Как успокоить и поддержать ребенка во время пандемии коронавируса

СОДЕРЖАНИЕ

Наши дети и коронавирус как рассказать им о пандемии, защитить от возрастающего страха и объяснить, что с бабушкой лучше общаться по скайпу? Об этом Правмиру рассказала семейный психолог Екатерина Сиванова.

Буквально в прошедшее воскресенье проводила семинар для родителей и подростков. Собралось чуть больше 10 человек. Конечно, начали с разговора на злобу дня: коронавирус и карантин.

Но потом перешли к тому, о чем и собирались говорить: об отношениях подростков с родителями, о подростковом кризисе, о том, почему взрослые не понимают своих подросших детей и где всем участникам процесса брать на это силы.

Конечно же, не смогли обойти стороной наши эмоции и то, как мы их выражаем.

Выяснили, что многие пришедшие на семинар подростки подавляют гнев и злость.

Зачем ты пришел на семинар?

Мама заставила.

Ты злишься на нее?

Сейчас нет, но когда узнал, что не смогу в воскресенье с друзьями поиграть в настольные игры, очень злился.

Маме что-нибудь сказал?

Нет.

А кому сказал?

Никому.

Давай сейчас позлимся?

А можно?

Конечно! На что или кого ты сейчас злишься?

На коронавирус

В течение пяти минут 12-летний человек лупил подушку и кричал: Ненавижу коронавирус! Ненавижу болеть! Ненавижу эту гадость!..

Мамы живут с тревогой за ребенка

На прошлой неделе заболел мой младший сын. Ветрянкой. Человек, который не болеет и любое ОРЗ лечит на футбольном поле, внезапно выдал 38 на градуснике. И я подумала: Ого! Вот это зараза Даже Ивана победила

А на следующий день стало ясно, что это ветрянка.

Как же мне хорошо знаком этот страх за здоровье ребенка!

Моя дочь весь первый год жизни прожила с синим носогубным треугольником и диагнозом бронхиальная астма тяжелого течения.

Моему старшему сыну в три года удалили 12 зубов под общим наркозом, он не говорил толком до пяти лет.

А младший до семи лет покрывался пятнами неизвестного происхождения, которые, исчезая, оставляли на теле жуткие синяки.

Состояние растерянности, беспомощности, отчаяния и тотального страха. Мамы знают Мамы живут с этим каждый день, носят в своем сердце бесконечную тревогу за ребенка с момента его зачатия до последнего вздоха самой мамы (да и потом тоже тревожатся; только не могут заглянуть в глаза своему сокровищу и потрогать лоб рукой).

Когда стало понятно, что это всего лишь ветрянка, меня отпустило. Я уже все это проходила с двумя старшими детьми.

Но не тут-то было! Сыпь не просто появлялась постепенно, она заковала моего белокожего мальчика в свой панцирь.

Мама! Что со мной? Это надолго? Когда я смогу пойти на тренировку?

Отвечая на пятидесятый вопрос сына с одним и тем же местоимением когда, я вполне себя хорошо чувствовала. Просто потому, что я была в теме, и потому, что мне не было страшно.

Сегодня сын уже почти здоров, и я даже разрешила ему сделать зарядку.

Как говорить с детьми о коронавирусе

1. Сначала встретьтесь со своим страхом, злостью, растерянностью и только потом идите к детям, у которых очень много вопросов о том, что сейчас происходит со всеми нами.

2. Возникают вопросы о вирусе читайте проверенные материалы о коронавирусе (например, на Правмире). Не чаты родительские, которые размножают тексты молодого врача из РФ, а статьи людей с именем и профессиональным статусом. Важно, чтобы это были те, кто в теме, кто держит руку на пульсе.

3. Продумайте алгоритм действий при различном развитии ситуации.

Я вот детей вывезла за город и еще одного ребенка, родители которого попросили спрятать на время бури. Кроме личных вещей и учебников, все дети с документами (свидетельства о рождении, паспорта и страховой полис). Зачем? А это придает уверенности мне и им. Мне так спокойней, а они получают посыл: тот взрослый, который рядом, знает, что делать, и контролирует ситуацию.

4. Изучили вопрос и владеете ситуацией? Ищите мультфильмы и документальные фильмы о вирусах, сначала смотрите их сами, а потом вместе с детьми. Будьте готовы отвечать на любые вопросы детей.

5. Лепите вирус, рисуйте вирус, сочиняйте сказки, стихи, песни о вирусе. Надо с ним подружиться и приручить его.

6. Из точки я владею ситуацией можно озвучивать детям рекомендации и по вниманию к своей гигиене, и объяснять, почему не надо сейчас лишний раз встречаться с бабушкой и дедушкой.

Сложнее, если ваши пожилые родители противятся мерам предосторожности. Но таких единицы, а если именно вам повезло, то вспомните о том, что только вы несете ответственность за жизнь и здоровье своих детей и вы вправе ограничивать их круг общения на время эпидемии.

7. Наступило то время, когда очень кстати пришлись все современные достижения в области коммуникации. Скучают внуки по бабушке? Да здравствует видеосвязь! Бабушка не дружит с гаджетами? Очень подходящий момент, чтобы подружиться.

Для того, чтобы написать этот текст, ушла из зоны доступа детей, оставила их играть в настольную игру Риск (они все вместе мир завоевывают). Закрывая дверь за собой, сказала: Мне надо текст написать, я в наушниках

И вслед услышала:

А текст про что?

Про коронавирус и детей Кстати, Иван (это младший, ему 11 лет), а у тебя есть ко мне какие-то вопросы про эту часть нашей жизни?

Нет. А должны быть?

То есть тебя ничего не тревожит и ты не хочешь расспросить меня о том, что происходит?

Нет. Я и так все знаю А почему я должен тревожиться?

Ну, такое в нашей жизни впервые

Не, мам. Не тревожусь. А что сегодня будет на обед?..

Ну, у нас примерно так сейчас дома. На обед будет постный борщ. Я его готовлю шикарно! Вне зависимости от эпидемиологической обстановки в мире.

Фразы

Вот лишь некоторые из проявлений пассивной агрессии, которой многие родители не придают значение.

Не заставляй меня

Распространенная фраза, звучащая с одной стороны вполне обыденно, но именно она перекладывает ответственность на малыша, поведение которого заставило маму или папу наказать его. Не заставляй меня ставить тебя в угол, не заставляй меня запрещать тебе пойти гулять на улицу и так далее.

passivnaya-agressiya-600x400.jpg

Ответственность это хорошо, но не тогда, когда ребенок слишком мал, чтобы понять чего от него хотят. И уж точно не тогда, когда родители оправдывают свою жестокость словами Не смотрите на меня так, я его предупреждала, он сам меня вынудил наказать его. Это подло по отношению к ребенку и, само собой ведет к проблемам в будущем.

Шлепки

С одной стороны, шлепки это действительно не больно, считают многие родители. Но не понимают при этом, что шлепки не работают на долгосрочную перспективу. Да, шлепок, как преступление и мгновенное наказание указывает на непозволительное поведение, при этом не давая ребенку возможности вникнуть в проблему и научиться самоконтролю. В итоге, ребенок, с которым из воспитательной работы было произведено лишь битье, испытывает чувство обиды и унижения, что в свою очередь заставляет думать о мести.

nakazat-rebenka-600x400.jpg

И это мы еще не рассматриваем шлепки как подсказку ребенку, что агрессия самый подходящий способ получить необходимое в будущем. Дети, которых бьют дома, зачастую проявляют агрессию по отношению к сверстникам в обществе. При этом степень агрессии зависит от уровня тяжести наказаний в семье.

Равнодушное невмешательство

Дети подвержены перепадам настроения и эмоциональным переживаниям, но родители, завидев нестандартную ситуацию принимают решение не вмешиваться. Такой выбор подошел бы по отношению к взрослому человеку, но не к ребенку, который остается один на один с незнакомым ощущением печали, не зная как себя утешить. Ребенок, как бы проваливается в темноту болезненных эмоций, спасение от которых ему еще неведомо, что может привести к сильному испугу и, как следствие, нарушеню в психике.

passivnaya-agressiya-u-600x314.jpg

Отрицание негативных эмоций

Многие родители считают, что если не акцентировать внимание на проявлении негативных эмоций, то это не позволит им пускать корни зла в сознание ребенка. Это продиктовано тем, что любящие родители желают, чтобы ребенок был окружен только добром, делая вид, что негатива не существует.

passivnaya-agressiya2-600x388.jpg

Ребенок плачет, а родители спрашивают добродушно и игриво А где же твоя улыбка?, не понимая, что независимо от тона, чувства ребенка оскорблены, ведь родители буквально указывают на то, что поведение малыша в этой ситуации неверно, приуменьшая незначительную детскую печаль, сравнивая их со взрослыми проблемами.

Отправляйся в угол!

Одно из распространенных наказаний, основанное на праве сильного. При этом ребенок чувствует унижение и от кого? От тех, кого любит больше всего на свете? Ребенок это маленькая но личность, которую необходимо уважать наравне со взрослыми. С детьми придется контактировать всю жизнь, а налаживать мосты взаимопонимания необходимо с первых дней его жизни.

passivnaya-agressiya4-600x400.jpg

Ребенок сломал игрушку соседского малыша? Попробуйте наказать иначе. Укажите, что вы уверены, что малыш сделал это не специально, но отложенные деньги на игрушку для него, придется потратить на покупку игрушки для соседского мальчугана.

Поверьте, ребенок очень быстро усвоит урок и впредь будет аккуратен. Вы как бы указываете, что не самое лучшее поведение, привело к непопулярному решению.

Пассивная агрессия, как метод воспитания, работает только по отношению ко взрослым. Не стоит забывать, что ребенок не может делать взрослых выводов, при этом утрачивает самооценку и получает негативное формирование психики. Для родителей важно распознать в своем воспитании признаки пассивной агрессии, во избежание возможных проблем в будущем.

2. Но как начать разговор, если я сам испытываю стресс?

Одна из самых сложных задач для родителей — сохранять спокойствие. Постарайтесь принять ситуацию, научиться в ней жить и ни в коем случае не паниковать. Помните, что дети до 6-7 лет крайне чувствительны к эмоциональному состоянию родителей. Дети-подростки склонны остро и неадекватно реагировать на психологические срывы родителей.

Ваш дом должен быть надежным островком спокойствия в этом сложном мире. Поэтому не злоупотребляйте телевизором, жестко фильтруйте источники информации, не обсуждайте при детях события в драматическом ключе.

Вам необходимо сформулировать свою позицию наиболее реалистично и выбрать подходящее время для беседы с ребенком.

3. А поймет ли меня ребенок младшего возраста?

Детям дошкольного возраста можно рассказать о том, что сейчас в мире многие люди немного простудились, поэтому президенты и врачи всех стран попросили нас побыть дома, чтобы мы не заразили друг друга.

С малышами активно применяют игровую форму общения — мыть ручки с песенкой, читать книжки про Айболита, придумать истории про супергероев в масках. Если ребенку такой информации достаточно, то не следует рассказывать больше и муссировать эту тему. В целом, отвечайте только на те вопросы, которые задает сам малыш.

4. Да, но с подростком сложнее. Будет ли он меня слушать?

Подростки склонны верить друзьям и внешней информации больше, нежели родителям. Поэтому вы должны внимательно следить за контентом, к которому имеет доступ ребенок.

На начальном этапе необходимо понять, какой информацией он уже владеет, достоверна ли она и правильно ли ребенок ее понимает. Предлагайте совместный просмотр новостей, живо интересуйтесь тем, что узнал ребенок — так вы сможете корректировать информацию и преподносить ее в нужном ключе. Не пытайтесь придумывать ответы на вопросы, в которых не разбираетесь. Лучше предложите ребенку совместно изучить ту или иную тему.

Проговорите моменты, которые помогут вашим подросшим детям защитить от болезни себя, близких и друзей. Мотивируйте подростка участвовать в социальных акциях онлайн для поддержки населения. Можно снимать ролики о том, чем заняться дома, общаться по скайпу с пожилыми людьми, придумать какой-нибудь воодушевляющий челлендж и так далее. Будьте открыты к разговору в любое время.

5. Хорошо, но вдруг у ребенка все равно появится волнение или признаки депрессии?

Да, такое возможно, учитывая ситуацию. Ваша задача — следить за эмоциональным фоном своих детей. Зачастую они больше переживают не за себя, а за близких, например, пожилых родственников. Позвольте детям чаще звонить бабушкам и дедушкам, используйте видеосвязь.

Стройте оптимистичные планы на будущее, мечтайте о путешествиях, прогулках, интересных мероприятиях. Всячески подчеркивайте, что все будет в порядке. Рассказывайте о врачах, которые обязательно помогут, о добрых волонтерах, об ученых, которые работают над вакциной и лекарствами, о предприятиях, которые увеличили производство медикаментов и оборудования.

6. Что еще можно сделать для психологического спокойствия ребенка?

Еще один важный момент — это распорядок дня. Необходимо придерживаться привычного ритма жизни ребенка — максимально близкого к школе и садику. День должен быть наполнен обычной рутиной — зарядкой, уборкой, играми, занятиями.

Многие школы сейчас пытаются организовать дистанционное обучение, но процесс пока плохо налажен. Поэтому следите за временем, которое проводит ребенок за онлайн-учебой. Научите его разумно чередовать периоды занятий и отдыха — ориентируйтесь на продолжительность школьных уроков и перемен.

Также важно следить за полноценным питанием и отдыхом дошкольников даже в условиях домашнего режима. Дети, особенно маленькие, очень консервативны, поэтому неизвестность и хаотичный образ жизни дома добавят лишний стресс.

7. Со своими детьми все понятно, но что делать, если ребенок подвергается дискриминации из-за пандемии?

В свете последних мировых событий стигма становится распространённой проблемой. Ваша задача — предоставить ребенку объективную картину мира и убедить его в том, что дискриминация по внешнему, расовому и вообще любому признаку недопустима. Вирус распространен по всей планете, независимо от каких-либо характеристик нации.

Расскажите своим детям о том, что они должны поделиться с вами любыми моментами агрессии, насмешек, унижения со стороны других людей. Также удостоверьтесь, что ваш собственный ребенок не является инициатором стигмы.

8. Что делать, если в какой-то момент я не сумею подобрать нужных слов?

Поддержка сейчас важна и для детей, и для взрослых. В случае затруднений при общении с ребенком, вы можете найти нужные рекомендации на официальных сайтах ЮНИСЕФ, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Роспотребнадзора, позвонить на Единый телефон доверия для детей, подростков и родителей по номеру 8-800-2000-122 или на горячую линию департамента здравоохранения Владимирской области: 8-800-707-42-52.

9. А как правильно завершать разговор на тему вируса?

Вы всегда должны заканчивать разговор на позитивной ноте. Сужайте новостную экспозицию для детей, оставляя только проверенные источники. Следите за собственными высказываниями, иначе одна неосторожная фраза в разговоре с супругом(ой), может свести на нет все аргументации для ребенка.

10. Я правильно понимаю, что лучше оградить ребенка от всех внешних источников информации?

Не совсем так. Потому что подросток все равно продолжит искать разные материалы о происходящем во внешней среде. Но ваш успокаивающий голос должен быть намного громче, чем все источники информации вместе взятые.

Статья написана как домашнее задание курса Контент-менеджер онлайн-университета Нетология. Для подготовки материала использованы рекомендации Роспотребнадзора, ЮНИСЕФ и психологов, а также публикации медицинской школы Гарварда, The Washington Post, Центра контроля и профилактики заболеваний США.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Почему нам так трудно говорить с детьми о смерти

С одной стороны, при упоминании чужой смерти мы сталкиваемся с такой темой, как неизбежность нашей собственной. Мы боимся, что разговор зайдёт о том, что однажды мы тоже умрём и оставим своего ребёнка одного. А мама с папой тоже умрут? со страхом спрашивают дети, так как смерть вызывает у них непонятное чувство тоски по человеку, которого они никогда больше не увидят. Также дети могут быть обеспокоены тем, что они тоже смертны. Эта идея может сильно шокировать некоторых ребят.

Татьяна Рибер

С другой стороны, мы неосознанно отождествляем себя с нашими детьми: проецируем на них свои эмоции, задаёмся вопросом, что бы мы чувствовали в их возрасте. Здесь всё зависит от того, как мы сами, будучи маленькими, впервые потеряли близкого человека.

Если в детстве вы столкнулись с разводом или смертью, а родители были погружены в свои переживания настолько, что оставили вас наедине с вашим горем, вы испытаете больше трудностей в подобной ситуации со своими детьми, так как будете склонны проецировать на них собственные страдания.

Наконец, мы опасаемся, что разговоры о смерти могут навредить хрупкой детской психике: вызвать страхи, травмировать. И это действительно может произойти. Поэтому лучше не пытаться опережать мысли ребёнка и рассказывать ему то, что вы считаете нужным, а спокойно и тактично отвечать на его вопросы.

Татьяна Рибер

Как помочь ребёнку понять смерть

В возрасте от 3 до 5 лет дети имеют весьма ограниченное понимание смерти. Хотя они знают, что сердце мёртвого человека больше не бьётся и что он не может ни слышать, ни говорить, им трудно понять, что смерть окончательна. Они думают, что это обратимо, что бабушка придёт к ним завтра.

Чтобы помочь им осознать, что такое смерть, обязательно скажите: когда человек умирает это навсегда, он не вернётся. Чтобы облегчить грусть от расставания, расскажите малышу, что он всегда может вспомнить о хороших моментах, проведённых с умершим близким человеком.

Помогите ребёнку понять, что смерть является частью естественного цикла жизни. Можно начать с примеров, которые не так эмоционально окрашены (например, деревья, бабочки, птицы), терпеливо объясняя, что продолжительность жизни у всех разная.

Также скажите, что иногда живые существа настолько серьёзно болеют, что не могут оставаться в живых. Однако настаивайте на том, что люди и животные в большинстве случаев могут вылечиться и прожить до глубокой старости.

Татьяна Рибер

При объяснении концепции смерти избегайте использования таких слов, как заснул и ушёл. Если вы скажете ребёнку, что дедушка уснул, малыш может начать бояться сна, опасаясь умереть. То же самое, если вы скажете ему, что дедушка ушёл. Ребёнок будет ждать его возвращения и беспокоиться, когда другие члены семьи будут собираться в реальное путешествие.

Не говорите ребёнку, что его бабушка умерла, просто потому, что она болела, он может решить, будто она подхватила обычную простуду. У него может появиться страх смерти, даже если он просто простудится или кто-то из родных начнёт кашлять. Скажите ему правду, используя простые слова: У бабушки был рак. Это очень серьёзная болезнь. Иногда людям удаётся вылечиться, но не всегда. Убедите ребёнка, что смерть не заразна.

Татьяна Рибер

Дети и взрослые по-разному переживают горе. Каких реакций стоит ожидать, а какие должны вызвать беспокойство

Стадии действительно отличаются, и у детей они менее заметны. Психика ребёнка зачастую предпринимает бессознательные попытки защитить его от тяжёлых эмоций. Он будто переваривает информацию по кусочкам.

В целом это может выглядеть так, словно ребёнок ничего и не чувствует.

Некоторые родители замечают: После нашего разговора он просто вернулся к игре, не задавая никаких вопросов. На самом деле ребёнок всё очень хорошо понял. Но ему нужно время для переваривания этой информации.

Это защитный механизм. Дети используют его больше, чем взрослые, потому что их психика более хрупкая. У них ещё недостаточно душевных сил, чтобы справиться со своими эмоциями, и энергия им нужна, в первую очередь, для роста и развития.

Нет необходимости повторять или проверять, понял ли ребёнок то, что вы ему сказали. Он сам вернётся к теме позже, в собственном темпе, и задаст все интересующие его вопросы, когда будет готов услышать ответы.

Некоторые дети могут обращаться с вопросами к посторонним людям, например к школьному учителю. Это объясняется тем, что человек, не испытывающий скорбь вместе со всеми, способен беспристрастно дать необходимую информацию, которой ребёнок может доверять. Часто дети возвращаются к этой теме в разговоре перед сном, так как он ассоциируется у них со смертью.

В течение месяца у ребёнка могут появляться признаки скрытой тревоги: проблемы с засыпанием, нежелание слушаться и нормально питаться. Но если эти симптомы сохраняются в течение более продолжительного времени, а вы замечаете, что ваш ребёнок стал более замкнутым и подавленным как в школе, так и дома, стоит обратить на это внимание и инициировать доверительную беседу.

Если вам самостоятельно не удаётся найти нужные слова и помочь ему справиться с беспокойством, обязательно проконсультируйтесь с детским психологом.

Как помочь ребёнку справиться с потерей близкого человека

Всё зависит от того, кто умер, при каких обстоятельствах и в каком возрасте находится ребёнок. Но в любом случае эмоциональное состояние родителей является важным фактором, который во многом влияет на реакцию ребёнка. Обнимите его, приласкайте, расскажите, почему вы расстроены.

Вы имеете право выражать грусть и оплакивать свою потерю. Это поможет ребёнку понять, что и он может проявлять свои эмоции.

Если вы чувствуете себя подавленными, сперва позаботьтесь о себе. Это также станет правильным примером для ребёнка и позволит ему осознать: если тебе плохо, ты должен быть внимателен к себе. К тому же это научит его обращаться за помощью в трудную минуту.

Матерям даже больше, чем отцам, свойственно полагать, что они должны нести эту эмоциональную ношу самостоятельно, управляться со всеми делами и всегда хорошо выглядеть. Но это невозможно. Если вы слишком переживаете, вы можете и должны принять помощь. Попросите о ней супруга, друзей, родственников.

Тем более ребёнок в такие моменты иногда задаёт вопросы, которые могут причинить вам ещё больше боли. Он это делает не из садистских побуждений, а потому, что моментально улавливает настроение родителя. Это может быть быть очень тяжело, поэтому на такие вопросы стоит отвечать человеку, который меньше подвержен переживаниям.

Вы не обязаны следовать правилам, которые, как вам кажется, существуют в обществе. Некоторые говорят, что ребёнку необходимо всё рассказать и показать. На самом деле это должно оставаться на усмотрение родителей. Вы должны быть уверены в том, что делаете, и доверять своей интуиции.

Иногда, наоборот, скрытие определённых вещей от ребёнка может оказаться неверным шагом. Если вы лжёте о причине своего плохого настроения, он не может понять, почему вы испытываете эти эмоции, и начнёт фантазировать такое, что вам никогда бы не пришло в голову. Он может, например, почувствовать себя виноватым в вашем расстройстве или начать бояться, что между родителями возник конфликт и они собираются разводиться.

Смерть это всегда эмоционально напряжённое событие. Его не следует скрывать от ребёнка, но постарайтесь оградить его от сильных потрясений.

Стоит ли брать детей на похороны

Татьяна Рибер считает: если родители сами не боятся этого процесса и если ребёнок не сопротивляется, ответ, скорее, да. Сопровождение ребёнком семьи на кладбище зависит от отношения к смерти, принятого в его окружении. Дети в семьях, соблюдающих религиозные традиции, посещают похороны, подходят к гробу. На самом деле кладбище не место для прогулок с детьми. Но к умершим родственникам, если это традиция, брать детей можно.

Тип общения по возрастным периодам

С момента рождения до 2 лет родители практически ведут монолог с любимым чадом. В 2-3 года ребенок осознает себя как личность. В этот момент у ребенка формируется характер, он ярко выражает свое недовольство тому, что не нравится. В этот период надо воспринимать ребенка, как личность. Спрашивайте мнение ребенка, если ему что-то не по душе, то пытайтесь исправить ситуацию.

obshhenie-s-grudnichkom.jpg
Общение надо начинать с грудного возраста

Общение начинается с понимания состояния ребенка. Если вы овладеете этой тактикой, то дальше в отношениях с детьми все сложится удачно. При возникновении трудностей в общении старайтесь придерживаться следующих рекомендаций.

neposlushanie-rebenka-1024x768.jpg
Если ребенок не хочет слушать надо выяснить причину

Как правильно общаться с ребенком советы психолога

  • Уделяйте ребенку как можно больше времени для общения. Об этом говорит книга Гиппенрейтер известного психолога и педагога. С взрослением малыш понимает, что мама принадлежит не только ему, но и папе, у мамы есть работа. Ребенок испытывает ревность, чтобы избежать негатива, нужно говорить с ребенком, если ему интересно.
  • После посещения садика интересуйтесь, как ребенок провел день. Обязательно расспрашивайте малыша о занятиях, что давали кушать в садике, с кем он общался. Наслаждайтесь этими временами, ведь в подростковом возрасте ребенок вам всего не расскажет.
  • Не унижайте достоинство ребенка, ведите разговор на равных. Если малыш говорит откровенную неправду, то постарайтесь тактично поправить ребенка.

    mama-slushaet-rebenka.jpg
    С ребенком надо говорить с уважением его личности

  • Не теряйте взрослого человека в глазах ребенка. Иногда родители, находясь в растерянности, начинают говорить с ребенком на его языке. Это приводит к снижению авторитета в глазах ребенка. В сложной и стрессовой ситуации малыш попросту не будет вас слушать.
  • Самый важный урок, который взрослый моет преподать ребенку свой положительный пример. Иногда слова остаются незамеченными, а поступки навсегда остаются в памяти, в критической или похожей ситуации ребенком будет сделан выбор в пользу родительского примера. Малыш с детских лет копирует движения, поведение, речь родителей. Будьте внимательны к мыслям чувствам, словам, движениям, которые вы делаете. Книга Гиппенрейтер затрагивает эту тему, в ней собраны практические советы в этом направлении. Не ленитесь читать методическую литературу.
  • Перед началом общения с ребенком у вас в голове должна быть четкая цель, которая должна красной нитью пронизывать разговор. Общение без цели не приводит ни к каким результатам.
  • Общение должно строиться на диалоге, обязательно ждите ответа ребенка.

    kniga-ne-krichite-na-detej.jpg
    Прочитайте книгу Не кричите на ребенка

Не повышайте голос на ребенка, он может не понять смысл вашего высказывания, но отлично распознает ваш негатив в интонации, в помощь вам книга Общаться с ребенком. Как?

knigi-julii-gippenrejter.jpg
Книги Юлии Гиппенрейтер о общении

Любовь, забота и неравнодушие

Ваши мысли и действия должна пронизывать безусловная родительская любовь. Только в этом случае все общение будет построено на бескорыстном чувстве. Все стремления и действия, которые человек совершает, находясь в состоянии любви, обязательно приведет к успеху. Вряд ли любящий родитель начнет разговор с фразы: Ты у меня сейчас получишь?. Настрой родителя обозначен, ребенок приготовился к обороне, теперь он только защищается. Старайтесь избегать подобных высказываний в общении с детьми.

bezuslovnoe-prinjatie.jpeg
Что такое безусловное принятие

Не приветствуется полное равнодушие, здесь важно понимать разницу между спокойствием и откровенным равнодушием. Ваша безучастность играет пагубную роль, ребенок замыкается, выйти на контакт в такой ситуации практически невозможно.

Методы личного общения со своим ребенком

Разговор с ребенком нужно начать со зрительного контакта, если обстановка спокойная можно выходить на тактильный контакт. Через взаимодействия передаются истинные эмоции, постарайтесь побороть раздражение и негатив, делайте шаг на встречу от всего сердца.

anglijskaja-poslovica.jpg
Ребенок берет пример с родителей
  • К серьезному разговору нужно заранее готовиться и фокусироваться. Для этого необходимо закончить все домашние дела, поставить телефон на беззвучный режим, выключить компьютер и телевизор. Беседа на серьезные темы не должна быть мимолетным делом, создайте атмосферу в доме. Читайте литературу о ваших детях, книга должна стать вашим добрым другом.
  • Забудьте во время разговора о приказном тоне, только конструктивный диалог. Сам тип такого общения предполагает неравенство собеседников, приказы предполагают беспрекословное подчинение. Ваша задача, чтобы ребенок подчинился вашим напутствиям по доброй воле. Только тогда будет положительный результат от вашего взаимодействия. Книга Гиппенрейтер Общаться с ребенком. Как? несколько раз фокусирует на этом внимание.

    sovety-psihologov.jpg
    Как правильно общаться с ребенком

Старайтесь не использовать в речи частицу не, она придает негативный оттенок всей речи. Пока не выбросишь мусор, не наведешь порядок в комнате, не сходишь в магазин за хлебом. Предпочтительно говорить, когда вынесешь мусор, можешь поиграть с ребятами.

  • Постарайтесь говорить с ребенком живым образным языком, тогда ребенок будет воспринимать речь не только в качестве занудного нравоучения, а поверит в возможность развития событий. Здесь помогут оживить речь притчи, народные сказки и пословицы, примеры из вашего детства, читать вместе с ребенком отличная идея. Народная речь емкая и образная навсегда остается в детской памяти, ребенок быстро поймет и прочувствует ваш посыл.
  • Из предыдущего пункта вытекает совет говорить все же на понятном ребенку языке. Ваша речь может быть красивой и образной, но если ребенок не понимает ее смысла, то вряд ли общение будет эффективным. С раннего детства старайтесь работать над словарным запасом ребенка, объясняйте значение непонятных слов. Это сделает малыша образованным.

    obshhenie-po-vozrastu.jpg
    Для каждого возрастного периода свой тип общения

  • Сопровождайте речь не абстрактными картинами, которые трудно укладываются в голове ребенка. Лучше описывайте простые и яркие образы то, что ближе к детскому восприятию.
  • Старайтесь не давать однозначных советов. Учите ребенка. Что в мире нет однозначно черного или белого. Пытайтесь разбираться в конкретной ситуации. Эти умения понадобятся ребенку в жизни очень часто. Умение принимать правильные решения очень нужное качество.
  • Всегда с пониманием относитесь к детским вопросам. Даже если они кажутся вам наивными и нелепыми. Старайтесь искать ответы и говорить с ребенком честно. Детская память очень цепкая, если вы соврали ребенку даже один раз, ложь может вскрыться в любой момент. В этом случае вы потеряете авторитет в глазах ребенка навсегда. Если вы чего-то не знаете, то не бойтесь в этом признаться. Когда изучите данный вопрос хорошо, можете дать верный совет. Таким образом, вы выработаете у ребенка веру в поиск истины.

    sovmestnaja-dejatelnost.png
    Хвалите ребенка за реальные успехи

Хвалите ребенка за реальный успех. Некоторые родители впадают в крайности, одни ограничиваются скупой похвалой раз в год, другие преклоняются перед ребенком за совершение ежедневных действий. Важно оговорить для себя критерии успехи ребенка, если достижение реально, то не скупитесь на похвалу. Такая позиция сформирует адекватную самооценку у ребенка.

  • Не связывайте наказания с личностью ребенка. Принимайте к рассмотрению каждый поступок ребенка. Высказывайте свои мысли без негатива, сдержанным и спокойным тоном. Ребенок должен понимать, что ваше недовольство не относится к нему, как к личности, если он изменит ситуацию, то ваша позиция переменится.

    gumannoe-nakazanie.jpg
    Наказания должны быть гуманными и дать ребенку возможность обдумать свое поведение

  • Наказания не должны быть связаны с негативом, скорее вам нужно организовать отсутствие позитива. Это не позволит развиться злобе и агрессии со стороны ребенка. Так ребенок будет стремиться к выполнению обещаний, он будет знать, что за все усилия его ждет приз, а не наказание в случае провала. Так вы создаете у чада положительную мотивацию.

    sovety-julii-gippenrejter.jpg
    Рекомендуемая литература

И, напоследок. Старайтесь изучать культуру речи дети копируют наши привычки. Если ребенок постоянно слышит речевые ошибки, то он подсознательно копирует их. Вы самый лучший пример это большая честь и большая ответственность.

Источники:

  • https://www.pravmir.ru/malchik-krichal-nenavizhu-koronavirus-kak-govorit-s-detmi-o-pandemii/
  • https://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam/passivnaya-agressiya-roditeley-skrytaya-manipulyatsiya-razrushayuschaya-psihiku-rebenka.html
  • https://zebra-tv.ru/novosti/story/kak-uspokoit-i-podderzhat-rebenka-vo-vremya-pandemii-koronavirusa/
  • https://Lifehacker.ru/rebenok-smert-blizkix/
  • https://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam/kak-pravilno-obshhatsya-s-rebenkom.html

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит