Лови момент: обучение с интересом – как использовать в развитии ребенка

СОДЕРЖАНИЕ

На протяжении всей пока не слишком длинной жизни ребенок ✍️ учится: познает мир, усваивает элементарные законы естественных наук, анализирует поступки окружающих и делает выводы. В силу возраста малыш не способен целенаправленно получать новые знания в отсутствии интереса к изучаемому предмету или явлению. Взрослые, зная об этой особенности, стараются сделать процесс обучения игровым, увлекательным.

Термин ☝️ обучающие моменты ранее был знаком лишь педагогам, сейчас же умные родители, порой даже не подозревая о научном обосновании обучающих моментов, применяют их с пользой для ребенка в повседневной жизни. Каково же определение термина?

Авторы о методе обучающих моментов

Американский педагог Роберт Джеймс Хавигхерст, долгое время изучавший развитие человека, в своей книге Развитие и образование человека, вышедшей в 1952 году, впервые обозначил понятие Teachable moment (дословно ). Суть его в фиксации и использовании наиболее подходящего времени для развития того или иного навыка, когда ребенок максимально заинтересован в этом.

razvitie-i-obrazovanie-cheloveka-150x150.jpg
1-ое издание Развитие и образование человека

Проще говоря, взрослые, замечая повышенное внимание ребенка к конкретной ситуации, попутно обогащают его познания. К примеру, малыш заметил, что вода, которую он пролил в песочницу, куда-то исчезла через несколько минут, а на асфальте до сих пор блестит лужица. Мудрая мама не растеряется, а, применив обучающий момент, расскажет о свойствах ⌛️ песка и воды. Такое погружение в тему поспособствует более детальному изучению происходящего или позволит развить новый навык.

gde-voda-600x600.jpeg
Мама где вода?

Хавигхерст настаивает на том, что обучение будет эффективным лишь тогда, когда у ребенка наличествует стойкий интерес к предмету или явлению. Своеобразным усилителями могут послужить яркие новостные ролики, реклама, прочитанный рассказ, услышанная песня все, что вызвало вопросы и рассуждения у малыша.

Роберт Джеймс Хавигхерст

Какими бывают обучающие моменты

Метод, предложенный ученым из США, можно практиковать как педагогам, так и родителям. Обучающие моменты можно разделить на искусственно созданные или спонтанные.

Разница в том, что при обучении в школе или организации занятий в детском саду учителя и воспитатели чаще будут вызывать интерес всевозможными педагогическими приемами (необходимостью решить проблему, просьбой помочь ⚜️ сказочному персонажу и тому подобными), а дома или на прогулке мама и папа расскажут ребенку что-то новое исходя из уже возникшей ситуации, заинтересовавшей его.

vidy-obuchayuschih-momentov-600x600.jpeg

Специально созданные условия для возникновения обучающего момента подразумевают, что мастерство педагога позволит удержать интерес воспитанников, пока запланированные для изучения предмет или явление не будут освоены. Спонтанно же возникающие ситуации, вызвавшие внимание к ним ребенка, требуют от родителей и наличия определенного кругозора, чтобы более полно раскрыть тему.

Обучающие моменты в помощь родителям

Неожиданно возникший интерес и последующие вопросы от малыша не должны оставаться без внимания взрослых, иначе время для изучения нового будет упущено. Если ребенок, разглядывая небо во время дождя, спрашивает, почему тучи серые, а облака в ясную погоду белые, маме стоит рассказать о природных явлениях как можно подробнее, но в то же время доступным для понимания юному ⚗️ исследователю языком. Да, для этого требуется время и определенные познания, но что не сделаешь для развития собственного чада!

Если вдруг случилось так, что на вопросы малыша родители не могут найти ответов, отмахиваться от них ни в коем случае нельзя интерес угаснет и желанного развития не произойдет.

Выход из ситуации честно признаться, что не знаешь ответ, а затем предложить вместе почитать об этом в энциклопедии или заглянуть в интернет.

Родители могут и сами создавать обучающие моменты. Достаточно не упускать из виду обычные, казалось бы, жизненные ситуации. Примерные способы создания моментов для развития:

  • совместное чтение книг, рассматривание детских энциклопедий;
  • новые впечатления во время поездки;
  • рассматривание семейного фотоальбома;
  • поход в магазин, на почту, в зоопарк;
  • совместное приготовление обеда;
  • рассказ о впечатлениях об услышанной музыке, увиденных картинах;
  • воспоминания о детстве, интересные истории;
  • обсуждение новостей, сюжетов, увиденных в телепрограмме;
  • планирование покупок и семейного бюджета.

Обучающие моменты отличный способ развить познавательный интерес и умственные способности ребенка, и мудрые родители никогда не упустят шанс использовать их.

Памятка способы создания моментов для развития

sposoby-sozdaniya-momentov-dlya-razvitiya-400x600.jpeg

Скачать инфографику Способы создания моментов для развития (PDF подходит для печати)

Что делать с активным ребенком родителям?

shkolniki-150x150.jpgАктивные школьники часто подвергаются обвинениям в безалаберности, ужасном поведении, лени. Однако в их действиях нет злого умысла. Просто:

  1. Их отвлекает любой посторонний звук или предмет, внимание моментально переключается.
  2. У таких детей есть собственный ритм жизни, в котором внимание не успевает за реакцией ума.
  3. Результат невнимательности неспособность выслушать собеседника, поддержать разговор. Это мешает налаживанию дружеских отношений в коллективе.

Родителям не нужно предпринимать жестких мер по исправлению такого ребенка. Не будет пользы от наказаний, нравоучений, требований.

Единственно правильный шаг к решению проблемы изменить свое отношение к активности малыша и вплотную заняться развитием способностей, которые помогут сгладить острые углы, превратить недостаток в достоинство.

Важно предоставить гиперу как можно больше физической активности. Природа щедро поощряет у ребенка его стремление к движению, так необходимое ему для полноценного физического, умственного развития и иммунитета. Помимо этого ребенок от, ведь при прыжках, беге у малыша выделяются гормоны счастья эндорфины.

Как учить активного ребенка?

Как направить его неуёмную энергию на созидание, а не на разрушение? И, как в стихах:

наполнить смыслом каждое мгновенье часов и дней неумолимый бег?

Конечно же, в процессе игры это понятно и не ново, ведь игра это самое важное в жизни каждого малыша! Для начала, три главных правила общения с ребёнком, под названием Не бойтесь:

Во-первых, , кстати, как в прямом, так и переносном смысле. В процессе игры нужно смотреть на ребенка не сверху вниз (мама стоя, как педагог, а маленький ученик на полу), а на одном уровне, глядя в глаза. Только таким образом вы сможете заинтересовать его.

Во-вторых, . Особенно дети любят высокий и звонкий голосок, приближенный к детскому, окрашенный мультипликационными, сказочными нотками.

А в-третьих, . Так как активного ребёнка можно обучить только его же методом действия на ходу, то вы должны принять его правила игры: бегать так бегать, прыгать так прыгать. Просто корректируйте, направляя в нужное вам русло.

spit-v-knige-150x150.jpgРодители имеют возможность на всем этапе развития помогать и направлять своих маленьких непосед . Воспитание активного ученика требует соблюдения нескольких правил:

  • строгий распорядок дня;
  • выбор комфортного ритма обучения;
  • правильные физические нагрузки чередующиеся нагрузки и отдых;
  • развитие интеллекта, внимания;
  • развитие навыков самостоятельного управления энергией, временем.

Распорядок дня нужен, чтобы ребенок обрел ориентиры, почву под ногами. Жизнь по времени постепенно формирует привычки к выполнению конкретных дел в конкретное время. Поэтому ученик заранее знает, что его ждет, морально настраивается, лучше концентрируется на занятии.

Активные дети вполне обучаемые. Если правильно определить их внутренний режим внимания/усталости, можно максимально эффективно организовать учебную деятельность дома и в школе.

Спорт для активного ребенка важен, однако спортивные занятия на результат нагружают ученика не только физически, но и морально. Для малышей, которые с трудом контролируют свою энергию в спокойной обстановке, такой вид физической активности служит еще одним раздражителем. Нам нужно наоборот замедлить, уравновесить работу нервной системы. Поэтому лучше подбирать спорт ради спорта, где физическое напряжение сменяется спокойной деятельностью, например, плавание.

Развивать ум активного ребенка это значит, тренировать внимание, мышление, воспитывать волевые качества.

В обучении непоседливых школьников огромную роль играет мотивация и интерес к занятию. Чтобы ученик задержал внимание на предложенном уроке, необходимо заинтересовать его, подпитывать детскую любознательность, провоцировать на активное участие в познавательном процессе.

Но самая важная цель развития энергичных учеников научить управлению своим поведением, умственным потенциалом, интеллектуальной деятельностью без посторонней помощи.

Куда пойти активному ребенку для подготовки к школе и развития интеллекта?

Идеальные развивающие курсы для подвижных, непоседливых учеников должны помогать им в адаптации к учебному процессу в школе. Как это делает школа ментальной арифметики Соробан в России? Стимулирует познавательный интерес, тренирует мыслительные функции головного мозга, в том числе внимание, воображение, способности к анализу, рассуждениям, самостоятельному решению задач. Методика мотивирует, учит детей доводить начатое до конца, добиваться успеха, реализовывать поставленные цели. Именно активные ученики, научившись управлять своим умом, становятся лидерами.

deti-prygajut-600x400.jpeg

Полезный совет родителям очень энергичных школьников: если вы правильно организуете развитие ребенка, повышенная активность в современном мире принесет много пользы. Ведь активные ученики соображают быстрее, могут быстро переключиться с одной задачи на другую, так же быстро восстанавливают силы. Режим, который лучше всего подходит для таких школьников: непродолжительное погружение в решение интеллектуальной задачи короткий перерыв на физическую активность. Именно такой рабочий ритм считается наиболее эффективным в тайм-менеджменте.

.

Как добиться положительного влияния телевизора

Правильная подборка программ, а также дозирование их просмотра способны оказывать положительное влияние. Вот лишь несколько пунктов, какую пользу приносит телевидение в жизнь детям:

  1. Развлечение. Режиссеры детских передач, снимают их таким образом, чтобы ребенок мог не только расслабиться, но и в процессе просмотра научиться выходам из различных ситуаций, которые в будущем применит в жизни. Просмотр развлекательных программ также развивает воображение малышей.
  2. Обучение. Передачи, в которых заложена образовательная программа, способствуют мягкому процессу обучения, способному стать альтернативой традиционным вариантам. К тому же такие передачи, могут даже замотивировать ребенка на обучение после просмотра.
  3. Спорт. Спортивные программы (футбол, хоккей, волейбол и пр.)расширяют кругозор в индустрии физической культуры. Возникает дух соперничества, появляются любимчики среди команд, а также ребенок может наконец-то выбрать себе секцию по душе. К тому же, малыш сам захочет вести активный образ жизни, а это в свою очередь благотворно сказывается на эмоциональном и физическом состоянии.
  4. Культура. Передачи, в которых рассматриваются культуры других народов, к примеру, программы про путешествия, существенно расширяют кругозор ребенка. Ребенок получает представление о том, что существуют другие люди, с другим цветом кожи и говорящих на другом языке. Малыш растет более толерантным к другим людям и, к тому же, возможно сформирует определенные увлечения (туризм, походы, путешествия).
  5. Творчество. Творческие программы, будь то музыка или уроки рисования, способны развивать в ребенке скрытые до поры до времени таланты, побуждая проявить свое творчество в том или ином деле.

Конечно же, важно следить за таймингом проведенным перед телевизором и тогда ребенок сможет получить положительный эффект от просмотра телепередач. Информационные передачи повышают эрудицию, что позитивно сказывается на успеваемости в школе. Телевидение также великолепно отвлекает от бытовых проблем, снижая уровень стресса и перенаправляя мысли в правильное русло.

99846-600x400.jpg

Также осваивание управлением телевизором, начиная от пульта, заканчивая выбором телепередач, развивает способность использования новых технологий. Ребенок волей неволей привыкает к технике, а в процессе просмотра определенных программ становится осведомленным и более информированным.

Изучение языков. Современное телевидение это не только развлекательный контент, но еще и десятки программ, направленных на изучение иностранных языков. С ранних пор можно понемногу включать мультфильмы и фильмы на иностранных языках, которые он изучает в школе, что поспособствует скорейшему усваиванию иностранных слов, совмещая процесс учебы и развлечения.

Социальное развитие. Просматривая правильно подобранные передачи, ребенок черпает примеры поведения в той или иной ситуации, поле чего способен применить их в повседневной жизни. К тому же, у малыша будут появляться любимые персонажи и киногерои, с которых он будет брать пример и по возможности подражать.

Негативное влияние телевидения

Конечно же, если существует положительная сторона у чего либо, то, скорее всего она имеет и противоположное значение. Речь идет о негативном влиянии телевидения, при неправильном подходе к применению.

5428257_900-600x403.jpg

  1. Время. Чрезмерные посиделки перед телевизором безвозвратно крадут личное время. Это то время, которое ребенок мог потратить на игры на свежем воздухе, провести время в кругу друзей, выполняя домашние задания и многое другое.
  2. Стоп фантазия. С одной стороны, телевидение позволяет узнать много нового, но с другой, снижает развитие фантазии и воображения, заставляя подражать уже продемонстрированному на экране. Так что, всему должна быть мера.
  3. Концентрация. Ребенок, который перед телевизором просиживает по нескольку часов, в итоге страдает от дефицита внимания. Это связано с тем, что телевизор не контактирует со зрителями, а просто выдает контент. В итоге, ребенок, не получивший никакой информации, позволяющей ответить на его вопросы, становится замкнутым.
  4. Продуктивность. С этим пунктом все понятно. Если все свободное время малыш просиживает перед экраном, то само собой, что он не будет успевать выполнять ряд бытовых задач, что влечет за собой отставание во всех сферах жизни.
  5. Физическая форма. Малоподвижный образ жизни, который напрямую связан с долгим просмотром телевизора, ведет к появлению лишнего веса, а также снижению физического состояния. Ребенок становится слабей, а это чревато развитием целого ряда патологических изменений.
  6. Зрение. Постоянная фиксация на одном предмете (экран телевизора) может стать причиной развития синдрома ленивого глаза. Ослабление глазной мышцы снижает уровень зрения, корректировка которого не только дорогостоящая операция, но и совершенно не нужная, если этого можно избежать заранее.
  7. Поведение. Взрослые уже давно поняли, что телевидение все чаще демонстрирует сцены насилия. Ребенок же воспринимает их как модель поведения, не анализируя, что хорошо, а что плохо. Необходимо тщательно подбирать программы для детей и пользоваться функцией родительский контроль, которой оснащаются современные телевизоры.
  8. Самооценка. Просмотр фильмов или передач, где демонстрируют идеальную жизнь богатых людей, может негативно отразиться на психике малыша, снижая его самооценку и делая несчастным.
  9. Эмоциональная уязвимость. Ребенок еще слишком мал, чтобы во время просмотра передач, в которых освещается тема алкоголя, наркотиков или секса, разобраться в этих проблемах. В итоге малыш создаст искаженное понимание реальной жизни и может подвергнуться неверному психологическому влиянию.

2019-05-01_150523.jpg

Советы родителям

Сведите к минимуму количество проведенного времени перед телевизором, но не за счет запрета, а за счет компромисса (игры, прогулки на свежем воздухе, совместный досуг и пр.).

  1. Тщательно следите за тем, какие именно программы смотрит ребенок и при необходимости, удалите те, которые не способствуют правильному развитию.
  2. Старайтесь не оставлять его наедине с телевидением. Во-первых, у вас укрепиться связь между друг другом, а во-вторых, вы сможете вовремя среагировать на нестандартную ситуацию на экране и ответить на возникшие у малыша вопросы.
  3. Не устанавливайте телевизор в комнате, где спит ребенок.
  4. Не включайте телевизор детям младше 2-х лет. Именно до этого возраста у них формируется мозг, а телевизор может нарушить его гармоничное развитие.

В итоге, стоит понимать, что телевидение это совсем неплохо, но только при правильной дозировке по времени и качественном подборе программ. В этом случае, от просмотра любимых телепередач, фильмов или мультфильмов ребенок получит только пользу.

Методики физического развития ребенка

Основной акцент в этом методике нпр делается на физическом развитии ребенка. Оно, по мнению специалистов, играет наиболее важную роль в становлении личности ребенка, а также формировании его характера.

Методика Никитиных

Желание познавать мир присуще каждому ребенку с самого рождения. И едва научившись ползать, он уже готовится активно с ним взаимодействовать. Задача родителей не погасить природную любознательность ребенка, а создать наиболее благоприятные условия для ее развития.

rannee-razvitie-nikitiny2-e1494049889930.jpg
Раннее развитие методика Никитиных

В соответствии с этим, супруги Никитины сформулировали следующие принципы, на которых должно основываться раннее развитие детей до года:

  1. Полный отказ от манежей, колясок, способных так или иначе ограничить свободу ребенка в перемещении.
  2. Отсутствие элементов контроля, а также принуждения, предоставление ребенку максимальной самостоятельности и свободы.
  3. Обеспечение ребенку беспрепятственного доступа к спортивным снарядам и тренажерам. Создание среды, располагающей к активному образу жизни.
  4. Активное использование методов поощрений; эмоциональные отклики на достижения ребенка.

Существенными плюсами методики Никитиных является:

  • Доступность; легкость в осуществлении, позволяющая освоить ее родителям, имеющим даже поверхностные представления о педагогике и развивающих системах.
  • Возможность уделять внимание как интеллектуальному, так и физическому развитию ребенка.
rannee-razvitie-nikitiny1.jpg
Физическое развитие по Никитиным предполагает наличие спортивного уголка у каждого ребенка

К числу недостатков методики можно отнести:

  • Ребенок до года может болезненно реагировать на излишне жесткие методы работы.
  • Недостаточное внимание, уделяемое творческому развитию ребенка, отсутствие должного внимания мелкой моторике.
  • Невозможность осуществлять индивидуальный подход к ребенку.

Развивающая динамическая гимнастика

В основе динамической развивающей гимнастики лежит практика, используемая в Древней Руси: она заключается в том, что родитель, поддерживая ребенка за подмышки, слегка подбрасывал его. по мере взросления ребенка, гимнастика усложнялась, к ней добавлялись новые движения к примеру, более старших детей можно было вращать вокруг себя, придерживая за руки и ноги.

dinamicheskaja-gimnastika2-1024x768.jpg
Что такое динамическая гимнастика описание

На сегодняшний день основоположниками динамической развивающей гимнастики являются Л.Китаева и М.Трунова.

По их мнению, развивающая система позволяет:

  1. Развивать врожденные двигательные рефлексы новорожденного.
  2. Предоставлять ребенку возможность двигаться даже при отсутствии необходимых для этого навыков.
  3. Совершенствовать вестибулярный аппарат ребенка.
  4. Возможность переносить приобретенные навыки на спортивные упражнения.

Дополнительно, динамическая развивающая гимнастика может включать в себя закаливание, плавание, игры на свежем воздухе. Очень хорошо сопровождать такие занятия музыкой. И если раньше большинство родителей относились к этой системе с недоверием, сегодня она приобретает все больше сторонников.

dinamicheskaja-gimnastika-e1494050097323.jpg
Динамическая гимнастика подходит не всем детям

Сторонники развивающей гимнастики также акцентируют внимание на том, что она:

  • Укрепляет и разрабатывает мышцы и суставы ребенка.
  • Позволяет ребенку эффективнее ориентироваться в пространстве.
  • Способствует укреплению иммунитета ребенка.
  • Может компенсировать недостаток родового опыта у детей, родившихся в результате кесарева сечения.
  • Улучшает сон и аппетит ребенка.
  • Делает организм более натренированным.
  • Способствует моральному развитию ребенка, формируя у него такие качества, как способность к доверию, готовность к взаимодействию с окружающими.
dinamicheskaja-gimnastika-m-e1494050293599.jpg
Динамическая гимнастика кажется немного жесткой

Тем не менее, делая выбор в пользу динамической гимнастики необходимо учесть, что несоблюдение технологии, непоследовательность или чрезмерные нагрузки при ее осуществлении могут привести к ряду негативных для ребенка последствий:

  • Повышенная стрессовая нагрузка. Учитывая то, что большинство специалистов рекомендуют использовать динамическую гимнастику уже в первые недели после рождения ребенка, это может спровоцировать чрезмерный выброс в кровь гормона стресса. Последствием этого могут стать двигательная расторможенность, гиперактивность и т.д.
  • Динамическая гимнастика базируется на врожденных рефлексах, в частности тех, что должны угаснуть со временем (например, рефлекс Моро). Искусственная стимуляция этих рефлексов может иметь негативные последствия для ребенка.
  • Не обладая достаточным пониманием детской физиологии, родитель рискует не рассчитать нагрузку. Это может стать причиной травм в будущем.
  • Частые взлеты и падения могут притупить у ребенка страх высоты.

Именно поэтому прежде чем приступать к динамической развивающей гимнастике, необходимо проконсультироваться со специалистом и убедиться в отсутствии противопоказаний. начинать следует с четырехнедельного возраста, выбирая самую простую и щадящую для ребенка программу.

Системы общего раннего развития

Основной задачей систем общего развития является развитие у ребёнка интеллектуальных навыков, к которым можно отнести способность к обучению, навыки чтения и письма, совершенствование высших психических функций.

Педагогика Монтессори

Малыш должен расти и развиваться самостоятельно вот основополагающий принцип, которым руководствуются сторонники педагогики М.Монтессори.

Задача родителя при этом обеспечить ребенка средой, которая будет максимально благоприятствовать этому а именно, в распоряжении ребенка всегда должны быть необходимые материалы для творчества, развивающие игры и игрушки и т.д.

dinamicheskaja-montessori1-e1494050359181.jpg
Развивающий уголок Монтессори
  1. Не менее важными принципами педагогики Монтессори являются:
  2. Предоставление ребенку возможность самостоятельно выбирать вид деятельности.
  3. Родитель, как наставник, помощник, который будет направлять ребенка и его деятельность, давать ему только необходимые подсказки.
  4. Предоставление ребенку самостоятельности, не имеющей при этом ничего общего со вседозволенностью и потаканию капризам ребёнка.

К достоинствам системы Монтессори можно отнести:

  • Возможность воспитать в ребёнке самостоятельность, готовность к активному обучению и осознанной деятельности.
  • Развитие внимания и дисциплинированности.
  • Максимальное удовлетворение познавательных интересов и потребностей ребенка.
  • Максимальный учет индивидуальных особенностей ребенка (интересов, способностей и т.д.).
  • Акцент не только на интеллектуальных, но социальных, творческих, эстетических качествах ребенка, которые развиваются гармонично и естественно.
dinamicheskaja-montessori3-e1494050411873.jpg
Развивающая панель для детей

Минусами системы являются:

  • Недостаточное внимание, уделяемое развитию правого полушария.
  • Недостаточное внимание, уделяемое творческому развитию ребенка.
  • Дети, отличающие повышенной двигательной активностью, могут некомфортно чувствовать себя на занятиях.

Методика Глена Домана

Известный педагог Г.Доман полагал, что развитие интеллектуальных способностей к обучению осуществляется наиболее интенсивно в период роста головного мозга ребенка, а именно до семи лет. Поэтому в этот период нужно уделять ему особое внимание. При этом педагогика Г.Домана включает в себя четыре основных направления:

  1. Физическое развитие.
  2. Навыки чтения.
  3. Навыки счета.
  4. Общая осведомленность.
dinamicheskaja-doman-e1494050460543.jpg
Методика Г.Домана принципы

Формирование навыков по системе Г.Домана базируется на использовании специальных карточек, на которых, в зависимости от целей обучения, нарисованы те или иные картинки: точки (при изучении цифр), буквы (для обучения алфавиту), рисунки (при изучении окружающего мира), слова (для овладения иностранными языками). Демонстрация изображения подкрепляется небольшим рассказом об изучаемом объекте. Аналогичным образом может осуществляться и раннее музыкальное развитие (в этом случае на карточках изображаются музыкальные символы и т.д.).

Благодаря методике Г.Домана ребенок получает возможность:

  • Легко усваивать и запоминать большие объемы информации.
  • Самостоятельно структурировать материал, выделяя в нем значимые связи.
  • Овладеть значимыми для обучения навыки.
  • Развивать природные задатки ребенка.
  • Позволяет заниматься творческими видами деятельности (например, осуществлять музыкальное развитие детей раннего возраста).
rannee-chtenie-e1494050521762.jpg
Раннее чтение по Доману с трех лет

Недостатками методики является то, что она:

  • Нагружая ребенка фактами, не обучает его их практическому применению.
  • Во время обучения чтению ребенок может акцентировать внимание на картинке в ущерб буквам и слогам.
  • Необходимо тщательно следить за тем, готова ли психика ребенка к таким нагрузкам.

Изучив принципы, а также достоинства и недостатки тех или иных развивающих методик, вы легко сможете выбрать ту, которая сможет подойти именно вашему ребенку.

Предпосылки к изменению социальной ситуации

Одним из главных факторов, который влияет на смену социальной ситуации в дошкольном возрасте, является кризис трехлетнего возраста. У ребенка начинают ярко проявляться такие личностные черты, как самостоятельность, активность. Ребенок как будто отделяется от взрослого, демонстрируя ему то, что он является уже самостоятельным человеком, интересы которого необходимо уважать и принимать во внимание. Он стремится максимально включаться в жизнь взрослых, однако при этом он еще не обладает должным уровнем знаний и необходимых для этого умений.

Таким образом, у ребенка возникает противоречие между его потребностями и нормами, которые все прочнее входят в его жизнь (начиная от самых простых запретов родителей до общественно-значимых норм и правил).

socrazvitie-doshkolnikov.jpg
Социальное развитие дошкольников

Решение этих проблем требует смены социальной ситуации, которая и происходит в это время.

Что представляет собой социальная ситуация?

В наиболее общем смысле социальная ситуация развития дошкольника представляет собой один из фундаментальных компонентов того или иного возрастного периода. Она характеризует основные аспекты взаимодействия ребенка с окружающими его людьми: семьей, сверстниками, другими взрослыми. Социальная ситуация каждого возрастного периода имеет свои отличительные особенности. В первую очередь это связано с тем, что механизмы взаимодействия постепенно расширяются; значимость роли тех или иных людей меняется. Это позволяет наблюдать за динамикой изменения социальной ситуации и выбирать наиболее приемлемый для того или иного случая способ взаимодействия.

projavlenija-socializacii.jpg
Социальная ситуация -проявления

Отличительные особенности социальной ситуации дошкольного возраста. Общая характеристика

Что характеризует социальную ситуацию дошкольного возраста? Прежде всего, стоит отметить, что уже к началу этого периода ребенок имеет достаточно развитые органы чувств, способность ориентироваться в пространстве и перемещаться в нем. Именно поэтому дошкольник имеет большую тягу к самостоятельности, растущее из года в год. Он постепенно покидает пределы родительского дома; в его жизнь входят как сверстники, так и другие взрослые люди.

socrazvitie-jetapy-1024x768.jpg
Социализация детей этапы

К моменту наступления старшего дошкольного возраста ребенка уже окончательно не устраивает позиция пассивного наблюдателя, и он хочет уже активно участвовать в жизни взрослых.

Социальная ситуация в младшем дошкольном возрасте

Социальная ситуация развития ребенка в младшем дошкольном возрасте имеет свои отличительные особенности. Как мы уже указали выше, виды деятельности, которые становятся доступны ребенку младшего дошкольного возраста (3-5 лет) существенно расширяются. В своем поведении ребенок все еще воспроизводит действия взрослых; однако представление о них растет изо дня в день. Во многом это объясняется тем, что если ранее круг общения ребенка составляли главным образом члены его семьи, теперь он значительно разнообразнее.

obshhenie-so-sverstnikami-1024x768.jpg
Общение со сверстниками важная составляющая социализации

Ребёнок имеет возможность активно наблюдать за профессиональной деятельностью многих людей, с которыми сталкивается дома и на улице.

Кроме этого он может активно взаимодействовать с соседями, окружением родителей и познавать тем самых всевозможные сферы их жизни, которые раньше были скрыты от него и недоступны. У него появляются первые друзья и дети, с которыми он будет проводить большую часть своего свободного времени.

Именно благодаря этому ребенку постепенно становятся доступны гендерные, возрастные, профессиональные модели поведения, которые впоследствии будут закрепляться и оттачиваться при помощи сюжетно-ролевых игр.

В младшем школьном возрасте это приобретает особо важную роль поскольку никакое обучение невозможно без участия элементарных игровых действий. Позднее виды деятельности будут усложняться, но именно игра останется ведущим видом деятельности до самого школьного детства.

testirovanie-doshkolnikov.jpg
Тестирование дошкольников психологом

Общение, осуществляемое ребенком-дошкольником, начинает становиться более разнообразным. Ребенок начинает понимать, что тон общения, допустимый для одного человека, может абсолютно не подходить для другого.

Одним из негативных эффектов такого поведения может стать формирующаяся детская манипуляция: понимая, что именно ожидают от него взрослые, он начинает понимать как преподнести себя тому или иному человеку.

Существенным отличием общения в младшем дошкольном периоде от предшествующих является также и то, что у общения появляется еще одна функция: познавательная. То есть, дети начинают обращаться к своему окружению не только для того, чтобы поручить от них очередную порцию заботы и ласки, но также задать им интересующие вопросы, узнать что-либо. Это дает почву для развития познавательного интереса, который в зависимости от обстоятельств и поведения взрослых, будет в дальнейшем перерастать в более сложные поведенческие формы. Это позволит ребёнку успешно осуществлять обучение в наступающим позднее школьном детстве.

socializacija-napravlenija.png
Направления социализации в схеме

Несмотря на то, что поначалу вопросы, задаваемые детьми, могут показаться нелогичными, странными, а порой и вовсе бессмысленными, пренебрегать ими все же не следует. И воспринимать их следует максимально серьезно. Почему? Именно в это время, в младшем дошкольном возрасте, у ребенка начинают проявляться зачатки познавательной мотивации. Развив их и обеспечив должную поддержку, родитель может разбудить в ребенке потребность в саморазвитии и активной познавательной деятельности.

Оставляя же детские вопросы без ответа, можно серьезно затормозить развитие этих качеств.

Помимо этого ребенок приобретает навыки и других форм и видов общения:

  1. Ситуативное общение (осуществляемое в ситуации, когда необходимо получение похвалы, либо поощрения). Личностные качества собеседника оцениваются в контексте ситуации и в строгой связи с ней.
  2. Внеситуатинвое (когда ребенок приобретает возможность давать собственную оценку не самой ситуации, а личности находящегося в ней человека). В это время ребенок учится формировать в своем сознании психологический портрет каждого, с кем так или иначе вступает во взаимодействие.
socializacija-i-zhivotnye-1024x768.jpg
Домашний любимец один из важный элементов социализации

Ребенок не просто совершает поступки; он ждет оценки взрослых, а также поощрения или похвалы за них. Это создает в их сознании первичную базу социального опыта, который наверняка пригодится им в будущем. Ему уже требуется подчинять свое поведение своим интересам, а в более сознательном возрасте уже известным ему нормам и правилам.

Существенным моментом, предопределяющим дальнейшее развитие коммуникативной сферы в дошкольном возрасте, также является межличностное общение со сверстниками.

Оно из года в год становится все более содержательным, а также начинает носить более длительный характер. У ребенка появляются постоянные друзья, со временем вырисовывается довольно определенный круг общения. Ребенок начинает понимать, с какими детьми ему интереснее проводить время, а какие не представляют для него особого интереса. Дети осваивают всевозможные формы сотрудничества. Роль сверстников в жизни ребенка существенно возрастает в целом. Если раньше поведение ребенка строилось исключительно на подражании взрослым, то сейчас они начинают обращать внимание и друг на друга, перенимая некоторые привычки, способы деятельности. Он прочнее входит в детский коллектив и начинает все больше испытывать его влияние.

igra-v-socializacii-1024x683.jpg
Роль игры в социализации неоспорима

Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте начинает играть особую роль прежде всего потому, что именно с ее помощью ребенок оказывается способен разрешить главное противоречие, возникающие в это время. Он может принимать непосредственное участие в жизни взрослых, показывая усвоение им моделей социального поведения. С другой оставаясь среди сверстников без непосредственного вмешательства в их жизнь.

Особенности социальной ситуации при переходе от младшего дошкольного периода к старшему

Основным отличительным моментом перехода от младшего дошкольного возраста к старшему является рост значимости в жизни ребенка второй сигнальной системы: таким образом, речь начинает играть главенствующую роль в общении и любом взаимодействии. Ребенок постепенно приучается к постановке и формулировке целей, в том числе в довольно дальней перспективе. Это отражается практически на всех видах деятельности, в том числе на игровой, которая по-прежнему остается основной в это время. В частности, поведенческий репертуар расширяется сюжетно-ролевыми играми, где существуют определенные правила, распределение ролей, иерархия и соподчинение мотивов и т.д. Для игры подбираются необходимые для этого игрушки, выбираются условия. Процессы, которые раньше были абсолютно неконтролируемы, приобретают произвольную основу.

patrioticheskoe-vospitanie.jpg
Сюжетно-ролевые игры могут иметь разные напрвления. в том числе, патриотическое

Познавательная мотивация продолжает активно развиваться. Роль знаний и уже полученного и накопленного опыта усиливается. Сам ребенок со временем начинает осознавать их ценность.

Социальная ситуация в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте различные формы взаимодействия с окружающими начинают играть все более важную и определяющую роль в его психологическом и социальном развитии. Окончательное становление внеситуативного, а также познавательного общения складывается уже к 5 годам. Задавая вопросы, ребенок ненавязчиво готовит себя к школьному обучению. Теперь взрослый для него не только значимый авторитет в поведенческой сфере, но и важнейший источник знаний и помощник в усвоении представлений об окружающем мире. Поэтому в это время как никогда важно уделять максимально времени и внимания познавательному общению, расширяющему границы познания ребенка. Делать это можно как в традиционной, так и игровой форме. Важно также не давать на детские вопросы прямые ответы, но и позволить ребенку самостоятельно принять участие в поиске знаний, чтобы дать ему шанс почувствовать радость открытия.

igry-6-let.jpg
Игры в 5-6 лет имеют целенаправленный характер

Старший дошкольный возраст также отмечается тем, что если ранее игровая деятельность не носила целесообразный характер, сейчас же у игры окончательно вырисовываются цели, задачи, в ней распределяются роли и устанавливаются обязанности действующих лиц.

Влияние коллектива сверстников на ребенка становится еще более ощутимым. Теперь совершая то или иное действие он начинает обращать внимание не на реакцию отдельно взятого человека, но и детскую группу в целом. Потребность ощущать себя в качестве части целого усиливается и со временем будет возрастать.

sovmestnaja-dejatelnost-1024x683.jpg
Игры приобретают совместный характер

Таким образом видно, что в наиболее широком смысле социальную ситуацию дошкольного возраста характеризуют растущая автономность ребенка от его семьи, растущая значимость в жизни ребенка его сверстников и детского коллектива в целом, усложнение форм общения и взаимодействия. Ребенок приобретает новый социальный опыт.

Кризис семилетнего возраста

После того, как перемены, наступившие в дошкольном возрасте дали знать о себе в полной мере и окончательно укрепились, ребенок становится готов к выходу на новый этап развития. Очередная смена социальной ситуации наступит уже после очередного возрастного кризиса (похода ребенка в школу и начала школьного детства).

Источники:

  • https://detki.guru/razvitie-rebenka/obuchenie-s-interesom.html
  • https://detki.guru/razvitie-rebenka/kursy-aktivnih-detej.html
  • https://detki.guru/razvitie-rebenka/kak-televidenie-vliyaet-na-razvitie-detey-polza-i-negativ.html
  • https://detki.guru/razvitie-rebenka/rannee-metodiki.html
  • https://detki.guru/razvitie-rebenka/sotsialnaya-situatsiya-razvitiya-rebenka.html/

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит