Методика кодирование для младших школьников

СОДЕРЖАНИЕ

Подробно вопросы кодирования рассматриваются в средней школе при изучении темы Информация. В учебниках средней школы водится следующее определение кодирования:

Кодирование информации это преобразование информации в форму, удобную для хранения и передачи.

В начальной школе мы не знакомим детей с этим определением, а лишь показываем им способы кодирования информации в следующих темах Кодирование информации, Алфавит и кодирование, Число и кодирование, Код из двух знаков. Цели изучения данных тем:

знакомство с понятиями кодирование и декодирование;

формирование умений ставить в соответствие предметам и действиям другие предметы и действия.

1) кодирование букв цифрами:

2) кодирование букв графическими изображениями или предметами (морскими флажками, фигурками, цветами, словарными словами и т.п.);

3) кодирование действий предметами (каждый предмет обозначает какое-либо действие, учитель показывает предметы, а учащиеся выполняют действия, тот, кто ошибается, садится на место; в результате остаются самые внимательные ученики);

4) кодирование по координатной сетке:

Напиши адрес каждого предмета Рассели предметы по их адресам:

Помоги Цветику найти свое окошко по заданному пути и напиши его адрес:

5) кодирование рисунка с помощью координат:

1 уровень: Закрась клетки

2 уровень: Соедини точки

6) кодирование слов и предложений с помощью координат:

а) нахождение букв по их координатам

б) нахождение слов по координатам

1. Расшифровать: (2,4), (3,2), (1,3), (3,4), (1,1), (3,1)

2. Зашифровать пословицу: Терпенье и труд всё перетрут.

3. Найти и зашифровать поговорку.

По окончанию изучения данных тем учащиеся должны знать и уметь:

понятие кодирования и декодирования;

расшифровывать информацию по имеющимся правилам;

осуществлять кодирование информации различного вида по разным правилам;

придумывать правила кодирования информации.

Методика изучения высказываний

С раннего детства мы начинаем рассуждать, причём основное средство наших рассуждений это высказывания и основанные на них логические выводы.

Высказывание это предложение, про которое однозначно можно сказать, что оно истинно или ложно.

Понятия истина и ложь ясны детям на интуитивном уровне из их жизненного опыта. Знакомство с понятием высказывания происходит при изучении таких тем как Английский алфавит и славянская азбука, Письменные источники информации, Разговорный и компьютерный язык. Более строгие трактовки данных понятий можно давать при помощи следующих упражнений.

1. игра Говори наоборот

Учитель предлагает детям говорить противоположные по смыслу слова: мокрый сухой, лёгкий тяжёлый, добрый злой и т.д. Затем учитель говорит такие слова, противоположные к которым начинаются с частицы НЕ: вкусный не вкусный, железный не железный, скользкий не скользкий и т.п.

2. задания с картинками (совпадение картинки и подписи к ней истина, не совпадение ложь);

3. задания со схемами:

а) графические схемы

б) словесные схемы:

Определить, шар какого цвета находится в каждой коробке, если известно, что надписи на каждой коробке верны, в каждой коробке ровно по одному шару, цвета шаров различны, в коробках есть красный, синий, белый, жёлтый и зелёный шары.

После освоения детьми понятий отрицание, истина и ложь, вводятся союзы И, ИЛИ и частица НЕ, которые используются в логических высказываниях.

4. определить элементы каждого множества:

1. Любят математику и любят физкультуру:

2. Любят математику или физкультуру:

3. Не любят математику:

4. Не любят ни математику, ни физкультуру:

5. Любят математику и не любят физкультуру:

Цель выполнения подобных заданий соответствие логических союзов областям пересекающихся множеств:

По окончанию изучения данных тем учащиеся должны знать и уметь:

понятия истина, ложь, отрицание;

определять истинность высказываний;

соотносить логические операции со схемами множеств;

определять принадлежность элементов к результатам логических операций на множествах.

В курсе информатики начальной школы можно также рассмотреть задачи, в которых используются методы комбинаторики, симметрия фигур, логические задачи и головоломки, задачи на установление аналогий, закономерностей, стратегий выигрыша и т.п. Особого внимания заслуживают также алгоритмы наоборот.

Например:

Подчеркните те предметы или существа, которые в стихотворении выполняют неправильные действия:

Дым столбом валили в трубу,

Месяц с неба выл на пса,

Птицы пугало пугали,

Ела кошку колбаса.

2) Заполните строки таблицы:

Смысл заданий подобного рода заменить действия на обратные или переставить действия таким, образом, чтобы алгоритм действий некоторых устройств или существ приводил бы к прямо противоположному результату.

Цель составления алгоритмов наоборот развитие фантазии, творческого воображения, нестандартного мышления, которые в конечном итоге заставляют двигаться вперед науку и технику.

Требования к подготовке выпускников начальной школы

В результате изучения данного курса выпускники начальной школы должны понимать:

что в зависимости от органов чувств, с помощью которых че ловек воспринимает информацию, ее называют звуковой,зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

что в зависимости от способа представления информациина бумаге или других носителях информации, ее называ ют текстовой, числовой, графической, табличной;

что информацию можно представлять на носителе инфор мации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

что информацию можно хранить, обрабатывать и переда вать на большие расстояния в закодированном виде;

что человек, природа, книги могут быть источниками ин формации;

что человек может быть и источником информации, и при емником информации;

что данные это закодированная информация;

что тексты и изображения это информационные объекты;

что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

как описывать объекты реальной действительности, т. е.как представлять информацию о них различными способа ми (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

правила работы с компьютером и технику безопасности;

представлять в тетради и на экране компьютера одну и туже информацию об объекте различными способами: в видетекста, рисунка, таблицы, числами;

кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

работать с текстами и изображениями (информационнымиобъектами) на экране компьютера;

осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;

называть и описывать различные помощники человекапри счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);

пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;

использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;

создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.

(11_й субтест теста Д. Векслера

в версии А. Ю. Панасюка)

Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.

Оцениваемые универсальные учебные действия: знаково- символические действия кодирование (замещение); регулятивное действие контроля.

Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа с детьми.

Описание задания: ребенку предлагается в течение 2 минут осуществить кодирование, поставив в соответствие определенному изображению условный символ. Задание предполагает тренировочный этап (введение инструкции и совместную пробу с психологом). Далее предлагается продолжить выполнение задания, не допуская ошибок и как можно быстрее.

Критерии оценивания: количество допущенных при кодировании ошибок, число дополненных знаками объектов.

Уровни сформированности действия замещения:

1. Ребенок не понимает или плохо понимает инструкции.

Выполняет задание правильно на тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Умение кодировать не сформировано.

2. Ребенок адекватно выполняет задание кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема) либо работает крайне медленно.

3. Сформированность действия кодирования (замещения). Ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно. Количество ошибок незначительное.

Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

знаково-символические моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), ипреобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятия, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Одно из важнейших познавательных универсальных действий умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций

умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Итоговая оценка результатов обследования

По каждой из трех методик, входящих в настоящий комплекс, на основе суммарного бала (СБ) определяется уровень выполнения ребенком задания. Выделены 5 уровней выполнения каждого задания.

Таблица 1. Значения СБ, соответствующие разным уровням выполнения заданий

Итоговая оценка выполнения комплекса диагностических заданий представляет собой сумму условных очков, полученных за выполнение методик. Она может колебаться в пределах от 0 до 36 очков.

С помощью таблицы 2 по итоговой оценке определяется уровень сформированности компонентов учебной работы.

Таблица 2. Значения итоговой оценки, соответствующие разным уровням сформированности компонентов учебной работы.

Приведем пример работы с таблицами. Предположим, малыш шести лет получил по методике Графический диктант СБ-7, по методике Образец и правило СБ-3 и по методике Лабиринт СБ-14.

По таблице 1 определяем соответствующие уровни и условные очки. Для Графического диктанта это III уровень, 6 очков (т.к. число 7 попадает в соответствующий интервал 5 10) Для Образца и правила СБ-3 это II уровень, 6 очков. Для Лабиринта число 14 попадает также в интервал, соответствующий II уровню, 6 очкам. Итоговая оценка составляет 9 + 6 + 6 = 21 По таблице 2 устанавливаем, что 21 очко характеризует уровень сформированности компонентов учебной работы ниже среднего (попадая в интервал 19 23 очка).

Оценивая уровень сформированности компонентов учебной деятельности для семи-восьмилетних детей, нужно спускаться на одну или две градации вниз: уровень, который для шестилетних детей является особо высоким, для семилетних оценивается просто как высокий; тот, который для шестилетних является низким, для семилетних становится особо низким и т.п.(т а б л и ц а 2).

Пользуясь настоящим комплексом диагностических методик следует помнить, что надежность групповых тестов никогда не бывает стопроцентной (см.: Анастази А. Психологическое тестирование: Кн. 1.- М.: Педагогика, 1982. С.40- 47) Существует много причин, приводящих к неадекватному снижении тестовых показателей: неблагоприятное нервно-психическое состояние ребенка в момент обследования (беспокойство или возбуждение, связанное с обследованием или вызванное предшествующими случайными впечатлениями и т.д.); отвлекающие моменты вызванные поведением других детей, поломкой карандаша и т.п., а также многое другое. Поэтому по результатам тестирования не должны делаться окончательные выводы, отрицательно характеризующие оцениваемый уровень. Дети с низким и особо низким уровнем сформированности компонентов учебной деятельности нуждаются в дополнительном индивидуальном психологическом обследовании, после которого должна быть дана подробная качественная характеристика особенностей психического развития ребенка, уточняющая выводы сделанные на основе фронтального обследования. В обследовании детей с особо низким уровнем желательно участие дефектолога или психоневролога (психиатра).При высоком и, тем более, особо высоком уровне сформированности компонентов учебной деятельности существует опасность, что общий темп продвижения класса окажется для ребенка слишком медленным, а это может привести к тому, что занятия в школе скоро ему наскучат. Необходимо заранее это предусмотреть и дать возможность самореализации во внеклассной и внешкольной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

(11й субтест теста Д. Векслера в версии А. Ю. Панасюка)

Вариант А. ( Приложение )

Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.

Оцениваемые универсальные учебные действия: знаково-символические действия кодирование (замещение); регулятивное действие контроля.

Возраст: 6,57 лет.

Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа с детьми.

Описание задания: ребенку предлагается в течение 2 минут осуществить кодирование, поставив в соответствие определенному изображению условный символ. Задание предполагает тренировочный этап (введение инструкции и совместную пробу с психологом). Далее предлагается продолжить выполнение задания, не допуская ошибок и как можно быстрее.

Критерии оценивания: количество допущенных при кодировании ошибок, число дополненных знаками объектов.

Уровни сформированности действия замещения:

1. Ребенок не понимает или плохо понимает инструкции.

Выполняет задание правильно на тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Умение кодировать не сформировано.

2. Ребенок адекватно выполняет задание кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема) либо работает крайне медленно.

3. Сформированность действия кодирования (замещения).

Ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно.

Количество ошибок незначительное.

Субтест 11. Кодирование.

Для детей младше 8 лет независимо от уровня развития: дается вариант A (фигуры).

Инструкция испытуемому: Посмотри сюда, показать верхний ряд фигур (ключ), видишь, нарисована звездочка, а в звездочке вот такая черточка (показать). А вот кружок, в нем видны две таких черточки (и т.д. по каждой фигуре). А теперь посмотри сюда, показать первый ряд, видишь, здесь фигурки такие же, но в них ничего не нарисовано. Давай с тобой нарисуем так же, как вот здесь (показать на ключ). Ну, попробуй. С 3-й фигуры сказать Побыстрее. После заполнения 5 фигур включить секундомер, не останавливая испытуемого, сказав: Продолжай быстрее сам. По окончании 1-го ряда испытуемому быстро сказать: Продолжай здесь, указав на начало второго ряда. Если испытуемый проставляет значки только в одной фигуре или пропускает фигуры, необходимо сказать: Делай все подряд.

Время 120 секунд (2 минуты).

Оценка равна количеству правильно заполненных фигур за 2 минуты. При правильном заполнении всех фигур менее чем за 2 минуты даются дополнительные баллы.

Оценки и временные лимиты для варианта А (с фигурами).

Источники:

  • https://1001salad.com/metodika-kodirovanie-dlja-mladshih-shkolnikov/
  • https://psylab.info/%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82_%D0%92%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%82/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82_11._%D0%A8%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит