логику, терпение, умение общения и взаимодействия с одноклассниками. Каждая методика была разработана грамотными и профессиональными педагогами, психологами и методистами, поэтому их качество и положительное действие гарантировано. За счет них большинство школьников стало гораздо лучше учиться и быстрее осваивать полученный материал.

5 форм обучения

В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (1011 классы).

Рассмотрим каждый тип обучения подробнее.

Получение образования в организации

В государственных или традиционных частных школах можно выбрать одну из трёх форм обучения.

<>

Очное обучение

Ребёнок пять-шесть дней в неделю ходит в школу, подчиняется её расписанию, регулярно получает оценки и аттестуется. На юридическом языке это называется находиться в контингенте образовательной организации.

В идеале школьник, как промокашка, впитывает знания и мудрость учителя, а на переменах весело проводит время с одноклассниками. В жизни многие родители недовольны качеством школьного образования, а дети сталкиваются с буллингом.

Очная форма подойдёт, если:

  • ребёнку нравится ходить в школу, он не мыслит себя без своего класса;
  • вы не можете уделять образованию ребёнка много времени и ресурсов;
  • ребёнок не привык к дисциплине и нуждается в жёстких рамках извне.

Вариацией очного является надомное обучение. Его организуют для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Обратите внимание: вариацией, но не самостоятельной формой обучения.

Очно-заочное обучение

Ребёнок зачислен в школу, но ходит туда несколько раз в неделю или реже, чтобы сдать и получить домашние задания. При этом аттестовываться он обязан вместе с классом: если сегодня пишут контрольную, надо присутствовать.

Школы переводят детей на очно-заочное обучение неохотно и довольно редко. Во-первых, из-за лишних хлопот для учителей, а во-вторых, дабы не создавать прецедентов. Почему Петрову можно не ходить в школу, а мне нельзя?!

Очно-заочная форма подойдёт, если:

  • ребёнок легко по учебникам, без помощи педагогов, осваивает программу;
  • вы хотите, чтобы у ребёнка было немного больше свободного времени, но не терялась связь со сверстниками;
  • спортивный или творческий график ребёнка не совпадает со школьным.

Заочное обучение

Ребёнок не ходит в школу и осваивает программу своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-ресурсов. Но он находится в контингенте школы, а значит, нельзя менять программу, перескакивать через классы, и придётся придерживаться графика аттестаций.

Правда, контрольные можно сдавать дистанционно: через сайт школы или, например, по Скайпу. В законе это называется реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Иными словами, дистанционное обучение не является его самостоятельной формой, это лишь способ организации учебного процесса.

На заочку переводят в основном старшеклассников, и тоже редко. Ведь юридически при получении образования в школе (неважно в какой форме) ответственность за его качество лежит на администрации и преподавателях. Если заочник плохо подготовится и не сдаст аттестацию, спросят с учителей.

Заочная форма подойдёт, если:

  • ребёнок прекрасно осваивает программу сам;
  • семья часто переезжает или много путешествует;
  • ребёнок профессионально занимается спортом или творчеством.

Получение образования вне организации

Главное отличие от получения образования в организации заключается в том, что ответственность за качество знаний лежит не на школе, а на родителях или самом учащемся.

Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9 класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.

В 1011 классах, а также если совершеннолетний человек в своё время не доучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность на обучающемся.

Семейное образование

Семейное образование (СО), как форма обучения гибкое и вариативное. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.

Аттестации на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном. Да-да, экстернат это не форма обучения, а форма аттестации. О сущности экстерната по действующему законодательству у нас есть отдельная статья. Читать

Основные виды СО:

  1. Хоумскулинг. Ребёнок обучается в семье и прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы. В последнем случае семейное обучение часто путают с надомным и дистанционным, но, как вы уже поняли, это разные вещи.
  2. Анскулинг. То же самое, только ребёнок не придерживается какой-то программы и не прикрепляется к школе для сдачи аттестаций вплоть до 9 класса. Про нюансы анскулинга у нас также есть статья. Читать
  3. Альтернативные школы. Родители практически полностью делегируют обучение ребёнка, но тщательно выбирают систему. Это могут быть Монтессори- или Вальдорф-школы, демократические школы или школы одного дня, учебные заведения, работающие по различным авторским методикам, и, конечно же, цифровые школы.

Семейная форма подойдёт, если:

  • ребёнку тесно в рамках классической школы, он хочет учиться больше, лучше и быстрее;
  • ребёнок совмещает с учёбой профессиональный спорт или концертную деятельность;
  • он не успевает за темпом других детей, и ему нужен особый подход;
  • у ребёнка конфликты с одноклассниками или учителями;
  • у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности, либо не нравится вариант надомного обучения;
  • семью не устраивает традиционная школьная система, нет контакта с администрацией школы и преподавателями;
  • семья часто переезжает или живёт в другой стране, но хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат.

Самообразование

Всё то же самое, что на семейной форме, только для учащихся старше 15 лет.

Выводы

  • В России две формы получения образования и пять форм обучения.
  • У каждого вида обучения свои плюсы и минусы.
  • Надомное и дистанционное обучение, а также экстернат не являются формами обучения.
  • Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (статья 17 Федерального закона Об образовании). Вы можете поучиться в традиционной школе, затем перевестись на заочку, а после попробовать обучение в онлайне. Главное, чтобы ребёнок получал удовольствие и развивался.
Источники:

  • https://spravochnick.ru/pedagogika/osobennosti_obucheniya_i_vospitaniya_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta/
  • https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov2/06.php
  • https://mixfacts.ru/articles/sovremennye-formy-obucheniya-v-shkole
  • https://externat.foxford.ru/polezno-znat/gid

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит