Методика прогрессивных матриц Равена для школьников и дошкольников

СОДЕРЖАНИЕ

prohozhdenie-testa-ravena.jpgМетодика Равена — это методика, которая предназначена для оценки наглядно-образного мышления у дошкольников и школьников начальных классов (чаще всего оценивают способности детей в возрасте от 5 до 10 лет). Кроме того, тест Равена может быть использован при работе с пожилыми людьми и людьми с нарушениями интеллектуального развития.

Тест Равена

История создания методики

matritsa-dj-ravena-dlya-izucheniya-detey-s-narusheniem-sluha-.jpgМетодика «Прогрессивные матрицы Равена» была предложена еще в 1936 году Дж. Равеном и его коллегой Л. Пенроузом и впоследствии стала одной из самых рaспространенных методик для изучения невербального интеллекта.

Дж. Равен был категорически не согласен со специалистами, которые заявляли, что интеллект это врожденное и неизменное явление. В ходе своих исследований он пришел к заключению о необходимости создания тестов, которые помогут оценить причины (и генетические, и средовые) интеллектуальной недостаточности. Принципиально важным, по его мнению, для подобных тестов была ограниченность во времени и отсутствие дискриминации в оценивании вне зависимости от образования, происхождения, уровня жизни и опыта тестируемых.

Тест Дж. Равена был создан для оценки способностей восприятия абстрактных форм, их индивидуальных особенностей и взаимосвязей, именно поэтому он требует применения метода логических рассуждений. Иначе говоря, матрицы позволяют оценить процесс принятия логического решения в таких условиях, при которых принятие данного решения связано с выбором наилучшего варианта в кратчайший срок. Получаемые результаты не определяются эрудицией испытуемых и никак не зависят от уровня их образования. Результат зависит только от способности к логическому анализу, от пространственного воображения и особенностей целостного восприятия человеком образа.

Отличительной чертой матриц Равена является то, что на протяжении почти 50 лет они используются в своем стандартном виде. И это несмотря на то что с течением времени появилось большое количество интерпретаций и модификаций самих матриц (в том числе и цветные прогрессивные матрицы Рaвена, а также электронный вариант теста).

При выполнении заданий теста у человека активизируются процессы восприятия, внимания и образного мышления. Выполнения теста цветных матриц требует максимальной сосредоточенности и внимания, так как снижение этих показателей непременно приводит к ошибкам. Кроме этого, большое значение имеют сила воли и эмоции. Матрицы Равена обычно применяются при работе с людьми, принадлежащими к разным языковым структурам, в том числе и с немыми, так как данная методика не требует вербализации и в этом ее главное удобство.

Тест базируется на использовании устных инструкций, а также применении невербальных заданий, то есть для его выполнения необязательно уметь писать или читать (что может быть очень удобно при работе с детьми младшего возраста).

В настоящее время тест прогрессивных цветных матриц Равена является одним из самых известных и часто употребляемых среди психологов тестов, применяемых при работе с различными группами населения. Тест может быть использован при проведении крупномасштабных исследований, связанных с областью психологии и педагогики.

Структура теста

test-ravena.jpgТекстовый сборник включает в себя 60 заданий, разделенных на 5 серий (А, В, С, Д, Е), каждая серия, в свою очередь, состоит из 12 заданий. Каждое задание состоит из матриц, которые содержат различные фигуры и их совокупности, составленные так, что они образуют логическое целое, элементы которого расставлены в определенной закономерности согласно конкретным правилам.

Одной фигуры не хватает, но она расположена внизу в окружении других, не подходящих сюда, фигур. Главная задача тестируемого выявить закономерность, которая связывает фигуры на рисунке и фигуры, данные ниже, и выбрать из предлагаемых вариантов номер той фигуры, которая отсутствует на рисунке и логически подходит туда.

  • Серия А

Задание заключается в необходимости дополнить основное изображение одним из приведенных, подходящих к конкретному изображению, фрагментов. Для успешного выполнения задания требуется тщательный анализ составных частей основного изображения и обнаружение сходных деталей в одном из нескольких фрагментов.

Значение: оценка уровня внимательности, а также статистического представления, воображения и визуального различения.

  • Серия В

Задания серии В построены на принципе поиска схожести в парах фигур. Необходимо понять принцип, в соответствии с которым построена фигура и, на основе умозаключения, подобрать недостающий фрагмент. Важным здесь является определение оси симметрии, в соответствии с которой в главном образце располагаются фигуры.

Значение: оценивается способность к линейной дифференциации и поиск умозаключения, которое должно быть построено на основе линейных взаимосвязей.

  • Серия C

Зaдания серии С основываются на принципе «прогрессивных» изменений в фигурaх матриц. Матрицы в фигуре постепенно становятся сложней, происходит их непрекращающееся «обрастание» новыми элементами. Существует четкий принцип приобретения фигурой новых элементов, и только поняв его можно выбрать недостающую фигуру.

Значение: выявление способностей к динамической наблюдаемости и прослеживание непрерывных изменений, динамической внимательности и воображению, способности представлять.

  • Серия D

В серии D задания построены по принципу перегруппировки фигур в пределах одной конкретной матрицы. Перегруппировка происходит в вертикальном и горизонтальном положении, и задача испытуемого заключается в ее поиске.

Значение: решение зависит в первую очередь от способности определять как количественные, так и качественные изменения в фигурах, согласно закономерностям изменений, использованных при построении фигур.

  • Сeрия E

В серии Е принцип заключается в разложении главного изображения на составные элементы. Возможность найти недостающие фигуры появится, когда тестируемый обнаружит и поймет принцип синтеза и анализа фигур.

Значение: способность обнаружить сложное количественное и качественное развитие кинетических, а также динамических рядов.

Проведение теста для школьников и дошкольников

cvetnye-matricy-ravena.jpgВремя теста строго ограничено: 20 минут.

До начала теста принципиально важным является его секретность и невозможность подсмотреть. Во время теста необходимо исключить возможность списывания.

Проведение теста возможно как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Каждому тестируемому раздается бланк ответов, который необходимо будет заполнить. В бланке необходимо указать дату проведения тестирования, фамилию и имя тестируемого, его пол и возраст, а также место работы (учебы).

Кроме этого, в этот бланк заносят ответы на задания теста, общее время, затраченное на выполнения теста, и общее количество набранных баллов.

Полученные в результате тестирования ответы сравнивают с ключом. За каждый верный отвeт начисляется один первичный балл, затем эти баллы сверяют с таблицей и, согласно конечному результату, выносят свои замечания.

Инструкции по проведению обследования дошкольников с помощью Цветных Прогрессивных Матриц Равена

Процедура индивидуального тестирования по Прогрессивным Матрицам Равена чрезвычайно проста. В отличие от многих других тестов, здесь нет необходимости жестко придерживаться какой-либо специальной словесной инструкции. Основные требования состоят в том, чтобы, во-первых, удостовериться, что испытуемые понимают, что и как они должны сделать. Во-вторых, следует обеспечить соответствие принятой в данном обследовании процедуры общепринятым стандартам, чтобы была возможность сравнивать полученные данные с нормативными.

При использовании книжной формы теста нельзя увидеть, как будет выглядеть матрица с вставленным в ее вырез тем или иным фрагментом, следствием чего могут быть не очень ответственное отношение некоторых детей к заданию. Поэтому важно всякий раз удостовериться, что ребенок внимательно посмотрел на рисунок и что он убежден, что указанный им фрагмент является единственным, который правильно дополняет матрицу.

Тому, кто проводит тест, необходимо иметь следующие материалы: инструкции, экземпляр тестового буклета. Не допускается делать никаких пометок в тестовом буклете с ЦПМ. В процессе предварительной беседы занесите данные об испытуемом в бланк ответов, удостоверившись, что указанный возраст соответствует дате рождения.

Откройте буклет на первом задании А1.— Посмотри сюда. Укажите на верхнюю фигуру— Ты видишь, что из этой картинки вырезан кусочек. Каждый из этих кусочков внизу… Укажите на каждый из фрагментов по очереди — …имеет подходящую форму, чтобы заполнить вырез, но только один из них подходит по рисунку. Номер 1 имеет правильную форму, но неправильный рисунок. Номер 2 вообще не имеет рисунка. Номер 3 совсем неправильный. Номер 6 почти правильный, но вот здесь не подходит. Укажите на белое пятно на фрагменте номер 6.— Только один из кусочков правильный. Покажи, какой из них подходит, чтобы дополнить рисунок.

Если испытуемый не показывает на правильный фрагмент, продолжайте объяснение, пока суть задания не будет им полностью уяснена. Переходите к заданию A2.— А теперь покажи кусочек, который подойдет сюда. Если испытуемый не справляется, продемонстрируйте ему снова задание А1, а затем опять попросите решить задание А2. Если задание выполнено правильно, переходите к заданию A3, работая по той же схеме. Перейдя к заданию А4, перед тем как предоставить испытуемому возможность подумать и указать на один из фрагментов скажите: — Посмотри внимательно на эти кусочки. Укажите пальцем поочередно на каждый из фрагментов.— Только один из этих кусочков подходит для завершения рисунка. Будь внимателен. Сначала посмотри на каждый из этих шести кусочков. Снова укажите на каждый из шести фрагментов.— Теперь покажи на кусочек, который подойдет сюда. Укажите на рисунке место, куда должен подойти фрагмент. Когда испытуемый укажет на один из фрагментов, независимо от правильности его ответа, скажите…— Этот кусочек действительно подходит сюда? Если испытуемый скажет да, примите его выбор с одобрением независимо от того, правильный он или неправильный. Если он захочет изменить свой выбор, скажите…— Хорошо. Тогда покажи на правильный кусочек, Независимо от правильности ответа снова спросите…— Этот подходит? Если испытуемый удовлетворен своим решением, примите его выбор независимо от правильности, но, если вам кажется, что он все еще сомневается, спросите…— Ну так какой же из кусочков, по твоему мнению, действительно правильный? Отметьте номер окончательного выбора в соответствующей части бланка.

Предъявите задание А5 тем же способом, что и задание А4. На любой стадии тестирования в интервале между А1 и А5 задание А1 может быть использовано заново, чтобы еще раз показать испытуемому, что надо сделать, с последующей просьбой к нему попробовать снова выполнить соответствующее задание. Если испытуемый не справляется с заданиями А1 A3, следует перейти к планшетной форме теста.

Если эти пять заданий решены, переходите к заданию А6.— Посмотри внимательно на этот рисунок. Какой из этих кусочков… Укажите на каждый фрагмент по очереди.— …подходит сюда? Покажите на свободное место, которое следует заполнить.— Будь внимателен, подходящий кусочек только один. Какой? Если ты действительно уверен, что нашел правильный кусочек, укажи на него. Запишите окончательный ответ.

По мере предъявления следующих заданий продолжайте использовать те же инструкции до тех пор, пока в них есть необходимость. Если ребенок проявляет беспокойство по поводу небольших дефектов на рисунках, убедите его, что об этом не стоит беспокоиться.

Если ребенок застрял на конкретном задании, предложите ему двинуться дальше и посмотреть, не справится ли он со следующими заданиями, а затем вернитесь к заданию, вызвавшему трудности. Если вы сочтете это нужным, то можно предложить ребенку просто угадать ответ, так как догадки иногда бывают правильными.

Завершив серию А, предъявите первое задание Серии АB, снова указывая по очереди на каждую из трех фигур на матрице и на пространство, подлежащее заполнению.— Ты видишь, как они расположены. Так. Так. Так. Что тут должно получиться? Какой из кусочков подходит сюда? Будь внимателен. Посмотри на каждый из них по очереди. Правильный только один. Который?

При выполнении заданий от АB1до АB5, после того как ребенок указал на один из фрагментов, правильный или неправильный…— Он действительно подходит, чтобы дополнить рисунок? Укажите на рисунок на матрице и на вырез в ней. Как и прежде, если испытуемый отвечает да, примите (и запишите) его выбор с одобрением. Если ребенок хочет изменить свой выбор, действуйте так же, как в Серии А, и примите его окончательный выбор. При выполнении шестого задания ребенка не следует спрашивать, правильный ли выбор он сделал. Просто скажите …— Посмотри внимательно на картинку. Укажите по очереди на каждую фигуру на матрице и на пространство, подлежащее заполнению.— Будь внимателен, только один из этих кусочков правильно дополняет картинку. Укажите по очереди на каждый из фрагментов.— Какой из них? Зафиксируйте окончательный выбор на бланке, либо записывая номер выбранного фрагмента рядом с номером задания, либо для бланка легкого подсчете зачеркивая номер выбранного ответа одной короткой линией.

Если была сделана ошибка или испытуемый хочет изменить свой ответ, зачеркните ранее записанный номер, а затем запишите номер окончательного выбора. При работе с бланком легкого подсчета зачеркните отмененный ответ еще одной чертой. Не пытайтесь стирать неправильно отмеченные ответы. Те же указания можно использовать при работе с остальными заданиями Серий АB и В, пока это является целесообразным.

Планшетная форма тестового буклета . Серия А.

Cкачать буклеты Серии A, AB, B в PDF-форматеtest-cpm-raven-A.jpg

Оценка и интерпретация

Подсчет баллов

За каждый правильный ответ начисляется один балл. Будьте внимательны и старайтесь не допустить потери бланков — чистых или использованных, поскольку каждый из них содержит ключ для подсчета баллов по тесту.

Если обследуемый делает ошибки в первых пяти задачах Серии А , то нельзя считать, что он понял идею задачи. Полученные при этих условиях баллы, как правило, нужно признать недостоверными, несмотря на то, что общий балл при этом может оказаться и больше десяти за счет решения задач путем случайного угадывания правильного ответа среди шести альтернативных вариантов.

При использовании планшетной формы теста некоторые дети после того, как они положили правильный фрагмент теста на место, беспокоятся, что он не вполне хорошо совпал с вырезом, и хотят его заменить. По этой причине, а также потому, что смышленые дети хотят поиграть с тестовым материалом, желательно спросить ребенка, по какой причине он сдвигает или перемещает фрагмент. При необходимости задание теста может быть разъяснено еще раз, чтобы ребенок понял, что в первую очередь надо положить на место правильный фрагмент, а потом, попробовав другие, вернуть правильный на место и что мелкие несовпадения фрагмента с вырезом не имеют никакого значения.

Если дети не в состоянии выразить свои суждения словами, это не значит, что они не могут решить задачу интуитивно. Правильное решение никогда не следует фиксировать как ошибку, если ребенок не может его объяснить. Напротив, неверные ответы, исправляемые в результате проб и ошибок, дают значимую психологическую информацию, хотя обычно они не включаются в общий балл по тесту из соображений строгости интерпретации процентильных результатов данного ребенка по таблице нормативов. В тех случаях, однако, когда ребенок осознанно обнаружил и исправил свою ошибку, окончательно вставленный фрагмент может быть учтен.

Когда тест проводится индивидуально по книжной форме , засчитывается как верный или ошибочный тот фрагмент, на который испытуемый указывает как на свой окончательный выбор.

Когда книжная форма используется для самотестирования или при групповом тестировании с использованием открытых бланков регистрации ответов, всякому, кто записывает больше, чем одну цифру против номера любого задания, необходимо сказать, чтобы он вычеркнул все, кроме одной. Если это обнаружено после завершения процедуры тестирования, рассматривается только последний номер справа независимо от того, верны или ошибочны другие ответы.

Когда используется бланк легкого подсчета, испытуемым необходимо показать, как исправлять ошибки, зачеркивая крестом (X) неправильные ответы и оставляя перечеркнутым одной короткой чертой номер своего окончательного выбора.Несогласованности и ошибки.

Когда используется книжная форма теста, несогласованность в распределении баллов испытуемого можно оценить вычитанием его балла по каждой серии из баллов, ожидаемых при таком же общем балле.

Представление результатов

Наиболее адекватным способом интерпретации значимости полученной индивидом общей оценки является ее соотнесение с выраженной в процентах относительной частотой, с которой эту оценку получают испытуемые той же возрастной группы. Преимущество этого способа над другими состоит в том, что он не использует никаких априорных допущений о развитии интеллектуальных способностей в детстве вроде идей о его равномерном или симметричном распределении. В практических целях удобно рассматривать определенные процентные доли населения и в соответствии с этим группировать баллы респондентов. Это позволяет отнести респондента в соответствии с полученным баллом к той или иной группе.

УРОВЕНЬ I. Супер-интеллектуал, если оценка равна или больше 95% для данной возрастной группы. УРОВЕНЬ II. Интеллектуальные возможности явно выше среднего, если оценка равна или больше 75%; II+ , если оценка равна или больше 90%. УРОВЕНЬ III. Средний интеллект, если оценка лежит между 25% и 75%; III+, если оценка выше, чем медиана или 50%; III-, если оценка ниже , чем медиана. УРОВЕНЬ IV. Интеллектуальные возможности явно ниже среднего, если оценка равна или меньше 25%; IV-, если оценка равна или меньше 10%. УРОВЕНЬ V. Существенное снижение интеллекта, если оценка равна или меньше 5% для соответствующей возрастной группы.Общий балл, согласованность оценки и достигнутый уровень развития удобно представлять в следующем виде: Общий балл 24 Несогласованности -1,0,+1 Уровень II + Количество ошибок: Нормальное.

Усредненные возрастные нормативы выполнения Цветных прогрессивных матриц (вся серия — А + АВ + В)

Возраст ребёнка Среднее значение(баллы) Разброс (в баллах)
4,5 — 5,5 лет 14 8-22
5,5 — 6 лет 17 12-24
6 — 6,5 лет 18 13-27
6,5 — 7 лет 20 14-29
7 — 7,5 лет 22 15-30
7,5 — 8 лет 23 16-31
8 — 8,5 лет 24 17-32
8,5 — 9 лет 26 18-34
9 — 10 лет 29 20-35
10 — 11 лет 32 21-35

Процедура проведения

В России была модифицирована процедура предъявления Цветных матриц по сравнению со Стандартными, и, соответственно, разработана иная система дифференцированной оценки выполнения заданий. Поэтому далее рассматриваются две системы предъявления и оценки результативности выполнения тестовых заданий, описываемые Н.Семаго и М.Семаго.

Модифицированный вариант проведения и регистрации результатов целесообразно использовать для разграничения различных форм умственной отсталости, определения уровня актуального развития, выявления особенностей формирования познавательной деятельности ребенка, что, по сути, повышает дифференциально-диагностическую ценность методики.

Модификация основана на учёте умения ребёнка использовать различные виды помощи (уточнение, стимулирующая помощь, организующая помощь, обучающая помощь) для решения интеллектуальных задач.

Модифицированный вариант проведения и регистрации результатов (Т.В.Розановой для выявления уровня развития познавательной сферы, а также вариант Т.В.Егоровой, апробированный на детях с задержкой психического развития) используется только для цветных прогрессивных матриц.

Опыт применения модифицированного варианта проведения и регистрации результатов по отношению к детям дошкольного возраста показал, что с одной стороны, акцентирование внимания ребёнка на ошибочности его решения ведёт к снижению позитивного настроя ребёнка на процесс обследования, а с другой стороны позволяет развивать рефлексивные процессы. Поэтому, модифицированный вариант не рекомендуется использовать в работе с детьми, отличающимися повышенной тревожностью, низким уровнем самооценки и притязаний, сниженной мотивацией достижения успеха.

Независимо от выбранного варианта проведения методики, результаты, ответы испытуемого желательно протоколировать в специальном бланке.

Использование Цветных матриц Равена предполагает только индивидуальную работу с испытуемыми. В отличие от Стандартных чёрно-белых матриц, работа испытуемого с Цветными матрицами не ограничивается определённым временем. В отдельных случаях можно прекратить выполнение испытуемым теста, если ошибочно выполняются 5 следующих друг за другом заданий.

Стандартный вариант

Время выполнения каждой матрицы в отдельности и всех матриц в целом не регистрируется.

Необходимо привлечь внимание ребенка к первой матрице (А1) и, указав на верхнюю часть фигуры, обратить внимание на то, что из нее вырезан кусочек.

Инструкция 1А

Посмотри (указывается верхняя фигура), видишь, из этой картинки вырезан кусочек.

Для детей дошкольного возраста или, по мнению психолога, с интеллектуальной недостаточностью и трудностями понимания инструкции, объяснение способа дальнейшей работы может иметь более выраженный, наглядный характер.

Например, можно сказать: Коврик с дыркой, Узор, который разрезали и т. п.

Затем следует показать, что вырезанные кусочки находятся внизу, что все они имеют подходящую форму, но только один из них по-настоящему подходит (фрагменты, приведенные внизу матрицы, показываются по очереди в следующей последовательности: 1, 2, 3, 6). При этом диагност объясняет, почему эти фрагменты не подходят по-настоящему.

Далее ребенку сообщается, что только один из этих фрагментов подходит, и сейчас ему нужно будет показать, какой именно кусочек подойдет лучше всего.

Инструкция 1Б

Необходимо подобрать такой кусочек из этих (рукой проводится вдоль всех фрагментов, находящихся внизу матрицы), который подходит к рисунку. Только один из кусочков правильный, подходящий. Покажи, какой.

Для детей более старшего возраста слово кусочек можно заменить словом фрагмент или элемент рисунка.

Если ребенок показывает на неправильный фрагмент, то объяснение продолжается до тех пор, пока суть выполнения задания не будет понята ребенком. Таким образом, на матрице A1 происходит обучение. Часто такого обучения не требуется, а бывает достаточно лишь спросить ребенка, какой кусочек (фрагмент) будет единственно подходящим.

Далее ребенку показывается следующая матрица (А2) и просят найти подходящий кусочек. В случае неправильного ответа возвращаются к обучению на матрице Аь При работе с матрицей А2 диагност лишь кратко повторяет задание: Найди подходящий кусочек, показывая на пустое место в верхней части матрицы. Если и при этом матрица А2 выполняется неверно, то ребенку, не давая отрицательной оценки, предлагается выполнить матрицы А3, А4, А5. Если ребенок не в состоянии сделать первые пять заданий серии А, результаты признаются недостоверными и работа прекращается, даже если очевидно, что причиной невыполнения является выраженная негативная реакция. В случае успешного выполнения предлагаемых заданий работа продолжается, но ребенку не сообщают о тех ошибках, которые он сделал.

По завершении серии А дается следующая инструкция: Здесь уже другой рисунок, но все равно нужно найти такой недостающий кусочек (часть), чтобы правильно завершить картинку (рукой обводятся все фрагменты, находящиеся внизу матрицы). Какой из них подходит?

При работе с остальными заданиями серий АЬ и В диагност не повторяет каждый раз инструкции, но может стимулировать ребенка одобрением его работы.

Модифицированный вариант

Ребенку указывается доступными для него коммуникативными средствами на отсутствие кусочка в коврике, изображенном в верхней части каждой матрицы, и предлагается подыскать подходящий кусочек среди шести, расположенных в нижней части той же страницы тестовой тетради. В данной модификации также предполагается, что первое задание в серии А используется как обучающее.

Если ребенок совершает ошибку в задании А1, диагност рассматривает с ним возможные решения и выясняет, почему фрагмент 4 — правильный. Остальные 35 заданий применяются для тестирования, то есть без обучающей помощи. В случае ошибочного ответа на каждую из следующих матриц специалист даёт дополнительную инструкцию в виде стимулирующей помощи: Нет, неправильно, подумай еще. То же самое говорится испытуемому, если и вторая попытка также оказалась неуспешной. Если и третья попытка не дает правильного решения, внимание ребенка может быть привлечено к наглядным условиям задачи (к фигурам, частям и их взаимному расположению, к направлению линий и т. п.), но развернутого обучения не проводится.

Обработка результатов

При анализе результативности выполнения ребенком Цветных прогрессивных матриц количественной оценке, безусловно, принадлежит ведущая роль.

Стандартный вариант

Стандартная процедура проведения исследования предполагает двоичную систему оценки. На регистрационном бланке отмечаются ответы ребенка в соответствии с номерами предъявляемых матриц. Соответствии ключами ответу ребенка (номеру выбранного им фрагмента) присваивается:

  • 1 балл, если номер ключа и ответа ребенка совпадают (правильный выбор фрагмента);
  • 0 баллов, если номер ключа и ответа ребенка не совпадают (неправильно выбранный фрагмент).

Вычисляется количество набранных баллов в каждой серии, а также общая сумма баллов по всем матрицам.

В общей оценке результативности выполнения матрица А1 не учитывается или учитывается как правильно выполненная.

Модифицированный вариант

Оценка результативности выполнения модифицированного варианта осуществляется следующим образом:

  • правильный ответ с первой попытки оценивается в 1 балл (заносится в графу 1 выбор);
  • со второй попытки 0,5 балла (заносится в графу 2 выбор);
  • с третьей попытки 0,25 балла (заносится в графу 3 выбор);
  • неправильный ответ после третьей попытки и дополнительного анализа оценивается в 0 баллов.

Суммарный результат для каждого выбора в каждой серии отмечается в соответствующей графе протокола. Итоговый результат успешности выполнения равен сумме баллов, полученных за решение заданий всех трех серий (без учета выполнения матрицы A1), он заносится в соответствующую графу протокола.

Точно так же подсчитывается суммарное значение со второй и третьей попыток, которое отмечается в соответствующем разделе протокола. Суммируется и заносится в протокол количество решенных заданий (с трех попыток) матриц Ап, Аш АЬп, В8В12.

Показатель успешности (SR — success rate) решения матричных задач может быть выражен как в абсолютных, так и относительных единицах (в процентах).

[math]SR=frac{X}{35}*100![/math]

где X итоговая сумма баллов, полученных ребенком при решении заданий всех трех серий с первой -третьей попытки.

Суммарное количество баллов, полученных за решение 35 матриц, является основным показателем, отражающим уровень развития наглядно-образного (перцептивно-действенного) мышления.

Количество решенных аналогий (вне зависимости от количества попыток) (матрицы: А11, А12, АЬ12, В812) может учитываться при дифференциации детей с трудностями обучения, а также в ситуации отграничения парциальных форм несформированности познавательной деятельности и тотального недоразвития.

Отдельный подсчет суммы дополнительных баллов, полученных за решение проб со второй и третьей попыток, может рассматриваться как отражение особенностей произвольного внимания или характеристик импульсивности ребенка. Количество проб, решенных со второй и третьей попытки, может рассматриваться и как характеристика зоны ближайшего развития в ее классической интерпретации.

Ключ

№задания Серия А Серия АЬ Серия В
1 4 4 4
2 5 5 1
3 1 1 3
4 2 6 6
5 6 2 5
6 5 5 4
7 1 4 1
8 3 3 3
9 4 2 2
10 2 3 5
11 3 1 2
12 6 6 6

Интерпретация результатов

Основываясь на психологической интерпретации каждой серии заданий можно выявить те характеристики мышления, которые наиболее и наименее развиты у испытуемого.

Психологическая характеристика заданий теста по сериям

Серия А

Испытуемый должен дополнить недостающую часть изображения. Считается, что при работе с матрицами этой серии реализуются следующие основные мыслительные процессы:

  • дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними;
  • идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами.

Серия АЬ

Представляет собой промежуточный вариант, также построенный по принципу прогрессивности. Только здесь степень сложности, а также количество заданий на определение дополнения до целостности объектов и учета изменяющихся признаков возрастают, по сравнению с заданиями серии А. Процесс решения заданий этой серии заключается в анализе фигур основного изображения и последующей сборке недостающей фигуры (аналитико-синтетическая мыслительная деятельность).

Серия В

Помимо уже описанных типов заданий включает в себя задания по нахождению аналогии между двумя парами фигур. Испытуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов.

Общий количественный показатель правильности выполнения матриц необходимо сравнить с имеющимися нормативными данными. Ниже представлены различные нормативы, с которыми могут сопоставляться индивидуальные результаты.

При исследовании детей 4,5-11 лет (исследования 1983-1997 годов) г.Москвы и Московской области с помощью Цветных прогрессивных матриц Равена были получены следующие данные.

Усредненные возрастные нормативы выполнения Цветных прогрессивных матриц (г.Москва и Московская обл.)

Возраст ребёнка Среднее значение(баллы) Разброс (в баллах)
4,5 — 5,5 лет 14 8-22
5,5 — 6 лет 17 12-24
6 — 6,5 лет 18 13-27
6,5 — 7 лет 20 14-29
7 — 7,5 лет 22 15-30
7,5 — 8 лет 23 16-31
8 — 8,5 лет 24 17-32
8,5 — 9 лет 26 18-34
9 — 10 лет 29 20-35
10 — 11 лет 32 21-35

Использование Цветных матриц Равена в практике диагностической работы с детьми дошкольного возраста позволило рассчитать нормативные показатели для выборки детей г.Ижевска и Удмуртской республики (исследования 2007-2009г.).

Усредненные возрастные нормативы выполнения Цветных прогрессивных матриц (г.Ижевск и УР)

5 лет 6 лет 7 лет
Минимум
Максимум
X (среднее)
Стандартное отклонение
Диапазон средних значений
N (выборка)

Можно отметить некоторый рост средних значений относительно более ранних исследований, а также незначительную разницу в нормативных показателях детей 6 и 7 лет. Вероятно, Цветные матрицы Равена обладают наибольшей диагностической ценностью именно до этого возраста.

Оценка результатов выполнения Цветных прогрессивных матриц при модифицированном предъявлении (по Т.В.Розановой) Анализ распределения индивидуальных данных для учащихся 12 классов позволил определить четыре уровня успешности решения матричных задач.

Уровни успешности решения заданий Цветные матрицы Равена

Уровень

успешности

Баллы% правильно

решённых заданий

I уровень 17 баллов и менее менее 50%
II уровень 17,5 — 22,5 балла 50-64,9%
III уровень 22,75 — 27,9 балла 65 — 79,9%
IV уровень 28 и более баллов 80 — 100%

ля хорошо успевающих учеников 1-2 классов в 90% случаев отмечается III и IV уровни успешности. I и II уровень успешности решения матричных заданий встречаются у детей с отклонениями в развитии различного генеза. Сумма баллов, равная 13 и менее баллов, была отмечена только у детей с тотальным недоразвитием (умственной отсталостью).

По данным Л.И.Переслени, Т.В.Розановой, Дж.Равена нормативные показатели детей предшкольного возраста при оценке готовности к школьному обучению примерно совпадают с показателями детей первого года обучения. Вероятно, этот факт также свидетельствует в пользу применения для оценки невербальных способностей в младшем школьном возрасте уже не Цветных, а Чёрно-белых матриц Равена.

Нормативы выполнения Цветных матриц Равена детьми с нормальным и отклоняющимся развитием

Возраст Категорияиспытуемых Кол-во баллов
6 лет Норма 26-35
ЗПР 13-25
УО 0-12
7 лет Норма 27-35
ЗПР 16-26
УО 0-15
8 лет Норма 29-35
ЗПР 19-28
УО 0-18
9 лет Норма 30-35
ЗПР 20-29
УО 0-19

Но не менее информативным, чем количественная оценка, а, порой, более важным для построения прогноза является качественный анализ самого процесса выполнения заданий. Такой анализ может быть осуществлен, разумеется, только в том случае, если задания выполняются под наблюдением диагноста во время индивидуальной работы с ребенком.

Направления качественного анализа выполнения

Проведение любой стандартизированной методики, в том числе прогрессивных матриц Дж. Равена, может дать достаточно информации, помимо стандартной оценки. То есть, даже просто наблюдая за тем, как ребенок выполняет этот тест, можно почерпнуть для себя крайне важные сведения о специфике различных характеристик деятельности ребенка, а также его индивидуально- психологических и эмоциональных особенностях.

Детские психологи в процессе наблюдения за поведением ребёнка в ходе диагностического обследования оценивают характеристики речи, экспрессивность, упорство и настойчивость в преодолении трудностей, отношение к разному типу диагностических задач, психодинамические характеристики деятельности ребёнка и т.п.

Рассмотрим основные качественные показатели выполнения Цветных прогрессивных матриц.

Качественные показатели

Оценка работоспособности
  • Быстрота утомления
  • Наступление пресыщения при работе с однотипным материалом
  • Влияние на работоспособность ребёнка позитивной и негативной оценки
  • Тип мотивации, обеспечивающий высокую работоспособность (учебная, игровая, соревновательная)
Характер деятельности
  • Способность к целенаправленной деятельности
  • Импульсивность в решениях
  • Стратегия поиска (хаотическая, стратегия проб и ошибок)
  • Способность к произвольной регуляции интеллектуальной деятельности
  • Речевое опосредование различных этапов выполнения матричных заданий
Темп деятельности и его изменения
  • Типичный темп работы
  • Изменение темпа работы в зависимости от врабатываемости или утомления
  • Изменение темпа работы в зависимости от сложности заданий
  • Соотношение темпа работы и её продуктивности (правильности)
Обучаемость
  • Этот показатель хорошо выявляется при модифицированной процедуре предъявления прогрессивных матриц, когда у ребенка имеется, по крайней мере, две дополнительные попытки выполнения заданий.
  • В то же время можно организовать специальную процедуру оценки степени обучаемости ребенка и возможности переноса сформированного навыка на аналогичные задания. В ситуации, когда строгая количественная оценка не является для психолога определяющей в выполнении данной методики, а более важен качественный анализ деятельности ребенка, это удобно сделать на матрицах серии В (матрицах В8 — В12).
  • При выполнении матрицы В8 ребенку дается развернутое обучение с анализом рисунка матрицы и подробным разбором характера подбора недостающего фрагмента. Поскольку логика заданий В9 — В12 в целом аналогична заданию В8, можно оценить возможность переноса сформированного анализа на решение заданий В9 — В12.
Эмоционально-личностные характеристики
  • Заинтересованность в результате и успехе
  • Попытки сравнения себя с другими детьми
  • Отношение к своим достижениям (успеху и ошибкам)
  • Уверенность в себе
  • Отношение к заданию и эмоциональные реакции в начале и в конце выполнения матриц

Кроме указанных характеристик деятельности следует обратить внимание на наличие и характер, типичность ошибок, допускаемых ребёнком при выполнении тестовых заданий. Из всех 36 заданий 28 направлены на выявление сформированности операции дополнения до целого (определенное число заданий на установление тождества, выявление принципа центральной и осевой симметрии), а 8 заданий (А11, А12, АЬ12, В812) способствуют установлению сформированности мыслительных операций (установление отношений по принципу решения простых и сложных наглядных аналогий).

Ниже приведена классификация ошибок по тесту Цветных прогрессивных матриц Равена, предложенная Н.Семаго.

Поскольку в каждой серии имеются задания, различные по своей направленности, то и ошибки могут, соответственно, оцениваться в зависимости от того, какую когнитивную операцию необходимо осуществить ребенку для подбора недостающего фрагмента.

Ошибки при выполнении заданий можно классифицировать в соответствии с типом предлагаемого задания:

  1. Трудности подбора идентичного элемента по подобию. Этот тип ошибок является наиболее грубым и, как правило, характеризует невозможность осуществления ребенком данного типа задания в целом. Тем не менее даже при неудачном решении матриц А2 и А3 (при том что матрица А1 является обучающей) имеет смысл продолжить серию А до матриц А9 А10, чтобы быть уверенным в отрицательном результате. Исключение составляют те случаи, когда ребенок выражает таким образом свой негативизм, поскольку задания цветных матриц доступны даже детям со снижением остроты зрения.
  2. Трудности, возникающие при необходимости учета двух изменяющихся признаков, характеризуют, как правило, проблемы, связанные с невозможностью распределения внимания. Однако данная гипотеза требует проверки посредством применения дополнительных методик.
  3. Трудности дополнения до целого, которые могут возникать при проблемах целостного (гештальтного) восприятия, и являются косвенными показателями фрагментарности зрительного восприятия.
  4. Трудности собственно логического характера, то есть нахождения аналогий между двумя парами фигур.
  5. Специфические ошибки, характерные для детей с определенными особенностями межфункциональной организации мозговых систем (косвенно отражаемые в профиле латеральных предпочтений). Это так называемые повороты на 90 и 180, то есть подбор элементов, перевернутых на 90 и 180 по отношению к правильному выбору.
  6. В ситуации установления отношений по принципу решения простых и сложных наглядных аналогий (серия В) дети часто выбирают фигуру-двойника нижнего левого элемента матрицы, то есть просто дублируют один из элементов матрицы. Это свойственно, в основном, детям, которые честно подходят к работе, но в силу недостаточной сформированности логических операций совершают подобные ошибки.
  7. Неспецифические ошибки (ошибки невнимания, импульсивности, хаотичные импульсивные выборы), которые могут как свидетельствовать о незрелости регуляторных функций, так и являться результатом утомления или пресыщения.
  8. При импульсивном характере деятельности или при сильном утомлении ошибки часто бывают совершенно случайными, когда анализ матрицы ребенком не проводится, и он выбирает первый попавшийся фрагмент (в том числе может попасть и правильный).
  9. Иногда детям бывает достаточно трудно дополнить до целого фигуры, несимметричные по форме (такие, как АЬ6, В5).

Стимульный материал

Процедура проведения

Возможны два варианта в использовании Стандартных матриц Равена. Первый вариант — в качестве теста скорости, с ограничением времени выполнения заданий. В отечественных исследованиях традиционно время выполнения теста ограничивается 20 минутами. Подобный вариант использования теста наиболее оправдан в условиях группового обследования. Полученные таким образом результаты (количество верно решённых задач) позволяют оценить динамические характеристики мыслительной деятельности отдельного испытуемого относительно релевантной группы. Данный вариант проведения теста не рекомендуется для диагностической работы с детьми доподросткового и пожилого возраста.

Второй вариант использования матриц Равена в качестве теста интеллекта исключает введение временных ограничений. В этом случае диагностическое значение приобретает не суммарный показатель результативности (отражающий объём решённых задач), а результирующие показатели (сумма сырых баллов) по каждой серии заданий. Распределение оценок (профиль) может быть использован для вынесения диагностического суждения об уровне сформированности отдельных умственных операций. Независимо от выбранного диагностом варианта использования матриц Равена необходимо фиксировать ответы испытуемого в стандартном бланке регистрации результатов. При индивидуальном тестировании фиксация результатов производится психологом, при групповом — самими испытуемыми.

Описанные варианты использования Прогрессивных матриц Равена соотносятся с двумя традиционными подходами к исследованию интеллекта и личности в отечественной психодиагностике — измерительным (количественным) и экспертным (качественным или клиническим).

Испытание по шкале Равена производится следующим образом. При групповом тестировании каждому испытуемому дается экземпляр тестовой тетради с одним испытательным протоколом для записи решений. Тестовая тетрадь остается закрытой до начала тестирования. Испытуемый, прежде всего, заполняет соответствующие рубрики бланка регистрации результатов: фамилия, имя, отчество, возраст и т.д. Для того чтобы соблюсти время тестирования, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: Приступить к выполнению теста — никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 минут подается команда, например: Всем закрыть таблицы. О предназначении данного теста испытуемым можно сказать следующее: Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления. После этого взять таблицу, открыть для показа всем 1-ю страницу и дать инструкцию.

Инструкция

Перед Вами в тестовой тетради содержится 60 заданий. Все задачи разделены на 5 групп, которые называются сериями и обозначены буквами А, В, С, D, Е. В каждой серии 12 заданий. Задания составлены так, чтобы в начале каждой серии располагались более легкие задания, а в конце более трудные. В каждом задании в большой рамке содержится образец, составленный из определенных фигур. Эти фигуры или рисунки составлены не хаотично, а согласно определенной закономерности. Эту закономерность Вы должны в каждом задании выяснить. В каждом большом образце отсутствует часть или последняя фигура. Вы должны найти фигуру, которой нужно правильно дополнить большой образец (матрицу) согласно закономерности, которую Вы при решении задания выявили. Фигуры или образцы, среди которых есть и нужная для дополнения верхнего изображения фигура, обозначены числами 1-6 или 1-8. Номер той фигуры, которой следует дополнить большое изображение в верхней рамке, нужно записать в соответствующую клеточку бланка. Будьте внимательны. Переходите последовательно от задания к заданию, строго соблюдайте очередность заданий и не пропускайте (не перескакивайте) ни одно задание. Если какое-то задание не знаете, как решить, угадайте, которая из фигур (изображений) под большой рамкой могла бы попасть на пустое место образца.

Во время выполнения заданий теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 минут подаётся команда: Закрыть всем таблицы! При сборе бланков и таблиц к ним целесообразно проверить, чтобы все поля бланка были заполнены.

Тест в определённой мере подвержен влиянию научения, поэтому в диагностических целях не рекомендуется многократно использовать его на одной и той же выборке испытуемых.

Обработка результатов

По окончании работы испытуемого, психолог с помощью ключа подсчитывает количество правильных ответов, причём правильное решение каждого отдельного задания оценивается в 1 балл.

Ключ

Серия А Серия В Серия С Серия D Серия Е
1 4 2 8 3 7
2 5 6 2 4 6
3 1 1 3 3 8
4 2 2 8 7 2
5 6 1 7 8 1
6 3 3 4 6 5
7 6 5 5 5 1
8 2 6 1 4 6
9 1 4 7 1 3
10 3 3 6 2 2
11 4 4 1 5 4
12 5 5 2 6 5

Подсчитывается общая сумма полученных баллов (испытуемый может получить высшую оценку 60 баллов), а также число правильных решений в каждой из пяти серий.

Общая сумма баллов является показателем интеллектуальной способности испытуемого, выявляет его умение мыслить согласно определенному методу и системе мышления.

По каждой серии имеется таблица ожидаемых (предполагаемых) результатов распределения решений.

Ожидаемое распределение результатов тестирования

Различие (разница) между результатом тестирования по каждой серии и между ожидаемыми результатами по общей шкале выражается и записывается как отклонение (0, -1, +2, -2, +1 и т. д.).

Когда отклонение по отдельным сериям больше 2, то числовой показатель по данной серии нельзя считать надежным. Общий показатель надежен тогда, когда отклонение больше 2-х появляется только к концу испытания в последних сериях. Большее отклонение в начале теста может быть признаком дефекта интеллектуальной способности, или же свидетельствует о дефекте внимания и/или восприятия.

На основе сравнения распределения индивидуальных результатов по сериям с ожидаемым распределением вычисляется индекс вариабельности (ИВ). Разность ожидаемых и наличных оценок в каждой серии (без учёта знака) суммируется. Полученная величина и является индексом вариабельности.

Предлагаемый к рассмотрению индекс относится уже к группе качественных показателей, поскольку позволяет провести содержательный анализ полученных результатов.

Нормальные значения индекса в пределах 0-4 свидетельствуют о достоверности результата исследования. При увеличении индекса до критических значений (7 и более) данные теста считаются недостоверными.

Значение индекса вариабельности может оказаться значительно выше критического в случае установки испытуемого симулировать низкий результат по тесту (демонстрация несостоятельности в решении самых простых задач).

Если проведённые процедуры указывают на достоверность полученных от испытуемого результатов, можно переходить к оценке уровня умственных способностей. Общее количество баллов, набранное испытуемым, является показателем его интеллектуальной способности.

Интерпретация результатов

В современной психологической практике используется несколько алгоритмов психологической интерпретации полученных результатов:

  1. определение интеллекта согласно процентной шкале;
  2. перевод полученных результатов в IQ-показатель;
  3. качественный анализ результативности выполнения заданий по сериям.

Практикующий психолог имеет возможность выбора определённой процедуры обработки сырых баллов в соответствии с той задачей, которую он решает данной психологической процедурой, а также руководствуясь субъективными предпочтениями в мире формул и цифр.

Процентная шкала степени развития интеллекта

95 и выше I степень: особо высокоразвитый интеллект испытуемого соответствующей возрастной группы
75-95 2 степень; незаурядный интеллект для данной возрастной группы
25-74 3 степень: средник интеллект для данной возрастной группы
5-24 4 степень: интеллект ниже среднего.
5 и менее 5 степень: дефектная интеллектуальная способность

Использование приведённой таблицы определения уровня интеллектуального развития приобретает безусловную ценность в условиях обработки и интерпретации групповых данных.

Обязательным требованием к составлению группы является соблюдение принципа гомогенности по определённому признаку — возрастному, половому, социально-экономическому, профессиональному, образовательному и т.д. В этом случае степень интеллектуального развития, приписываемая конкретному респонденту, фактически означает ранг этого индивида в соответствующей группе. Таким образом, психолог получает обобщённую характеристику количественных индивидуальных различий по уровню интеллектуального развития в обследованной группе. Очевидны и ограничения такого подхода к обработке сырых баллов:

  • невозможность качественной интерпретации содержания установленного уровня (особенно в условиях сниженного показателя — хорошо известно, что интеллектуальная результативность определяется, в конечном итоге, не только влиянием собственно когнитивных способностей, но также и особенностями мотивационно-волевой сферы);
  • не учитывается разница в хронологическом возрасте, например интеллект ниже среднего (6-24 правильных решений) имеет различный прогностический вес в жизнедеятельности 11- летнего ребёнка и 20-летнего юноши (для первого это ЕЩЕ не сформированные логические действия, для второго УЖЕ не сформированные).

Нельзя не отметить релевантность описанного алгоритма обработки сырых результатов по тесту Равена задаче определения групповых норм по критерию, представляющему наибольший интерес для психолога-пользователя данной методики (возраст, пол, географический район-город или сельская местность, социоэкономический статус и др.). Наработка психологом собственных нормативных данных значительно повышает его профессиональную компетенцию относительно прогностической валидности матриц Равена и достоверности выносимого суждения об интеллектуальных возможностях конкретного испытуемого. Целесообразность такой работы оправдана только в ситуации относительного постоянства сферы деятельности практического психолога.

Следующий способ оценки общих результатов по Стандартным матрицам Равена заключается в переводе сырого балла в стандартизированный — коэффициент IQ. Такой перевод целесообразен в случаях необходимости сравнения результатов данного теста с другими методиками изучения умственных способностей (тест Векслера, ТСИ Р.Амтхауэра, тест Домино А.Энстея и т.п.).

Представленная ниже таблица содержит уже готовые показатели IQ согласно числу полученных испытуемым соответствующего возраста сырых баллов.

Таблица перевода сырых баллов в IQ

Для лиц более старшего возраста IQ вычисляется по формуле:

[math]IQ=frac{IQ_{16-30}}{%}*100![/math]

где% определяется по таблице:

Возраст 16-30 35 40 45 50 55 60
% 100 97 93 88 82 76 70

Далее, ориентируясь на выявленный показатель IQ, можно определить уровень умственных способностей.

Градации уровней умственных способностей

Показатели IQ Уровень развития интеллекта
Свыше 140 незаурядный, выдающийся интеллект
121-140 высокий уровень интеллекта
111-120 интеллект выше среднего
91-110 средний уровень интеллекта
81-90 интеллект ниже среднего
71-80 низкий уровень интеллекта
51-70 лёгкая степень слабоумия
21-50 средняя степень слабоумия
0-20 тяжёлая степень слабоумия

Низкие показатели следует всегда считать менее надежными, чем высокие показатели.

Если необходимо сопоставить результаты выполнения Стандартных матриц Равена с результатами других методик (на изучение мотивации, характера, темперамента, самоотношения, личностных особенностей и т.п.), то можно перевести сырой балл по тесту Равена не в показатели IQ, а в стенайны.

Перевод показателей IQ в стенайны

Стенайны 1 2 3 4 5 6 7 8 9
IQ-балл <45 45-58 59-72 73-86 87-100 101-114 115-128 129-142 >142

После интерпретации общего результата по тесту необходимо переходить к качественному анализу результативности выполнения заданий по сериям.

Ниже приводится краткая характеристика основных принципов построения заданий, мыслительных операций, к которым обращены задания, сгруппированные в одной серии.

Краткая характеристика основных принципов построения заданий

Серия А. Принцип взаимосвязи в структуре матриц

От обследуемого требуется дополнение недостающей части изображения. Считается, что при работе с матрицами этой серии реализуются следующие основные мыслительные процессы: а) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними; б) идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами. В серии А использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы. При выполнении заданий этой серии актуализируется умение дифференцировать элементы и выявлять связи между элементами гештальта, дополнять недостающую часть структуры, сличая её с образцами.

Психологическое значение: решение зависит от уровня внимательности, уровня статистического представления, воображения и уровня визуального различия (дискриминации).

Серия В. Принцип аналогии между парами фигур

Сводится к нахождению аналогии между парами фигур. Обследуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов. При решении используется также способность постигать симметрию. Серия В построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце. На основании результативности выполнения заданий серии В оценивается способность находить аналогии между парами фигур, дифференцируя их элементы. Задание серии В состоит в нахождении аналогии между двумя парами фигур (дополнение отношений).

Психологическое значение: способность линейной дифференциации и суждение (умозаключение) на основе линейных взаимосвязей.

Серия С. Принцип прогрессивных изменений в фигурах матриц

Задания этой серии содержат сложные изменения фигур в соответствии с принципом их непрерывного развития, обогащения по вертикали и горизонтали. При выполнении этой серии обследуемый должен проследить закономерности изменения фигур по горизонтали и вертикали и суммировать результат в искомой фигуре. Серия С построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Психологическое значение: проявляется способность к динамической (быстрой) наблюдательности и прослеживанию непрерывных изменений, динамическая внимательность и воображение, способность представлять.

Серия D. Принцип перегруппировки фигур

Серия составлена по принципу перестановки фигур в матрице по горизонтальному и вертикальному направлениям. Успешность решения зависит от способности обследуемого выявлять количественные и качественные закономерности построения, как матрицы в целом, так и ее отдельных столбцов и строк. Серия D построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Психологическое значение: решение зависит от способностей схватывать количественные и качественные изменения в упорядочении (составлении) фигур согласно закономерности используемых изменений.

Серия Е. Принцип разложения фигур на элементы

Априорно данная серия считается наиболее сложной. Процесс решения заданий этой серии заключается в анализе фигур основного изображения, выявления значимых признаков, которые могут варьироваться, и последующей сборки недостающей фигуры по частям. Выполнение этой серии ориентировано на выявление способности к аналитико-синтетической деятельности. Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур. Серия Е является самой сложной из всех и позволяет судить о развитости у испытуемых способности к аналитико-синтетической деятельности. Здесь требуется складывать и вычитать элементы фигур, смешивать части согласно алгебраическому принципу. Недостающий член структуры находят с помощью алгебраических операций с остальными членами структуры.

Психологическое значение: способность наблюдать сложное количественное и качественное различие кинетических, динамических рядов. Высшая форма абстракции и динамического синтеза.

Как видно из приведённого описания, материал теста обращён в целом к традиционным логическим операциям (сравнение и различие, анализ и др.). Невербальный характер материала значительно высвобождает весь текст от влияния социокультурных особенностей жизнедеятельности конкретного обследуемого и предоставляет возможность определить (с определённой долей вероятности) его чистую способность к целенаправленному поиску необходимого решения.

При интерпретации результатов индивидуального тестирования важным направлением анализа является определение способа решения, которого придерживался испытуемый (логическое рассуждение, угадывание, работа вслепую, интуитивный метод, отказ). Кроме того, при неоднородности содержательной и непоследовательной, но колеблющейся трудности отдельных серий и заданий (не линейная, а прогрессирующая ритмика), нельзя по результатам Равена составить последовательный график утомляемости или продуктивности.

Стимульный материал

См. тажке

Прогрессивные матрицы Равена

Источники:

  • https://psiho.guru/metodiki/metodika-progressivnyh-matric-ravena-dlya-shkolnikov-i-doshkolnikov.html
  • https://www.child-psy.ru/tests/276.html
  • https://psylab.info/%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%86%D1%8B
  • https://psylab.info/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%86%D1%8B

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит