Как развить у ребенка самостоятельность? Советы педагога

СОДЕРЖАНИЕ

Если целью родителей является воспитание инициативного человека, способного достигать поставленных целей, то нужно с самого раннего возраста придерживаться правильной тактики, как развить у ребенка самостоятельность. Для этого используется личный опыт, если он был положительным или методы, разработанные детскими психологами, педагогами.

Что это такое самостоятельность ребенка

Под термином самостоятельность родители не всегда понимают истинное определение. Без помощи посторонних принимать пищу, одеваться или проводить другие действия, которые соответствуют нормальному развитию человека, еще не относится к этому понятию. Точнее назвать самостоятельностью можно свойство личности, характеризующее следующими способностями ребенка:sunglasses-1284419_960_720-300x200.jpg

  • Принятие решения без участия взрослых.
  • Адекватная оценка ситуации, действий, последствий.
  • Проявление инициативы, понимание ее границ, актуальности именно для имеющейся ситуации.
  • Умение сопоставлять цели и полученный результат.

С психологической точки зрения, самостоятельность выражается в разносторонних признаках личности, проявление которых меняется в зависимости от взросления ребенка. Кроме возрастных особенностей, на уровень самостоятельности влияет воспитание. Насколько правильно и своевременно родителями было развито это свойство у ребенка, зависит дальнейшее его восприятие жизненных ситуаций, поведенческие особенности.

Основные методы развития самостоятельности

Формирование личностных качеств ребенка во многом зависит от того, как ведут себя с ним родители, общаются и воспитывают. Для каждого периода жизни должно быть соответствующее взаимоотношение между взрослым и ребенком. Об этом не нужно забывать и как бы не хотелось контролировать все происходящее, нужно самим родителям научиться предоставлять определенную свободу, выбор своему чаду.

Начиная с младенчества, уже нужно предпринимать действия для постепенного развития самостоятельности у ребенка. По мере взросления должна меняться тактика к поддержанию, развитию личностных качеств. При правильном подходе это станет основой для формирования различных свойств характера, помогающих достигать поставленных целей, нести ответственность за свои поступки, проявлять инициативу и не терять уверенности в своих силах.

Как развить самостоятельность у малышей и дошкольников

Для родителей иногда сложно осознать, что ребенок взрослеет и пора ему разрешать самостоятельно познавать мир. В большинстве случаев именно из-за чрезмерной опеки взрослых маленький человек не может проявить себя.

Исходя из практического опыта, а также заключений опытных специалистов, полезными для развития самостоятельности у ребенка будут следующие методы воспитания:

  1. Еще у младенца нужно поощрять его любознательность и оказывать помощь только при необходимости. Например, тянется ребенок за игрушкой или другим интересующим предметом, не нужно его пододвигать, давать в руки. Правильней будет дать ему возможность достичь свою цель, получить удовлетворение.
  2. Последовательность просьб, действий. Если малышу поставлена задача, то при появлении затруднений ее не нужно сразу менять, иначе у ребенка выработается понимание, что поставленные цели выполнять необязательно.
  3. Позволять принимать решение. Естественно, что должны соблюдаться ограничения, так как дошкольник еще не способен нести ответственность за свои действия, но если ребенок предпочитает игры с песком, чем принудительное катание на качелях, то это можно ему и позволить.
  4. Набраться терпения, если поторапливать, то умеренно. Малыши и дошкольники осваивают обслуживание себя, что для них является сложным занятием, когда для человека, уже умеющего все это делать, задача считается простейшей. Чем больше родители будут оказывать помощь, пока, например, ребенок одевается, тем дольше он не научится это делать. Рекомендуется набраться терпения и пусть это мероприятие будет продолжительным, с каждым разом у чада будет получаться осуществлять действия быстрее. Тактика подходит не для всех случаев, включая утренние сборы в детский сад, но, когда есть свободное время, можно малышу дать определенные вещи или обувь и пусть он отрабатывает технику одевания.
  5. Не подавлять инициативу. Маленькие дети стремятся участвовать во многих делах, пытаются помогать, но по мере взросления это желание снижается. Чтобы такую вероятность свести к минимуму, одновременно приучить к самостоятельности, нужно поддерживать инициативу ребенка, даже если она приведет к некоторым дополнительным трудностям. Например, если малыш хочет помочь в приготовлении еды, ему можно поручить несложные задания, хотя возможно после этого придется мыть ребенка, кухню.
  6. Приучать к порядку. Для начала это могут быть просьбы сложить игрушки, сопровождающиеся восхищением, как красиво и аккуратно стало. Хорошо будет одновременно делать приборку, доверять несложную работу. Сами родители также должны организовывать ребенку порядок в комнате, пока он еще неспособен это делать самостоятельно. Требования порядка при отсутствии его дома не даст положительных результатов.
  7. Показывать пример. У детей, особенно в раннем возрасте, развито стремление подражать взрослым и хорошо, если это будут те качества, которые потребуются для последующей самостоятельности.
  8. Похвала и поддержка. Если что-то не получается, а это неизбежно, нужно подбадривать малыша, хвалить за его попытки выполнить задание, убеждать, что все получится. Агрессия, крики и ругательства способны к обратному эффекту.

Родителям важно понимать, что по мере взросления должна меняться тактика воспитания, опеку нужно корректировать, ребенку давать больше свободы. Не всем взрослым это удается, появляются сложности в доверии маленькому человеку, боязнь наступления проблем, но с этим нужно бороться во благо становления личностных качеств ребенка.

Как развить самостоятельность у школьников и подростков

К 6-7 годам ребенок уже частично сформированная личность, регулировать которую становится сложнее, возникают протесты, противоречия, некоторые дети начинают настойчиво выражать свое мнение. Задачей родителей является регулирование действий таким образом, чтобы уже сформированные задатки самостоятельности укреплялись, а также образовывались новые.

Развивать самостоятельность можно следующими способами:

  • Следует определить обязанности ребенка, за которые он несет ответственность. Это может быть уход за питомцем, приборка компьютерного стола, вынос мусора и так далее. Если обязанности игнорируются не по уважительной причине, то нужно постараться выдержать время, но не делать их другим, показать, какие могут быть последствия, насколько важно своевременное выполнение этих действий.
  • Свобода выбора. Наступает пора, когда навязывание вкусовых предпочтений родителей нецелесообразно, но с учетом определенных границы. Выбор канцелярии, книг, цвета одежды, расположения мебели в комнате, порядок приготовления портфеля и другие действия можно полностью доверить ребенку. Это научит его практичности, анализу своей деятельности, а также исправлению ошибок. Именно свобода выбора провоцирует развития ряда личностных качеств, переходящих в осознанную самостоятельность.
  • Мотивация. Для каждого действия должна быть четко определена мотивация, ее должен понимать ребенок. Задача родителей ее объяснить, чтобы спровоцировать заинтересованность в своей работе.
  • Поддержка. Любой человек, особенно маленький, должен понимать, что он несет ответственность за свои поступки, бороться с возникающими трудностями, но в тяжелый для него период у него есть поддержка взрослых. Об этом нужно говорить, показывать, но не становится навязчивыми в стремлении помочь.
  • Развитие самостоятельности в учебе. Воспитать настоящего отличника путем выполнения за него заданий, не получится. Уже с середины 1-го класса нужно приучать ребенка самостоятельно выполнять уроки, а задача родителей корректировать, направлять ученика. Не нужно культивировать высокие оценки любой ценой, провоцировать ненормальную боязнь за плохие отметки. Рекомендуется объяснить для чего нужны знания, какие возможности открываются перед человеком, если он успешно учится. Важно внушить, что даже при плохой оценке не нужно отчаиваться, а следует приложить усилия для исправления ситуации.
  • Постепенное приучение к деньгам. По возможности выделяется определенная сумма на карманные расходы, ее размер не меняется определенное время. Ребенок будет учиться рассчитывать расходы, контролировать потребности. Необходимо объяснить, что деньги достаются трудом, для жизни важно их рациональное распределение.
  • Личное пространство. Школьники, а тем более подростку хочется по быть одному и это личное пространство нужно постараться обеспечить. Постоянные вопросы, тотальный контроль способны не только дополнительно раздражать, но и провоцировать агрессию.

Развить самостоятельность у подростка сложнее, так как при отсутствии четкой схемы воспитания в детстве, кардинально поменять мировоззрение молодого человека проблематично. Иногда поведение объясняется особенностями переходного возраста и пассивность, отсутствие целей, протесты имеют временный характер.

Ребенок, не приученный принимать решения, не сможет проявлять себя во взрослой жизни. Степень его самостоятельности повлияет на будущее, а сформировать и развить ее под силу взрослым, окружающих малыша, школьника или подростка. Это должны понимать родители, научиться в свое время отпускать свое чадо, понимать его потребности и не забывать, какими они были в этом же возрасте.

Статья обновлена:

Что такое самостоятельность?

  • Умение проявлять инициативу там, где это необходимо
  • Выполнять повседневные задачи без напоминания со стороны
  • Правильное использование прошлого опыта в похожих ситуациях
  • Адекватность оценки своих возможностей и контроль над ситуацией

Когда начинать воспитание самостоятельности?

Формировать самостоятельность у детей лучше с первых дней жизни. Но, если вы сейчас поняли, что упустили этот момент, а вашему сыну или дочке уже больше десяти лет, не волнуйтесь, начинать такое важное дело никогда не поздно.

Samostoyatelnost-rebenka-50.jpg

Поощряйте инициативу

Когда ваш малыш еще маленький не мешайте ему проявлять инициативу, ведь это первые шаги к дальнейшей самостоятельности. Если он хочет что-то сделать и это не угрожает его жизни и здоровью разрешите ему.

Samostoyatelnost-rebenka-35.jpg

Пусть сам попробует надеть ботиночки, убрать игрушки или даже помыть небьющуюся тарелку. Возможно, потом вам потребуется что-то переделать или доделать, но не забудьте похвалить ребенка он же так старался!

Samostoyatelnost-rebenka-32.jpg

Эксперты советуют при обучении самостоятельности проявлять терпение и не ругаться на малыша, если он что-то делает не так, а мягко указать ему на ошибку и показать, как правильно.

Samostoyatelnost-rebenka-1.jpg

Дождитесь просьбы о помощи

Если малыш чем-то уже долгое время занят, например, надеванием любимой кофточки, а у него никак не получается, не спешите бежать на помощь. Если вы никуда не торопитесь дайте ребенку время.

Samostoyatelnost-rebenka-54.jpg

Дождитесь пока он сам попросит вас помочь ему. Когда будете помогать, объясняйте, как правильно, похвалите его, что он почти все сделал сам и в следующий раз обязательно все получится.

Samostoyatelnost-rebenka-41.jpg

Дайте ребенку делать те вещи, которые он уже умеет

Держать ложку, собирать игрушки, застегивать пуговицы, если ребенок все это уже умеет пусть делает сам. Он же уже научился, не стоит своими действиями убеждать его в обратном.

Samostoyatelnost-rebenka-64.jpg

Разрешите ребенку самому выбирать, что ему хочется

В любом деле, которое касается интересов ребенка важно учитывать его мнение. Начиная от малого, во что сегодня одеться на прогулку, заканчивая решением идти ли в тот или иной кружок или секцию, или это не интересно.

Samostoyatelnost-rebenka-25.jpg

Если родители или другие родственники все время решают все за ребенка это совсем не способствует его самостоятельности.

Samostoyatelnost-rebenka-39.jpg

Закрепите за ребенком домашние обязанности

Пусть это будет что-то не слишком сложное, но ребенок должен выполнять это через какое-то время без напоминаний с вашей стороны. Пусть это будет уборка своих игрушек и одежды, уход за домашним любимцем или что-то еще.

Ребенок должен чувствовать, что у него теперь есть дела наравне со взрослыми и быть ответственным за них. С возрастом круг обязанностей расширяется, а их сложность увеличивается соответственно возросшим способностям.

Samostoyatelnost-rebenka-24.jpg

Не заостряйте излишнего внимания на ошибках

Все мы учимся на ошибках. Если ребенок где-то сплоховал сначала похвалите его за то, что было сделано правильно, а затем укажите где он ошибся. Такой подход будет более продуктивен, чем постоянное указывание на недочеты. Подумайте вместе, как можно было бы избежать ошибки и какую пользу можно извлечь из сложившейся ситуации.

Samostoyatelnost-rebenka-55.jpg

Позвольте ребенку самому находить себе занятие

Если взрослые заняты ребенок должен сам придумать, чем заняться. Игра в одиночестве одна из форм самостоятельности ребенка. Есть множество вещей, которыми дошкольник может занять себя сам, от игры в машинки до рисования.

Samostoyatelnost-rebenka-18.jpg

Уже в год малыш должен уметь на некоторое время занять себя сам и с возрастом продолжительность самостоятельных занятий должна только увеличиваться.

Samostoyatelnost-rebenka-13.jpg

Поддерживайте ребенка в его начинаниях

Предложите помощь или просто поддержите словами о том, что у него все получится. Такое отношение со стороны родителей окрыляет и дает дополнительный стимул для завершения начатого.

Samostoyatelnost-rebenka-4.jpeg

Перестаньте чрезмерно контролировать ребенка

Гиперопека подавляет любую инициативу. Уже будучи взрослыми, дети, которые выросли у излишне опекающих родителей, страшатся принимать самостоятельные решения, что негативно сказывается на самооценке и, соответственно, на всех аспектах жизни, включая карьеру и личную жизнь.

Если вы заметили за собой признаки гиперопеку, проанализируйте ее причины. Возможно следует обратиться к специалисту психологу, чтобы он помог справиться с вашей тревожностью.

Samostoyatelnost-rebenka-52.jpg

Подавайте пример

Будьте самостоятельны. Проявляйте инициативу, занимайтесь домашними делами с воодушевлением. Если родители не могут быть самостоятельны, не знают, чем себя занять, как они смогут научить ребенка?

Samostoyatelnost-rebenka-65.jpg

Помните, что дети в первую очередь смотрят на старших и берут пример с них. Так что подавайте правильный пример, и ваши дети будут самостоятельны и инициативны.

Samostoyatelnost-rebenka-8-1.jpg

Воспитывая в ребенке любое качество главное помнить, что все получится не сразу. Поэтому запаситесь терпения и создайте условия, в которых у ребенка будет возможность принимать свои решения, учится на ошибках и нести ответственность за свои действия и у вас все получится. Помните, легче всего воспитать самостоятельность еще в раннем возрасте, чем добиваться ее позже.

Samostoyatelnost-rebenka-9.jpg

Фото самостоятельного ребенка

Samostoyatelnost-rebenka-2-1.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-7.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-20.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-21.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-27.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-29.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-30.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-31.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-33.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-34.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-37-1.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-38.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-40.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-43.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-44.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-45.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-46.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-47.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-48.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-49.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-51-1.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-53.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-58.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-59.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-60.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-62.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-66.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-67.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-68.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-69.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-70.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-71.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-72.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-73.jpg

Samostoyatelnost-rebenka-75.jpg

Также рекомендуем просмотреть:

  • Как научить ребенка читать
  • Зарядка для детей
  • Истерика у ребенка
  • Как научить ребенка ползать
  • Как научить ребенка рисовать
  • Сказки для детей
  • Гендерное воспитание дошкольников
  • Самооценка ребенка
  • Как воспитывать девочку
  • Что нельзя говорить ребенку
  • Капризы ребенка
  • Ребенок не хочет учиться
  • Развитие ребенка по месяцам
  • Детская ложь
  • Как привить любовь к чтению у детей
  • Как воспитывать мальчика
  • Во что поиграть с ребенком
  • Как научить ребенка писать
  • Как уложить ребенка спать
  • Сказкотерапия
  • Задержка речи у ребенка
  • Как развить память у ребенка
  • Как подготовить ребенка к школе
  • Ребенок просыпается ночью
  • Как приучить ребенка к горшку
  • Как отучить ребенка от соски
  • Как наказать ребенка
  • Нервный ребенок
  • Развитие моторики у детей
  • Детская ревность

Что такое самостоятельность?

Обычно родители начинают задумываться осамостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить вшколу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше ичем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Прежде чем говорить отом, какже воспитывать вдетях самостоятельность икогда необходимо это делать, нужно определиться стем, что это такое. Ответ навопрос, чтоже такое самостоятельность, будет разным, взависимости отвозраста ребенка.

Обычно самостоятельность понимают примерно так: «это умение человека лично, без посторонней помощи управлять ираспоряжаться своей жизнью»; «это умение самому принимать решения инести ответственность заихпоследствия»; итому подобное. Новсе эти определения практически неприменимы кмаленьким детям 2-3-х лет или дошкольникам, хотя иуних мыможем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить омаленьких детях, токним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых».

Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

  • умение действовать пособственной инициативе, замечать необходимость своего участия втех или иных обстоятельствах;
  • умение выполнять привычные дела без обращения запомощью иконтроля взрослого;
  • умение осознанно действовать вситуации заданных требований иусловий деятельности;
  • умение осознанно действовать вновых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
  • умение осуществлять элементарный самоконтроль исамооценку результатов деятельности;
  • умение переносить известные способы действий вновые условия.

Самостоятельность развивается постепенно, иначинается этот процесс достаточно рано. Давайте отметим наиболее важные этапы ивозрастные периоды для становления этого важнейшего человеческого качества.

Этапы становления

Прежде всего, это ранний возраст. Уже в года уребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление ксамостоятельности проявляется в3года. Существует даже такое понятие, как кризис лет, когда ребенок тоидело заявляет: «Ясам!». Вэтом возрасте онвсе хочет делать сам, без помощи взрослого. Нонаэтом этапе самостоятельность является лишь эпизодической характеристикой детского поведения.

Кконцу этого периода самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка.

Подростковый возраст когда ребенок отделяется отродителей, стремится кнезависимости, самостоятельности, «хочет, чтобы взрослые нелезли вего жизнь».

Как видим, предпосылки развития самостоятельности складываются враннем возрасте, однако лишь начиная сдошкольного возраста, она приобретает системность иможет рассматриваться как особое личностное качество, анепросто как эпизодическая характеристика детского поведения.

Кконцу подросткового возраста при правильном развитии самостоятельность формируется окончательно: ребенок непросто умеет что-то делать без посторонней помощи, ноибрать ответственность засвои поступки, планировать свои действия, атакже себя контролировать идавать оценку результатам своих действий. Подросток начинает осознавать, что самостоятельность неозначает полной свободы действий: она всегда удерживается врамках принятых вобществе норм изаконов, ичто самостоятельность это нелюбое действие без посторонней помощи, нодействие осмысленное исоциально приемлемое.

101542331.jpg

Наши рекомендации

Если говорить овоспитании самостоятельности, то, исходя изразных возрастных этапов, можно дать следующие рекомендации родителям.

Ранний возраст

  1. Необходимо помнить, что ненужно выполнять заребенкато, что онможет сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, тодайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Выможете одеть ребенка быстрее, чем онсделает это сам, или накормить его, неиспачкав одежду ивсе вокруг, нотогдаВы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.
  2. Следует помогать ребенку только втом случае, если онсам просит взрослого опомощи. Ненужно вмешиваться вдеятельность ребенка тогда, когда ончем-то занят, если оннепросит Вас обэтом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить тоили иное действие, новажно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть онучится постигать какие-то вещи сам иделать маленькие открытия. Нородителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, тоследует, конечноже, оградить его отэтого, даже если оннепросит обэтом.
  3. Нужно всячески поощрять стремление ксамостоятельности. Вэтом возрасте ребенок очень часто повторяет: «Ясам!». Важно непрепятствовать ему вэтом стремлении (конечно, врамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Очень часто родители нанеумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: «Немешай!», «Отойди», «Тыеще маленький, несправишься, ясам(а) все сделаю» ит.д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет онпомыть пол, дайте ему ведерко итряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать заним лужи, образовавшиеся врезультате его труда, нозато уребенка будут формироваться навыки нетолько самостоятельности, ноитрудолюбия. Хочет онпостирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь вданный момент нестоль важен конечный результат. Поддерживайте ребенка иодобряйте его действия ведь онтак нуждается вэтом. Главное неделать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь отмалыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделатьто, что взрослому кажется простым инесложным. Если уребенка что-то неполучается, можно деликатно объяснить ему ошибку иобязательно подбодрить, помочь ему поверить вто, что унего обязательно все получится.

Дошкольный возраст

  1. Вэтом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбиратьто, что онсегодня наденет. Нопри этом следует незабывать, что ребенку нужно помочь свыбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно наулице, поэтому летнюю одежду надо отложить довесны, авот изосенних вещей онможет выбрать, что ему больше подуше. Можно также начинать вместе сребенком совершать покупки вмагазине иучитывать его выбор.
  2. Но, пожалуй, главная задача взрослого приучить ребенка кмысли, что для него, как идля всех всемье, существуют определенные правила инормы поведения, иондолжен имсоответствовать. Для этого важно закрепить заребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка вдошкольном возрасте еще очень невелики, новсе-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, атем более дошкольник, всостоянии убрать, например, свой уголок сигрушками. Также обязанностью дошкольника всемье может стать поливка комнатных растений, помощь внакрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб ит.п.), помощь вуходе задомашним питомцем идр.
  3. Неследует ограждать ребенка отпроблем: позволяйте ему встречаться сотрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
  4. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование уребенка умения найти самому себе занятие икакое-то время заниматься чем-то, непривлекая кэтому взрослых.
  5. Основной ошибкой взрослых ввоспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка иполное устранение отподдержки его действий.

Подростковый возраст

Родителям детей-подростков приходится учиться «отпускать» своих детей, избавляться отпривычки руководить ихжизнью. Известные зарубежные специалисты поработе сродителями подростков, супруги Байярд рекомендуют использовать программу изтрех шагов, которая помогает ребенку стать более самостоятельным иответственным.

  1. Первый шаг: необходимо составить полный список того, что задевает, беспокоит Вас вповедении Вашего ребенка. Нужно написатьто, что беспокоит изадевает именно вас, анесемью вцелом или других людей.
  2. Второй шаг: когда список будет готов, необходимо выделитьто, что имеет определенные последствия для ребенка, ноникак невлияет наВас. Допустим, Вас беспокоитто, что подросток нехочет учиться дальше вшколе, апосле класса планирует уйти вколледж, аВам очень хочется, чтобы онстал дипломированным специалистом иимел высшее образование. Ноэто влияет, прежде всего, нажизнь Вашего ребенка. Исключайте эти пункты изсвоего списка ивключайте ихвперечень того, что должно заботить теперь вашего ребенка. Новыможете оставить всписке тепункты, которые имеют отношение непосредственно кВам. Например, Ваш ребенок стал хуже учиться, скатился натройки, хотя раньше был хорошистом. Это, прежде всего, его дело, закоторое ему придется нести ответственность. Ноесли из-за этого Вас вызывают вшколу, ивам приходится выслушивать разные неприятные вещи оего учебе иповедении, тоэто касается иВас тоже.
  3. Третий шаг. Теперь увас есть перечень тех поступков ребенка, которые влияют наВашу жизнь. Вот сними инужно работать. Для этого, во-первых, откажитесь отсобственной ответственности заэти пункты. Во-вторых, выработайте всебе доверие ктому, что ваш ребенок может сам принимать правильные решения вовсех этих случаях. Дайте ребенку понять ипочувствовать это ваше доверие.

Татьяна Волженина, детский психолог

Источники:

  • https://motivacii-net.ru/kak-razvit-u-rebenka-samostojatelnost-sovety-pedagoga/
  • https://detkiportal.ru/samostoyatelnost-rebenka/
  • https://www.7ya.ru/article/Sovety-roditelyam-detej-vseh-vozrastov/

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит