Курсовая работа «Инклюзивное образование детей»

СОДЕРЖАНИЕ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 8 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Доклад на тему:

Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в России

Подготовила:

воспитатель

МБДОУ Детский сад № 8

Ф.И.О: Егорова Дарья Михайловна

Уфа 2017 г.

1

Оглавление

Введение.3

Задачи

специального

образования

на

современном

этапе

в

России

.3

Процесс

организации

и

осуществления

интегрированного

обучения

в

России.4

П р е д с т а в и т е л и

О т е ч е с т в е н н о й

д е ф е к т о л о г о и и . .

..5

Формы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии..8

Заключение…10

2

Введение.

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях

ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального

охвата

образованием

всех

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

(ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего

его

потребностям

и

полноценно

использующего

возможности

развития,

обусловило

важнейшие

инициативы

и

ориентиры

новой

образовательной

политики.

Такая постановка задачи влечет за собой необходимость структурно-

функциональной,

содержательной

и

технологической

модернизации

образовательной системы.

Демократические

и

социальные

преобразования,

начавшиеся

в

нашем

государстве с середины 1990-х годов, выдвинули в разряд актуальных проблему

гуманизации общества, необходимость осознания того, что человек важнейшая

ценность

и

забота

о

нем

главная

задача

демократического

государства,

предусмотренная нормами международного гуманитарного права.

Явление

интеграции

в

образовании

как

социально-педагогический

феномен сформировалось в США и в Западной Европе на рубеже 1970-х годов.

Однако предпосылки возникновения тенденции к совместному обучению лиц,

резко

различающихся

между

собой

по

социальным,

половым,

расовым,

религиозным

и

иным

признакам,

уходят

своими

корнями

в

социальную

ситуацию,

сложившуюся

в

послевоенные

годы.

Разруха,

беспощадное

уничтожение людских ресурсов способствовали переосмыслению обществом и

отдельными его представителями отношения к человеку, отличающегося теми

или

иными

характеристиками

от

своих

сограждан.

Осознав

значимость

человеческой жизни и личности, общество начало проявлять заботу и о детях с

ограниченными возможностями здоровья.

Задачами специального образования на современном этапе в России

являются:

определение системы показаний для осуществления интеграции ребенка с

разным

уровнем

психофизического

развития

в

общеобразовательные

учреждения;

разработка содержания и форм специализированной поддержки детей,

интегрированных в общеобразовательные учреждения;

разработка и апробация вариативных индивидуальных программ

воспитания,

обучения

и

развития

дошкольников

и

школьников

с

психофизическими нарушениями в ОУ.

3

На протяжении многих лет ученые и практики-дефектологи считали, что

детей с отклонениями в развитии лучше обучать в специальных (коррекционных)

школах, чем в общеобразовательных. Но западные интеграционные тенденции в

системе специального образования оказали влияние на позицию государства,

общества,

средств

массовой

информации

в

решении

проблем

воспитания

и

обучения

детей

с

особыми

образовательными

потребностями.

Понимание

необходимости

социальной

и

педагогической

интеграции

детей

с

психофизическими

нарушениями

подвигло

педагогическую

общественность

страны к поиску возможных путей организации совместного обучения детей

разного уровня развития в учреждениях специального и общего образования.

Становление законодательной базы в этой области началось с ратификации

в 1991 г. нормативных международных документов. Затем был принят Закон РФ

Об образовании (1992) и поправки к нему (1996, 2002, 2004). Этот закон

предоставил родителям и детям с проблемами в развитии возможность выбора

форм обучения (специальная коррекционная школа, интернатное учреждение,

обучение на дому, общеобразовательная школа).

Еще одним шагом на пути реализации идеи интегрированного обучения

можно

назвать

разработанную

российскими

учеными

в

2001

г.

Концепцию

интегрированного обучения лиц с ОВЗ (со специальными образовательными

потребностями). В ней говорится о том, что необходимо взвешенное сочетание

принципов

интеграции

и

профессионального

воздействия

в

специально

организованных условиях для оказания необходимых ребенку образовательных

услуг.

Тем

самым

подчеркивается

важность

существующей

системы

дифференцированного

обучения,

а

также

дальнейшего

совершенствования

и

сближения систем массового и специального образования.

Несмотря на то что у нас в стране уже сложилась разветвленная сеть

специальных образовательных учреждений, большинство ученых и практиков

признают,

что

в

последнее

десятилетие

ведущим

направлением

в

системе

специального образования страны стала интеграция. Отечественная концепция

интегрированного обучения строится на трех основных принципах: 1) ранней

диагностике и коррекции отклонений в развитии; 2) обязательной коррекционной

помощи

каждому

ребенку

с

ОВЗ,

интегрированному

в

общеобразовательное

пространство;

3)

обоснованном

отборе

детей

с

проблемами

в

развитии

для

интегрированного

обучения.

При

таком

подходе

интеграция

н е

противопоставляется системе специального образования, а выступает как одна из

альтернативных форм внутри общегосударственной системы образования.

Процесс организации и осуществления интегрированного обучения

сейчас

находится

в

стадии

теоретического

обоснования

и

практического

изучения.

Однако

российскими

дефектологами

накоплен

большой

опыт

4

экспериментальной

работы

с

детьми,

интегрированными

в

среду

нормально

развивающихся сверстников.

Основооположником идеи интегрированного обучения в отечественной

педагогике является Л. С. Выготский. Он писал, что при всех достоинствах

наша

специальная

школа

отличается

тем

основным

недостатком,

что

она

замыкает своего воспитанника слепого, глухого, умственно отсталого ребенка

в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все

приспособлено

к

дефекту

ребенка,

все

фокусирует

его

внимание

на

своем

недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Выготский полагал, что главная

задача воспитания ребенка с нарушением развития его интеграция в жизнь и

создание условий для компенсации его недостатка каким-либо другим путем.

Компенсацию ученый рассматривал не в биологическом, а в социальном аспекте,

так как он считал, что воспитателю в работе с ребенком, имеющим дефекты

развития, приходится иметь дело не столько с биологическими фактами, сколько

с их социальными последствиями. У нас обучение и воспитание дефективных

детей должны быть поставлены как проблема социального воспитания По

существу нет разницы ни в воспитательном походе к дефективному ребенку и

нормальному, ни в психологической организации их личности.

Одной из форм оптимального развития умственно отсталого ребенка, по

мнению Выготского, должен стать коллектив. Подчеркивая его превалирующую

роль в процессе развития и воспитания, автор выдвигает требование насыщения

коллектива разными по степени интеллектуального недоразвития детьми. По

мнению

исследователя,

в

тех

случаях,

когда

коллектив

отсталых

детей

достаточно однороден, это наносит ущерб как нормальным, так и аномальным

детям лишает их возможности развития. Интеллектуально более одаренные не

могут

проявить

свою

социальную

активность,

а

умственно

отсталые

дети

лишаются

возможности

коллективного

сотрудничества

и

общения

с

более

одаренными детьми. Это приводит к отягощению интеллектуального дефекта.

Л. С. Выготский подчеркивал, что процесс социализации, приспособления

ребенка к требованиям окружающей среды оказывается трудным и болезненным

и не всегда проходит успешно. По результативности процесса приспособления

ученый выделял три типа компенсации: реальная (заканчивается преодолением

дефекта),

фиктивная

(заканчивается

бегством

в

болезнь)

и

средняя.

Он

указывал, что, пересматривая подходы к организации специального образования,

необходимо ориентироваться на процесс развития нормальных детей.

Следует отметить, что теоретические положения Л. С. Выготского,

касающиеся социально-образовательной интеграции, до сих пор не утратили

актуальности. Наиболее значимыми из них являются следующие:

5

роль культурно-исторического опыта, накопленного человечеством и

влияющего на ход развития, воспитания и обучения ребенка;

положение о возможностях ребенка, способного под воздействием

обучения

со

стороны

взрослого

интериоризировать

опыт

познавательной

и

коммуникативной деятельности;

теория о единстве биологического и социального в развитии ребенка;

понятие о структуре дефекта, сочетающей основное нарушение и

вторичные (сопутствующие) отклонения;

положение о единстве законов развития нормальных и нетипичных

детей при качественном своеобразии развития детей с ОВЗ;

экспериментально доказанное учение о возможностях компенсации

дефекта

и

о

преимущественной

коррекции

вторичных

отклонений

при

целенаправленном

воздействии

со

стороны

специально

подготовленного

взрослого;

понятие о комплексном целенаправленном коррекционно-педаго-гическом

воздействии;

учение о сенситивных периодах.

В отличие от теорий социального научения, характерных для западных

моделей интеграции, отечественные ученые стоят на позициях деятельностного

подхода. Суть этого подхода в том, что включение ребенка с ограниченными

возможностями здоровья в среду сверстников происходит в процессе совместной

деятельности

(игровой

или

учебной,

коммуникативной

или

познавательной),

объединяющей детей, ориентированных на достижение определенной цели. При

этом цели и мотивы деятельности детей с разным уровнем психофизического

развития

в

общем

пространстве

игры

или

учебы

могут

быть

разными.

Ориентация на ведущую деятельность возраста, учет сенситивных периодов в

становлении

высших

психических

функций,

своевременное

формирование

типичных видов детской деятельности и их связь с возрастными психическими

новообразованиями служат основой, позволяющей специально подготовленному

взрослому

осуществлять

целенаправленное

воспитание

и

обучение

детей

с

различными возможностями здоровья. Таким образом, если западные теоретики

говорят о созревании поведения по мере того, как формируется одна функция

и

не

получает

подкрепления

другая,

отечественная

школа

опирается

на

системный,

деятельностный

подход

к

развитию

личности

ребенка,

формирующие возможности которого практически не ограничены.

A. Н. Леонтьев считал, что личность начинает формироваться в период

дошкольного

детства,

когда

вся

деятельность

связана

системой

взаимно

6

соподчиненных

мотивов.

Позже,

во

время

школьного

обучения,

у

детей

обдуманные действия преобладают над импульсивными, появляются мотивы

рассудочного характера. В качестве мотивов могут выступать содержание самой

деятельности,

ее

общественное

значение,

успех

и

неуспех

в

проведении

деятельности, личные достижения ребенка, его самооценка. В зависимости от

сложившихся отношений между ребенком и родителями в разное время при

различных жизненных ситуациях на первый план могут выступать одни или

другие мотивы, подчиняя себе остальные. В период школьного обучения система

жизненных отношений у ребенка перестраивается. Воспитание ребенка через

деятельность определяет его психику и сознание.

Д.

Б.

Эльконин

указывал,

что

лишь

деятельностный

тип

жизни

личностен.

Поэтому

так

важно

правильно

организовать

совместную

деятельность

нормально

развивающихся

детей

и

их

сверстников

с

ОВЗ,

находящихся в условиях образовательной интеграции.

Успешность интеграции детей с отклонениями в развитии зависит не

только от характера и степени имеющихся у них физических и психических

нарушений,

важное

значение

имеет

эффективность

отобранных

и

учитывающих

эти

нарушения

учебных

программ,

обучающие

технологии,

отношение к таким детям со стороны окружения, та образовательная среда, в

которую

ребенок

интегрируется.

Реализация

интегрированного

обучения

предполагает

обязательное

руководство

учебно-воспитательным

процессом

специалистами,

которые

могут

помочь

обычным

педагогам

в

организации

воспитания

и

обучения

ребенка

с

отклонениями

в

развитии

в

коллективе

здоровых сверстников.

B. В. Давыдов обобщил основные положения культурно-исторической

концепции

Л.

С.

Выготского,

А.

Н.

Леонтьева

и

всей

научной

школы

Выготского.

Первое:

основой

психического

развития

человека

выступает

качественное

изменение

социальной

ситуации

или,

говоря

словами

А.

Н.

Леонтьева, изменение деятельности человека. Второе: всеобщими моментами

психического развития человека служат его обучение и воспитание. Третье:

исходной формой деятельности является развернутое ее выполнение человеком

во

внешнем

или

социальном,

или

коллективном

плане.

Четвертое:

психологические

новообразования,

возникающие

у

человека,

производны

от

интериоризации исходной формы его деятельности. Пятое: существенная роль в

процессе

интериоризации

лежит

в

различных

знаковых

и

символических

системах. И наконец, шестое: важное значение в деятельности сознания человека

имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве. Итак,

практически началом развития человека являются коллективы или социальная

деятельность,

выполняемая

или

дополняемая

коллективным

субъектом

в

культурной среде.

7

А. В. Запорожец указывал, что в процессе усвоения детьми социального

опыта

происходит

становление

и

формирование

личности,

а

не

только

приобретаются

отдельные

знания

и

умения,

развиваются

способности.

Врожденные свойства организма создают предпосылки для формирования новых

видов

психической

деятельности.

Процесс

созревания

детского

организма

определяется

не

только

генетической

программой,

но

и

условиями

жизни

ребенка. В этой связи необходимо отметить, что совместное обучение детей с

разными особенностями психической деятельности дает хорошие возможности

усвоить

положительный

и

отрицательный

опыт

общения,

что

важно

для

воспитания у детей с ОВЗ социальной стойкости и выносливости, формирования

личности.

В методологическом плане важно осмыслить значение семьи и семейного

воспитания, играющего колоссальную роль в процессе интеграции детей с ОВЗ в

среду

своих

сверстников.

Именно

семья

является

важнейшим

способом

социализации

ребенка.

И.

В.

Дубровина

считает

синонимами

понятия

воспитание и социализация, которые заключаются в том, что подрастающее

поколение

осваивает,

присваивает

сложный

мир

взрослых,

в

котором

оно

очутилось.

В

семье

дети

приобщаются

к

жизни,

закладываются

основы

понимания

ребенком

мира,

усваиваются

моральные

ценности,

социальные

нормы,

культурные

традиции

общества.

Под

влиянием

взрослого

и

через

общение с ним у ребенка формируется личность, поэтому для его нормального

развития и благополучного вхождения в мир культуры и социальных отношений

в обществе важен эмоциональный комфорт. Все, что закладывается в семье с

раннего детства, впоследствии переносится на другие объекты. В зависимости от

конкретных

обстоятельств

жизни

семьи,

характера

взаимоотношений

между

родителями

и

детьми

в

совместной

деятельности,

особенностей

семейного

воспитания

у

детей

формируются

привычные

формы

отношений

к

другим

людям,

труду,

познанию

окружающего

мира,

своим

обязанностям,

способы

действий,

поведения

и

деятельности.

Нужно

отметить,

сейчас

считается

доказанным, что семья может быть представлена в двух вариантах домашняя и

школьная.

И

дома,

и

в

школе

ребенок

приобретает

качества,

ценности,

убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для

нормальной жизни в обществе, где он научается взаимодействовать с другими

людьми.

В последние годы XX в. в процессе целенаправленных исследований в

различных

регионах

России:

Красноярской,

Ленинградской,

Московской,

Нижегородской,

Челябинской,

Читинской

областях

педагоги-новаторы

определили наиболее эффективные м о д е л и и н т е г р а ц и и. Это

интернальная

(внутри

системы

специального

образования)

и

экстернальная

интеграция (взаимодействие системы специального и общего образования). При

8

интернальной

интеграции

совместное

обучение

возможно

для

детей

с

нарушением слуха и с нарушением интеллекта или для слепых детей и их

сверстников с нарушением интеллекта. Экстернальная модель интеграции была

апробирована при совместном обучении детей с нормальным психофизическим

развитием и с задержкой психического развития, а также при обучении в одном

классе обычных детей и их слабовидящих или слабослышащих сверстников.

Определение моделей интеграции позволило выделить ф

о

р

м

ы

интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии:

1) комбинированное, когда ученик с отклонениями в развитии способен

обучаться в классе здоровых детей, получая при этом систематическую помощь

со стороны учителя-дефектолога, логопеда, психолога;

2) частичное, когда учащиеся с отклонениями в развитии не способны на

равных

условиях

со

здоровыми

сверстниками

овладевать

образовательной

программой; в этом случае часть дня они проводят в спецклассах, а часть дня в

обычных классах;

3) временное, когда дети, обучающиеся в спецклассах, и учащиеся

обычных

классов

объединяются

не

реже

двух

раз

в

месяц

для

совместных

прогулок, праздников, соревнований, отдельных мероприятий воспитательного

значения;

4) полное, когда 12 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в

обычные группы детского сада или классы (дети с ринолалией, слабовидящие

или дети с кохлеарным имплантантом); эти дети по уровню психофизического,

речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к

совместному обучению со здоровыми сверстниками; коррекционную помощь

они получают по месту обучения или ее оказывают родители под контролем

специалистов.

Сегодня теория интегрированного обучения детей отстает от практики,

недостаточно

разработана

и

методика

осуществления

педагогической

(образовательной)

интеграции,

отсутствует

федеральная

нормативно-правовая

база,

регламентирующая

экономические

и

организационные

вопросы

интеграции.

На успешность процесса интеграции оказывают влияние внешние и

внутренние условия.

К внешним условиям, обеспечивающим эффективную интеграцию детей с

отклонениями в развитии, относятся:

раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение

коррекционной работы с первых месяцев жизни;

9

желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми,

стремление и готовность помогать ребенку в процессе совместного обучения;

обеспечение

возможности

оказывать

интегрированному

ребенку

эффективную, квалифицированную коррекционную помощь.

К внутренним условиям, от которых зависит успешность интеграции,

относят:

уровень психофизического развития ребенка (чем ближе он к норме, тем

больше возможность успешного совместного обучения);

возможность ребенка овладеть общим образовательным стандартом в

сроки, предусмотренные для нормально развивающихся детей;

психологическая готовность ученика с отклонениями в развитии к

интегрированному обучению и др.

Заключение

Концепция интегрированного обучения предусматривает использование

различных моделей и форм интеграции в зависимости от вида и возможностей

образовательного

учреждения.

Это

позволяет

наиболее

полно

реализовать

преимущества совместного обучения детей различных категорий.

Развивая идеи Л. С. Выготского, российские ученые теоретически и

практически доказали целесообразность совместной деятельности нормально

10

развивающихся

детей

и

детей

с

отклонениями

в

развитии,

возможность

их

духовного

и

личностного

развития

в

условиях

интегрированного

обучения,

важность ведущей деятельности на разных возрастных этапах в приобретении

социального опыта, большое значение окружающей среды и значительную роль

семьи в решении вопросов социализации и адаптации детей с разным уровнем

психофизического

развития,

необходимость

разработки

новых

методов

и

приемов

присвоения

культурно-исторического

опыта

подрастающим

поколением.

11

Какое образование считается инклюзивным

0aska0kn380738-300x200.jpgВнастоящее время вРоссии насчитывается порядка 2000000с различными отклонениями впсихофизическом развитии. Согласно данным медицинских исследований, число таких ребят ежегодно будет увеличиваться всреднем на4-5%отобщего числа детей.

Если придерживаться прежней образовательной системы, вучебные заведения страны будут ежегодно выпускать тысячи учеников, которые несмогут полноценно адаптироваться вобществе. Поэтому Министерство образования решило воспользоваться опытом западных коллег ивнедрять программы инклюзивного обучения.

Цель такой методики: создать каждому ребёнку максимальные возможности для обучения вобычных условиях, внедряя особый педагогический подход.

Внимание! Термин Инклюзивное образование происходит отфранцузского слова INCLUSIF, что можно перевести как включающий всебя. Впедагогике этим словом обозначают методику формирования смешанных классов, где дети сограниченными возможностями будут заниматься вместе поединой форме обучения.

Специалисты считают, что внедрение данной методике поможет стереть социальные различия между обычными иособенными детьми. Если речь идёт обучреждениях дошкольного образования, смешанные группы развивают навыки коммуникативного общения, позволяют детям лучше адаптироваться вобществе.

Опираясь наопыт западных коллег, можно отметить, что уровень получаемых знаний втаких группах заметно выше, чем вобычных коррекционных классах.

Как формируются классы

images-1-8-300x123.jpgНаполняемость смешанных классов будет регулироваться санитарными нормами иправилами. Здесь предполагается, что при средней численности класса в25человек, здесь могут находиться 2ученика сограниченными возможностями. Если детей с больше, снижается общая наполняемость класса.

Программа обучения подстраивается индивидуально под ребенка спсихофизическими отклонениями, однако она неявляется обособленной ипонятна остальным ученикам класса. Кроме этого, она полностью адаптирована кобщеобразовательной системе, мало отличаясь отобычной манеры проведения занятий.

Вполне естественно, что ребёнок-инвалид небудет вливаться вколлектив без подготовки, поэтому инклюзивная методика образования требует привлечения:

  • педагогов-психологов;
  • дефектологов;
  • тьюторов;
  • работников социальной сферы;
  • педиатров;
  • логопедов;
  • ассистентов педагога.

Кроме этого, впроцесс вовлекается весь персонал школы (включая сотрудников службы безопасности) идети. Такие программы имеют огромное значение для обычных учеников, которые смогут лучше понимать итерпимее относиться клюдям сограниченными возможностями.

Правовые изаконодательные нормы

images-14.jpgПринципы инклюзии основываются наконституционных правах каждого гражданина Российской федерации наполучение образования. Вчастности, программа опирается натакие законодательные акты:

  • статья №28Конвенции ООН, защищающую права детей;
  • статья №43Конституции РФ;
  • Федеральный закон №273 Обобразовании, принятый кисполнению 29декабря 2012года;
  • статья 19Федерального закона №181 Осоцзащите инвалидовРФ, принятого кисполнению 24ноября 1995года.
Важно! Все общеобразовательные идошкольные учреждения, где будут вводиться инклюзивные программы обучения, будут ориентироваться нагосударственные стандарты образования, ипринимая ихзабазис, разрабатывать собственные методики.
Скачать для просмотра и печати:

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2011)

Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в РФ

Основные принципы иметодики

Inklusion_Titel-2-300x198.jpgНужно отметить, что увнедрения инклюзивного образования находится немало противников, которые считают, что ученикам спсихофизическими отклонениями нельзя обучаться вобычных классах, иимбудет сложно осваивать стандартную школьную программу. Кроме этого, некоторые родители полагают, что если программа будет ориентирована научеников с , уровень полученных знаний будет заметно ниже.

Это нетак. Практика введения инклюзивного образования взападных школах показывает, что дети-инвалиды отлично справляются сошкольной программой, более того, общий уровень знаний всмешанных классах получается выше, чем вкоррекционных или общеобразовательных группах.

Достигается это засчет внедрения следующих поведенческих моделей:

  • индивидуальный подход ккаждому ребёнку;
  • вобразовательный процесс вовлекаются все непосредственные участники: преподавательский состав, дети, родители;
  • организация вариативной развивающей среды, где всем предлагаются равные возможности;
  • создаются доверительные отношения внутри коллектива.

Основные принципы инклюзивного образования выглядят так:

  • все люди одинаковы, вне зависимости отумственных ифизических способностей, следовательно, нуждаются вполноценном общении;
  • личность каждого человека бесценна;
  • каждому человеку свойственно испытывать чувства иэмоции;
  • вобществе важно развивать дружеские идоверительные отношения среди сверстников;
  • люди испытывают потребность вобщении;
  • получить качественное образование можно, только взаимодействуя внутри коллектива;
  • внешние различия развивают вчеловеке личность.
Важно! Вцелом совместное обучение направлено наустранение социального неравенства идискриминации всреде образования.

Преимущества инедостатки

Bez-nazvaniya-1-1.jpgПреимущества такой формы обучения для ребёнка-инвалида выражаются следующим образом:

  1. дети проходят стандартную школьную программу, что обеспечивает равные совсеми возможности для трудоустройства иполноценную адаптацию всоциуме;
  2. смешанные классы игруппы позволяют полностью раскрыть потенциал ребенка спсихофизическими отклонениями вразвитии: они наравне содноклассниками участвуют вразличных конкурсах, соревнованиях ифестивалях;
  3. стираются границы неравенства между здоровыми детьми иинвалидами, образуя общество сравными для всех возможностями иправами.

Учитывая, что такая практика ранее неприменялась вРоссии, здесь имеется иряд существенных недостатков. Вчастности:

  • отсутствуют квалифицированные специалисты, аименно наподготовке преподавательского состава ибазируется данная форма обучения;
  • общеобразовательные учреждения нерассчитаны накомфортное обучение детей сограниченными возможностями: отсутствуют пандусы илифтовые подъемники, нет медицинского оборудования иприспособлений для детей сослабленным зрением;
  • нет педагогов, способных работать сдетьми-инвалидами;
  • отсутствие необходимой материально-технической базы.

Согласно последовательности введения смешанной формы обучения, в2017-2018 гг. на этойбазе будут формироваться1-и2классы начальной школы. Внекоторых регионах такая практика отлично работает, но, сучётом перечисленных недостатков, большинства областей оказались просто неготовы ктаким инновациям всистеме образования.

Проблемы российских школ

Bez-nazvaniya-2-300x139.jpgИзменение системы образования обязательны кисполнению для всех регионов, поэтому вомногих школах началось формирование смешанных классов, хотя для этого неимелось материальных итехнических возможностей.

Следовательно, дети сограниченными возможностями просто немогли посещать занятия: отсутствие пандусов для инвалидов ограничивает свободу передвижения колясочников встенах заведения. Более того, квнедрению инклюзивного обучения оказались неготовы учащиеся ипреподавательский состав. Отсутствие профильных специалистов привело ктому, что дети с несумели полноценно влиться вколлектив, ещё больше абстрагируясь отобщества.

Результат оказался противоположным ожидаемому: многие родители перевели детей-инвалидов надомашнюю форму обучения, что увеличивает изолированность имешает нормальному общению ребёнка сокружающими.

Внимание! Минпросвещения иМинобразования РФзаявляют, что вРоссии вомногих регионах действуют центры/службы психолого-педагогической, социальной имедицинской помощи. Втом числе вцелях оказания ранней коррекционной помощи детям спроблемами вразвитии. Чаще всего такая помощь оказывается набазе именно инклюзивных школ идетсадов. Кроме того, вближайшем будущем будут также созданы центры психологической помощи родителям детей с . Осуществовании такого содействия вконкретном регионе необходимо узнавать вместных подразделениях Минобразования.

Как это происходит вмировой практике

Bez-nazvaniya-3.jpgВСША иряде европейских стран работы повнедрению смешанной программы обучения начались всередине70-хгодов прошлого столетия. Здесь применялись три подхода, направленные наадаптацию инвалидов вобществе:

  • мейнстриминг частичное включение детей-инвалидов вобщественную деятельность, где они общаются сровесниками наразличных культурно-массовых мероприятиях;
  • интеграция обучение детей спсихофизическими отклонениями вразвитии вобычных школах;
  • инклюзия переоборудование учебных заведений иадаптация школьной программы под потребности детей сограниченными возможностями.

Проведение последующих исследований вданной области показал, что именно последний вариант является более эффективным иэкономически выгодным. Внастоящее время европейские иамериканские школы получают субсидии изгосударственного бюджета нареализацию инклюзивного образования, поэтому кровно заинтересованы впривлечении большего числа детей-инвалидов, чтобы увеличить размер дотаций.

ВРоссии такие программы внедряются в11регионах, основываясь наположительном опыте школы смешанного обучения Ковчег, открытой в1991 году вМоскве.

Источники:

  • https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=1815
  • http://lgoty-vsem.ru/lgoty/inklyuzivnoe-obrazovanie-dlya-detej-s-ovz.html
  • https://infourok.ru/kursovaya-rabota-inklyuzivnoe-obrazovanie-detey-1998710.html
  • https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/02/11/prakticheskiy-opyt-i-rekomendatsii-po-inklyuzivnomu-obrazovaniyu
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/08/26/proekt-organizatsii-inklyuzivnogo-obrazovaniya-detey-s-ovz-v

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит