Обучение леворуких детей навыкам письма

СОДЕРЖАНИЕ

Мир создан для правшей в этом убеждаются маленькие левши и их родители, сталкиваясь с множеством школьных проблем. Обучение письму леворуких детей выделено в особую категорию. Если в остальных видах учебной деятельности левши и правши идут нога в ногу, то письмо вызывает большие трудности. Есть ли методы, способные облегчить письменный труд левшей? Являются ли они эффективными, и возможно ли их использование дома?

Три основные причины леворукости детей

Согласно наблюдениям специалистов, дети, пишущие левой рукой, унаследовали эту особенность от родителей. Если отец или мать левша, то шанс родить леворукого ребенка возрастает в 11- 12 раз.

Леворукость определяют не только гены. Бывают и более серьезные причины например, нарушения деятельности мозга, а именно, его левой стороны. Поскольку правая рука контролируется левым полушарием, при поражении такового происходит смена ведущей руки.

Третья причина травмирование правой руки. Вынужденное безделье при серьезной травме заставляет ребенка приспосабливаться к новым условиям. Некоторые детишки просто подражают любимому члену семьи. В отдельных случаях наблюдается умение писать двумя руками.

Двурукость, как проблема обучения письму

При незнании, умение писать обеими руками рассматривается как положительный фактор развития ребенка и его особенной интеллектуальной организации. Однако отсутствие доминирования одной из рук может быть сигналом отрицательных особенностей развития мозга.

К пятилетнему возрасту у большинства малышей ведущая рука определена. Родители сами видят, какой рукой предпочитает пользоваться карапуз. В противном случае следует убедиться, что малыш не нуждается в психологической коррекции взаимосвязей полушарий мозга отсутствия доминирования одного из них.

Как леворукость влияет на способности ребенка

Все вышеназванные факторы развития ребенка сформировали разное отношение к проблеме обучения левшей письму:

  • левши творческие натуры, для усвоения нового необходимо дополнительное время;
  • левши прекрасные приспособленцы в хорошем смысле этого слова;
  • левши и правши равны в своих возможностях.

Некоторые взрослые левши еще помнят те времена, когда учитель вынужден был любой ценой переучить маленького левшу в правшу. Мучились все дети, родители и сами педагоги. К счастью, бессмысленное требование кануло в Лету. Новейшие методики учитывают особенности обучения леворуких детей письму и дают практические рекомендации по их обучению.

Психологические тонкости в обучении левшей письму

Врожденный пессимизм, которым щедро наделены левши, вносит свои коррективы в общий настрой занятий. Леворукие дети очень ранимы, поэтому им нужен особый подход.

  • Медлительность и инертность левшей доставляет много хлопот и выводит родителей из себя. Тем не менее, такие дети нуждаются в понимании, они не выносят понуканий, угроз, унизительных сравнений. Воспитание левши должно происходить на волне легких подшучиваний и позитива.
  • Категорически не рекомендуется напоминать детям, склонным к унылости, их былые неудачи. Методика обучения письму леворуких детей должна учитывать подобные особенности, потому что именно каллиграфия доставляет левшам наибольшее число неудач.
  • Необходимо помнить об импульсивности и дотошности левшей и не обижаться, если они, не задумываясь, остановят рассказчика, зададут уточняющий вопрос и уйдут в себя, обдумывая новую информацию.
  • Левши с трудом ориентируются в пространстве. Это находит свое отражение в занятиях по письму, при чтении и решении математических заданий.
  • Леворукие малыши предпочитают действовать по плану, поэтому творческие задания могут вызвать новые трудности.
  • Пробелы в знаниях левшей недопустимы. Эти школьники с нестандартным мышлением и трудностями в письме, очень доскональны. Чем подробнее алгоритм, тем выше шанс, что левша сделает задание правильно.

Особенности обучения письму левшей

Многие родители волнуются, что не сумеют научить левшу красиво писать, потому, как он держит ручку не так, как обычные дети. Было бы большой ошибкой приучать леворукого ребенка сидеть и держать ручку так, как это делают правши.

Правильная посадка

Посадка левши за письменным столом ничем не отличается от общепринятой.

Рабочий стол

Расположение предметов на столе у леворукого малыша несколько другое:

  • источник света стоит справа;
  • тетрадь лежит в зеркальном отображении с наклоном вправо или прямо;
  • в процессе заполнения страницы, тетрадка сдвигается вверх.

В школе, где оборудование класса ориентировано на праворуких учеников, освещение располагается не совсем удобно для левши. Решить проблему можно, усадив школьника у окна, с левой стороны парты.

Как держать ручку

Если Вы заметили, что воспитываете ребенка-левшу, нужно позаботиться, чтобы как можно раньше, еще до школы, научить его писать ручкой правильно:

  • отступить от кончика ручки около 3,5 4см;
  • держать ее двумя пальцами (большим и указательным) и кладут на подушечку средний палец; в отличие от праворукого письма, указательный палец левши должен быть выпрямлен, чтобы не закрывать строчку.

Ориентация в тетрадке

Левши часто путают стороны в тетрадке, поэтому им иногда намечают руки это может быть браслетка или часы.

Отличия в каллиграфии

  • для левши допустимо и даже предпочтительно писать буквы прямо, без наклона вправо;
  • написание без отрыва для левши практически невозможно, поэтому это требование к каллиграфической грамотности для леворуких не актуально.

Ошибки левшей при письме и методы их коррекции

Как правильно научить писать левшу? Для леворуких детей характерна более стойкая склонность к дисграфии. Поэтому все действия родителей и педагогов должны быть направлены на предупреждение недочетов:

  • зеркальное написание;
  • незнание того, откуда начинать писать;
  • склонность уезжать со строки вверх и вниз;
  • нарушения последовательности букв;
  • написание лишних и недостающих букв.

Профилактика и исправление каллиграфических недочетов состоит в срисовывании картинок и схем. При чем, нужно обращать внимание, чтобы при выполнении задания ребенок не разворачивал детали рисунка в обратную сторону. Хороший эффект дают занятия прикладным творчеством: аппликацией, рисованием узоров, вышиванием.

Предпочтительные темы работ геометрические, животных и растительные орнаменты. Такие виды творчества характерны для народных промыслов росписи посуды и игрушек, создания эскизов, вышивки. Занятия ручным трудом облегчают ножницы для леворуких.

Прописи для левшей довольно эффективные тетрадки, последнее слово методики в вопросе, как научить писать леворукого ребенка. Развивающие тетрадки, методички для родителей, беседы с учителем помогут левше адаптироваться к школе и стать успешным учеником.

Этапы в обучении письму леворуких школьников

Левшам гораздо труднее осваивать письмо, чем их праворуким товарищам. Проблему осложняет отсутствие энтузиазма в силу их психологических особенностей. При малейшей неудаче или критике, ученик готов бросить работу и даже возненавидеть каллиграфию.

Как научить писать левшу? Чтобы сформировать стойкие навыки, нужно соблюдать алгоритм работы с новым материалом.

Знакомство с буквой

  • расскажите, из каких элементов состоит новая буква;
  • покажите, как и в каком порядке, она пишется;
  • при демонстрации написания желательно пользоваться фломастером, так как он дает более четкий след и показывает последовательность нагляднее.

Пассивная практическая часть

Узнав, как писать новую букву, левша еще не готов работать ручкой. Предложите ему поруководить Вашей рукой. Пусть он говорит, что делать, а Вы будете выполнять.

Активная практическая часть

Теперь позвольте левше писать самому. При этом зорко наблюдайте и старайтесь не вмешиваться без необходимости. Комментирование вслух должно сопровождать все действия леворукого ученика, пока он не освоится достаточно, что бы работать молча.

Закрепление учебного эффекта

Учить писать левшу и закреплять материал можно таким методом, как анализ написанного. Ребенок должен подумать и рассказать, что он сделал хорошо, а где ошибся.

Для оптимизации обучения письму, полезна такая таблица, как прописной алфавит со схемами написания букв. Направление и порядок письма показаны с помощью стрелок и нумерации действий.

Эти плакаты большая редкость. Поэтому Вы можете купить простой прописной алфавит и дополнить его самостоятельно.

При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т.д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие[16; 46].

В условиях школьного класса, несомненно, трудно уделить особенное внимание леворукому ребёнку, однако, корректируя его работу в первые месяцы обучения, педагог создаёт основу для его дальнейшей самостоятельной работы.

В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонематического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений об окружающей действительности, обогащению их словаря и развитию речи.

В обучении грамоте выделяются три периода: добукварный (подготовительный), букварный и послебукварный. Обучение слагается из двух взаимосвязанных процессов (обучение первоначальному чтению и письму) и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук, слово и предложение (связное высказывание).

В процессе обучения чтению дети сопоставляют орфографическое и орфоэпическое оформление слов: они видят и запоминают, как слова написаны, и читают, произносят их согласно орфоэпическим нормам (как принято их произносить). Первоклассники, осваивая грамоту, учатся строить простые и распространенные предложения, выявляют не только фактическую информацию, но и подтекстовую. Учатся обобщать и анализировать, проводить исследование при работе с текстами. Большое внимание уже в букварный период должно уделяться обучению проектировать [12; 95].

В добукварный период основная цель обучения письму выработка плавных и быстрых ритмических колебательных движений кисти руки, связанных со спецификой написания каждой буквы. Эта цель достигается при решении следующих задач: а) формировать умение правильно сидеть за столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь; б) формировать умение пользоваться знаками-помощниками в Азбуке; в) тренировать мелкие мышцы кисти руки с помощью графических упражнений; г) воспитывать аккуратность, старательность, терпение.

В букварный период решаются следующие задачи: а) знакомить с начертанием букв, учить их воспроизведению; б) обучать письму слогов, слияний, слов и коротких предложений с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв; в) обучать безотрывному, ритмическому и быстрому письму; г) предупреждать искажения при написании букв; д) обучать письму под диктовку и списыванию текста, проверке написанного; е) формировать начальные приемы работы с учебником; ж) формировать умение точно следовать инструкции учителя при выполнении заданий; з) формировать умение находить необходимую информацию в учебнике, рабочей тетради, окружающем мире и использовать ее в учебной деятельности.

Леворукий ребенок в классе: это и проблема методики обучения письму, посадки ребенка, и положения тетради.

При письмелевой рукой не рекомендуется требовать, чтобы дети писали с таким же наклоном, как праворукие. Лучше, если тетрадь будет наклонена вправо, а левое плечо чуть выдвинуто вперед в отличие от праворуких, у которых выдвинуто вперед правое плечо.

Более целесообразно, если при правостороннем наклоне леворукий ребенок будет писать прямо, не загораживая себе линию строки и соблюдая правильную посадку при письме, положение тетради он должен выбрать сам.

Руки ребёнка-левши должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а правая лежала на столе и придерживала лист. Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для неё служат ногтевые фаланги несколько согнутых фаланг мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони.

Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают её на расстоянии 1,5-2 см от конца стержня. В процессе письма у левши происходит движение слева направо (направление ручки влево, а движение кисти и пальцев вправо). Кисть левой руки с ручкой находятся под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребёнку не приходится выворачивать руку, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное.

Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма, траектория движения при письме овалов более легкая, сверху вниз, слева направо, а более легкие соединения в виде петелек. Кроме того, ни правонаклонное, ни левонаклонное письмо практически невозможно для левши, так как ребенок загораживает себе рабочей рукой линию письма [18; 19].

Нередко ребенок начинает писать и правой, и левой рукой, иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руку, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма.

Письмо, и чтение это асимметричные виды деятельности, так как письмо осуществляется только одной рукой, пишут и читают слева направо. Кроме того, форма большинства букв асимметрична, и почти все дети некоторое время пишут часть букв зеркально. Это связано с тем, что у маленьких детей асимметрия мозга еще не полностью сформирована и пространственные отношения трудны для анализа.

Позже у большинства детей эти трудности исчезают, но некоторые еще долго путают симметричные буквы: например, заглавные Ё и 3 или строчные в и д (так как письменная д — это перевернутая в). Чаще всего это наблюдается у леворуких детей или праворуких с некоторыми индивидуальными особенностями асимметрии мозга. Следует помнить, что когда ребенок устает, а это случается к концу дня, недели, четверти, он может вернуться к тем ошибкам, которые были свойственны ему еще в младшем возрасте [18;21].

Стоит особенно отметить сниженный темп письма и феномен зеркальных движений,как наиболее часто встречающихся и влияющих на успешность обучения.

Часто дети-левши пишут печатные буквы зеркально, в обратную сторону. Делать им замечания бесполезно. Чтобы правильно организовать работу по предупреждению ошибок, следует подробнее рассмотреть эти буквы.

Первая группа буквимеет ориентацию при их написании слева направо, а также симметричное строение: Е, 3, С, Э, к, н, г.

При написании этих букв часто возникают ошибки зеркального письма. Чтобы предупредить зеркальное изображение, необходимо включать в работу зрительный анализ буквы (куда смотрит буква, откуда берет начало, из каких элементов состоит), конструирование буквы из ее элементов. Это лучше делать в специальных альбомах с письменными буквами и их элементами, где в каждой букве начало обозначено стрелкой красного цвета, а траектория движения — стрелками черного цвета.

Вторая группабукв верхняя часть одной буквы соответствует нижней части другой: т, ш, п, и, в, д.

Для предупреждения ошибок в изображении этих букв следует проводить их зрительное сопоставление, а также накладывание буквы на другую. При письме в тетради следует ввести для них специальные указатели и опорные точки. После написания букв необходимо сравнить их с образцом путем сопоставления или накладывания образца, написанного учителем на прозрачной бумаге.

Буква О не имеет ориентации в пространстве. При письме овалов особенно необходимы опоры и указатели, которые показывали бы начало и направление движения.

Встречаются ошибки, которые вызываются забыванием редко встречающихся форм букв: Ч, ч, X, х., Ф, ф. Для более прозрачного запоминания их конфигурации следует ввести образное изображение этих букв.

Можно предложить ребёнку по образцу конструировать буквы из палочек разной длины и полукругов, а затем обводить буквы, написанные пунктирными линиями и снабжённые стрелками, показывающими, откуда начинать и куда вести линию.

Зеркальное письмо, часто встречающееся и у праворуких, и у не переученных леворуких детей, обычно исчезает к 8-10 годам, когда окончательно формируются стабильные связи между полушариями. До этого возраста одним из факторов, провоцирующих зеркальное письмо, является неустойчивое доминирование одного из полушарий, и попытки правого полушария взять контроль над пишущей рукой. Однако, если леворукого ребенка насильно переучивали, то процесс отзеркаливания букв при письме, а также зеркальное рисование может продолжаться дольше, так как новая ведущая, но более слабая, рука начинает отзеркаливать движения руки, от природы более сильной. Причем, зеркально написанный текст без особого труда читается ребенком. Многие переученные левши на всю жизнь сохраняют способность писать зеркальные тексты [18;22].

Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности ребенка могут восприниматься даже как своего рода способности, однако, к сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации.

Заключение

Леворукость явление, всё чаще встречающееся в настоящее время. С современной тенденцией отказа от переучивания ребёнка с левой доминантной руки на правую, учёт индивидуальных особенностей таких детей в воспитании и обучении принимает огромное значение.

При упоминании леворукости, ассоциативно вспоминаются явление гениальности и одарённые люди. Музыканты, художники, писатели, а также одарённые дети. Данное представление архетипично, исторически укоренившееся. С научной точки зрения, леворукие отличаются от праворуких иным протеканием психофизиологических процессов, что представляет интерес для различных наук, в том числе и педагогики.

Причины возникновения леворукости разнообразны, представляют собой теории нескольких направлений, каждую из которых нельзя рассматривать в отрыве от других, помимо вынужденного использования левой руки в качестве ведущей.

Родители первыми имеют возможность обратить внимание на доминирование той или иной руки своего ребёнка. Диагностирование не должно являться единственной целью, гораздо важнее, предположив леворукость, использовать необходимые приёмы для гармоничного развития и обучения ребёнка. В старшем дошкольном возрасте превалирование определённой руки будет носить уже объективный характер, что поможет в процессе адаптации к школе, с учётом психофизиологических особенностей.

В рамках настоящей работы была проведена диагностика детей младшего школьного возраста, которая выявила их леворукость и показала особенности организации детьми своей деятельности после постановки задачи. Леворуким детям свойственна большая продолжительность усвоения задачи, ассоциативное представление своей дальнейшей деятельности и эмоциональное выполнение задания.

В связи с большей направленностью современных методик обучения на праворуких детей, подготовка леворукого ребёнка к школе должна носить комплексный характер, осуществляться родителями с необходимой психологической поддержкой. Необходимо принимать во внимание не только физические особенности и использовать специальные дидактические материалы, например, прописи для леворуких детей, но и принимать во внимание эмоциональную направленность таких детей, не использовать традиционные методы оценивания, особенно на начальных этапах.

При поступлении в школу желательно обратить внимание педагога на особенность ребёнка, чтобы процесс обучения также выстраивался с необходимыми корректировками.

Список литературы

  1. Аксюта О.В. Левша или правша? Сборник методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению леворуких детей. Витебск.: УО ГЦВР, 2009. 63 с.
  2. Безруких М.М. Леворукий ребёнок в школе и дома. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. 320 с.
  3. Безруких М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. М.: Вентана-Граф, 2001. 63 с.
  4. Горбатова Е.В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. Мозырь: ООО ИД Белый ветер, 2005. 24 с.
  5. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004. 208 с.
  6. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки два разных мира. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 184 с.
  7. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер. 2001. 464 с.
  8. Макарьев И.С. Если ваш ребенок левша. 2-е изд., стер. СПб.: Издательство Лань, 2003. 80 с.
  9. Николаева Е.И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. 128 с.
  10. Омельченко Е.М. Современные подходы к изучению проблемы готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста//Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2009. №2. С.68-76.
  11. Пашкова Ю.В. Здоровьесбережение леворуких детей//Пермский педагогический журнал. 2011. № 2. С.104-107.
  12. Постоева В.А., Пахомов В.П. Современные нейропсихологические представления о феномене левшества//Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. №2. С. 113-117.
  13. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. №2. С. 94-95.
  14. Сергиенко Е.А., Дроздова А.В. Функциональная ассиметрия полушарий мозга. http://cerebral-asymmetry.narod.ru/Sergeenko.pdf
  15. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. М.: Генезис, 2007. 211 с.
  16. Сиротюк А.П. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. 128 с.
  17. Степанов С.С. Популярнаяпсихологическаяэнциклопедия. М.:Эксмо. 2005. 672 с.
  18. Сулейменова Ш.А. Психологические особенности леворуких детей. Методика их обучения. Астана: РНПЦ проблем 12-летнего образования, 2004. 36 с.
  19. Пятница Т.В. Мой ребенок — левша. Диагностика и обучение леворуких детей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 320 с.
Источники:

  • http://www.vse-dlya-detey.ru/obuchenie-rebenka/1216-kak-preodolet-trudnosti-obucheniya-pismu-levshej-metody-priemy-igry.html
  • https://infourok.ru/obuchenie-levorukih-detey-navikam-pisma-1108242.html
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/01/12/osobennosti-formirovaniya-navykov-pisma-u-levorukih-detey
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2017/11/28/osobennosti-obucheniya-levorukih-detey
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2011/08/15/osobennosti-obucheniya-levorukikh-detey

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит