Как же выговорить эту трудную букву Л

СОДЕРЖАНИЕ

Быстро пролетает волшебный возраст от двух до пяти, когда родителей приводит в умиление любое новое слово, освоенное их домашним лингвистом. Детский лепет кажется сочнее и богаче, чем классическая взрослая речь. И сами родители не прочь посюсюкать со своим ребенком на его причудливом языке, вольно или невольно создавая ситуации для неправильного формирования речевых и произносительных навыков.

bukva-i-zvuk-l-1024x599.jpg
Написание и произношение буквы и звука Л

Осторожно: физиологическая дислалия

Но уже к четырем годам надо быть начеку: наступает время правильной речи, а малыш просто не умеет выговаривать некоторые звуки. И если пустить это на самотек, и вовремя не научить его правильно говорить, можно на всю жизнь сделать свое чадо предметом передразниваний и насмешек. Да и с правописанием у него наверняка будут проблемы. Наряду с трудной согласной Р, многие дети не умеют произносить букву Л.

Этот дефект речи называется в логопедии физиологической дислалией и довольно распространен среди детей от четырех до шести лет.

narushenija-proiznoshenija.jpg
Виды нарушений произношения

Многие с течением времени сами могут научиться говорить правильно. Вот как ребенок может коверкать букву Л.

  • Этот звук малыш не слышит и вовсе его пропускает : вместо линейка говорит инейка.
  • Л заменяется звуком У или В: ложка уожка; Лариса Вариса. При этом дети пытаются произносить Л не кончиком языка, а губами
  • Вместо Л произносится Й: молоток мойоток
  • Ребенок путает твёрдую и мягкую букву Л.

Родителям, прежде чем обращаться к логопеду, полезно познакомиться с правилами произношения звука Л и научить им своего ребенка. Возможно, уже после домашних занятий он станет говорить этот звук правильно.

Правильная артикуляция звука Л

  • Губы надо растянуть в улыбку и показать сжатые зубки: это необходимо, чтобы твердый звук Л не превращался в В или не смягчался.
  • Кончик языка может занимать такие положения: он давит на верхние зубы; его можно прижать к верхним альвеолам; он может упираться в щель между зубами.
  • Воздух под напором выталкивается через отверстия по бокам языка.
  • Важно, чтобы язык не упирался в зубы по бокам, давая проход воздуху.

    jetapy-obuchenija-1024x358.jpg
    В таком порядке надо проводить занятия

Перед тем, как приступить к занятиям, надо перед зеркалом потренироваться выговаривать этот звук по всем правилам. Вполне вероятно, что дефект речи ребенок получил в результате неправильного произношения буквы Л кем-нибудь в семье.

Постановка произношения твердого звука Л

  1. Начинаем с широкой улыбки, которую демонстрирует ребенок, обнажая сжатые зубы, как будто нажимая на кнопку звонка, кончиком языка он сильно давит на передние зубы или на альвеолы, и начинает гудеть, как паровоз. Должен получиться твердый звук Л очень редко удается сразу этому научить ребенка. Чаще всего звук получается мягкий.

    zanjatie-s-logopedom.jpg
    Занятие с логопедом показаны при сильных нарушениях произношения

  2. Пробуем произношение, когда язык зажат между зубов. Малыш широко улыбается, показывает все зубы. Потом ловит мышку зубами прикусывает кончик языка. Начинает дышать, как собачка, которой очень жарко. Воздух должен проходить по бокам языка, не через нос! Чтобы проконтролировать это, надо зажать нос и посмотреть, как проходит воздух. С зажатым языком он гудит басом, как большой пароход: ы-ы-ы или а-а-а. После этого можно отдохнуть и положить язык на нижнюю губу, продолжая говорить а-а-а. После того, как удалось научить малыша произносить букву Л таким упрощенным способом, закрепляем полученный слог Ла напевая любую мелодию: ла-ла-ла.
  3. Многократно тренируем полученный звук в слогах: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛУ
  4. Межзубное произношение твердого Л ребенок закрепляет повторением серии слов, содержащих этот звук. ЛАМПА ЛОПАТА- ЛОЖКА ЛОСЬ ЛОШАДЬ АЛОЭ КОЛОДЕЦ САЛО СОЛОМА ЮЛА ПИЛА БЕЛКА ВОЛК СТОЛ СТУЛ ВЕЛОСИПЕД.
  5. Когда межзубное произношение будет освоено, можно предложить выговаривать звук Л, держа язык за зубами.

    uprazhnenie-na-l.jpg
    Упражнения на произношение звука Л

После закрепления твердого Л серией слов, продолжаем следить , чтобы ребенок четко произносил все звуки, поправлять и напоминать о том, как правильно произносить именно эту букву.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения, которые увеличивают подвижность языка, губ помогут быстрее научится правильно произносить различные звуки, и это касается не только одной буквы Л.

Профиль артикуляции звука Л
  1. Улыбка. Важно помнить, выговаривать звук Л надо с широкой улыбкой. Стараемся научить малыша улыбаться до ушей с закрытым ртом и держать полученную гримасу, считая до 10.
  2. Ветерок. Это упражнение может научить ребенка правильно выдыхать воздух, произнося звук Л. Язычок прикусываем и дуем изо всех сил через боковые отверстия между зубами, имитируя ураган. Щеки не надуваем.
  3. Вкусняшка. Облизываем языком губы круговыми движениями; этим упражнением ребенок тренирует свой язычок для правильного произношения различных звуков.
  4. Лошадка. Широко улыбаясь и показывая зубы, имитировать цоканье лошадки сначала громко, потом все тише, оставляя нижнюю челюсть неподвижной.

    logopedicheskie-uprazhnenija.jpg
    Логопедические упражнения на артикуляцию Л

  5. Пароход. Гудим басом, как пароход, при этом кончик языка остается за зубами, а спинка поднята к небу: ы-ы-ы
  6. Расческа: сомкнуть зубы и проталкивать между ними язык, как бы расчесывая его. Это упражнение способно научить быстро принимать языком нужное положение при произнесении трудного звука Л
  7. Качать язык во рту, упирая его, то в правую щеку, то в левую.

Сегодня доказано исследователями, что мелкая моторика рук напрямую связана с речью, поэтому лепка, пальчиковые игры, мелкие игрушки для малыша необходимы, чтобы научиться правильно говорить.

razvitie-motoriki-ruk.jpg
Развитие моторики рук помогает развивать речь

Если после многих усилий ребенок все-таки не может правильно произносить букву Л, необходимо обратиться к логопеду. Возможно, дело в неправильном прикусе, неврологическом заболевании или перенесенном стрессе. Важно помнить, что возраст от 4-х до 6 лет самый благоприятный для того, чтобы научиться правильной речи, позже надо будет устранять закрепившийся навык, а это сделать уже труднее.

Что такое ламбдацизм и его разновидности

Ламбдацизмом принято называть неправильное произношение звука Л или же его полное выпадение в речи.

Различают несколько видов этого нарушения:

  1. Носовой поток воздуха при выдохе идет через нос. Причина такого произношения в том, что мягкое небо соприкасается с корнем языка. Вместо лампа получается нгампа.
  2. Двугубный при произношении напрягаются губные мышцы, вместо нужного звука ребенок произносит у уапата вместо слова лопата.
  3. Межзубный кончик язычка выпадает между зубами.
  4. Нижний язык ложится на нижние зубы. Эту разновидность труднее всего корректировать.
  5. Фрикативный вместо нужного звука получается смягченный (украинский) Г.

Замена звука Л на другие называется параламбдацизмом.

Наиболее частые разновидности замены:

  • В вук вместо лук;
  • Д дожка вместо ложка;
  • Й йампа вместо лампа;
  • мягкий Л плет вместо плот.

У части детей наблюдается полное выпадение звука Л. Вместо слова лиса произносится иса.

В чем причины неправильного произношения Л

До 4 лет речевой аппарат не приспособлен к выговариванию этого звука, поэтому ламбдацизм в этом возрасте считается вариантом нормы.

Описано несколько причин, почему ребенок разговаривает неверно:

  1. Неправильное дыхание в процессе речи.
  2. Нарушения развития речевого слуха ребенок плохо слышит речь других людей и плохо воспринимает смысл.
  3. Недостаточное развитие артикуляционного аппарата, слабость мимической мускулатуры и языка. Эти мышцы играют ведущую роль в произношении звуков.
  4. Отклонения в строении подъязычной связки (уздечки) нарушения речи возможны, если связка короткая.

Неправильное дыхание может быть связано с несколькими факторами:

  1. У ребенка уменьшен объем легких.
  2. Дыхательная мускулатура слабая, поэтому ребенок не может громко говорить.
  3. При выдохе воздушная струя выходит рывками, поэтому становится трудно закончить длинное предложение.
  4. Неправильное распределение воздуха, в результате вдох начинается посередине слова.

Как нужно расположить язык и губы

У большинства детей ламбдацизм связан не с анатомическими нарушениями речевого аппарата, а с неправильной постановкой губ и языка.

Чтобы добиться правильного произношения, нужно соблюдать следующие правила:

  1. Следить, чтобы верхние зубы не смыкались с нижними. Между ними должно сохраняться узкое пространство.
  2. Боковые части языка не должны примыкать к верхним коренным зубам. Это обеспечит правильное дыхание.
  3. Кончик должен быть твердым и упираться в верхние зубы или сразу над ними.
  4. Область у корня должна быть слегка приподнята.
  5. Верхнее небо слегка приподнимается, чтобы воздух при выдохе не мог попадать в носовую полость.
  6. Голосовые связки вибрируют и создают голосовое звучание.

Положение детских губ зависит то того, какой звук следует за Л.

Какие могут быть ошибки при попытке произнести Л

Если ребенок пытается произнести звук Л, возможны следующие ошибки:

  1. Язык уходит в глубину ротовой полости, его кончик не соприкасается с верхними зубами или деснами. Вместо нужного звука у ребенка получается Ы (лодка ыодка).
  2. Резкий вдох в момент, когда нужно сказать нужный звук. Если в процессе участвуют мышцы щек получается фонема Ф.
  3. Воздушный поток проходит в нос, поэтому получается Н.

Иногда ребенку сначала ставят Р, а затем Л. В такой ситуации второй звук может заменять первый (руна вместо луна)

Неправильная постановка губ

Если выявлен двугубный ламбдацизм, ребенок неправильно располагает губы и неверно выговаривает Л. Вместо того, чтобы расслабить их, ребенок вытягивает трубочкой. В результате у него получается звук У или В. При этом в произношении ведущую роль играет не язык, а губы. Кончик языка опускается и ложится на дно ротовой полости.

Подготовка к упражнениям

Прежде чем начать тренировку, ребенку показывают, как должен правильно звучать Л. Произносят несколько слов с отчетливой артикуляцией. Ребенок должен увидеть, как располагаются губы и язык. Называют несколько слов, где есть эта буква, и просят определить на слух, в какой части слова она стоит.

Чтобы сформировать правильное прохождение воздуха, делают дыхательную гимнастику.

Затем ребенку предлагают выполнить подготовительные упражнения:

  1. Гамак.
    Кончик языка упирается в верхние передние зубы. Выгнуть язык, чтобы он стал похож на гамак, и некоторое время удержать в таком состоянии. Можно выполнять на счет.
  2. Вкуснятина.
    Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна двигаться.
  3. Индюк.
    Упражнение похоже на предыдущее, но несколько сложнее. Его выполняют с большей скоростью. Можно добавить произношение сочетаний бл-бл-бл.
  4. Лошадка.
    Язык делают широким, поднимают и щелкают им по небу. Рот немного приоткрыт, нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Такое упражнение полезно делать, когда ребенку трудно удерживать язык на весу и упираться кончиком в верхние зубы.
  5. Качели.
    Рот приоткрывается, нужно широко улыбнуться. Кончик языка должен быть твердым. Дальше упражнение делается по счету. На раз язык поднимается, кончик упирается в верхний зубной ряд (заднюю поверхность резцов). На счет два кончик упирается в нижние зубы. Упражнение повторяют несколько раз.
  6. Грибок.
    Спинку языка прижимают к твердому небу, она становится похожей на шляпку гриба. Зафиксировать в таком положении и удержать 5-10 секунд. Уздечка должна быть слегка натянута.

Этот комплекс выполняется не меньше 2 недель до начала постановки звука.

Как постановить звук Л

После завершения подготовительного этапа переходят к основным упражнениям.

Постановка Л проводится:

  • по подражанию;
  • на вдохе;
  • механическими способами.

Когда ребенок начнет произносить букву правильно, необходимо закрепить этот навык и довести его до автоматизма. Вначале ребенка нужно научить мягкому звуку, затем твердому.

По подражанию

Самый распространенный метод обучения посредством подражания взрослому. Вначале родитель или логопед показывает, как правильно расположить язык и губы.

Чтобы ребенку было понятнее, можно предварительно объяснить ему на словах:

  1. Язык нужно сделать широким.
  2. Кончик прижимается к верхним передним зубам или деснам.
  3. Середину языка прогибают книзу, а корень приподнимается.
  4. Боковые части не поднимать, чтобы между ними и щеками проходил воздух.

Для проверки правильности прикасаются к щекам, пока ребенок произносит Л. Если все сделано верно, мышцы щек слегка вибрируют.

Заниматься лучше перед зеркалом. Вначале взрослый несколько раз говорит правильно сам, потом просит повторить ребенка.

На вдохе

Упражнения на развитие правильной артикуляции сочетают с дыхательной гимнастикой. Ставить Л желательно на вдохе.

Перед началом тренировки делают несколько дыхательных движений:

  1. Вдох быстрый 1 секунда.
  2. Выдох плавный и медленный до 5 секунд.

Затем можно усложнить упражнение, преподнести его в форме игры. Соотношение вдоха и выдоха при этом должно сохраняться.

Комплекс для каждого ребенка подбирается индивидуальный и может включать следующие упражнения:

  1. Подуть на вертушку и понаблюдать, как она крутится.
  2. Остановить бегущую лошадку. Делается вдох, губы расслабляются. Воздух выдыхается так чтобы получился звук прррр.
  3. Ребенок ложится на спину на ровную поверхность (пол или жесткая кушетка). Рука кладется на живот. Делается вдох и надувается живот. Рука должна ощущать, как на вдохе мячик надувается, а на выдохе сдувается.
  4. Можно попросить ребенка закрыть глаза и угадать по запаху фрукты или другие предметы. На вдохе нужно нюхать фрукт, втягивая воздух через нос. На выдохе произносится название предмета.

С механической помощью

Чтобы правильно поставить звук, можно воспользоваться механическими приспособлениями:

  • шпателем;
  • специальными зондами;
  • деревянной палочкой от мороженого;
  • черенком ложки и пр.

Если дома нет подходящих предметов, можно помочь ребенку пальцами рук. Основная задача такой работы зафиксировать орган или мышцу в правильном положении.

С помощью подручных средств делают следующие упражнения:

  1. Деревянную палочку кладут поперек языка. Таким способом создается пространство между верхними коренными зубами и боковыми частями языка. Формируется правильное прохождение воздуха через ротовую полость.
  2. Постановка твердого звука от мягкого проводится с помощью большого пальца руки. Для этого подушечку пальца кладут в ямку под подбородок. Слегка нажимают на эту область, и звук рефлекторно становится твердым.
  3. Научиться произносить твердую фонему можно, если прижать к нижней части подбородка тыльную сторону кисти.
  4. Если ребенок излишне напряжен, можно немного расслабить мимические мышцы, помассировав их кончиками пальцев.
  5. Для коррекции двугубного ламбдацизма уголки губ растягиваются до положения улыбки и в таком состоянии удерживаются указательными пальцами.

Снять напряжение можно, пошлепав губами, выдохнув полным ртом через сомкнутые зубы -уфф, пофыркав.

Как сделать правильное произношение автоматическим

После того как правильное произношение было поставлено, его нужно закрепить. Это процесс для детей сложный и занимает много времени. В домашних условиях достаточно заниматься несколько минут в день утром и вечером. Будет лучше, если уроки будут проходить в форме игры.

Мягкий Л

Ребенок часто упускает мягкий Л и даже целые слоги с его участием. Поэтому логопедические упражнения на звук лучше начинать с этого момента.

Для начала закрепляется произношение слогов. Дальше можно переходить к словам. Отдельные слоги можно закрепить с помощью специальных скороговорок.

Примеры приведены в таблице

Слоги простыеСлоги сложныеПримеры словСкороговорки
ЛяСля, кля, пля, фля, гляПоля, Коля, Толя, тополяЛя-ля-ля холодная земля
ЛюСлю, клю, плю, флю, глюЛюся, лютик, люкЛю-лю-лю печь топлю
ЛиСли, кли, пли, фли, глиЛида, липа, лиса, лимонЛи-ли-ли лимон нашли
ЛеСле, кле, пле, фле, глеЛена, лень, лесЛе-ле-ле все в золе
ЛеСле, кле, пле, фле, глеЛен, легкий, кулек

Когда у ребенка начнут получаться прямые слоги, можно переходить к обратным. Вначале прорабатываются отдельные звукосочетания, потом переходят к целым словам и скороговоркам.

Простые слогиПримеры словСкороговорки
АльПальто, калька
ЕльКапель, кисельЕль-ель за окном капель
ОльМоль, сольОль-оль залетела моль
УльКуль, буль-бульУль-уль повесили тюль
ЫльПыль, намыльЫль-ыль ладони намыль
ЮльИюль, тюль

Твердый Л

Несколько сложнее научить ребенка говорить твердый Л. Для автоматизации звука используются те же приемы, что и для мягкого. Но времени на закрепление может понадобиться больше.

Осваивать правильную речь нужно поэтапно:

  1. Вначале малыш учится говорить слоги Лэ, Ло, Лы, Ла, Лу.
  2. Потом сочетания можно усложнить другими согласными Сла, Флы, Кло, Глу, Плэ и пр.
  3. После прямых слогов переходят к обратным Ал, Ол, Ул, Ыл, Эл.
  4. Когда сочетания букв будут прочно закреплены, переходят к целым словам лодка, лампа, лыжи, луна.

Детям можно предложить чистоговорки и скороговорки:

  • лу-лу-лу лужа на полу;
  • ла-ла-ла мусор подмела;
  • ло-ло-ло стояло помело;
  • около Лондона логово колдуна;
  • клади уголь в угол.

При тренировке желательно избегать сочетаний с буквой Р. Эти буквы детям особенно трудно произносить, они часто путаются.

Упражнения для улучшения речевого слуха

Чтобы развить речевой слух, логопеды рекомендуют играть с ребенком в игры:

  1. Предлагают говорить слова сначала тихо, потом со средней силой, потом громко. Можно показать игрушки и давать задания маленькая игрушка говорит тихо, большая громко, потом наоборот.
  2. Читают по ролям сказки, где герои говорят разными голосами тихо или громко, низким или высоким голосом.
  3. Ребенку показывают картинки и называют их. В некоторых названиях делаются ошибки. Если играющий замечает ошибку, он поднимает руку или хлопает в ладоши.
  4. Взрослый показывает картину и произносит несколько похожих слов. Среди них нужно выбрать одно правильное (лук луг люк).
  5. Родитель или воспитатель называет обобщающее слово. Детей просят назвать примеры слов из названной группы. В них должна встречаться буква Л (фрукты лимоны, яблоки, деревья клен, липа и т.д.).

Тренировки нужно проводить систематически. Игровые занятия можно дополнить музыкальным сопровождением.

Почему ребенок неправильно произносит звук?

Звук [Л]считается сложным и осваивается крохой в последнюю очередь.

Если к 5 годам речевые нарушения сохраняются, то возможно причина кроется в следующих ситуациях:

1_52552ba78200d52552ba78204a_360x239.jpg

  • кто-то из близких произносит Л неправильно, а малыш ему подражает;
  • слабое фонематическое восприятие. 3-5 летний малыш уже различает на слух все виды согласных: шипящие, глухие, звонкие и др. Даже когда он не может их правильно произнести, то на картинке должен верно указать мышку или мишку. Если у крохи неразвит фонематический слух, в дальнейшем обязательно возникнут трудности с письмом и чтением. Различать все звуки нужно уметь к 4 годам;
  • семья разговаривает на 2-х языках. Это всегда риск для развития речевых нарушений. В этой ситуации считается нормой, если оба языка осваиваются с небольшой задержкой;
  • короткая уздечка языка. В норме для 5-6 летних деток её длина должна составлять 8 см. Если выявлено укорочение или утолщение уздечки, то обязательно будут сложности с произношением Л. Проблема решается либо хирургическим путём, либо консервативно при помощи артикуляционной гимнастики.

Выяснить причину неправильного произношения поможет консультация логопеда или стоматолога.

Как правильно организовать занятия в домашних условиях?

Если логопед не обнаружил у малыша проблем с артикуляционным аппаратом, можно попробовать поставить звук [Л]в домашних условиях. Чтобы упражнения по коррекции были эффективными, родители должны помнить, что лучший способ обучения ребёнка игра.

Вот несколько простых правил, соблюдение которых сделает уроки увлекательными и результативными:

kak-nauchit-rebenka-vygovarivat-zvuk-l-v-domashnih-usloviyah_360x270.jpg

  • разговаривать с ребёнком на равных и уважительно, отвечатьна все его вопросы. Это поднимет его самооценку и простимулирует к дальнейшему обучению;
  • чётко и внятно произносить каждое слово или слог. Родитель пример для подражания, и малыш постарается повторить звуки правильно;
  • проводитьзанятия в форме сказок, разыгрывая маленький спектакль. Это увлекает ребёнка, и любая информация усваивается им лучше и легче;
  • не затягиватьобучение. Если чувствуется, что малыш утомился, следует прекратитьуроки. Не рекомендуется проводить занятия в качестве наказания, как воспитательная мера, это не принесет никакого результата;
  • очень важна регулярность упражнений. Их следует проводить 3-5 раз в день. Для уроков лучше выбирать время, комфортное для ребёнка, так можно добитьсяощутимых успехов.

Необходимо ценитьв малыше личность, не насмехатьсянад ним. Хвалить за каждый, даже самый незначительный успехи он быстро научится правильно произносить непослушную букву Л без посторонней помощи.

Правильная артикуляция

Скорректировать неправильное произношение звуков поможет артикуляционная гимнастика. Она необходима, чтобы натренировать язык, растянуть уздечку, размять губы и щёчки малыша. Всё это подготовит его речевой аппарат к чёткому и твёрдому выговариванию слов.

postanovka-bukvi-l-6_360x270.jpgОсновы правильной артикуляции:

  • губы растянуты в улыбке, зубки чуть прикрыты. Кончик языка упирается в верхние центральные резцы или десну;
  • освоение речевого дыхания: ребёнок издаёт звук, сильная струя воздуха огибает языка и выходит изо рта. Это важный момент. Речь происходит на выдохе, поэтому неправильное распределение воздуха сильно искажает произношение. Развить дыхание помогает игра с мыльными пузырями. Важно, чтобы кроха набирал воздух в лёгкие, а не в щёки;
  • голосовые связки сомкнуты. Прислонитьладонь к горлу: при произношении звука [Л]будет чувствоваться вибрация.

Дети большие любители погримасничать,можно использовать это, обучая ребёнка правильному выговариванию буквы Л:

  • улыбка. Попроситькроху широко улыбнуться, не разжимая при этом губы. Продержаться нужно 8-10 сек. Повторятьупражнение 6-7 раз в день;
  • лошадка. Малыш старается имитировать цоканье копыт. Пусть ребёнок улыбнётся, приоткрыв ротик, и в таком положении пощёлкает языком, сначала медленно, затем всё быстрее. Работать должен только язык, нижняя челюсть не двигается;
  • маляр. Язык поглаживает нёбо, как будто красит его. Движения: от зубов и вглубь рта;
  • качели. Поочередно толкатькончиком языка верхние и нижние зубы, постепенно увеличивая темп. Нужно сделать 6-8 повторов. Цель упражнения научиться быстро менять положения языка. Этот навык пригодится для осваивания слогов, где буква Л сочетается с гласными: ла, ло, ил, ул и др.;
  • варенье. Ротик приоткрыт. Языком малыш облизывает верхнюю губу: вверх-вниз. Нижняя челюсть при этом не должна двигаться. Если упражнение не получается, то сперва надо научить кроху держать расслабленный, высунутый язык на нижней губе. Можно предложить посоревноваться с крохой, кто дольше продержится в этом положении. Затем язычок можно поднять, дотрагиваясь им до верхней губы;
  • трубочка. Сворачиватьязык в трубочку как можно сильнее;
  • чистим зубы. Двигатьязык по внутренней стороне верхнего ряда зубов: справа-налево и обратно;
  • ветерок. Рот приоткрыт в улыбке. Ребёнок прикусывает язык и выдувает воздух. Должно образоваться 2 струи. Для проверки правильности выполнения упражнения, можно поднести ко рту пёрышко или ленточку, это простимулирует и разнообразит занятие ребенка;
  • пароходный гудок. Малыш открывает рот и длительно произносит звук [Ы]. При этом кончик языка опущен и находится в глубине рта, а его спинка приподнята к нёбу;
  • грибок. Выполняется путем сильного прижатия языка к нёбу.

Все упражнения проводятся вместе перед зеркалом: малыш должен видеть движения родителей и повторять их. Цель занятий развить подвижность языка и правильно отрегулировать воздушный поток на выдохе.

Пошаговая инструкция, как научить малыша правильно выговаривать букву

Прежде чем обращаться за помощью логопеда, можно попробовать самостоятельно научить ребёнка правильному произношению:

x35g12wu_360x240.jpg

  • первый шаг: показать малышу, как правильно выговаривать букву Л: язычок прижат к верхним зубам, губы улыбаются, зубки чуть-чуть видны. Если при этом нужное произношение не достигается, можно научить ребёнка отрывисто и чётко произносить звук [Ы]. Когда этот этап будет освоен, двигаютсядальше;
  • шаг второй. Мягкий звук [Л] легко даётся, если освоено его твёрдое произношение. Как научить ребёнка выговаривать Л твёрдую зажать (прикусить) кончик языка зубами и попросить его сказать Ы;
  • третий шаг. После того как правильное звучание было услышано, малыш переводит кончик языка снова к верхним зубкам и отрабатывает чёткое произношение;
  • шаг четвёртый. К букве Л добавляютсягласные звуки: ла, лу, лы, ло и др. После успешного освоения прямого сочетания, переходят к навыкам обратного произношения звуков ал, ул, ыл, ол;
  • шаг пятый. Закрепление материала. Когда малыш освоил звучание слогов и слов, можно подобрать стихи, где буква Л встречается часто.

Доктор Е.Комаровский рекомендует петь вместе с ребёнком. Гармоничные звуки не только научат кроху менять ритм и тональность, но и разовьют речевой аппарат. Лепка, рисование тонкими карандашами, вырезание аппликаций, пальчиковые игры, всё это способствует интеллектуальному развитию малыша и стимулирует нервные окончания, улучшая становление речевых навыков.

Когда необходима помощь логопеда?

Иногда домашние занятия по корректировке звуков не дают результата, причины могут быть следующие:

  • русский язык в семье не является родным, поэтому взрослые говорят с акцентом;
  • малыш не смог освоить правильное произношение после длительных упражнений;
  • кто-то из взрослого окружения имеет дефект дикции и не может проводить занятия.

Поскольку устранить проблему самостоятельно не получилось, следует обратиться к помощи специалиста. Постановка звуков это особое мастерство, которое приходит только с опытом.

Логопед осмотрит и прослушает маленького пациента и предложит посетить индивидуальные занятия или обучение в группе. Задача родителей суметь увлечь ребёнка, стимулируя ходить на тренинги. Даже если у малыша пока нет успехов, всё равно его надо хвалить и поддерживатьэмоционально.

Что влияет на возникновение дефекта?

Большая часть звуков прекрасно осваивается ребенком к 4-4,5 годам. Если же вы заметили, что ваш малыш испытывает затруднения с произношением нескольких букв или одного звука л, ищите причины. Одним из факторов может стать дефект речи у взрослого человека, постоянно контактирующего с крохой. Ребенок имитирует речь мамы или папы. Замечены сбои в произношении и у детей, растущих в двуязычных семьях. Малышу трудно осваивать сразу два языка, он путается, подменяет звуки одного языка на звуки другого. Среди физиологических причин отметим следующие:

  • нарушения, возникшие при развитии речевого слуха (ребенок слышит звуки неправильно);
  • патологии слухового аппарата и речевого дыхания;
  • изменения в строении артикулярного аппарата (в случае со звуком л это может быть укороченная уздечка).

Все анатомические изменения определяет специалист. Самостоятельные диагнозы часто приводят к неправильному лечению и усугублению дефекта.

Варианты произношения искаженного звука л

Пытаясь произнести л, ребенок может заменять ее другими звуками. Определенной зависимости от причины, вызвавшей дефект, здесь нет малыш говорит так, как ему легче. Звучание может быть таким:

  • ребенок пропускает букву л (лопата опата);
  • заменяет л на у (лошадь уошадь);
  • произносит вместо звука л звук й (молоко мойоко, ложка йошка);
  • хорошо говорит твердую л и заменяет мягкую букву на другую.

Правильная артикуляция

Чтобы что-то исправить, необходимо знать, как оно выглядит правильно. То же самое и со звуками, которые мы произносим. Вряд ли у вас получится проговорить букву п, не соединив губы. Для того чтобы получился звук л, надо:

  • упереть кончик языка в основание верхних зубов или в щель, образующуюся между верхними и нижними зубками;
  • произнося букву, сильно выпустить воздух вдоль боковых сторон языка;
  • края языка не должны соприкасаться с верхними и нижними зубами, расположенными по бокам челюсти.

Если логопед не нашел у вашего малыша серьезных проблем с артикуляционным аппаратом, правильное произношение л можно без труда поставить в домашних условиях. Достаточно нескольких занятий с малышом, чтобы научить его хорошо воспроизводить звук. Несколько специальных упражнений облегчат вашу задачу и доставят удовольствие ребенку. Они улучшат подвижность мышц гортани, языка и губ.

116.jpg
Чтобы ребенок мог понять, где он допускает ошибку, необходимо посадить его перед зеркалом и отработать правильную постановку языка и губ

Учимся произносить звук л

Занятия в домашних условиях комфортны и для ребенка, и для родителей. Специалистами разработаны различные упражнения, которые вы можете делать вместе с малышом, превратив их в забавную игру. Дети любят гримасничать, но наши упражнения еще и несут пользу. Через веселое и увлекательное действие мы учим малыша, даем возможность тренировать свой язык для правильного произношения л. Список упражнений:

  1. Улыбка. Попросите малыша широко улыбнуться, не размыкая губы. Пусть он подержит улыбку 8-10 секунд. Повторяйте упражнение 7-8 раз за день.
  2. Ветерок. Немного приоткрыть рот, просунуть между губами кончик язык, и слегка его прикусить, сжав губами. Оставив язык в таком положении, надо сильно дуть в течение трех минут.
  3. Цоканье. Малыш должен цокать как лошадка, меняя интенсивность звука. Попросите, чтобы ребенок не двигал нижней челюстью, цокал только язычком и верхней челюстью. Первая часть упражнения делается с ускорением, во второй цоканье должно быть тихим, как будто лошадка крадется.
  4. Вкусное варенье. Предложите ребенку облизать свои губки язычком так, как будто он съел что-то очень вкусное. Движения должны быть широкими, круговыми.
  5. Длинный язык. Любимое упражнение малышей. Дети высовывают язык на всю его длину и пытаются достать им до носика или подбородка.
  6. Трубочка. Несколько раз в день просите ребенка свернуть язык в трубочку.
  7. Долгое ы. Кончик языка отводится вглубь рта, спинка языка приподнимается к небу, ребенок тянет звук ы. Упражнение сложное, но оно улучшает гибкость языка.
  8. Дыхание. Сопровождайте уроки улучшением дыхательных навыков. Почаще давайте крохе пускать мыльные пузыри, поощряйте его желание петь. Летом малыш может сдувать созревшие одуванчики.
  9. Мелкая моторика. Упражнения на мелкую моторику способствуют стимуляции нервных окончаний. Лепка, рисование, вырезание и клейка аппликаций положительно влияют на становление речевых навыков и усиливают интеллектуальное развитие маленького человека.

Полезным будет также произнесение скороговорок и сочетания букв, в которых л соседствует с разными гласными.

slogi8-e1471532311801.jpg

Как правильно проводить занятия?

Приступая к занятиям, помните, что перед вами маленький ребенок. Лучший способ научить его чему-либо это игра. Логопедические упражнения, проводимые под нажимом, быстро надоедают малышам, поэтому нельзя заставлять ребенка повторять их долго. Начните с 1-2 раз в день по 3-4 повторения. Используйте собственный пример. Расположитесь с малышом возле зеркала, чтобы он видел, как у него получается. Дети любят имитировать действия взрослых, используйте их интерес в учебных целях. Сопровождайте похвалой каждый успех крохи, объясняйте ему, что вы учите и зачем.

В каких ситуациях нужна помощь логопеда?

Несмотря на простоту корректировки звука, может получиться так, что занятия дома не приведут к успеху. Причины могут быть разные:

  • для вашей семьи русский язык не является родным, и взрослые ее члены говорят с акцентом;
  • кто-то из взрослых уже имеет дефекты речи и ему трудно проводить занятия;
  • продолжительные занятия не смогли помочь малышу научиться выговаривать букву л.

В подобных ситуациях необходимо обратиться к специалисту. Логопед поможет скорректировать упражнения, подскажет другие способы исправления.

Частой проблемой становятся трудности в произношении буквы р (подробнее в статье: как самостоятельно научить ребенка выговаривать букву р в домашних условиях?). Рекомендуем обратиться к одному из наших материалов, рассказывающему, как справиться с этой проблемой. Принцип почти тот же: необходимо стимулировать детей, чтобы они чаще говорили слова с этим звуком. Изучите артикуляцию при произношении р, покажите ее малышу. Используйте в занятиях картинки с изображением животных, в названии которых есть р, учите с ним стихи и скороговорки.

Коррекция звука [л] вдомашних условиях

Нарушения речи возникают поразным причинам. Вслучае, когда ребенок неговорит только один-два звука, родители могут попробовать исправить дефект самостоятельно.

Как научить ребенка говорить буквуЛ твердую

При дислалии удетей наблюдаются проблемы только созвукопроизношением. Нарушения возникают из-за особенностей строения артикуляционного аппарата или недостаточной подготовке мышц.

Для звука [л] важен верхний подъем кончика языка. При короткой подъязычной уздечке это сложно сделать. Поэтому предварительно еенужно подрезать устоматолога. Только операция решит эту проблему.

Проверить связку легко: нужно попросить ребенка дотронуться кончиком языка доверхних зубов. Соноры ([л], [р] иихмягкие пары) появляются кпяти годам идоэтого времени беспокоится неочем. Втри года артикуляционный аппарат ребенка еще только формируется.

Вдомашних условиях можно попробовать самостоятельно исправить неправильное произношение звука [л]. Такое допускается только вслучае дислалии. Иногда эту проблему можно спутать сдизартрией, которая требует работы слогопедом.

При дизартрии нарушается подвижность мышц артикуляционного аппарата. Подобная проблема выражается вгипертонусе или гипотонусе. Часто язык такого ребенка собран ворту или слишком расслаблен. Малышу будет сложно выполнять тонкие движения ипереключаться содной позы надругую.

Наисправление неправильного произношения может уйти доодного года. Сребенком нужно заниматься каждый день это позволит ускорить процесс. Необходимо соблюдать последовательность этапов инеторопиться.

Постановка звука

Механический способ влогопедии используют часто. Для него нужен специальный зонд ввиде проволочной рамки или шпатель. Ребенок широко открывает рот, протяжно произносит ЫЫЫЫЫЫ ивэто время взрослый поднимает его язык инструментом.

Легче учить ребенка произносить звук отмежзубной позиции. Для этого дошкольника просят прикусить кончик язычка ипроизносить звук [ы] (ЫЫЫЫЫЫ), после чего постепенно убирать язык заверхние зубы.

Проговаривать [л] вмежзубной позиции можно сразу сослогами. Постепенно происходит уход отэтого положения. Автоматизацию начинают только спрямых слогов: ЛА, ЛО, ЛЫ, ЛЕ.

Автоматизация звука

После того как правильное произношение отработано впрямых иобратных слогах переходят наслова. Для облегчения восприятия используют наглядный материал ввиде картинок испециальных игр. Например, ребенка просят показать предметы созвуком [л].

Приучить дошкольника ксамоконтролю сложно. Поэтому нужно постоянно сним заниматься. Достаточно уделять меньше получаса для работы иэффект незаставит себя ждать.

Родителям стоит понимать, что нет способа, который даст быстрый результат. Только постоянные тренировки помогут закрепить правильное произношение.

Песенки истишки

Для облегчения процесса автоматизации используют разный лексический материал. Чистоговорки истихотворные формы проще запомнить иребенку нравится ихвоспроизводить.

Сдошкольником можно разговаривать наразные темы. Так ему будет легче привыкнуть кправильному произношению.

Главное условие эффективных занятий — это заинтересованность ученика. Поэтому все проводят в игровой форме. Чем разнообразнее материал, тем лучше для малыша.

Скороговорки

Сложнее всего ввести звук всамостоятельную речь. Для облегчения процесса используют скороговорки назвук [Л]. Вних подобраны слова, которые позволяют отрабатывать произношение звука вразной позиции.

Например, Уелки иголки колки, Воля вполе, Подошел клотку Лука, лук Лука купил слотка ит.д. Постепенно ребенка просят произносить быстрее каждую скороговорку. Большое внимание уделяют правильному произношению.

Упражнения наартикуляцию

Учить правильно произносить звук начинают сартикуляционной гимнастики. Логопедические упражнения для быстрой постановки звука [л]:

  • Широкий язык лежит занижними зубами, ребенок протяжно произносит протяженно ЫЫЫЫЫЫЫЫ.
  • Облизывать кончиком языка верхнюю губу.
  • Цокать языком.
  • Широко открыть рот иязыком провести повнутренней стороне зубов.
  • Кончиком языка проводить понебу.

Комплекс выполняют каждый день. Чтобы ребенок научился правильно произносить звук ондолжен все упражнения делать правильно. При этом важно следить занеподвижностью челюсти.

После того, как все движения будут легко выполняться, переходят кследующему этапу кпостановке твердого звука [л]. Для этого используют разные приемы. Нельзя заранее сказать какой изних подойдет конкретному ребенку.

Целесообразность логопедических занятий

Некоторые родители незадумываются над тем, как научить ребенка говорить букву Л.Они несчитают дефект чем-то серьезным, нововзрослой жизни онстанет основой комплексов ипереживаний.

Если родители незнают, как правильно научить ребенка выговаривать буквуЛ иР, тоимстоит обратиться кспециалисту. Логопед сможет исправить эту проблему ивыработать нужное произношение.

Сколько надо занятий напостановку звука [л]

Нельзя однозначно сказать, сколько потребуется уроков для устранения дефекта. Иногда постановка звука занимает одно занятие, вдругой ситуации потребуется больше30-40 встреч.

Все зависит отособенностей ребенка, его мотивации изаинтересованности родителей. Научиться произносить звук [л] нетак легко, так как дошкольник привыкает копределенному стереотипу. Всилу возраста малышам еще сложно воспринимать учебную деятельность.

Как проходит индивидуальное занятие попостановке звука [л]

Постановку звука логопед проводит только после того, как ученик хорошо выполняет артикуляционную гимнастику. Комплекс выполняют строго перед зеркалом. После занимаются дыхательной гимнастикой ивыполнением заданий наречевой слух.

Как проходит индивидуальное занятие автоматизация звука [л]

Логопед проводит индивидуальные занятия поавтоматизации звука [л] только после вызова изолированного произношения. Натаких уроках специалист развивает лексико-грамматический строй речи, фонетико-фонематический слух.

Для этого используют разные игры итренажеры. Современные логопеды применяют компьютерные игры. Родители обязательно участвуют впроцессе идома выполняют задания специалиста.

Что делать, если ребенок вместо [л] говорит [в]

Логопедические занятия набуквуЛ позволяют вырабатывать правильное звучание. Сложнее исправить случаи, где ребенок меняет [л] надругой звук, например, на[у] или [в].

Втаком случае при постановке правильного звука, взрослому нужно пальцами удерживать губы ребенка вулыбке. Так онпостепенно сможет произнести нужное звучание.

Для выговаривания звука [л] важна правильная артикуляционная поза. Поэтому особое внимание уделяют гимнастике. Дошкольник должен уметь растянуть губы исобрать ихвкучку.

Важная часть коррекции замены звука дифференциация. Для этого каждому звуку лучше присвоить определенный символ. Например, [л] самолет, а[в] дерево, которое согнуто ветром. После дошкольнику предлагают разные задания, где ондолжен наслух различить звуки.

Можно называть ему слоговые дорожки: ВА-ВА-ЛА, ЛА-ЛА-ВА, ЛА-ВА-ЛА ит.п. Или взрослый специально называет неправильно слово ипросит ребенка найти ошибку гампа вместо лампы, выжи вместо лыжи ит.п.

Выговаривание того или иного звука может быть искаженным. Поэтому если родители сомневаются втом, правильноли ихребенок говорит имнужно обратиться клогопеду. Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее отнего получится избавиться.

Источники:

  • https://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/kak-vygovorit-bukvu-l.html
  • https://GotovlusKShkole.ru/zanyatiya/razvitiye_rechi/kak-nauchit-rebenka-vygovarivat-bukvu-l
  • https://momjournal.ru/uxod-za-rebenkom/rannee-razvitie/razvitie-rechi/kak-nauchit-bukvu-l.html
  • https://VseProRebenka.ru/razvitie/intellektualnoe/kak-nauchitsya-vygovarivat-bukvu-l.html
  • https://vospitanie.guru/rech/kak-naucit-rebenka-govorit-bukvu-l

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит