Методики на мышление для младших школьников

СОДЕРЖАНИЕ

Для полноценной диагностики процесса мышления у младших школьников применяют методику Простые аналогии. По результатам тестирования анализируется текущий уровень развития, выявляются проблемные моменты.

Характеристика методики оценки мышления младших школьников Простые аналогии

Для успешного обучения в школе и развития от дошкольников и учеников младших классов требуется максимум внимания, умение сосредоточиться на задании и способность логически мыслить. Эти качества приобретаются не сразу, а постепенно развиваются и формируются в процессе взросления. Для своевременной коррекции уровня развития мышления проводится специальное тестирование.

Диагностируя уровень развития мыслительного процесса у младших школьников, важно помнить, что показатели оценки теста это только основа для дальнейшего анализа с целью разработки для каждого ребёнка программы коррекции.

Мышление развивается одновременно с другими процессами (воображение, внимание, память) в тесной взаимосвязи. Оно отражает признаки объектов, помогает установить причинно-следственные связи между предметами. С развитием мышления формируется объективное восприятие реальности. Поэтому так важно не просто его развивать, но и контролировать этот процесс.

image0

Авторы теста и цели исследования

Известный американский изобретатель и психолог Уильям Гордон в прошлом столетии предложил метод тестирования способностей творческого мышления для взрослых Простые аналогии. Идея заинтересовала детских психологов и педагогов, поэтому они упростили тест и адаптировали для младших школьников. Над этой задачей работали специалисты из разных стран, поэтому однозначно автор методики не назван.

Российские педагоги в своей практике ориентируются на технику выполнения теста, описанную в учебнике по возрастной психологии авторами И.Ю. Кулагиной и Калюцким В.Н.

Главная цель исследования оценить гибкость и логичность мышления учеников начальной школы. Но такая диагностика преследует и другие задачи:

  • проверить точность и скорость установления причинно-следственных связей между предложенными объектами;
  • установить, насколько быстро ребёнок понимает задачу и как быстро приступает к решению;
  • насколько развиты у школьника ассоциативные связи;
  • проанализировать концентрацию, устойчивость внимания и способность его переключения;
  • определить ведущий тип мышления, используемый учеником при решении задачи логический или визуальный.

Выбирать аналогии ребёнок может, используя визуальное или логическое мышление. При визуальном типе выполняется оценка объектов по внешним признакам, а при логическом анализируется суть понятия.

Мышление младших школьников характеризуется высокими темпами развития, особенно словесно-логического типа. На этом факте основана большая часть методик диагностики учеников.

Как проводить тестирование по методике Простые аналогии

Педагог или психолог, который проводит тестирование, объясняет каждому ученику, что ему требуется сделать. В качестве примера обычно используется первый вопрос в бланке с заданиями, но также можно предложить и свои варианты. Как правило, двух-трёх аналогий достаточно для понимания сути задания.

Пример объяснения: перед вами группы слов. В каждой из них первые два слова находятся в определённой связи, которую необходимо понять. Третье слово также имеет аналогичную связь с одним из слов, написанных ниже. Какое из этих слов подходит, то и нужно отметить на бланке.

Есть задание:

  • школа = обучение, больница = ?;
  • а) доктор; б) ученик; в) лечение; г) учреждение; д) больной.

Слово школа имеет связь со словом обучение. С каким словом по такой же аналогии будет иметь связь слово больница? Такой вопрос должен поставить себе каждый школьник и выбрать слово-ответ. Ответ такой: если в школе детей обучают, то в больнице лечат, значит, подходит слово лечение.

Разработано несколько вариантов задания с аналогиями. Обычно они состоят из 32 вопросов и на каждый отведено не более трёх минут. Но можно использовать и бланки с меньшим количеством заданий. Для младшеклассников чаще выбирают такие:

  1. Бежать Кричать, стоять ?: а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня.
  2. Рожь Яблоня, поле ?: а) забор, б) садовник, в) яблоки, г) сад, д) листья.

image0

Для проведения исследования понадобятся:

  • секундомер;
  • стимульный материал (бланк с заданиями) по количеству тестируемых;
  • ручка или карандаш, чтобы отмечать выбранные варианты ответов.

Стимульный материал

  • 1. Лошадь : Жеребёнок = Корова : ? Пастбище, Рога, Молоко, Телёнок, Бык.
  • 2. Тонкий : Толстый = Безобразный : ? Красивый, Жирный, Грязный, Урод, Веселый.
  • 3. Свинец : Тяжёлый = Пух : ? Трудный, Перина, Перья, Лёгкий, Куриный.
  • 4. Ложка : Каша = Вилка : ? Масло, Нож, Тарелка, Мясо, Посуда.
  • 5. Яйцо : Скорлупа = Картофель : ? Курица, Огород, Капуста, Суп, Шелуха.
  • 6. Коньки : Зима = Лодка : ? Лёд, Каток, Весло, Лето, Река.
  • 7. Ухо : Слышать = Зубы : ? Видеть, Лечить, Рот, Щётка, Жевать.
  • 8. Собака : Шерсть = Щука : ? Овца, Ловкость, Рыба, Удочки, Чешуя.
  • 9. Пробка : Плавать = Камень : ? Пловец, Тонуть, Гранит, Возить, Каменщик.
  • 10. Чай : Сахар = Суп : ? Вода, Тарелка, Крупа, Соль, Ложка.
  • 11. Дерево : Сук = Рука : ? Топор, Перчатка, Нога, Работа, Палец.
  • 12. Дождь : Зонтик = Мороз : ? Палка, Холод, Сани, Зима, Шуба.
  • 13. Школа : Обучение = Больница : ? Доктор, Ученик, Учреждение, Лечение, Больной.
  • 14. Песня : Глухой = Картина : ? Хромой, Слепой, Художник, Рисунок, Больной.
  • 15. Нож : Сталь = Стол : ? Вилка, Дерево, Стул, Пища, Скатерть.
  • 16. Рыба : Сеть = Муха : ? Комар, Комната, Жужжать, Паутина.
  • 17. Птица : Гнездо = Человек : ? Люди, Птенец, Рабочий, Зверь, Дом.
  • 18. Хлеб : Пекарь = Дом : ? Вагон, Город, Жилище, Строитель, Дверь.
  • 19. Пальто : Пуговица = Ботинок : ? Портной, Магазин, Нога, Шнурок, Шляпа.
  • 20. Коса : Трава = Бритва : ? Сено, Волосы, Острая, Сталь, Инструмент.
  • 21. Нога : Сапог = Рука : ? Галоши, Кулак, Перчатка, Палец, Кисть.
  • 22. Вода : Жажда = Пища : ? Пить, Голод, Хлеб, Рот, Еда.
  • 23. Электричество : Проволока = Пар : ? Лампочка, Ток, Вода, Трубы.
  • 24. Паровоз : Вагоны = Конь : ? Поезд, Лошадь, Овёс, Телега, Конюшня.
  • 25. Алмаз : Редкий = Железо : ? Драгоценный, Железный, Твёрдый, Сталь, Обычный.
  • 26. Бежать : Стоять = Кричать : ? Молчать, Ползать, Шуметь, Звать, Плакать.
  • 27. Волк : Пасть = Птица : ? Воздух, Клюв, Соловей, Яйца, Пение.
  • 28. Растение : Семя = Птица : ? Зерно, Клюв, Соловей, Пение, Яйцо.
  • 29. Театр : Зритель = Библиотека : ? Актёр, Книги, Читатель, Библиотекарь, Любитель.
  • 30. Железо : Кузнец = Дерево : ? Пень, Пила, Столяр, Кора, Листья.
  • 31. Нога : Костыль = Глаза : ? Палка, Очки, Слезы, Зрение, Нос.
  • 32. Утро : Ночь = Зима : ? Мороз, День, Январь, Осень, Сани.

Тестирование проводится для группы школьников или по одному. Группа должна быть небольшой: не более 10 15 человек. За партой или столом каждый ребёнок сидит сам.

Работа ведётся так:

  1. Руководитель раздаёт участникам бланки с заданиями, а на доске описывает или объясняет другим удобным способом, что нужно делать.
  2. Затем педагог оговаривает правила оформления теста. Важно чётко и доступно изложить все нюансы и желательно дополнить, что нельзя ставить на бланке лишние значки.
  3. После этого оговаривается время, отведённое на выполнение заданий, если оно ограничено. Обычно 23 минуты. Есть ли ограничения, определяет психолог или педагог, проводящий тестирование, в соответствии с индивидуальными особенностями группы.
  4. Далее школьники отвечают на задания, после чего руководитель собирает бланки и приступает к анализу результатов.

Не все дети с одинаковой скоростью включаются в процесс. Если в коллективе есть медлительный ученик, нужно чаще подходить к нему во время выполнения заданий и при необходимости пояснять вопрос или просто подбадривать ребёнка. Но подсказывать запрещается!

image0

Интерпретация результатов

Подсчёт результатов не занимает много времени. Правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов 32.

Таблица: коридоры итоговых баллов

Количество балловИнтерпретация результатов, рекомендации
514рекомендованы ежедневные занятия по развитию навыков мышления
1524средний уровень развития, логика и внимание требуют тренировок
2530достаточный уровень развития, нужно поработать над внимательностью ученика
3132высокий уровень развития логического мышления

После анализа ответов детей психолог выдаёт рекомендации учителю и родителям по коррекции состояния ребёнка, предлагает индивидуальные программы развития внимание, усидчивости, логического мышления, умения анализировать и систематизировать информацию.

Для развития логического мышления рекомендуется привлекать ребёнка к интересным интеллектуальным занятиям, например, к игре в шахматы. Полезны также чтение книг с пересказом, решение логических математических заданий, некоторые компьютерные игры-стратегии.

Простые аналогии один из самых объективных, точных и простых методов оценки мышления учеников начальной школы. Такое тестирование помогает педагогу установить проблемы в развитии и предложить варианты коррекции индивидуально для каждого тестируемого.

Инструкция к тесту

Посмотри, здесь написано два слова лошадь и жеребенок. Какая между ними связь? Жеребенок детеныш лошади. А справа (после знака равно) то же одно слово корова, а под ним 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относится к слову корова как жеребенок к лошади, то есть чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет теленок. Значит нужно вначале установить как связаны между собой слова вот здесь, слева, а затем установить такую же связь справа.

Тестовый материал

  1. Лошадь : Жеребенок = Корова : ? Пастбище, Рога, Молоко, Теленок, Бык
  2. Тонкий : Толстый = Безобразный : ? Красивый, Жирный, Грязный, Урод, Веселый
  3. Свинец : Тяжелый = Пух : ? Трудный, Перина, Перья, Легкий, Куриный
  4. Ложка : Каша = Вилка : ? Масло, Нож, Тарелка, Мясо, Посуда
  5. Яйцо : Скорлупа = Картофель : ? Курица, Огород, Капуста, Суп, Шелуха
  6. Коньки : Зима = Лодка : ? Лед, Каток, Весло, Лето, Река
  7. Ухо : Слышать = Зубы : ? Видеть, Лечить, Рот, Щетка, Жевать
  8. Собака : Шерсть = Щука : ? Овца, Ловкость, Рыба, Удочки, Чешуя
  9. Пробка : Плавать = Камень : ? Пловец, Тонуть, Гранит, Возить, Каменщик
  10. Чай : Сахар = Суп : ? Вода, Тарелка, Крупа, Соль, Ложка
  11. Дерево : Сук = Рука : ? Топор, Перчатка, Нога, Работа, Палец
  12. Дождь : Зонтик = Мороз : ? Палка, Холод, Сани, Зима, Шуба
  13. Школа : Обучение = Больница : ? Доктор, Ученик, Учреждение, Лечение, Больной
  14. Песня : Глухой = Картина : ? Хромой, Слепой, Художник, Рисунок, Больной
  15. Нож : Сталь = Стол : ? Вилка, Дерево, Стул, Пища, Скатерть
  16. Рыба : Сеть = Муха : ? Комар, Комната, Жужжать, Паутина
  17. Птица : Гнездо = Человек : ? Люди, Птенец, Рабочий, Зверь, Дом
  18. Хлеб : Пекарь = Дом : ? Вагон, Город, Жилище, Строитель, Дверь
  19. Пальто : Пуговица = Ботинок : ? Портной, Магазин, Нога, Шнурок, Шляпа
  20. Коса : Трава = Бритва : ? Сено, Волосы, Острая, Сталь, Инструмент
  21. Нога : Сапог = Рука : ? Галоши, Кулак, Перчатка, Палец, Кисть
  22. Вода : Жажда = Пища : ? Пить, Голод, Хлеб, Рот, Еда
  23. Электричество : Проволока = Пар : ? Лампочка, Ток, Вода, Трубы
  24. Паровоз : Вагоны = Конь : ? Поезд, Лошадь, Овес, Телега, Конюшня
  25. Алмаз : Редкий = Железо : ? Драгоценный, Железный, Твердый, Сталь, Обычный

Ключ к тесту

Вопр.12345678910111213141516
Отв. 4 1 4 4 5 4 5 5 2 4 5 5 4 2 2 4
Вопр.17181920212223242526272829303132
Отв. 5 4 4 2 3 2 4 4 5 1 2 5 3 3 2 4

Под номером вопроса в таблице указан порядковый номер верного ответа.

Интерпретация результатов теста

Обычно испытуемый усваивает порядок решения задач после 2-3 примеров. О неустойчивости, хрупкости процесса мышления, утомляемости можно судить в том случае, если испытуемый делает случайные ошибки 3-4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным способом.

Подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов, анализируется характер установленных связей между понятиями конкретные, логические, категориальные, фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у испытуемого преобладании наглядных или логических форм.

Источники

  • Простые аналогии / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.127-130.

Изучение личности младших школьников.

  • Методика Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка
  • Методика Цветик-семицветик
  • Методика Радости и огорчения (методика незаконченных предложений)
  • Методика Кем быть?
  • Методика Мой герой
  • Методика Выбор
  • Методика Составление расписания на неделю С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна
  • Методика Неоконченные предложения М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова

Диагностика темперамента младших школьников.

  • Изучение темперамента школьника методом наблюдения

Изучение самооценки младших школьников.

  • Модификация методики Дембо-Рубинштейн

Диагностика познавательных процессов младших школьников.

Внимание:

  • Методика Изучение переключения внимания
  • Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы
  • Исследование особенностей распределения внимания (методика Т.Е. Рыбакова)

Память:

  • Методика Определение типа памяти
  • Методика Изучение логической и механической памяти

Мышление:

  • Методика Простые аналогии
  • Методика Исключение лишнего
  • Методика Изучение скорости мышления
  • Методика Изучение саморегуляции

Воображение:

  • Методика Дорисовывание фигур

1. Методика Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка

Цель: изучение желаний младших школьников. Порядок исследования. Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, так как младшим школьникам еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: для себя, для других. Ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вообще.

2. Методика Цветик-семицветик

Цель: диагностика желаний детей. Оборудование: цветик-семицветик из бумаги. Порядок исследования. Дети читают (вспоминают) сказку В.Катаева Цветик-семицветик. Возможен просмотр мультили диафильма. Каждому вручается приготовленный из бумаги цветик-семицветик, на лепестках которого они записывают свои желания. Лепестки с желаниями дети могут вручить тем, кому они адресованы. Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу; сгруппировать: материальные (вещи, игрушки и т.п.), нравственные (иметь животных и ухаживать за ними), познавательные (научиться чему-то, стать кем-то), разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).

3. Методика Радости и огорчения (методика незаконченных предложений)

Цель: выявление характера, содержания переживаний младших школьников. Порядок исследования. Возможны следующие варианты методики: 1. Ребятам предлагается дополнить два предложения: Больше всего я радуюсь, когда, Больше всего я огорчаюсь, когда. 2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения. 3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой об огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку. 4. Предлагается ответить на вопрос: Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, учителя? При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью коллектива (группы, класса, кружка и т.д.).

Полученные результаты дадут представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, доминирующих мотивах поведения и действий.

4. Методика Кем быть?

Цель: выявление интереса детей к профессиям, разным работам, мотивов их выбора. Порядок исследования. Ребятам предлагается: а) нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем, под рисунком сделать подпись; б) написать мини-рассказ Кем я хочу стать и почему?; в) написать рассказ на тему: Моя мама (папа) на работе. Обработка полученных материалов может вкючать классификацию профессий, классификацию мотивов их выбора, сравнение рисунков, ответов, письменных работ, выявление влияния родителей на выбор профессии. 5. Методика Мой герой Цель: определение тех образцов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать. Порядок исследования. Данная методика может проводиться в нескольких вариантах. 1. Детям предлагаются вопросы (устно, письменно): на кого ты хотел бы быть похожим сейчас и когда вырастешь? есть ли в классе ребята, на которых ты хотел бы походить? Почему? на кого из знакомых, героев книг, мультфильмов ты хотел бы походить? Почему? 2. Предложить детям выбрать, на кого они хотели бы походить: на папу, маму, брата, сестру, учительницу, товарища, знакомого, соседа. 3. Сочинение-рассказ (сказка) Я хочу быть, как

Обработка результатов. При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто становится примером для подражания, но и почему именно этот выбор сделан школьником. 6. Методика Выбор

Цель: выявление направленности потребностей. Инструкция испытуемому. Передставь себе, что ты заработал (тебе дали) рублей. Подумай, на что бы ты потратил эти деньги?

Обработка результатов. При анализе определяется доминирование духовных или материальных, индивидуальных или общественных потребностей.

7. Методика Составление расписания на неделю С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна

Цель: диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом. Оборудование: лист бумаги, разделенный на семь частей, где подписаны дни недели.

Инструкция испытуемому. Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника этой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количество уроков. Уроки можно писать какие хочешь. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего.

Обработка и анализ результатов. У экспериментатора имеется реальное расписание уроков в классе. Это расписание сравнивают с расписанием школы будущего, составленным каждым учеником. При этом выделяют те предметы, количество которых у испытуемого больше или меньше, чем в реальном расписании, и высчитывают процент несоответствия, что позволяет провести диагностику отношения ученика к учению в целом, и особенно к отдельным предметам.

8. Методика Неоконченные предложения М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова

Цель: диагностика мотивации учения. Порядок исследования.

Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник. Методика используется во 2-3 классах с каждым учащимся индивидуально. Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.

1. Я думаю, что хороший ученик это тот, кто 2. Я думаю, что плохой ученик это тот, кто 3. Больше всего я люблю, когда учитель 4. Больше всего я не люблю, когда учитель 5. Больше всего мне школа нравится за то, что 6. Я не люблю школу за то, что 7. Мне радостно, когда в школе 8. Я боюсь, когда в школе 9. Я хотел бы, чтобы в школе 10. Я не хотел бы, чтобы в школе 11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе 12. Если я невнимателен на уроке, я 13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я 14. Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я 15. Я всегда могу проверить, правильно ли я 16. Я никогда не могу проверить, правильно ли я 17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я 18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я 19. Мне всегда интересно, когда на уроках 20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках 21. Если нам не задают домашнего задания, я 22. Если я не знаю, как решить задачу, я 23. Если я не знаю, как написать слово, я 24. Я лучше понимаю, когда на уроке 25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда

Обработка и анализ результатов. Первоначально каждое окончание предложения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 знак отношения учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение соци альных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию).

Если окончание предложения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мотивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод по данному показателю.

Диагностика темперамента младших школьников.

Изучение темперамента школьника методом наблюдения

Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.

План наблюдений

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

  • а) легко включается в работу;
  • б) действует со страстью;
  • в) действует спокойно, без лишних слов;
  • г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:

  • а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
  • б) возмущается тем, что ему делают замечания;
  • в) выслушивает и реагирует спокойно;
  • г) молчит, но обижен.

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

  • а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
  • б) быстро, со страстью, но других не слушает;
  • в) медленно, спокойно, но уверенно;
  • г) с большим волнением и сомнением.

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

  • а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
  • б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
  • в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
  • г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

  • а) бросает, потом опять продолжает работу;
  • б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
  • в) проявляет неуверенность, растерянность.

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

  • а) быстро соглашается;
  • б) возмущается;
  • в) остается, не говорит ни слова;
  • г) проявляет неуверенность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

  • а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
  • б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
  • в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
  • г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком + соответствующие реакции для каждого пункта плана.

Схема наблюдения за темпераментом школьника.

Вариант

Пункты плана наблюдений

реакции

1

2

3

4

5

6

7

а

б

в

г

Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:

  • а) сангвинический;
  • б) холерический;
  • в) флегматический;
  • г) меланхолический.

Обработка данных. Подсчитывается количество знаков + в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков + в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку чистых темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.

Модификация методики Дембо-Рубинштейн.

Цель: исследование самооценки учащегося. Оборудование: бланк, выполненный из клетчатой бумаги, на котором начертаны семь параллельных вертикальных линий длиной 10 см, каждая с точкой посередине. Линии подписываются в соответствии со шкалируемыми качествами: рост, доброта, ум, справедливость, смелость, честность, хороший товарищ (перечень качеств можно изменить).

Порядок работы. Ребенку предъявляется бланк. Инструкция испытуемому: Представь себе, что вдоль этой линии расположены все ученики нашего класса по (название качества). В верхней точке находится самый (максимум качест ва), в нижней самый (минимум качества). Где бы ты поместил себя? Отметь черточкой.

После самооценки по всем качествам с ребенком проводится беседа с целью выяснения смысла, который он вкладывает в каждое из названий качества (кроме роста), вяснения, что ему не хватает, чтобы поместить себя на самый верх линии по определенному качеству. Ответы ребенка записываются.В беседе, таким образом, выясняется когнитивный компонент самооценки.

Обработка данных. Шкала разбивается на двадцать частей (клеток) таким образом, чтобы середина находилась между десятой и одиннадцатой. Отметке, поставленной на шкале, приписывается числовое значение соответствующей клетки.

Уровень самооценки представлен от +1 до -1. Эмоциональный компонент самооценки определяется по ее высоте, отражающей степень удовлетворенности собой. В области положительных значений выделяется три уровня удовлетворенности (0,3 низкий; 0,3-0,6 средний; 0,6-1,0 высокий). Уровень неудовлетворенности собой находится в области отрицательных значений. Шкала роста не учитывается, она нужна только для того, чтобы объяснить ребенку, чего от него хочет экспериментатор.

Баллы по всем остальным шкалам суммируются и делятся на шесть. Это средний уровень самооценки данного ученика.

1. Методика Изучение переключения внимания

Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания. Оборудование: таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 12, написанными не по порядку; секундомер.

Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа : а) черного цвета от 1 до 12; б) красного цвета от 12 до 1; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного в убывающем (например, 1 черная, 12 красная, 2 черная, 11 красная и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера.

Обработка и анализ результатов. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.

2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы

Цель: исследование устойчивости внимания учащихся. Оборудование: стандартный бланк теста Корректурная проба, секундомер. Порядок исследования. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют.

спытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе.

Экзаменатор выдает ему бланк Корректурной пробы и разъясняет суть по следующей инструкции: На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы к и р и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно. Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

Обработка и анализ результатов. Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой ключом к тесту. Подсчитываются общее количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть. Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных за десять минут букв и точность, вычисленная по формуле K= m:n * 100 %, где К точность, n количество букв, которые необходимо было n вычеркнуть, m количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

3. Исследование особенностей распределения внимания (методика Т.Е. Рыбакова)

Оборудование: бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке семь кружков и пять крестов, всего 42 кружка и 30 крестов), секундомер.

Порядок исследования. Испытуемому предъявляют бланк и просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.

Обработка и анализ результатов. Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета.

Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать вывод об уровне распределения внимания у испытуемого.

1. Методика Определение типа памяти

Цель: определение преобладающего типа памяти. Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер. Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай. Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка. Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и записывает в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, записывает в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемо a го можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а 10 количество правильно воспроизведенных слов.

Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

2. Методика Изучение логической и механической памяти

Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

Первый ряд:Второй ряд:
  • кукла играть
  • курица яйцо
  • ножницы резать
  • лошадь сани
  • книга учитель
  • бабочка муха
  • снег зима
  • лампа вечер
  • щетка зубы
  • корова молоко
  • жук кресло
  • компас клей
  • колокольчик стрела
  • синица сестра
  • лейка трамвай
  • ботинки самовар
  • спичка графин
  • шляпа пчела
  • рыба пожар
  • пила яичница

Порядок исследования. Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интер вал между парой пять секунд).

После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Аналогичная работа проводится со словами второго ряда. Обработка и анализ результатов. Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

Таблица 2

Объем смысловой и механической памяти

Объем смысловой памятиОбъем механической памяти
Количество слов первого ряда (А)Количество запомнив-
шихся слов (В)
Коэффициент смысловой памяти C=B/AКоличество слов второго ряда (А)Количество запомнив-
шихся слов (В)
Коэффициент механической памяти C=B/A

1. Методика Простые аналогии

Цель: исследование логичности и гибкости мышления. Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.

1. Бежать Кричать стоять а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня 2. Паровоз Конь вагоны а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня 3. Нога Глаза сапог а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос 4. Коровы Деревья стадо а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник 5. Малина Математика ягода а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел 6. Рожь Яблоня поле а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья 7. Театр Библиотека зритель а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож 8. Пароход Поезд пристань а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы 9. Смородина Кастрюля ягода а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар 10. Болезнь Телевизор лечить а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер 11. Дом Лестница этажи а) жители, б) ступеньки, в) каменный,

Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном 4-5, о низком менее чем 5.

2. Методика Исключение лишнего

Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа: 1. Лампа, фонарь, солнце, свеча. 2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки. 3. Собака, лошадь, корова, лось. 4. Стол, стул, пол, кровать. 5. Сладкий, горький, кислый, горячий. 6. Очки, глаза, нос, уши. 7. Трактор, комбайн, машина, сани. 8. Москва, Киев, Волга, Минск. 9. Шум, свист, гром, град. 10. Суп, кисель, кастрюля, картошка. 11. Береза, сосна, дуб, роза. 12. Абрикос, персик, помидор, апельсин. Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.Обработка и анализ результатов. 1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова). 2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя кастрюля это посуда, а остальное еда). 3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия. 4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.). Ключ к оценке результатов. Высокий уровень 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий 1-6 рядов с одним родовым понятием.

3. Методика Изучение скорости мышления

Цель: определение скорости мышления. Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер. Слова:

п-ра

д-р-во

п-и-а

п-сь-о

г-ра

з-м-к

р-ба

о-н-

п-ле

к-м-нь

ф-н-ш

з-о-ок

к-са

п-с-к

х-кк-й

к-ш-а

т-ло

с-ни

у-и-ель

ш-ш-а

р-ба

с-ол

к-р-ца

п-р-г

р-ка

ш-о-а

б-р-за

ш-п-а

п-ля

к-и-а

п-е-д

б-р-б-н

с-ло

с-л-це

с-ег

к-нь-и

м-ре

д-с-а

в-с-а

д-р-в-

Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа. Обработка и анализ результатов: 25-30 слов высокая скорость мышления; 20-24 слова хорошая скорость мышления; 15-19 слов средняя скорость мышления; 10-14 слов ниже средней; до 10 слов инертное мышление. Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня: 19-16 слов высокий уровень мышления; 10-15 слов хороший; 5-9 слов средний; до 5 слов низкий.

4. Методика Изучение саморегуляции

Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Оборудование: образец с изображением палочек и черточек (/-//-///-/) на тетрадном листе в линейку, простой карандаш. Порядок исследования. Испытуемому предлагают в течении 15 минут на тетрадном листе в линейку писать палочки и черточки так, как показано в образце, соблюдая при этом правила: писать палочки и черточки в определенной последовательности, не писать на полях, правильно переносить знаки с одной строки на другую, писать не на каждой строке, а через одну. В протоколе экспериментатор фиксирует, как принимается и выполняется задание полностью, частично или не принимается, не выполняется совсем. Фиксируется также качество самоконтроля по ходу выполнения задания ( характер допущенных ошибок, реакция на ошибки, т.е. замечает или не замечает, исправляет или не исправляет их), качество самоконтроля при оценке результатов деятельности ( старается основательно проверить и проверяет, ограничивается беглым просмотром, вообще не просматривает работу, а отдает ее экспериментатору сразу по окончании). Исследование проводится индивидуально. Обработка и анализ результатов. Определяют уровень сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Это один из компонентов общей способности к учению.

1 уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки,то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносит поправки, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.

2 уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного, качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется.

3 уровень. Ребенок принимает цель задания частично и не может ее сохранить во всем объеме до конца занятия; поэтому пишет знаки беспорядочно; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату вообще равнодушен.

4 уровень. Ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее; пишет знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения задания в конце занятия; по окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы равнодушен.

5 уровень. Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того, чаще вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек; о саморегуляции на заключительном этапе занятия говорить даже не приходится.

Методика Дорисовывание фигур

Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение. Оборудование: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага. Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.

Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка.

Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

1 тип ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей. 2 тип также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями. 3 тип изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой- нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку). 4 тип ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой). 5 тип заданная фигура используется качественно по-новому.

Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кру жок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Список рекомендуемой литературы

  1. Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.
  2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994.
  3. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1986. С. 62-68. 23
  4. Гаврилычева Г.Ф. Диагностики изучения личности младшего школьника // На- чальная школа. 1994. N 1. С. 16-18; N 8. С. 4-8.
  5. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. М., 1978.
  6. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. М., 1981.
  7. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.
  8. Елфимова Н.Е. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М., 1991.
  9. Зак А.З. Диагностика мышления детей 6-10 лет. М., 1993.
  10. Изучение личности школьника учителем /Под ред. З.И. Васильевой, Т.В. Ахаян, М.Г. Казакиной, Н.Ф. Радионовой и др. М., 1991.
  11. Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей //Вопросы психологии. 1988. N 6. С. 43-49.

Скачать Тесты для школьников

На ту же тему:

  • Диагностика первоклассников.
  • Психологическое заключение

Методики для детей 6-7 лет

Методики на мышление для детей младшего школьного возраста могут существенно отличаться друг от друга, т.к. мышление шестилетних малышей отличимо от мышления, например, десятилетних. Поэтому и методики, позволяющие определить уровень школьников 1-2 классов, сильно отличаются от методик для учеников 3-4 классов. Например, для первоклассников они могут быть схожи с методиками, подходящими и для дошкольников-выпускников. В то время как разработки для детей 4-х классов можно предлагать ученикам среднего звена.

Методика диагностики мышления Сложение пирамиды

Такая методика применяется при установлении состояния наглядно-действенного мышления. Чтобы провести данный эксперимент, требуется несколко различных по конфигурации пирамидок, слагающихся из определенного числа звеньев и колпачков. Задача ребенка запомнить нужную последовательность всех элементов пирамиды и сложить ее за отведенное время.

В процессе эксперимента пирамидку показывают детям для того, чтобы они разложили ее самостоятельно. Указанное руководство выполняется при целесообразных жестах инструктора. В случае, когда они неправильно собирают заданную пирамидку, инструктор их не поправляет до завершения. Лишь по исполнении требуемого задания, он указывает детям на их погрешности, и далее требует повторного выполнения.

В ходе проверки протокола проведенного исследования, создается вывод о том, насколько дети способны подготавливаться по указанным действиям. Правильно и быстро с данным упражнением справляются дети с хорошими мыслительными способностями. В том случае, когда у ребенка достаточно снижено развитие интеллекта, он может допускать неточные и ошибочные шаги при исполнении упражнения.

Методика диагностики Складывание разрезных картинок

Настоящая методика требуется для определения состояния наглядно-образного мышления. Для того чтобы провести диагностику, нужны будут только разрезные картинки, разделенные на нужное число фрагментов. Количество частей, из которых будет состоять такая картинка, зависит от возраста присутствующих детей. Для первоклассников количество фрагментов может колебаться от 15 до 20, для школьников постарше их число увеличивается на 5-10 частей с каждым следующим классом.

Для того чтобы упростить упражнение, изображение располагается на прямоугольнике, где на его фоне обозначены границы. Для усложнения задания применяются количества частей, формы сечений, и проекцией с обеих областей прямоугольника. Назначением у данных разрезных картинок является цветовая гамма их фона.

В ходе эксперимента детям задают составить изображение на прямоугольном фоне, состоящее из тройки фрагментов. Детали изображения раскладывают на столике перед детьми, и просят составить общую картинку. Когда у детей не получается начать упражнение самостоятельно, тогда сам инструктор собирает одну из главных частей. В акте о проведенном эксперименте указываются совершенные действия детей, и даже то, как проводил свою работу инструктор.

В действительности же только при четком рассмотрении алгоритма действий, можно обнаружить главные факторы, которые использовали дети. Действия могут быть выполнены в наглядно-образном плане, а могут быть хаотичными в наглядно-действенном плане. Если действия детей при совершении упражнения бесцельны и сумбурны, то их поступки будут считаться ненормальными. О проблемах в интеллектуальном плане говорит и тот факт, когда ребенок продолжительное время не может должным образом собрать изображение картинки как самостоятельно, так и с участием инструктора.

Методика диагностики Доски Сегена

Указанная методика используется для проверки наглядно-действенного мышления. В целях осуществления данной методики необходимы доски с отверстиями в виде разнообразных геометрических фигурок, а также пропорциональные им вкладки (такие доски уже имеются в готовом виде соответствующего формата). Задача ребенка успеть сложить все составляющие досок за отведенное на работу время. Удобнее всего использовать для этой диагностики секундомер.

Такое исследование проводят не только для школьников младших классов, но и для дошколят. Разнится методика для разных возрастов только лишь сложностью задания. Например, дошкольникам предлагаются доски из четырех десяти вкладок. Для детей постарше предлагаются доски Сегена из десяти и более вкладок. Замысловатость методики содержится в том, что определенные отверстия досок могут быть заняты только небольшим числом вкладок.

Методика Сюжетные вкладки

Текущая методика аналогична вышеописанной Доски Сегена. При осуществлении такой методики применяются большие доски с 10 вариантами, в которых не хватает некоторых деталей на месте отверстий. А также с наличием вкладок, которые изображают рисунки подходящих и непригодных деталей. Из огромного обилия вкладок детям необходимо выбрать те, которые больше всего подходят.

При рассмотрении последствий заданного упражнения, вся сосредоточенность направлена на то, чтобы выяснить, насколько крепок интерес детей при выполнении такого упражнения. Особая заинтересованность направлена на конкретные шаги ребенка. И здесь существует два способа выполнения упражнения ребенком. Первостепенный способ является бессмысленным и запутанным, так как здесь, дети берут какую угодно вкладку, и непоследовательно отыскивают ей место.

Методика больше подходит детям в возрасте 6-7 лет, которые уже имеют навык правильного понятия разных ситуаций, и уже точно способны подобрать необходимую вкладку самостоятельно. При данном методе, дети способны целенаправленно найти именно ту вкладку, которую необходимо подобрать. Более старшим детям такая методика может оказаться скучной и малоэффективной.

Методика диагностики Почтовый ящик

Эта методика способствует обнаружению у детей предрасположенности к осознанию других методов, относительно действия. Посредством такой методики можно проверить наглядно-действенное мышление у детей различных возрастов.

Для проведения данного эксперимента необходим Почтовый ящик, который состоит из коробки и съемной крышки. В покрышке от ящика сделаны отверстия различных форм. Парные многоцветные фигурки повторяют отверстия в крышке ящика.Правила выполнения задания могут быть нескольких вариаций, а именно в словесной или в наглядной формулировке.

Для детей в возрасте шести лет или старше с нормальными умственными способностями такое задание является несложным, и проводится лишь при зрительном сопоставлении формы отверстия в крышке с формой фигурки. Иногда дети сопоставляют фигурки с отверстиями, обычно это бывает в случаях, когда фигурки разного соотношения, или же при необходимости их разворачивания.Metodiki-na-myshlenie.jpg

В данной ситуации подбор фигурок осуществляется по определенному алгоритму. Если у детей имеются умственные нарушения в возрасте семи или восьми лет, в таком случае они выполняют задание не зрительным соотнесением, а методом проб и ошибок.

Методики для детей 8-10 лет

Если методики на определения уровня развития мышления предыдущего раздела можно предлагать первоклассникам, то начиная со второго класса уже наверняка лучше пользоваться другими методиками, которые включают в себя изученный школьный материал.

Методика Простые аналогии

Целью этой методики является диагностика и выявление гибкости мышления ребенка и ее логичности. Ребенку выдают карточки с заданиями, где прописаны несколько слов и заданы два ключевых слова.

Например.Ключевые слова: Петь, Танцевать Заданные слова: стоять, двигаться, молчать, шуметь, паркет, микрофон

Задача ребенка распределить заданные слова по ключевым так, чтобы соблюдалась определенная логическая цепочка. Т.е. если ключевое слово Петь, то к нему логически подойдут слова стоять, шуметь, микрофон как аналогичные по принципу действия, в то время как двигаться, молчать и паркет к пению никакого отношения не имеют.

При обработке результатов нужно оценить количество правильных ответов. Судить о высоком уровне логического мышления можно, если у ребенка получилось 8-10 правильных ответов. Хороший уровень можно диагностировать при наличии 6-7 правильных ответов, достаточный 4-5 правильных ответов. Менее 4-х ответов говорит о низком уровне логического мышления у школьника.

Методика Исключение лишнего

Данный вид методики позволит выявить у школьников младшего звена способности к обобщению материала. Чтобы провести такое исследование, ребенку выдается карточка с 12-ю рядами, состоящими из групп чисел.

Например, приведем нескольких из таких рядов.Заданные слова 1 ряда: стол, стул, кровать, полЗаданные слова 2 ряда: глаза, нос, очки, ушиЗаданные слова 3 ряда: сладкий, горький, горячий, соленый и т.д.

Задачами ребенка являются следующие:

  • исключение одного слова из каждого, которое, по его мнению, будет лишним. Так, в первом ряду это будет слово пол, во втором очки, в третьем горячий и т.д.
  • определить, по какому признаку обобщены оставшиеся слова и почему было исключено лишнее (например, стол, стул, кровать это предметы мебели, а пол в эту категорию не входит.)
  • определить, сколько всего рядов обобщено по одному родовому понятию (ведь одинаковые обобщающие понятия могут встречаться в различных рядах)
  • найти ошибки в рядах, где невозможно выделить только одно слово или нельзя обобщить предложенные слова по одному родовому понятию.

Обработка результатов также основывается на количестве правильных ответов. О высоком уровне мышления свидетельствуют 10-12 правильных ответов. Хороший уровень можно определять при наличии 8-9 правильных ответов, достаточный 6-7 правильных ответов. 5 и меньше правильных ответов говорит о низком уровне мышления у ребенка.

Методика Изучение скорости мышления

Ну, ты и тормоз! такое выражение нередко можно услышать от подростков по отношению к кому-либо, если тот медленно соображает. Определить скорость мышления можно благодаря следующей методике. Суть ее проста. Ребенку предлагается определенный набор слов, в каждом из которых пропущено по несколько букв. Чтобы исследовать требуемый показатель, ребенку нужно на время (с помощью секундомера засекается 3 минуты) прочитать слова, на ходу вставляя пропущенные буквы.

Оценку результатов проводят по количеству прочитанных ребенком за отведенное время в зависимости от возраста. Высокой скорости мышления детей от 8 до 10 лет соответствует: 25-30 слов за 3 минуты, хорошей 20-24, средней 15-19. Если ребенок успел прочитать от 10 до 14 слов, то скорость его мышления ниже средней. Более низкие показатели характеры инертному мышлению.

Для первоклассников существует другая шкала результатов:

  • Высокий уровень 16-19 слов
  • Хороший уровень 10-15 слов
  • Средний уровень 5-9 слов
  • Низкий уровень меньше 5

Методика Изучение саморегуляции

Целью проведения данной методики является формирование саморегуляции в интеллектуальной деятельности младших школьников. Для проведения исследования ребенку предлагают в течение 15 минут чертить на листе в линию палочки и черточки в определенной последовательности. При этом нельзя выходить за линию полей, правильно соблюдать переносы черточек и писать не в каждой строчке, а пропуская одну.

Во время исследования за поведением ребенка внимательно наблюдают специалисты: его реакция на допущенные ошибки, поведение при самопроверке работы и другие критерии. Оценка результатов осуществляется по результатам наблюдений за ребенком во время работы и по характерным особенностям начертанных символов.

1 уровень саморегуляции высокий. Работа выполнена аккуратно в полном объеме, ребенок работает сосредоточенно, ошибки практически отсутствуют (или отсутствуют вообще) и они исправлены ребенком. Перед сдачей работа перепроверена ребенком.

2 уровень саморегуляции хороший. Работа выполнена более менее аккуратно, практически в полном объеме, ошибок немного, но ребенком они не исправлены по причине того, что он их не заметил. Проверку работы он осуществляет бегло. Качество оформления для него не особенно важно, хотя получение хорошего результата ребенка очень интересует.

3 уровень саморегуляции средний. Работа выполнена, что называется на троечку, объем работы не полный, присутствуют ошибки, возможно неаккуратные исправления. Ошибки допущены не только по невнимательности, но и потому, что мог не запомнить нужную последовательность. В конце исследования работу сам не проверяет, желания что-либо исправить и дополнить, чтобы улучшить качество работы, ребенок не проявляет. В результатам исследования равнодушен.

4 уровень саморегуляции низкий. Цель работы потеряна исследуемым еще в ее процессе. Много ошибок, на проверку работы времени либо не остается, либо он не хочет этим заниматься. Как к качеству работы, так и к ее результатам ребенок равнодушен.

5 уровень саморегуляции очень низкий. Ребенок не понимает задания.

Вместо заключения

В настоящее время школьная демотивация заставила учащихся перейти от активного мышления к пассивному. То есть каждый день они тратят меньше времени на размышления и больше времени проводят в социальных сетях, за компьютерными играми, в мобильных приложениях, что отрицательно сказывается на мыслительных процессах в целом. Поэтому, учить думать, развивать критическое мышление детей с раннего возраста стало очень важной проблемой родительства. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок обрел независимость, стал успешным, а также выстроил свое собственное критическое мышление, вы должны развивать в нем такие способности: мыслить и рассуждать. Если он научится думать, вы дадите ему крылья, чтобы он чувствовал себя свободнее и увереннее по жизни.

Источники:

  • https://paidagogos.com/metodika-prostyie-analogii.html
  • https://vsetesti.ru/310/
  • http://www.gurutestov.ru/test/102
  • https://5psy.ru/obrazovanie/diagnostika-mladshih-shkolnikov.html
  • https://ChildAge.ru/psihologiya-i-razvitie/detskaya-psihologiya/metodiki/metodiki-na-myshlenie-dlya-mladshih-shkolnikov.html

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит