Методика «Кактус»: для младших школьников

СОДЕРЖАНИЕ

Методика Кактус очень простой тест для детей возрастной категории от 5 до 6 лет. Ребенку предоставляют лист бумаги и без лишних слов предлагают изобразить на нем кактус. Посмотрев на рисунок, родитель или педагог уже может определить эмоциональное состояние и уровень агрессивности малыша. Безусловно, чтобы проводить подобные исследования, нужно иметь соответствующее образование. Но часто родители хотят протестировать ребенка самостоятельно в домашних условиях. Мы расскажем более подробно о методике Кактус и о интерпретации рисунков младших школьников.

Цель и характерные особенности графической методики

Рисунок часто помогает понять настоящее состояние человека и выделить его особенные черты. Люди во время творческой работы изображают на холсте различные образы, в которых находится вся нужная информация о восприятии мира, внутреннем состоянии.

Графическая методика помогает установить:

  • насколько психологически комфортно ребенку;
  • его характер;
  • самооценку;
  • восприятие ним окружающих людей.

В методике собраны все положительные черты подобных тестов. Первый и, пожалуй, самый важный фактор это экономичность. Не нужно никаких особых затрат, лишь графические материалы и пространство для рисования. Легкость проведения второе достоинство методики. Достаточно дать крохе листик и карандаши.provedenie-testa.jpg

EMSdanzi002.jpegТакими классическими методиками, которые дают более точный анализ эмоционального состояния и всех остальных характеристик являются:

  1. Дом. Дерево. Человек отлично подойдет для диагностирования самооценки, затруднений в общении, неуверенности в себе. Также этот тест покажет: чувствует ли себя ребенок защищенным и насколько он агрессивен.
  2. Изобрази свою семью тут рисунок, как и в других тестах, говорит сам за себя. Буквально все детали что-то говорят о его отношении к тому или иному члену семьи. Используемые цвета, расстояние между нарисованными людьми, их количество покажут: кто малышу больше всего нравится, кого он недолюбливает и всю остальную специфику взаимоотношений в семье.
  3. Несуществующее животное ребенок неосознанно изображает в непонятном существе самого себя. Поэтому его окраска и форма раскроют родителю, педагогу или же психологу все, что таится в маленькой головке художника.

Проведение исследования Кактус в младшей школе

Для тестирования в школе используют листы формата А4 и простые карандаши. Если же нужен более глубокий анализ, то применяют цветные карандаши, в этом случае нужно иметь понимание о методике восьми цветов Люшера.

Инструкция к выполнению крайне проста для понимания и детей, и взрослых. Требуется просто представить у себя в голове кактус, а затем перенести его на холст. Следует также ознакомиться с условиями правильного проведения тестирования, но они тоже не такие уж и сложные.

  • Ребенок должен находиться в естественной обстановке, ничего не должно его напрягать.
  • Если малыш не понял, что от него требуется, объясните ему еще раз без лишних советов и подсказок.
  • При излишнем волнении стоит аккуратно упомянуть, что данная работа не оценивается, но ее стоит рисовать более старательно.
  • Стереотипные шаблоны кактусов желательно попросить нарисовать еще раз.
  • Не нависать над тестируемым учеником, не расспрашивать ни о чем во время рабочего процесса, не навязывать свои идеи.

Для уточнения результатов исследования у ребенка могут понадобится дополнительные способ получения информации. Родитель или психолог могут попросить школьника дорисовать отдельные элементы кактуса. Для этого могут понадобятся дополнительные вопросы такие как:

  • Как будет изменяться кактус со временем (то есть размер и количество иголок, форма, цвет)?
  • Где находится данный цветок: в домашних условиях или на природе?
  • Его окружает много растений или же он одинок?
  • При соприкосновении сильно ли колется кактус?
  • Ему нравится, когда за ним ухаживают?

Ориентируясь на наводящие вопросы, дети рисуют кактусы, по которым потом можно определить степень агрессивности ребенка и его эмоциональное состояние.

Интерпретация рисунков младших школьников

Существует много разновидностей кактусов: огромных размеров и совсем маленькие, с острыми колючками и небольшим пушком вместо них; пояснение рисунка основывается именно на этих факторах. Важно определить является ли изображение доказательством какой-либо травмы на подсознательном уровне или приятным воспоминанием. Найти тонкую грань может лишь хорошо разбирающийся в этой области человек.

Ниже будут представлены небольшие подсказки к толкованию работ.

  1. Враждебность или же агрессивность проявляется в ярко выраженных иголках (малыш сильно давил на карандаш), а также их длине. Направление колючек зависит от того, к кому школьник испытывает эту враждебность. По направлению вверх к взрослым, в стороны к своим одногодкам, вниз к детям младшего возраста. Еще так может выражаться защита себя и своей личности от чужого влияния, давления.
  2. Резкие, короткие штрихи, сделанные с достаточно сильным нажимом, указывают на импульсивность.
  3. Самолюбие цветок расположен по центру листа, большой по габаритам.
  4. Кропотливая работа с разнообразными детализированными отростками, необычная форма кактуса это открытость.
  5. Отростки, находящиеся внутри изображения, различные зигзаги символизируют закрытость. В таких случаях ребенок знает намного больше, чем говорит.
  6. Растения, выражающие положительные эмоции, нарисованные яркими цветами, свидетельствуют о таком же положительном настрое автора сего творения. Вывод: улыбающиеся, разноцветные, смеющиеся кактусы оптимистичность.
  7. Преобладают темные цвета, линии прерывистые и неуверенные, слабо прорисованные тревожность, настроение малыша может быть ниже среднего.
  8. Покладистость линии в этом случае плавные, аккуратные, не толстые, присутствуют элементы декора в окружающей среде, бутоны на самом кактусе. Это еще говорит о творческой натуре маленького художника.
  9. Общительность кактус на холсте изображен не один, а его окружают много других растений.
  10. Цветок на рисунке находится в домашней атмосфере (на подоконнике, в горшке, могут быть видны шторы, окно и другие предметы быта), это говорит о том, что тестируемый ребенок жаждет больше тепла и защиты со стороны родителей.
  11. Если на фоне других растений выделяется один единственный кактус где-то в сторонке, малыш не нуждается в покровительстве семьи.
  12. Изображение небольших размеров может указывать на заниженную самооценку или наоборот, слишком большое изображение о завышенном чувстве собственного достоинства.
  13. Средний по величине кактус, расположенный примерно на 2/3 листа самооценка на нормальном уровне, школьник доволен собой.

Немного подробнее о самооценке и уровню общительности. Все это зависит от расположения растения на холсте. Как можно догадаться, чем выше рисунок, тем выше чувство собственного достоинства. Точно так же, если объект находится низко, то и чувство собственного достоинства ниже. Кактус может быть нарисован еще по правую и левую стороны листа. Интроверты обычно находят нужным изобразить свое растение левее, экстраверты же правее.

На случай более подробной трактовки результата также понадобятся значения цветов по интерпретации Люшера.

  • pеленый обозначает уверенность в себе;
  • желтый это страх перед обществом, кроха боится быть отвергнутым;
  • синий спокойствие, душевный комфорт;
  • красный огромный поток энергии, эмоциональность, желание преодолевать все, как пламя;
  • серый нейтральный цвет, сигнализирующий о таком же нейтральном отношении ребенка к чему-либо;
  • белый в редких случаях говорит о проблемах со зрением и неспособности уловить сюжет;
  • черный противоречие, избалованность, закрытость;
  • фиолетовый волшебство, мечтательность.

Дабы закрепить материал, ниже предлагается рассмотреть пример интерпретации.

В глаза сразу бросаются яркие цвета, значит ребенок достаточно позитивный и оптимистично настроен. Следующая вещь, которая привлекает внимание, это количество иголок их очень много.

Мнение педагогов по поводу методики

Совсем неплохие отзывы оставляют как специалисты, так и учителя. Этот тест расценивают как один из самых выдающихся среди остальных графических методов, которые также были перечислены вначале статьи. Многих вводит в заблуждение наличие колючек в общем, но как утверждают разбирающиеся люди, кактус не должен быть совсем лысым. Если иголок немного это хорошо, ведь они представляют собой некую защиту. Абсолютно гладкие растения указывают на то, что ребенок чрезвычайно наивен, ничему хорошему это не сулит.

Обработка данных

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: пространственное положение размер рисунка характеристики линий сила нажима на карандаш Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики: характеристика образа кактуса (дикий, домашний, женственный и т.д.) характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.) характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка : Агрессивность наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности. Импульсивность отрывистые линии, сильный нажим. Эгоцентризм, стремление к лидерству крупный рисунок, расположенный в центре листа. Неуверенность в себе, зависимость маленький рисунок, расположенный внизу листа. Демонстративность, открытость наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. Скрытность, осторожность расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса. Оптимизм изображение радостных кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами. Тревожность преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами Женственность наличие мягких линий и форм, украшений, цветов. Экстравертированность наличие на рисунке других кактусов или цветов. Интровертированность на рисунке изображен только один кактус. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса. Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества изображение дикорастущего, пустынного кактуса. После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию: 1. Этот кактус домашний или дикий? 2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать? 3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют? 4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение? 5. Какие у кактуса есть соседи? 6. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Протокол проведения и анализ теста Кактус

Ф.И. ребёнка____________, возраст____, группа____ дата провед.

Краткая обработка графической информации.

Вывод

1. Пространственное положение, размер рисунка

рисунок в центре

нормальный уровень самооценки, отсутствие неудовлетворенности своим положением и каких-либо особенных притязаний

крупный рисунок (чем крупнее — тем более выражено)

эгоцентризм, стремление к лидерству, настаивание на своем мнении как единственно верном

маленький рисунок, расположенный внизу листа (чем ниже тем менее выражено)

неуверенность в себе, зависимость

рисунок расположен вверху (чем сильнее — тем более выражено)

высокий уровень самооценки

сдвиг влево (чем сильнее -тем более выражено)

интровертированность

сдвиг вправо (чем сильнее -тем более выражено)

экстравертированность

2. Характеристики линий и силы нажима на карандаш

сильный нажим на карандаш, прерывистость линий, использование внутренней штриховки (чем больше тем сильнее выражено)

склонность к импульсивности, тревожности, подавленности настроения

форма кактуса простая

нет ярко выраженных отклонений в ту или иную сторону

форма кактуса замысловатая, причудливая и витиеватая (чем больше тем сильнее выражено)

Демонстративность и наигранность характера

расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

скрытность, осторожность, замкнутость, малообщительность, уклончивость, предосторожность

использование темных цветов в варианте с цветными карандашами

тревожность

изображение радостных кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами

оптимизм

наличие мягких линий и форм

женственность, мягкость

тонкие линии, определенная легкость нажима, свободность линий в рисунке, присутствие элементов, придающих кактусу привлекательность

покладистый, мягкий характер личности, чувство юмора, положительный настрой, открытость

3. Характеристика образа кактуса (дикий, домашний, женственный и т.д.)

изображение дикорастущего, пустынного, и окультуренного кактуса

отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества осознанно выбранное или вынужденное

наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

стремление к домашней защите, домашнему уюту, чувство семейной общности

кактус растет на рисунке из ниоткуда, то есть отсутствует даже малейшая основа

в реальности нет опоры в виде домашнего уюта, имеет проблемы с близкими людьми и подсознательно чувствует неприятие, отторжение, нехватку домашней защищенности.

наличие на рисунке других кактусов или цветов

экстравертированность

на рисунке изображен только один кактус

интровертированность

4. Характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

отрывистые линии, сильный нажим.

импульсивность

наличие украшений, цветов

женственность, мягкость

наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

демонстративность, открытость

5. Характеристика иголок (размер, расположение, количество)

наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу (чем сильнее и больше — тем более выражено)

высокая степень агрессивности, враждебности

Умеренное количество и длина иголок

определенного рода защита от окружающей среды, необходимая для сохранения целостности личности

6. Наличие деток на кактусе

детки на кактусе (чаще всего детки встречаются на одомашненных кактусах)

внутрисемейные отношения эмоционально благоприятные, стремление к созданию семьи

7. Отношение к заданию

интерес к заданию, воодушевление, отдельные радостные реплики ребёнка

благоприятное психоэмоциональное состояние ребёнка на момент обследования

наличие мягких линий и форм, украшений, цветов

женственность, мягкость

8. Присутствие дополнительных элементов надписи, подписи под рисунками, пояснения, а также другие животные, растения и т.д.

Вывод: ______________________

Рисуночный тест для детей Кактус: графическая методика М.А. Панфиловой, расшифровка

Кандидат психологических наук М.А.Панфилова разработала методику, целью которой является определение эмоционального состояния малыша, а также наличие агрессии. Отслеживается, в каком случае и на кого направлена агрессия ребенка, а также частота и интенсивность агрессивных всплесков.

Для проведения данного теста проводились исследования на детях от 3-х лет и до 6-летнего возраста. Для проведения теста необходимыми материалами будут:

  • Лист А4
  • Простой карандаш (чтобы было интересней малышам разрешается пользоваться цветными карандашами)

Задание очень простое необходимо нарисовать кактус. Вот и все, никаких дополнительных требования. Пусть ребенок нарисует растение, так как представляет его.

malish-dolzhen-narisovat-kaktus.jpg
Малыш должен нарисовать кактус

Основной акцент ставится на том, как ребенок нарисует иголки. Давайте подробно рассмотрим, какие же черты характера можно отследить по рисунку малыша:

  • Если иголки располагаются близко друг возле друга и сильно торчат, то значит, что у ребенка отмечена высокая степень агрессии.
  • Отрывистые линии и сильный нажим на карандаш во время рисования Ваш ребенок очень импульсивный.
  • Рисунок располагается в центре листа, кактус по размерам достаточно крупный в ребенке отмечены нотки эгоизма и жгучее стремление лидировать.
  • Рисунок расположен внизу листа, по размерам очень маленький это первый признак того, что ребенок в себе не уверен.
  • Вычурная форма и выступающие отростки Ваш малыш очень открытый и любит быть в центре внимания.
  • Контур кактуса в виде зигзагов значит ребенок достаточно скрытный и во всем проявляет осторожность.
  • Когда малыш нарисовал несколько кактусов это показывает его дружелюбие и эстравертированность.
  • Один же кактус может означать, что Ваш ребенок интраверт.
  • Обратите внимание на тип растения это домашний или дикорастущий кактус. Домашний кактус на рисунке означает, что ребенок стремится к защите домашних и имеет стремление к домашнему единству.
  • А вот кактусы, которые растут в пустыне означают противоположное Ваш малыш чувствует себя одиноким и не имеет стремления быть в круге семьи, быть защищенным домашними.
  • Если карандаши в основном темные и внутри кактус заштрихован таким же темным цветом, значит на душе у ребенка тревога. Попытайтесь выяснить причину такого состояния.
  • А вот когда малыш напрочь отказывается рисовать простым карандашом, а требует только цветные, значит, у Вас растет оптимист.
raznoobrazie-kaktusov.jpg
Разнообразие кактусов

Также давайте более подробно рассмотрим цвет карандашей, которые являются приоритетными для малыша во время рисования кактуса:

  • Малыш выбрал зеленый цвет значит, в его характере присутствует уверенность и постоянство.
  • Желтый карандаш показывает, что ребенок боится остаться в одиночестве и быть отвергнутым в обществе.
  • Синий цвет должен Вас радовать, так как это показывает, что малышу очень комфортно в семье.
  • Эмоциональное возбуждение ребенка отражает выбор красного карандаша.
  • Серый цвет отражает нейтральность Вашего ребенка в отношению к тому, что происходит вокруг.
  • Белый колер карандаша сигнализирует проблемы со зрением ребенка. Советуем проверить глазки малыша.
  • Черный цвет карандаша говорит об избалованности ребенка.

Суть диагностики Кактус для младших школьников и дошкольников

Суть задания, разработанного М.А.Панфиловой очень проста ребенку нужно нарисовать кактус. Не нужно подсказывать или направлять малыша, мальчик или девочка нужно нарисовать кактус такой формы и такими цветами, как он сам себе представляет. Только тогда можно говорить об истинном и правильном результате тестирования.

При создании данной методики автор руководствовалась тем, что именно через рисунок малыш сможет продемонстрировать, то:

  • Как он относится к миру
  • Как чувствует себя с окружающими
  • Его мировоззрение
  • Умственное развитие малыша
  • Психическое состояние ребенка

Дополнительные вопросы к диагностике Кактус

Во время рисования или после определения задания ребенку нельзя давать дополнительные задания или задавать вопросы. Это может дезориентировать малыша и результат будет не совсем верный. Но после завершения работы задавайте вопросы, которые помогут Вам получить дополнительную информацию:

  • Этот кактус является домашним или дикорастущим?
  • Насколько колючий кактус, его можно трогать?
  • Лучше ли растет и выглядит кактус, когда о нем заботятся?
  • Кактус растет один или у него есть друг? Какое растение является другом кактуса и растет рядом?
  • Когда кактус будет расти он будет меняться?
risovanie-pomozhet-viyavit-problemi-malisha.jpg
Рисование поможет выявить проблемы малыша

Оценка ответов малыша подскажет, насколько он замкнут или стремится к обществу. Также дополнительные вопросы помогут выявить уровень агрессии и импульсивности.

Отзывы о методике тестирования Нарисуй кактус

Анна, 42 года:

Проводила эту методы с моими воспитанниками. Среди них оказалось очень много агрессивных. Провела беседу с родителями. Через некоторое время планирую провести повторный тест.

Евгения, 30 лет:

Считаю, что в данной методике недостаточная интерпретация. Ее еще необходимо развивать и дополнять.

Валерия, 50 лет:

Считаю, что такие тесты можно проводить не только с детьми, но и взрослыми. Очень хорошо показывает душевное и психическое состояние человека. Поэтому действует и на взрослых.

Вера, 27 лет:

Считаю, что по итогам исследования нельзя делать выводы. Думаю, что после получения рисунка и оценив состояние малыша, и, при необходимости, нужно отправить ребенка на осмотри к специалистам. А также провести беседу с родителями.

Данный тест интересен и для детей и для родителей. Хорошему специалисту в области психологии он может показать предварительные результаты. Но не стоит делать поспешных выводов, так как при наличии агрессии или замкнутости с малышом необходимо проводить беседы и другие психологические мероприятия.

Видео:Экспресс-оценка психологической комфортности и психического здоровья детей

Рисуночный тест-диагностика Кактус для детей М.А. Панфиловой: суть, что диагностирует?

Очень простой тест. Ребенку просто предлагают нарисовать кактус. Малыш рисует то, как он видит это растение. Никаких уточнений взрослый не дает. Проводится среди детей возрастом 3-6 лет. При этом малыш необязательно должен хорошо рисовать. Художественные способности не имеют никакого значения.

Что диагностирует тест:

  • Отношение малыша к окружающим
  • Свое место в социуме
  • Мировоззрение
  • Психофизиологическое развитие
  • Умственное развитие

Тест позволяет выяснить эмоциональное состояние крохи и его отношение к родителям, воспитателям и детям в саду. Кроме того, тест помогает разобраться, что вызывает у ребенка негатив.

Психологический тест Кактус для дошкольников и младших школьников: как проводится?

Методика проведения теста совсем простая. Рисунок может быть цветным или черно-белым. Если ребенок до этого никогда не видел кактус, взрослый просто в повествовательной форме рассказывает об этом необычном цветке.

Инструкция по проведению теста:

  • Ребенку выдается лист бумаги А4 и карандаши. Это могут быть простые или цветные карандашики.
  • Далее, малыша просят представить кактус странный цветок с колючками. После этого предлагают крохе нарисовать растение.
  • На задание дается не больше чем 30 минут. Ребенку нельзя задавать вопросы, чтобы взрослый никак не мог повлиять на характер изображения.
  • Малыш может рисовать кактус в горшке, в вазе или в пустыне. Но взрослый не должен подталкивать ребенка изобразить домашнее или дикое растение.
  • Дети не должны рисовать рядом и подсматривать. Это может повлиять на изображение и трактовку результатов.

Дополнительные вопросы по методике Кактус к рисунку?

Для того чтобы лучше понять малыша, стоит задать наводящие и дополнительные вопросы.

Дополнения к методике:

  • Какой кактус нарисовал (домашний или дикий)?
  • Можно ли его потрогать, колючки очень острые?
  • Кактус любит когда за ним ухаживают, удобряют и поливают?
  • Каким станет растение, когда вырастет. Опиши его размер и иголки в будущем. Каким ты видишь свое растение?

Расшифровка, интерпретация результатов психологического теста Кактус

Существует несколько основных параметров по которым оценивают рисунок.

Параметры оценки:

  • Сила нажатия. Для этого рисунок переворачивается и оценивается обратная сторона. Если с обратной стороны линии очень продавленные и выпуклые, это говорит об агрессии малыша. Если выдавлены конкретные детали ребенок импульсивный. В случае появления штрихов, можно говорить о беспокойстве. Если линии прерываются время от времени, то это свидетельствует о непостоянстве и ветрености малыша. Если линии четкие со средним нажимом, то можно сказать, что ребенок адекватный и уверенный в себе.
  • Размер кактуса и расположение на листе. Если малыш нарисовал растение внизу, можно судить о заниженной самооценке. Если вверху, то, наоборот. В случае смещения рисунка вправо, можно судить о стремлении крохи в будущее. Если влево, то ребенок склонен к постоянному анализу прошлого. Огромное значение имеет размер рисунка. Если на листе растение занимает меньше 1/3 всей площади, то ребенок страдает комплексом неполноценности. Если рисунок большой, то малыш стремится быть лидером. Хороший сигнал, если растение расположено посередине. Это говорит о постоянстве ребенка и его серьезности.
  • Анализ изображение. Тут берется во внимание как изображен кактус. В виде растения или мультипликационного персонажа. Если растение, то это свидетельствует о серьезности малыша и стремлении оправдать ожидание взрослых. Если мультипликационный персонаж, то это свидетельствует об инфантильности малыша.
  • Дополнительные элементы. Если ребенок рисует цветы или дополнительных персонажей, то это говорит о командной работе. Малышу комфортно в социуме, он любит общаться с детьми.

Характеристика кактуса, общие сведения:

  • Густые и острые колючки свидетельствуют о злобе малыша.
  • Растение в горшке говорит о том, что ребенок домашний и привык к родительской опеке.
  • Если растение в пустыне ребенок не любит общество, ему нравится одиночество.
  • Если растение простое и нарисовано толстыми линиями, то малыш демонстративный и любит выделяться.
  • Темные и густые линии свидетельствуют о тревожности малыша.

Цветовая гамма:

  • Зеленый. Малыш постоянный и уверенный в себе
  • Желтый. Ребенок боится быть осужденным обществом
  • Синий. Ребенку комфортно в нынешней ситуации
  • Красный. Кроха возбужден
  • Серый. Кроха безразлично относится ко всему
  • Черный. Малыш привык противоречить своим близким и спорить с ними

Касательно дополнительных вопросов, то они не имеют определенного значения. Они лишь помогают подтвердить догадки взрослого по отношению к нечеткости изображения.

025428-1.jpg

Как видите, при помощи несложного теста можно определить отношение к ребенку в семье. А также узнать о восприятии действительности малышом.

ВИДЕО: Тест Кактус для дошкольников

Цель и характерные особенности графической методики

Рисуночная методика кандидата психологических наук М. А. Панфиловой Кактус применяется в работе с детьми старше трёх лет, с её помощью можно исследовать эмоциональный фон личности малыша, выявить наличие агрессивности, её нацеленность, а также определить степень тревожности, как инструмента самозащиты.

Рисунок это информация, закодированная в образах. Создавая графическое изображение, человек невольно, а иногда и осознанно воплощает в нём своё мировосприятие, самооценку и эмоциональное состояние.

image0

Что диагностирует эта графическая методика:

  • отношение ребёнка к окружающим;
  • черты характера и самооценку;
  • уровень психологической комфортности.

Вот общие преимущества всех рисуночных методик:

  • простота и быстрота организации и проведения, однако, стоит учитывать, что внешняя простота обманчива, поскольку ребёнок может находиться под влиянием сиюминутных впечатлений, например, от недавнего просмотра мультфильма или услышанной истории;
  • экономичность можно ограничиться красками, цветными карандашами и бумагой;
  • интерпретация показателей должна опираться на два-три взаимосвязанных признака, поскольку единичный изолированный признак создаст искажённую картину итоговых выводов;
  • более реалистичное понимание психологических особенностей личности, а также диагностика проблем возможны исключительно при комплексном использовании с другими классическими тестами и исследовательскими методиками (наблюдение, эксперимент и т. д.).

Наиболее популярные графические методики для детей, позволяющие глубже и точнее диагностировать эмоциональное состояние, а также психологические проблемы:

  • Нарисуй свою семью по количеству главных и второстепенных персонажей, характеру прорисовки форм и размеров, окраски фигур, дистанции между ними можно описать восприятие ребёнком членов своей семьи, понять, кто из них наиболее значим для ребёнка, особенности семейных взаимоотношений.
  • Несуществующее животное нарисованный образ олицетворяет скрытое внутреннее Я ребёнка и открывает психологические грани личности автора рисунка (переживания, тревоги, степень уверенности в себе, склонность к ответственному или легкомысленному поведению и т. д.).
  • Дом. Дерево. Человек тест помогает диагностировать самооценку, наличие неуверенности в себе, чувства незащищённости, агрессивности, уныния, проблем в общении.

Нужно меньше говорить и больше рисовать. Что до меня, так я и вовсе хотел бы отказаться от речи и, как заведено в живой природе, выражать все, что хочу сказать, картинками.

Проведение исследования Кактус в младшей школе

При проведении теста используются такие материалы: стандартный альбомный лист, простой карандаш или цветные карандаши (при интерпретации результатов ориентируются на методику восьми цветов Люшера). Расшифровка рисунка на основе Люшеровской интерпретации цветов возможна в случае более глубокого понимания специфики методики, родителям достаточно использовать простой карандаш. Инструкция очень проста: Мысленно представь себе кактус и нарисуй его таким, каким ты его вообразил.

Дети должны работать самостоятельно, не имея возможности срисовать с образца или у соседа

Условия правильного проведения теста

  • Комфортная эмоциональная обстановка.
  • Дети должны работать самостоятельно, не имея возможности срисовать с образца или у соседа.
  • Подробно объяснить инструкцию, если ребёнок задаёт вопрос, то дополнительно уточнить, что он может рисовать так, как хочет. Если его вопрос демонстрирует непонимание инструкции, то ещё раз чётко пояснить последовательность выполнения и содержание задания
  • Дополнительные пояснения и подсказки в виде вопросов не допускаются.
  • Изображения не по теме или переданные в виде стереотипного шаблона стоит перерисовать.
  • Если ребёнок не уверен в своих силах и боится выполнять задание, то стоит объяснить ему, что работа не оценивается, любой его рисунок будет интересен и важен, но он должен постараться нарисовать как можно лучше.
  • Во время выполнения задания не подсказывать и не направлять путём наводящих вопросов.
  • Не обсуждать с тестируемым итоговые выводы.Интерпретация результата.

Дополнительные вопросы для уточнения толкования результатов теста

  • Этот кактус растёт дома или в природных условиях?
  • Кактус сильно ранит, если к нему прикоснуться?
  • Кактус любит, если за ним ухаживают, удобряют и увлажняют почву?
  • Кактус растёт в одиночестве или в окружении других растений?
  • Когда кактус станет взрослым, то как он изменится (какими станут иголки, какая форма, размер)?

Интерпретация рисунков младших школьников

Трактовка изображения базируется на том, что в реальной жизни существует много разнообразных видов кактусов, которые имеют острые и мягкие, короткие и длинные, густые и редкие иглы. Интерпретация рисунка работа тонкая и деликатная, поскольку в одном случае изображение может быть символом психологической травмы, а в другом всего лишь проявлением дорогого сердцу воспоминания. Поэтому подводить итоги и производить умозаключения должен только специалист.

Ключи к толкованию работ

  • Агрессивность множество густых, длинных, акцентированных с помощью сильного нажима иголок сигнализируют о высокой интенсивности состояния враждебности. Иголки, направленные вверх, символизируют взрослых в мире ребёнка, прорисованные в стороны указывают на сверстников, нацеленные вниз на младших. В то же время иглы символизируют защиту от внешней среды, стремление сохранить целостность личности.
  • Нестабильность, импульсивность, напряжённость энергичные, отрывистые штрихи, нанесённые с сильным нажимом.
  • Эгоцентризм большой рисунок (более 2/3 по высоте листа), занимающий центр листа.
  • Искренность, простодушие прорисовка выпуклых контуров (отростков), сложная декоративная форма цветка.
  • Настороженная закрытость, замкнутость, такой малыш скрывает свои мысли, говорит гораздо меньше, чем знает зигзаги и отростки, нарисованные внутри изображения или по контуру.
  • Оптимизм, вдохновлённость, вера в то, что события развиваются по наиболее благоприятному сценарию, чувство юмора изображение улыбающихся, солнечных кактусов с использованием ярких, жизнерадостных оттенков в цветном варианте теста.image0
  • Повышенная тревожность, сниженное настроение присутствие пунктирных прерывистых линий со слабым нажимом, преобладание мрачных цветовых оттенков.
  • Мягкость, женственность, покладистость плавные, тонкие, лёгкие, гибкие линии, графические украшения и цветы.
  • Экстравертированность (общительность) кактус изображён в окружении других цветов.
  • Желание обрести защиту в семейном кругу, ценность домашнего очага, чувство семейного тепла и общности изображение окультуренного, домашнего цветка в цветочном горшке или в комнате.image0
  • Отсутствие потребности в семейном покровительстве, свободолюбие, независимость рисунок дикорастущего цветка в окружении множества других растений, однако, единичный кактус на фоне пустынного пейзажа проявляет чувство одиночества.
  • Крупный размер кактуса (более 2/3 по высоте всего листа) красноречиво свидетельствует о завышенной самооценке, склонности к лидерству, доминированию, категорической убеждённости в своей правоте.
  • Маленький рисунок (менее 1/3 страницы) говорит о проблеме заниженной самооценки.
  • Рисунок в центре, занимающий примерно 2/3 по высоте листа, демонстрирует состояние удовлетворённости, наличие адекватной самооценки, постоянство, сосредоточенность на настоящем.
  • Чем выше расположен рисунок, тем выше уровень самооценки, размещение в нижней части листа означает, что стоит обратить внимание на слабый уровень уверенности в собственных силах и способностях.
  • Смещение картинки влево сигнализирует о характере интроверта, погружённости во внутренний мир и уходе в прошлое, сдвиг вправо обнаруживает склонность к экстраверсии и нацеленности на будущее.

Символическое значение цветов в интерпретации Люшера

В этически-личностных характеристиках имеет значение приоритетная цветовая окраска рисунка в целом, а не интерпретация цветового решения отдельных деталей. Цвета могут обозначать:

  • Синий покой, зона комфорта, свобода, честность, доброта, справедливость. Преобладают внутренние ощущения психологического удовлетворения, гармонии и безопасности, отсутствует напряжение и психологический зажим. Символизирует взаимосвязь, привязанность, крепкие и прочные отношения.
  • Зелёный самоутверждение, самоуверенность, стремление к обладанию, руководству, превосходству и власти, эмоциональная чёрствость. Поведение в стиле зелёного стремится к управлению и контролю над важными объектами или процессами.
  • Красный воплощение витальной энергии и силы, стихии огня. Выражает высокую интенсивность и наполненность жизни, мужественность, стремление к успеху, победе, желание проникать, покорять, преобразовывать.
  • Жёлтый свет, лёгкость, живость, освобождение и расслабленность, открытость, общительность.
  • Фиолетовый волшебство, нерешительность, инфантилизм, эгоцентризм, мечтательность. Неискренность, интуитивное восприятие мира.
  • Коричневый пассивность, зависимость, добросовестность, стремление к телесному комфорту, уюту, удовлетворённости.
  • Чёрный символическое выражение идеи ничто, отказ, оборона, протест, замкнутость, психологическая закрытость, упрямство, враждебность, нелюдимость.
  • Серый бесцветность, отгороженность, нейтральность, пассивность, безответственность, безынициативность, заниженная самооценка.

Пример интерпретации (рисунок девочки десяти лет)

  • Кактус изображён по центру, занимая примерно 2/3 листа по высоте, что свидетельствует об адекватной самооценке и эмоциональном состоянии удовлетворённости и уверенности в себе.
  • Колючки небольшие, но многочисленные, со слов девочки если дотронуться, то не ранит, но слегка колет, можно предположить, что ребёнок добродушный, но при проявлениях враждебного поведения по отношения к себе будет защищаться.
  • Кактус имеет плавные, округлые формы с прорисованными выпуклыми отростками и цветами, что раскрывает женскую природу, мягкость характера и желание привлечь к себе внимание. На рисунке цветок слегка наклонен вправо в будущее. Таким образом, ребёнок оптимистично воспринимает перспективы дальнейшего развития и обладает целеустремлённостью.
  • Кактус растёт в горшке на фоне уютного окна с занавесками демонстрирует значимость семейных ценностей. Других растений или живых персонажей на рисунке нет, что говорит о некоторой обособленности и сосредоточенности на себе.
  • В рисунке преобладает синий цвет показатель умиротворённого эмоционального состояния и чувства удовлетворённости.
  • Кактус ещё подрастёт ощущение себя ещё ребёнком, личностью на стадии формирования. Возможно, у него появятся дополнительные отросточки можно интерпретировать как желание иметь в будущем детей.

Мнение педагогов по поводу методики

Многие психологи довольно высоко оценивают степень достоверности результатов, полученных в результате использования методики Кактус.

Хорошая методика простая, но показательная Каких только кактусов я не повидала, работая психологом 5 лет рисуют взрослые и лысые кактусы, и лохматые, одетые и раздетые, кустистые и одиночные, в шляпе и косынках и много ещё разного)

Некоторые учителя и родители полагают, что предложенная методикой интерпретация показателей недостаточна, поскольку не позволяет полностью расшифровать информацию, отображённую в рисунке.

у каждого свой кактус на окне любая проективная методика есть только вспомогательный, уточняющий метод обследования и никак не единственный и валидный только как помощь в иных мероприятиях, а с детьми так ещё и попытка налаживания контакта в беседе и прочие мелочи.

Я тоже знаю эту методику и могу успокоить мамочек, так как автор не много ввел в заблуждение!!! Наличие колючек-это норма! Так как в каждом человеке должна быть агрессия (а вот уже на сколько они длинные или частые тут уже переизбыток так сказать))Наличие цветка означает, что ребенок творческая натура! В этом тесте важно в чем растет кактус(отвечает за благополучие внутри семьи)Если в пустыне, даже если кактус не один, то ребенок чувствует себя одиноко в семье, а если в горшке, то все отлично! И не надо переживать за выбранные цвете, они не обязательно должны быть яркими, если они приближенны к естественным, значит ребенок реалист! И еще наличие отростка на кактусе означает, что есть человек, к которому ребенок привязан(и это не родители, может друг или родственник)!

Любой метод психологического исследования не претендует на абсолютную истину, все выводы необходимо делать после всестороннего и комплексного обследования личности. Методика Кактус помогает получить ценную информацию о психоэмоциональном состоянии ребёнка и обнаружить склонность к агрессии. Результаты тестирования подскажут психологу, какое дополнительное обследование необходимо провести для выявления причин установленных проблем, а также понять характер и направленность коррекционных действий.

Источники:

  • https://ChildAge.ru/psihologiya-i-razvitie/detskaya-psihologiya/metodiki/metodika-kaktus-dlya-mladshih-shkolnikov.html
  • http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/123-projective-tests-of-personality-research/2665-2018-08-23-13-04-06
  • https://heaclub.ru/psihologicheskij-test-metodika-dlya-doshkolnikov-narisuj-kaktus-rasshifrovka-i-interpritaciya
  • https://babyben.ru/dosug/risunochnyj-test-diagnostika-kaktus-dlya-detej-graficheskaya-metodika-m-a-panfilovoj-sut-metoda-rasshifrovka.html
  • https://paidagogos.com/metodika-kaktus-dlya-mladshih-shkolnikov.html

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит