Методика Монтессори дома и в детском саду

СОДЕРЖАНИЕ

Многие родители уже успели оценить уникальную методику воспитания детей, разработанную Марией Монтессори. Это система занятий для малышей отшести месяцев дошести лет. Одна излучших педагогов Монтессори разработала удивительную методику, воснове которой лежит девиз помогать ребенку делать все самостоятельно.

Дидактические иразвивающие игры посистеме Монтессори

Игры Монтессори для детей построены напринципе полной самостоятельности. Дети выбирают для себя материалы, темпы иритмы игры. Если одно занятие ребенку наскучило, онможет сменить обстановку иматериал влюбое время. Самой главной особенностью считается предоставление права выбора на тонаправление, вкотором малыш хотелбы развиваться.

Задача родителей ипедагогов создать большую предметную среду. Все элементы, которые ребенок может использовать для игры, должны находиться вдоступе. Воспитатели должны относиться уважительно квыбору. Цели воспитания создать максимально комфортную среду, вкоторой будет проходить полноценное развитие. Ребенок должен выступать как вроли наблюдателя, так ипомощника, если это необходимо. Нельзя стремиться делать малыша похожим насебя. Монтессори считает, что вмешиваться впроцесс становления личности недопустимо.

Какие бывают иначто направлены

Впроцессе разработки совей методики Мария Монтессори длительное время наблюдала заповедением детей вигре. Благодаря этому занятия подразделяются наразличные направления:

  • Математические, направленные наразвитие умственных способностей.
  • Языковые для развития навыков общения ипознания.
  • Сенсорные, предназначенные для развития чувств яркого восприятия окружающей среды.
  • Упражнения, направленные наразвитие практических ибытовых навыков.
  • Космос для того, чтобы ребенок мог найти свое собственное место вэтом мире.

Целью дидактических игр Монтессори является оказание помощи детям иихдуховном иумственном развитии. Ребенку нужно подобрать такой дидактический материал, накотором онбудет полностью концентрироваться. Все пособия должны быть максимально простыми, так как вмешательство взрослых нерекомендуется. Тоесть для ребенка должны быть созданы такие условия, при которых оннетолько сам сможет найти ошибку, ноиисправитее.

Принципы работы сдидактическим материалом:

  • Все элементы для игр должны располагаться науровне глаз. Это побудит ребенка кдеятельности.
  • Использование материала возможно только после того, как родитель объяснит его предназначение.
  • Работа должна проводиться ступенями, отпростой техники кболее сложной.
  • Ребенок может работать сматериалом нетолько потому принципу, который установил взрослый. Онможет самостоятельно применять знания.
  • Важно приучить ребенка, что после завершения каждого занятия онсам возвращает материал наместа. Только после этого онможет приступить кдругой игре.
  • Элементы раскладываются вопределенном порядке перед малышом наковрике или столе.

Направленные насортировку

Игры, ориентированные напринцип сортировки, направлены наразвитие зрительных навыков, способствуют тренировке остальных органов. Вкачестве игровой деятельности можно предложить:

  • Сортировку предметов ввозрасте от2до5лет. Она может быть как поформе, так ипоцвету. Занятие развивает внимательность илогику. Для деятельности нужно взять несколько наборов предметов поразмеру, форме ицвету. Хорошим эффектом для развития обладает игра спуговицами. Нужно взять большое количество пуговиц, вкотором будет пять-шесть одинаковых. Перемешать все пуговки вмиске, затем показать ребенку, какой вид нужно выбрать.
  • Отличное занятие для развития сенсорики деревянные кубики различных размеров. Можно приобрести кубики, которые вставляются друг в друга, как матрешка.
  • Хорошим занятием станет пирамидка для детей отдвух лет. Она может быть любого вида, нопринцип единый. Утакой игрушки должен быть один стержень инабор элементов. Задачей ребенка является найти одинаковые фигуры, например, круги.
  • Вкачестве игры насортировку можно выбрать простые пазлы. Вметодике Монтессори выбираются деревянные скрасивыми картинками. Для детей младше четырех лет нужно выбирать пазлы, вкоторых укаждого элемента есть ручка, чтобы было удобно держать. Рекомендуется избегать картонных рамок.

Игры насопоставление

Игры насопоставление самые популярные занятия поМонтессори от1до3лет. Основными видами считаются:

  • Занятия сцветами ребенку можно предложить картонный круг сразноцветными секторами иприщепки такихже оттенков. Малыш должен самостоятельно подобрать для каждого сектора свою прищепку.
  • Игру можно совместить спомощью маме. Например, предложить ребенку разобрать попарам постиранные носочки.

Такая группа занятий развивает логику, внимание.

Занятия пометодике Монтессори напоследовательность действий

Игры Монтессори направлены наумение определять последовательность действий. Это помогает развитию логического мышления. Такие занятия успешно применяются нетолько для маленьких детей, ноидля подготовительных групп детского сада иучащихся начальных классов. Для малышей младшего исреднего возраста отличным вариантом игры будет предложение показать сказку Колобок, вкоторой ребенок сможет правильно рассказать последовательность.

Можно предложить игру блоки цилиндров. Ребенок впроцессе должен раскладывать предметы вграмотной последовательности. Для этого используются блоки ицилиндры сотверстиями, которые нанизываются наконструкцию.

Упражнения пометодике Монтессори: развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики враннем исреднем возрасте одно изважных направлений педагогической деятельности. Прекрасно развивает мелкую моторику игра сошнурками. Можно использовать деревянный образец ботиночка или нарисовать его накартоне.

Для девочек можно предложить игру сбусинками разных форм иразмеров. Они будут нанизывать ихнашнурки. Важно, чтобы ибусинки, ишнурки были разноцветными.

Игры пометодике Марии Монтессори упражнения сжидкостью

Занятия Монтессори своими руками организовать очень легко. Вдетском возрасте малыши любят играть сводой. Занятия, связанные сжидкостью, вызовут истинный интерес. Например, можно предложить переливать воду изодного сосуда вдругой, они должны различаться поформе. Важно впроцессе игры ничего непролить.

Игры Монтессори для раннего развития: мелкие предметы

Перекладывание мелких предметов (монетки, бусинки, камушки) изодной посудины вдругую при помощи щипцов или лопатки довольно непростое занятие для маленьких пальчиков. Нооно хорошо развивает мелкую моторику ребенка.

Для игр смелкими предметами также хорошо подойдет фасоль, гречка, рис ипрочая крупа.

Игры пометодике Монтессори насенсорное развитие

Занятия насенсорику очень увлекают ребят. Одной изтаких игр считается сумка, вкоторой они наощупь должны определить предмет. Это вызывает огромный восторг умалышей, как только они угадают.

Для игр Монтессори материалы своими руками могут включать всебя изготовление звуковых цилиндров. Они делаются излюбых емкостей, коробков, которые можно заполнить крупами, камешками, монетками. Такие предметы развивают остроту слуха удетей.

Занятия пометодике Монтессори для детей быт ихозяйство

Как ребенок младшего возраста, так иболее старший очень увлекаются помощью родителям вдомашних делах. Они относятся кэтому совсей серьезностью, начинают учиться осознавать ответственность. Стоит только начать доверять ребенку самостоятельно чистить зубы искладывать грязные вещи вкорзину, как онстанет выполнять это ежедневно, как привычку без напоминания.

Ребенка полезно привлекать квыполнению домашних дел. Например, дать ему возможность протереть пыль, вымыть посуду, накрыть стол. Важно непеределывать ничего наглазах малыша.

Игры Монтессори своими руками, какие икак можно сделать

Методика уделяет большое внимание сенсорике, поэтому игрушки рекомендуется делать изнатуральных материалов. Впервую очередь необходимо убедиться вихбезопасности. Если игрушка Монтессори своими руками выполнена издерева, она должна быть хорошо обтесана иокрашена нетоксичной краской.

Одними изсамых популярных игр дидактического направления можно назвать создание карточек наразличные тематики. Ихможно как нарисовать самостоятельно, так ираспечатать напринтере. Рисунки должны быть яркими ивыразительными. Картотека может быть посвящена животным иихдетенышам, овощам ифруктам, технике, одежде. Например, выдаются резиновые или нарисованные животные, амалыш должен найти имсоответствующую карточку сописанием.

Важно, чтобы все занятия были сориентированы наинтересы ребенка. Родители ивоспитатели только лишь наблюдают состороны наихизменение, чтобы своевременно предложить новый этап развития.

В чём состоит методика Монтессори

Суть методики Монтессори состоит в раскрытии её основного постулата, который гласит Помоги мне это сделать самому. Исходя из этого можно сформулировать главный постулат методики Монтессори в следующем виде: выполнение действия ребенка при минимальной помощи взрослого иными словами развитие самостоятельности.

Метод Монтессори признан альтернативой традиционной педагогики. Он применяется в работе с детьми от 3-х до 6-ти лет при посещении ими занятий самостоятельно, то есть родители на них не присутствуют. От 8-ми месяцев до полутора двух лет дети приходят на занятие вместе с родителями. Может показаться, что методика Монтессори, это полностью неорганизованная система. Но это только на первый взгляд.

Главная мысль методики Монтессори замечательный пример из практической педагогики в реализации идей в свободном воспитании детей с самого раннего возраста, способствующего самостоятельному их развитию.

Пять принципов работы с материалами, предложенных Марией Монтессори

Основные материалы необходимые для организации обучения гениального педагога находятся в окружающей нас среде.

montessori-503x600.jpg

Например, М. Монтессори рекомендовала использовать естественные повседневные предметы, такие как:

  • фрукты для счёта,
  • глину, солёное тесто и пластилин для лепки.

Отличительной чертой детей, воспитывающихся по системе Монтессори, являются:

  • любознательность,
  • стремление познавать окружающий мир.
  • свободомыслие,
  • независимость.

Именно эти качества позволяют им найти своё место в социуме, оставаясь индивидуальными.

Каждый малыш учится общаться через естественное стремление, свойственное всем детям все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Следуя мнению столпов отечественной психологии путь к интеллекту ребёнка ведет не через абстракцию, а через органы чувств.

Пять принципов, предложенных М. Монтессори

  1. Ребенок активный. Взрослый выступает в роли помощника, его роль вторична. Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам. Занятия проходят в специально подготовленной среде.
  2. Ребенок сам себе учитель. Он имеет полноценную свободу действий и выбора. Дети учат друг друга по принципу от старших к младшим, что позволяет учиться заботиться о других;
  3. Самостоятельность принятия решений ребёнком;
  4. Полноценное саморазвитие это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах. Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
  5. Уважение к детям отсутствие запретов, критики и указаний. Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Для того чтобы понять, что такое методика Монтессори, достаточно, следуя её теории, согласившись с убеждением, что любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности

Организация детских садов по программе Марии Монтессори

В отличие от детских садов, работающих по традиционным методикам, относящимся к детям, как к неразумным существам, ещё совсем не способным на самостоятельные действия, специалисты детских учреждений, работающие по методу Монтессори относятся к любому ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, собственными способами и сроками освоения окружающего мира. Это потому, что основной идеей, которую несёт метод Монтессори является стимулирование ребенка к саморазвитию. Поместив ребёнка в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую конкретным психологическим его потребностям, специалист всячески подталкивает его к принятию собственных решений для реализации всех тех желаний, которые у него есть согласно возраста.

Другими словами задача воспитателя, или наставника, как его называют в системе Монтессори помощь любому ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал.

Необходимо отметить, что принципы системы Монтессори сейчас согласуются с положениями Федерального государственного образовательного стандарта:

  1. Личностно-ориентированная модель образования подразумевает, что Монтессори-педагог контролирует и корректирует психическое, физическое и психологическое развитие каждого воспитанника в индивидуальном порядке. При необходимости корректируя;
  2. Воспитание всесторонне развитой личности: в Монтессори-садике ребёнок познаёт мир во всём его многообразии;
  3. Следование целевым ориентирам: развитие инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности, развитие воображения;
  4. Организация развивающей предметно-пространственной среды: каждой содержательной области образования подбираются соответствующие Монтессори-материалы.

Организация пространства в садах Монтессори (система зонирования)

organizacija-prostranstva-v-sadah-montessoric2a0-600x315.jpg

Общее пространство делят на 6 зон:

  1. Зона повседневной жизни ребёнок, находясь в ней приобретает жизненно важные социально-бытовые навыки. Игрушки Монтессори в этом случае не бутафория, а реальные предметы быта.

Совет родителям: следуя методике Монтессори рекомендуется приобщать ребёнка, в игровой форме к бытовым делам: уходу за собой, забота о животных и растениях, приобретение одного из важнейших элементов социальных навыков блока навыков общения;

  1. Сенсорика/развитие мелкой моторики основными материалами выступают игры Монтессори, такие как пирамида Розовая башня, красные штанги, цветовая лестница и таблички (на определение цвета и размера), блоки цилиндров. Для развития тактильного восприятия используются материалы повседневной жизни, такие как шершавые ткани, природные ресурсы: глина, песок, земля и пищевые крупы, а также солёное тесто, термомозаика. Для развития слуха (шумовые цилиндры, звоночки). В этой зоне расположены предметы для развития обоняния и вкуса. Цель работы в этой зоне развитие органов чувств: осязания, обоняния, обучение первичным навыкам, саморегуляции эмоционального состояния релаксации, а также подготовке школьному обучению.
  2. Математическая зона должна быть выстроена с учётом сенсомоторных потребностей ребёнка, что показывает тесную связь с сенсорной зоной. Простроение системы изучения математики по Монтессори предполагает естественность.

Инструментами выступают:

  • для счёта в пределах 10 (штанги, веретена, чипсы);
  • для знакомства с десятичной системой (золотой материал);
  • для счёта до 100 (бусины, доски Сагана, цветные цепочки);
  • для знакомства с арифметическими действиями (марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления);
  • для знакомства с дробями;
  • для знакомства с основами геометрии (геометрический комод, конструктивные треугольники).
  1. Языковое развитие строится на принципе тактильности. Целями работы в этой зоне является расширение словарного запаса, обучение письму и чтению.

Совет родителям. В первом случае используются карточки изображающие предметы. Во втором подвижный алфавит, шероховатые буквы, рамки для штриховки, коробочки с фигурками для первого интуитивного чтения, подписи к предметам окружающей среды, простые книжки;

  1. Естественно-научное/космическое развитие. Работы в этой зоне направлена на подготовку к изучению таких школьных предметов, как биология, история, география, физика и химия;
  2. Зона для игр спортзал. Развитие крупной моторики (двигательное развитие).

Совет родителям: материал, предлагаемый к изучению ребёнку, рекомендуется располагать не выше одного метра от пола. По мнению психологов именно такое расстояние оптимально для того, чтобы ребёнок воспринял, как призыв к действию и стал изучать самостоятельно.

Плюсы и минусы

При всей эффективности и положительности рассматриваемые методики невозможно обойти вниманием её отрицательные моменты.

  1. Практически не уделяется внимание развитию творческих способностей, то есть творческому креативному мышлению;
  2. Не учитывает сюжетно-ролевые игры, способствующие освоению детьми социальных ролей. По этой причине могут возникать сложности в межличностных и семейных отношениях, поскольку не всех обучают по методике Монтессори.
  3. Система Марии Монтессори подходит только умеренно спокойным детям. Если ребёнок гиперактивен или склонен к аутизму, а также имеет чётко выраженные творческие способности наклонности., то применение системы Монтессори может нанести психологическую травму или стать основой психического отклонения.

К плюсам этой системы можно отнести:

  1. Её можно преподавать в разных культурах, по скольку её основная опора базовые потребности любого ребёнка.
  2. Дети, прошедшие обучение, хотя бы по одной ступени Монтессори, становятся студентами и учениками самых престижных учебных заведений.

Примером этому могу быть основатели двух великих компаний Стив Джобс и Билл Гейтс, принц Уильям, писатель Габриэль Гарсиа Маркес, 42-ой президент США Билл Клинтон, основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин.

Дети, обучавшиеся по системе Монтессори, обладают хорошей остротой внимания, наблюдательностью, дисциплинированы и самостоятельны.

Игрушки Монтессори

Систему Монтессори ребёнку нужно вводить по этапам (например возраст от 1 до 3 лет называется тоддлер монтессори):

igrushki-montessori-600x600.jpg

Для детей до года рекомендуется использовать:

  • с 1до 2 месяцев фигуры из бумаги, игрушки-погремушки форме геометрических тел;
  • с 3-х месяцев рекомендовано стимулировать движения. В этом возрасте специалисты отдают предпочтение деревянным фигурам постельных цветов, подвешиваемых на специальных резинках. Примером могут быть: деревянное колечко или колокольчик производящий звук, при каждом прикосновении малыша.

Основными игрушками у ребёнка до года остаются предметы повседневной жизни.

Совет родителям: не препятствовать в открывании и закрывании ящиков, а также в манипулировании вещами, не предназначенными для игры. Все опасные и ценные предметы рекомендуется хранить в недоступном для ребёнка месте. А в одном (двух) выдвижных ящиках, которые доступны ребёнку по росту, хранить предметы из повседневной жизни, играя которыми он не нанесёт себе вреда.

Совет родителям. Самые лучшие упражнения для детей от 1 до 2 лет естественная природная среда. В этом возрасте ребёнок начинает осознавать, что вода отлично наливается в ведёрко до краёв. А песок так налить нельзя. Его можно насыпать. Можно начать собирать с ребёнком листики с деревьев или кормить птичек на улице, также можно повесить кормушку за окном.

Игротека для ребенка от 2 до 3 лет основной игрушкой в этом возрасте является участие в повседневной жизни. Помощь родителям в чистке варёных яиц и картошки (отваренной в мундире), вымешивании теста, а также уборке.

Фильм о Марии Монтессори

Фильм рассказывает о жизни и работе итальянского врача и педагога Марии Монтессори. Он охватывает всю жизнь этой интересной женщины. Для того чтобы ознакомиться с её методикой и личность достаточно его просмотреть.

1. Кто такая Монтессори ичто это засистема?

Мария Монтессори, первая вИталии женщина-врач ипедагог, придумала свою систему обучения детей вначале XX века. Суть еёметода можно описать впяти словах: Помоги мне это сделать самому.

Монтессори считала, что каждый ребёнок отрождения стремится кзнаниям. Всё, что нужно сделать родителям ипедагогам, создать развивающую среду, научить детей пользоваться предметами ипозволить имсамим выбирать, счем, как исколько играть.

590.jpg

После института Монтессори работала ассистентом врача психиатрической клиники, где находились умственно отсталые дети они были одиноки, уних небыло игрушек исними никто незанимался. Она стала носить имкоробки, лоскутки, бусины идети ожили.

Затем Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы сбольными детьми. Набазе этого института была школа, где она занималась сдетьми. Эксперимент удался: многие ученики таких школ смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ.

Через какое-то время Монтессори начала работать собычными детьми. Ейпредложили заняться организацией детских садов для детей трёх-семи лет для жильцов некоторых домов. Так появился первый Дом ребёнка. Внём Монтессори продолжила разрабатывать свои методики развития иоткрыла сенситивные периоды.

2. Что такое сенситивные периоды? Ихмного?

Если коротко, сенситивные периоды это возраст, вкотором ребёнок легко, естественно учится тем или иным вещам. Если время ещё непришло или, наоборот, упущено, ребёнку будет неинтересно итрудно. Среди основных сенситивных периодов Монтессори выделяла шесть:

1. Период восприятия порядка (от0 до3 лет). Тоесть четырёхлетнего малыша сложнее научить убирать засобой, чем двухлетку. Кстати, соблюдение чистоты один изпринципов метода. Детей учат нетолько класть игрушки наместо, нои, например, вытирать засобой пролитую воду, подметать рассыпанную крупу, мыть посуду иучаствовать вобщей уборке.

2. Период развития движений идействий (от1 до4 лет). Время детских площадок, лестниц, горок икачалок. Когда ребёнок должен активно развивать коррдинацию иукреплять разные группы мышц, которые помогут ему вбудущем.

3. Период сенсорного развития (от0 до5,5 лет). Длительный период, когда ребёнок познаёт мир через звуки, запахи иощущения. Вэто время формируются его представления оцвете, форме, размере итак далее.

4. Период восприятия маленьких предметов (от1,5 до5,5 лет). Тасамая мелкая моторика ребёнка. Монтессори предлагала использовать простейшие материалы: перекладывать бусины, фасоль, горох идругую крупу, нанизывать бусины нашнурки, собирать пазлы.

5. Период речевого развития (от0 до6 лет). Если ребёнок неговорит вгод ничего страшного. Детская речь развивается вплоть дошестилет. Помогают вэтом плане карточки, наглядные предметы, книжки. И, конечно, присутствие рядом взрослого родителей или воспитателя.

6. Период развития социальных навыков (от2,5 до6 лет). Нопри этом насильно заставлять ребёнка здороваться или быть вежливым нет смысла.

590.jpg

3. Как сделать развивающую среду для ребёнка?

Побольшому счёту, сделать дом развивающей средой может каждый родитель достаточно разрешить ребёнку полноценно участвовать вжизни семьи: готовить, убирать, ремонтировать, рукодельничать, ухаживать зарастениями иживотными. Лучше, если предметы, которые онпри этом использует, будут неигрушечными, анастоящими, просто удобными для детской руки.

Если говорить оклассической игровой комнате, тоона разделяется нанесколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Все игрушки ипособия располагаются так, чтобы ребёнок мог сам ихвзять иубрать наместо. Все они водном экземпляре: во-первых, так дети, если ихнесколько, учатся договариваться иждать своей очереди, во-вторых, сохраняется автодидактичность предмета, тоесть приспособленность для самостоятельной игры никто невмешивается, неподсказывает инепоправляет.

Монтессори уделяла много внимания развитию мелкой моторики иосязания. Она считала, что точные, аккуратные действия смелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание, память итворческие способности. Поэтому веёсистеме много игр, связанных ссортировкой, нанизыванием предметов, угадыванием ихнаощупь поформе ипофактуре. Много манипуляций сприродными материалами камушками, шишками, деревяшками, ракушками. Игрушки должны обладать простыми, понятными свойствами, считала Монтессори. Пестрота имногофункциональность сбивает детей столку, несёт лишнюю эмоциональную нагрузку.

4. Что такое обучение даёт детям?

Пожалуй, одно изглавных преимуществ системы то, что дети учатся всему легко исудовольствием, всвоём темпе, без обязаловки исоревнований сосверстниками. Поэтому назанятиях имнестрашно инескучно, они любознательны, инициативны. Кроме того, дети, которые обучались посистеме Монтессори, всегда могут сами занять себя, неплохо справляются сбытовыми обязанностями, умеют организовывать своё время иуважают потребности других.

590.jpg

В2006 году вжурнале Science опубликовали результаты исследования обэффективности системы Монтессори. Висследовании участвовали 53 ученика Монтессори-школы вштате Висконсин, США детей разбили надве группы от3 до5 лет иот6 до12лет. Учёные оценивали учеников понескольким критериям. Оказалось, что понекоторым показателям дети, которые ходили вМонтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. Например, они лучше справлялись стестами почтению иматематике.

5. Где этому учат?

Методика Монтессори популярна вРоссии, ичастные Монтессори-сады есть практически вкаждом городе. Кроме того, иногда поинициативе родителей ипедагогов Монтессори-группы открываются ивгосударственных детских садах. Группы всегда разновозрастные: младшие учатся, глядя настарших, астаршие заботятся омалышах.

Сама Монтессори предлагала начинать заниматься сдетьми трёх лет, ноеёпоследователи опустили планку додвух. Сейчас группы обычно делятся повозрастам 0-3 года и3-6 лет

Логическим продолжением такого обучения может стать начальная школа, ноиз-за жёстких стандартов российского образования сэтим всё сложно: работают либо экспериментальные площадки набазе обычных школ (ноэто редкость), либо частные школы, которые занимаются поМонтессори, хотя набумаге являются обычными, либо семейные школы. Обучение посистеме Монтессори заканчивается в10-12 лет.

Всистеме Монтессори оценка выставляется только качественная: прошёл непрошёл, освоил неосвоил. Тоесть как стандартные оценки вМонтессори-школах неставят. При этом ученики всё равно должны проходить государственные аттестации. Для этого педагоги составляют программу инабор знаний инавыков, которые должны обязательно проработать сдетьми.

590.jpg

Для взрослых, которые хотят стать Монтессори-педагогами или профессионально заниматься дома сдетьми, есть много курсов. Например, Международная Ассоциация Монтессори (AMI) организует ихвМоскве иПитере.

6. Зачем вообще нужен педагог, если онневмешивается впроцесс?

Во-первых, наставник показывает, как пользоваться тем или иным материалом. Иотего презентации зависит, поймётли ребёнок суть упражнения, захочетли его выполнять.

Во-вторых, онвнимательно наблюдает заребёнком ипомогает ему осваивать новые навыки. Например, когда педагог видит, что вребёнке просыпается интерес кбукварю или кубикам сбуквами, тоонсоздаёт вокруг ребёнка языковую зону, показывает ему идругие игры карточки сослогами, подвижный алфавит, рамки для обвода иштриховки, учит всем этим пользоваться.

Монтессори-педагоги общаются сдетьми, нонепродавливают собственное мнение, неподводят детей кжелаемым ответам навопросы

Помогают детям организовать работу, ноневыполнятьеё. Ивтоже время заботятся отом, чтобы ребёнок заканчивал работать счувством удовлетворения. Вредких случаях педагоги всё-таки вмешиваются, иэто отдельное умение понять, когда это действительно нужно, акогда без этого можно обойтись

7. Вчём минусы такой системы?

Ребёнку, который привык заниматься вМонтессори-группе, бывает непросто вобычном классе, где дети сидят запартами ивсе вместе делают одно итоже. Ктомуже унего совсем другое отношение кпедагогу некак кавторитету, акак кпомощнику. Так что, помимо всего прочего, шансов повстречать своего Учителя унего меньше.

Сточки зрения отношений сосверстниками тоже невсё так просто: вклассической Монтессори-системе дети неиграют вролевые игры, они только занимаются причём индивидуально. Поэтому договариваться ипомогать они умеют, авот играть вместе идружить имтолько предстоит учиться.

590.jpg

8. Кому это неподходит?

Метод неподходит родителям, которые внутренне неготовы отпустить ребёнка всвободное плавание. ВМонтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. Иещё если уребёнка проблемы ссоциализацией, тоони могут усугубиться, потому что дети мало общаются между собой.

Насчёт развития мелкой моторики скрупой, бусинами ипрочим всё просто. Достаточно первые разы сидеть рядом сребёнком иобъяснять, что врот тащить нельзя, аиграть можно. Потом ребёнок исам понимает, что перебирать еёинтереснее, чем есть. Если всё равно опасаетесь, подождите, пока будете уверены, что ребёнок точно небудет есть лишнее.

9. Где узнать про систему Монтессори больше?

Можно почитать книги самой Монтессори, аможно еёпоследователей: Эдуарда Стэндинга, Фаусек или современных экспертов Монтессори-движения: Сумнительного, Хилтунен. Коротко иподелу метод Монтессори описывает Рапопорт вЭнциклопедии методов раннего развития. Ещё можно почитать сайт Монтессори.дети, ихже YouTube-канал.

Кроме того, родители судовольствием сами экспериментируют сматериалами иупражнениями иделятся результатами всоциальных сетях: прогулки потэгу Montessori вполне хватит для вдохновения.

Источники:

  • https://vospitanie.guru/doshkolniki/didakticheskie-igry-po-metodike-montessori-detyam
  • https://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/montessori-doma-v-sadu.html
  • https://mel.fm/pedagogika/2310864-montessori_system

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит