Методика «Три дерева» — зеркало семейных отношений

СОДЕРЖАНИЕ

Диагностическая и психокоррекционная работа с детьми и подростками небудетполной без анализа отношений ребёнка с близкими. Чтобы его провести, можно воспользоватьсяпроективной методикой Три дерева. Этот способ исследованияпрост и интересен как для выполнения испытуемым, так и для проведения организатором.

Характеристика методики Три дерева

Эта проективная рисуночная методика придумана и воплощена в жизнь немецким психотерапевтом Эддой Клессман. Тестирование Три дерева помогает определить возможныесемейные конфликты и их причиныи подобрать оптимальный вариантналаживания отношенийтестируемого с близкими.

Диагностика отличается тем, что не предполагает изображение ребёнком деревьев в качестве сравнения с членами семьи, как рекомендуется автораминекоторых других похожих тестирований. Предлагая напрямую нарисовать родителей в виде животных, деревьев, растений, можно подтолкнуть малышак приукрашиванию выбранного образа. Тест предусматриваетрисование испытуемымрастений такими, какими он их себе представляет,сравнение объектов с близкими родственниками проводится после завершения создания иллюстрации.

Выбор количества изображаемых деревьев неслучаен: в этом случаедети в ответ на просьбу об изображении трёх растенийнеосознанно проецируют на бумагу свои отношения с родителями. Чаще всего объекты это сам малыш и мама с папой, но в некоторых случаях возможно сравнение деревьев с другими близкими родственниками братом, бабушкой, сестрой, тётейи так далее. Существуют ситуации, когда исследуемый представляет людей, не находящихся с ним в родственных отношениях, но близких ему и ассоциирующихся у него с семьёй сосед, друг или подруга родителей.

Проведение диагностики среди дошкольников и младших школьников

Перед началом тестирования нужно постараться расположить ребёнка к доверительной беседе. Для этого полагается выбрать соответствующую обстановку и тон общения. Разговариваяс малышом, необходимо получить как можно больше информации о той среде, в которой он живёт: кто находится с ним в одной квартире, как зовут членов семьи, чем они заняты (учатся, работают или находятся на пенсии). Ребёнок может поведать ио самомжилище:сколько в нём комнат, кто из близких обитает в том или ином помещении и так далее.

На время выполнения ребёнком задания организатор может удалиться для беседы с родителями испытуемого

Потом исследователю предстоит дать тестируемомусловесную инструкцию. Она проста: Нарисуй на листе бумаге любые три дерева. Для рисованиямалышу предлагаютсячистый бумажный лист формата А4 горизонтального расположения и цветные карандаши или фломастеры.На времясоздания рисункаорганизатор диагностикиможет выйти из комнаты для беседы с родителями и задать им интересующие вопросы по поводу семейных отношений и места ребёнка в ячейке общества. Такой разговор в дальнейшем поможет подтвердитьили опровергнуть те или иные предположенияо внутрисемейных проблемах.

Когда ребёнокзавершит работу над заданием, исследователь обязательно должен сказать тёплые слова по поводунарисованного, похвалить ребёнка за то, что он справился с поставленной задачей. Поддержка малыша один из важнейших моментовтестированиярассматриваемоготипа.

Затем организаторунужно предложить ребёнку назвать и подписать каждое дерево, воспользовавшись подходящим цветным инструментом. У детей дошкольного возраста, не умеющих писать, взрослыйспрашивает разрешения сделать надпись, тем самым показывая уважение к его выбору и внимание к личному пространству.

Следующим этапом является разговорс испытуемым.Ему нужно задать вопросы, но сделатьэто ненавязчиво, стараясь вывести малыша на максимальную откровенность. Сначала исследователь просит тестируемого ответить на удобные и комфортные, постепенно переходя к вопросам острым и не всегда приятным. Примерный их перечень:

  • Как называются деревья?
  • Какому ты больше всего симпатизируешь?
  • Почему тебе это нравится больше других?
  • Какое из деревьев моложе (старше) остальных?
  • Какое самое красивое,по твоему мнению?
  • Какое некрасивое и почему?
  • Почему дерево получилось изогнутое и корявое (и так далее)?

    Разговорс ребёнком обязательный этап тестирования

Полученная информацияпоможет проследить сравнения, сформировавшиеся у ребёнкаестественным образом (без прямых ассоциаций с членами семьи). Все ответы полагаетсяфиксировать, краткие подписи можноделать на самом рисунке (с разрешения малыша).

Затем взрослому необходимопредложить ребёнку представить себя садовником и ухаживать за деревьями (Ты садовник, что будешь делать с каждым деревом?).В случае непонимания вопроса необходимо расширить предлагаемые сюжетные обстоятельства пояснениями: деревья можно поливать, удобрять, выкапывать, пересаживать, обрезать ветви, собирать урожай и так далее.При этом нужно непременно уточнить, что в отношении растений можно и ничего не предпринимать, если с ними всё хорошо и благополучно.Все предлагаемые испытуемымдействия также фиксируются на рисунке рядом с деревьями.

Завершающий этап процесса тестирования предложение испытуемому сравнить каждое изображённое дерево с членами семьи. Ребёнок может подписать объекты или доверить этот процесс организатору, но цветдолжен выбратьтолько самтестируемый.Важно подготовить малыша к сравнению растенийи членов семьи, чтобы избежать прямых ассоциативных моментов. Подготовить почву для правильного прохождения этого этапа теста поможет дополнительное простенькое задание (например, по ранжированию каких-либо предметовв школе, дома, на улице от самого приятного до вызывающего острую неприязнь).

Файл: Образец протокола тестирования

Протокол для проведения диагностики Три дерева

Обработка и интерпретация результатов проективного теста

Расшифровка результатов тестирования самый ответственный момент в диагностике.При интерпретации учитываются:

  • рисунок со всеми деталями (расположение и величина деревьев, детали, цветовые предпочтения);
  • ответы на вопросы исследователя;
  • ассоциация деревьев с родственниками;
  • предлагаемые ребёнком действия с растениями;
  • поведение тестируемого, его эмоциональные и телесные реакции.

Рассмотрениекомпозиции

Самым крупным и заметным дети обычно рисуют то дерево, которое ассоциируется у них с главным человеком в семье

Расположение деревьев можно интерпретировать таким образом: на первое место ставится растение, символизирующее члена семьи, на плечах которого находится вся ответственность. В центре, как правило, изображается самый важный персонаж.Ребёнок, нарисовавший себя между двух деревьев (мамы и папы), может быть воспринят как своего рода разделитель между супругами (скорее всего, общение у взрослыхпроисходит лишь через сына или дочь, а между собой сведено к минимуму).

Если в семье количество родственников больше трёх, то некоторые близкие люди могут быть исключены из рисунка. Некоторые дети, несмотря на инструкцию, изображают дополнительные деревца, которые при разговоре соотносятсяими с теми людьми, которые занимают важное место в жизни.

Растениямогут быть нарисованнымина общей грунтовой местности это хороший показатель, которые говорит о прочности и крепости семейных взаимоотношений. Деревья малыш может расположить вплотную друг к другу или на значительном расстоянии, что сигнализирует означимости отношений с близкими людьми.

Величина объектапоказывает значение того или иного члена семьи в глазах ребёнка. Как правило, авторитетные и имеющие большое влияние родственники оказываютсяпредставленными в виде высоких и добротных деревьев.

Рассматривая нарисованные растения, организаторможет отметить кривизну ствола, изогнутость ветвей, наличие дупла и другие нюансы всё это свидетельствует о травмах, болезнях, неблагополучии.Деревья с плодами чаще всего ассоциируются детьми с людьми-альтруистами, с теми, для кого служить добру является непустым звуком.

Толкование оттенков рисунка

Используемые цвета тоже могут многое рассказать исследователю о состоянии тестируемого

Очень показательными являются цветовые предпочтения ребёнка.Выводы о выбранном оттенкенужно делать с учётом того, что каждый спектр имеет как положительные, так и отрицательные показатели:

  • Красный цвет может означать одновременно любовь, вдохновение, агрессию, ненависть, предчувствие или состояние опасности.
  • Синий цвет является воплощением дисциплинированности, разумного начала, верности с одной стороны и иррациональности и безумия с другой.
  • Когда ребёнок воспользовался жёлтым, то это значит, что он либо открыт, активен, свободен, силён, или же, напротив, завистлив, жаден, лжив и находится во власти какой-либо мании.
  • Выборинструмента для рисования оранжевого цвета свойственен детям радостным и энергичным, но вполне возможно, что такие испытуемые одержимы противоречиями.
  • О желании развиваться и расти свидетельствует зелёный цвет, но в то же время онможет быть показателем незрелости или наличия какой-либо болезни.
  • Преобладание в рисунках фиолетовых оттенков внутреннее равновесие, покаяние, обладание сокровенными знаниями или тревога, меланхолия, отречение, беспокойство внутри.
  • Символы коричневого цвета плодородная земля, материнство с одной стороны, грязь, кал и гной с другой.
  • Положительные стороны чёрного цвета достоинство, торжественность; отрицательные греховность, траур, смерть.
  • Белый цвет соотносят с чистотой и гармонией.
  • Если ребёнок не выпускает из рук серый карандаш или фломастер, то, вероятно, он подвержен депрессии или у него есть какие-либо недопонимания.

Обсуждениецветовых ассоциаций поможетсоставитьясную картину психологического состояния малыша. Более полное представление о выборе оттенкададут ответы тестируемого на вопросы:Какой цвет может изобразить радость?, Какого цвета печаль? итак далее.

Анализ беседыи поведения

Эти моментыпроективной диагностики не могутинтерпретироваться однозначно. Большую роль в анализе ответов и действий ребёнка играет профессионализм и опытность исследователя, именно на эти качества нужно полагаться организатору при составлении выводов по результатам беседы.

Когдаребёнок выбирает роль садовника, стремящегося каким-либо образом изменить состояние деревьев, это символизирует желание внести определённыеизменения вотношения с семьёй, а также возможную нехватку общения с близкими родственниками или людьми, значимыми в жизни испытуемого.

Если психологу или педагогу важно понять внутрисемейную обстановку, то можно предложить ребёнку пройти диагностическое обследование Три дерева. Этот тест лакмусовая бумажка отношений детей сродственниками. Результаты такой диагностики помогутвскрыть корни некоторых проблем и облегчат планирование коррекционной работы.

Интерпретация проективной методики Три дерева

stock-illustration-2067127-spring-trees-in-the-day-vector.jpg

Проективные методики не могут иметь однозначных интерпретаций! Необходимо учитывать и поведение испытуемого, детали его рассказа о семье, эмоциональные и телесные реакции во время выполнения заданий. От исследователя в данной ситуации требуется и опыт, и интуиция. Выводы не должны быть поспешными.

1.Анализируем очередность рисования деревьев. Какое дерево было нарисовано первым? Оно наиболее важно в эмоциональном плане. Что было нарисовано последним?

2. Анализируем образы деревьев, насколько тщательно прорисованы.

Папа обратился к психологу из-за беспокойства за единственную дочь. По его мнению, она плохо ладила с другими детьми. У папы возник страх, что дочь-подросток из-за проблем будет не успешна в жизни. На её рисунке были изображены три красивых мощных дерева. Папа смог посмотреть на ситуацию глазами дочери, умной зрелой и рассудительной девочки, которой часто было просто скучно с ровесниками.

2.Для интерпретации помимо рисунка важны комментарии испытуемого к нему. Они фиксируются в протоколе.

3.Кто из членов семьи оказался исключенным? Почему? Это может указывать на скрытые конфликты.

4.Анализируется величина деревьев, расстояние между ними. Кто ближе к ребенку? Кого он расположил максимально удаленно?

5.Важна величина деревьев, занимают ли они центральную часть рисунка?

6. Анализируется расположение объектов.

Девочка пяти лет нарисовала два огромных дерева (папа, мама), которые заняли всю страницу. Поэтому маленькое деревце (я) было нарисовано в верхнем правом углу, на голове мамы. Мама обратилась к психологу из-за острых конфликтов с дочерью, ребенок, по её словам, отказывался подчиняться, стремился быть главным.

7.Есть ли на рисунке другие объекты? С кем их соотносит ребенок? Как он окрашен эмоционально?

Девочка 5 лет кроме деревьев (мама, папа, я) нарисовала рядом собой веселого пса. Это мой старший брат. Задание позволяло рисовать только 3 дерева, поэтому четвертый значимый член семьи был нарисован в образе собаки.

8.Для интерпретации отношений важно обратить особое внимание на те действия, который испытуемый выполнял в качестве садовника. Они указывают на потребности членов семьи, как их понимает ребенок, а также те действия, которые он хочет осуществить по отношению к близким.

Мальчик, 12 лет, нарисовал хрупкое розовое дерево, которое соотнес с маленькими младшими сестрами. Его комментарий Дереву нужны удобрения указывает на доброе и заботливое отношение к ним, отсутствие ревности, чувство превосходства как старшего и сильного.

9.Для интерпретации цветовой гаммы рисунка можно попросить испытуемого соотнести цвета карандашей с основными чувствами. Вы заранее расспрашиваете ребенка, какого цвета радость, какого цвета грусть, гнев, обида, любовь и так далее. И уже на основе его индивидуальных предпочтений делаете выводы.

Полученный материал может быть использован в дальнейшей терапии: от методик символдрамы до системной расстановки.

ДОПОЛНЕНИЕ Алгоритм по проведению методики Три дерева

1. Беседа с ребенком. какая у тебя семья: как кого зовут, сколько кому лет: Мама ____________________________________________________________________ Папа ____________________________________________________________________ Братья, сестры _____________________________________________________________ Бабушка _________________________________________________________________ Дедушка _________________________________________________________________ Другие ___________________________________________________________________ кем работают члены семьи: __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ какая квартира, есть ли у тебя своя комната: __________________________________________________________________________ 2. Нарисуй, пожалуйста, три дерева цветными карандашами. 3. Беседа по рисунку: Молодец, красивые деревья. Назови их. Можно мы подпишем деревья цветными карандашами? А какое дерево тебе больше всех нравится? (Можно подписать его?) __________________________________________________________________________ Какое дерево самое большое (оценка в уровне притязаний)? __________________________________________________________________________ Какое самое маленькое? __________________________________________________________________________ Какое самое молодое? __________________________________________________________________________ Какое самое старое __________________________________________________________________________ Какое дерево самое красивое? __________________________________________________________________________

4. Что можно было бы сделать для каждого дерева?

(полить, внести удобрения, пересадить, огородить, или им и так хорошо) __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 5. Сравнить деревья с членами семьи.

При этом ребенок подбирает для каждого члена семьи карандаш наиболее подходящего для этого человека цвета.

__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

Источники:

  • https://paidagogos.com/metodika-tri-dereva-zerkalo-semeynyih-otnosheniy.html
  • https://mariapolina.ru/proektivnyj-test-tri-dereva-diagnostika-emocionalnyx-otnoshenij-v-seme/
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2017/01/18/metodika-derevo-l-p-ponomarenko

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит