Новый закон «Об образовании»: жизнь детей с ОВЗ изменится?

СОДЕРЖАНИЕ

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ШКОЛЫ

Методические материалы

Выполнила: учитель начальных классов

Шиповалова Г.А.

Парфёново 2017

Содержание

Введение 4 — 5

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы 6 — 14

Заключение 15

Литература 16

Введение

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании.

Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят особенный не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

Назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, ( согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации Об образовании в Российской Федерации N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ) это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Дети с ограниченными возможностями здоровья это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. В Конституции РФ и Законе Об образовании сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Так в нашу школу вошло инклюзивное образование. Инклюзивное образование это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. При этом не должно быть препятствий для получения качественного образования нормально развивающимся детям.

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

В реферате рассмотрены особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы, представлен опыт работы учителей начальных классов по реализации инклюзивной формы обучения детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью, даны рекомендации по организации обучения детей с ОВЗ.

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Когда говорят об обучении детей с особенностями в развитии в общеобразовательных школах, используют два термина интеграция и инклюзия. В чем разница?

Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, а инклюзия предусматривает адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия — более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то — пандус, лифт.

Инклюзивное образование это обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. Оно дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни и направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. При этом они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Рекомендацию для обращения в психолого-медико-педагогическую комиссию родители могут получить в дошкольном образовательном учреждении, в школе, где ребенок начал свое обучение, а также на приеме у педиатра, невролога, отоларинголога, окулиста, других медицинских специалистов. В ряде случаев родители могут сами заметить особенности в развитии ребенка и обратиться за консультацией в компетентные органы.

Комиссия готовит по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психолого-медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Решение комиссии является основанием для организации органами образования определенных условий обучения.

Согласно закону об образовании дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор родителей, могут обучаться в условиях:

специального (коррекционного) образования;

инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой школе в одном классе с нормальными детьми);

в классах коррекционно-развивающего обучения при массовых школах;

в системе надомного обучения при массовых и специальных школах;

в условиях домашнего (семейного) образования.

В текущем учебном году наша школа обеспечивает вариативность образовательных услуг, реализуя программы традиционного и коррекционного обучения. Традиционная система представлена программой Школа России. Дети с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе, разработанной на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 1 4 кл. Под редакцией В. В. Воронковой.

Каждая образовательная область адаптированной программы состоит из двух компонентов: академического компонента и компонента жизненной компетенции.Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой частью общего образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Академический компонент рассматривается в структуре образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как усвоенные знания и умения, которые позволяют продолжить образование в соответствии с возможностями ребенка и его желанием и которые служат основой для социального развития и личностной самореализации.

Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре каждой образовательной области как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку с ограниченными возможностями здоровья в обыденной жизни.

ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает механизмы гибкой смены варианта образовательной программы, что конкретизируется применительно к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Для каждой категории обучающихся в школе созданы индивидуальные условия с учётом их психофизических особенностей.

Важное место в учебном процессе, который осуществляют учителя нашей школы в рамках реализации адаптированной программы, занимает коррекционноразвивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию, в результате реализации которой происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с ОВЗ.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья учителя применяют особые коррекционно — развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.

Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя.

Уровень собственной познавательной активности учащихся с ОВЗ является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности. Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения школьников с ОВЗ.

Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом.

При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности.Роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся, выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала для оказания помощи при выполнении заданий.

4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

5. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным

6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

7. Активные методы рефлексии:

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);

3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные). Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ. Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.

Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении образовательной программы, подбор коррекционных мероприятий осуществляет школьный психолого-медико-педагогический консилиум.

Обязательным компонентом адаптированной образовательной программы является программа коррекционной работы, которая в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на создание в образовательном учреждении системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Сопровождение обучающихся в нашем образовательном учреждении осуществляетсяпо трём основным взаимосвязанным направлениям:

1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения.

2. Создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения.

3. Создание специальных социально-психологических и образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с ОВЗ.

В соответствии с этими направлениями Центром сопровождения учащихся с ОВЗ школы определены конкретные формы и содержание работы: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, деятельность по определению и корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы.

Службой сопровождения совместно с педагогами на каждого учащегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения медико-психолого-педагогическая карта, в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.

Непосредственное осуществление междисциплинарного взаимодействия всех специалистов и разработка конкретных рекомендаций по технологии сопровождения инклюзивного образовательного процесса происходит через деятельность территориальной психолого-медико-педагогической комиссии района.

Приоритетная цель деятельности педагогического коллектива нашей школы -признание ценности каждого ребенка вне зависимости от его личностных психофизических особенностей, познавательных, академических и иных достижений. Совместная организация обучения и внеурочной деятельности детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников повышает уровень навыков общения, толерантности, формируетнавыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Заключение

При включении детей с ОВЗ в общеобразовательные школы перед коллективом образовательной организации возникают следующие задачи:

  1. Создание такого образовательного пространства, в котором комфортно всем учащимся.
  2. Помощь каждому ребенку, нуждающемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.
  3. Психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ.
  4. Развитие психолого-педагогической компетенции, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.

Решение общеобразовательной школой данных задач позволит ребенку с ОВЗ максимально сохранить свое привычное социальное окружение.

Многих детей нашей школы родители должны были перевести в специальную коррекционную школу-интернат. Благодаря реализации инклюзивной формы образования в нашей школе, для части неординарных, особенных, как мы называем детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), появляется возможность не разлучаться с семьей. У родителей, таким образом, появится возможность воспитывать своего ребенка самому, вместе с другими членами своей семьи, на основе своих жизненных принципов.

А мы, учителя, должны помочь им в этом, проследить, чтобы инклюзивное образование было организовано таким образом, чтобы у ребенка с ОВЗ было детство без границ, т.е. ребенок не должен быть изгоем в классном коллективе, мог благодаря индивидуальной образовательной программе удовлетворить свои потребности в обучении и воспитании.

Литература

  1. Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения. Педагогическое образование и наука,2012.
  2. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. Педагогическое образование и наука,2012.
  3. Блинова Л.Н.Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. Учебное пособие. Энас, 2003.
  4. Защеренская О.В. Психология детей с ЗПР. — Санкт Петербург, 2003.[Психология детей с ЗПР] / О.В. Защеренская. Санкт Петербург, 2003
  5. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях /Ответств. редактор С.В.Алехина. М: МГППУ, 2012.
  6. Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /отв. ред. Алехина С.В., Кутепова Е.Н. — М.: МГППУ, 2012.
  7. Староверова М.С. и др. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. М.: Владос, 2011.
  8. Тезаурус инклюзивного образования [Текст] /сост. А.Д. Барбитова. Ульяновск: ОГБОУ ДПО УИПКПРО, 2012.

Обучающиесяс ограниченными возможностями здоровья как обучающиеся с особыми образовательными потребностями

В российском законодательстве, в отличие от зарубежного, инвалидность и ограничения по здоровью — разные категории лиц.Так, статус инвалида ребенка-инвалидаприсваивает бюро медико-социальной экспертизы на основаниирасстройств функций организма, приводящих к ограничению жизнедеятельности. Статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья присваивает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) на основании имеющихсяособых образовательных потребностей, обусловленных различныминарушениями, которые препятствуютполучению образования без создания специальных условий. То есть категория обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий для получения образования.

Поэтому законопроектом предлагается наименование указанной категории обучающихся изложить как обучающиеся с особыми образовательными потребностями.

Ребенок- инвалид

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Поэтому он может и не являться обучающимся с особыми образовательными потребностями, и вправе получать реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите). Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с особыми образовательными потребностями.

Еслиребенку-инвалиду нужны специальные условия для получения им качественного доступного образования с учетом его особых образовательных потребностей, ему необходимо пройти комплексное обследование ПМПК и получить соответствующее заключение.

В связи с изложенным законопроект предлагаетновуюредакциюопределения категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, согласно которой ребенок-инвалид приравнен по правовому статусу к лицу с особыми образовательными потребностями в случае подтверждения заключением ПМПК наличиянарушений,которые препятствуют получению образования без создания специальных условий.

Кроме того,законопроектом предлагается заменить определение категории обучающиеся с умственной отсталостью и обучающиеся со сложными дефектами на обучающиеся с нарушениями интеллекта и обучающиеся с тяжелыми и множественными нарушениями развития соответственно.

Обучающиеся, нуждающиеся в длительном лечении

Федеральныйзакон№273-ФЗ (части 5, 6 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ) регламентирует организацию образования обучающихся,нуждающихся в длительном лечениипри одновременном проведении необходимых лечебных иреабилитационных мероприятий. Вместе с тем законодательно категория обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, не определена.

Законопроектом предлагается согласованное с Минздравом России определение указанной категории обучающихсякак осваивающей основные общеобразовательные программы, которой по заключению медицинской организации проводятся диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия продолжительностью 21 день и более в медицинской организации.

Выбор формы обучения, в соответствии с законом, остается зародителямис учетом мнения самого обучающегося. В то же время действующая версия Федерального закона № 273-ФЗ регламентирует выбор формы обучения педагогическими работниками. Для устранения существующего противоречия документ предлагает исключитьнормуо выборе формы обучения педагогическими работниками.

Центрымедицинской, социальной и психологической помощи

В настоящее время центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в соответствии со статьей 31 Федерального закона № 273-ФЗ могут осуществлять образовательную деятельность только по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам. Вместе с тем, по итогам мониторинга Министерства просвещения, на территории Российской Федерации функционирует 184 центра. При этом83 из них имеютлицензиюна реализацию общеобразовательных программ начального общего образования и основного общего образования. Законопроект предлагает разрешитьцентрам вести образовательную деятельность по программам начального общего и основного общего образования и дать им полномочияосущестлять функции ПМПКпосредством расширения структуры и созданиясоответствующих подразделений.

При этомперечень видов помощи предлагается дополнить ранней коррекционной помощью. Ранняя коррекционная помощьбудет оказываться с помощью уже созданных ресурсов, то есть центрами или психологами, педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, разъясняет документ.

Адаптированные программы и специальные условия

В соответствии с законом 273-ФЗ,общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. Втаких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Вместе с тем, как показывает практика,не все обучающиеся с особыми образовательными потребностяминуждаются в адаптации образовательных программ. Некоторым из них достаточно создать некоторые специальные условия.

Перечень специальных условий законопроектом предлагается дополнить средствами альтернативной коммуникации, услугами тьютора, услугами по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу). Специальные условия должны быть созданы в любой образовательной организации, в которой есть обучающиеся указанной категории, на любом уровне получения ими образования.

Федеральный закон, в случае утверждения этого проекта, вступит в силу с 1 сентября 2020 года.

Соответствие Конвенции ООН о правах инвалидов

Согласно статье24 Конвенции (п. 1, 2) при реализации права инвалида на образование государства-участники обеспечивают, чтобы:

а) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования;

b) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;

c) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности;

d) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;

e) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки.

В целом эти требования Конвенции отражены в новом законе.

В прежнем (ныне действующем) законе также не было никаких запретов на этот счет; но политика государства была иной, имеющиеся нормы не исполнялись. В новом законе положения Конвенции в большей степени формализованы, и тем самым закреплены.

Основные новации

Конкретизация определений

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Введен статус, подтверждающийся психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК) и требующий создания специальных условий получения образования.

Инклюзивное образование обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В законе содержится гарантия государства по обеспечению образования любого ребенка, в т.ч. имеющего особые образовательные потребности.

Адаптированная образовательная программа образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Новации по существу

1. Отдельно введены гарантии государства по предоставлению психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Она организуется субъектами РФ и предоставляется как центрами психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ЦППМСП), так и специалистами образовательных организаций.

ЦППМСП созданы для консультирования как детей, так и родителей и образовательных организаций (ОО). На них же может возлагаться и функция ПМПК; следовательно, ПМПК не будет оторвана от места, где ребенок наблюдается и ему оказывают помощь (нынешняя ситуация обратная).Появились некоторые нормы про ПМПК (хотя все равно дается отсылка к Положению, от него многое зависит).

2. Целая статья 79 посвящена образованию лиц с ОВЗ.

Они обучаются по адаптированная образовательной программе (АОП), предусматривающей создание специальных условий, включающих в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательнуюдеятельность,идругиеусловия,без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Ребенок с ОВЗ может обучаться как совместно с обычными сверстниками, так и в отдельных организациях (группах, классах). Специальные (коррекционные) учреждения должны быть постепенно переименованы в общеобразовательные. При этом речь не идет о ликвидации специальных (коррекционных) образовательных организаций. Общая направленность нового закона: специальное образование не обязательно должно организационно выделяться путем создания спецшкол. Организация специального образования (отдельные ли школы, которые будут обучать по адаптированным программам, или отдельные классы в обычной школе, иное) зависит от особенностей региона.

Минобразования должно разработать Типовые положения учреждений для разных типов детей с ОВЗ. К существующим типам добавлены с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

3. Финансирование

Норматив финансирования (подушевой) устанавливается с учетом специальных условий для обучения ребенка с ОВЗ. Применение зависит от региона.

В Москве для ребенка-инвалида с ДЦП установлен коэффициент 3, для остальных детей с инвалидностью 2. Для создания полноценных специальных условий обучения этого крайне недостаточно!

4. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников для работы с детьми с ОВЗ и содействует привлечению таких работников в организации.

По организации педагогического процесса

Введено дисциплинарное взыскание к учащимся, вплоть до исключения из школы и перевода. Не применяется лишь к дошкольникам, ученикам начальной школы, детям с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Следовательно, существует ненулевая опасность применения дисциплинарного взыскания к детям с умеренными эмоционально-волевыми, поведенческими и пр. нарушениями.

Если ребенок имеет академическую задолженность (не успевает по 1 или более предметам): ему дается год (продолжает обучаться с классом), за который он 2 раза имеет возможность пройти переаттестацию. Если пройти переаттестацию не удается, то возможно: а) повторное обучение (второй год); б) перевод на обучение по адаптированной образовательной программе (АОП); в) обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП), включающему, среди прочего, и растягивание сроков обучения по определенным предметам. В результате ребенок, не успевающий по отдельным предметам, имеет возможность не менять коллектив.

Для выпускников школ VIII вида не имеющих основного среднего образования при завершении получения образования выдается свидетельство по установленному образцу (сейчас выдается лишь справка). В нем отражаются результаты обучения по отдельным предметам по сравнению с обычными программами. Служит ориентиром для дальнейшего профессионального обучения.

В школах создаются комиссии по урегулированию споров (для родителей).

Закреплено право родителей:

Ÿ получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

Ÿ присутствовать на обследовании ПМПК, обсуждать, высказывать мнение по поводу рекомендаций.

Итоговая аттестация

Допускаются лица, выполнившие учебный план и не имеющие академической задолженности если иное не установлено правилами проведения аттестации по образовательной программе, по которой они обучаются.

Обучение детей-сирот и оставшихся без попечения родителей в интернатах: приоритетно обучение организуется за пределами интерната. Если нет возможности (образовательной инфраструктуры) тогда в учреждениях. Направлено на социализацию и интеграцию детей в ДДИ и реализацию их права на образование.

В ОО функция по присмотру и уходу отделена от непосредственно образования. Следовательно, продленка в школе, а также присмотр и уход в детских садах могу стать платными. Льготы (бесплатность) сохранятся для: детей-инвалидов, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, дети с туберкулезной интоксикацией.

Возраст поступления в школу

Было: начало обучения от 6,5 до 8 лет. Станет: начало обучения позже 8 лет возможно по решению учредителя. Это может привести к тому, что в таких случаях придется брать заключение ПМПК и убеждать учредителя к нему прислушаться.

Домашнее обучение

Существует два вида индивидуальных программ для обучения детей сОВЗ преподавателями надому.

Общая. Ребёнок сОВЗ учится точно также, как иего одноклассники: занятия (от10минут до2часов, взависимости отпсихофизического состояния ребёнка), контрольные, экзамены только всё проводится дома. Вконце обучения ребёнок получает стандартный аттестат обокончании школы.

Вспомогательная. Создаётся специальная программа, учитывающая состояние здоровья ребёнка. Вконце обучения выдаётся аттестат особого образца суказанием программы обучения.

Плюсы

Дома истены помогают это про домашнее обучение. Домашняя комфортная обстановка, исключение физических ипсихологических травм, индивидуальный подход кобучению всё будет подстроено под особенности здоровья ребёнка сОВЗ.

Минусы

  • Отсутствует социализация, приспособленность кплюсам иминусам жизни вне дома.

  • Расписание изучаемых предметов обычно претерпевает сильные изменения: чаще всего, это один предмет вдень, причём даётся сразу несколько новых тем этого предмета, что влечет переизбыток однотипной информации.

  • Сосредоточенность родителей иучителей вокруг ребёнка способствует развитию унего эгоистичности иинфантильности.

Заочное семейное обучение. Экстернат

Ребёнок сОВЗ обучается поиндивидуальной программе. Родители самостоятельно организовывают учёбу, предварительно согласовав этот вопрос сорганами местного самоуправления.

Чаще всего учёба проходит посредством дистанционного обучения частных организаций. Основой такого обучения становится самостоятельная работа ребёнка, который посредством современного оборудования организовывает себе занятия вудобное для него время.

Для сдачи промежуточных экзаменов иполной аттестации следует выбрать один изпредложенных вариантов. Первый вариант состоит вовременном прикреплении клюбой школе, сдаче нужных экзаменов ипоследующем отчислении ученика. Второй вариант предполагает сдачу платных экзаменов вонлайн-школах.

Обучение экстерном отличается отвышеописанного более короткими сроками обучения.

Плюсы

Удобный режим обучения, подстроенный под конкретного ребёнка; оперативность работы педагога сучеником, индивидуальная методика значительные плюсы такого обучения. Также ребёнок может изучать курс поодному итомуже предмету внескольких школах, что обеспечивает более глубокое ивсестороннее знание предмета. Богатый выбор виспользовании источников информации для учёбы, укрепление коммуникативных навыков благодаря онлайн-общению спедагогами идругими детьми также являются положительными сторонами заочного семейного обучения.

Минусы

Ксожалению, интернет-общение неспособно заменить общение эмоциональное иживое при реальном контакте. Поскольку прохождение работы зависит отсамостоятельности ученика, результаты могут быть неудовлетворительными. Постоянное использование интернет-ресурсов, банков информации, презентаций создаёт некую однобокость обучения, способную утомить ребёнка.

Наиболее оптимальная форма обучения для детей сОВЗ подбирается при прохождении ЦПМПК. Специалисты оценивают психофизическое состояние здоровья ипомогают подобрать лучший вариант обучения, втом числе иинклюзивные формы.

#ADVERTISING_INSERT#

Расшифровка категорий ОВЗ вмедицине

Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана вМеждународной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности издоровья детей иподростков. МКФ-ДП Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологическихи (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) иего структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), ихсущественные отклонения иутрату. Кформам нарушений относятся также задержки иотставание впроцессе развития детей иподростков.

МКФ-ДП определяет 5уровней нарушений впроцентном соотношении (от0-4% при отсутствии или незначительных нарушениях, до96-100% при абсолютных) и4уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения изадержки регистрируются покодам, присвоенным функциям иструктурам организма, способностям кобучению иприменению знаний напрактике, социальным отношениям ивлиянию окружающей среды. Классификация опубликована насайте ВОЗ.

Сводная таблица Классификация детей сОВЗ сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.

Международная классификация функционирования, ограниченной жизнедеятельности издоровья детей иподростков

ОВЗ поФГОС

Виды ОВЗ поФГОС определены всоответствии свариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для особых учеников.

  • глухие, 4варианта АООП НОО

  • слабослышащие, 3варианта

  • слепые, 4варианта

  • слабовидящие, 3варианта

  • снарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4варианта

  • сзадержкой психического развития (ЗПР), 3варианта

  • стяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3варианта

  • срасстройствами аутического спектра (РАС), 4варианта

  • сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2варианта(3)

ФГОС рекомендует обучать таких детей винклюзивных школах иЦентрах психолого-педагогической, медицинской исоциальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются набазе коррекционных школ ипостепенно приходят имназамену. Вместе стем, коррекционные школы 8видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся скатегориями ихвоспитанников.(2)

Iкатегория. Неслышащие, глухие дети без речи

Дети сглубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся сослуховыми нарушениямиили потерявшие слух допериода развития речи.Они невоспринимают речь инемогут самостоятельно еюовладеть. Чтобы разговаривать, имнеобходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением иосязанием. Ихмыслительные процессы основаны ненаречи, анаобразах идействиях. Поэтому имтрудно определять причины иследствия, свойства иотношения. Ихвнимание ипамять характеризуются неустойчивостью инизким объемом из-за утомляемости.

Вобучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. Ихотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы иочень мало слов, описывающих качества идвижение, они всеже могут говорить. Пусть идопуская ошибки взвуках, заменяя слова похожими позвучанию.

Между собой дети общаются жестамиипытаются перенести такое общение вмир слышащих, имитируя жестикуляцией имимикой разные объекты иихпризнаки. Иногда это воспринимается как агрессия, иидет такойже агрессивный ответ. Это одна изпричин, почему дети сглухотой обладают низкой самооценкой.

IIкатегория. Слабослышащие дети

Дети счастичной потерей слуха, тугоухостью иразличной степенью недоразвития речи. Дети,сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь.Они продолжают накапливать словарный запас.

Развитие ихпсихических ипознавательных процессов зависит оттого, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что нанего можно опереться, нополученная информация очень искажается.

Главная задача при ихобучении развивать зрительное восприятие иучить концентрироваться нагубах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания иначнет развиваться наглядная память.

Вотличие отглухих детей, слабослышащие имеют высокую идаже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее ихдостижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.

III иIVкатегории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Детинезрячие, втом числе слепорожденные иослепшие до3-х лет, слабовидящие ипоздноослепшие, скосоглазием иамблиопией.

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом иосязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрениечерез смутные иискаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает ихцелостности. Дети струдом определяют расстояние, местоположение нетолько объектов, ноисобственное. Витоге неимеют четких уверенных суждений.

Обучение данной категории основано насоздании уних полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. Впервую очередь, спомощью речи. Нонужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, ихлексика бедна ипроизносимые слова невсегда совпадают среальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.

Учеба развивает ихнеустойчивое внимание, неимеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность ипроизвольность. Тоже испамятью, впервую очередь, словесно-логической.

Слепые ислабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, неимеют целей. Нообщение, совместные учебные итрудовые дела свидящими ровесникам развивают уних самостоятельность иконкурентоспособность.

Vкатегория. Тяжелая речевая патология

Дети немые, сфонетико-фонематическим недоразвитием речи инарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух иинтеллект, ноиз-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении иписьме, снижается словарный запас.

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. Впервом случае речь полностью отсутствует или сохраняется ввиде отдельных фраз ислов сдефектами произношения. Вовтором нарушается дифференцированное восприятие звуков ислов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, нонормально воспринимает неречевые звуки.

Дизартрия иринолалия это нарушение произношения. При дизартрии из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. Врезультате страдают все психические процессы, заисключением логической, смысловой изрительной памяти.

Обучение проходит через развитие моторики спомощью гимнастики, ритмики, музыки. Врезультате восстанавливается устойчивый познавательный интерес иадекватная самооценка.

VIкатегория. Нарушение опорно-двигательного аппарата

Дети сДЦП, врожденными иприобретенными деформацями ОПА, вялыми параличами верхних инижних конечностей, парезами ипарпарезами нижних иверхних конечностей. Недостаточность движений мешает имвоспринимать действительность зрением икинестетикой. Уних более развито вербальное мышление посравнению снаглядно-действенным. Отстает система формирования понятий иабстракций.

Часто бывают проблемы сослухом, ведущие кснижению слуховой памяти ислухового внимания. Встречается алалия идазатрия.

Таким детям полезно совмещать обучение спосильной трудовой деятельностью.Она учит переключать внимание, снижает вялость, дает чувство значимости.

VIIкатегория. Дети сЗПР

Дети свозможностью интеллектуального развития, нозамедленным темпом психических процессов, высокой истощаемостью, трудностью вусваивании знаний: психическое недоразвитие, задержка психического развития, поврежденное психическое развитие, дифицитарное развитие, искаженное развитие (РАД, СДВГ)

Общими проблемами являются замедленное, непоследовательное восприятие, отставание словесно-логического мышления. Имсложно анализировать иобобщать. Врезультате страдает речь, лишенная ясности илогики.

Для детей сЗПР характерно непроизвольное импульсивное поведение иинфантилизм всочетании снизким уровнем познавательных процессов, включая память ивнимание. Причины инфантилизма кроются впроблемах эндокринной инервных систем, запоздалом темпе психического развития.

При обучении нужно учитывать ихфизиологически обусловленную утомляемость, частую смену активности ипассивности. Если имдавать интересные задания, нетребующие напряжения ума, создать атмосферу спокойствия идоброжелательности, они показывают результаты решения интеллектуальных задач, приближенные кнорме.

VIIIкатегория. Отклонение интеллектуального развития.

Дети сглубоким недоразвитием познавательных процессов. Чаще всего ввиде олигофрении (синдром врожденного психического дефекта) 3видов. Кобучению способны лишь дети сдебильностью, легкой корректируемой степенью умственной отсталости.

Хотя ихвосприятие искажено, струдом перестраивается инеобладает достаточной осмысленностью, ауровень мышления очень низок, они овладевают речью, пусть исграмматическими ифонетическими ошибками. Дети учатся писать, читать, считать. Ноосновной формой работы сними является трудовое обучениеи, впоследствии, помощь втрудоустройстве.

Независимо откатегории ОВЗ, ккоторой относится ребенок, российские инклюзивные школы, ППМС, коррекционные школы создают своим особым ученикам все условия для получения без дискриминации качественного образования, для коррекции нарушений развития исоциальной адаптации

#ADVERTISING_INSERT#

Источники:

  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/10/26/obuchenie-detey-s-ovz-v-usloviyah-massovoy-shkoly
  • https://pedsovet.org/beta/article/v-novom-ucebnom-godu-kategorii-obucausiesa-s-ovz-uze-ne-budet
  • http://sunkrug.su/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD-%D0%BE%D0%B1-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C-%D0%B4%D0%B5/
  • https://rosuchebnik.ru/material/formy-obucheniya-detey-s-ovz/
  • https://rosuchebnik.ru/material/ovz-i-ii-iii-iv-v-vi-vii-viii-vidov-i-ikh-rasshifrovka/

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит