Методика социометрия для младших школьников морено. Что это такое

СОДЕРЖАНИЕ

Примечание: + положительный выбор; — отрицательный выбор.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта.

Социометрия бланк. Бланк социометрического опроса

Ф. И. О.___________________________________________________________

Курс (группа, класс, отдел)___________________________________________

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы (курса, отдела, класса и т.д.) с учетом отсутствующих.

    Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться (работать) в новом коллективе?

а)________________________________________________________

б)__________________________________________________________

в)__________________________________________________________

    Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?

а)______________________________________________________

б)__________________________________________________________

в)__________________________________________________________

    С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход?

а)______________________________________________________

б)__________________________________________________________

в)__________________________________________________________

Обработка данных и интерпретация результатов

На основании полученных результатов составляется матрица (таблица 1). Матрица состоит: по вертикали из списка фамилий группы, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали их номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.

Социометрия анализ результатов. Социометрический анализ: что это?

В рамках онлайн-анкетирования наиболее актуальными могут быть сразу два типа анализа исследования: социометрический анализ и категориальный анализ. Для нас особый интерес представляет именно социометрический анализ.

Метод социометрии это один из методов социологического исследования, который был разработан в 30-40-е годы 20 века американским психологом Джекобом Морено. Социометрия относится к наиболее часто используемым социально-психологическим тестам. Она позволяет измерять межличностные отношения в группе, внутригрупповые связи между ее участниками, а также иерархии, которые складываются в малых социальных группах. То есть, социометрия отражает реально существующую ситуацию и отношения между реальными участниками социальных отношений.

В группах люди выполняют совместную деятельность, объединены определенной целью или разнообразными признаками. Но как исследователи, так и сами участники коллективов отмечают, что они нередко сталкиваются с противоречиями в группе, не могут найти общий язык с некоторыми участниками коллектива, а также выбирают лидера, который может быть как формальным, так и неформальным.

Анализ социометрии позволяет исследователю выявить лидеров группы, ее аутсайдеров, а также особенности взаимоотношений, которые складываются между участниками группы. Социометрия измеряет авторитет формального и неформального лидеров, определяет социально-психологический климат, который сложился в группе, а также ценностные ориентации отдельных участников и самого коллектива.

Замечание 1

Очень важно отметить, что социометрическое измерение эффективно лишь в группах с численностью не больше 30 человек, поскольку в группах с большим количеством людей (более 30) нет возможности выявить детальные межличностные отношения, ведь люди могут даже не быть знакомы с некоторыми своими коллегами.

Социометрия морено онлайн. Транскрипт

1 Социометрия обработка онлайн >>> Социометрия обработка онлайн Социометрия обработка онлайн Самый доступный, легкий социометрия обработка онлайн наглядный способ анализа группового взаимодействия это измерений. Участие в социометрическом исследовании только добровольное. Выделяют официальное высказываемое открыто и неофициальное скрываемое от других лиц, прежде всего от руководителей коллективное мнение. Происходит столкновение позиций, вскрываются проблемы, открывается несовпадение основных индивидуальных ценностей. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. Разрушение или утрата значимых традиций существенно затрудняют развитие группы — так же как потеря памяти становится препятствием для полноценного развития личности. Скажем, в бригаде из N человек отвечающий может никого не выбрать в качестве бригадира, а может, если желает, указать К I человек. Графическое изображение полученных индексов называется персональным социометрическим профилем. Стрелки указывают на направленность выборов отклонений. Точно также каждый член группы будет выбран N 1 число раз. Для руководителя важно, чтобы традиции стимулировали развитие группы, способствовали повышению ответственности и дисциплины ее членов. Становление и развитие рабочей группы — это динамический процесс, проходящий по определенным этапам, или стадиям. Почему я отношусь к одним лучше, чем к другим? Он составляется из вопросов критериев выбораадресованных каждому члену конкретной социальной группы. Социометрия Бахаревой Удалила только фамилии, остальное оставила, чб понятно было. Заполнить таблицу за каждого из членов группы. Возможна ли их замена? Практически границы выбора находятся в диапазоне от 0 до 3 главное — не более трех. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента. Схема 26 Знаки, обозначающие типы отношений между членами группы: 2. Это необходимо сделать из-за особенностей программы Excel, которая по умолчанию вставляет не данные, а ссылки на данные. Социометрия обработка онлайн Социометрические методы предназначены для диагностики эмоциональных связей, т. Социометрическая процедура, при которой отвечающий выбирает в соответствии с заданным критерием столько лиц, сколько он считает нужным то есть отсутствуют всяческие ограничения на выборназывается непараметричеасой. После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов сумма выборов. Если поле критерия останется пустым, то критерий будет сформирован автоматически. Социометрия: обработка данных интерпретация результатов. Но, возможно, что-то мешает этому. Цветовая непроективная методика Детям предлагается таблица со списком детей и пустых клеточек для определения выбора.

Социометрия в лагере. Социометрические анкеты

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РЕБЕНКА ГРУППЫ СВЕРСТНИКОВ .

Исследование проводится на основе индекса групповой сплоченности Сишора.

И н с т р у к ц и я

Внимательно прочитайте каждый вопрос и подчеркните один из ответов, наиболее верно отражающий Ваше мнение.

I. Как Вы оцениваете свою принадлежность отряду?

II. Хотели бы Вы перейти в другой отряд, если бы представилась такая возможность?

III. Взаимоотношения ребят в Вашем отряде.

IV. Взаимоотношения ребят Вашего отряда с вожатыми.

V. Отношение ребят Вашего отряда к деятельности в вашем отряде.

В скобках даны балльные оценки ответов.

О б р а б о т к а р е з у л ь т а т о в.

  1. Подсчитывается сумма баллов по всем вопросам. Она колеблется от 5- самая неблагоприятная до 18 баллов самая высокая оценка привлекаемости коллектива.
  2. Анализируются дети с крайними оценками.
  3. Рассматривается распределение ответов по отдельным вопросам. Низкие оценки по какому-либо вопросу позволяют выявить проблемы. Являющиеся источниками напряженности в коллективе работ.

А Н К Е Т А Взрослые в твоем ребячьем объединении

Как заполнить анкету: Читайте внимательно вопрос за вопросом. Прежде, чем ответить подумайте. На вопрос отвечайте да или нет. Итак, приглашаем Вас к разговору. Только условимся: беседовать будем О Т К Р О В Е Н Н О!

Ты 1 мальчик 2 девочка

К Л Ю Ч К А Н К Е Т Е.

ДРУГ

ЛИДЕР

РЕФЕРЕНТНОЕ ЛИЦО

ПЕДАГОГ-МАНИПУЛЯТОР

НЯНЬКА

Социометрия кого бы ты позвал на день рождения. Методика Цветовая социометрия

Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.

Подготовка. Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5×5 рядов-квадратов), состоящей из 13 цветовых и 12 белых квадратов, расположенных в следующем порядке:

1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;

2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;

3-й: синий, белый, красный, белый, синий;

4-й как второй;

5-й как первый.

Подготовить цветные фишки: красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждого по 3.

Инструкция (дается по ходу выполнения задания).

1. Выбери цвет, который больше всего нравится, и размести фишку на красном квадрате.

2. Выбери цвета для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми близкими (ты их любишь, они любят тебя), и размести фишки на синих квадратиках.

3. Выбери цвета для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи соответствующие фишки на зеленые квадраты.

4. Выбери цвета людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе боль; ты их боишься и т. д.), и размести фишки соответствующего цвета на черные квадраты.

Что такое социометрия

Под термином социометрия понимается социально-психологическое тестирование, устанавливающие специфику взаимодействия участников группы, класса. Эта методика была предложен Дж.Морено, придерживавшегося идеи о том, что существует зависимость между благополучием личности и формированием отношения с окружающими.

На данный момент социометрическое исследование широко используется как для тестирования взрослых, так и при работе с детьми.

Анализируя место человека в социальной группе, возможно найти решение межличностных и внутриличностных проблем. Основной целью исследования является:

  • проведение количественного измерения уровня близости в коллективе, как психологического, так и эмоционального;
  • выявление и изучение наличия малых групп в коллективе;
  • выявление лидеров.

Данная методика широко распространена на всех стадиях образовательного процесса. Школьники должны для себя решить непростую задачу, осуществить сознательный выбор в пользу одного или нескольких участников группы.

Для обучающихся в младших классах эта задача кажется наиболее сложной, ведь они только во время уроков находятся вместе, на этом этапе у них ещё плохо развита совместная деятельность.

Процесс общения у школьников младших классов наиболее часто ситуативен, имеются трудности при нахождении лидера класса.

Обучающиеся младшей школы делают свой выбор, основываясь на многих критериях. Зачастую к лидирующим позициям в коллективе относят тех, у кого хорошие отметки, развитые интеллектуальные способности, либо получивших наибольшее число поощрений от учителя.

Это говорит, что дети в этом возрасте выражают не свои симпатии и мнения, а основываются на точке зрения учителя и повторяют её. Именно поэтому данная методика особенно полезна учителю в корректировке своего отношения к классному коллективу, не выделяя любимчиков.

Виды социометрии для школьников

Существуют различные способы проведения социометрии:

  • Анкетирование

Это наиболее простой для восприятия школьника, но могут возникнуть трудности, если ребенок ещё не обладает навыком чтения и письма. Поэтому необходимо учитывать возраст и способности группы. Быстр в проведении, занимает около 15 минут.

  • Устный опрос

В этом варианте социометрического исследования рекомендуется использовать фотографии обучающихся класса, ведь на начальных этапах обучения ребёнок может и не знать всех фамилий одноклассников.

Проведение исследования этим способом требует большого количества времени для сбора подробной информации.

  • Проективный цветовой вариант социометрии

Предназначен для индивидуального обследования, требует определенно подготовленных фишек разных цветов и доски.

  • Упрощенный вариант проективной цветовой методики

Школьники должны соотнести определенный цвет с каждым из участников группы. Интерпретируются данные на основе интерпретации цветовых выборов.

  • Цветовая непроективная социометрия

Для испытуемых подготавливаются бланки, в которых указан перечень одноклассников, и пустое поле напротив каждого. Пустое поле ребенок закрашивает определенным цветом, на основе которого интерпретируются данные.

Этапы проведения социометрического исследования

1. Подготовительный этап

Для правильного выполнения задания необходимо мотивировать учеников. У них должно возникнуть четкое понимание того, что от них требуют и для чего.

Для этого необходима четкая формулировка цели исследования, к примеру, цель может иметь такую формулировку: выявление лидеров класса и составление рейтинга учеников. В этом случае в исследовании используются вопросы типа Кого ты выбираешь (С кем бы ты предпочел сидеть за одной партой?, С кем бы ты хотел выполнять трудное задание?).

Если целью исследования выступает выявление партнерских отношений и психологического климата классного коллектива, то используются двойные критерии оценки.

В этом случая вопросы могут быть сформулированы следующим образом: Кого бы ты позвал на свой день рождения? А кого не пригласил?. Данный тип исследования помогает в выявлении изгоев в классе, основываясь на его результатах можно проводить коррекционную работу.

Ещё в подготовительном этапе исследования необходимо определить количество выборов: возможен выбор одного варианта или количество вариантов может быть неограниченно (все члены коллектива).

Следующим шагом на данном этапе исследования является разработка анкеты.

Могут быть выбраны различные формы исследования:

  • Устная.

При организации устного социометрического исследования нужно установить доверительный контакт с ребенком.

  • Письменная.

Удобна для быстрого тестирования целого класса. Дает ребенку возможность открыто отвечать на вопросы, ведь его ответы никто не сможет подслушать.

При выборе устной формы исследования основной целью психолога становится не только четкая фиксация ответов, но и установление доверительных отношений, близкого эмоционального контакта.

При использовании письменного вопросника важна правильная формулировка, вопросы должны быть понятны для целевого возраста.

2. Анкетирование

Основные требования к процедуре анкетирования: использование однозначность, доступность и простота формулировок, свободный выбор вариантов, ограниченное количество вопросов.

Важное место занимает гарантия анонимности ответов, ребёнок должен быть уверен в том, что его ответы не будут известны ни для кого.

Во время проведения процедуры анкетирования особенно важны вступительные слова психолога, мотивирующие учеников на честность и открытость.

Для проведения анкетирования разрабатываются бланки, для удобства используют таблицу с несколькими столбцами. В первом столбце размещается вопрос, вторая остается свободной. В неё дети будут должны вписать свои ответы.

Перед началом исследования для экономии времени можно подписать бланки именами учеников.

Обработка результатов социометрии

Результаты тестирования заносятся в таблицу, в которой в горизонтальных ячейках указан перечень детей, участвующих в тестировании, в вертикальных школьников, перечисленных в ответах.

Колонка результатов заполняется в центре таблицы, располагается на пересечениях горизонтальных и вертикальных ячеек. Ответы детей можно разделить на односторонние и взаимные. После подсчета выборов внизу таблицы рассчитывается итог: общее число выборов и число взаимных выборов.

Социометрическое исследование вычисляет статус каждого школьника в коллективе, для подсчета данного показателя необходимо поделить сумму положительных ответов полученных от других детей на общее количество класса, уменьшенное на 1.

Для дальнейшего анализа результатов создается социограмма мишень, в которой области разделены следующим образом:

  • Внутренний круг располагается в самом центре мишени, школьники набравшие самое большое количество положительных выборов. Это любимцы класса, имеющие высокую популярность.
  • Следующий круг зона принимаемых, к ней относятся обучающиеся входящие в коллектив, но не обладающие большой популярностью.
  • Следующий круг зона игнорируемых, школьников, с кем по каким либо причинам желают контактировать не все, взаимодействие с ними в классе ограничено.
  • Последний круг одиночки. Такие дети дистанцируются от группы, у них могут наблюдаться трудности в установлении контакта.

Эти данные дают психологу возможность выявить социометрический статус ребенка, особое внимание стоит обратить на одиночек. Для них необходимо провести коррекционно-развивающую работу навыков общения и коммуникации. Для чистоты исследования необходимо повторять анкетирование несколько раз в году.

Чтобы рассчитать благополучие класса необходимо рассчитать коэффициент взаимности выбора поделить количество взаимных выборов на общее число выборов.

Особенности проведения социометрии

Для объективности тестирования необходимо учесть характер коллектива: важно, чтобы дети находились в длительном контакте друг с другом минимум в течение полугода.

Участвовать в анкетировании должны только ученики одного класса.

Во время тестирования очень важно акцентировать внимание на важности каждого мнения, не допускать списывания.

Особенно важно для психолога установить доверительные отношения с детьми, этому могут способствовать индивидуальные беседы с ребенком. Ученики с особой неохотой идут на контакт с посторонними людьми и не смогут доверить своих секретов, от чего могут исказиться результаты исследования.

Социометрическое исследование активный инструмент в работе школьного психолога, позволяющий выявить рейтинг каждого из учеников класса, найти изгоев и детей с трудностями в общении в коллективе и спланировать коррекционную работу по включению их в группу.

Что это такое

Социометрия для школьников представляет собой тесты социальной психологии, направленные на установление специфики взаимоотношений членов коллектива (класса). Основу методики положил Дж. Морено, которому принадлежит идея о зависимости благополучия конкретной личности от неформальных отношений в ее ближайшем окружении. Сейчас методика, применяемая как в отношении взрослых, так и в отношении детей, сводится к тому, чтобы путем анализа места конкретного человека в группе помочь ему в решении проблем. Благодаря социометрии становится возможным следующее:

  • podschet-simpatii.jpgПровести количественное измерение уровня психологической и эмоциональной близости между отдельными членами группы.
  • Выявить наличие мини-групп (референтных).
  • Рассчитать уровень сплоченности в коллективе.
  • Выявить лидеров.

Методика социометрии нашла широкое распространение в образовательном процессе на всех его этапах. Перед школьниками ставится непростая задача сделать осознанный выбор в пользу того или иного члена группы или коллектива в целом. Особенно непростым задание окажется для детей младших классов: они вместе только находятся на уроках, какая-либо иная совместная деятельность у них отсутствует. Общение чаще всего обусловлено конкретными обстоятельствами, а выбор лидера весьма затруднителен.

Однако по нескольким параметрам ученики младших классов могут определиться с выбором. Наиболее часто в лидеры они записывают тех, кто получает лучшие оценки, показывает большую способность к усвоению материала, получает больше похвалы от учителя. В этом возрасте нередко можно услышать такие фразы: Он больше нравится нашему учителю, Учитель хвалит его / ее часто, Он всегда хорошо делает уроки. Таким образом, дети высказывают не собственные симпатии и антипатии, а копирую позицию учителя. Вот почему методика полезна прежде всего педагогу поможет скорректировать собственное отношение к школьникам, не выделять любимчиков.

Разновидности

Социометрия может проводиться несколькими способами:

  1. Анкета. Самый простой и доступный для младших школьников метод.
  2. Устный опрос. Для большей наглядности рекомендуется использовать фотокарточки учеников, ведь младшие школьники могут забыть фамилии одноклассников. Методика позволяет получить подробную информацию, но проведение требует длительного времени.
  3. Цветовая проективная. Вариант для индивидуального проведения исследования, представляет собой выбор того или иного цвета на специальной цветовой доске и разноцветных фишек. Для младших классов используют упрощенный вариант исследования.
  4. sredstva-sotsiometrii.jpgУпрощенная цветовая проективная методика. Ученикам предлагается соотнести определенные цвета с каждым из своих одноклассников. Значение потом толкуются исходя из психологической интерпретации цвета.
  5. Цветовая непроективная социометрия. Ученику даются таблицы с двумя графами: фамилия и имя одноклассников и пустая графа. Чистую ячейку ребенок должен раскрасить цветным карандашом, потом полученные результаты интерпретируются.

Если принято решение использовать цветовая социометрию для младших классов, то следует учесть значения цветов:

  • Желтый стремление походить на этого ученика, признание его явного лидерства.
  • Синий удаленный интерес, стремление к мирному взаимодействию. Уважение, но отсутствие явного стремления к общению.
  • Зеленый этот ученик кажется идеальным собеседником, рядом с ним легко и спокойно.
  • Черный нередко черным окрашивают тех, кого считают своей противоположностью. Ученик привлекает своей таинственностью, загадочностью, непонятностью.
  • Серый спорный цвет. Заслуги ученика признаются, но и его недостатки налицо: занудливость, навязчивость.
  • Коричневый полное равнодушие.
  • Фиолетовый абсолютное отсутствие интереса к человеку, игнорирование.
  • Розовый интерес, стремление к общению.

Оранжевый сложное неоднозначное отношение, ученик привлекает, но кажется несколько непонятным.

Этапы исследования

Подготовительный

Прежде всего, следует дать ученикам задачу, мотивацию. Они должны четко понимать, что от них требуется и зачем. Цель исследования может быть сформулирована так:

Выявить лидера в классе и составить рейтинг учащихся. В этом случае задаются вопросы типа Кого ты выберешь (Кого ты выберешь главным в классе, Кого ты выберешь в качестве соседа по парте, С кем бы ты хотел выполнять сложное задание). Критерий ответа в этом случае одинарен. Такая формулировка вопросов будет полезна при назначении старосты.

sotsiometriya-dzh-moreno.jpgОпределение партнерских взаимоотношений и психологического благополучия класса в целом. Используется двойной критерий оценки, вопросы выглядят так: С кем бы ты хотел пойти погулять после уроков? А с кем бы не хотел?. Такое исследование поможет выявить детей, которые по каким-либо причинам становятся изгоями в коллективе и скорректировать проблему, пока не стало поздно.

Также на данном этапе следует определиться с количеством выборов: это может быть один вариант или же неограниченное количество (вплоть до всего класса).

Следующий шаг подготовительного этапа разработка анкеты. Исследование может быть проведено в двух основных формах:

  • Устная (проще для ребенка, но не каждому школьнику удается пойти на контакт со взрослым, доверять ему свои секреты).
  • Письменная (более сложна для ребенка, но позволяет быть максимально честным, не боясь, что кто-то услышит. Удобна для школы, поскольку позволяет сразу опросить весь класс, существенно сэкономив время).

Если выбирается устная работа, то задача школьного психолога (а именно он будет проводить исследование) не только четко фиксировать ответы школьников, но войти к ним в доверие, установить эмоциональный контакт. Только в этом случае можно надеяться на объективные результаты и честные ответы.

При использовании письменной формы важно понять, что дети разобрались с тем, чего от них требуется, вопросы обязательно должны быть сформулированы в доступной для ребят форме, а бланки ответов детям следует обязательно подписать.

Анкетирование

Наиболее часто социометрическое исследование проводится методом анкетирования. Так можно в кратчайшие сроки узнать время всего класса и сделать определенные выводы.

Требования к анкете таковы:

  • Простота.
  • Доступность.
  • Однозначность вопросов.
  • Полная свобода выбора.
  • Небольшое число вопросов, чтобы не затруднять восприятие ребенка.
  • Гарантия анонимности (психолог должен дать детям обещание, что данные, ими указанные, не станут известны более никому).

Предваряет анкетирование вступительное слово психолога, оно должно мотивировать детей давать честные ответы. Образец вступительного слова таков:

Ребята, сегодня важный день в нашей жизни. Ваш класс это большой корабль, совершающий увлекательное плавание в волшебный мир открытий и знаний. Но чтобы корабль этот плавно плыл по волнам, не попадал в бури, необходимо, чтобы на нем царила дисциплина, правили мир и порядок. И сегодняшний тест поможет нам наладить отношения в команде. Но очень важна честность, ведь неправильные ответы совершенно бесполезны. Поэтому смело отвечайте честно, ведь ваше мнение навсегда останется между мной и вами. Удачи!

psihologiya-i-sotsiometriya.jpgОбразец анкеты:

  • С кем бы ты хотел отмечать свой день рождения? А с кем бы не хотел?
  • С кем бы ты пошел в кафе? А с кем бы не пошел?
  • С кем бы ты хотел сидеть за одной партой целый год? А с кем бы не хотел?
  • Кто, по твоему мнению, был бы самым лучшим капитаном класса? А самым худшим?

Для удобства школьников вопросы следует разместить в таблицу из двух граф: первая графа сам вопрос, а вторая свободная, в ней следует вписать ответ.

Бланки подписываются и сдаются после заполнения.

Возможен и иной образец анкеты. Пример приведен ниже:

  1. Представь, что ты переезжаешь в другой город и можешь взять с собой пять одноклассников? Кто это будет? (ниже размещаются пять строчек, чтобы ребенок вписал фамилии и имена)
  2. А кого из своих одноклассников ты не стал бы брать в свою новую школу? (также пять вариантов)
  3. Как ты думаешь, кто из твоих одноклассников позвал бы тебя в свой новый класс?
  4. А кто не позвал бы?
  5. Кого из одноклассников ты пригласил бы на футбольный матч или на театральное выступление?
  6. А кого не пригласил бы?

Обработка результатов

Для удобства обработки составляется матрица таблица следующего содержания:

  • Список детей отвечающих на вопросы по горизонтали.
  • Список детей, указанных в ответах других по вертикали.
  • Результаты в центральной части, на пересечении данных горизонтали и вертикали.

Ответы школьников могут быть односторонними (как положительными, так и отрицательными) или взаимными (также положительными и отрицательными). В нижней части таблицы подводится цифровой итог: количество выборов всего и число взаимных выборов. Исследование позволяет вычислить и социометрический статус отдельного ученика, для этого следует разделить общее число полученных учеником положительных выборов на общее число школьников, уменьшенное на единицу.

Далее для анализа формируется социограмма типа мишень со следующими областями:

  1. kak-schitayut-simpatii.jpgВнутренний круг наиболее популярные в коллективе дети, лидеры, звезды.
  2. Следующий круг предпочитаемые, принятые (особой популярности у них нет, но с ними хотят общаться, это нормальные дети).
  3. Следующий круг игнорируемые, общение с ними не распространено.
  4. Внешний круг одиночки.

Лидеров 13, предпочитаемые или принятые составляют большую половину класса. Одиночки довольно немногочисленны.

Проведенный анализ позволит разделить школьников по группам, выявить, кто из детей является изгоем и скорректировать поведение класса. Для наиболее точных результатов исследование следует проводить не реже 23 раз в год.

Чтобы понять, насколько класс благополучен в целом, следует провести расчет коэффициента взаимного выбора, для этого число взаимных выборов следует разделить на общую численность выборов.

Важно учесть

metodika-sotsiometrii.jpgЧтобы результаты исследования носили объективный характер, необходимо, чтобы члены коллектива находились во взаимодействии не менее полугода. При этом никто другой (кроме самих учеников класса) в анкетировании принимать участие не должен.

Важно, чтобы дети доверяли психологу, поэтому перед проведением социометрического исследования необходимо познакомиться с каждым ребенком, побеседовать с ним, вызвать симпатию, желание поделиться своими переживаниям. Крайне неохотно ученики младшего класса пойдут на контакт с незнакомым, а уж тем более не станут доверять ему свои секреты.

При вступительной речи психолог должен подчеркнуть, что важно мнение каждого ученика, которое не станет известно ни родителям, ни учителям, ни тем более одноклассникам. Следует акцентировать внимание на честности ответов, на недопустимости списывания.

При проведении исследования могут возникнуть и некоторые трудности:

  • Не все дети готовы отвечать честно, из стеснения или страха могут писать не те имена, которые хотели бы назвать.
  • Некоторые могут не понять вопроса и написать противоположный ответ.
  • Если психолог не смог завоевать доверие, то и ответы вряд ли будут честными.

Несмотря на подобные сложности, исследование по методики социометрии помогает выявить рейтинги учеников в классе, обнаружить изгоев и своевременно включить их в работу коллектива. Вот почему подобные анкетирования полезно проводить в младших классах, пока еще не стало слишком поздно.

Предварительная
работа:

  1. Подготовить вырезанные из бумаги цветочки,
    сердечки или какие-нибудь другие предметы (их должно быть большое количество). Важно! Все предметы должны быть
    одинаковыми.
  2. Психолог при себе должен иметь распечатанный
    список детей с фамилиями и именами, а также список детей на шкафчики.

Процедура
проведения:

Перед началом обследования психолог сообщает детям, что сейчас они будут играть в игру, где нужно будет дарить друг другу подарки, но только так, чтобы об этом никто не знал. После этого психолог предлагает детям по очереди выходить в раздевалку (регулировать этот процесс может воспитатель).

Психолог даёт ребёнку 5 вырезанных предметов и предлагает их подарить ребятам из группы, положив ему в шкафчик (если ребёнок не знает, где находится шкафчик того или иного ребёнка, то психолог помогает ему его найти). При этом психолог фиксирует выборы ребёнка, отмечая их в виде номера шкафчики в списке детей.

ВАЖНО! В конце исследования психологу необходимо проверить все шкафчики на наличие подарков и при отсутствие их в каком-либо шкафчике положить его самому.

Обработка
результатов:

Обработка результатов проводится в несколько этапов.

1 ЭТАП: Заполнение социометрической матрицы. Психологу необходимо перенести выборы детей в социометрическую матрицу.

Социометрическая матрица составляется следующим образом:

  1. По
    вертикали прописываем порядковый номер и фамилии и имена детей (это те, кто
    выбирает), а по горизонтали прописываем только порядковый номер (это те, кого
    выбирают). Далее проводится диагональ, которая вычеркивает те квадраты, в
    которых выбирающий мог бы отметить себя.
  2. В
    рядах отмечаются выборы, сделанные детьми, какими-либо обозначениями:
    крестиками, галочками и т.п.
  3. Внизу
    каждого столбца подсчитывается сумма выборов, полученных участником коллектива.
  4. Далее
    в социометрической матрице отмечаются взаимные выборы (например, когда
    испытуемый А выбирает испытуемого D, и тот, в свою очередь отвечает ему
    взаимностью, т.е. испытуемый D тоже выбирает испытуемого А). Взаимные выборы на
    социометрической матрице можно выделять кружками. Затем взаимные выборы
    подсчитываются в каждой строке и заносятся в строку Сумма взаимных выборов
    внизу каждого столбца.

2 ЭТАП: Составление социограммы. Групповую социограмму можно изобразить в виде радиальных окружностей.

В центре которой помещаются обозначения членов коллектива, набравших половину возможных выборов, которая рассчитывается по формуле:

n количество членов коллектива.

Во втором круге от центра размещаются условные обозначения членов коллектива, набравших меньше половины возможных выборов, но больше 2 выборов.

В третьем круге от центра размещаются условные обозначения членов коллектива набравших 1-2 выбора.

В четвертом круге размещаются условные обозначения членов коллектива, не получивших ни одного выбора.

Мальчиков обозначают треугольником, девочек кружком. Внутри треугольника или кружка пишут порядковый номер, обозначающую испытуемого.

На основе заполнения радиальной социограммы можно сделать предварительные выводы о групповой сплоченности коллектива. Если большинство значков сосредоточены в центре социограммы (1 и 2 окружности) это говорит о сплоченности данного коллектива, если большинство значков расположились на периферии (3 и 4 окружности) это говорит о разобщенности данного коллектива. Если часть значков сосредоточены в центре, а часть на периферии, то можно сделать вывод о частичной сплоченности и частичной разобщенности коллектива или о том, что в целом разобщенном коллектива имеется сплоченное ядро.

3 ЭТАП: Математические расчёты.

  1. Подсчитываем
    коэффициент групповой сплоченности по формуле:

Коэффициент взаимности (КВ) =число взаимных выборов разделить на число общих выборов и умножить100%

Выводы:

По величине показателя группу можно отнести к одному из четырех уровней взаимности:

  • I
    15-20% низкий уровень
  • II
    21-30% средний уровень
  • III
    31-40% высокий уровень
  • IV
    40% и выше сверхвысокий уровень.

К данному коэффициенту следует относиться внимательно, так как он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки.

  • Подсчитываем
    коэффициент удовлетворённости по формуле:

Коэффициент удовлетворенности (КУ) = Выбрали его (взаимно) разделить на выбрал он сам и умножить на100%

Чем с большим числом детей связывает ребёнка взаимная симпатия, тем более удовлетворяется его потребность в общении и тем лучше будет его эмоциональное состояние.

Так как максимальное количество выборов ограничено 5, то и взаимных выборов может быть тоже только 5, следовательно КУ может быть высоким 100%, средним 67%, низким 22% или ребёнок может быть неудовлетворен взаимностью выборов при 0%.

  • Подсчитываем
    социометрический статус по формуле:

Число выборов, полученных каждым членом коллектива, характеризует его положение (социометрический статус) в системе личных отношений.

Социометрический статус (СС) =сумма выборов, полученных ребёнком разделить на количество членов группы минус 1 и умножить на100%

По социометрическому статусу сотрудники могут быть отнесены к одной из четырех статусных категорий:

  • популярные,
  • предпочитаемые,
  • принятые,
  • изолированные.

Первая и вторая статусные группы являются благоприятными, третья и четвертая неблагоприятными. Исходя из этого, определяется, насколько благоприятен статус каждого в группе, то есть насколько желанен ребёнок в системе межличностных отношений. В зависимости от этого можно судить об эмоциональном климате группы для каждого ребёнка.

  • Подсчитываем
    индекс изолированности.

Индекс изолированности. Вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или их число достигает 5-6%; менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25%.

4 ЭТАП: Написание выводов (пример).

На основании полученных результатов, можно сделать следующие выводы:

1. КВ =. Следовательно, данный коллектив можно считать (сплоченным, достаточно сплоченным, не сплоченным, недостаточно сплоченным, разобщенным)

2. Радиальная социограмма показывает, что в целом, коллектив детей:

  • имеет
    сплоченное ядро,
  • частично
    сплочен,
  • частично
    разобщен,
  • половина
    коллектива сплочена, половина разобщена,
  • в
    коллективе имеется активное сплоченное ядро, а остальные держатся парами
    (микрогруппами диадами и триадами) или по одиночке.

3. Из социограммы видно, что в данной группе есть 2 популярных ребёнка, это № 1 и № 5

№ 1 получил максимальное количество выборов равное =

№ 5 получил количество выборов равное =

КУ № 1=100%, СС=% следовательно, данный ребёнок имеет достаточно высокий социометрический статус и полностью удовлетворен своим положением, все его выборы оказались взаимными.

Вокруг него сплотилась микрогруппа (группировка из человек (это номера: №, №, , №) и еще человек (№, №,, №) хотели бы войти в данную группировку).

4. Самые популярные дети состоят в одной группировке, это позволяет сделать вывод о том, что данная группировка является ядром коллектива, его активом. (Самые популярные дети состоят в двух разных группировках (микрогруппах), что позволяет сделать вывод о том, что в коллективе имеются два ядра, два актива).

5. Полученная социоматрица показывает так же, что в коллективе имеется изолированных, непопулярных детей с нулевым социометрическим статусом, которые имеют нулевой коэффициент удовлетворенности.

Источники:

  • https://psihologiyaotnoshenij.com/novosti/metodika-sociometriya-dlya-mladshih-shkolnikov-moreno-chto-eto-takoe
  • https://lemoneday.com/psihologiya/sotsiometriya-dlya-shkolnikov-obrazets-opisanie-metoda.html
  • https://psiho.guru/testy/sociometriya-klassa-dlya-mladshih-shkolnikov-obrazec.html
  • https://psyfactor.org/lib/sociometriya_moreno.htm
  • https://koroleva-marina.ru/diagnostika/diagnostika-mezhlichnostnykh-otnosheniy.html

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит