Основные педагогические принципы семейного воспитания

СОДЕРЖАНИЕ

Какую бы важную роль в жизни каждого ребенка не играло общество, сверстники и школа, важнейшим социальным институтом, в котором проходит его основное воспитание всегда была, есть и будет его семья. Именно поэтому родителям так важно знать фундаментальные принципы, на которых оно базируется.

schastlivye-deti.jpg
Только придерживаясь всех педагогических принципов можно растить счастливых детей

Какой принцип из перечисленных является основополагающим в свободном воспитании? Безусловно, каждая семья отличается индивидуальным стилем взаимодействия со своим ребенком. Но, для достижения оптимальных результатов, нужно помнить о следующих.

Принцип безусловной любви

Ни для кого не секрет, что родительская любовь это первое, в чем нуждается любой ребенок. Но получает ли он ее в своей семье? Конечно же, задуматься над этим добровольно сможет не каждый родитель. Однако, наблюдения показывают, что далеко не все дети чувствуют себя безусловно любимыми даже в благополучных семьях.

Что же такое безусловная любовь и чем она отличается от других видов родительской любви? На самом деле, фундаментальной чертой безусловной любви является однозначное и безоговорочное принятие родителями ребенка, стремление ценить и уважать его таким, каков он есть на самом деле. Эта любовь не продиктована высокими достижениями ребенка и не зависит от каких-либо других факторов.

bezuslovnaja-ljubov.jpeg
Безусловная любовь родителей к ребенку главный педагогический принцип

Несмотря на то, что принцип безусловной любви может показаться многим родителям банальным и откровенно наивным, именно он является базисом, который либо обеспечит воспитанию надежную и прочную основу, либо сведет на нет все дальнейшие усилия.

Безусловная любовь это чувство, которое невозможно ничем заменить или компенсировать.

Принцип диалога

Любой родитель, стремящийся к тому, чтобы ребенок мог слушать и слышать его слова, должен усвоить простую, но вместе с тем важную истину. Любой ребенок, даже самый маленький это не бессловесный объект воспитательного воздействия, а самостоятельный человек со своими потребностями, интересами, мнением и правом выбора. Именно поэтому общение с ребенком может осуществляться только в форме диалога.

Взаимодействуя таким образом, родитель сможет лучше понимать своего ребенка и пользоваться его доверием. А доверие само по себе уже является залогом прочных отношений и искренности, которую так непросто заслужить.

printsip-dialoga.jpg
Принцип равного диалога между взрослыми и детьми

Цель конструктивного общения это не только обмен информацией. Для того, чтобы строить эффективный диалог с ребенком важно:

  1. Проявлять чуткость. Понимать, в каком состоянии находится ребенок и какие чувства он испытывает прямо сейчас
  2. Предпочитать Я-высказывания Ты-высказываниям (то есть, строить диалог с предложений и фраз, начинающихся с местоимений Я, Мне, Мое и т.д.).
  3. Акцентировать внимание на положительных чертах характера ребенка, его хороших поступках, значимых для него достижениях. Делать основные ставки на то, что родителей устраивает в их ребенке.
  4. Оценивать поступок, а не личность самого ребенка.
  5. Развивать навыки самоконтроля и регуляции собственного эмоционального состояния
  6. Даже осуждая ребенка, необходимо давать ему стимул для дальнейшего личностного роста.
  7. Избегать дежурных вопросов и дежурных ответов на них.

Принцип доверия

Какую роль в отношениях и в воспитании играет доверие? Прежде всего, доверие формирует в сознании ребенка ощущение защищенности, а родителям гарантирует наличие обратной связи в отношениях и осознание своей важной роли в жизни ребенка. Но, для того, чтобы доверие присутствовало в отношениях в полной мере, необходимо помнить о немаловажных условиях:

printsip-doveriya.jpg
Принцип доверия к ребенку вызывает ответную реакцию
  1. Родителям стоит избегать излишне резкой критики поступков и суждений ребенка. Страх быть осмеянным, непонятым или отвергнутым чаще всего заставляет ребенка замыкаться, держа все свои переживания в себе.
  2. Для того, чтобы ребенок не боялся своих чувств и учился уважать чужие, с ним нужно открыто говорить о своем эмоциональном состоянии и давать ему возможность говорить о собственном.
  3. Даже если по той или иной причине родителям непонятны увлечения ребенка, необходимо давать ему возможность говорить об этом. Этими разговорами можно достичь сразу нескольких целей: во-первых, понять, что именно любит и ценит ребенок, во-вторых, в ненавязчивой форме предложить ему иную точку зрения на вопрос. И главное дать понять ребенку, что он не одинок и в его жизни всегда найдутся люди, готовые принять и поддержать его, что бы ни случилось. Это его родители.
  4. Важно быть активным слушателем и поощрять ребенка рассказывать о себе, своем окружении, интересах, потребностях, желаниях и чувствах. Ребенок должен чувствовать, что родителю действительно небезразличен он и все, что с ним происходит.

Пользуясь доверием ребенка, родители приобретают возможность играть значимую роль в его жизни, а при необходимости вовремя распознать тревожные сигналы и обезопасить ребенка от возможных бед, которые могут ему угрожать.

Принцип личного примера

Какими бы правильными не были теоретические представления родителя о воспитании, нужно всегда помнить о том, что ребенок будет делать не то, что ему говорят, а повторять то, что видит со стороны своего ближайшего окружения. Именно поэтому те, кто заинтересован в грамотном воспитании детей, должен в первую очередь, интересоваться личным развитием и самовоспитанием. Объяснить этот феномен предельно просто: даже демонстрируя негативные формы поведения, родители всегда будут для ребенка образцами для подражания, примерами, у которых он будет перенимать поступки, привычки и многое другое.

princip-lichnogo-primera.jpeg
Принцип личного примера дети во всем копируют родителей

И, кроме этого, раз и навсегда отказаться от политики двойных стандартов: ребенку будет крайне трудно запретить то, что родитель может с легкостью позволить себе самому.

Принцип последовательности

Для того, чтобы ребенок учился уважать принятые в семье правила и рос дисциплинированным, родителям очень важно быть последовательным в своих требованиях. Недопустимо устанавливать правила на ходу и менять их слишком часто. Это лишит ребенка чувства защищенности и не позволит ему понять, как же следует себя вести для того, чтобы избежать наказания. Однако вместе с тем правила не должны быть излишне жесткие: их желательно менять по мере того. как ребенок взрослеет, а его потребности и мироощущение меняются.

Не менее важно также и то, чтобы оба родителя придерживались одних и тех же правил в воспитании и их усилия были направлены на достижение одних и тех же целей. В противном случае ребенок очень рано научиться даже в мелочах искать личную выгоду и благодаря этому ловко манипулировать родителями.

Любые меры воспитательного воздействия, начиная от самых простых, должны быть согласованы обоими родителями. Но в то же время каждый родитель может вести себя со своим ребенком по-своему, но не выходя за рамки принятой нормы.

Принцип эмоциональной ответственности

Вне всякого сомнения, родители являются обычными людьми, которым также как всем нам присущи эмоции, в том числе негативные. И они имеют полное право сердиться, обижаться на ребенка, быть недовольными его поведением или поступками. Однако высказывая ребёнку свое недовольство, нужно как никогда строго следить за своими словами и эмоциональными реакциями в целом. Если задача родительского воспитание сформировать в ребенке здоровую личность, им нужно обязательно взять под контроль гнев, раздражение и обиды. Недопустимы проявления грубых форм агрессии (сквернословие, рукоприкладство).

nelzja-bit.jpg
Рукоприкладство в семье недопустимо

Какой бы сложной не казалась ситуация, ее всегда можно решить просто поговорив с ребенком и объяснить ему все не прибегая к агрессии.

Принцип самостоятельности и независимости

Рассматривая основные педагогические принципы родительского воспитания, нельзя обойти вниманием вопрос, связанный с тем, какую меру самостоятельности можно доверять ребенку. От рождения до трех лет дети крайне болезненно воспринимают любую, даже самую кратковременную разлуку со своей мамой. Но, уже к трем годам он начинает постепенно обретать независимость от нее, проявляя все более выраженный интерес к окружающему миру. Начинает формироваться его собственное Я, ощущение собственной целостности. Это очень важные и значимые для ребёнка процессы, которые ни в коем случае не стоит путать с непослушанием и негативизмом.

pooshrenie-rebenka.jpg
Поощрение ребенка обязательное условие воспитания

Для того, чтобы ребенок имел возможность расти самостоятельным, необходимо уже с 2-3 лет поощрять в нем эти качества, плавно переходя от внешней регуляции к внутренней саморегуляции поведения (например, давая ему несложные задания, поручения, либо приобщая к любой творческой деятельности).

В дальнейшем ребенок может позволить себе иметь в свободном доступе и материальные ресурсы, которыми он сможет учиться рационально распоряжаться. А также учиться ставить перед собой цель и добиваться ее допустимыми средствами.

Принцип демократичного воспитания

Современный ребенок имеет возможность пользоваться многими закрепленные за ним правами: например, правом на предоставление защиты, правом на собственные мечты и цели, право на свободу выбора и свободу совести.

princip-samostojatelnosti-nezavisimosti.jpg
Принципы самостоятельности и независимости

Учет прав ребенка является основой любого взаимодействия с ним. И научить ребенка знать свои права это немаловажная цель семейного воспитания. Однако мудрые родители никогда не забывают о том, что разъясняя ребенку его права, необходимо затрагивать также ответственность, которую они возлагают на него. В частности, ребенок должен четко понимать, что делая выбор в пользу того или иного решения, он также будет неизбежно нести ответственность и за возможные последствия. Это позволит ребенку в дальнейшем самостоятельно устанавливать границы своей свободы, осознавая, какой груз ответственности он способен возложить на себя.

Принцип внимания к потребностям ребенка

Каким бы независимым и самостоятельным не казался ребенок, следует помнить о том, что его благополучие во всех отношениях задача, прежде всего, его родителей. Именно поэтому так важно помочь ребенку иметь то, чем он не может обеспечить себя сам. Этот принцип касается и материального обеспечения, и моральной поддержки, и эмоциональной наполненности жизни. Однако не стоит путать необходимую заботу с чрезмерным потаканием любой прихоти ребенка.

potakanie-prihotjam.jpg
Потакание прихотям это неправильный принцип

Заключение

В той или иной степени, педагогические способности присущи каждому родителю. Достаточно лишь повнимательнее прислушиваться к себе и доверять своему опыту и интуиции.

rezultaty-vospitanija.jpg
Результаты воспитания зависят от принципов, которых придерживаются родители

В дальнейшем, придерживаясь четких стратегий и учитывая цель и основные принципы семейного воспитания, можно рассчитывать на то, что любые, даже самые несокрушимые на первый взгляд барьеры между ребенком и родителем, неизбежно падут. И он начнет видеть в близких не скучных и вечно недовольных моралистов, а мудрых наставников, готовых в любой момент прийти на помощь, помочь советом, вселить веру в себя.

Принцип культуросообразности, или как воспитать культуру поведения у детей?

Он включает в себя навыки культурного общения ребенка, а также знание правил общества, в котором он находится.

Ребенок не должен видеть, что ваша вежливость и чуткость, которые вы демонстрируете ребенку, являются показными. Дети учатся подражать родителям, и скоро вы можете заметить, что малыш также относится и к вам в первую очередь.

kultura-obshhenija-1024x768.jpg
Культура общения суть

Если вы будете сами грубить и сквернословить, то это войдет и в привычку вашего ребенка.

Не стесняйтесь извиниться перед кем-то, тогда ваш ребенок находится рядом. Так вы сможете приобрести уважительное отношение вашего ребенка к вам.

obuchenie-vezhlivosti.jpg
Обучение вежливости на занятиях

Учите ребенка благородству, и проявляйте его даже тогда, когда вам совсем не хочется этого делать.

Совет родителям: проявляйте тактичность в отношении к другим людям. Старайтесь не говорить о чужих людях в плохом и неуважительном тоне. Для ребенка это будет хорошим уроком добра и человечности.

Принцип природосообразости, или как распознать способности Вашего ребенка?

Он предполагает, что воспитательный процесс основывается на согласовании с законами, по которым развивается природа и человек. Воспитание проводиться согласно полу и возрасту ребенка, а также, учитываются природные задатки и способности ребенка.

У ребенка есть технические способности если он:

tehnicheskie-sposobnosti-1024x682.jpg
Технические способности у мальчика
  • увлекается разнообразными механизмами и устройствами;
  • анализировать устройство разных приборов;
  • на протяжении нескольких часов может разбираться в причинах неисправностей разных аппаратов;
  • используя неисправные приборы, создает новые;
  • с удовольствием рисует и создает чертежи, эскизы;
  • увлекается технической литературой и заводит друзей с такими же интересами.

Если у ребенка преобладают музыкальные способности, то он:

rebenok-i-muzyka-1024x576.jpg
Музыкальные способности проявляются в любви к музыке и пению
  • увлекается музыкой, может долго ее слушать;
  • часто ходит на концерты;
  • с легкостью запоминает и воспроизводит мелодии и ритмы;
  • с наслаждением играет на музыкальном инструменте;
  • создает свои композиции;
  • интересуется разными областями музыкальной культуры.

Если у ребенка преобладают способности к научной деятельности, то он:

nauchnye-sposobnosti.jpg
Научные способности желание все узнать
  • легко понимает абстрактные понятия и обобщения;
  • увлекается взрослыми книжками и словарями, научно-популярными изданиями;
  • любить задавать вопросы, связанные с процессами мира, а также давать свое объяснение этим процессам.

Если у ребенка преобладают способности к артистизму, то он:

artisticheskie-sposobnosti.jpg
Артистические способности желание играть на публику
  • часто для выражения своих мыслей использует мимику и жесты, так как слов ему не достаточно;
  • очень увлекательно рассказывает истории;
  • есть способности к подражанию других людей;
  • любить выступать перед аудиторией;
  • легко перевоплощается, используя разнообразную одежду.

Если у ребенка преобладают способности к спорту, то он:

sportivnye-sposobnosti.jpg
Спортивные способности желание двигаться и достигать поставленной цели
  • находится все время в движении, энергичный, никогда не устает;
  • не боится получить травму;
  • легко вступает в спортивные игры;
  • умеет кататься на коньках, лыжах, очень любит бег;
  • имеет отличную пластику, движения скоординированные.

Если у ребенка преобладают художественные способности, то он:

hudozhestvennye-sposobnosti.jpg
Художественные способности жаление украшать жизнь
  • для выражения своих чувств использует рисунок или лепку;
  • часами может рассматривать произведения искусства;
  • замечает прекрасное в простых вещах;
  • в доме создает что-то неординарное и интересное.

Совет родителям: создавайте условия для развития выявленных способностей у ребенка, поощряйте даже кратковременные увлечения, но ни в коем случае не давите на него и не заставляйте занимать тем, что ему не по душе.

Принцип гуманизации: как воспитать в ребенке эмпатию?

Согласно этому принципу ребенок воспринимается как самостоятельный субъект собственного развития. Он предусматривает гуманные отношения между ребенком и взрослым, а также гуманное отношение ребенка к своему окружению.

chto-takoe-jempatija-1024x768.jpg
Эмпатия способность сопереживать

Пусть ребенок мысленно поменяется ролями с оппонентом

Если у ребенка возник конфликт, предложите ему в уме поменяться местами с оппонентом. Спросите его, чтобы он сделал и сказал на месте того, с кем он поссорился, чтобы он почувствовал в той ситуации. Если ребенок еще совсем маленький для этой цели можно эффективно использовать куклы.

Давайте пример ребенку, как нужно быть щедрым и великодушным

vospitanie-shhedrosti.jpg
Воспитание щедрости надо начинать с первого года

Покажите ребенку, что помогать другим людям и отдавать может быть весело и приятно для обеих сторон. Смотря на вас, ребенок и сам начнет так поступать. Например, заболел сосед. Предложите ребенку проведать его и принести горячего бульона.

Совет родителям: старайтесь научить ребенка делиться. Он должен научиться думать не только о своих потребностях, но и о чувствах других людей

Принцип дифференциации, или как воспитывать ребенка в зависимости от его типа темперамента?

Этот принцип учитывает особенности возраста каждого ребенка, отличительных качеств его характера и темперамента. Все дети разные, поэтому необходимо стараться уметь найти подход к каждому.

Основным принципом при воспитании ребенка, у которого тип темперамента меланхолик Не навреди!.

rebenok-melanholik.jpg
Ребенок меланхолик очень чувствительный

Следует всегда помнить, что дети с таким типом темперамента очень уязвимы и ранимы. Не следует кричать на них. Если ребенок в чем-то провинился, то необходимо спокойно, ровным тоном объяснить ему, в чем его проступок. Категорически запрещено обзывать такого ребенка, особенно в присутствии других людей. Такие дети нуждаются в особом душевном тепле, заботе и ласке. Их нужно чаще хвалить и стараться одобрять и поощрять их действия, за самые незначительные успехи. Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребенку. Старайтесь избегать ситуаций соревнования, так как они являются большим стрессом для детей-меланхоликов. Нервный срыв может вызвать даже банальная игра. Также не нагружайте ребенка, когда делаете домашнее задание, старайтесь чаще делать перерывы. Стимулируйте развитие самостоятельности и инициативы у ребенка. Старайтесь не пугать свое дитя. Оградите его от просмотра фильмов ужасов.

Основным принципом при воспитании ребенка, у которого тип темперамента флегматик Не торопи!.

rebenok-flegmatik.jpg
Ребенка флегматика нельзя торопить

Помните, что детям с флегматичным типом темперамента очень трудно что-то сделать, когда их ограничивают во времени. Не торопите и не давите на ребенка. Не высмеивайте его медлительность, особенно при других людях. Учите ребенка правильному распределению своего времени. Старайтесь развить у ребенка заинтересованность в играх требующих быстроты реакции.

Старайтесь научить ребенка быстрее переключать свое внимание с одного вида деятельности на другой. Делайте все возможное, чтобы привить ребенку коммуникативные способности и совместной деятельности.

Основным принципом при воспитании ребенка, у которого тип темперамента сангвиник Доверяй, да проверяй.

rebenok-sangvinik.jpg
Ребенок сангвиник черты

При воспитании ребенка сангвиника необходимо внимательно следить за тем, как он исправно выполняет свои обещания. Необходим контроль его поступков и действий. Часто такие дети не доводят начатое дело до конца, надо следить за этим тоже. Еще одна отличительная черта сангвиников это нежелание доводить начатое до конца. Это важное качество очень пригодится в жизни ребенка, поэтому родителям надо приучать к этому с самого раннего возраста. Помните, что проявления жизнерадостности и общительности сангвиника могут стать причиной таких неприятных качеств личности как легкомыслие и непостоянство.

Основным принципом при воспитании ребенка, у которого тип темперамента холерик Ни минуты покоя.

rebenok-holerik.jpg
Ребенок холерик как себя вести с ним

При воспитании ребенка холерика очень важно исключить все то, что способствует перевозбуждению нервной системы вашего чада. Стимулируйте его играть в спокойные игры, которые требуют концентрации внимания и усидчивости. Он должен научиться доводить начатое дело до конца. Должна соблюдаться последовательность и строгость в контроле поступков ребенка. Категорически запрещено использовать физическую силу в общении с ребенком. Если необходимо сделать замечание, то скажите его строгим и твердым тоном. Нет смысла в крике или телесных наказаниях. Ребенок-холерик намного лучше поймет замечание сказанное тактично и спокойно. Также для холериков очень важно, что к их мнению прислушиваются.

Каким бы ни был темперамент ребенка, стоит быть внимательным и чутким к нему в любой ситуации.

Принцип персонификации, или как развивать мотивацию у ребенка?

Он предусматривает обязательный учет личностных характеристик и возможностей ребенка. Воспитывая ребенка очень важно развивать в нем мотивацию и интерес к окружающему миру.

chto-takoe-motivacija.jpg
Что такое мотивация определение

1. Постановка цели

Напишите для себя список занятий, которые как вы считаете, будут посильны и интересны для вашего ребенка. Например, вы можете сводить ребенка на один пробный урок на танцы, акробатику, музыкальную студию, кружок садоводства. Постарайтесь понаблюдать, что получается лучше всего и что именно вызывает наибольший интерес.

2. Установка требований

Очень полезным будет установить определенные, но очень четкие требования к ребенку. Он должен точно понимать, чего от него ожидают. Мотивация развивается по принципу любой привычки. Когда вы постоянно ждете от ребенка, что он будет выполнять ту или иную деятельность, то он поймет, что активность и участие в жизни это абсолютно нормальные и обычные вещи.

3. Личный пример

Очень часто родители совершают огромную ошибку, проводя много времени за нравоучительными рассказами, как и что надо делать. Но в этот момент они забывают о главном. Самым лучшим стимулом, для совершения какой бы то ни было деятельности это собственный пример. Вы можете показать на собственной модели жизни, как и чем необходимо заниматься, что делать и как поступать.

lichnyj-primer.jpg
Что такое личный пример

4. Скрытые подсказки

Для того чтобы стимулировать ребенка к деятельности нужно использовать все возможные средства. Например, вы можете расставить в доме небольшие подсказки. Они должны находиться в поле зрения ребенка. Это может быть книга или музыкальный инструмент, уже готовый к игре. Они должны находиться в поле зрения ребенка, так чтоб их можно было быстро и легко заметить. Такой прием может принести огромную пользу и результат в процессе мотивации ребенка. Самое главное позволить ребенку самому начать работу с этими подсказками, и лишь потом ненавязчиво включиться в этот процесс.

5. Поощрение общения

Стимулируйте вашего ребенка больше общаться. Не запрещайте ему ходить в гости к друзьям или принимать их дома. Особенно это актуально для подросткового возраста, когда дети часто отторгают родителей. Так вы сможете избежать этого. Таким нехитрым способом вы сможете сберечь крепкие и доверительные отношения с ребенком на долгие годы.

Основные принципы обучения

В педагогике выделяют следующие педагогические принципы обучения: направленности, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сочетания различных методов и средств обучения.

principy-obuchenija.jpg
Что такое принципы определение
  1. Принцип направленности обучения утверждает, что весь учебный процесс преследует цель развития всесторонне развитой личности.
  2. Принцип научности обучения. Для получения необходимых знаний необходимо не надо заучивать новые знания. Дети должны быть увлечены научно-поисковой деятельностью.
  3. Педагогические принципы систематичности и последовательности обучения предполагает, что знания, которые получают дети, подаются постепенно, по порядку и систематически.
  4. Принцип доступности требует, чтобы при обучении дети не испытывали чрезмерных нагрузок при обучении. Так как это отрицательно сказывается на физическом и психическом развитии.
  5. Принцип наглядности: обучение основывается на чувственном опыте детей.
  6. Принцип сочетания различных педагогических методов и средств обучения. Обучение должно объединять различные методы и средства подачи материала: словесный, наглядный, репродуктивный и поисковый.

Характеристика основных принципов воспитания в школе

Процесс воспитания в школе предусматривает опору на следующие принципы:

  • Принцип гуманизации. Согласно данному принципу, педагогический процесс строится на основании уважительного отношения к правам и свободам каждого ребенка. Педагог должен воспринимать каждого учащегося как личность, которая имеет свою точку зрения, свое мнение, свои особенности и индивидуальности. Все участники воспитательного процесса, согласно принципу гуманизаци, имеют равные права и принимают в нем равное участие.
  • Принцип вариативности и инвариантности. Данный принцип направлен на использование педагогом в процессе воспитания учащихся различных методов, средств, приемов, технологий и инновационных подходов, разработанных и предложенных современной педагогикой и дидактикой. Опираясь на данный принцип, педагог использует не только актуальные методы и средства, но и осуществляет их подбор с учетом региональных и национальных особенностей учащихся.
  • Принцип поступательности. Данный принцип ориентирован на подбор методов и средств воспитания, в соответствии с возрастными потребностями и возможностями детей. Такой подход гарантирует максимальное использование возможностей каждого возрастного периода.
  • Принцип дифференциации. Согласно данному принципу педагог, при организации воспитательного процесса, должен учитывать возможности и способности каждого учащегося и исходя из этого, подбирать оптимальные методы и средства воспитания.
  • Принцип культуросообразности. Процесс воспитания учащихся должен быть основан на культуре того общества, в котором растет и развивается ребенок. Также очень важно учитывать национальные и исторические особенности культуры народа, к которому принадлежит ребенок. В процессе воспитания важно привить любовь не только к культуре своего народа, но и уважительное отношение к культуре и традиции других народов, формировать и развивать толерантное отношение.
  • Принцип демократизации. Данный принцип основан на создании таких условий, при которых все участники воспитательного процесса равны и принимают в нем равное участие. При таком подходе создаются условия для развития у учащихся таких качеств как инициативность, активность, познавательность и развивается творческий потенциал личности.
  • Принцип природосообразности. Данный принцип основан на том, что каждый человек это часть природы. Соответственно наиболее оптимальным будет тот процесс воспитания, который основан на природном начале ребенка, учитывает его особенности и направлен на развитие качеств личности, заложенных от природы. Процесс воспитания должен быть максимально естественным, без оказания насилия на личность учащегося.
  • Принцип опоры на положительное. Согласно данному принципу, педагог, при организации воспитательного процесса, должен опираться на положительные качества учащихся, стремиться их развивать и совершенствовать.

Основные педагогические правила реализации принципов воспитания в школе

  1. Общественная направленность воспитания. Данное правило требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности.
  2. Личностный подход. Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода.
  3. Единство воспитательных воздействий. Данное правило предполагает процесс взаимодействия педагогов школы и родителей учащихся, с целью определения единых методов, средств и приемов воспитания детей. Только в этом случае можно достичь воспитательной цели.

Основные принципы воспитания

  1. Тоталитарный.
  2. Гуманистический.

Стоит понимать, что все воспитание направлено на то, чтобы ребенок смог стать полноценным членом социума. В некоторых трудах даже есть утверждения, что государство играет роль заказчика, а учитель роль исполнителя. Предмет договора подготовка правильно политически ориентированного социума в отдельно взятом поколении. Может быть именно это стало причиной того, что во многих странах появились частные школы, отвергающие любые политические направленности.

avtoritarnoe-i-gumanisticheskoe.jpg
Типы воспитания: авторитарное и гуманистическое

Тоталитарный принцип воспитания как раз основан на том, чтобы подготовить социально правильно ориентированного человека, согласно требованиям времени и страны, в которой ребенок растет. Ярким примером можно назвать систему воспитания в Советском Союзе. Педагогика была направлена на то, что ребенка готовили ориентированного на коммунистическое светлое будущее, закаляли тело и дух, но наблюдалось некоторое подавление индивидуальности в пользу общественности. Главной была характеристика человека коллективом, а не наоборот. Это воспитание сыграло огромную роль в современной жизни людей.

totalitarnoe-vospitanie.jpg
Авторитарное воспитание травмирует психику ребенка

Гуманистический принцип воспитания пришел на смену тоталитарному, по крайней мере в промежутке времени последнего века. Эти приемы в педагогике более приемлемы для личности. Он позволяет ребенку хорошо влиться в социум, при этом не потеряв себя. Воспитатель становится не надсмотрщиком, а старшим товарищем для того, кого воспитывает. Эту роль взрослого в своей жизни дети воспринимают лояльнее, что позволяет воспитать современного человека. Таблица в основном вмещает в себя принципы именно гуманистического принципа воспитания.

gumanisticheskoe-vospitanie.jpg
Суть гуманистического воспитания

Основным отличием этих принципов воспитания является конечная цель. В первом случае человека подстраивают под правила, во втором учат его жить в рамках правил.

Составляющие принципов воспитания

  • направленность на природу и роль взаимодействия с ней, характеристика взаимоотношений с ней;
  • направленность на культуру и ценности, выраженные в ней человечеством, характеристика с точки зрения специалистов;
  • направленность социальная;
  • принцип незавершенности, позволяющий личности постоянно развиваться;
  • направленность на коллективизацию;
  • принцип диалогичности.
vospitanie-ljubvi-k-prirode.jpg
Малыша надо учить любить окружающий мир

Человек часть природы. Кажется, это было лозунгом, а может и сейчас есть таковым в каких-то организациях. Но сути это не меняет. Принцип воспитания в единстве с природой состоит в том, что ребенок не будет отделять себя от природы, что особенно актуально для детей, растущих в мегаполисах. Воспитатель, роль которого берут на себя одновременно родители и учителя, не просто заставляет ребенка усваивать простые истины, но прививает ему их. Целесообразность такого направления заключается в том, что уже следующему поколению людей предстоит беречь планету и природу, а для этого ее надо понимать и любить.

rebenok-i-kultura-1024x683.jpg
Воспитание уважения к культуре надо начинать с первых лет

Помимо принципа воспитания на гармонии с природой, осуществляется также воспитание согласно культурному наследию человечества. Без прошлого нет будущего, как человека в отдельности, так и всей цивилизации в общем. Переоценить роль знаний о прошлых веках в формировании будущих, невозможно. Ребенку даются знания о культуре народов, обычаях и традициях, которые к ним относятся. Это может дать полноценное представление о приобретениях человечества, пути, который оно прошло до сегодняшней точки и сформировать личное отношение маленького человека к современному миру.

Отсюда выплывает принцип социализации. Каждому человеку предстоит вырасти и жить в обществе, приспосабливаться к социальным условиям и применять их в своей жизни.

Это очень важный принцип воспитания, который включает в себя очень много подпунктов и течений. Не зря в современности существует термин социальный инвалид, означающий тот факт, что ребенка не научили адаптироваться и взаимодействовать с окружающими. И главную роль в этом играют родители.

socializacija-detej.jpg
Основные составляющие социализации в обществе

Тем не менее, одним из основополагающих принципов воспитания есть незавершенность. Это не значит давать знания не до конца, это значит не навязывать юному человеку мнение, формируя его мировоззрение зеркально своему. Один из принципов воспитания гласит, что воспитатель должен оставить незавершенность, чтобы у воспитанника был потенциал на свои выводы, заключения и формирование мнения обо всем, что его окружает и с чем сталкивается.

В конце XIX века особое внимание стало уделяться коллективизации учебного процесса. Таблица принципов воспитания возводит эту ступень в один из самых необходимых. Сначала маленького человека отправляют в детский сад, где он учится общаться с ровесниками и быть частью коллектива. Затем наступает школа, когда к коллективной социализации прибавляется освоение наук. В конце концов человека ждет институт и работа. Никакая теория не поможет человеку сразу же занять достойное место в коллективе, только практика, которая играет ключевую роль в усвоении теории. Только так можно понять, как дети относятся к воспитаннику.

dialog-s-rebenkom.jpg
Диалог с ребенком обязательное условие воспитания

Ну и последним из принципов воспитания можно назвать диалог между воспитателем и тем, кого воспитывают. Обе стороны должны слышать друг друга, понимать и уважать. Нельзя требовать от ребенка полного подчинения и следования тому, чего от него хочет воспитатель. Это, кстати, особенно выделает таблица, помогающая в педагогике.

К сожалению идеальной эффективной формулы воспитания нет и быть не может. Каждый человек с самого рождения уже личность, подходить ко всем с одним стандартным клише невозможно. В педагогике применяется таблица, составляемая в каждом индивидуальном случае.

Задачи, которые стоят перед воспитателем

В первую очередь это родители, которые привели ребенка в этот мир и полностью за него ответственны. То, как они относятся к его воспитанию, предопределит его судьбу. Не стоит считать, что мы тут дома малыша побалуем, а в детском садике и в школе воспитают. Именно с семьи начинается становление личности. А потом уже идет подбор детского садика и школы, согласно выбранных родителями принципов воспитания. Возможно, семья религиозная и упор делается на духовное воспитание детей. Тогда дети посещают соответствующие школы. Семья активистов за чистоту природы, конечно же, постарается привить детям такое же отношение, направит воспитание детей в русле общения с ней, курсов и походов с палатками. Другими словами все индивидуально.

soprotivlenie-vospitaniju.jpg
Дети всегда сопротивляются воспитанию

Во-первых, любой ребенок будет сопротивляться воспитанию. Кто-то больше, кто-то меньше. И это нормально, потому что его отрывают от интересных игр и заставляют что-то изучать, говорят о каком-то хорошем поведении. Самый первый совет не делать из того самого хорошего поведения каторгу для малыша, превращая все в форму игры. Воспитатель должен найти общий язык с воспитанником, в чем и отражается принцип диалога. Это вхоит в основные принципы воспитания.

Во-вторых, не все дети вундеркинды, а на обучении не заканчивается воспитание. Когда приходит время усваивать новые знания, не касающиеся социализации, важно понимать одну вещь ребенка надо научить думать. Самой большой проблемой воспитанника является нетерпеливый воспитатель, желающий немедленного результата.

avtoritet-vospitatelja.jpg
Авторитет воспитателя начинается в семье

В-третьих, нельзя давать послаблений в первую очередь себе. Воспитатель должен помнить простой факт, что только постоянное и полное внедрение принципов воспитания в жизнь воспитанника даст результат. Если воспитанник будет знать, что вот здесь и в это время он должен быть воспитанным, а вот там он может вести себя, как хочет, то именно во втором случае будет проявляться его уровень воспитания и развития.

Заинтересованность. Ошибочно приводить в пример, почему нужно хорошо себя вести и развиваться, материальные блага. Достаточно заинтересовать малыша процессом, а более взрослого ребенка результатом.

avtoritet-panibratstva.jpg
Авторитет панибратства один из видов неправильного воспитания

Соберем все по полочкам. В этом нам поможет таблица.

Таблица является довольно удобным способом быстрого восприятия информации. Для этого же удобства все вышесказанные основные тезисы собраны нами в таблицу-шпаргалку.

Эффективность воспитания обеспечивает:

Авторитет воспитателяПоследний должен быть не просто учителем, но подателем примера и другом воспитаннику. Ребенок должен доверять воспитателю и уважать его, перенимая принцип гуманизации.
Единая цельВ зависимости от того, каким воспитатель желает видеть воспитанника, строится система принципов воспитания.
Современность социумаВоспитанник по окончании воспитательного процесса должен быть готовым жить именно в том социуме, который его окружает.
Единая направленность всех участников воспитательного процессаНе допускается, чтобы в школе воспитанник получал одну информацию, в семье другую, а на улицах третью. Если этого совсем не избежать, стоит выделять основные знания.
Мотивация воспитанникаМотивирование полностью лежит на плечах воспитателя, но только на начальном этапе. Позже воспитанник должен сам четко понимать, зачем ему это нужно и уметь себя мотивировать.
ДиалогНе рекомендуется превращать воспитание в театр одного актера, то есть воспитателя. Обе стороны должны активно принимать участие в процессе.
ЕдинствоКак уже говорилось, нужно не растягивать одеяло воспитания, а скомпонировать все так, чтобы со всех сторон шел один и тот же посыл воспитаннику. Имеется в виду школа, родители, бабушки и дедушки.
Квалификация педагоговНесчастью, наблюдается такая проблема, когда педагоги и сами еще нуждаются в воспитании, не имеют достаточного уровня квалификации, чтобы браться за формирование личности.
Учет желаний воспитанникаНельзя учить искусству рисование того, кого тянет к поварскому делу. Нудно выявлять сильные стороны личности ребенка и их развивать, а не подавлять
ПоследовательностьНельзя стараться запихнуть все знания в человека одновременно. К каждому новому потоку информации личность должна быть готова как по возрасту, так и по психофизическому состоянию.
Поддержание здоровых отношений в коллективеЧасто воспитатели оставляют на самотек процесс формирования взаимоотношений учеников, но это неверно. Именно педагог должен помочь ученикам в формировании положительных отношений и предотвратить агрессию и негатив.

Роль родителей

Как показывает предоставленная выше таблица, очень многое зависит от воспитателей. Опять же идет ассоциация с воспитателями в детском саду и учителям в школе, но надо обратить внимание на родителей. Именно они априори являются беспрекословным авторитетом для своих детей, последней инстанцией в формировании мнения. В том числе и о том, стоит ли слушаться учителя или воспитателя.

podderzhanie-zdorovyh-otnoshenij-v-kollektive.jpg
Воспитание коллективизма очень важное для детей

Родителям ни в коем случае нельзя сквернословить о тех, кто воспитывает ребенка в школе или садике, при воспитаннике. Тем самым они роняют авторитет последних в глазах маленькой личности и ни о каком педагогическом примере уже не может быть речи. Таблица должна быть у каждого родителя вместо справочника.

principy-montesorri.jpg
Принципы воспитания Марии Монтессори

Современный социум требует от человека потрясающих умений к адаптации и устойчивости к стрессам. Конечно же, довольно трудно предугадать, что от человека потребует социум через двадцать лет. Естественно, что сегодня популярна система гуманистического воспитания, которое позволяет сформировать личность. Человека, способного мыслить, анализировать и сохранять баланс между тем, что требует общественность и самим собой. Направленность к гуманизации отражается во многих педагогических программах.

Будущее вашего ребенка в ваших руках, не пускайте процесс воспитания на самотек.

Основные принципы современного воспитания

Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

  1. Принцип общественной направленности воспитания. Данный принцип направлен на подготовку ребенка к активной и плодотворной общественной жизни. Реализация данного принципа достигается путем согласования целей государства, гражданского общества и личности.

  2. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом. Согласно данному принципу процесс воспитания будет более эффективен в том случае, если он опирается на личный жизненный опыт ребенка и организуется в его реальной жизнедеятельности. Реализация этого принципа достигается путем:

    • привлечения воспитанников к совместной посильной деятельности на благо группы (уход за цветами, уборка игрушек и т.д.);
    • знакомство детей с современными технологиями и производством, с целью расширения их кругозора в области трудовой деятельности;
    • ознакомление с профессиями, проведение работы, направленной на выбор ребенком своей будущей специальности;
    • использование на занятиях и во время режимных моментов местный и краеведческий материал.
  3. Принцип опоры на положительное в воспитаннике. Согласно данному принципу воспитатель должен находить в каждом воспитаннике положительные стороны и стараться их развивать посредством разнообразных видов деятельности.

  4. Принцип гуманизации воспитания. Данный принцип ориентирован на уважительное отношение к правам и свободам ребенка, его личности, предоставление равных прав участия в педагогическом процессе.

  5. Принцип персонификации — направлен на учет личностных характеристик, потребностей и возможностей каждого воспитанника. Реализация данного принципа возможна посредством:

    • постоянного изучения педагогом своих воспитанников (вкусов, привычек, потребностей и т.д.);
    • привлечение каждого воспитанника к выполнению посильной работы и оказанию помощи воспитателю;
    • своевременное выявление и устранение причин, которые могут быть помехой в достижении воспитательной цели;
    • опора на личную активность воспитанников;
    • сочетание воспитания и самовоспитания ребенка, обучение его приемам самовоспитания;
    • развитие у детей таких качеств как: самостоятельность, инициативность, самодеятельность и т.д.
  6. Принцип дифференциации воспитания. Данный принцип предполагает учет гендерных, возрастных, психологических, физиологических и т.д. особенностей каждого воспитанника. Организация воспитательного процесса с упором не на среднего воспитанника, а по возможности с организацией индивидуального подхода к каждому ребенку.

  7. Принцип природосообразности воспитания. Природосообразность — подразумевает отношение к каждому ребенку как части природы и соответственно весь воспитательный процесс должен быть организован в соответствии с учетом природного развития ребенка.

  8. Принцип культуросообразности воспитания. Культуросообразность учет культурных условий и особенностей культуры, в которых воспитывается ребенок. В процессе воспитания воспитатели должны уделять должное внимание такому элементу, как культура. Под культурой в данном случае понимается народные традиции, история, обычаи, правила и т.д. общества, в котором растет и развивается ребенок. Воспитатель должен учитывать особенности культуры и ее воспитательное воздействие на ребенка.

  9. Принцип единства воспитательных воздействий. Данный принцип ориентирован на то, что взрослые, осуществляющие воспитание ребенка должны взаимодействовать друг с другом, с целью единства применяемых методов и средств воспитания ребенка. В том случае, если воспитатели ДОО и родители используют разные методы и средства воспитания, то невозможно будет достичь поставленной цели воспитания, а у ребенка может быть искажение представлений и понимания о воспитанности.

Источники:

  • https://detki.guru/vospitanie/pedagogicheskie-printsipy.html/
  • https://detki.guru/vospitanie/printsipy/printsipy-vospitaniya-i-obucheniya.html
  • https://spravochnick.ru/pedagogika/principy_i_metody_vospitaniya/principy_vospitaniya_v_shkole/
  • https://detki.guru/vospitanie/printsipy-vospitaniya-i-ih-sostavlyayushhie-komponenty.html
  • https://spravochnick.ru/pedagogika/principy_i_metody_vospitaniya/principy_sovremennogo_vospitaniya/

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит