Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ШКОЛЫ

Методические материалы

Выполнила: учитель начальных классов

Шиповалова Г.А.

Парфёново 2017

Содержание

Введение 4 — 5

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы 6 — 14

Заключение 15

Литература 16

Введение

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании.

Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят особенный не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

Назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, ( согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации Об образовании в Российской Федерации N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ) это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Дети с ограниченными возможностями здоровья это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. В Конституции РФ и Законе Об образовании сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Так в нашу школу вошло инклюзивное образование. Инклюзивное образование это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. При этом не должно быть препятствий для получения качественного образования нормально развивающимся детям.

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

В реферате рассмотрены особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы, представлен опыт работы учителей начальных классов по реализации инклюзивной формы обучения детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью, даны рекомендации по организации обучения детей с ОВЗ.

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Когда говорят об обучении детей с особенностями в развитии в общеобразовательных школах, используют два термина интеграция и инклюзия. В чем разница?

Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, а инклюзия предусматривает адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия — более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то — пандус, лифт.

Инклюзивное образование это обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. Оно дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни и направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. При этом они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Рекомендацию для обращения в психолого-медико-педагогическую комиссию родители могут получить в дошкольном образовательном учреждении, в школе, где ребенок начал свое обучение, а также на приеме у педиатра, невролога, отоларинголога, окулиста, других медицинских специалистов. В ряде случаев родители могут сами заметить особенности в развитии ребенка и обратиться за консультацией в компетентные органы.

Комиссия готовит по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психолого-медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Решение комиссии является основанием для организации органами образования определенных условий обучения.

Согласно закону об образовании дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор родителей, могут обучаться в условиях:

специального (коррекционного) образования;

инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой школе в одном классе с нормальными детьми);

в классах коррекционно-развивающего обучения при массовых школах;

в системе надомного обучения при массовых и специальных школах;

в условиях домашнего (семейного) образования.

В текущем учебном году наша школа обеспечивает вариативность образовательных услуг, реализуя программы традиционного и коррекционного обучения. Традиционная система представлена программой Школа России. Дети с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе, разработанной на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 1 4 кл. Под редакцией В. В. Воронковой.

Каждая образовательная область адаптированной программы состоит из двух компонентов: академического компонента и компонента жизненной компетенции.Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой частью общего образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Академический компонент рассматривается в структуре образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как усвоенные знания и умения, которые позволяют продолжить образование в соответствии с возможностями ребенка и его желанием и которые служат основой для социального развития и личностной самореализации.

Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре каждой образовательной области как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку с ограниченными возможностями здоровья в обыденной жизни.

ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает механизмы гибкой смены варианта образовательной программы, что конкретизируется применительно к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Для каждой категории обучающихся в школе созданы индивидуальные условия с учётом их психофизических особенностей.

Важное место в учебном процессе, который осуществляют учителя нашей школы в рамках реализации адаптированной программы, занимает коррекционноразвивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию, в результате реализации которой происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с ОВЗ.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья учителя применяют особые коррекционно — развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.

Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя.

Уровень собственной познавательной активности учащихся с ОВЗ является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности. Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения школьников с ОВЗ.

Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом.

При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности.Роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся, выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала для оказания помощи при выполнении заданий.

4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

5. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным

6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

7. Активные методы рефлексии:

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);

3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные). Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ. Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.

Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении образовательной программы, подбор коррекционных мероприятий осуществляет школьный психолого-медико-педагогический консилиум.

Обязательным компонентом адаптированной образовательной программы является программа коррекционной работы, которая в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на создание в образовательном учреждении системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Сопровождение обучающихся в нашем образовательном учреждении осуществляетсяпо трём основным взаимосвязанным направлениям:

1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения.

2. Создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения.

3. Создание специальных социально-психологических и образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с ОВЗ.

В соответствии с этими направлениями Центром сопровождения учащихся с ОВЗ школы определены конкретные формы и содержание работы: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, деятельность по определению и корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы.

Службой сопровождения совместно с педагогами на каждого учащегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения медико-психолого-педагогическая карта, в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.

Непосредственное осуществление междисциплинарного взаимодействия всех специалистов и разработка конкретных рекомендаций по технологии сопровождения инклюзивного образовательного процесса происходит через деятельность территориальной психолого-медико-педагогической комиссии района.

Приоритетная цель деятельности педагогического коллектива нашей школы -признание ценности каждого ребенка вне зависимости от его личностных психофизических особенностей, познавательных, академических и иных достижений. Совместная организация обучения и внеурочной деятельности детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников повышает уровень навыков общения, толерантности, формируетнавыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Заключение

При включении детей с ОВЗ в общеобразовательные школы перед коллективом образовательной организации возникают следующие задачи:

  1. Создание такого образовательного пространства, в котором комфортно всем учащимся.
  2. Помощь каждому ребенку, нуждающемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.
  3. Психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ.
  4. Развитие психолого-педагогической компетенции, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.

Решение общеобразовательной школой данных задач позволит ребенку с ОВЗ максимально сохранить свое привычное социальное окружение.

Многих детей нашей школы родители должны были перевести в специальную коррекционную школу-интернат. Благодаря реализации инклюзивной формы образования в нашей школе, для части неординарных, особенных, как мы называем детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), появляется возможность не разлучаться с семьей. У родителей, таким образом, появится возможность воспитывать своего ребенка самому, вместе с другими членами своей семьи, на основе своих жизненных принципов.

А мы, учителя, должны помочь им в этом, проследить, чтобы инклюзивное образование было организовано таким образом, чтобы у ребенка с ОВЗ было детство без границ, т.е. ребенок не должен быть изгоем в классном коллективе, мог благодаря индивидуальной образовательной программе удовлетворить свои потребности в обучении и воспитании.

Литература

  1. Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения. Педагогическое образование и наука,2012.
  2. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. Педагогическое образование и наука,2012.
  3. Блинова Л.Н.Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. Учебное пособие. Энас, 2003.
  4. Защеренская О.В. Психология детей с ЗПР. — Санкт Петербург, 2003.[Психология детей с ЗПР] / О.В. Защеренская. Санкт Петербург, 2003
  5. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях /Ответств. редактор С.В.Алехина. М: МГППУ, 2012.
  6. Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /отв. ред. Алехина С.В., Кутепова Е.Н. — М.: МГППУ, 2012.
  7. Староверова М.С. и др. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. М.: Владос, 2011.
  8. Тезаурус инклюзивного образования [Текст] /сост. А.Д. Барбитова. Ульяновск: ОГБОУ ДПО УИПКПРО, 2012.

Домашнее обучение

Существует два вида индивидуальных программ для обучения детей сОВЗ преподавателями надому.

Общая. Ребёнок сОВЗ учится точно также, как иего одноклассники: занятия (от10минут до2часов, взависимости отпсихофизического состояния ребёнка), контрольные, экзамены только всё проводится дома. Вконце обучения ребёнок получает стандартный аттестат обокончании школы.

Вспомогательная. Создаётся специальная программа, учитывающая состояние здоровья ребёнка. Вконце обучения выдаётся аттестат особого образца суказанием программы обучения.

Плюсы

Дома истены помогают это про домашнее обучение. Домашняя комфортная обстановка, исключение физических ипсихологических травм, индивидуальный подход кобучению всё будет подстроено под особенности здоровья ребёнка сОВЗ.

Минусы

  • Отсутствует социализация, приспособленность кплюсам иминусам жизни вне дома.

  • Расписание изучаемых предметов обычно претерпевает сильные изменения: чаще всего, это один предмет вдень, причём даётся сразу несколько новых тем этого предмета, что влечет переизбыток однотипной информации.

  • Сосредоточенность родителей иучителей вокруг ребёнка способствует развитию унего эгоистичности иинфантильности.

Заочное семейное обучение. Экстернат

Ребёнок сОВЗ обучается поиндивидуальной программе. Родители самостоятельно организовывают учёбу, предварительно согласовав этот вопрос сорганами местного самоуправления.

Чаще всего учёба проходит посредством дистанционного обучения частных организаций. Основой такого обучения становится самостоятельная работа ребёнка, который посредством современного оборудования организовывает себе занятия вудобное для него время.

Для сдачи промежуточных экзаменов иполной аттестации следует выбрать один изпредложенных вариантов. Первый вариант состоит вовременном прикреплении клюбой школе, сдаче нужных экзаменов ипоследующем отчислении ученика. Второй вариант предполагает сдачу платных экзаменов вонлайн-школах.

Обучение экстерном отличается отвышеописанного более короткими сроками обучения.

Плюсы

Удобный режим обучения, подстроенный под конкретного ребёнка; оперативность работы педагога сучеником, индивидуальная методика значительные плюсы такого обучения. Также ребёнок может изучать курс поодному итомуже предмету внескольких школах, что обеспечивает более глубокое ивсестороннее знание предмета. Богатый выбор виспользовании источников информации для учёбы, укрепление коммуникативных навыков благодаря онлайн-общению спедагогами идругими детьми также являются положительными сторонами заочного семейного обучения.

Минусы

Ксожалению, интернет-общение неспособно заменить общение эмоциональное иживое при реальном контакте. Поскольку прохождение работы зависит отсамостоятельности ученика, результаты могут быть неудовлетворительными. Постоянное использование интернет-ресурсов, банков информации, презентаций создаёт некую однобокость обучения, способную утомить ребёнка.

Наиболее оптимальная форма обучения для детей сОВЗ подбирается при прохождении ЦПМПК. Специалисты оценивают психофизическое состояние здоровья ипомогают подобрать лучший вариант обучения, втом числе иинклюзивные формы.

#ADVERTISING_INSERT#

Расшифровка категорий ОВЗ вмедицине

Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана вМеждународной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности издоровья детей иподростков. МКФ-ДП Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологическихи (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) иего структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), ихсущественные отклонения иутрату. Кформам нарушений относятся также задержки иотставание впроцессе развития детей иподростков.

МКФ-ДП определяет 5уровней нарушений впроцентном соотношении (от0-4% при отсутствии или незначительных нарушениях, до96-100% при абсолютных) и4уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения изадержки регистрируются покодам, присвоенным функциям иструктурам организма, способностям кобучению иприменению знаний напрактике, социальным отношениям ивлиянию окружающей среды. Классификация опубликована насайте ВОЗ.

Сводная таблица Классификация детей сОВЗ сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.

Международная классификация функционирования, ограниченной жизнедеятельности издоровья детей иподростков

ОВЗ поФГОС

Виды ОВЗ поФГОС определены всоответствии свариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для особых учеников.

  • глухие, 4варианта АООП НОО

  • слабослышащие, 3варианта

  • слепые, 4варианта

  • слабовидящие, 3варианта

  • снарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4варианта

  • сзадержкой психического развития (ЗПР), 3варианта

  • стяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3варианта

  • срасстройствами аутического спектра (РАС), 4варианта

  • сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2варианта(3)

ФГОС рекомендует обучать таких детей винклюзивных школах иЦентрах психолого-педагогической, медицинской исоциальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются набазе коррекционных школ ипостепенно приходят имназамену. Вместе стем, коррекционные школы 8видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся скатегориями ихвоспитанников.(2)

Iкатегория. Неслышащие, глухие дети без речи

Дети сглубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся сослуховыми нарушениямиили потерявшие слух допериода развития речи.Они невоспринимают речь инемогут самостоятельно еюовладеть. Чтобы разговаривать, имнеобходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением иосязанием. Ихмыслительные процессы основаны ненаречи, анаобразах идействиях. Поэтому имтрудно определять причины иследствия, свойства иотношения. Ихвнимание ипамять характеризуются неустойчивостью инизким объемом из-за утомляемости.

Вобучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. Ихотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы иочень мало слов, описывающих качества идвижение, они всеже могут говорить. Пусть идопуская ошибки взвуках, заменяя слова похожими позвучанию.

Между собой дети общаются жестамиипытаются перенести такое общение вмир слышащих, имитируя жестикуляцией имимикой разные объекты иихпризнаки. Иногда это воспринимается как агрессия, иидет такойже агрессивный ответ. Это одна изпричин, почему дети сглухотой обладают низкой самооценкой.

IIкатегория. Слабослышащие дети

Дети счастичной потерей слуха, тугоухостью иразличной степенью недоразвития речи. Дети,сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь.Они продолжают накапливать словарный запас.

Развитие ихпсихических ипознавательных процессов зависит оттого, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что нанего можно опереться, нополученная информация очень искажается.

Главная задача при ихобучении развивать зрительное восприятие иучить концентрироваться нагубах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания иначнет развиваться наглядная память.

Вотличие отглухих детей, слабослышащие имеют высокую идаже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее ихдостижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.

III иIVкатегории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Детинезрячие, втом числе слепорожденные иослепшие до3-х лет, слабовидящие ипоздноослепшие, скосоглазием иамблиопией.

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом иосязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрениечерез смутные иискаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает ихцелостности. Дети струдом определяют расстояние, местоположение нетолько объектов, ноисобственное. Витоге неимеют четких уверенных суждений.

Обучение данной категории основано насоздании уних полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. Впервую очередь, спомощью речи. Нонужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, ихлексика бедна ипроизносимые слова невсегда совпадают среальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.

Учеба развивает ихнеустойчивое внимание, неимеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность ипроизвольность. Тоже испамятью, впервую очередь, словесно-логической.

Слепые ислабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, неимеют целей. Нообщение, совместные учебные итрудовые дела свидящими ровесникам развивают уних самостоятельность иконкурентоспособность.

Vкатегория. Тяжелая речевая патология

Дети немые, сфонетико-фонематическим недоразвитием речи инарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух иинтеллект, ноиз-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении иписьме, снижается словарный запас.

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. Впервом случае речь полностью отсутствует или сохраняется ввиде отдельных фраз ислов сдефектами произношения. Вовтором нарушается дифференцированное восприятие звуков ислов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, нонормально воспринимает неречевые звуки.

Дизартрия иринолалия это нарушение произношения. При дизартрии из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. Врезультате страдают все психические процессы, заисключением логической, смысловой изрительной памяти.

Обучение проходит через развитие моторики спомощью гимнастики, ритмики, музыки. Врезультате восстанавливается устойчивый познавательный интерес иадекватная самооценка.

VIкатегория. Нарушение опорно-двигательного аппарата

Дети сДЦП, врожденными иприобретенными деформацями ОПА, вялыми параличами верхних инижних конечностей, парезами ипарпарезами нижних иверхних конечностей. Недостаточность движений мешает имвоспринимать действительность зрением икинестетикой. Уних более развито вербальное мышление посравнению снаглядно-действенным. Отстает система формирования понятий иабстракций.

Часто бывают проблемы сослухом, ведущие кснижению слуховой памяти ислухового внимания. Встречается алалия идазатрия.

Таким детям полезно совмещать обучение спосильной трудовой деятельностью.Она учит переключать внимание, снижает вялость, дает чувство значимости.

VIIкатегория. Дети сЗПР

Дети свозможностью интеллектуального развития, нозамедленным темпом психических процессов, высокой истощаемостью, трудностью вусваивании знаний: психическое недоразвитие, задержка психического развития, поврежденное психическое развитие, дифицитарное развитие, искаженное развитие (РАД, СДВГ)

Общими проблемами являются замедленное, непоследовательное восприятие, отставание словесно-логического мышления. Имсложно анализировать иобобщать. Врезультате страдает речь, лишенная ясности илогики.

Для детей сЗПР характерно непроизвольное импульсивное поведение иинфантилизм всочетании снизким уровнем познавательных процессов, включая память ивнимание. Причины инфантилизма кроются впроблемах эндокринной инервных систем, запоздалом темпе психического развития.

При обучении нужно учитывать ихфизиологически обусловленную утомляемость, частую смену активности ипассивности. Если имдавать интересные задания, нетребующие напряжения ума, создать атмосферу спокойствия идоброжелательности, они показывают результаты решения интеллектуальных задач, приближенные кнорме.

VIIIкатегория. Отклонение интеллектуального развития.

Дети сглубоким недоразвитием познавательных процессов. Чаще всего ввиде олигофрении (синдром врожденного психического дефекта) 3видов. Кобучению способны лишь дети сдебильностью, легкой корректируемой степенью умственной отсталости.

Хотя ихвосприятие искажено, струдом перестраивается инеобладает достаточной осмысленностью, ауровень мышления очень низок, они овладевают речью, пусть исграмматическими ифонетическими ошибками. Дети учатся писать, читать, считать. Ноосновной формой работы сними является трудовое обучениеи, впоследствии, помощь втрудоустройстве.

Независимо откатегории ОВЗ, ккоторой относится ребенок, российские инклюзивные школы, ППМС, коррекционные школы создают своим особым ученикам все условия для получения без дискриминации качественного образования, для коррекции нарушений развития исоциальной адаптации

#ADVERTISING_INSERT#

Как это было раньше?

Но так было не всегда. До того как Закон Об образовании в РФ вступил в силу, обучение детей с ОВЗ было делом рук самих утопающих, то есть родителей таких детей. Все зависело от их силы воли и стремления достичь желаемой цели.

Еще недавно полагали, что дети с синдромом Дауна необучаемы, рождение такого ребенка считалось чуть ли не приговором. Однако благодаря усилиям заботливых и целеустремленных родителей такие дети способны добиться многого.

Об этом написал телеведущий и журналист Михаил Комлев в книге Как общаться с солнечными детьми?.

Мы поговорили с родителями таких детей, чтобы представить себе ситуацию недавнего прошлого.

Сейчас у людей столько возможностей для образования детей-инвалидов, а в наше время (в 1990-е годы) такого не было, вспоминает Зинаида Вострикова, мама Андрея с синдромом Дауна. О том, чтобы отдать сына в обычную школу, я даже не мечтала, поскольку с большим трудом мне удалось его устроить в коррекционную. И то не с первой попытки, поскольку во многих местах директора трясли передо мной приказами и постановлениями, согласно которым дети с синдромом Дауна необучаемые и в такие школы не принимаются. Но все-таки нашлись люди, которые отнеслись с пониманием и помогли нам поступить на обучение в коррекционную школу. Но я и сама очень старалась, много с ним занималась, учила его писать и читать.

По окончании школы Андрей выучился на кондитера, но по специальности работу с таким диагнозом не найти, по крайней мере в Воронеже, где он проживает.

Тем не менее жизнь Андрея складывается успешно: он чемпион специализированной Олимпиады по спортивной гимнастике. Сейчас ему 31 год.

408d73c188c041b60727554825b15ffe.jpg

Рамзия Зарипова, мама Лейсан, у которой тоже диагноз синдром Дауна, в свое время была вынуждена преодолеть немало препятствий для того, чтобы дать образование дочери.

Условий в небольшом поселке в Республике Татарстан, где проживает их семья, для этого практически не было. Попытки организовать для Лейсан надомное обучение не увенчались особым успехом: учителя приходили редко, о том, как обращаться с таким ребенком, представления не имели. Тогда родителям Лейсан пришлось самим взяться за образование дочери, более того, немало усилий они потратили на то, чтобы привить ей интерес к спорту, и это им удалось в полной мере.

Сейчас Лейсан 22 года, она увлекается настольным теннисом, является тренером по танцевальной Zumba и с недавних пор начала заниматься силовой Zumba. На ее счету несколько побед во всероссийских и международных спортивных соревнованиях и конкурсах.

Рамзия Зарипова ведет страничку в Facebook, на которой делится успехами своей дочери и старается вселить оптимизм в других. Вот лишь некоторые цитаты:

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Мы сами придумываем себе проблемы, преграды, комплексы и рамки. Освободи себя вдохни жизнь, и поймешь, что ты можешь все.

И сегодняшний день прошел не зря. Идем домой после тренировок. Лейсан вся светится от счастья. Ее улыбка придает мне силы, вдохновляет, мотивирует. Вместе с Лейсанкой я и себя настраиваю на успех, шепчу про себя: «Только не ленись, только не переживай, все у тебя получится!» Нам ни в коем случае нельзя отрывать взгляд от своей цели. Если ты в себя не веришь, кто же поверит? Нужно постараться сделать жизнь вокруг себя красивой. Когда мы сильно этого хотим, вся Вселенная будет способствовать этому. Всем добра!

Читайте также:

Инклюзивное образование в России: разрушая барьеры и создавая условия

Вот еще одна судьба человека с синдромом Дауна Влада Ситдикова из Москвы (сегодня он чемпион по жиму штанги).

С образованием ему повезло чуть больше, чем Лейсан Зариповой и Андрею Вострикову, может быть, благодаря тому, что он москвич.

Влад весьма успешно учился в обычной школе до 7-го класса. Потом я сама, по собственной инициативе, перевела его в коррекционную школу, рассказывает его мама Марина Ситдикова. Мне хотелось, чтобы он овладел навыками самообслуживания, и хотя я его сама этому учила, но в школе, как мне тогда казалось, условий для этого больше. У них была специальная комната, оборудованная всей необходимой бытовой техникой: холодильником, стиральной машинкой, духовкой. Но, как потом выяснилось, детям эти приборы только показывали и объясняли, как этим пользоваться, а на практике не разрешали ни к чему прикасаться. Правда, в мастерских их обучали работать по дереву на станках.

А вот психологической помощи никакой ребятам не оказывалось, хотя психолог в школе работал, и был кабинет психологии, но там ребята только смотрели мультики.

В общем, я в коррекционной школе разочаровалась. При наличии ресурсов, хорошего оборудования должной работы с детьми не проводилось, и многое оказалось фикцией.

Боюсь, что инклюзивное образование тоже станет фикцией, если учителя не захотят заниматься с такими детьми, а родители здоровых учащихся будут сопротивляться совместному обучению.

Можно иметь какие угодно ресурсы, но они не сработают, если у людей разруха в головах, делает вывод Марина Ситдикова.

День сегодняшний: программы, нормативы, ресурсные классы

В п. 3 ст. 79 закона об образовании подробно разъясняется, какие именно условия должны быть созданы для детей с ОВЗ: от использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания до организации доступа в здания школ и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В п. 4 ст. 79 уточняется, что образование таких обучающихся может быть организовано как в отдельных учреждениях, так и в обычных школах в отдельных классах, группах или совместно с другими детьми.

2df76a289bb89a2ffa69f7226d31d0b1.jpg

Адаптированные программы

В 2015 году был принят ФГОС для детей с ОВЗ, предусматривающий 4 типа адаптированных основных общеобразовательных программ.

1-й вариант: обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения;

2-й вариант: обучающийся получает такое же образование, как дети без ограничений по здоровью, но в пролонгированные сроки обучения;

3-й вариант: обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью);

4-й вариант: обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития).

Подробнее об адаптированных основных общеобразовательных программах читайте здесь.

На основе каждого варианта программы образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР) для детей с ОВЗ.

Кроме этого, разработаны СанПиНы, регламентирующие количество детей с ОВЗ в обычном классе.

Подробнее здесь: Инклюзивное образование в России: вопросы и ответы

Ресурсные классы

Вместе с понятием инклюзивное образование педагогический лексикон обогатился термином ресурсный класс, который создается для детей с ОВЗ в стенах общеобразовательной школы. Предполагается, что такие классы обладают всеми необходимыми ресурсами: специалистами, методиками, оборудованием.

В настоящее время отрабатывается 3 модели инклюзивного образования:

  • Ребенок с ОВЗ находится в обычном классе, но в сопровождении тьюторов или других специалистов.
  • Ребенок с ОВЗ учится в ресурсном классе, где для него созданы особые условия, но есть предметы, которые он изучает вместе с обычными детьми (музыка, ИЗО, физкультура, технология, окружающий мир), а также участвует во внешкольных мероприятиях.
  • Ребенок с ОВЗ учится в автономном ресурсном классе, но в стенах обычной школы, с выходом на общие мероприятия, с большими возможностями для социализации в среде сверстников.

О том, как работает ресурсный класс на практике, рассказывает Наталья Лахина, учитель ресурсного класса школы № 9, г. Воронеж:

1 сентября 2015 года в нашей школе был открыт ресурсный класс для подготовки к совместному обучению детей с РАС (расстройством аутистического спектра). Если диагноз РАС ничем не отягощен, ребенок может обучаться вместе со всеми, у него необходимо сформировать только навыки общения, и он может заниматься по обычной программе. Если сопутствующий диагноз задержка психического развития, то он нуждается в пролонгированном обучении, по завершении которого может получить аттестат. Однако есть такие нарушения, при которых дети не смогут получить цензовое образование, и тогда для их обучения должны быть созданы условия обучения по адаптированной программе.

Нина Овчарова, тьютор ресурсного класса школы № 92, г. Воронеж:

Есть несколько критериев, по которым мы видим, готов ли ребенок к переводу в общеобразовательный класс. При этом уровень инклюзии бывает разным: одни дети готовы к совместному обучению на 100%, другие на 60%, то есть они могут посещать занятия по некоторым предметам (например, физкультуру, технологию, ИЗО), остальные дисциплины изучаются индивидуально.

Смотрите также: Экскурсия по инклюзивной школе Ковчег

Уроки доброты

Педагоги отмечают, что введение инклюзивного образования требует специальной предварительной подготовки, в процессе которой происходит не только обучение педагогов и разработка методических, правовых документов, но также психологическая подготовка родителей и детей из обычного класса к принятию сверстников с различными нарушениями здоровья.

Это чрезвычайно важный, а может быть, и самый главный момент, без которого инклюзивное образование просто не состоится.

На вопрос о том, как преодолеть эти трудности, отвечают специалисты-практики.

Ирина Жидкова, заместитель директора по коррекционной работе Котовской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Тамбовская область:

Самая большая проблема научиться работать с такими детьми и принимать их особенности. Мы должны относиться к ним уважительно и учитывать их интересы. Если мы будем толерантны по отношению к таким детям, то многие трудности будут сняты.

Анна Кузнецова, дефектолог, учитель класса для детей со сложными и множественными дефектами красноярской общеобразовательной школы № 5:

Сейчас многое делается для просвещения людей в этом плане: по телевидению идет социальная реклама под лозунгом Люди так не делятся, документальные фильмы, такие как О любви, Антон тут рядом.

Инклюзивное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует начинать с самых ранних лет. Общеизвестно, что именно в дошкольном детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему в будущей взрослой жизни.

Начиная с детского сада, надо проводить уроки доброты. Малыши нормально воспринимают своих сверстников с различными нарушениями, у них нет отторжения по отношению к ним. Если вся группа после детского сада переходит в первый класс вместе с больными ребятами, никаких проблем с инклюзией в школе уже не возникнет.

Для обычных детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности приведет к наиболее внимательному и заботливому отношению к окружающему миру.

В свою очередь, детям с особенностями развития постоянное общение со здоровыми сверстниками дает возможность выстраивать модель здоровой нормальной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала.

Нельзя не оценить тот момент, что инклюзивное воспитание и образование дает семье ребенка с ОВЗ возможность жить полноценной жизнью, дает возможность стремиться вместе с ребенком к успешности, к дальнейшему развитию личности, к достижению поставленных целей.

Это интересно: О правах ребенка
Роман Реуэль, директор школы «Ковчег», г. Москва:

В школе надо создать такие условия, которые заинтересуют всех детей и с ограниченными возможностями, и здоровых. Например, в кружок керамики у нас ходят самые разные дети, в ансамбле скрипачей наряду с обычными детьми играет слабослышащий мальчик.

Сейчас при школе действует ипподром, несколько музеев, в том числе Музей кочевой культуры, в котором размещены подлинные экспонаты из Монголии, Киргизии, Ямало-Ненецкого автономного округа. Музей предполагает интерактивные методы работы с учащимися. Мальчики здесь могут ощутить себя в роли табунщиков, оленеводов и охотников: их учат бросать аркан, правильно и метко стрелять из лука. Девочки стараются освоить роль хозяек учатся делать нити из жил оленя, берестяную посуду, собирать юрту. Музей был создан 13 лет назад, чтобы в живой, интересной форме рассказывать детям о разных народах. Мы работаем с особыми детьми, не похожими на их сверстников. И мы учим детей хорошо относиться к людям, которые на них не похожи.

Музей и школа выполняют одинаковые задачи.

Михаил Комлев, телеведущий, журналист, автор книги Как общаться с солнечными детьми?, дает рекомендации педагогам, как строить отношения с детьми, имеющими синдром Дауна:

  • Главный совет любить, понимать, принимать и не закрываться от них, быть толерантными ко всем. Когда родители, педагоги, дети будут на одной волне, то все будут услышаны и поняты.
  • Надо менять сознание и отношение людей к таким детям. Люди меняются в лучшую сторону, когда к ним приходят солнечные дети. Они должны заниматься в обычных школах, потому что они учат людей пониманию, состраданию.
  • Совет учителю: ребенок с синдромом Дауна особенный и к нему требуется особый подход. Невозможно требовать от него того же самого, что и от обычных учеников. Такие ребята не смогут учиться по общей программе, хотя многие из них достигают успеха, если к ним правильно относиться.
  • Надо больше общаться с солнечными детьми внеурочно, ходить на различные мероприятия (спортивные, театральные) с участием таким детей, чтобы глубже их понять. И когда педагоги начнут их понимать, они к ним совсем по-другому будут относиться и других детей научат этому. Это большая ответственная работа.

Социализация детей с ОВЗ

Стандарты для детей с ОВЗ наряду с академическим компонентом предусматривают и социализацию ребенка, причем, чем глубже интеллектуальные нарушения в его развитии, тем больше времени потребуется на решение этой задачи. Как в связи с этим должна перестроиться урочная и внеурочная деятельность школы?

Отвечает Елена Дробышева, учитель-логопед школы № 29 Энгельсского муниципального района Саратовской области:

Учитель должен знать и учитывать в своей работе с особенными детьми множество разнообразных нюансов, придерживаясь принципа Не навреди!. Допустим, дети с интеллектуальными нарушениями не способны на слух воспринять материал, многие понятия они способны усвоить только благодаря зрительным ориентирам и тактильным ощущениям. Внеклассная работа тоже должна быть индивидуализирована и направлена на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка в тех областях, в которых он проявляет особые способности. Например, если ребенок с аутизмом не может петь и танцевать, но прекрасно рисует и лепит, предоставьте ему такую возможность. Важно у ребенка с каким-либо ограничением здоровья найти тот сохранный ресурс, благодаря которому можно с ним двигаться дальше. Способности каждого надо развивать, только тогда ребенок даст нам положительную динамику развития и достигнет успеха в той или иной области. И конечно, большое внимание надо уделять успешной социализации и дальнейшей профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социализация это еще и экскурсии, на которых дети учатся себя правильно вести в общественных местах, и походы в магазин, где оттачивается умение общаться с продавцом и считать сдачу, и заказ платья в ателье. Это важно для умственно отсталых, для слепых, глухих детей. Самостоятельно они к этому не придут, это требует специального обучения.

Конечно, ответить в одной статье на все вопросы про инклюзивное образование невозможно. Тема эта новая и многогранная.

А пока ответим на главный вопрос: что такое инклюзивное образование?

Инклюзивное образование это не только доступная среда, но и готовность педагогов и детей встречать таких ребят. Нужно быть готовыми постоянно меняться самим и менять уклад школы, расписание занятий. Школа должна подстраиваться под особенности каждого ребенка и работать с родителями.

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Источники:

  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/10/26/obuchenie-detey-s-ovz-v-usloviyah-massovoy-shkoly
  • https://rosuchebnik.ru/material/formy-obucheniya-detey-s-ovz/
  • https://rosuchebnik.ru/material/ovz-i-ii-iii-iv-v-vi-vii-viii-vidov-i-ikh-rasshifrovka/
  • https://cob.mskobr.ru/conditions/obrazovanie_obuchayuwihsya_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorov_ya
  • https://rosuchebnik.ru/material/deti-s-ovz/

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит