Методика «10 слов Лурия»: для дошкольников

СОДЕРЖАНИЕ

От качества нашей памяти зависит многое. Дети лучше запоминают стихи, учатся в школе, у них лучше развивается мышление, логика, т.к. они могут больше информации удерживать в памяти. Начать развивать память никогда не поздно, главное вовремя определить ее уровень. Тренировка и определение качества памяти ребенка (а ее насчитывается несколько видов), осуществляется с помощью специальных тестов. Одной из таких методик является методика 10 слов Лурия. Что она собой представляет, как проходит тестирование, как интерпретируются результаты теста и многое другое в материалах этой статьи.

В чем заключается методика

Данную методику разработал выдающийся психолог основатель нейропсихологии Александр Романович Лурия. Методика 10 слов направлена на оценку состояния слуховой памяти и ее основных характеристик:

  • Восприимчивости ребенка;
  • Его утомляемости;
  • Запоминания ребенком текстов;
  • Последующего его воспроизведения.

Методика позволяет определять состояние нервно-психически больных детей, оценивает успешность применяемых методов и лекарственных препаратов для лечения этих заболеваний, прослеживая динамику выздоровления или наоборот ухудшения состояния.img5.jpg

Методика 10 слов заключается в том что, испытуемому пациенту в нашем случае это ребенок дошкольного возраста, предлагается прослушать перечень из 10 абсолютно не взаимосвязанных между собой слов.

В помещении, где проводиться тестирование не должно быть никаких отвлекающих предметов, посторонних людей или животных, на которых ребенок мог бы сконцентрировать свое внимание. Ребенка спрашивают о его самочувствии и просят занять удобную для него позу сидя за письменным столом.

Проведение тестирования

Для проведения исследования тестируемому ребенку говорят: Сейчас мы проверим твою память, я произнесу тебе слова, а ты повторишь их в любом порядке, в каком запомнил. После экспериментатор говорит четко, не запинаясь, ребенку слова в именительном падеже, только имена существительные.

Далее просим испытуемого повторить те слова, которые он запомнил, и отмечаем их галочкой в таблице. После говорим ребенку еще раз о том, что: Сейчас я назову тебе еще раз эти же слова, а ты мне их снова повторишь, те слова, которые уже говорил, и новые которые запомнишь в любом порядке.Slide8.jpg

Зачитываем еще раз список слов и отмечаем во второй графе таблицы те слова, которые испытуемый называет. При этом если ребенок горит слова, которых не было в списке теста, мы их так же записываем в таблицу ответов в специальной графе. После чего исследуемый материал предлагается повторить ребенку еще 5-6 раз до полного его запоминания. Экспериментатор для проверки ребенка, горит только: Еще раз и ребенок должен начать перечисление запомнившихся ему слов. Каждый ответ фиксируется в таблице.

После проведения первой части тестирования, экспериментатор сообщает испытуемому о том, что: Через час, повторишь мне эти слова еще раз. И дает ребенку время на отдых, он может поиграть в пассивные игры, почитать книгу, посмотреть в окно.

По истечении 60 минут, экспериментатор просит повторить еще раз слова. Испытуемый без предварительного прочтения списка слов, повторяет запомнившиеся ему слова, в любом порядке. Экспериментатор отмечает в таблице все слова, которые произносит ребенок кружочками.

Составление таблицы и построение графика кривой запоминания

На основании результатов теста для интерпретации его результатов составляется таблица и строится графика кривой запоминания. По этим данным можно судить о состоянии памяти дошкольника и о наличии у него каких-либо заболеваний.

Таблица с примерным перечнем слов для тестирования.

img17-e1517996076465.jpg После окончания тестирования нужно посчитать количество правильных ответов, при каждом из повторений, и обозначить их какой-либо буквой.

В научной среде существует мнение, что диапазон кратковременной памяти взрослого человека составляет, от 5 до 9 единиц. У детей же в школьном возрасте примерный объем кратковременной памяти равен его возрасту жизни. Поэтому можно рассмотреть следующий вариант перевода показателей тестирования кратковременной памяти в стандартные показатели по десятибалльной шкале.

  1. Высокий показатель 10 баллов, объем памяти равен приблизительно 7-8 единиц.
  2. Высокий показатель 8-9 баллов, объем памяти равен приблизительно 5-6 единиц.
  3. Средний показатель 4 балла, объем памяти равен приблизительно 3-4 единицы.
  4. Низкий показатель 2 балла, объем памяти равен приблизительно 1-2 единицы.
  5. Очень низкий показатель 0 баллов, объем памяти равен 0 единиц.

Построение кривой запоминания

Необходимо нарисовать систему координат, в которой по оси игрек мы отмечаем количество повторений, а по оси икс отмечаем посчитанное ранее число правильных ответов.

slide_6-e1517996145452.jpg

По форме кривой можно определить особенности развития и запоминания ребенка, у здоровых детей с каждым разом увеличивается число правильных ответов, и концу пятого повторения ребенок почти безошибочно повторяет все слова.

Дети с проблемами памяти. Показывают наоборот худший результат от раза к разу, количество запомнившихся им слов уменьшается, присутствует большое количество слов не по тексту задания, это свидетельствует о том, что у ребенка имеется расстройство сознания, невнимательность, рассеянность.

Количественный анализ можно рассчитать по следующей формуле.

  1. Сосчитать результат правильно повторенных слов после каждого тестирования Sn, где n порядковый номер тестирования
  2. Сосчитать показатель продуктивности запоминания среднее значение правильно воспроизведенных слов можно по этой формуле:S cp = (S1 + S2 + S3 + S4 + S5) / 5

Болезни детей, о которых свидетельствует кривая

Кривая запоминания указывает на ярко выраженную утомляемость, перегруженность сознания, ослабленное внимание.

  • Повышение кривой на графике с каждым новым повторением говорит о том, что ребенок развивается нормально, примерно уже к третьему повторению нормально развитый ребенок должен повторить примерно 8-10 слов из предложенного ему списка.
  • Понижение кривой при каждом повторении свидетельствует о том, что испытуемый страдает забывчивостью и невнимательностью.
  • Зигзагообразный вариант кривой, показывает на наличие неустойчивости внимания.
  • График в форме плато, свидетельство эмоциональной вялости испытуемого, безразличия к происходящему процессу.
  • Прямой не меняющийся график, свидетельство эмоциональной пассивности, отрешенности испытуемого.

Свидетельством черепно-мозговой травмы механического повреждения костей головного мозга и его мягких тканей, сосудов, мозговых оболочек или нейроинфекции поражения бактериями, вирусами всей нервной системы или отдельных ее отделов, служит наличие графика формы плато, испытуемые чаще запоминают слова в начале и конце теста, объем запомнившихся слов остается на начальном уровне и не меняется.

Свидетельством неврозов а именно расстройством психики, переходящим в затяжной характер, обусловленным снижением умственной и физической активности, а так же истерическим поведением является зигзагообразный график, медленное запоминание при котором, количество раз правильных повторений постепенно снижается. Проявляется неустойчивость внимания иногда и раздражительность от невозможности воспроизведения предыдущих слов.img13.jpg

Методика 10 слов Лурия, это настоящая находка для современных родителей и учителей для быстрой, эффективной, профессиональной проверки памяти ребенка, его эмоционального состояния. Данная методика не только поможет проверить внимательность и память, но и выявить на ранних стадиях возможные нарушения и отклонения в физиологическом развитии и принять необходимый комплекс мер по восстановлению и лечению функций головного мозга и нарушенных функций нервной системы.

Вместо заключения

В настоящее время с помощью этой методики в школах учителя проверяют динамику запоминания и усвоения информации предложенной на уроке всем классом. Корректируют учебные программы, методику преподавания, акцентирования внимания на отдельных деталях учащимися, что в конечном итоге приводит к наилучшему усвоению, запоминаю, анализу, пройденного материала в рамках образовательного процесса.

Основные принципы методики Александра Романовича Лурия применимы не только для детей, но и для взрослых людей, отличие лишь в принципе постановки вопроса экспериментатора перед испытуемым, и вариации количества правильных ответов по десятибалльной шкале.

Характеристика методики А.Р. Лурии

Оценивать состояние памяти с помощью многократного воспроизведения 10 коротких слов, ничем не связанных между собой, предложил основоположник отечественной нейропсихологии, сотрудник Льва Семёновича Выготского Александр Романович Лурия. Целью диагностики автор определил исследование следующих процессов:

  • запоминания информации для последующей репродукции;
  • восприятия знаний для анализа и выстраивания причинно-следственных связей с уже имеющимися;
  • воспроизведения услышанного.

Кроме этого, тест позволяет сделать выводы о таких особенностях:

  • степени утомляемости испытуемого;
  • уровне активности внимания на разных этапах работы.

Методика предназначена для тестирования детей старше 5 лет.

image0

Процедура тестирования Заучивание 10 слов

Составление списка для запоминания

Экспериментатор самостоятельно формулирует набор слов для работы, учитывая ряд важных нюансов:

  • слова должны быть по возможности знакомы испытуемому (так не возникнет проволочек, связанных с осмыслением неизвестного образца, а также желания задать вопрос взрослому);
  • не стоит включать связанные между собой понятия (малина и ягода, например);
  • слова не должны быть длинными: 56 букв предел;
  • если у организатора дефект речи, то в список не следует включать образцы, произнесение которых следовательно, и восприятие ребёнком может вызвать затруднение.

Примеры наборов слов для запоминания:

  • Ряд, мир, пир, гора, тога, вода, сват, окно, огонь, снег.
  • Огонь, дом, трава, спирт, море, игра, конь, гриб, брат, игла.
  • Слон, код, плот, стул, снег, озеро, дверь, кот, нить, блок.

Организация диагностики

Исследование Заучивание 10 слов удобно тем, что никакого специального оборудования или материала для его проведения не понадобится. Единственное строгое требование соблюдение тишины в процессе работы с испытуемым. Это касается и отсутствия шумов извне, и лишних реплик участников тестирования. Работа с ребёнком происходит один на один.

Деткам 57 лет можно предлагать меньшее количество слов для запоминания от 5 до 8.

Алгоритм проведения теста:

  1. Взрослый объясняет: Я тебе назову несколько слов, их нужно запомнить и повторить те, что зафиксировал в голове. Можно не по порядку.
  2. Экспериментатор не спеша зачитывает образцы, после чего ребёнок повторяет услышанное.
  3. Организатор делает отметки в протоколе под каждым правильно названным испытуемым словом ставит +.
  4. Затем опять следует пояснение со стороны взрослого: Сейчас я снова зачитаю этот же ряд слов, ты должен повторить все, которые запомнишь.
  5. Далее работа строится так же, как описано в пунктах 23.
  6. В 3, 4 и 5 разы экспериментатор перечисляет набор слов, но уже без дополнительных пояснений, лишь говорит: Ещё раз. На каждом этапе делаются соответствующие отметки в протоколе.
  7. После этого в течение 5060 минут выполняются другие тесты с ребёнком или испытуемый играет в спокойные игры (собирает кубики, решает ребусы и так далее), читает сам или вместе со взрослым.
  8. По прошествии часа экспериментатор, не зачитывая образцы, просит тестируемого последний раз назвать слова, которые тот запомнил, и отмечает результаты в протоколе.

Важно учесть, что если испытуемый называет лишнее слово, то нужно сделать отметку об этом. Когда неверный образец ребёнок говорит не раз, его следует не только записать, но и выставить количество повторений.

В перерыве между этапами тестирования ребёнок может заняться несложными играми

Файл: Протокол для экспериментатора

Образец протокола к тесту

Обработка и интерпретация результатов

Типичная картина при выявлении особенностей памяти детей 5,7 и 9, 6,8 и 9 или 5,7 и 10 правильных ответов. То есть к третьему повтору ряда нормально развитый ребёнок усваивает 9 или 10 слов, которые прочно входят в его сознание.

По данным исследований Института психологии при Академии наук России, дошкольники к третьему повтору запоминают на 12 слова больше, чем учащиеся среднего звена, и в целом на 23 слова превосходят результаты взрослых людей в возрасте от 18 до 25 лет.

Ситуация, когда испытуемый с каждым повторением называет всё меньше слов, говорит о том, что он страдает забывчивостью, часто бывает рассеянным. В основе этих проявлений лежит изнурённость внимания.

Что касается лишних образцов, то чаще всего их называют дети в расторможенном состоянии и подростки при наличии проблем, связанных с разного рода расстройствами. Слова, названные вне списка, также говорят о том, что у ребёнка, возможно, болит голова, есть текущее нейропсихическое заболевание, имеются показания к приёму таблеток от переутомления или нарушена ясность сознания из-за травмы.

Количество воспроизведённых буквосочетаний через час говорит об уровне фиксации следов услышанного и усвоенного. Это показатели памяти в узком смысле.

По итогам ответов ребёнка можно составить кривую запоминания. Для этого строятся оси абсцисс (горизонтальная линия со значениями количества повторений) и ординат (вертикальная, с указанием чисел правильных ответов).

  • Кривая с резким наклоном вниз говорит о том, что испытуемый страдает ослабленностью внимания.image0
  • Зигзагообразная сигнализирует: внимание ребёнка колеблется, оно неустойчиво.image0
  • Прямая линия на графике, то есть повтор одинакового небольшого числа правильных ответов, свидетельствует о том, что тестируемый отличается эмоциональной пассивностью, отсутствием желания показать лучший результат, запомнив большее число слов.

Тест Заучивание 10 слов позволяет при минимальной подготовке оценить, насколько хорошо развиты у ребёнка важнейшие для успешного обучения качества. Кроме того, методика полезна и для тренировки внимания школьников любого возраста, что делает её одной из самых популярных и востребованных в современных учебных заведениях.

В чем заключается методика

Эту методику разработал выдающийся психолог основатель нейропсихологии Александр Романович Лурия. Методика 10 слов устремлена на оценку состояния слуховой памяти и ее основных характеристик:

  • Восприимчивости ребенка;
  • Его утомляемости;
  • Запоминания дитятей текстов;
  • Последующего его воспроизведения.

Методика позволяет определять состояние нервно-психически нездоровых детей, оценивает успешность применяемых методов и лекарственных препаратов для лечения этих заболеваний, прослеживая динамику поправки или наоборот ухудшения состояния.

Методика 10 слов заключается в том что, испытуемому пациенту в нашем случае это дитя дошкольного возраста, предлагается прослушать перечень из 10 абсолютно не взаимосвязанных между собой слов.

В помещении, где проводиться тестирование не надлежит быть никаких отвлекающих предметов, посторонних людей или животных, на каких ребенок мог бы сконцентрировать свое внимание. Ребенка спрашивают о его самочувствии и упрашивают занять удобную для него позу сидя за письменным столом.

Проведение тестирования

Для проведения изыскания тестируемому ребенку говорят: Сейчас мы проверим твою память, я произнесу тебе слова, а ты повторишь их в любом распорядке, в каком запомнил. После экспериментатор говорит четко, не запинаясь, ребенку слова в именительном падеже, лишь имена существительные.

Далее просим испытуемого повторить те слова, какие он запомнил, и отмечаем их галочкой в таблице. После говорим ребенку еще раз о том, что: Сейчас я наименую тебе еще раз эти же слова, а ты мне их снова повторишь, те слова, которые уже говорил, и новоиспеченные которые запомнишь в любом порядке.Slide8.jpg

Зачитываем еще раз список слов и помечаем во второй графе таблицы те слова, которые испытуемый называет. При этом если дитя горит слова, которых не было в списке теста, мы их так же записываем в таблицу ответов в особой графе. После чего исследуемый материал предлагается повторить ребенку еще 5-6 раз до целого его запоминания. Экспериментатор для проверки ребенка, горит только: Еще раз и ребенок должен приступить перечисление запомнившихся ему слов. Каждый ответ фиксируется в таблице.

После проведения первой доли тестирования, экспериментатор сообщает испытуемому о том, что: Через час, повторишь мне эти слова еще раз. И дает ребенку пора на отдых, он может поиграть в пассивные игры, почитать книгу, посмотреть в окно.

По истечении 60 минут, экспериментатор упрашивает повторить еще раз слова. Испытуемый без предварительного прочтения списка слов, повторяет запомнившиеся ему слова, в любом распорядке. Экспериментатор отмечает в таблице все слова, которые произносит ребенок кружочками.

Составление таблицы и построение графика искривленный запоминания

На основании результатов теста для интерпретации его результатов составляется таблица и строится графика искривленный запоминания. По этим данным можно судить о состоянии памяти дошкольника и о присутствии у него каких-либо заболеваний.

Таблица с примерным перечнем слов для тестирования.

img17-e1517996076465.jpgПосле завершения тестирования нужно посчитать количество правильных ответов, при каждом из повторений, и отметить их какой-либо буквой.

В научной среде существует мнение, что диапазон кратковременной памяти взрослого человека составляет, от 5 до 9 колов. У детей же в школьном возрасте примерный объем кратковременной памяти равновелик его возрасту жизни. Поэтому можно рассмотреть следующий вариант перевода показателей тестирования кратковременной памяти в типовые показатели по десятибалльной шкале.

  1. Высокий показатель 10 баллов, объем памяти равновелик приблизительно 7-8 единиц.
  2. Высокий показатель 8-9 баллов, объем памяти равновелик приблизительно 5-6 единиц.
  3. Средний показатель 4 балла, объем памяти равновелик приблизительно 3-4 единицы.
  4. Низкий показатель 2 балла, объем памяти равновелик приблизительно 1-2 единицы.
  5. Очень низкий показатель 0 баллов, объем памяти равновелик 0 единиц.

Построение кривой запоминания

Необходимо нарисовать систему координат, в какой по оси игрек мы отмечаем количество повторений, а по оси икс отмечаем посчитанное ранее число верных ответов.

slide_6-e1517996145452.jpg

По форме кривой можно определить особенности развития и запоминания ребенка, у крепких детей с каждым разом увеличивается число правильных ответов, и крышке пятого повторения ребенок почти безошибочно повторяет все слова.

Ребята с проблемами памяти. Показывают наоборот худший результат от раза к разу, число запомнившихся им слов уменьшается, присутствует большое количество слов не по тексту задания, это указывает о том, что у ребенка имеется расстройство сознания, невнимательность, рассеянность.

Количественный разбор можно рассчитать по следующей формуле.

  1. Сосчитать результат правильно повторенных слов после любого тестирования Sn, где n порядковый номер тестирования
  2. Сосчитать показатель продуктивности запоминания посредственнее значение правильно воспроизведенных слов можно по этой формуле:S cp = (S1 + S2 + S3 + S4 + S5) / 5

Болезни детей, о которых указывает кривая

Кривая запоминания указывает на ярко выраженную утомляемость, перегруженность разумы, ослабленное внимание.

  • Повышение кривой на графике с каждым новым повторением сообщает о том, что ребенок развивается нормально, примерно уже к третьему повторению нормально раскрученный ребенок должен повторить примерно 8-10 слов из предложенного ему списка.
  • Понижение искривленный при каждом повторении свидетельствует о том, что испытуемый страдает забывчивостью и невнимательностью.
  • Зигзагообразный вариант искривленный, показывает на наличие неустойчивости внимания.
  • График в форме плато, подтверждение эмоциональной вялости испытуемого, безразличия к происходящему процессу.
  • Прямой не меняющийся график, подтверждение эмоциональной пассивности, отрешенности испытуемого.

Свидетельством черепно-мозговой травмы механического повреждения костей головного мозга и его мягких материалов, сосудов, мозговых оболочек или нейроинфекции поражения бактериями, вирусами всей нервозной системы или отдельных ее отделов, служит наличие графика формы плато, испытуемые пуще запоминают слова в начале и конце теста, объем запомнившихся слов остается на начальном степени и не меняется.

Свидетельством неврозов а именно расстройством психики, переходящим в затяжной нрав, обусловленным снижением умственной и физической активности, а так же истерическим поведением является зигзагообразный график, тихое запоминание при котором, количество раз правильных повторений постепенно снижается. Проявляется неустойчивость внимания порой и раздражительность от невозможности воспроизведения предыдущих слов.img13.jpg

Методика 10 слов Лурия, это натуральная находка для современных родителей и учителей для быстрой, эффективной, профессиональной проверки памяти ребенка, его эмоционального состояния. Эта методика не только поможет проверить внимательность и память, но и выявить на ранних стадиях вероятные нарушения и отклонения в физиологическом развитии и принять необходимый комплекс мер по восстановлению и лечению функций головного мозга и преступленных функций нервной системы.

Вместо заключения

В настоящее время с поддержкой этой методики в школах учителя проверяют динамику запоминания и усвоения информации предложенной на заданье всем классом. Корректируют учебные программы, методику преподавания, акцентирования внимания на отдельных деталях обучающимися, что в конечном итоге приводит к наилучшему усвоению, запоминаю, анализу, пройденного материала в рамках образовательного процесса.

Основные принципы методики Александра Романовича Лурия применимы не лишь для детей, но и для взрослых людей, отличие лишь в принципе постановки проблемы экспериментатора перед испытуемым, и вариации количества правильных ответов по десятибалльной шкале.

Порядок проведения диагностической методики 10 слов

Никакого специального оборудования для проведения этой диагностики не понадобится. Необходимо только заранее приготовить список из десяти слов и бланк для фиксации результатов (протокол исследования).

Естественно, исследование проводится в тишине, без отвлекающих факторов.metodika-10-slov-300x255.jpg

В список слов входят 10 односложных и двусложных простых слов, не связанных между собой по смыслу. Например, стул, небо, кот, дочь, окно, конь, лес, день, дом, нос.

Взрослый (психолог) предлагает ребенку прослушать внимательно слова и назвать те, которые он запомнил. Слова, названные ребенком, фиксируются в протоколе. Задание повторяется 3-5 раз. В зависимости от того, как быстро ребенок сможет назвать все слова (если получится). Причем, взрослый уточняет: Сейчас я еще раз прочту все слова, а ты снова назовешь те, что запомнил. И те, которые называл прошлый раз, и те, которые еще запомнил.

Оценка результатов проводимого исследования

Для удобства и правильности оценки результата проводимой диагностики все слова нумеруются. В протокол вносятся номера названных слов, подсчитывается их количество на каждом этапе проводимого исследования.

В норме количество запоминаемых слов увеличивается с каждым этапом, пока не дойдет до полного списка в 10 слов. Но, надо сказать, что окончательное количество слов, которые запомнил ребенок, может составить и 9, и 8 слов, что так же будет результатом, не выходящим за рамки нормы.

Если необходимо узнать об объеме долговременной памяти, то ребенка можно попросить воспроизвести слова, которые он запомнил, через час.

Наиболее наглядно результаты исследования памяти по методике 10 слов можно будет увидеть, если построить графики.

По горизонтали отмечаем номер этапа исследования.

По вертикали число названных ребенком слов.

При нормальной памяти «кривая» на составленном графике будет выглядеть так.

При наличии неустойчивости внимания, кривая, отражающая результаты исследования, может иметь зигзагообразный вид.
Если кривая будет иметь следующий вид: после небольшого подъема   образуется прямая линия, то есть количество воспроизводимых слов не меняется, при этом может наблюдаться повторение одних и тех же слов или называние  совсем других – можно отметить возможное наличие органических поражений мозга.

При высокой утомляемости, астении, кривая на графике может сначала резко подняться вверх. Но, так как при каждой последующей попытке (третьей, четвертой) количество называемых слов будет уменьшаться, кривая может «поползти» вниз.

ВАЖНО:

Какие бы данные не были получены в результате исследования памяти ребенка по диагностической методике Десять слов, необходимо помнить, что никогда не стоит делать поспешных выводов. Чем больше разнообразных методик будет использовано при исследовании того или иного качества, особенности психики ребенка, тем объективнее будет конечный результат.

Рекомендую также интересные онлайн тесты для заботливых и неравнодушных родителей:

КАК ОЦЕНИТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ? (онлайн тест для родителей)

ЭКСПРЕСС-ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ХОРОШИЙ ЛИ Я ВОСПИТАТЕЛЬ»

ОНЛАЙН ТЕСТ «Сильный ли у вас характер»

А для проведения исследования ребенка следующие диагностические методики:

ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ РЕБЕНКА. Методика «Самое непохожее»

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА (методика «Лесенка»)

ДИАГНОСТИКА ВОСПРИЯТИЯ РЕБЕНКА. Методика «Пирамидка»

Для чего используется методика?

  • Изучение процессов памяти;
  • оценивание состояния памяти и произвольного внимания;
  • исследование истощаемости пациентов нервно-психическими болезнями, динамики течения заболевания и учета результативности терапии.

Методику А.Р. Лурии можно применять как для взрослых, так и для детей с 7 лет. Можно также применить данную методику в неполном объеме (5-8 слов) для детей старше 5 лет.

Описание методики

Сначала человеку дают четкие инструкции. Затем зачитывается десять слов, которые необходимо запомнить. По окончанию диктовки, исследуемый должен назвать все слова, которые запомнил в произвольном порядке. Все показания записывают в протокол. Опыт можно повторять 5-7 раз, только при последующих занятиях инструкцию не зачитывают заново, а просто говорят: Еще раз. Обычно к пятому опыту пациент запоминает все 10 слов.

luriya-variant-1.jpg

luriya-variant-2.jpg

При проведении эксперимента важно соблюсти следующие правила:

  1. в комнате должна быть тишина, посторонние разговоры могут помещать;
  2. все слова должны относиться к одной и той же части речи, например, к существительным;
  3. слова не должны быть связаны по смыслу;
  4. необходимо выбирать короткие слова, состоящие из одного или двух слогов.

Тестовый материал

Желательно иметь несколько комплектов слов. Ниже представлены варианты словесных наборов для запоминания.

  1. Небо, мед, кот, лес, хлеб, огонь, стол, гриб, дым, вода.
  2. Окно, река, мышь, боль, стул, лен, воск, хор, цвет, волк.
  3. Брат, куст, час, число, шар, сон, пух, лампа, ночь, лед.
  4. Бар, степь, мел, сын, пол, дом, кит, сыр, шок, пень.

Расшифровка полученных результатов

Как говорилось ранее, все данные записывают в протокол. По этим данным составляют график для получения так называемой кривой запоминания. Здоровые пациенты (дети и взрослые) с каждым повторением опыта запоминают больше слов. Если ребенок застревает на лишних словах (которых не было в наборе), то это может говорить о расстройствах сознания или расторможенности.

luriya-protokol.png

При помощи повторения опыта можно зарегистрировать повышенную утомляемость испытуемого. В этом случае кривая снижается. Также если количество запомнившихся слов уменьшается, то это может говорить о забывчивости или рассеянности. Неустойчивость внимания может диагностировать зигзагообразная кривая. Для проверки долговременной памяти, пациента просят воспроизвести слова спустя некоторое время после эксперимента.

Также можно выявить следующие особенности запоминания:

  • если испытуемый называет не менее 7 слов, значит, непосредственное запоминание в норме;
  • в случае если пациент называет меньше 7 слов сразу после зачитывания, значит, у него расстройство непосредственного запоминания чем меньше слов, тем больше выражено нарушение памяти;
  • если через полчаса, после испытания, человек называет 7 и более слов, то это говорит о нормальной долговременной памяти;
  • обследуемый, который воспроизводит менее 7 слов спустя 20-30 минут после испытания, имеет сниженную долговременную память.

luriya-v-shkole.jpg

В завершении хочется отметить, что заучивание 10 слов является одной из наиболее применяющихся методик, поскольку не требует специального оснащения. Используя разные комплекты слов, можно проводить этот эксперимент повторно для учета результативности терапии и оценки развития болезни.

Источники:

  • https://ChildAge.ru/psihologiya-i-razvitie/detskaya-psihologiya/metodiki/metodika-10-slov-luriya-dlya-doshkolnikov.html
  • https://paidagogos.com/kak-opredelit-vozmozhnosti-pamyati-rebyonka-s-pomoshhyu-metodiki-a-r-lurii-zauchivanie-10-slov.html
  • https://vashdom-72.ru/metodika-10-slov-luriya-dlya-doshkolnikov.html
  • https://rastivmeste.ru/diagnostika-pamiati-rebenka-metodika-10-slov/
  • https://pamyatplus.ru/razvitie/zauchivanie-10-slov.html

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит