ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ШКОЛЫ
Методические материалы
Выполнила: учитель начальных классов
Шиповалова Г.А.
Парфёново 2017
Содержание
Введение 4 — 5
Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы 6 — 14
Заключение 15
Литература 16
Введение
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании.
Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят особенный не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.
Назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, ( согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации Об образовании в Российской Федерации N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ) это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Дети с ограниченными возможностями здоровья это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. В Конституции РФ и Законе Об образовании сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Так в нашу школу вошло инклюзивное образование. Инклюзивное образование это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. При этом не должно быть препятствий для получения качественного образования нормально развивающимся детям.
Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.
В реферате рассмотрены особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы, представлен опыт работы учителей начальных классов по реализации инклюзивной формы обучения детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью, даны рекомендации по организации обучения детей с ОВЗ.
Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы
Когда говорят об обучении детей с особенностями в развитии в общеобразовательных школах, используют два термина интеграция и инклюзия. В чем разница?
Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, а инклюзия предусматривает адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия — более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то — пандус, лифт.
Инклюзивное образование это обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. Оно дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни и направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. При этом они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Рекомендацию для обращения в психолого-медико-педагогическую комиссию родители могут получить в дошкольном образовательном учреждении, в школе, где ребенок начал свое обучение, а также на приеме у педиатра, невролога, отоларинголога, окулиста, других медицинских специалистов. В ряде случаев родители могут сами заметить особенности в развитии ребенка и обратиться за консультацией в компетентные органы.
Комиссия готовит по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психолого-медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Решение комиссии является основанием для организации органами образования определенных условий обучения.
Согласно закону об образовании дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор родителей, могут обучаться в условиях:
∙специального (коррекционного) образования;
∙инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой школе в одном классе с нормальными детьми);
∙в классах коррекционно-развивающего обучения при массовых школах;
∙в системе надомного обучения при массовых и специальных школах;
∙в условиях домашнего (семейного) образования.
В текущем учебном году наша школа обеспечивает вариативность образовательных услуг, реализуя программы традиционного и коррекционного обучения. Традиционная система представлена программой Школа России. Дети с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе, разработанной на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 1 4 кл. Под редакцией В. В. Воронковой.
Каждая образовательная область адаптированной программы состоит из двух компонентов: академического компонента и компонента жизненной компетенции.Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой частью общего образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Академический компонент рассматривается в структуре образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как усвоенные знания и умения, которые позволяют продолжить образование в соответствии с возможностями ребенка и его желанием и которые служат основой для социального развития и личностной самореализации.
Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре каждой образовательной области как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку с ограниченными возможностями здоровья в обыденной жизни.
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает механизмы гибкой смены варианта образовательной программы, что конкретизируется применительно к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для каждой категории обучающихся в школе созданы индивидуальные условия с учётом их психофизических особенностей.
Важное место в учебном процессе, который осуществляют учителя нашей школы в рамках реализации адаптированной программы, занимает коррекционноразвивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию, в результате реализации которой происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с ОВЗ.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья учителя применяют особые коррекционно — развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя.
Уровень собственной познавательной активности учащихся с ОВЗ является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности. Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения школьников с ОВЗ.
Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом.
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности.Роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся, выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.
В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала для оказания помощи при выполнении заданий.
4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
5. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным
6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
7. Активные методы рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные). Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ. Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.
Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении образовательной программы, подбор коррекционных мероприятий осуществляет школьный психолого-медико-педагогический консилиум.
Обязательным компонентом адаптированной образовательной программы является программа коррекционной работы, которая в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на создание в образовательном учреждении системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Сопровождение обучающихся в нашем образовательном учреждении осуществляетсяпо трём основным взаимосвязанным направлениям:
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения.
2. Создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения.
3. Создание специальных социально-психологических и образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с ОВЗ.
В соответствии с этими направлениями Центром сопровождения учащихся с ОВЗ школы определены конкретные формы и содержание работы: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, деятельность по определению и корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы.
Службой сопровождения совместно с педагогами на каждого учащегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения медико-психолого-педагогическая карта, в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.
Непосредственное осуществление междисциплинарного взаимодействия всех специалистов и разработка конкретных рекомендаций по технологии сопровождения инклюзивного образовательного процесса происходит через деятельность территориальной психолого-медико-педагогической комиссии района.
Приоритетная цель деятельности педагогического коллектива нашей школы -признание ценности каждого ребенка вне зависимости от его личностных психофизических особенностей, познавательных, академических и иных достижений. Совместная организация обучения и внеурочной деятельности детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников повышает уровень навыков общения, толерантности, формируетнавыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
Заключение
При включении детей с ОВЗ в общеобразовательные школы перед коллективом образовательной организации возникают следующие задачи:
- Создание такого образовательного пространства, в котором комфортно всем учащимся.
- Помощь каждому ребенку, нуждающемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.
- Психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ.
- Развитие психолого-педагогической компетенции, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.
Решение общеобразовательной школой данных задач позволит ребенку с ОВЗ максимально сохранить свое привычное социальное окружение.
Многих детей нашей школы родители должны были перевести в специальную коррекционную школу-интернат. Благодаря реализации инклюзивной формы образования в нашей школе, для части неординарных, особенных, как мы называем детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), появляется возможность не разлучаться с семьей. У родителей, таким образом, появится возможность воспитывать своего ребенка самому, вместе с другими членами своей семьи, на основе своих жизненных принципов.
А мы, учителя, должны помочь им в этом, проследить, чтобы инклюзивное образование было организовано таким образом, чтобы у ребенка с ОВЗ было детство без границ, т.е. ребенок не должен быть изгоем в классном коллективе, мог благодаря индивидуальной образовательной программе удовлетворить свои потребности в обучении и воспитании.
Литература
- Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения. Педагогическое образование и наука,2012.
- Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. Педагогическое образование и наука,2012.
- Блинова Л.Н.Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. Учебное пособие. Энас, 2003.
- Защеренская О.В. Психология детей с ЗПР. — Санкт Петербург, 2003.[Психология детей с ЗПР] / О.В. Защеренская. Санкт Петербург, 2003
- Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях /Ответств. редактор С.В.Алехина. М: МГППУ, 2012.
- Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /отв. ред. Алехина С.В., Кутепова Е.Н. — М.: МГППУ, 2012.
- Староверова М.С. и др. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. М.: Владос, 2011.
- Тезаурус инклюзивного образования [Текст] /сост. А.Д. Барбитова. Ульяновск: ОГБОУ ДПО УИПКПРО, 2012.
Расшифровка категорий ОВЗ вмедицине
Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана вМеждународной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности издоровья детей иподростков. МКФ-ДП Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологическихи (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) иего структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), ихсущественные отклонения иутрату. Кформам нарушений относятся также задержки иотставание впроцессе развития детей иподростков.
МКФ-ДП определяет 5уровней нарушений впроцентном соотношении (от0-4% при отсутствии или незначительных нарушениях, до96-100% при абсолютных) и4уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения изадержки регистрируются покодам, присвоенным функциям иструктурам организма, способностям кобучению иприменению знаний напрактике, социальным отношениям ивлиянию окружающей среды. Классификация опубликована насайте ВОЗ.
Сводная таблица Классификация детей сОВЗ сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.
Международная классификация функционирования, ограниченной жизнедеятельности издоровья детей иподростков
ОВЗ поФГОС
Виды ОВЗ поФГОС определены всоответствии свариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для особых учеников.
-
глухие, 4варианта АООП НОО
-
слабослышащие, 3варианта
-
слепые, 4варианта
-
слабовидящие, 3варианта
-
снарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4варианта
-
сзадержкой психического развития (ЗПР), 3варианта
-
стяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3варианта
-
срасстройствами аутического спектра (РАС), 4варианта
-
сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2варианта(3)
ФГОС рекомендует обучать таких детей винклюзивных школах иЦентрах психолого-педагогической, медицинской исоциальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются набазе коррекционных школ ипостепенно приходят имназамену. Вместе стем, коррекционные школы 8видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся скатегориями ихвоспитанников.(2)
Iкатегория. Неслышащие, глухие дети без речи
Дети сглубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся сослуховыми нарушениямиили потерявшие слух допериода развития речи.Они невоспринимают речь инемогут самостоятельно еюовладеть. Чтобы разговаривать, имнеобходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением иосязанием. Ихмыслительные процессы основаны ненаречи, анаобразах идействиях. Поэтому имтрудно определять причины иследствия, свойства иотношения. Ихвнимание ипамять характеризуются неустойчивостью инизким объемом из-за утомляемости.
Вобучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. Ихотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы иочень мало слов, описывающих качества идвижение, они всеже могут говорить. Пусть идопуская ошибки взвуках, заменяя слова похожими позвучанию.
Между собой дети общаются жестамиипытаются перенести такое общение вмир слышащих, имитируя жестикуляцией имимикой разные объекты иихпризнаки. Иногда это воспринимается как агрессия, иидет такойже агрессивный ответ. Это одна изпричин, почему дети сглухотой обладают низкой самооценкой.
IIкатегория. Слабослышащие дети
Дети счастичной потерей слуха, тугоухостью иразличной степенью недоразвития речи. Дети,сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь.Они продолжают накапливать словарный запас.
Развитие ихпсихических ипознавательных процессов зависит оттого, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что нанего можно опереться, нополученная информация очень искажается.
Главная задача при ихобучении развивать зрительное восприятие иучить концентрироваться нагубах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания иначнет развиваться наглядная память.
Вотличие отглухих детей, слабослышащие имеют высокую идаже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее ихдостижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.
III иIVкатегории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)
Детинезрячие, втом числе слепорожденные иослепшие до3-х лет, слабовидящие ипоздноослепшие, скосоглазием иамблиопией.
Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом иосязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрениечерез смутные иискаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает ихцелостности. Дети струдом определяют расстояние, местоположение нетолько объектов, ноисобственное. Витоге неимеют четких уверенных суждений.
Обучение данной категории основано насоздании уних полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. Впервую очередь, спомощью речи. Нонужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, ихлексика бедна ипроизносимые слова невсегда совпадают среальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.
Учеба развивает ихнеустойчивое внимание, неимеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность ипроизвольность. Тоже испамятью, впервую очередь, словесно-логической.
Слепые ислабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, неимеют целей. Нообщение, совместные учебные итрудовые дела свидящими ровесникам развивают уних самостоятельность иконкурентоспособность.
Vкатегория. Тяжелая речевая патология
Дети немые, сфонетико-фонематическим недоразвитием речи инарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух иинтеллект, ноиз-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении иписьме, снижается словарный запас.
Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. Впервом случае речь полностью отсутствует или сохраняется ввиде отдельных фраз ислов сдефектами произношения. Вовтором нарушается дифференцированное восприятие звуков ислов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, нонормально воспринимает неречевые звуки.
Дизартрия иринолалия это нарушение произношения. При дизартрии из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. Врезультате страдают все психические процессы, заисключением логической, смысловой изрительной памяти.
Обучение проходит через развитие моторики спомощью гимнастики, ритмики, музыки. Врезультате восстанавливается устойчивый познавательный интерес иадекватная самооценка.
VIкатегория. Нарушение опорно-двигательного аппарата
Дети сДЦП, врожденными иприобретенными деформацями ОПА, вялыми параличами верхних инижних конечностей, парезами ипарпарезами нижних иверхних конечностей. Недостаточность движений мешает имвоспринимать действительность зрением икинестетикой. Уних более развито вербальное мышление посравнению снаглядно-действенным. Отстает система формирования понятий иабстракций.
Часто бывают проблемы сослухом, ведущие кснижению слуховой памяти ислухового внимания. Встречается алалия идазатрия.
Таким детям полезно совмещать обучение спосильной трудовой деятельностью.Она учит переключать внимание, снижает вялость, дает чувство значимости.
VIIкатегория. Дети сЗПР
Дети свозможностью интеллектуального развития, нозамедленным темпом психических процессов, высокой истощаемостью, трудностью вусваивании знаний: психическое недоразвитие, задержка психического развития, поврежденное психическое развитие, дифицитарное развитие, искаженное развитие (РАД, СДВГ)
Общими проблемами являются замедленное, непоследовательное восприятие, отставание словесно-логического мышления. Имсложно анализировать иобобщать. Врезультате страдает речь, лишенная ясности илогики.
Для детей сЗПР характерно непроизвольное импульсивное поведение иинфантилизм всочетании снизким уровнем познавательных процессов, включая память ивнимание. Причины инфантилизма кроются впроблемах эндокринной инервных систем, запоздалом темпе психического развития.
При обучении нужно учитывать ихфизиологически обусловленную утомляемость, частую смену активности ипассивности. Если имдавать интересные задания, нетребующие напряжения ума, создать атмосферу спокойствия идоброжелательности, они показывают результаты решения интеллектуальных задач, приближенные кнорме.
VIIIкатегория. Отклонение интеллектуального развития.
Дети сглубоким недоразвитием познавательных процессов. Чаще всего ввиде олигофрении (синдром врожденного психического дефекта) 3видов. Кобучению способны лишь дети сдебильностью, легкой корректируемой степенью умственной отсталости.
Хотя ихвосприятие искажено, струдом перестраивается инеобладает достаточной осмысленностью, ауровень мышления очень низок, они овладевают речью, пусть исграмматическими ифонетическими ошибками. Дети учатся писать, читать, считать. Ноосновной формой работы сними является трудовое обучениеи, впоследствии, помощь втрудоустройстве.
Независимо откатегории ОВЗ, ккоторой относится ребенок, российские инклюзивные школы, ППМС, коррекционные школы создают своим особым ученикам все условия для получения без дискриминации качественного образования, для коррекции нарушений развития исоциальной адаптации
#ADVERTISING_INSERT#
Прием лиц с ОВЗ в школу
Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Здесь стоит отметить, что результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ не могут отказать в поступлении в школу. Здесь стоит отметить, что совместное воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних.
Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.
Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения (ст. 79 Закона). Стоит отметить, что рекомендации, которые дают ПМПК в своем заключении являются обязательными к исполнению в образовательном учреждении, в котором учится ребенок с ОВЗ (ст.11 Закона г. Москвы).
Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
Существуют рекомендации СанПиН , которые необходимо учитывать при составлении образовательной программы для лиц с ОВЗ.
Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей (СанПиН).
Дети с трудностями обучения это не редкость в современной школе. Адаптация к школе у таких детей проходит дольше и сложнее. Темп работы в классе, большое количество учеников в классе, как следствие отсутствие индивидуального подхода неполный перечень трудностей, с которыми дети с ОВЗ могут столкнуться в школе. Задача родителей прислушаться к рекомендациям специалистов по организации обучения особенного ребенка. Задача школы в данном случае создание специальных условий обучения.
Что такое специальные условия обучения?
Специальные условия обучения это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:
- использование специальных образовательных программ, методов обучения;
- использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;
- предоставление услуг ассистента/тьютера;
- проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здание образовательной организации;
- использование дистанционных образовательных технологий;
- предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.
Обучение детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных организациях. В данном случае многое зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он сможет обучаться со всеми детьми.
Есть дети, которым необходимо посещение специальных школ (глухонемые дети, дети с серьезными проблемами зрения, дети с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра и т.д.) (п.5 ст.79 Закона).
Определением траектории развития и обучения в школе детей с ОВЗ занимаются окружные и городские ПМПК.
Организация обучения на дому лиц с ОВЗ
Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является медицинское заключение, а не заключение ПМПК.
Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий обучения с привлечением смежных специалистов.
Отличительные особенности вариантов обучения поадаптированной программе лиц сограниченными возможностями здоровья
Варианты АООП конкретизируют условия получения образования для всех категорий обучающихся сОВЗ: ряд АООП НОО ОВЗ 2 предполагает четыре варианта получения образования, АООП НОО для слабослышащих ислабовидящих обучающихся три варианта, АООП НОО для обучающихся стяжелыми нарушениями речи (ТНР) изадержкой психического развития (ЗПР) два варианта и, наконец, АООП ОУО(ИН) два варианта. Повариантам 3 и4 АООП НОО ОВЗ обучаются дети, имеющие сочетание сенсорных, других нарушений иумственную отсталость (интеллектуальные нарушения).
1-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее поитоговым достижениям кмоменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь вихсреде ивтеже сроки обучения.
Обучение попервому варианту свидетельствует отом, что ребенок обучается пообщему сдетьми без ОВЗ учебному плану. Его особые образовательные потребности удовлетворяются входе внеурочной работы. Суть потребностей и, соответственно, необходимого сопровождения, обозначена всоответствующем приложении ФГОС НОО ОВЗ иПрАООП. Конкретное содержание сопровождения устанавливается консилиумом образовательной организации (ПМПк ОО), ПМПК обозначает лишь основные его направления. Обучение поварианту 1 ФГОС НОО ОВЗ может быть организовано поосновной образовательной программе, при необходимости всоответствии синдивидуальным учебным планом. Обучение поиндивидуальному учебному плану впределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется впорядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. При прохождении обучения всоответствии синдивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной организацией сучетом особенностей иобразовательных потребностей конкретного обучающегося. АООП для таких обучающихся разрабатывается вчасти программы коррекционной работы, которая реализуется вовнеурочной деятельности.
2-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование впролонгированные сроки обучения. Обучение повторому варианту свидетельствует отом, что уровень сложности образовательной программы ниже, вучебный план включены курсы коррекционно-развивающей области, обозначенные воФГОС иАООП. Наряду сакадемическими достижениями внимание обращено икформированию сферы жизненной компетенции. Рабочая группа образовательной организации, созданная локальным актом, вносит необходимые дополнения вПрАООП, касающиеся оценки достижений вобласти жизненной компетенции исодержания программы коррекционной работы. Вариант 2 предусматривает обучение поАООП сизменениями всодержательном иорганизационном разделах (программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области икурсов внеурочной деятельности, реализующиеся наоснове УП), что предполагает дополнительные условия вобщеобразовательном классе.
3-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое посодержанию иитоговым достижениям несоотносится кмоменту завершения школьного обучения ссодержанием иитоговыми достижениями сверстников, неимеющих дополнительные ограничения повозможностям здоровья, впролонгированные сроки (для обучающихся снарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра иумственной отсталостью). Обучение потретьему варианту ФГОС НОО ОВЗ означает, что уребенка при ведущем нарушении, обозначенном встандарте (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, снарушениями опорно-двигательного аппарата, срасстройствами аутистического спектра), имеется умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) влегкой степени выраженности (F70 всоответствии сМКБ-10). Академический компонент образовательной программы вэтом случае неимеет первоочередного значения, особое внимание уделяется развитию сферы жизненной компетенции. Вариант 3 ФГОС НОО ОВЗ (вариант 1 ФГОС ОУО(ИН) предполагает выдачу свидетельства обобучении. ПрАООП имеют еще более существенные отличия всодержательном иорганизационном разделах.
4-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое посодержанию иитоговым достижениям несоотносится кмоменту завершения школьного обучения ссодержанием иитоговыми достижениями сверстников, неимеющих дополнительные ограничения повозможностям здоровья, впролонгированные сроки (для обучающихся сумственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми имножественными нарушениями развития). Наоснове данного варианта программы образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР).
Обучение почетвертому варианту ФГОС НОО ОВЗ означает, что основному нарушению (изперечисленных выше) сопутствует умственная отсталость вумеренной или более тяжелой степени (F71, F72 всоответствии сМКБ-10). Ребенок обучается поспециальной индивидуальной программе развития (СИПР), содержание которой устанавливается исходя изего актуальных возможностей. Вариант 4 ФГОС НОО ОВЗ (вариант 2 ФГОС ОУО(ИН) означает необходимость получения образования поспециальной индивидуальной программе развития (далее СИПР). Подобные программы принципиально отличаются посодержанию иформам организации образовательного процесса; специальные условия, позволяющие работать сребенком, вкаждом случае конкретизируются ПМПК. Вбольшинстве случаев условия, соответствующие особым образовательным потребностям таких обучающихся, могут быть созданы, втом числе набазе различных центров, реализующих комплексную помощь детям сОВЗ.
Также стоит отметить, что всоответствии сЗаконом лицам сограниченными возможностями здоровья (сразличными формами умственной отсталости), неимеющим основного общего исреднего общего образования иобучавшимся поадаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство обобучении пообразцу ивпорядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции повыработке государственной политики инормативно-правовому регулированию всфере образования.
Рекомендованная ПМПК образовательная программа шифруется обозначенным для нарушения кодом иуказанием после точки варианта АООП. Вариант АООП рекомендуется коллегиально наосновании всех диагностических материалов, представленных специалистами, анализа анамнестичесикх сведений, психолого-педагогической характеристики, общей оценки социальной ситуации развития. Коды для заключений ПМПК выглядят следующим образом:
Ч. 3 ст. 55 ФЗ-273 Закона определяет особый порядок приема детей наобучение поАООП только ссогласия родителей (законных представителей) инаосновании рекомендаций ПМПК.
Вотдельных статьях Закона говорится оборганизации образования лиц сОВЗ, инвалидностью. Ккатегории детей-инвалидов относятся дети до18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие ксоциальной дезадаптации, вследствие нарушений развития ироста ребенка, способностей ксамообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю засвоим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности вбудущем. Инвалидность устанавливается учреждениями медико-социальной экспертизы. Обучающийся сОВЗ может неиметь инвалидность.
Подробное описание вариантов АООП для различных категорий обучающихся сОВЗ.
АООП НОО для глухих обучающихся
Вариант 1.1. предназначен для образования глухих детей (сослуховыми аппаратами и/или имплантами), которые достигают кмоменту поступления вшколу уровня развития (втом числе иречевого), близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения сослышащими сверстниками.
Вариант 1.2. предназначен для глухих детей, неимеющих дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению НОО вусловиях, учитывающих ихобщие иособые образовательные потребности, связанные, втом числе, совладением словесной речью (вустной иписьменной формах), жизненными компетенциями, способствующими наиболее полноценному личностному развитию, планомерному введению вболее сложную социальную среду, поэтапному расширение социальных контактов, втом числе сослышащими сверстниками ивзрослыми.
Вспорных случаях (вариант 1.2 или 1.3) намомент поступления ребенка вшколу следует рекомендовать более сложную образовательную среду (вариант 1.2), авслучае, если обучающийся недостигает минимального уровня овладения предметными результатами повсем или большинству учебных предметов втечение года, топорекомендации ПМПК иссогласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося наобучение поварианту 1.3.
Вариант 1.3. предназначен для образования глухих обучающихся слегкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), атакже глухих детей сзадержкой психического развития церебрально-органического происхождения, врезультате которой длительное время отмечается функциональная незрелость центральной нервной системы.
Вариант 1.4. предназначен для образования детей, имеющих, помимо глухоты, другие тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР): умственную отсталость вумеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться снарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра,
эмоционально-волевой сферы ибыть выражена вразличной степени тяжести, быть осложнена текущими соматическими заболеваниями ипсихическими расстройствами.
АООП НОО для слабослышащих ипозднооглохших обучающихся
Вариант 2.1. предназначен для слабослышащих ипозднооглохших обучающихся, которые достигли кмоменту поступления вшколу уровня развития, близкого возрастной норме, иимеют положительный опыт общения сослышащими сверстниками; понимают обращенную кним устную речь; ихсобственная речь должна быть внятной, т. е. понятной для окружающих.
Вариант 2.2. рекомендуется обучающимся, уровень психического развития которых отстает отвозрастной нормы (нонедостигает степени умственной отсталости), атакже вслучаях, если они плохо понимают обращенную кним речь, говорят малопонятно для окружающих, опыт общения сослышащими сверстниками отсутствует (достаточно одного изэтих условий).
Вариант 2.3. предназначен слабослышащих ипозднооглохших обучающимися слегкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
АООП НОО для слепых обучающихся
Вариант 3.1. предназначен для слепых, которые достигли уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым куровню развития обучающихся, поступающих вшколу, иукоторых развиты компенсаторные способы деятельности, необходимые для систематического обучения.
Вариант 3.2. предназначен для слепых, которые несмогли достичь уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым куровню развития обучающихся, поступающих вшколу; недостигли намомент поступления вобразовательную организацию достаточного уровня развития компенсаторных способов деятельности, необходимых для систематического обучения, нопри этом имеют достаточно большие потенциальные возможности.
Вариант 3.3. предназначен для обучающихся, имеющих сочетание слепоты илегкой умственной отсталости, что значительно осложняет развитие ииспользование компенсаторных способов деятельности, необходимых для систематического обучения.
Вариант 3.4. предназначен для обучающихся, имеющих сочетание слепоты сумеренной итяжелой умственной отсталостью, что затрудняет формирование элементарных способов деятельности, овладение учебными знаниями, умениями инавыками.
АООП НОО для слабовидящих обучающихся
Вариант 4.1. предназначен для слабовидящих, которые достигли уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым куровню развития обучающихся, поступающих вшколу, иукоторых развиты компенсаторные способы деятельности.
Вариант 4.2. предназначен для слабовидящих, которые несмогли достичь уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым куровню развития обучающихся, поступающих вшколу; недостигли намомент поступления вобразовательную организацию достаточного уровня развития компенсаторных способовдеятельности, необходимых для систематического обучения, нопри этом имеют достаточно большие потенциальные возможности.
Вариант 4.3. предназначен для обучающихся, имеющих сочетание слабовидения слегкой умственной отсталостью (синтеллектуальной недостаточностью), что значительно осложняет развитие ииспользование компенсаторных способов деятельности, необходимых для систематического обучения.
АООП НОО для обучающихся стяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Вариант 5.1. предполагает обучение вобщеобразовательном классе пообщей программе при обязательном наличии логопедического сопровождения, осуществляемого всовместной работе учителя-логопеда сучителем. Предназначен для обучающихся сфонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (сложная дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), дети собщим недоразвитием речи III IVуровней речевого развития (выделенных Р. Е. Левиной иТ. Б. Филичевой), укоторых, как правило, оказываются нарушенными все компоненты языка, дети снарушениями чтения иписьма. Дети недолжны иметь очевидной задержки психического развития.
Вариант 5.2. предназначен для обучающихся, находящихся наIIиIII уровнях речевого развития (поР. Е. Левиной), являющихся следствием алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикания. Показанием для выбора этого варианта являются также тяжелые нарушения чтения иписьма. Этотже вариант рекомендуется обучающимся, неимеющим общего недоразвития речи при тяжелой степени выраженности заикания, однако для них дополнительный год обучения впервом классе непредусматривается.
АООП НОО для обучающихся снарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Вариант 6.1. адресован обучающимся сНОДА, достигшим кмоменту поступления вшколу уровня развития, близкого квозрастной норме, иимеющим положительный опыт общения создоровыми сверстниками. Образовательная организация должна иметь условия, позволяющие организовать среду ирабочее место обучающегося всоответствии сограничениями его здоровья иобеспечить реализацию программы коррекционной работы, соответствующей его особым образовательным потребностям.
Вариант 6.2. рекомендуется обучающимся, обнаруживающим помимо двигательных нарушений, негрубую задержку психического развития.
Вариант 6.3. предназначен для образования детей, имеющих помимо двигательных нарушений легкую умственную отсталость.
Вариант 6.4. предназначен для образования детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР). Вструктуре ТМНР умственная отсталость вумеренной, тяжелой или глубокой степени, сочетающаяся сдвигательными нарушениями, авряде случаев еще исдругими расстройствами (сенсорной, эмоционально-волевой патологией), атакже соматическими расстройствами.
АООП НОО для обучающихся сЗПР
Вариант 7.1. рекомендуется обучающимся, укоторых отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся вусловиях деятельности иорганизованного поведения, атакже устойчивые признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, уданной категории обучающихся могут быть признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся вповышенной психической истощаемости ссопутствующим снижением умственной работоспособности иустойчивости кинтеллектуальным иэмоциональным нагрузкам, атакже типичные, вразной степени выраженные, дисфункции всферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики идр. Одним изважнейших условий включения обучающегося сЗПР всреду сверстников без ограничений здоровья является устойчивость форм адаптивного поведения. Обязательным условием является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов спедагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется сучетом его особых образовательных потребностей наоснове рекомендаций ПМПК.
Вариант 7.2. адресован обучающимся сЗПР, которые характеризуются уровнем развития ниже возрастной нормы, отставание может проявляться вцелом или локально вотдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия идругих познавательных процессов, умственной работоспособности ицеленаправленности деятельности, втой или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм ишкольную адаптацию вцелом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция вповедении идеятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, ночасто избирательная инеустойчивая, зависящая отуровня сложности исубъективной привлекательности вида деятельности, атакже отактуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как снедостаточным пониманием социальных норм, так иснарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью. Вэтом случае предполагается, что они получают образование, сопоставимое стаковым для детей, неимеющих ограничений здоровья, вспециальном классе или соответствующей образовательной организации.
АООП НОО для обучающихся срасстройствами аутентического спектра (РАС)
Одним изспециальных условий является организация диагностического ипропедевтического периодов, продолжительность которых регулируется рекомендациями ПМПК иможет составлять отодного месяца догода. Эти подготовительные периоды обучения реализуются ворганизациях, осуществляющих образовательную деятельность врамках одного или нескольких вариантов АООП НОО обучающихся сРАС, ипредполагают уточнение иконкретизацию особенностей аффективных, коммуникативных, интеллектуальных, речевых иповеденческих расстройств обучающихся сцелью уточнения или определения варианта АООП для дальнейшего ихобучения. Впроцессе школьного обучения сохраняется возможность перехода ребенка содного варианта стандарта надругой (основанием для этого является заключение ПМПК).
Вариант 8.1. рекомендуется обучающимся, имеющим формально сопоставимый снормой уровень психоречевого развития, когда допоступления вшколу ребенок имел опыт подготовки кней вгруппе детей. Вместе стем, даже имея высокие интеллектуальные способности, эти дети для успешного освоения начального образования вусловиях полной инклюзии нуждаются всистематической психолого-педагогической иорганизационной поддержке, обеспечивающей удовлетворение ихособых образовательных потребностей, реализуемой наоснове сугубо индивидуальнойпрограммы коррекционной работы, касающейся впервую очередь развития различных аспектов сферы жизненной компетенции.
Вариант 8.2. предполагает менее высокие интеллектуальные способности обучающегося или отсутствие опыта подготовки кшкольному обучению вгруппе сверстников, поэтому длительность получения начального образования пролонгируется наодин год. Ребенок может находиться всреде сверстников сОВЗ, имеющих нарушения, непротиворечащие удовлетворению его особых образовательных потребностей (например, вспециальном коррекционном классе вместе собучающимися повариантам 5.2 или 6.2 или 7.2). Предполагается, что при выборе этого варианта АООП академический компонент будет освоен обучающимися сРАС вобъеме, сопоставимом стаковым воФГОС НОО. Неуспеваемость поотдельному предмету неявляется основанием изменения надругие варианты АООП.
Вариант 8.3. рекомендуется при сочетании РАС слегкой умственной отсталостью. Отличие отварианта 8.2 втом, что нетребуется, чтобы академический компонент был освоен вобъеме, сопоставимом стаковым воФГОС НОО, поэтому может находиться вспециальном коррекционном классе собучающимися, имеющими умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), другие ОВЗ либо всреде сверстников без ОВЗ. Особые образовательные потребности, касающиеся развития различных аспектов сферы жизненной компетенции, должны реализовываться всоответствии стаковыми для обучающихся сРАС. Всфере академической компетентности при обучении поэтому варианту выделяется два уровня достижений: минимальный идостаточный.
Вариант 8.4. рекомендуется обучающимся сРАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми имножественными нарушениями развития). Наоснове данного варианта организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося, включение вобразовательную среду осуществляется постепенно идозированно.
ВоФГОС НОО ОВЗ иФГОС ОУОпредполагается изменение образовательного маршрута, программ иусловий получения образования обучающимися сОВЗ наоснове комплексной оценки личностных, метапредметных ипредметных результатов освоения АООП НОО, заключения ПМПК имнения родителей (законных представителей).
Всоответствии сЗаконом реализация АООП НОО может быть организована как совместно сдругими обучающимися, так ивотдельных классах, группах или вотдельных организациях. Основным механизмом реализации АООП является учебный план (УП), втом числе индивидуальный учебный план.
Территориальная областная психолого-медико-педагогическая комиссиярасположена по адресу: 623414, Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул.Лермонтова, д.2
Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют следующие документы:
а) заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;
б) копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);
в) направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);
г) заключение психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (при наличии);
д) заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
е) подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);
ж) характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);
з) письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.
- < Назад
- Вперёд >
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/10/26/obuchenie-detey-s-ovz-v-usloviyah-massovoy-shkoly
- https://rosuchebnik.ru/material/ovz-i-ii-iii-iv-v-vi-vii-viii-vidov-i-ikh-rasshifrovka/
- https://eduface.ru/consultation/ombudsmen/organizaciya_obucheniya_v_shkole_lic_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami
- https://eduface.ru/consultation/ombudsmen/varianty_adaptirovannoj_obrazovatel_noj_programmy_dlya_detej_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorov_ya
- http://school21.k-ur.ru/143-svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii/obrazovatelnye-standarty/563-852