Материал для уроков в начальной школе «Учимся разгадывать ребусы»

СОДЕРЖАНИЕ

Ребусы для детей увлекательное и полезное занятие, главное правильно подать новую игру. Вдумчивые усидчивые дети сами посебе любят различные кроссворды, загадки ишарады. Ночто делать, если ребёнок непоседа, который нелюбит посвящать свободное время нарешение задач иголоволомок?! Ответ прост: преподнесите решение ребусов вигровой форме! Например, представьте ихтаинственным шифром, при помощи которого шпионы передают друг другу загадочные послания. Осуществить такую задумку несложно ребусы можно составить самостоятельно, записать ихнаотдельные бумажки иположить вконверт или свернуть наманер свитков (втаком случае ребусы могут стать письменами пиратов или древних старцев-друидов).

Ребусы составляются навсевозможные темы. Основное правило при составлении или подборе готовых ребусов все элементы задачки должны быть ясны иизвестны ребёнку. Для развития детей 6-8 лет в основном используются ребусы в картинках.

Советы родителям: как помочь ребёнку разгадать ребус?

Преимущества ребуса перед обычной задачкой состоит втом, что впервом идёт упор наразвитие логики. Чтобы картинки читались, нужно понять рисунок, подобрать кнему нужное определение. Например, одно только изображение мужского лица может иметь несколько трактовок: лицо, рожа, человек, мужчина. Взависимости отвозраста, внешности иналичии головного убора подойдут определения: старик, юноша, парень, полицейский, спасатель, пожарный, доктор ит.д. Таким образом, благодаря подбору нужного варианта и совершению некоторых манипуляций с загадкой ребусы для детей помогают развивать память ребёнка, пополняют его словарный запас, увеличивают скорость мышления, учат ориентироваться в конкретной ситуации и использовать опыт предыдущих решений

Следует объяснить ребёнку важный момент разгадки ребуса врешении прежде всего нужно верно подобрать слово кизображению накартинке. Дальнейшие правила относятся кконкретному слову, и, если выбрать неверное определение, тоследующие действия непринесут результат.

Основные правила решения ребусов

Запятая в ребусе

Вребусах очень часто рядом сизображением какого-либо предмета находится запятая. Она может располагаться вначале ребуса или вконце, внизу картинки или вверху, может выглядеть обычно или быть перевёрнутой, может быть одна или сразу несколько штук. Вкакихбы вариациях запятая ненаходилась вребусе, унеё лишь одно значение: удаление букв.

Если одна запятая вначале слова, значит нужно отнять начальную букву этого слова, если вконце отбросить одну последнюю букву (например, если назашифрованной картинке изображён циркуль, апосле него стоят 3запятые, то, убрав лишние буквы, получим слово цирк). Соответственно, если таких запятых несколько, например, две вначале итри вконце, тонужно удалить две буквы вначале итри вконце слова.

Перевёрнутые запятые имеют такоеже значение, как иобычные удаление лишних букв.

Зачёркнутые идописанные буквы вребусе

Если зашифрованная вребусе картинка соседствует сдописанными или зачёркнутыми буквами, тонужно поступать сэтими буквами так, как указано. Например, если рядом сизображением крота есть зачёркнутая буква р, значит следует удалить еёизданного слова получится некрот, акот. Аесли перед изображением собачьей будки стоит неза, то, добавивих, получим незабудка.

Встречаются ребусы, где есть зачёркнутая буква, арядом сней подписана другая (либо стоит знак равенства между буквами). Втаком случае это означает, что одну букву нужно заменить другой.

Знаки: плюс и равно

Если между изображениями стоит знак плюс, значит, данные зашифрованные слова или части слов следует прибавить друг кдругу. Реже встречаются ребусы, когда плюс означает предлог к (например, из набора + изображение ямы ь получится кровь).

Знак равенства означает, что одну букву вслове следует заменить другой. Если таких букв несколько, значит нужно заменить все указанные буквы (А=О, значит вовсём слове все А заменяются наО).

Вверх тормашками изадом наперёд

Бывает вребусах итакое, что изображение перевёрнуто вверх ногами. Втаком случае это означает, что данное слово нужно прочитать наоборот, например изображение перевёрнутого кота нечто иное, как ток.

Цифры вребусах

Цифры вребусе могут выполнять несколько функций. Во-первых, цифра может являться частью загаданного слова, например СТОл.

Во-вторых, цифры над картинкой указывают порядок букв иззашифрованного слова. Тоесть чтобы отгадать ребус, необходимо поставить буквы внужном порядке. Например, цифры 4,1,2,3,5 над изображением грозы указывают, что буквы нужно поменять местами при соблюдении этого правила получится слово розга.

Также взагадке могут присутствовать изачёркнутые цифры это означает, что следует удалить изслова букву сданным порядковым номером.

Черточки вребусах

Взависимости отместа расположения черты над остальной частью ребуса черта имеет значение различных предлогов. Так, горизонтальная или вертикальная черта определяет место другой части ребуса изаменяется соответствующими случаю предлогами: над, под, на, по, около, за ит.д.

Реже черта вребусе может означать половину зашифрованной части загадки ибудет заменяться словом пол.

Важно: расположение букв иизображений

Для того чтобы разгадать ребусы, нужно нетолько распознать изображение, прочесть буквы или посчитать ихпорядок, важно также обратить внимание нарасположение элементов взагадке.

Если буквы, цифры или изображение размещены один вдругом, значит кихопределениям прибавляется предлог в. Еслиже буквы, цифры или рисунки располагаются один задругим, значит добавляется предлог за или перед.

Также могут встречаться ребусы, когда изодной буквы или цифры составлена другая буква или цифра втаком случае кзагаданным элементам слова добавляется предлог из.

Ребусы снотами

Часто вребусах используются изображения нот искрипичного ключа. Для расшифровки таких элементов необходимо, чтобы ребёнок знал расположение иназвание музыкальных нот.

Иногда изображение данных элементов может обозначать общее название нота или ключ.

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

Ребусы для детей 6-8 лет с ответами

Обычно вребусах используется несколько правил, например сочетание картинок сзапятыми изаменой букв. Дети ввозрасте шести-восьми лет уже знают алфавит, умеют считать иобладают приличным словарным запасом. Еслиже ребёнок дошкольного возраста ещё незнаком сознаками препинания (запятая) иматематическими знаками (плюс, равно), следует отдельно объяснить ему новые для него символы.

Следует упомянуть, что разгадывания ребуса вызовет уребёнка больший энтузиазм, если зашифрованные слова (исоставляющие ихэлементы) будут иметь эмоциональную привязку. Так, ребусы про космос будут восприниматься значительно лучше после посещения планетария, азагадки про животных станут интересны деткам-любителям братьев наших меньших.

Инаконец, последнее: перед тем, как предложить малышу ребус, попробуйте отгадать его самостоятельно. Убедитесь, что использованные изображения изашифрованные слова скрывают всебе знакомые для ребёнка понятия.

Ребусы оживотных, птицах ирастениях

Основные правила составления ребусов

У вас случалось такое, что сын или дочка просят помочь разгадать головоломку, вы с рвением берётесь за неё и не можете её решить? Мы знаем, почему так бывает. Вам стоит усвоить основные правила составления подобных заданий.

Перевёрнутая картинка

Если на картинке изображён перевёрнутый предмет, то его название следует подставлять в отгадку задом наперёд.

Например, решение этой головоломки выглядит так: КА + перевёрнутое КОТ = КА + ТОК.

Ответ: Каток.

Использование запятых

Это один из самых частых приёмов. Запятая на рисунке обозначает, что из слова нужно удалить букву. Количество запятых всегда равняется количеству символов, которые следует убрать.

При этом запятые слева от изображения означают, что нужно удалить первые буквы, а запятые справа от картинки призывают отбросить последние.

Ответ: Кабан.

Буква возле картинки

Буква возле картинки обязательно станет частью отгадки. Если она стоит перед изображением, то её место в начале слова, если после него то в конце. Такие задания являются простыми, поэтому с них лучше всего начинать знакомство первоклашки с головоломками.

Ответ: Экран.

Зачёркнутая буква или знак равенства

Часто возле рисунка пишут зачёркнутую букву, а рядом указывают другую. Это значит, что зачёркнутую букву в слове, обозначающем изображённый предмет, нужно заменить на другую. Действуйте по такому же принципу, если видите математический знак равенства между буквами.

Ответ: Корова.

Цифры под рисунком

Если под изображением или над ним вы увидите цифры, то напишите название картинки и переставьте местами буквы в указанном порядке.

Ответ: Силач.

Есть и более сложные варианты подобных ребусов. Если под изображением написано меньше цифр, чем букв в заданном слове, то из названия берём только те символы, номера которых указаны на картинке.

Горизонтальная линия

Горизонтальная линия, которая делит загадку на верхнюю и нижнюю части, говорит о том, что в середине слова будет стоять предлог над, под или на.

Ответ: Канава.

Буквы внутри изображения

Буква или предмет, находящиеся внутри символа или геометрической фигуры, означают, что в отгадке повстречается предлог в.

Ответы: Ворона, Вред.

Рисунок за рисунком

Если изображения словно прячутся одно за другим, то самое время использовать слово за.

Ответ: Казань.

Буква, состоящая из маленьких буковок

Когда из маленьких символов составлен один большой смело применяйте предлог из.

Ответ: Внизу.

Ноты

Изображение нот в ребусе служит поводом для использования их названий в решении. Детям, которые не знают нотный ряд, обычно дают подсказку.

Ответ: Доля, Фасоль.

Символы, взявшиеся за руки

Если буквы держатся за руки, то для отгадки применяем предлог и или с.

Ответ: Оса.

Бегущие символы

Когда весёлые буковки убегают друг от друга или радостно бегут навстречу, то используем предлог к или от.

Ответ: Отток.

Цифры рядом с буквами

Если на рисунке изображены буквы, а рядом цифры, то в отгадке употребляем название цифры в комбинации с указанными символами.

Ответ: Стоянка.

Некоторые цифры могут быть зашифрованы под разными названиями. Например, цифра 1 может звучать, как один, раз и даже кол.

Ответ: Развилка.

Математические действия

В ребусы можно зашифровать не только слова, но и числа. Например, чтобы отгадать эти с виду простые примеры, предстоит хорошо подумать и подключить знания по математике:

Треугольником обозначено число с одним разрядом. При этом, если сложить его 4 раза, то получится однозначное число, обозначенное квадратиком, а если сложить его 5 раз, то выйдет двузначное число, обозначенное на рисунке кружком и ромбом.

Ответ: 2.

Проверка:

2 + 2 + 2 + 2 = 8,

2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10.

Комбинированные зашифровки

Предлагайте вашему ученику различные варианты головоломок почаще, и вскоре он будет с лёгкостью отгадывать их самостоятельно. Теперь можно перейти и к более изощрённым вариантам заданий. Например, как вам такой вариант?

Ответ: Весло.

Ключ: кисточка

Учимся с интересом

Ну что, вы убедились, что разгадывание ребусов это целая наука со своими понятиями и правилами? Надеемся, что смогли помочь вам разобраться в ней. Как же привить ребёнку интерес к столь креативному способу обучения? Эврика даст несколько простых советов:

  • Начинайте с самых простых заданий и постепенно переходите к более сложным.
  • Действуйте ненавязчиво.
  • Придумывайте ребусы сами и привлекайте к этому занятию ребёнка.
  • Используйте разгадывание головоломок как соревнование с призами для победителей например, на детском дне рождения.
  • Помогите малышу, если он долго не может справиться с заданием.
  • Хвалите за правильную расшифровку и будьте деликатны, если он не справляется.

Давайте вместе развеем миф, что учёба это трудно и скучно.

Базовые правила чтения ребусов

  • Ребусы читаются слева направо, в отдельных случаях сверху вниз. Могут быть исключения, о которых составители задания могут сообщить текстом или стрелками.
  • Знаки препинания и пробелы не учитываются. Это правило актуально для больших и сложных ребусов, в которых зашифровано длинное слово или целая фраза.
  • Любая картинка или символ в шифровке имеют значение. Ни одна запятая или изображение не даётся в ребусе просто так. Картинка и символ могут обозначать слово целиком либо часть слова в зависимости от других условий ребуса.
  • Все слова в ребусе читаются в именительном падеже, а вот с единственным и множественным числом нужно быть внимательным. Если на картинке изображена пара ног, глаз или несколько фруктов, автор ребуса наверняка хочет, чтобы вы прочитали слово во множественном числе.
  • Одна из самых сложных задач в ребусе понять, что хотел сказать автор?. Иными словами, правильно интерпретировать картинку. На рисунке вы можете видеть собаку, но автор мог загадать слово пёс или вообще Хатико. Мальчик со светлыми волосами может быть словом мальчик или словом блондин.
  • Решение у ребуса всегда одно! А если несколько, об этом вас должен предупредить автор.
  • Взялись за решение большого сложного ребуса? Будьте готовы, что в нём зашифровано предложение, в котором будут не только существительные, ноидругие части речи.

Запятые в ребусах

Среди самых простых ребусов, которые можно предложить дошкольникам или младшим школьникам ребусы, в которых рядом с картинкой стоит одна или несколько запятых. Запятые показывают, что у слова, которое изображает картинка, нужно убрать букву. Иногда запятые рисуют перевернутыми, но это значения не имеет.

Рассмотрим суть правила на примере двух ребусов ниже. Количество запятых равно количеству букв, которые нужно убрать.

Учимся решать ребусы с буквами

Буквы в ребусах дополняют картинки и помогают создавать более сложные головоломки. Если одна или несколько букв стоят слева или справа от картинки, значит их нужно добавить к слову в начале или в конце.

Буквы в ребусах могут сочетаться с другими символами и знаками.

Знак = между двумя буквами означает, что букву из слова на картинке нужно заменить на ту, которая стоит после =.

Вместо буквы первой в равенстве может стоять цифра. Тогда необходимо посчитать, какая по счёту буква соответствует цифре, и заменить её на ту, которая стоит после =.

Если буква рядом с картинкой зачеркнута, её нужно убрать из слова.

Буквенные ребусы (безкартинок)

Зашифровать слово для ребуса можно без рисунков и символов, а только с помощью букв. В этом случае обращаем внимание на то, как буквы или слоги расположены относительно друг друга, и выбираем подходящий предлог.

  • Если одна буква, слог или слово стоит над другим, читать их надо с предлогами над или под.
  • Когда одна буква расположилась за другой, выбираем между предлогами за или перед.
  • В одну букву может быть вписана другая или несколько. В этом случае используем предлог в.

Рисунки в ребусах

Если обыкновенная картинка в ребусе обозначает слово, то перевёрнутая требует прочитать то же слово справа налево. Может сочетаться с буквами, цифрами и различными символами.

Стрелка рядом с рисунком указывает налево? Автор ребуса требует прочесть слово в обратном направлении.

Решаем ребусы сцифрами

Самый простой вариант использования цифр в ребусах — для замены части слова.

Если цифра рядом с рисунком зачеркнута, нужно убрать её из слова.

В ребусе над рисунком может располагаться ряд чисел. Если чисел ровно столько, сколько и букв в слове, просто меняем буквы местами, как указывает числовой ряд.

Если цифр над или под рисунком меньше, чем букв в слове, значит для разгадки используем только те, что соответствуют цифрам в числовом ряду.

Задания на логику отличный вариант совместных занятий с детьми. Ищите ключи к тайным шифрам в картинках, устраивайте соревнования на скорость между командами друзей. Разгадывайте интеллектуальные загадки и развивайте логику и мышление вместе с ЛогикЛайк.

Зачем нужны ребусы?

Учителя иногда предлагают разгадывать ребусы на уроках и порой задают их детишкам домой. В современных учебниках для первого класса, например в азбуке Горецкого, вы встретите много подобных заданий. Эти необычные головоломки позволяют:

  • повысить интерес школьника к восприятию новой информации;
  • развить гибкость мышления;
  • искать нестандартные решения;
  • расширить кругозор;
  • снять излишнее напряжение в процессе учёбы;
  • внести разнообразие в занятия.

Интересные зашифровки на любой вкус вы сможете распечатать из интернета. Также можно усадить вашего ребёнка за компьютер, чтобы он смог разгадывать головоломки в режиме онлайн.

Основные правила составления ребусов

У вас случалось такое, что сын или дочка просят помочь разгадать головоломку, вы с рвением берётесь за неё и не можете её решить? Мы знаем, почему так бывает. Вам стоит усвоить основные правила составления подобных заданий.

Перевёрнутая картинка

Если на картинке изображён перевёрнутый предмет, то его название следует подставлять в отгадку задом наперёд.

Например, решение этой головоломки выглядит так: КА + перевёрнутое КОТ = КА + ТОК.

-300x177.png

Ответ: Каток.

Использование запятых

Это один из самых частых приёмов. Запятая на рисунке обозначает, что из слова нужно удалить букву. Количество запятых всегда равняется количеству символов, которые следует убрать.

При этом запятые слева от изображения означают, что нужно удалить первые буквы, а запятые справа от картинки призывают отбросить последние.

-300x177.png

Ответ: Кабан.

Буква возле картинки

Буква возле картинки обязательно станет частью отгадки. Если она стоит перед изображением, то её место в начале слова, если после него то в конце. Такие задания являются простыми, поэтому с них лучше всего начинать знакомство первоклашки с головоломками.

-300x182.png

Ответ: Экран.

Зачёркнутая буква или знак равенства

Часто возле рисунка пишут зачёркнутую букву, а рядом указывают другую. Это значит, что зачёркнутую букву в слове, обозначающем изображённый предмет, нужно заменить на другую. Действуйте по такому же принципу, если видите математический знак равенства между буквами.

-300x189.png

Ответ: Корова.

Цифры под рисунком

Если под изображением или над ним вы увидите цифры, то напишите название картинки и переставьте местами буквы в указанном порядке.

-300x187.png

Ответ: Силач.

Есть и более сложные варианты подобных ребусов. Если под изображением написано меньше цифр, чем букв в заданном слове, то из названия берём только те символы, номера которых указаны на картинке.

Горизонтальная линия

Горизонтальная линия, которая делит загадку на верхнюю и нижнюю части, говорит о том, что в середине слова будет стоять предлог над, под или на.

-300x169.png

Ответ: Канава.

Буквы внутри изображения

Буква или предмет, находящиеся внутри символа или геометрической фигуры, означают, что в отгадке повстречается предлог в.

-300x221.png-300x223.png

Ответы: Ворона, Вред.

Рисунок за рисунком

Если изображения словно прячутся одно за другим, то самое время использовать слово за.

-300x217.png

Ответ: Казань.

Буква, состоящая из маленьких буковок

Когда из маленьких символов составлен один большой смело применяйте предлог из.

-262x300.png

Ответ: Внизу.

Ноты

1-300x90.png

Изображение нот в ребусе служит поводом для использования их названий в решении. Детям, которые не знают нотный ряд, обычно дают подсказку.

-фасоль-300x82.png

Ответ: Доля, Фасоль.

Символы, взявшиеся за руки

Если буквы держатся за руки, то для отгадки применяем предлог и или с.

-300x230.png

Ответ: Оса.

Бегущие символы

Когда весёлые буковки убегают друг от друга или радостно бегут навстречу, то используем предлог к или от.

-300x139.png

Ответ: Отток.

Цифры рядом с буквами

Если на рисунке изображены буквы, а рядом цифры, то в отгадке употребляем название цифры в комбинации с указанными символами.

-300x125.png

Ответ: Стоянка.

Некоторые цифры могут быть зашифрованы под разными названиями. Например, цифра 1 может звучать, как один, раз и даже кол.

-300x300.png

Ответ: Развилка.

Математические действия

В ребусы можно зашифровать не только слова, но и числа. Например, чтобы отгадать эти с виду простые примеры, предстоит хорошо подумать и подключить знания по математике:

-300x81.png

Треугольником обозначено число с одним разрядом. При этом, если сложить его 4 раза, то получится однозначное число, обозначенное квадратиком, а если сложить его 5 раз, то выйдет двузначное число, обозначенное на рисунке кружком и ромбом.

Ответ: 2.

Проверка:

2 + 2 + 2 + 2 = 8,

2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10.

Комбинированные зашифровки

Предлагайте вашему ученику различные варианты головоломок почаще, и вскоре он будет с лёгкостью отгадывать их самостоятельно. Теперь можно перейти и к более изощрённым вариантам заданий. Например, как вам такой вариант?

-300x192.png

Ответ: Весло.

Учимся с интересом

Ну что, вы убедились, что разгадывание ребусов это целая наука со своими понятиями и правилами? Надеемся, что смогли помочь вам разобраться в ней. Как же привить ребёнку интерес к столь креативному способу обучения? Эврика даст несколько простых советов:

  • Начинайте с самых простых заданий и постепенно переходите к более сложным.
  • Действуйте ненавязчиво.
  • Придумывайте ребусы сами и привлекайте к этому занятию ребёнка.
  • Используйте разгадывание головоломок как соревнование с призами для победителей например, на детском дне рождения.
  • Помогите малышу, если он долго не может справиться с заданием.
  • Хвалите за правильную расшифровку и будьте деликатны, если он не справляется.

Мы рады развеять миф, что учёба это трудно и скучно. Надеемся, нам это удалось! Передайте положительный настрой вашему юному ученику и поделитесь впечатлениями в комментариях к этой статье. До скорых встреч!

Источники:

  • https://shkolaveka.ru/articles/rebusy-dlya-detey/
  • https://infourok.ru/material-dlya-urokov-v-nachalnoy-shkole-uchimsya-razgadivat-rebusi-1996260.html
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2019/03/19/rebusy
  • https://logiclike.com/math-logic/rebusy
  • http://NII-Evrika.ru/rebusy-dlya-1-klassa-v-kartinkax/

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит