Нелюбимые школьные предметы: 3 причины появления и способы решения проблемы

СОДЕРЖАНИЕ

В той или иной форме, большинство родителей услышит фразу Как же я не люблю алгебру или Да кому нужна эта геометрия. Подобный негативный настрой к школьным предметам появляется у многих детей и для родителей это должен быть определенный сигнал, на который обязательно нужно обратить внимание. Дело в том, что если не среагировать вовремя, ребенок может отстать от программы обучения, а в будущем, отказаться и от других школьных предметов.

Само собой, что у появления нелюбимых предметов есть первопричина и задача родителей, как говорится, докопаться до истины.

predmet4.jpg

Три причины

  1. Учитель. Ребенку не нравится сам учитель, либо считает его скучным. К тому же, у ребенка может быть конфликт с преподавателем, обида от которого проецируется на предмет.
  2. Адаптационный период. Как бы взрослым не казалось, что у детей нет проблем, так как они еще слишком малы, это не так. Ребенок может переживать развод родителей или только что сменил школу и у него происходит период адаптации, связанный с внутренним конфликтом.
  3. Прогулы уроков. Одна из частых причин появления нелюбимого предмета непонимание и отставание из-за пропусков уроков. Особенно это ощущается в таких предметах, как математика, иностранные языки или геометрия, в которых чтобы понимать тему, нужно опираться на предыдущие материалы.

proguly-urokov-e1587644857150.jpg

Регулярная профилактика

Есть такое понятие Держать руку на пульсе. Это значит, что не стоит ждать когда проблема раскроется спустя время. Старайтесь ежедневно беседовать с ребенком о том, что сегодня было интересного в школе. Узнайте, что нового было на уроке географии или истории, попросите пересказать своими словами полученные знания. Таким образом, вы сможете не только узнать насколько ребенку понравился урок, но и закрепите пройденный материал.

predmet2.jpg

Также вы можете столкнуться с такой проблемой, когда ребенок не видит смысла в изучении предмета. Конечно же, очень сложно объяснить, как физика связана с реальной жизнью, но все равно нужно мягко дать понять, что ее законы распространяются на многие сферы жизни человека. Если нужны примеры, то вы можете показать несколько роликов из интернета, в которых показаны опыты. Это может заинтересовать ребенка и разжечь интерес к скучному по его мнению, предмету.

Варианты решения проблемы

Если вам удалось докопаться до истины и причина нелюбви к школьному предмету кроется в преподавателе, то попробуйте попросить директорат заменить учителя. Если это сделать невозможно, то можно перевести ребенка на обучение с репетитором. При этом стоит помнить, что ребенок может мстить учителю и на самом деле причина нелюбви к предмету в личном капризе.

predmet3.jpg

Не спешите обвинять учителя, чтобы у ребенка не появилась возможность свою неуспеваемость сваливать на преподавателя.

Перезагрузка. Есть такое понятие у автомобилистов, что если машина заглохла на подъеме, то нет смысла раз за разом заводить двигатель, так как он будет снова глохнуть. Необходимо поступить мудрей, а именно откатиться назад по инерции на некоторое расстояние и разогнавшись преодолеть препятствие.

opros-bolshe-poloviny-roditelej-delayut-uroki-vmesto-detej.jpg

Так и с ребенком. Если причина нелюбви к предмету в отставании, то выясните с какого момента упущены знания и подтяните их. Ребенок, вновь нащупавший утраченный путь на радостях легко догонит сверстников. Так что если не хотите, чтобы у ребенка появись нелюбимые предметы, то вам необходимо держать руку на пульсе. Помните, это необходимо, так как речь идет не о простом капризе ребенка, а о решении его дальнейшей успеваемости. Нет нелюбимых предметов есть причины, по которым предметы становятся нелюбимыми.

Школьная фобия не притворство!

Ребенок, страдающий школьной фобией, действительно испытывает болезненные ощущения, начиная от коликов в животе и болей в голове, заканчивая общим недомоганием. И, несмотря на то, что дискомфорт вызван психосоматикой, тем не менее, ребенок не обманывает. Он становится заложником собственного тела, которое пытается всеми способами избежать пребывания в опасном месте.

Это состояние даже получило отдельное название: дидаскалейнофобия.

rebenka-toshnit.jpg

Вот лишь некоторые из симптомов, которые может испытывать ребенок из-за школьной фобии:

  • головные боли;
  • боль в животе, тошнота и рвота;
  • диарея;
  • повышение температуры;
  • тахикардия;
  • потеря сознания и пр.

Если зафиксировать подобные случаи дискомфорта, то можно заметить, что они проявляются с понедельника по пятницу. При этом исчезают в выходные дни или во время каникул.

Причины школьной фобии

Самые распространенные причины:

Буллинг со стороны детей. Ребенок является объектом оскорблений, насмешек и физического насилия. Само собой, страх перед унижениями может стать причиной нежелания идти в школу. Обсудите проблему с ним и при необходимости свяжитесь с директором школы или учителями. Если ситуация сложная, лучше перевести в другую школу.

rebenok-boitsja.jpg

Учительский буллинг. Такое встречается довольно часто, когда один учитель начинает неадекватно относиться к ребенку высмеивает его, обызвает, занижает оценки. Школьник перестает любить этот предмет, у него падает успеваемость, он не хочет идти в школу в те дни, когда есть урок этого учителя. Что с эти делать читайте тут.

Перфекционизм. Ребенок, склонный все делать идеально, может столкнуться с проблемой, когда он не справляется с возложенными на него обязательствами. Причем, зачастую, высокие требования он возлагает сам на себя. Не требуйте о ребенка слишком многого, поверьте, все что необходимо для жизни он итак получит. Объясните, что не бывает все всегда идеально, у каждого бывают ошибки и недочеты.

Физические недостатки. Возможно, ребенок имеет физическое или психологическое отклонение (косоглазие, близорукость, заикание или другая несхожесть с одноклассниками), тогда его нежелание идти в школу может перерасти в фобию. Необходимо научить его спокойно реагировать на насмешки или укрепить его веру в собственную уникальность.

draznyat.jpg

Поведение родителей

Удивительно, но у одних детей, при схожих ситуациях в школе, фобия развивается активно, а у других нет. Это связано со многими причинами, начиная от обстановки в доме, заканчивая личностными характеристиками. Ребенок, не имеющий поддержки в семье или пребывающий в доме, где у родителей нет гармонии в отношениях, больше склонен к развитию школьной фобии.

Особенно если ему не к кому прийти и пожаловаться, так как родители считают, что его проблемы незначительны и надуманы. Ребенок, который, остается один на один со своими проблемами, получает психологическую травму на всю жизнь, так как не имеет опыта выхода из сложившихся ситуаций.

rebenok-fobiya.jpg

Возможно, он не симулирует, а действительно находится в состоянии сильнейшего стресса. Не игнорируйте его капризы и не ждите, что проблема пройдет сама собой. Хорошо если так и будет, но зачем рисковать? От страха перед школой можно избавиться, обратившись за помощью профессиональному психологу, который изучив ситуацию, сможет найти решение для вашего ребенка. При первых симптомах школьной фобии, обратитесь к детскому психологу, и ребенок уже в скором времени вернется в прежнее русло обучающего процесса. Помните, родитель это не только родить ребенка, но и быть ему опорой и поддержкой на протяжении всей жизни.

Лайфхак 2. Определите, в чём польза этого предмета

Не существует бесполезных наук (ну или, по крайней мере, их не проходят в школе). Нужно понять, какую выгоду может принести нелюбимый предмет, сейчас или в будущем. Например.

  • Алгебра: сейчас я могу быстро посчитать сдачу в магазине, а в будущем смогу грамотно распоряжаться финансами.
  • Русский язык: сейчас могу произвести впечатление на сверстников при переписке в чате, а в будущем напишу резюме без ошибок и получу классную работу.
  • География: сейчас я легко ориентируюсь в большом городе, а в будущем смогу планировать путешествия, без помощи турагентства.
  • Химия: сейчас могу показывать крутые эксперименты друзьям, в будущем буду хорошо разбираться в веществах и правильно питаться.

Чем конкретнее формулировка и больше прикладное значение, тем проще переломить отношение к предмету.

Лайфхак 3. Измените подход к изучению

В 1987 году новозеландский школьный инспектор Нил Флеминг исследовал эффективность обучения старшеклассников. Он задался вопросом, почему от природы любознательные малыши постепенно охладевают к учёбе (по крайней мере по некоторым предметам).

Флеминг разработал теорию, согласно которой человек познает мир сквозь призму пяти чувств, и разделил людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков (современные психологи выделяют ещё дигиталов).

Со временем в силу функциональной асимметрии мозга один из каналов восприятия начинает доминировать. Поэтому необходимо комбинировать разные способы подачи информации и типы заданий.

  • Визуалы думают картинками, им требуется тишина во время учёбы. Им мало прослушать занятие: нужно делать красочные заметки, составлять списки, чертить диаграммы. Хорошо работает запоминание с помощью карточек.
  • Аудиалы мыслят линейно, медленно читают и разговаривают. Им тяжело даются задания с текстами и на время. Лучше слушать видеоуроки и аудиокниги, а затем с кем-нибудь обсуждать пройденный материал. Для запоминания рекомендуется повторять информацию вслух и использовать ассоциации.
  • Кинестетики неусидчивы, им важно потрогать и понюхать. Они быстро теряют концентрацию и нуждаются в частых перерывах. Следует разбивать учёбу на этапы и применять материал на практике. Запоминание лучше всего идёт в игре.
  • Дигиталы размышляют логически, для них важны связи и цифры. Они легко учатся, потому что много читают, быстро запоминают, охотно ведут конспекты и умеют пользоваться вспомогательными пособиями.

Выясните, кто вы аудиал, визуал, кинестетик или дигитал. В Сети множество тестов на определение преобладающего канала восприятия. Старайтесь изучать сложные темы в наиболее удобном для вас формате.

Допустим, вы кинестетик и испытываете сложности с биологией. Попробуйте смастерить модель клетки или макет классификации живых организмов. Потрогав тему, вам будет проще в ней разобраться.

Лайфхак 4. Найдите смежное хобби

Этот приём тесно связан с двумя предыдущими. Пересмотрев формат изучения предмета и отыскав его практическую пользу, вы начнёте им увлекаться.

Например, если вы не дружите с алгеброй и геометрией, займитесь спидкубингом, а если терпеть не можете историю, сходите на историческую реконструкцию.

Лайфхак 5. Заручитесь поддержкой наставника

Вам знакомо высказывание Всё зависит от учителя? Мол, у одного преподавателя можно быть отличником, а у другого съехать на тройки. Педагогический талант действительно важен. Но влюбиться в предмет можно и в простом общении с увлечённым человеком.

Попробуйте подружиться с тем, кому нравится ваш проблемный предмет. Желательно, чтобы новый приятель был примерно вашего возраста и импонировал вам. Вдохновляясь общением, вы постепенно начнёте перенимать его интересы (а он ваши).

Если подружиться с антиподом не получается, заручитесь поддержкой старшего товарища. Такого, кому вы сможете пожаловаться на нелюбимый предмет или пообещать выучить параграф. Внимание и поддержка постороннего человека, а также ответственность перед ним отличные мотиваторы. В Домашней школе Фоксфорда таким человеком для вас может стать персональный куратор.

Подростки, пандемия и тревога

Не думайте, что если подростки склонны к безмятежности и беспечности, то и вирус их совсем не заботит. Они могут просто не показывать вам этого, чтобы уберечь от своих переживаний.

Дети младшего возраста, которые столкнулись с негативом в раннем детстве, могут и вовсе вытеснять из памяти травмирующие события, но при этом травма будет все равно влиять на их поведение и психику.

front-z.jpg

Но внешне заметить это неспециалисту сложно; профессионалы же увидят проблему через её выражение в тиках, установках, идеях, особенностях воображаемых друзей и основных мотивах для игры. Также специалист может посоветовать родителям, как им правильнее себя вести, чтобы случайно не усугубить ситуацию, а только помочь своему малышу.

Подростки могут трудно переносить негатив от пандемии даже тогда, когда в их окружении нет заболевших. Именно в переходном возрасте они обычно сталкиваются с суровой реальностью, перестают видеть мир сквозь розовые очки, при этом пытаясь не растерять оптимизм; они сами формулируют свое понимание таких философских категорий, как смысл, жизнь, любовь и смерть.

Когда вокруг столько новостей о новых заболевших и смертях, подросткам, что еще не научились фильтровать информацию, тяжело справится с такой волной жестокости мира. Поэтому перед родителями стоит важная задача не оставлять ребенка наедине с переживаниями, научить его медиа-грамотности и объяснить, что любая беда обязательно подходит к концу.

Нелегкое финансовое положение в семье тоже может послужить дополнительным источником переживаний у тинейджера. Постарайтесь спокойно донести до ребенка, что сейчас не время сорить деньгами на доступные развлечения и безделушки, но не нагнетайте слишком сильно из-за чувства собственного бессилия подросток может закрыться в себе.

trevozhnost-600x400.jpg

Старайтесь сами сохранять бодрый настрой, не сгущайте краски лишний раз, ведь сейчас главная цель сохранить здоровье, и психологическое здоровье не менее важное для вашей семьи.

Правила жизни с подростком в ситуации самоизоляции

Сохраняйте обычный семейный уклад, следуйте принятым в вашей семье традициям, проводите больше времени вместе. Так подросток не будет чувствовать себя одиноким. Но не стоит заставлять ребенка силой общаться и заниматься общими делами с вами он все еще независимая личность, что имеет право на личное время и выбор, как его тратить.

Объясните ребёнку, какой информации стоит доверять, где можно найти правду о пандемии и почему не стоит проводить за исследованием темы слишком много времени. Поток негативных новостей вгоняет в хандру.

. Подросток легко заметит, если вы не будете придерживаться этого правила сами, и перестанет вас слушать. Помните, что каждый человек уверен в своей исключительности и иммунитете, что с ним ничего не случится, но это ошибочное убеждение никто не застрахован.

podrostok4-600x363.jpeg
Не выпускайте подростков на улицу во время карантина

Поддерживайте общение ребенка с друзьями через социальные сети и каналы видеосвязи, помогите ему составить расписание дня, подкидывайте ему интересные идеи для времяпровождения. В общем, будьте его союзником в подходящих ему способах провести время на карантине.

Не драматизируйте лишний раз о ситуации, воздержитесь от просмотра сомнительных телепередач и чтения конспирологических теорий. Равно как вашему ребенку, так и вам усугубление самочувствия из-за сгущения красок не нужно.

Общайтесь со своим ребенком, выслушайте его беспокойства, помогите выразить чувства. Но не навязывайтесь когда подросток будет готов с вами поделиться, он не будет закрываться, и контакт наладить легко. Если вы чувствуете, что на ваши попытки нет ответа отложите разговор на попозже, вы сделали шаг навстречу и показали, что вас состояние подростка заботит, он уже не будет бояться сам к вам подойти.

unnamed-6.jpg

В психологии есть полезные фразы, которые помогают поддержать человека в тяжелом состоянии; они универсальны, поэтому используйте их и к своему ребенку.

  • Как я могу помочь тебе?,
  • Что делаем и можем еще сделать мы с тобой, чтобы пережить это время и остаться здоровыми и счастливыми?,
  • Как нам провести это время с пользой? и другие.

Следите за физической формой подростка и собственной, не давайте залеживаться, объедаться скупленными на случай дефицита продуктами, игнорировать активность совсем. Если есть возможность выйти на прогулку, сохраняя безопасность каждого члена семьи и не нарушая правил поведения на карантине попробуйте, но только придерживаясь всех рекомендаций.

Будьте в курсе дистанционного образования ребенка, помогите ему подобрать интересные онлайн-курсы, что теперь стали доступны в общем, способствуйте развитию и обучению подростка даже дома.

podrostok5-600x487.jpg

И почаще обнимайтесь, ведь тактильный контакт избавляет от тревоги, успокаивает и сближает.

Да, ваш малыш уже взрослый, и мамины поцелуи его наверняка смущают, но для каждого есть подходящий вид касаний, которые ему нравятся. Вот у вас появился замечательный повод узнать, нравится ли вашему ребенку массаж, или, может, когда мама расчесывает и заплетает своей дочери волосы.

Варианты совместных развлечений с подростками

  1. Мастер классы на YouTube-каналах: темы на любой вкус, конкурс, у кого лучше получится.
  2. План будущих путешествий: совместно выбрать, куда отправиться после карантина.
  3. Семейный киномарафон смотреть выбранные каждым членом семьи фильм.
  4. Клуб любителей (или нелюбителей) книг: всем прочитать одну книгу и обсудить.
  5. Устроить спектакль театра теней (каждый сам вырезает своего героя).
  6. Снять мультфильм при помощи лампы, лего-фигурок или пластилина.
  7. Стать влогером (видеоблогером).
  8. Поиграть всей семьей в игру Что? Где? Когда? (тут онлайн-версия).

Симптомы рассеянного внимания

Дети с СДВ отличаются гиперактивностью и подвижностью. Они не способны усидеть на месте даже некоторое время и заниматься одним и тем же делом, пусть бы оно было невероятно интересным для ребенка. Такие детишки все забывают, они неаккуратны и неуклюжи, не могут запомнить задание и тем более повторить его.

problemy-v-uchebe.jpeg
Рассеянность приводит к проблемам в учебе

Особенно ярко рассеянность внимания проявляется в начальной школе. Такой ученик будет бесконечно вертеться за партой, мешая своим соседям и учителю и срывая урок, хотя вовсе не желает этого. Обычно умный и талантливый непоседа не может до конца проявить свои способности. Стремление к лидерству тоже не дает результатов, ведь такой ребенок плохо ладит со своими сверстниками и обычно не обретает авторитет.

Таким образом, дети с рассеянным вниманием живут в постоянной дисгармонии с собой и окружающим миром. Они нуждаются в особенном уходе родителей и учителей, в индивидуальном подходе к воспитанию и учебе.

Отсутствие внимания обычно связано нейробиологическими расстройствами, проблемами со слухом или зрением, болезнями двигательного аппарата. Поэтомунужно уметь распознать, действительно ли ребенок страдает СДВ или он просто не желает выполнять, то, что от него требуется в силу других причин, например, лени.

prichiny-rassejatelnosti.jpg
Определение рассеянности и ее причины

Причины невнимательности

Из результатов исследований известно, что СДВ диагностируется приблизительно у 5% детишек в мире. Это достаточно большое количество, причем оно постоянно возрастает. Но на самом деле не найдется такого родителя, который бы не отметил невнимательность и рассеянность своего ребенка. Прежде чем делать какие-то выводы, надо проанализировать условия, в которых учится и отдыхает маленький человек, его режим и нагрузки, а также свое поведение и методы воспитания.

Вот несколько причин, вследствие которыхребенок может быть невнимателен и не собран.

Методы воспитания

Не следует сверх меры опекать свое любимое чадо. Если ребенок знает, что ему обязательно помогут и подскажут, и даже сделают задание вместо него, то ему незачем будет сосредотачивать внимание и тренировать свои навыки. В результате он не будет стремиться развиваться и совершенствоваться.

Режим дня

Для детей дошкольного возраста необходимо соблюдение определенного распорядка дня. Ребенок должен знать, в какое время он должен заниматься чтением книги или рисованием, а когда можно и просто поиграть во дворе с мальчишками.

rezhim-dnja.jpg
Каждый ребенок должен иметь определенный режим дня

Научившись с детства правильно распределять свое время, он и во взрослой жизни будет собран и сконцентрирован.

Возраст

Чем младше ребенок, тем труднее ему удается задержать внимание. Но даже совсем маленький малыш способен концентрировать внимание на яркую игрушку или зажженную электрическую лампочку.

otvlekajushhie-gadzhety.jpg
У подростков рассеянность провоцируют гаджеты

Особенности физиологии

Любые заболевания способны снизить внимательность ребенка. После перенесенной болезни должен пройти определенный восстановительный период и рассеянность внимания исчезнет.

Расстройства психики

Нарушения в работе головного мозга и сбои в деятельности нервной системы неизбежно влияют на концентрацию внимания малыша. Эти серьезные причины способен выявить только невролог.

Родителям не следует требовать от ребенка с психическими расстройствами особой внимательности. С такими детками занимаются в специальной группе по особой программе.

Защитная реакция

stress-prichina.jpg
Часто рассеянность это защитная реакция на стресс

Рассеянное внимание может быть вызвано защитной реакцией организма на страх, усталость или стресс. Если ученик не умеет решать уравнения по математике, то страх берет верх, и его способность сконцентрироваться во время контрольной работы резко снижается.

Нехватка витаминов в организме

Ненатуральные продукты питания, плохая экология и в то же время огромные физические и умственные нагрузки часто приводят к быстрой утомляемости, а вместе с ней и рассеянности внимания.

nehvatka-vitaminov.jpg
Нехватка витаминов приводит к рассеянности и отсутствию интереса ко всему

Отсутствие интереса

Очень часто родители и учителя отмечают рассеянность ребенка, которая моментально проходит, как только он начинает заниматься своим любимым делом. Если во время разучивания таблицы умножения в гости приходит подруга и приносит в подарок ребенку паровозик, совершенно нормально, что все внимание будет сконцентрировано на игрушке. Поэтомупытаясь удержать внимание ребенка на конкретном предмете, необходимо создавать соответствующую атмосферу.

pereizbytok-vsego-1024x680.jpg
Переизбыток впечатлений и информации у детей снижает внимание

Генетически заложенные факторы

Невнимательность может передаваться ребенку вместе с генами родителей. Если отец или мать страдают алкогольной зависимостью, или гиперактивны, а также в тех случаях, когда беременность проходила с осложнениями, может возникнуть СДВ.

Способы устранения СДВ

Только иногда, в особо тяжелых случаях, рассеянность внимания ребенка требует лечения с помощью лекарств. Обычно, если врач поставил диагноз СДВ, стараются обойтись применением средств, стимулирующих иммунную и нервную систему, и созданием определенных условий отдыха и учебы ребенка.

Чтобы малыш был собран и внимателен, родителям необходимо установить четкий режим дня. Прием пищи, время сна и физических упражнений должны быть расписаны заранее. Надо оставить двачаса для свободных занятий, когда ребенок будет рисовать или строить домик для куклы.

posilnye-objazannosti-1024x768.jpg
У детей должны быть посильные обязанности по дому

У ребенка должен быть круг своих обязанностей. Не стоит по первому требованию помогать ему в их выполнении. Пусть он самостоятельно моет за собой посуду, застилает кровать и убирает свои игрушки. Детям следует давать больше самостоятельности. Это повысит внимательность ребенка и позволит ему проявить себя.

Но в то же время нельзя оставлять ребенка один на один с его проблемами. Он всегда должен чувствовать рядом плечо взрослого, надеяться на его помощь и совет в разрешении сложных ситуаций.

pazly-i-vnimanie.jpg
Пазлы учат концентрировать внмиание

С раннего детства надо проводить развивающие внимание занятия с малышом. Можно собирать кубики или детские пазлы. Если ребенок не удерживает внимание на чем-то одном, надо привлекать его к действию, попросив взять именно зеленый кубик, или раскрасить только середину цветочка.

Очень важно не забывать хвалить ребенка. Если у малыша рассеянное внимание, не стоит давать ему заведомо невыполнимых заданий. А если получилось хоть немного, надо не скупиться на похвалу.

Никогда не стоит требовать от ребенка слишком много. Жизнь порой такая интенсивная и насыщенная, что иногда можно и просто поехать в лес или на реку, давая себе и ребенку избавиться от напряжения и усталости.

Источники:

  • https://detki.guru/psihologiya-rebenka/nelyubimye-shkolnye-predmety.html
  • https://detki.guru/psihologiya-rebenka/shkolnaya-fobiya.html
  • https://externat.foxford.ru/polezno-znat/kak-izuchat
  • https://detki.guru/psihologiya-rebenka/samoizolyatsiya-s-podrostkami.html/
  • https://detki.guru/psihologiya-rebenka/prichiny-rasseyannogo-vnimaniya-u-detej.html/

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит