Методики на мышление для младших школьников

СОДЕРЖАНИЕ

Обучение детей мыслить задача не из легких, но очень необходимая. Развитие критического мышления у вашего ребенка даст ему некоторую свободу в рассуждениях, развитии аргументов и открытии новых знаний для себя. Способность мыслить отличает человека от животных, поэтому крайне важно научить ребенка думать и размышлять. В материалах этой статьи мы приведем несколько практических методик, по которым можно определить уровень развития мышления у детей младшего школьного возраста. Ведь своевременная диагностика дает возможность вовремя выявить проблему и начать борьбу с ней.

Методики для детей 6-7 лет

Методики на мышление для детей младшего школьного возраста могут существенно отличаться друг от друга, т.к. мышление шестилетних малышей отличимо от мышления, например, десятилетних. Поэтому и методики, позволяющие определить уровень школьников 1-2 классов, сильно отличаются от методик для учеников 3-4 классов. Например, для первоклассников они могут быть схожи с методиками, подходящими и для дошкольников-выпускников. В то время как разработки для детей 4-х классов можно предлагать ученикам среднего звена.

Методика диагностики мышления Сложение пирамиды

Такая методика применяется при установлении состояния наглядно-действенного мышления. Чтобы провести данный эксперимент, требуется несколко различных по конфигурации пирамидок, слагающихся из определенного числа звеньев и колпачков. Задача ребенка запомнить нужную последовательность всех элементов пирамиды и сложить ее за отведенное время.

В процессе эксперимента пирамидку показывают детям для того, чтобы они разложили ее самостоятельно. Указанное руководство выполняется при целесообразных жестах инструктора. В случае, когда они неправильно собирают заданную пирамидку, инструктор их не поправляет до завершения. Лишь по исполнении требуемого задания, он указывает детям на их погрешности, и далее требует повторного выполнения.

В ходе проверки протокола проведенного исследования, создается вывод о том, насколько дети способны подготавливаться по указанным действиям. Правильно и быстро с данным упражнением справляются дети с хорошими мыслительными способностями. В том случае, когда у ребенка достаточно снижено развитие интеллекта, он может допускать неточные и ошибочные шаги при исполнении упражнения.

Методика диагностики Складывание разрезных картинок

Настоящая методика требуется для определения состояния наглядно-образного мышления. Для того чтобы провести диагностику, нужны будут только разрезные картинки, разделенные на нужное число фрагментов. Количество частей, из которых будет состоять такая картинка, зависит от возраста присутствующих детей. Для первоклассников количество фрагментов может колебаться от 15 до 20, для школьников постарше их число увеличивается на 5-10 частей с каждым следующим классом.

Для того чтобы упростить упражнение, изображение располагается на прямоугольнике, где на его фоне обозначены границы. Для усложнения задания применяются количества частей, формы сечений, и проекцией с обеих областей прямоугольника. Назначением у данных разрезных картинок является цветовая гамма их фона.

В ходе эксперимента детям задают составить изображение на прямоугольном фоне, состоящее из тройки фрагментов. Детали изображения раскладывают на столике перед детьми, и просят составить общую картинку. Когда у детей не получается начать упражнение самостоятельно, тогда сам инструктор собирает одну из главных частей. В акте о проведенном эксперименте указываются совершенные действия детей, и даже то, как проводил свою работу инструктор.

В действительности же только при четком рассмотрении алгоритма действий, можно обнаружить главные факторы, которые использовали дети. Действия могут быть выполнены в наглядно-образном плане, а могут быть хаотичными в наглядно-действенном плане. Если действия детей при совершении упражнения бесцельны и сумбурны, то их поступки будут считаться ненормальными. О проблемах в интеллектуальном плане говорит и тот факт, когда ребенок продолжительное время не может должным образом собрать изображение картинки как самостоятельно, так и с участием инструктора.

Методика диагностики Доски Сегена

Указанная методика используется для проверки наглядно-действенного мышления. В целях осуществления данной методики необходимы доски с отверстиями в виде разнообразных геометрических фигурок, а также пропорциональные им вкладки (такие доски уже имеются в готовом виде соответствующего формата). Задача ребенка успеть сложить все составляющие досок за отведенное на работу время. Удобнее всего использовать для этой диагностики секундомер.

Такое исследование проводят не только для школьников младших классов, но и для дошколят. Разнится методика для разных возрастов только лишь сложностью задания. Например, дошкольникам предлагаются доски из четырех десяти вкладок. Для детей постарше предлагаются доски Сегена из десяти и более вкладок. Замысловатость методики содержится в том, что определенные отверстия досок могут быть заняты только небольшим числом вкладок.

Методика Сюжетные вкладки

Текущая методика аналогична вышеописанной Доски Сегена. При осуществлении такой методики применяются большие доски с 10 вариантами, в которых не хватает некоторых деталей на месте отверстий. А также с наличием вкладок, которые изображают рисунки подходящих и непригодных деталей. Из огромного обилия вкладок детям необходимо выбрать те, которые больше всего подходят.

При рассмотрении последствий заданного упражнения, вся сосредоточенность направлена на то, чтобы выяснить, насколько крепок интерес детей при выполнении такого упражнения. Особая заинтересованность направлена на конкретные шаги ребенка. И здесь существует два способа выполнения упражнения ребенком. Первостепенный способ является бессмысленным и запутанным, так как здесь, дети берут какую угодно вкладку, и непоследовательно отыскивают ей место.

Методика больше подходит детям в возрасте 6-7 лет, которые уже имеют навык правильного понятия разных ситуаций, и уже точно способны подобрать необходимую вкладку самостоятельно. При данном методе, дети способны целенаправленно найти именно ту вкладку, которую необходимо подобрать. Более старшим детям такая методика может оказаться скучной и малоэффективной.

Методика диагностики Почтовый ящик

Эта методика способствует обнаружению у детей предрасположенности к осознанию других методов, относительно действия. Посредством такой методики можно проверить наглядно-действенное мышление у детей различных возрастов.

Для проведения данного эксперимента необходим Почтовый ящик, который состоит из коробки и съемной крышки. В покрышке от ящика сделаны отверстия различных форм. Парные многоцветные фигурки повторяют отверстия в крышке ящика.Правила выполнения задания могут быть нескольких вариаций, а именно в словесной или в наглядной формулировке.

Для детей в возрасте шести лет или старше с нормальными умственными способностями такое задание является несложным, и проводится лишь при зрительном сопоставлении формы отверстия в крышке с формой фигурки. Иногда дети сопоставляют фигурки с отверстиями, обычно это бывает в случаях, когда фигурки разного соотношения, или же при необходимости их разворачивания.Metodiki-na-myshlenie.jpg

В данной ситуации подбор фигурок осуществляется по определенному алгоритму. Если у детей имеются умственные нарушения в возрасте семи или восьми лет, в таком случае они выполняют задание не зрительным соотнесением, а методом проб и ошибок.

Методики для детей 8-10 лет

Если методики на определения уровня развития мышления предыдущего раздела можно предлагать первоклассникам, то начиная со второго класса уже наверняка лучше пользоваться другими методиками, которые включают в себя изученный школьный материал.

Методика Простые аналогии

Целью этой методики является диагностика и выявление гибкости мышления ребенка и ее логичности. Ребенку выдают карточки с заданиями, где прописаны несколько слов и заданы два ключевых слова.

Например.Ключевые слова: Петь, Танцевать Заданные слова: стоять, двигаться, молчать, шуметь, паркет, микрофон

Задача ребенка распределить заданные слова по ключевым так, чтобы соблюдалась определенная логическая цепочка. Т.е. если ключевое слово Петь, то к нему логически подойдут слова стоять, шуметь, микрофон как аналогичные по принципу действия, в то время как двигаться, молчать и паркет к пению никакого отношения не имеют.

При обработке результатов нужно оценить количество правильных ответов. Судить о высоком уровне логического мышления можно, если у ребенка получилось 8-10 правильных ответов. Хороший уровень можно диагностировать при наличии 6-7 правильных ответов, достаточный 4-5 правильных ответов. Менее 4-х ответов говорит о низком уровне логического мышления у школьника.

Методика Исключение лишнего

Данный вид методики позволит выявить у школьников младшего звена способности к обобщению материала. Чтобы провести такое исследование, ребенку выдается карточка с 12-ю рядами, состоящими из групп чисел.

Например, приведем нескольких из таких рядов.Заданные слова 1 ряда: стол, стул, кровать, полЗаданные слова 2 ряда: глаза, нос, очки, ушиЗаданные слова 3 ряда: сладкий, горький, горячий, соленый и т.д.

Задачами ребенка являются следующие:

  • исключение одного слова из каждого, которое, по его мнению, будет лишним. Так, в первом ряду это будет слово пол, во втором очки, в третьем горячий и т.д.
  • определить, по какому признаку обобщены оставшиеся слова и почему было исключено лишнее (например, стол, стул, кровать это предметы мебели, а пол в эту категорию не входит.)
  • определить, сколько всего рядов обобщено по одному родовому понятию (ведь одинаковые обобщающие понятия могут встречаться в различных рядах)
  • найти ошибки в рядах, где невозможно выделить только одно слово или нельзя обобщить предложенные слова по одному родовому понятию.

Обработка результатов также основывается на количестве правильных ответов. О высоком уровне мышления свидетельствуют 10-12 правильных ответов. Хороший уровень можно определять при наличии 8-9 правильных ответов, достаточный 6-7 правильных ответов. 5 и меньше правильных ответов говорит о низком уровне мышления у ребенка.

Методика Изучение скорости мышления

Ну, ты и тормоз! такое выражение нередко можно услышать от подростков по отношению к кому-либо, если тот медленно соображает. Определить скорость мышления можно благодаря следующей методике. Суть ее проста. Ребенку предлагается определенный набор слов, в каждом из которых пропущено по несколько букв. Чтобы исследовать требуемый показатель, ребенку нужно на время (с помощью секундомера засекается 3 минуты) прочитать слова, на ходу вставляя пропущенные буквы.

Оценку результатов проводят по количеству прочитанных ребенком за отведенное время в зависимости от возраста. Высокой скорости мышления детей от 8 до 10 лет соответствует: 25-30 слов за 3 минуты, хорошей 20-24, средней 15-19. Если ребенок успел прочитать от 10 до 14 слов, то скорость его мышления ниже средней. Более низкие показатели характеры инертному мышлению.

Для первоклассников существует другая шкала результатов:

  • Высокий уровень 16-19 слов
  • Хороший уровень 10-15 слов
  • Средний уровень 5-9 слов
  • Низкий уровень меньше 5

Методика Изучение саморегуляции

Целью проведения данной методики является формирование саморегуляции в интеллектуальной деятельности младших школьников. Для проведения исследования ребенку предлагают в течение 15 минут чертить на листе в линию палочки и черточки в определенной последовательности. При этом нельзя выходить за линию полей, правильно соблюдать переносы черточек и писать не в каждой строчке, а пропуская одну.

Во время исследования за поведением ребенка внимательно наблюдают специалисты: его реакция на допущенные ошибки, поведение при самопроверке работы и другие критерии. Оценка результатов осуществляется по результатам наблюдений за ребенком во время работы и по характерным особенностям начертанных символов.

1 уровень саморегуляции высокий. Работа выполнена аккуратно в полном объеме, ребенок работает сосредоточенно, ошибки практически отсутствуют (или отсутствуют вообще) и они исправлены ребенком. Перед сдачей работа перепроверена ребенком.

2 уровень саморегуляции хороший. Работа выполнена более менее аккуратно, практически в полном объеме, ошибок немного, но ребенком они не исправлены по причине того, что он их не заметил. Проверку работы он осуществляет бегло. Качество оформления для него не особенно важно, хотя получение хорошего результата ребенка очень интересует.

3 уровень саморегуляции средний. Работа выполнена, что называется на троечку, объем работы не полный, присутствуют ошибки, возможно неаккуратные исправления. Ошибки допущены не только по невнимательности, но и потому, что мог не запомнить нужную последовательность. В конце исследования работу сам не проверяет, желания что-либо исправить и дополнить, чтобы улучшить качество работы, ребенок не проявляет. В результатам исследования равнодушен.

4 уровень саморегуляции низкий. Цель работы потеряна исследуемым еще в ее процессе. Много ошибок, на проверку работы времени либо не остается, либо он не хочет этим заниматься. Как к качеству работы, так и к ее результатам ребенок равнодушен.

5 уровень саморегуляции очень низкий. Ребенок не понимает задания.

Вместо заключения

В настоящее время школьная демотивация заставила учащихся перейти от активного мышления к пассивному. То есть каждый день они тратят меньше времени на размышления и больше времени проводят в социальных сетях, за компьютерными играми, в мобильных приложениях, что отрицательно сказывается на мыслительных процессах в целом. Поэтому, учить думать, развивать критическое мышление детей с раннего возраста стало очень важной проблемой родительства. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок обрел независимость, стал успешным, а также выстроил свое собственное критическое мышление, вы должны развивать в нем такие способности: мыслить и рассуждать. Если он научится думать, вы дадите ему крылья, чтобы он чувствовал себя свободнее и увереннее по жизни.

Описание теста

Одна за другой испытуемому предъявляются карточки с изображением четырех предметов на каждой. Из нарисованных из каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.

Инструкция к тесту

Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу.

Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.

В протоколе записывают номер карточки, название предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы. Этот вариант теста годится для исследования детей и взрослых

Инструкция к тесту

Испытуемому предъявляют бланк и говорят: Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть).

Ход выполнения данного варианта теста идентичен вышеизложенному. Рекомендуется для исследований лиц старше 11-12 лет.

Тестовый материал

  1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
  2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
  3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
  4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
  5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
  6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
  7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
  8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
  9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
  10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
  11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
  12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
  13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
  14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
  15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

Обработка и интерпретация результатов теста

Шкала для оценки уровня развития операции обобщения

Число балловХарактеристика решения задач
III
Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения:
5объединяемых в одну группу предметов (слов);
5лишнего предмета (слова).
Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку:
4для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу;
4для обозначения лишнего предмета (слова).
Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения:
2,5объединяемых в одну группу предметов (слов);
2,5лишнего предмета (слова).
То же, но с помощью исследователя для обозначения:
1предметов (слов) объединенных в одну группу;
1лишнего предмета (слова).
Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения:
0предметов (слов) объединенных в одну группу;
0лишнего предмета (слова)

Если испытуемый справляется с первыми тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.

Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

Источники

  • Исключение лишнего / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.143-152.

Исторические сведения

Методика исключения 4 лишнего предмета применялась еще в 50-х годах. В лаборатории института психиатрии разрабатывались карточки, копировались и рассылались клиническим работникам. Советский психолог Сусанна Яковлевна Рубинштейн посвятила книгу экспериментальным методикам патопсихологии. Стимульный материал, напечатанный в ней, состоит из 17 карточек, однако в наше время их уже не используют.

Время неумолимо идет вперед, а на картинках были изображены старинные предметы, безвозвратно ушедшие в прошлое. Многие дети просто не могли узнать, что за предмет нарисован. Например, керосиновая лампа или телега, радио или старый приемник. Даже старшие дошкольники не узнавали старинные предметы, естественно, что они не могли пояснить их назначение.

Поэтому стимульный материал Рубинштейн в методике «4 лишний» устарел и его решено было заменить на новые таблицы, более современные. Применяют их и в работе с глухими и немыми детьми. Рассмотрим подробнее, в чем заключается тест, разработанный Белопольской Натальей Львовной.

Инструктаж перед тестированием

Ребенку дают ряд картинок и просят внимательно рассмотреть все предметы, которые нарисованы на них. Из четырех изображений нужно найти то, которое не вписывается (по мнению ребенка) в группу.

Если ребенок затрудняется, то психолог или другой исследователь может задать наводящие вопросы. Это касается только первой карточки, над остальными ребенок работает самостоятельно.

Тестовый материал

Карточки в методике «4 лишний» расположены сериями, каждая из которых способна раскрыть понятийные особенности мышления ребенка. Разложены они по группам в порядке усложнения задания. Так, если в первой серии на картинке ребенок должен из трех геометрических фигур одного размера отделить четвертую, большего размера, то дальше приходится классифицировать предметы по их принадлежности к одной общности или имеющие одинаковые признаки.

На рисунке выше на первой таблице расположены растения, а лишним нужно назвать кошку. На втором рисунке — нужно назвать яблоко, так как это единственный съедобный предмет на карточке.

Словесный тест

Для младших школьников методика «4 лишний» проводится в словесной форме. Ребенку зачитывают вслух 5 слов, например, диван, шкаф, кровать, потолок, кресло. Он должен внимательно выслушать и определить, что 4 слова можно отнести к предметам мебели, а потолок — лишний, так как это часть комнаты.

Усложнение задания производится также постепенно. Например, из следующих слов — глубокий, высокий, низкий, маленький, светлый, только последнее означает цвет предмета, остальные — это признаки размера.

Результаты тестирования

Ребенку предлагают 17 заданий. Все ответы записываются, причем фиксируется не только правильность определения лишнего предмета, но и то, как ребенок объяснил свой выбор. Иногда школьник может выбрать вроде и неправильный вариант ответа, но его объяснение приводит к положительному выводу, что мышление у него хорошо развито. А нестандартный ответ дает повод исследователю провести более глубокое тестирование.

Некоторые дети, наоборот, упрощают свой выбор, называя предметы, начинающиеся на одну букву или по признаку однообразной формы. Такие ответы строятся на слабых, латентных признаках.

Результаты делят на следующие типы, начиная с хороших ответов:

  • правильно определил лишний предмет и объяснил его принадлежность;
  • сначала ошибся, а потом — исправился;
  • придумал свое объяснение;
  • объясняет по-своему, но с помощью исследований;
  • не может увидеть разницу, даже пользуясь помощью взрослого.

Плохие ответы говорят о том, что у ребенка конкретное мышление, он не умеет выстраивать обобщения по определенным признакам.

ВАРИАНТ 2.

Источник: Немов Р. С. «Психология в 3-х томах». — М.: ВЛАДОС, 1995 год. — Том 3, стр. 148.

Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним. На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

10 баллов ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.89 баллов ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.67 баллов ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.45 баллов ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.23 балла ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.01 балл ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

10 баллов очень высокий89 баллов высокий47 баллов средний 23 балла низкий0 — 1 балл — очень низкий

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 А.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Б. Дополнительные материалы к методике «Что лишнее?»

ВАРИАНТ 3.

Источник: Альманах психологических тестов — М.: КСП, 1996 г. — 400 с.

Для проведения исследования потребуются бланки методики Исключение лишнего, позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из серий, в каждой серии по 4 слова. (Предлагается 2 варианта). Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол для регистрации ответов.

Материал: Бланк с напечатанными сериями из четырех — пяти слов.

Инструкция и ход выполнения: Испытуемому предъявляю бланк и говорят: Здесь в каждой строке написано пять (четыре) слов, из которых четыре (три) можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этот группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть).

Бланк для словесного варианта

1 ВАРИАНТ. 1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф. 2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр. 3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки. 4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор. 5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый. 6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель. 7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед. 8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр. 9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр. 10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт. 11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий. 12. Дом, мечта, машина, корова, дерево. 13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно. 14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах. 15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать. 16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие. 17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный. 18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол. 19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение 20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.;

2 ВАРИАНТ. 1) книга, портфель, чемодан, кошелек; 2) печка, керосинка, свеча, электроплитка; 3) часы, очки, весы, термометр; 4) лодка, тачка, мотоцикл, велосипед; 5) самолет, гвоздь, пчела, вентилятор; 6) бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы; 7) дерево, этажерка, метла, вилка; 8) дедушка, учитель, папа, мама; 9) иней, пыль, дождь, роса; 10) вода, ветер, уголь, трава; 11) яблоко, книга, шуба, роза; 12) молоко, сливки, сыр, хлеб; 13) береза, сосна, ягода, дуб; 14) минута, секунда, час, вечер; 15) Василий, Федор, Семен, Иванов.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

Число баллов

Характеристика решения задач

1

2

Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения:

5
—-
5
1) Объединяемых в одну группу предметов (слов);
2) лишнего предмета (слова).

Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку:

4
—-
4
1) для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу;
2) для обозначения лишнего предмета (слова).

Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения:

2,5

2,5
1) Объединяемых в одну группу предметов (слов);
2) лишнего предмета (слова).

То же, но с помощью исследователя для обозначения:

1

1
1) предметов (слов) объединенных в одну группу;
2) лишнего предмета (слова).

Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения

0

0
1) предметов (слов) объединенных в одну группу;
2) лишнего предмета (слова).

Если испытуемый справляется с первыми тремя — четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности. Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

              

Характеристикаметодики Исключение четвёртого лишнего

Простота и оригинальность методики оценивалась такими детскими психологами и дефектологами, как Ю.Ф. Поляков, М.П. Кононова, Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн. Доподлинно неизвестно, кто стоял у истоков диагностики и выступил её автором. Наталия Львовна Белопольская адаптировала этот способ анализа образно-логического мышления для детей. Онаи её коллеги имеют опыт применения методики на протяжении 30 лет, поэтому вполне логично, что они смогли сформулировать и выпустить в свет оптимальныйвариант обследования.

Цель диагностикизаключается висследовании особенностей процессов анализа, сравнения и синтеза.При проведении такого тестирования можно обнаружить у детей снижение и искажение уровня обобщения, что характеризует различные психологические патологии.

Суть методики сводится к следующему: тестируемому предлагаются карточки с изображениями четырёх предметов, три из которыхобъединены общей категорией, а четвёртая картинкане подходитк рассматриваемойгруппе; задача испытуемого исключить лишнее и обосновать свой выбор.

Вместо предметного варианта тестирования можно провести словесный

Существует такжевербальный варианттестирования. В этом случае наглядных изображенийнет, ребёнку предлагаютсятолько названия предметов, среди которыхнужно выявить неподходящее к общему понятию.

Анализировать мышление детей, используя методику, можно с трёхлетнего возраста и до вступления в подростковый период. Диагностика применяетсякак для обследования здоровых ребят, так и для интеллектуально неразвитых, психически больных.Дети с сенсорными нарушениями (слепые, глухие) тожемогут быть протестированы, но в этих случаях понадобятсямодифицированные задания. Речевые патологии не являются препятствием для использования методики, так как ответы испытуемымпод силуписать на бумаге.

К сожалению, затруднения могут возникнуть при обследовании детейс парезами рук или с псевдобульбарной дизартрией. Таким ребятамсложно и практически невозможно ни показать, ни назвать предмет, изображённый на карточке.

Ход диагностики дошкольников и младших школьников

Тестирование проводится строго индивидуально

Диагностика не проводится в группах, она проходит только индивидуально. То, каким образом инструктировать ребёнка, зависит от выбранного варианта тестирования:

ВариантИнструкция
Предметный1. Посмотри на предметы, изображённые на карточках. 2. Назови три сходныходним словом. 3. Какой из предметов не подходит к трём остальным? 4. Какой предмет, по твоему мнению, лишний? 5. Объясни свой выбор.
Словесный1. Прочитай четыренаписанных слова. 2. Объедини трив одну группу. 3. Назови эту группу. 4. Вычеркни лишнее слово. 5. Объясни свои действия.

На проработку одного задания выделяется 3 минуты.

На примере одной из самых доступных по сложности карточек необходимо показать испытуемому, как правильно выполнять задание. Исследователь и ребёнокразбирают, что изображено на картинке или перечислено в строке, описывают сходные предметы(например: Шкаф, комод, этажерка мебель, в которую что-то кладут),исключают тот объект, который нельзя подвести под общеепонятие, и объясняют свой выбор (допустим: Кровать это мебель для отдыха, а не для хранения вещей).

Для демонстрации ребёнку правильного выполнения задания выбирается одна из самых простых карточек

Если при разборе предметного варианта теста ребёнок хорошо понял инструкцию и успешно применил её длярешения первогозадания, то ему предлагаются следующие карточки других групп (с постепенным усложнением). Обычно детям даётся45 штук.При правильном ответе испытуемогохвалят (Молодец!, Умница!). Если ребёнокне смог с первого раза дать правильный ответ, то инструкцию повторяют ещё раз. В случаеповторного непонимания рекомендаций и невозможности нахождения верного ответа обследование прекращают.

Необязательно проходить все изображениякаждой категории. Можно рассмотретьпо одной карточке из групп I и II, а потом переходить к решению задач третьей, четвёртой и так далее.

Обратная связь исследователя и тестируемого в ходедиагностикинеприемлема, так как это нарушит чистоту эксперимента. Не стоит говорить ребёнку о правильности/неправильности выбранного решения, можно лишь попросить его подумать ещё.

По итогамобследования составляется протокол, в котором фиксируются все результаты. Неумение испытуемогооблечь свой ответ в словесную форму, представление решенийлишь в указательном виде, нестандартность речевого воплощения всё это тоже должно помещаться в таблицу.

Файлы: Стимульный материал для исследования

В диагностике Белопольской представлены 28 карточек с красочными картинками(по 4 вкаждой из 7 групп). Задания усложняются от первой карточки до четвёртой и от первой категориидо седьмой.

Карточки последнейгруппы используются в томслучае, когда нужно уточнить выявленные ранее искажения уменияобобщать. Задания этой категориипровоцируют ребёнкана проявление этих нарушений.

Каждой карточке присваиваетсякод, где римская цифра означает категорию, а арабская номервнутри неё. К примеру, V-3символизируеттретью карточку в пятой группе.

У некоторых карточекесть два варианта трактовки

Практически все заданияимеют лишь одно верное решение.В шестой группе карточки можно трактовать по-разному, и верными будут два ответа:

  • Первый ответ домашние птицы + лишнее яйцо; второе решение утка лишняя, так как три остальных предмета можно отнести к курице.
  • Корабль плавает, всё остальное летает; транспорт + лишняя ракета.
  • Молоток не подходит к остальным режущим инструментам; лишнее лезвие + инструменты для работы.
  • На самокате катаются летом, три остальные предмета предназначены для ездызимой; на санках катаются сидя, а на других предметах стоя.

Материал для текстового варианта тестирования прост,особых нюансов применения не имеет.

Карточки для теста Исключение лишнего

Материал для вербального тестирования

Образец протокола диагностики

Обработка и интерпретация результатов

При рассмотренииответов ребёнкаважной оценочной категорией является время. В зависимости от этого испытуемыйполучает баллы:

  • 10 за решение одной поставленной задачи за 60 секунд и меньше;
  • 89 за 11,5 минуты;
  • 67 1,52 минуты;
  • 45 22,5 минуты;
  • 23 2,53 минуты;
  • 01 не справился с задачей за 180 секунд.

На основе показателейделается вывод об уровне развития тестируемого:

Количество баллов Уровень развития
10Очень высокий
89Высокий
47Средний
23Низкий
01Очень низкий

Если ребёнок развивается нормально, то в возрасте 710 лет он в состоянииответить на все виды заданий (из разных групп). Затруднения могут возникнуть в речевом обобщении из-за малого словарного запаса, а также при рассмотрении карточек с двумя возможными решениями. Серьёзные сложностив решении свидетельствуютоб отклонениях и психических заболеваниях.

Результаты словесного тестирования оцениваются по пятибалльной системе:

  • 0 ребёнок не может определить общийпризнак и назвать его, даже с помощью взрослого он не указывает на лишний предмет и не в состоянии объединить в группу три других;
  • 1испытуемый называет и выделяеткатегориюпредметов и исключает лишний только с подсказкой исследователя;
  • 2,5тестируемый может дать описательное обозначение группы и исключить лишний предмет;
  • 4 после неправильного определения общегопонятия ребёнок может исправить ошибку самостоятельно;
  • 5 испытуемый сам называет правильно и обозначение группы из трёх предметов, и лишнее изображение.

Подсчёт баллов, как правило, необходим для проведения статистических исследований и научных работ. Практикующим специалистам достаточно интерпретации качества ответов тестируемого.

Основываясь на качественных характеристиках, Н.Л. Белопольская приводит примеры отклонений процесса обобщения у детей:

  • Для детей-олигофренов в имбецильной степени непонятна уже сама инструкция. Некоторыевникают в принципвыделения лишнего предмета, но спустя время просто забывают об этоми становятся нев состоянии выполнять задания по аналогии с образцом.
  • Олигофрены в степени дебильности могут выделять конкретные признаки предметов форму, цвет, размер.Ответы они конкретизируют по какой-либо детали (например, собака лает вместо птицы и животное), таким ребятам очень трудно делать вербальные обобщения.
  • Детямс задержкой развития по силам стандартные обобщения, но для них очень трудно найти понятия, состоящие из нескольких слов.
  • Испытуемые, у которых недоразвитие речи или плохойслух, после разбора одного двух примеров в состояниинаходить правильные решения, но при этомиспытывают затруднения с речевым оформлением. Ответы такие дети часто соотносят с тем, что очень внимательно следят за внешней реакцией взрослого.
  • Ребята, которые плохо видят, могут не испытывать никаких проблем, если хорошо рассмотрят задания.
  • Сложность в усвоении инструкций, незначительное количество правильных ответов, слишком долгое разглядывание карточек характерные признаки выполнения заданийдетьми с эпилепсией.

Методика Исключение лишнего не требует никаких значительных затрат, подготовкипомещения и сложного оборудования для проведения диагностики. Ребёнок воспринимает тестированиекак интересную и увлекательную игру, что даёт возможность взрослому легко и быстро провести исследование качественных особенностей мышления испытуемого.

Источники:

  • https://ChildAge.ru/psihologiya-i-razvitie/detskaya-psihologiya/metodiki/metodiki-na-myshlenie-dlya-mladshih-shkolnikov.html
  • https://vsetesti.ru/304/
  • https://FB.ru/article/451612/metodika-lishniy—kak-provodit-otsenka-rezultatov
  • http://iemcko.ru/4380.html
  • https://paidagogos.com/uznayom-bolshe-ob-urovne-razvitiya-detey-primenyaya-metodiku-isklyuchenie-lishnego.html

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит