Методика перепутанные линии для младших школьников

СОДЕРЖАНИЕ

Posted On 10.03.2018

Цель: измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания с помощью методики Перепутанные линии (рис.1.3). Оборудование: секундомеры, специальные бланки. Инструкция: Опыт может проводиться как индивидуально, так и в группе. Перед началом работы испытуемым зачитывается инструкция: Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача ‑ проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок. Если опыт проводится коллективно, то в инструкцию добавляют: Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишите его в нижней части бланка. Другой вариант проведения опыта ‑ с ограничением времени выполнения задания, после чего дается команда Стоп! и работа прекращается (в зависимости от состава испытуемых можно устанавливать 7-и или 10-минутный интервал).

При наблюдении за выполнением задания испытуемыми экспериментатор следит за тем, что преобладает у испытуемого ‑ установка на скорость или на точность; уверен ли в себе испытуемый, проверяет ли себя или нет; испытывает ли трудности при прослеживании (в начале, середине или конце задания); пытается ли он помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом. При этом можно фиксировать время, за которое испытуемый прослеживает каждые 5 линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.), что даст возможность судить о влиянии утомления на выполнение задания.

Экспериментальное исследование устойчивости внимания у детей по методике Перепутанные линии

В этом случае бланк протокола исследования такой же как для таблиц Шульте. После окончания работы следует спросить испытуемого о том, какие трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с заданием или нет, и почему он так считает.

Бланк методики Перепутанные линии

Ф.И.О.______________ Дата________

28529.jpg

Обработка результатов. В варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету (с помощью заранее заготовленного ключа) числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся непрослеженными); в варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания. В последнем случае можно вычислить показатель успешности выполнения задания (Y):

где Т ‑ время выполнения задания (мин), N np, ‑ количество правильно прослеженных линий. Полученные показатели интерпретируют, исходя из того, что ошибки в прослеживании линий и медленный темп работы (большое время поиска) при нормальной остроте зрения свидетельствует о слабой концентрации внимания. Об устойчивости (или наоборот, истощаемости) концентрированного внимания судят по сохранению (либо) снижению темпа работы от начала к концу задания. После получения индивидуальных оценок успешности (Y) или показателей количества правильно прослеженных линий (в варианте с ограничением времени) вычисляются соответствующие средне-групповые оценки, строятся 95%-ные доверительные интервалы и делаются диагностические выводы. Результаты можно сравнивать с данными, полученными на различных контингентах испытуемых.

Критерии оценки по методике Перепутанные линии:

19 и более

-отлично;

4 9

удовлетворительно;

10 18

хорошо;

3 и менее

неудовлетворительно.

88069.jpg

Рис.1.3. Ключ к методике Перепутанные линии

Цель методики Перепутанные линии: измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания с помощью методики Перепутанные линии. Оборудование: секундомеры, специальные бланки . Ход опыта. Опыт может проводиться как индивидуально, так и в группе. Перед началом работы испытуемым зачитывается инструкция: Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок.

Если опыт проводится коллективно, то в инструкцию добавляют: Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишите его в нижней части бланка. Другой вариант проведения опыта с ограничением времени выполнения задания, после чего дается команда Стоп! и работа прекращается (в зависимости от состава испытуемых можно устанавливать 7-и или 10-минутный интервал). При наблюдении за выполнением задания испытуемыми экспериментатор следит за тем, что преобладает у испытуемого установка на скорость или на точность; уверен ли в себе испытуемый, проверяет ли себя или нет; испытывает ли трудности при прослеживании (в начале, середине или конце задания); пытается ли он помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом. При этом можно фиксировать время, за которое испытуемый прослеживает каждые 5 линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.), что даст возможность судить о влиянии утомления на выполнение задания.

Диагностика познавательных процессов школьников (стр. 10 )

В этом случае бланк протокола исследования такой же как для таблиц Шульте. После окончания работы следует спросить испытуемого о том, какие трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с заданием или нет, и почему он так считает.

Бланк методики Перепутанные линии

Ф.И.О.______________ Дата________

47853.jpg

Обработка результатов. В варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету (с помощью заранее заготовленного ключа) числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся непрослеженными); в варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания. В последнем случае можно вычислить показатель успешности выполнения задания (Y):

где Т время выполнения задания (мин), N np, количество правильно прослеженных линий. Полученные показатели интерпретируют, исходя из того, что ошибки в прослеживании линий и медленный темп работы (большое время поиска) при нормальной остроте зрения свидетельствует о слабой концентрации внимания. Об устойчивости (или наоборот, истощаемости) концентрированного внимания судят по сохранению (либо) снижению темпа работы от начала к концу задания. После получения индивидуальных оценок успешности (Y) или показателей количества правильно прослеженных линий (в варианте с ограничением времени) вычисляются соответствующие средне-групповые оценки, строятся 95%-ные доверительные интервалы и делаются диагностические выводы. Результаты можно сравнивать с данными, полученными на различных контингентах испытуемых. Критерии оценки по методике Перепутанные линии:

19 и более

-отлично;

4 9

удовлетворительно;

10 18

хорошо;

3 и менее

неудовлетворительно.

Ключ к методике Перепутанные линии

26203.jpg

52542.png

Название теста

Методика Запутанные линии

Предназначение

Методика предназначена для оценки концентрации внимания у детей. Используется в батарее с другими тестами на внимание.

Методика проводится индивидуально.

Оцениваемые качества

Внимание

Порядок проведения

Перед ребенком на стол кладется карточка с переплетенными линиями (нитями). Ребенок должен показать все эти линии особенно их начало и конец.

Ребенок может водить пальцем по карточке.

Инструкция

Представь, что на стол упали несколько нитей. Они переплелись между собой. Сколько ты видишь нитей на карточке? Покажи их все. Покажи, где начало у каждой нити и где ее конец.

Обработка результатов

За каждую правильно найденную нить ребенок получает один балл.

Результат интерпретируется по пятибалльной системе:

5 отлично,

4 хорошо,

3 удовлетворительно,

2 неудовлетворительно,

1 или 0 плохо.

Год разработки теста

2016

Номер версии

1.0

Постоянная ссылка

http://azps.ru/tests/pozn/zaputannye_linii.html

Библиографическая ссылка

1. Методика Запутанные линии // А. Я.

Исследуем показатели внимания ребёнка с помощью методики Перепутанные линии

Психология (azps.ru) : . 13.11.2016. Режим доступа: http://azps.ru/tests/pozn/zaputannye_linii.html (13.11.2016).

Разработчик

Лаборатория azps.ru

Лицензия

Текстовое содержимое доступно в соответствии с GNU Free Documentation License.

Тестирование дошкольников, младших школьников и детей старшего возраста

image0

Для работы по методике Перепутанные линии требуется бланк специального образца и секундомер. Что касается количества испытуемых, то их число может варьироваться от 1 до 8.

С дошкольниками и учениками 13 классов исследование рекомендуется проводить индивидуально.

Инструкция по организации тестирования:

  1. Ребёнок получает бланк, на котором начало каждой из 25 линий обозначено порядковым номером, а концы отходят к пустым прямоугольникам.
  2. Взрослый объясняет задачу: Тебе нужно глазами, без помощи карандаша или пальца, проследить каждую линию от начала до конца и поставить её номер в соответствующую графу.
  3. При индивидуальной форме проведения организатор самостоятельно отмечает время, за которое испытуемый справился с заданием. При групповой ребёнок должен поднять руку, когда закончит работу, чтобы экспериментатор озвучил время, потраченное на тест, а испытуемый сделал пометку внизу бланка.
  4. При индивидуальной диагностике взрослый отмечает в протоколе, помогает ли испытуемый себе пальцем (несмотря на запрет), а также
    • какая установка на скорость или точность преобладает у ребёнка;
    • уверен ли в себе тестируемый, перепроверяет ли он себя;
    • есть ли трудности при прослеживании линии в середине или в конце (по этому критерию можно судить о том, насколько утомление сказывается на работе).
  5. После завершения исследования экспериментатор спрашивает ребёнка о его самочувствии, трудностях, с которыми он столкнулся в процессе, а также просит испытуемого дать оценку своей деятельности.

Существует вариант тестирования, при котором ребёнок выполняет задание на время. Такая форма проведения допустима с детьми среднего и старшего школьного возраста. В этом случае экспериментатор ограничивает работу 7 минутами для детей 1316 лет или 10 для учащихся 912 лет.

Есть и так называемый быстрый тест: школьнику 1013 лет и старше выдаётся бланк и выделяется 2 минуты на выполнение задания. С помощью такой диагностики можно оценить уровень концентрации внимания испытуемого в конкретный момент времени. Этот вариант удобно использовать в качестве тренинга внимательности перед выполнением задания, требующего максимального сосредоточения например, контрольной работы.

image0

Файл: Материалы к тесту на устойчивость и концентрацию внимания

Стимул и ключ

Обработка и интерпретация результатов исследования

При обработке результатов исследования концентрации и устойчивости внимания Перепутанные линии учитывается число верного отмеченных линий, а также количество непрослеженных завитков. Вычисляется показатель успешности выполнения задания так:

Y = t х (25/Nпр), где t время, потраченное на задание (в секундах), а Nпр количество правильных вариантов.

Если при большом промежутке времени, затраченном на поиски каждой линии, преобладают ошибки в определении границ, но при этом испытуемый не испытывает проблем с остротой зрения, то сосредоточенность у него слабая. В случае когда к концу теста темп выполнения снижается, можно сделать вывод, что у ребёнка проблемы с концентрацией внимания. Когда скорость работы с отдельными линиями примерно одинаковая, то нимание ребёнка характеризуется устойчивыми показателями концентрации. В целом же оценить это свойство восприятия можно по следующим значениям:

  • 861 и выше низкая степень концентрации внимания
  • 455860 средняя;
  • 454 и меньше высокий уровень.

По итогам подсчётов индивидуальных показателей успешности строится график групповых результатов. Выводы в этом случае делаются на основании средней оценки в группе.

Что касается индивидуального анализа, то экспериментатору потребуется высчитать показатель продуктивности внимания по формуле:

П = Nпр Nош, где Nпр число правильных отметок, а Nош количество ошибок.

Шкала оценки результата такова:

  • выше 19 продуктивность оценивается на отлично;
  • 1018 хорошо;
  • 49 удовлетворительно;
  • 32 плохо.

Интерпретация итогов двухминутного тренинга происходит с учётом следующих норм:

  • 5 правильных ответов 5 баллов (отлично);
  • 4 верно обозначенных конца линий 4 (хорошо);
  • 3 совпадения 3 (троечный уровень).

Тест Перепутанные линии даёт возможность оценить уровень концентрации внимания ребёнка, а также его продуктивность. Методика может быть использована в качестве тренажёра для детей разного возраста с целью развития умения сосредотачиваться на чём-либо и переключаться с восприятия одного источника информации на другой.

Ключ к тесту Перепутанные линии

Описание теста

Тест Перепутанные линииопределяет устойчивость внимания кандидата или сотрудника при его сосредоточении и влияние длительной работы на концентрацию внимания.

Автор методики Рисс. Модификацией теста Рисса является проба переплетенных линий Рея.

Если опыт проводится коллективно, то в инструкцию добавляют: Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишите его в нижней части бланка.

Другой вариант проведения опыта с ограничением времени выполнения задания, после чего дается команда Стоп! и работа прекращается. В зависимости от состава испытуемых можно устанавливать 7- или 10-минутный интервал.

При наблюдении за выполнением задания испытуемыми следите за тем:

  • что преобладает у испытуемого: установка на скорость или на точность;
  • уверен ли в себе испытуемый, проверяет себя или нет;
  • испытывает ли трудности при прослеживании (в начале, середине или конце задания);
  • пытается ли он помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом.

Фиксируйте время, за которое испытуемый прослеживает каждые пять линий по порядку (с 1-й по 5-ю, с 6-й по 10-ю и т.д.). Это даст возможность судить о влиянии утомления на выполнение задания.

После окончания работы спросите у испытуемого, какие трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с заданием или нет, и почему он так считает.

Таблица с ответами

№ п/пЛиния№ п/пЛиния№ п/пЛиния№ п/пЛиния№ п/пЛиния
1561610716212111
2127111191722225
3488122218202324
4991813151932417
514107142320102513

В варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету числа правильно прослеженных линий: количества ошибок и числа линий, оставшихся непрослеженными. В варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания. В последнем случае можно вычислить показатель успешности выполнения задания (Y):

Y= T 25: N пр,

где:

  • Т время выполнения задания;
  • N пр количество правильно прослеженных линий.

Полученные показатели интерпретируйте исходя из того, что ошибки в прослеживании линий и медленный темп работы (большое время поиска) при нормальной остроте зрения свидетельствуют о слабой концентрации внимания. Об устойчивости или, наоборот, истощаемости концентрированного внимания судите по сохранению либо снижению темпа работы от начала к концу задания.

После получения индивидуальных оценок успешности (Y) или показателей количества правильно прослеженных линий (в варианте с ограничением времени) вычислите соответствующие среднегрупповые оценки, постройте 95-процентные доверительные интервалы и сделайте диагностические выводы.

Результаты можно сравнить с данными, полученными на различных контингентах испытуемых.

Интерпретация результата

19 и более отлично;

49 удовлетворительно;

1018 хорошо;

3 и менее неудовлетворительно.

Суть методики

Что такое концентрация внимания? Это способность сосредоточиться на одном предмете, не распыляясь на окружающих. А устойчивость это временной показатель, он определяет, насколько долго человек может оставаться сконцентрированным. Проверять концентрацию и устойчивость внимания при помощи переплетенных линий догадался в 1958 году Андре Рей. В его тесте было шестнадцать ломаных линий с достаточно сложным переплетением.

Мистер Рей засекал время, за которое тестируемый проследит линии от начала до конца. Считал количество допускаемых ошибок и на основе этого делал выводы.

Методика перепутанных линий существует уже более пятидесяти лет, и за это время она прекрасно себя зарекомендовала. Ее много раз модифицировали и сейчас применяют во многих странах мира. На территории нашей родины ее тоже используют. Методику перепутанных линий для дошкольников вообще можно назвать находкой. Ведь детки воспринимают ее как игру.

Отечественные профессиональные психологи чаще всего отдают предпочтение модифицированной методике Перепутанные линии, которую предложил доктор психологических наук К. К. Платонов. В его версии количество линий увеличивается до двадцати пяти, а ломаные превращаются в кривые. Также Платонов нашел возможность определить влияние утомляемости на прохождение теста. Но эта методика Перепутанные линии — для младших школьников и старших. Для малышей она сложновата. Им больше подходит вариант, предложенный М. Н. Ильиной. Тут все гораздо проще. Например, линий становится всего десять, а время исследования пять минут.

Тест для средних и старших классов

В первую очередь нужно создать правильные условия. Подразумевается качественное освещение и полнейшая тишина. До окончания теста в окружении ребенка не должно быть раздражающих факторов.

Для проведения теста необходимо иметь при себе бланк с линиями, секундомер, карандаш, лист бумаги. Методика Перепутанные линии для подростков имеет два варианта бланков.

В первом варианте на листе изображены перепутанные линии. Они все начинаются слева и заканчиваются справа. Нужно проследить все линии, начиная с первой по порядку. В клетке, где линия заканчивается, необходимо поставить ее порядковый номер, который указан в ее начале. Ни в коем случае нельзя помогать себе пальцами или другими сторонними предметами. Нужно пройти тест как можно быстрее и с минимальным количеством ошибок.

Второй вариант принцип имеет тот же, но все же немного отличается. Все те же двадцать пять линий, только теперь нумерация есть и правой стороны. Также глазами необходимо проследить ход каждой линии, но теперь результат записывается на отдельный листик двумя числами, первое это номер ячейки, где линия началась, второе номер ячейки с ее хвостом.

Как обрабатываются результаты

Если не было установлено ограничение по времени, то показатель высчитывается по следующей формуле:

P = t * 25 / n,

  • где Р показатель продуктивности деятельности;
  • t количество секунд, потраченных на тест;
  • n правильные ответы.

Полученные коэффициенты необходимо сравнивать со следующими значениями:

  • 861 и выше совсем невысокий уровень концентрации;
  • 455-860 этот показатель относится к средним;
  • 454 и меньше высокая концентрация внимания.

Если же время ограничивалось, то просто нужно перевести правильные ответы в баллы. Ниже приведена таблица.

Количество правильных ответов

Количество баллов

25

24

23

22

21, 20

19-17

16-14

13,12

11-8

7 и меньше

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Тут с выводами все понятно, чем ниже балл — тем хуже концентрация.

Тестирование детей младшего возраста

Для того чтобы воспользоваться методикой Перепутанные линии с дошкольниками и первоклассниками, нужно создать те же условия. Только сами тесты имеют упрощенный вид. Задача перед ребенком будет стоять та же. Ему нужно проследить линии взглядом от начала до конца. Точно так же пальцем или карандашом помогать себе нельзя.

Конечно, за малышом нужно следить более внимательно, отслеживать скорость, правильность действий, внимательно вслушиваться в комментарии, которые он делает. Мало кто из деток пяти-шести лет с большим энтузиазмом будет выполнять задание. Вряд ли малыша заинтересуют черные линии.

В такой ситуации можно обставить все в виде игры. К примеру, можно сказать, что герою любимого мультика срочно нужны цифры с концов дорожек для того, чтобы победить злодея.

Оценка результатов

Если малыш легко и верно справляется с заданием за одну-две минуты это прекрасно, значит устойчивость его внимания на самом высоком уровне. Если же было затрачено чуть больше времени и допущены некоторые неточности, которые ребенок сам же исправил, то уровень его концентрации выше среднего. Средний результат это если малыш начал ошибаться ближе к концу работы, пытался помогать себе пальцем. Если же ошибок было допущено слишком много — значит результат ниже среднего.

Стоит также отметить, что методика «Спутанные линии» создана не только для проверки уровня концентрации внимания, но и для ее стимуляции.

Источники:

  • https://owenural.ru/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BC%D0%BB%D0%B0%D0%B4/
  • https://paidagogos.com/issleduem-pokazateli-vnimaniya-rebyonka-s-pomoshhyu.html
  • https://hr-portal.ru/tool/test-pereputannye-linii
  • https://megapredmet.ru/1-79826.html
  • https://autogear.ru/article/446/830/metodika-pereputannyie-linii-luchshiy-sposob-dlya-proverki-kontsentratsii/

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит