Методика «Корректурная проба» для младших школьников

СОДЕРЖАНИЕ

Отгремели выпускные в детских садах, вчерашние дошколята собираются к поступлению в первый класс. Именно сейчас родителям необходимо протестировать ребенка и определить, насколько он усидчив и собран, т.е. насколько он готов к школе. Это поможет сделать специальная методика для младших школьников Корректурная проба. Мы расскажем, что представляет собой эта методика, как проводить ее в домашних условиях и как подсчитать результаты. Надеемся, наши рекомендации будут полезны родителям младших школьников и они с удовольствием будут развивать память, внимание и усидчивость своих детей.

Что представляет собой методика

Корректурная проба это своеобразный тест, результаты которого помогут оценить уровень концентрации ребенка, его внимательность, усидчивость, способность быстро выполнять письменные задания, готовность к школе детей 5-7 лет. Этот метод исследования в 1895 году, изобрел французский психолог Бенджамин Бурдон.

Для проведения тестирования используются специальные бумажные бланки, на которых распечатаны буквы алфавита, геометрические фигуры или простые маленькие изображения, расположенные в ряды без упорядочено и хаотично. Для детей дошкольного возраста, в силу того, что они еще не знакомы с алфавитом, чаще всего используют бланки с миниатюрными картинками. За отведенную минуту ребенок должен успеть зачеркнуть определенные фигурки, которые успел заметить, просматривая ряды, слева на право. По истечению времени, взрослый просит остановиться и обозначить вертикальной линией то место, где малыш закончил просматривать картинки.Metodika---Korrekturnaya-proba---dlya-mladshih-shkolnikov.jpg

Результаты зависят от того, сколько времени потребовалось ребенку на выполнение задания, сколько он зачеркнул правильных фигур, сколько раз ошибся и зачеркнул другую или пропустил фигуру вовсе.

Как проводить тест

Метод Бурдона позволяет проводить исследование концентрации внимания сразу у нескольких детей одновременно. Для тестирования потребуется секундомер и специально распечатанные бланки. Работу проводят, в основном, в первой половине дня. В это время любой человек отличается высокой работоспособностью.

Детям раздаются листы с заданием и карандаши. Чернила в стержне шариковой ручки могут закончиться очень неожиданно, или она перестанет писать, что собьет с толку ребенка. Далее, все испытуемые пишут свои имена и фамилии на обратной стороне, а также дату и время начала исследования.

Взрослый дает четкую инструкцию, например, Сейчас мы проверим насколько вы внимательные. Постарайтесь выполнить это задание очень хорошо. На листке есть несколько фигурок, по моей команде, внимательно просматривайте ряды слева на право, и зачеркивайте все кружки наискосок, а квадраты горизонтальной чертой. Когда я скажу слово Стоп, то проведите вертикальную линию там, где остановился ваш карандаш. По моей команде продолжайте зачеркивать фигурки снова. Работайте как можно быстрее, но очень аккуратно и внимательно.

Если возникают вопросы, нужно объяснить их сразу, чтобы задание было понятным абсолютно всем детям. Очень важно чтобы они были заинтересованы в выполнении теста. Чтобы у детей не возникало ощущение испытуемых. Иначе ребенок может растеряется и не справиться с заданием. Количество ошибок обычно начинает возрастать в последних строчках, тут важно будет сказать детям, что осталось работать еще немного, всего минуту.

Как интерпретировать результаты

С помощью Корректурной пробы выявляются несколько психологических свойств ребенка. Объем внимания способность запомнить и удержать в памяти сразу несколько фигур и разных действий с ними. Работа памяти в течение 10 минут, отведенных на выполнение задания.

Часто дети начинают работу не очень хорошо, в середине показывают хороший результат, а ближе к завершению тестирования, устают и начинают допускать ошибки. Подведенные итоги дают оценить также, навык хорошо сосредотачивать внимание на задании, концентрации, переключаемость.

Гибкость внимания способность сосредоточится на решении одной задачи, а по истечению времени и по сигналу взрослого, остановится и переключится на новую.Metodika---Korrekturnaya-proba---kak-provodit.jpg

Минус обработки метода Бурдона в том, что сложно вычислить результат правильно, без помощи специалиста. Часто плохие итоги могут быть не только по причине отставания в развитии внимания и психологических проблем у ребенка, но и просто от растерянности или страхом получить плохую оценку. Поэтому интерпретируют результаты педагоги и психологи, чтобы четко обозначить где норма, а где отклонение.

Концентрация внимания рассчитывается по формуле:

К=С+С/П или же К=С^2/П

где К обозначает концентрацию С количество просмотренных строчек за 60 секунд П количество ошибок, пропусков и неверно зачеркнутых фигурок.

Нет какого-то определенного числа для результата, но чем выше получилось значение, тем лучше. Значит уровень концентрации весьма хороший и нет повода для беспокойства. Если же значение вышло меньше, чем число просмотренных рядов за 60 секунд, то этому ребенку нужна помощь психолога, так как уровень концентрации совсем низкий.

Устойчивость внимания считается отдельно для каждого интервала времени, так же по формуле:

А=S/t

А обозначает скорость и темп выполнения работы. S Число просмотренных фигур за минуту T Время выполнения самого задания

Обработка итогов:

Если значение от 0 до 2, то устойчивость внимания очень хорошая, от 3 до 4 умеренная, от 5 до 6 средний результат, от 7 до 8 уже плохо, достижение ниже среднего, а значение 9-10, говорит о критически низкой устойчивости внимания и требует работы с психологом.

Чтобы узнать коэффициент переключаемости используется формула:

С=S_0/S

S_0 Количество неправильно зачеркнутых фигур S Общее число строчек просмотренных ребенком

Чтобы оценить переключаемость, детям дается задание вычеркивать разные фигурки в четных и нечетных рядах.

Если процент составляет от 0 до 20 очень хорошо, от 21 до 40 высокий показатель, от 41 до 60 средний уровень, от 61 до 80 плохо, 81 100 процентов свидетельствует об очень низкой переключаемости.

Metodika---Korrekturnaya-proba---dlya-detey.jpgВ детских образовательных учреждениях сейчас очень широко применяется этот способ исследования. Помимо тестирования, его используют для тренировки, чтобы повышался уровень внимания, а также развивается навык понимать и слышать инструктаж. С возрастом задания на бланке усложняются, вместо картинок появляются сложные фигуры, инструкции меняются. К картинкам нужно будет дорисовывать не хватающие деталей (рыбке хвостик, например), вычеркивать буквы и их сочетания в четных и нечетных рядах корректурной таблицы. Данный прием исследования очень важен. Он поможет понять готов ли ребенок к занятиям, требующим внимательности и сосредоточенности. Также выявить проблемы с психологическими свойствами, что дает возможность вовремя устранить их.

Скачать бланк теста Корректурная проба.

Процедура проведения:

Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, в готовности испытуемого начать исследование. Атмосфера исследования должна быть доброжелательной и комфортной, чтобы у испытуемого не создалось впечатления, что его экзаменуют. Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Когда через некоторое время экспериментатор произнесет: Черта! он должен поставить вертикальную черту в том месте строки, где его застала команда. Последней считается буква, зачеркнутая перед (или с) последними словами Черта. Проведение методики занимает 10 минут.

Как правило, за это время, в норме, обычный человек делает 10-15 ошибок.

Инструкция:Последовательно рассматривая строки, вычеркивайте буквы к и р. Когда я скажу:Черта!, Вы должны провести вертикальную черту в том месте бланка, где в этот момент находитесь.

Обработка и интерпретация результатов теста корректурная проба:

При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с ключом к тесту и заполняет соответствующие графы в протоколе.

Обработка:

Расчет продуктивности внимания:количество просмотренных букв за 10 мин., и точность, вычисленная по формуле:К = m:nx 100 % , где К точность, n количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ Возраст ______________ Пол __________ Дата __________________ Показатели Результаты

ПродуктивностьТочностьПродуктивностьТочность
знакибаллы%баллызнакибаллы%баллы
менее 10101менее 7012660-28251684-8512
1010-1175370-7222825-29901785-8713
1175-1340572-7332990-31551887-8814
1340-1505773-7443155-33201988-9015
1505-1670974-7653320-34852090-9116
1670-18351076-7763485-36502191-9217
1835-20001177-7973650-38152292-9418
2000-21651279-8083815-39802394-9520
2165-23301380-8193980-41452495-9622
2330-24951481-83104145-43102596-9824
2495-26601583-8411более 431026более 9826

Далее рассчитываетсяинтегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле: А = В + С, где В и С ‑ балльные оценки продуктивности и точности соответственно.

Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания шкальные оценки по следующей таблице.

Таблица перевода показателей свойств внимания в сопоставимые шкальные оценки

ШкальныеоценкиУстойчивостьвниманияПереключениевниманияОбъемвниманияШкальныеоценкиУстойчивостьвниманияПереключениевниманияОбъемвнимания
19более 50более 217менее 115925-27172-181216-235
18823-24158-171236-265
1748-49214-216116-125720-22149-157266-295
1646-47211-213126-135616-19142-148296-335
1544-45208-210136-145514-15132-141336-375
1439-43205-209146-155412-13122-131376-405
1336-38201-204156-16539-11114-121406-455
1234-35195-200166-1752110-113
1131-33189-194176-1851
1028-30182-188186-1950менее 9менее 109более 456

Шкальная оценка (ШО) интерпретируется следующим образом: ШОХарактеристика уровня устойчивости внимания 0-3Низкая устойчивость внимания 4-7Ниже среднего устойчивость внимания 8-11Средняя устойчивость внимания 12-15Выше среднего устойчивость внимания 16-19Высокая устойчивость внимания

Коротко обобщим алгоритм:

1. По формуле К = (М/Н) x 100 % оцениваем точность выполненной работы. В формуле М количество правильно вычеркнутых за время работы букв; Н количество букв, которые необходимо было вычеркнуть. 2. По таблице показатель К переводим в балльную оценку точности критерий С. 3. Вычисляем интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле А=В+С. По таблице переводим показатель А в шкальную оценку.

Источник:

Цель

Основной целью теста является проверка уровня концентрации внимания у ребенка. Уже в дошкольном возрасте важно определить, насколько он способен к обучению, и в случае низких показателей скорректировать и повысить результаты. Методика Пьерона-Рузера также помогает определить параметры внимания: его устойчивость, переключение и распределение — оценить нейродинамические особенности (темп работы, степень утомления и пресыщения). Примечательно, что по времени тест занимает всего несколько минут. При детской неусидчивости он дает максимально точный результат. Простая программа помогает психологу сформировать представление о качестве развития ребенка, элементарных графических навыках, зрительно-моторной координации.

Возрастной диапазон

Применяется методика Пьерона-Рузера для дошкольников и школьников начальных классов. Возрастной диапазон составляет 5-8 лет. Он зависит от степени легкости и доступности теста. Задание относится к категории элементарных и считается первой ступенью в психологическом исследовании параметров внимания у детей.

Инструкция

Тест Пьерона-Рузера не требует специального оборудования. Для проведения его потребуются лишь заранее подготовленный бланк, простой карандаш и секундомер. На бланке должны быть изображены четыре вида геометрических фигур. Они располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга в таблице 10 х 10.

Перед началом теста ребенку даются указания: предлагается построчно заполнить фигуры соответствующими значками (плюс, минус, точка). Четвертая фигура остается пустой. На выполнение задания отводится 60 секунд.

Важные моменты

Методика Пьерона-Рузера Проставь значки рассчитана на детей разного уровня подготовки. Так, малышам или детям с определенными психологическими нарушениями количество фигур уменьшают на 5-7 строк, а начертание плюса и минуса заменяют горизонтальной и вертикальной чертами. Также к общему бланку прилагается наглядный образец для синхронного развития визуальной и аудиальной памяти.

Секундомер используется психологом не только для определения завершения теста, но и для фиксации количества заполненных фигур за отмеренный временной интервал. Иногда на выполнение теста ребенку требуется больше положенной минуты. Также специалисту необходимо проследить, с какого момента испытуемый начинает заполнять фигуры по памяти, не опираясь на образец.

Методика Пьерона-Рузера рассчитана как на индивидуальное исследование, так и на групповое (5-7 человек). Однако при групповом подходе не удается отследить моменты включения памяти в процесс заполнения фигур. А следовательно, результат нельзя будет назвать абсолютным. Единственным разрешением такой ситуации может быть подключение ассистентов.

Анализ

После того как ребенок выполнит тест и будут зафиксированы ключевые критерии оценки, психолог может перейти к общему анализу работы. В этом процессе важно установить причины, которые обусловили результаты. К таковым методика Пьерона-Рузера относит готовность ребенка выполнить инструкцию, настройку его на быструю расстановку знаков в геометрических фигурах и внутреннюю ориентацию на безошибочное выполнение теста. Как показывает практика, показатели концентрации внимания могут оказаться ниже возможных ввиду желания испытуемого показать свои способности, стремления к максимальному результату. То есть в ребенке просыпается чувство конкуренции, характеризующееся волнением и поспешностью. Также следует учитывать состояние утомления, остроту зрения, наличие болезни. Все это тест Пьерона-Рузера называет причинами снижения концентрации внимания.

При анализе работы испытуемого следует использовать определенный алгоритм показателей:

  • Способность ребенка соблюдать инструкцию (порядок выполнения действий).
  • Целенаправленность заполнения тестового бланка.
  • Параметры внимания (распределение, переключение, устойчивость). Ошибки в тесте не всегда указывают на характер распределения внимания, иногда они говорят об особенностях зрительного гнозиса (способность распознавания предметов, цветов, знаков, фигур и т. д.).
  • Индекс правильности (т. е. подсчет правильно заполненных фигур по отношению к их общему числу). Для подсчета результатов используется специальная таблица.
  • Темп заполнения теста (число фигур за 30 секунд, минуту).
  • Количество ошибок за регистрируемые временные интервалы.
  • Динамика и распределение количества ошибок в разных частях тестового бланка (в начале, конце, слева и справа).
  • Мотивация деятельности (соревнование, игра, личное достижение).

Упражнения

Методика Пьерона-Рузера тест на концентрацию внимания, результаты которого необходимы для психолога, чтобы спланировать дальнейшие действия в отношении конкретного ребенка. При получении низких результатов и определении психологических причин проблемы разумным продолжением является их устранение. Одними из популярных и эффективных способов для детей специалисты считают игры и упражнения на внимание, которые формируют и укрепляют необходимые навыки.

Основной массив их направлен на тренировку и контроль лучом внимания. К ним относятся упражнения Линия (последовательное соединение линией точек или просто ведение линии по определенной траектории), Найди отличие, лабиринты, пазлы. Помимо визуального восприятия, могут быть задействованы слух и речь. Главное, чтобы упражнения на внимание, их выбор ориентировались на вкусы и интересы ребенка. Если он будет включен в процесс, то желаемые результаты будут достигнуты быстро. И напротив, при появлении скуки и ощущения монотонности ребенок будет чувствовать быстрое утомление, рассеянность. А сам процесс тренировки не даст положительных результатов.

Буквенный вариант пробы Бурдона:

Суть методики состоит в том, чтобы в таблице, состоящей из 40 рядов букв по 40 букв в каждом ряду вычеркивать буквы, которые стоят в ряду первыми. Допустим, первая буква в ряду — «А», тогда вам следует зачеркнуть все буквы «А» в буквенном ряду. Длительность выполнения — 5 минут, по истечению которых вы перейдете на страницу с результатами. Сама по себе методика потребует от вас полного сосредоточения на процессе.

Цифровой вариант корректурной пробы

Корректурная проба цифровой вариант так же как и буквенный вариант позволяет проверить норму объема внимания и концентрацию. Ваша задача состоит в том, чтобы вычеркнуть из таблицы цифры проверочную цифру, которую вы найдете в условиях задачи непосредственно после перехода по ссылке. Время на выполнение 3 минуты.

Тест «Кольца Ландольта»

Вариант теста «Кольца ландольта» так же как и два предыдущих варианта теста Бурдона позволяет проверить норму объема внимания и концентрацию. Здесь вам необходимо выделить в таблице колец кольца с конкретным направлением, которое будет задано в начале теста. Время на выполнение теста «Кольца Ландольта» — 5 минут.

Корректурная проба теория:

Для проведения теста необходим специальный бланк с расположенными в нем в случайном порядке буквами, цифрами или фигурами. В случае отсутствия бланка вы можете использовать обыкновенную газету или книгу, хотя, в данном случае будет сложнее рассчитать результат. Задача испытуемого состоит в последовательном поиске и вычеркивании определенных символов в просматриваемой таблице корректурной пробы, начиная с верхнего ряда с лева на право, за отведенное время, обычно это 5 10 минут. Желательно, чтобы у испытуемого было хорошее зрение и достаточный уровень грамотности, хотя, и для малограмотной группы населения можно подобрать подходящую пробу Бурдона, не требующую высокого уровня интеллектуального развития. Кстати, пройти специальный тест Бурдона могут и дети, начиная со старших групп детских садов и школьников всех возрастов (чем старше ребенок, тем сложнее требуется использовать вид теста).

При проверке результатов, помимо бланков желательно иметь бланк-ключ, с выделенными буквами или цифрами, которые должен был найти человек, проходящий тест Бурдона. Это поможет не сбиться при подсчете результатов. Кроме того, для более быстрой проверки результатов теста вы можете использовать специальный шаблон с отверстиями, которые при должны совпасть с выделенными испытуемым буквы или цифры. Однако, в случае с шаблоном вы не сможете сосчитать количество ошибочно выделенных букв. Прохождение теста Бурдона онлайн поможет вам избежать необходимости подсчета результата, хотя, в настоящий момент здесь возможно прохождение ограниченного количества вариантов теста.

Кстати сказать, считается, что даже частое и регулярное прохождение теста Бурдона или корректурной пробы не требует усложнения теста для получения объективных результатов, поскольку всякий раз, проходя тест, вы будете проходить его практически на том же уровне, что и прежде. То есть, влияние упражняемости здесь минимально. Лучшие результаты вы будете показывать, только если улучшите свои навыки концентрации. Также следует учесть, что результаты испытуемых могут сильно зависеть от их эмоционального состояния, а также психического и физического здоровья.

  • Потрачено времени на работу t

    Общее количество просмотренных символов до последнего выбранного символа N

    Общее количество просмотренных строк C

    Общее количество символов, которые нужно было вычеркнуть n

    Общее количество вычеркнутых символов. M

    Верно выбранные символы S

    Пропущенные символы. P

    Ошибочно выбранные символы. O

  • Показатель скорости внимания (производительности внимания) A=N/t A знаков в секунду.

    Показатель точности работы (первый вариант) T1=M/n T1 условных единиц.

    Показатель точности работы (второй вариант) T2=S/n T2 условных единиц.

    Показатель точности работы (третий вариант, по Уиппу) T3=(M-O)/(M+P) T3 условных единиц.

    Коэффициент умственной продуктивности E=N*T2 E знаков.

    Умственная работоспособность Au=(N/t)*((M-(O+P))/n) Au знаков в секунду.

    Концентрация внимания (процент правильно выделенных символов от всех, что нужно было выделить) K=((M-O)*100)/n K процентов.

    Показатель устойчивости концентрации внимания Ku=C*(C/(P+O+(1))) (в случае, если ошибок и пропусков нет, добавляем к делителю единицу) Ku условных единиц.

    Объем зрительной информации (V) вычисляется по формуле: V=0,5936*N* где 0,5936 — средний объем на один знак (бит) V знаков.

    Скорости переработки(Q) вычисляется по формуле: Q=(V-2,807*(P+O))/t где 2,807 — потеря информации на один пропущенный, Q знаков.

    Уровень концентрации внимания K.

    Уровень развития концентрации вниманияЗначение, K%
    Очень хороший81 — 100%
    Хороший61 — 80%
    Средний41 — 60%
    Плохой21 — 40%
    Очень плохой0 — 20%

    Устойчивость концентрации внимания — баллы и выраженность.

    KuБаллУровень
    5,3 — 20,41IНизкий
    20,5 — 35,52
    35,6 — 50,63
    50,7 — 65,74IIСредний
    65,8 — 80,95
    81,0 — 96,06
    96,1 — 111,17IIIВысокий
    111,2 — 126,28
    126,3 — 171,99
    172,0 — 219,710IVОчень высокий
    219,8 — 326,411
    326,5 — 1101,512

    Таблица скорости обработки для детей от 7 до 14 лет.

    Возраст (лет)V, битQ, бит
    7 — 82600,74
    9 — 102820,83
    11 — 123401,02
    13 — 143751,11

    Таблица скорости в баллах.

    Баллы12345678910
    Q, бит/с0,57 — 0,630,63 — 0,730,74 — 0,830,84 — 0,910,92 — 1,041,05 — 1,191,20 — 1,341,35 — 1,36>1,36

    Норма для взрослых людей Q = 1,6 (+-) 0,16.

Источники:

  • https://ChildAge.ru/psihologiya-i-razvitie/detskaya-psihologiya/metodiki/metodika-korrekturnaya-proba-dlya-mladshih-shkolnikov.html
  • http://www.stotestov.ru/%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82-%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82-%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%B0
  • https://FB.ru/article/254125/metodika-perona-ruzera-test-na-kontsentratsiyu-vnimaniya
  • https://metodorf.ru/tests/korrekt_proba.php
  • http://www.psmetodiki.ru/index.php/podrostki/poznavatelnoe-razvitie/67-tsenn

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит