Как расшифровать цвета детского рисунка

СОДЕРЖАНИЕ

Самые маленькие художники (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.

Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка малыш рисует маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.

Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития. Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка. Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.

Психология творчества: о чем говорят детские рисунки

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. Розовым малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете, в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Нажим на карандаш

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и гиперактивности.

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

Анализ детского рисунка

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются головоногими, это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния художника все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру, сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей. Персонаж, нарисованный первым — главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Детские психологические тесты по рисункам

Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.

Психологический анализ детского рисунка с примером.

Рисунок мальчика 6 лет. В тесте прослеживается четкая организованность. Изображены все члены семьи. Себя малыш нарисовал взрослым, но с короткими руками, что говорит о самокритичности, недостаточной умелости. Ребенок изображен рядом с братом и сестрой. Это свидетельство привязанности к ним. Яркая мама, нарисованная первой, — главнее папы. Солнце и цветы признак семейного благополучия и гармонии.

Обратим внимание, что если на рисунке солнце изображено в комнате, ребенку недостает семейного тепла.

А вот второй пример.

Члены семьи прижаты к краю листа. Штриховка, темные тона и плотность изображения говорят о тревожности. Папа нарисован крупнее мамы (крупнее не только комплекция, но и голова). Он более значимая фигура в семье.

В заключение хотим предостеречь родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов. Хотя на первый взгляд в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты. Однако, если в творении маленького живописца вас что-то насторожило и это продолжает повторяться, не откладывайте визит к психологу.

Какие виды творчества особенно полезны детям-дошкольникам

Анализ cюжeта pиcункa и его завершенности

В этом пункте есть немало нюансов, которые нельзя упускать из вида. Если ребенок младше 4-5 лет, то его рисунки часто схематичны и хаотичны в силу возрастных особенностей. Ребенок постарше может рисовать схематично, если сейчас у него нет интереса к этой деятельности. Он может изображать вымышленных героев, погружаясь в свой внутренний мир. Если в рисунке отражаются оригинальные сюжеты, то это свидетельствует о богатой фантазии ребенка. Но если большинство рисунков абстрактны и не связаны с реальностью, то можно сделать вывод, что ребенок испытывает проблемы в общении, у него нет близких друзей, он не удовлетворен своим положением в реальной жизни.

То, что для ребёнка является наиболее значимым и важным изображается значительно крупнее, а все, что нарисовано маленьким, не имеет большого значения.

О сюжете и персонажах, которых изобразил ребенок надо судить очень осторожно. Здесь легко допустить ошибку и неверно интерпретировать эмоциональное состояние ребенка. Монстр с забавной рожицей может отражать игривое настроение художника.

Гендерные различия тоже откладывают свой отпечаток на тематику рисунка. Мальчики чаще рисуют войну, солдат, а девочки с большим удовольствием изображают принцесс, бабочек и цветы. Нужно поговорить с ребенком, что он изобразил, о чем думают его герои, в каком они настроении. О душевном балансе художника говорят рисунки природы, где есть солнышко, деревья, речка и трава.

Анализ расположения рисунка на листе бумаги

Очень важно, какое пространство занимает детский рисунок на листе бумаги. Ребенок, удовлетворенный своим положением, располагает рисунок в центре листа. Он чувствует себя комфортно и гармонично. Ребёнок робкий и неуверенный в себе изображает детали рисунка мелкими. Маленький рисунок соответственно говорит о заниженной самооценке ребенка. Если рисунок расположен в центре листа, но по размеру занимает почти все пространство, то можно говорить о завышенной самооценке ребенка, о его желании занимать еще большее место.

Еще обратите внимание на размещение рисунка по вертикали от центра. Смещение вверх говорит о стремлении доминировать и контролировать ситуацию. Если рисунок смещен вниз, ребенок пассивен, зависим от окружения и неуверен в себе.

Смещение рисунка вправо свидетельствует о стремлении ребенка в будущее. Такой рисунок характерен для экстравертов, которые активны, решительны, у них преобладает интеллект над эмоциональной сферой. Интроверты больше живут прошлым, поэтому чаще рисуют слева. Такой ребенок очень эмоционален, он по натуре мечтатель, хочет остаться маленьким.

Aнaлиз линий и цветовых предпочтений

Анализируя характеристики линий, можно понять особенности нервной системы ребенка. Сильный нажим и уверенные линии говорят о его активности, динамичности и бодром состоянии. Cлaбый нaжим свидетельстует o нeувepeннocти в своих силах, скованности ребенка. Возможно, он уcтaл физически или эмоционально. У импульсивных детей нажим меняется, он то сильный, то слабый.

Интересно, что если весь рисунок выполнен с одинаковым нажимом, а какая-то деталь выделяется более сильным нажимом, то это говорит о сильных эмоциях, связанных с ней. Например, ребенок может сильно заштриховать рот маме или воспитательнице, потому, что часто слышит от них упреки и окрики в свой адрес.

Знаменитый психолог Макс Люшер доказал, что выбор цветовой гаммы выражает психическое и физическое состояние человека. По мнению Люшера по цветовым предпочтениям можно определить характер, эмоциональное состояние и особенности человека.

Хотя в психологии существует четкая характеристика каждого цвета, но и тут есть исключения. Помните, что восприятие оттенка может отличаться у разных людей. Важно уточнить у ребенка о том, какой это цвет веселый или грустный, какие мысли он вызывает.

Даже в paзныx странах и культуpax цвeтa интepпpeтиpуютcя неодинаково. В Kитae, например, бeлый цвeт это цвет тpaуpа, а для психологов бeлый этo чиcтoта и cвoбoда. Если ребёнок предпочитает белую краску, значит он эмоционально и духовно развит, чувствителен, замкнут.

Жeлтый цвeт цвeт coлнца и тeплa, подчеркивает oткpытocть человека и его любoзнaтeльнocть. Желтый заряжает положительными эмоциями. Любитель желтого по натуре оптимист, фантазёр. Ребёнок чувствует себя комфортно, способен бороться за свою индивидуальность. У него развито воображение, присутствуют лидерские качества, однако часто не хватает ответственности.

Зелёный цвет цвет уравновешенности, благородства символ настойчивости, независимости, любознательности. Но у такого ребёнка высокий интеллект и развитая фантазия. Детям, предпочитающим в своих рисунках зелёный цвет, не хватает внимания и любви. В будущем, если ситуация не поменяется, то человек становится апатичным и замкнутым.

Kpacный цвeт цвeт aктивнocти и энepгии. В pиcовании oн выражает aгpeccию и нaпpяжeниe.. Его предпочитают общительные, открытые дети с задатками лидера, энергичные и эмоциональные, самостоятельные, целеустремлённые. Такие люди часто бывают эгоистичны. Интересно, что резкое изменение отношения к цвету тоже показательно. Внезапная любовь к красному у спокойного, робкого ребёнка говорит о том, что он переутомлен и ему необходим физический и эмоциональный отдых.

Оранжевый цвет означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Такие дети открыты и общительны, они непостоянны, очень эмоциональны и импульсивны.

Cиний цвeт цвeт гapмoнии и cпoкoйcтвия, это противоположность красному. Он помогает избавиться от тревоги. Ребёнок, который предпочитает синие оттенки, спокоен, склонен к размышлениям, неторопливый, любит порядок и последовательность. Часто дети выбирают краски и карандаши синих оттенков, когда нуждаются в покое.

Голубой символ мечты, свободолюбия и беззаботности.

Коричневый цвет вызывает чувство дискомфорта и другие отрицательные эмоции. Любители этого цвета стремятся отдалиться от реальности, создают вокруг себя собственный мир, эмоциональность таким людям не свойственна.

Лиловый цвет чаще выбирают девочки. Это символ нежности, чувственности, слабости и одиночества. Поклонники лилового живут в собственном мире.

Розовый передает нежность, женственность и эмоциональность. Мальчики редко выбирают розовый цвет, если это происходит, то они замкнуты и слабые по натуре, их не принимают сверстники. Девочкам, которые предпочитают розовый, нужно повышенное внимание, им необходимо чувство безопасности.

Серый это пустота, безразличие, грусть, тревога. Любитель серого это тихий, незаметный ребёнок, который не хочет общаться. Он зависим от взрослых и несамостоятелен.

Фиолетовый цвет тайны выбирают эмоциональные, ранимые и скрытные дети, ощущающие эмоциональное напряжение. Его очень любят творческие люди с развитой интуицией. В то же время, он может говорить о незрелости эмоциональной и интеллектуальной, что свойственно маленьким детям.

Чёрный означает депрессию, враждебность, чувство безнадёжности. Дети, рисующие чёрным длительный период времени, переживают стресс, им необходима помощь психолога.

Анализируя детский рисунок, ПОМНИТЕ:

  • О цветовой гамме рисунка судить нужно, учитывая, какие материалы предлагались ребенку. Уточните, все ли цвета были доступны для рисования. Возможно, рядом с ним были только темные карандаши, поэтому он ими и воспользовался. Если выбора не было, а был дан только простой карандаш, то не надо переживать о мрачности рисунка.
  • Не стоит анализировать рисунки, которые выполнялись на занятиях в детском саду, в таких работах ребенок не достаточно свободен в самовыражении.
  • Помните, что рисунок отражает душевное состояние ребенка на момент создания работы. Если ребенок перед рисованием с кем-то конфликтовал или просто утомился, то в рисунке он может выплеснуть обиду, агрессию или грусть, освобождаясь от неприятных переживаний. Кстати это очень эффективный способ снятия нервного напряжения, негативных эмоций, который используют арт-терапевты.
  • Только обсуждая с ребенком его рисунок, уточняя, о чем думают герои, что с ними происходит и чем все закончится, вы можете правильно его истолковать.
  • Избегайте вопросов: Что ты нарисовал? Это может обидеть ребенка. Не делайте поспешные выводы, т.к одна и та же картинка по-разному воспринимается людьми и вызывает свои ассоциации. Лучше предложите ребенку рассказать о своей картине, а сами аккуратно задавайте уточняющие вопросы открытого типа.
  • Не высказывайте свои версии (Как похоже на птицу!), вероятнее всего вы ошибетесь, воздержитесь от критики и общих похвал. (Красота, ты настоящий художник!)
  • Для ребенка интересен сам процесс использования материалов, поэтому полезнее просто комментировать его действия. (В этой работе ты использовал оригинальные сочетания! Что ты хочешь нарисовать?)

Рисунок ребенка это результат детского творчества. В нем проявляются впечатления и представления малыша об окружающем мире, а также его настроения и переживания. Взрослые в основном обращают внимание на качество рисунка, упуская из вида, что и каким образом изображает ребенок. Родителям полезно научиться разгадывать секреты детского рисунка, чтобы лучше чувствовать и понимать душевный мир собственного ребенка.

Значение цветов

color-99.jpg

Специалисту о многом может рассказать изображение, выполненное малышом, даже если оно представляет собой хаотичные линии и пятна. Цвет ключевой инструмент, определяющий внутреннее состояние ребенка. Вот как интерпретируются различные оттенки спектра.

  • О хорошем настроении, уравновешенности и спокойствии говорит стремление разукрашивать свой рисунок, используя сочетания желтого, розового, голубого, зеленого.
  • Красный предпочитают дети активные, с лидерскими качествами, но если его слишком много, возможно, ребенок испытывает агрессию, гнев или обиду. Есть и еще одна причина: малышу не дают высказать свое мнение. С другой стороны, оттенки алого и пурпурного дают заряд бодрости и энергии, могут обозначать горячую любовь и страсть. К тому же слова красный и красивый имеют общее происхождение.
  • Чистый яркий желтый цвет символизирует солнце, свободу и радость. Но даже его избыток может быть связан с негативом. У взрослых есть и отрицательные ассоциации, связанные с ним: желтый дом, желтая пресса.
  • Коричневый дети выбирают редко.

    Его много в рисунках маленьких художников, предпочитающих уединение обществу. Эти детки не по годам серьезны, обычно замкнуты и неразговорчивы. Выбор коричневого может означать дискомфорт при общении с другими.

  • Зеленый ассоциируется с природой: травой, деревьями, водой, дарит покой и безопасность. Его предпочитают спокойные, настойчивые люди.
  • Черный цвет страха, неизвестности и тайны. Обычно малыши любят выделять, обводить им нечто значимое в работе или используют для того, чтобы спрятать под ним нарисованный предмет от посторонних глаз. Преобладание черного в рисунке, особенно в сочетании с красным, серым, коричневым, свидетельствует о том, что крохе пришлось пережить какую-то неприятность.

Получается, что в диагностике детского рисунка главное не столько выбор цвета, сколько его сочетание с другими, насыщенность, чистота и концентрация.

4 распространенных мифа

chernij_tsvet.jpg

Использование мрачной палитры в рисунке может свидетельствовать о проблемах, а может быть абсолютно нормальным явлением. С черным цветом связано много предубеждений, которые часто не подтверждаются на практике.

Этот цвет мрачный и трагичный

Вовсе нет. Это цвет ночи и покоя, элегантности и изысканности. Его могут обожать люди, стремящиеся обрести индивидуальность, анархисты, бунтующие против устоев общества, а также те, кто стремится к уединению. В живописи черный фон прекрасно подчеркивает яркость остальных оттенков.

Черный цвет в рисунке всегда свидетельствует о проблемах в душе

Нет, часто дети выбирают его как наиболее контрастный по отношению к белому.

Малышу лучше видно этот цвет на листе бумаги, а изображение становится выразительнее.

Лучше убрать черные карандаши или краску совсем

Наоборот, ребенок должен иметь под рукой всю палитру цветов для возможности самовыражения. Насильно навязывать определенные тона тоже не стоит: можно отбить желание рисовать совсем.

Пора бить тревогу, если малыш полюбил черный цвет

Нет ничего необычного в том, что малыш испытал страх, обиделся или расстроился и нарисовал в темных тонах испугавшее его существо. Таким образом он попытался выплеснуть свои чувства. Отнестись к ситуации серьезно и посоветоваться со специалистом желательно, если ребенок выбирает черный цвет для рисования постоянно, в период длительностью от трех месяцев. Это свидетельствует о неблагоприятном психологическом настрое.

Совет. Родителям, впервые увидевшим раскраску или рисунок своего чада, заполненные черным цветом, не стоит придавать этому большого значения. Еще хуже проявить недовольство или беспокойство. Малыш огорчится, увидев, что его творчество вызвало негативные чувства у близких.

Основные причины

Факторы, влияющие на выбор черного цвета, могут быть как связаны с психологией, так и не иметь к ней отношения, например:

  • Нужный карандаш или краска отсутствуют. В этом случае коричневый или синий цвета малыш может заменить на другой, если нужно нарисовать землю или тучи.
  • Часто малыши выбирают черный цвет, т.к. он им кажется самым контрастным, самым ярким, т.к. его лучше всего заметно на белом листе бумаги.
  • Черный цвет необходим для определенной техники рисования или замысла. Монохромность характерна для многих видов графики, вероятно, начинающий художник пытается воспроизвести понравившееся изображение.
  • Мама из соображений практичности покупает себе и малышу одежду темных тонов. Или в доме есть красивые вещи черного цвета.

    Тогда ребенок просто рисует то, что ему нравится.

Очень хорошо о причинах выбора ребенком черного цвета и не только рассказывает Юлия Елистратова:

К психофизиологическим факторам относятся:

  • Присутствие человека или животного, которых малыш считает опасными. Эта причина проявится в рисунке, если маленький художник изобразит ее черным карандашом или краской.
  • В семье не оказывают должного внимания ребенку. В этом случае он попытается подчеркнуть свою значимость рисунками, в которых доминируют оттенки угля и смолы.
  • Конфликты и напряженные отношения между членами семьи.
  • Смена погоды или усиливающееся недомогание. Чувствительные дети в этот период часто используют грязноватые оттенки в рисунках.

Неопределенность с выбором цвета может быть связана с возрастными особенностями. Когда ребенок любит черный цвет в определенном периоде, о чем это говорит:

До пяти лет

От рождения ребенок не может видеть оттенки окружающей обстановки. В два месяца младенец начинает фокусировать взгляд, в три различает желтый и красный. И годовалый, и двухлетний человечек буквально пробует все на вкус и цвет.

Он с готовностью будет рисовать любой краской, оказавшейся у него под рукой.

В 2 года малышу можно дать понятие о многообразии оттенков, но осознанность при выборе тона появится ближе к 45 годам. Тогда и можно будет говорить о взаимосвязи рисунка и психологического состояния.

Если ребенок в 3 года проявляет любовь к черному цвету и стремится раскрашивать им все подряд, возможно, у него первый серьезный возрастной кризис. Как правило, каждый трехлетний бутуз отличается упрямством, желанием настоять на своем. Нужно немного подождать, со временем выбор мрачных оттенков изменится в пользу чистых и ярких тонов.

От 5 до 8 лет

При условии, что цветовые предпочтения не связаны с тематикой работы или техникой выполнения, желательно насторожиться, если малыш любит черный цвет в рисунке. Пятилетний ребенок уже может рассказать о том, что его тревожит или беспокоит.

Если же сын или дочь от разговора уходят, это свидетельствует о недоверии и психологических проблемах. В таких случаях можно обратиться за помощью к персоналу школы или детского сада, возможно, у ребенка неприятности, о которых родители не знают.

От 8 лет и старше

Ребенок, находящийся в возрасте 814 лет, впервые становится самостоятельным. Отсутствие родителей, способных защитить в любой момент, вынуждает школьника самому устанавливать границы общения и отстаивать свои интересы.

Этот путь не обходится без психологических травм. Подобные возрастные изменения часто связаны с падением родительского авторитета. Поэтому взрослым рекомендуется задуматься об укреплении семейных отношений и способах поддержки, если подросток видит все в мрачном свете.

Это интересно. Для взрослых людей и подростков старше 12 лет определить настроение можно по тесту Люшера. Если серый, коричневый и черный цвет выбираются первыми из основных восьми тонов, имеет место негативное восприятие действительности, потребность в покое, подавленный гнев. Для дошкольников подобная методика не подходит.

Расположение цвета на рисунке

Во время интерпретации детского рисунка важно обратить внимание на локализацию и количество черного цвета в работе. К основным вариантам изображения относятся:

  • Выделение определенного мрачного объекта на красочном фоне или без него. Такой сюжет говорит о том, что малыш ощущает проблему и старается отделить ее от себя. Если предмет расположен не в центре, а сбоку, значит маленький творец успешен в своем начинании и в силах справиться со страхом, неуверенностью или угрозой.
  • Рисунок, выполненный полностью в смоляных и угольных оттенках, занимающих все пространство листа показатель того, что ребенок охвачен состоянием страха, депрессии и отчаяния. Малышу трудно самостоятельно справиться с ситуацией и требуется помощь близких людей.
  • Черным закрашена часть рисунка, с нанесенным ранее другим цветом. Есть три причины, почему художник так поступил:
  1. ребенок хочет спрятать нарисованное;
  2. он устал и хочет поскорее завершить работу;
  3. ему не нравится то, что у него получилось.

Когда нужно бить тревогу

643717defc6cc607dfcd5f7225144dbd.jpg

Специалистами рекомендуется обратить особое внимание на ребенка в следующих случаях:

  • Ранее его любимыми цветами были чистые, яркие или пастельные оттенки цвета. Их сменил черный, которому малыш внезапно начал отдавать предпочтение. Резкая смена пристрастий может указывать на негативный опыт, полученный малышом, или возникшую угрозу.
  • Помимо мрачных рисунков, в поведении сына или дочери наблюдаются агрессия, чрезмерная раздражительность, нежелание общаться с другими детьми и другие странности.
  • Ребеночек плохо спит, потому что его мучают кошмары.
  • Ребенок рисует только страшные, агрессивные или грустные сюжеты: войну, монстров, которых предпочитает закрашивать серыми и черными цветами в сочетании с багровым, бледно-желтым и прочими грязными оттенками.

Главное, о чем нужно знать родителям, нельзя обосновывать диагностику психического состояния, опираясь только на детские рисунки. Нет плохих цветов или чувств, каждое имеет право на проявление.

Что делать, если взрослые обнаружили нечто странное в картинке, изображенной малышом? Ответ прост: достаточно спросить, что он хотел нарисовать. Возможно, есть самое простое объяснение и выбранной цветовой палитре, и сюжету.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайтеактивную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/otveti/pochemu_rebenok_risuet_chernym-tsvetom.html

Если вам понравилась статья поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

Как расшифровать детский рисунок: 5примеров

Следует помнить, что ребенок переносит на бумагу в виде рисунка то, что он чувствует и переживает в данный момент. Для правильной оценки психоэмоционального состояния малыша требуется несколько рисунков, сделанных в различное время.

Может быть, что ребенок в целом положителен, открыт и все у него в порядке, однако в момент рисованияон был в ссоре или находился под воздействием не очень приятного момента, естественно, что и на рисунке появиться негатив, но ведь это только сейчас. А возможно ребенок изо дня в день рисует крик о помощи, а родители не понимают.

Примеры расшифровки детских рисунков

Рисунок №1.

586.jpg

Автор: девочка, 4 года

О чем говорит рисунок №1?

Несколько хаотичный, но в тоже время яркий и динамичный рисунок. Ребенок выделяет маму как эмоциональный центр семьи, украшает ее платье и располагает рядом солнце (символ тепла), себя и собаку. Себя автор изображает на равных со взрослыми, но в тоже время недостающей до земли скорее всего она импульсивная, боевая девочка с мальчишеским характером. Уровень самоконтроля невысок, об этом свидетельствует размашистая манера письма с сильным нажимом.

Рисунок №2.

8885.jpg Автор: мальчик, 5 лет

О чем говорит рисунок №2?

Рисунок характерен для деток старше 6 лет, следовательно ребенок развивается с опережением. Семья изображена динамично, ярко и в тоже время неспокойно. Цветовая гамма предполагает половую идентификацию художника с отцом, однако ближе он все-таки к маме. Судя по рисунку можно предположить, что мальчику не хватает места, он не твердо стоит на ногах. При этом фиолетовый цвет говорит о возможной психоэмоциональной нестабильности и частой смене настроения. Крупные и угловатые фигуры свидетельствуют о прямолинейности в общении и склонности к конфликтам. Прорисованные зрачки и наличие штриховки указывают на имеющуюся скрытую тревогу.

Рисунок №3.

11252.jpg

Автор: девочка, 6 лет.

О чем говорит рисунок №3?

Общая композиция указывает на то, что все счастливы и ребенок растет в доброжелательной атмосфере. Автор сгруппировала всех членов семьи, детей и кошек справа, а взрослых слева от дерева, это говорит о четкой иерархии, папа с мамой и бабушка пользуются большим авторитетом, настораживает только изображенный покойный дедушка, а наличие между ним и бабушкой дерева говорит о разделении их непреодолимой преградой.

Рисунок №4.

25665.jpg

Автор: девочка, 7 лет.

О чем говорит рисунок №4?

Девочка изобразиласвой прототип. Следует обратить внимание на крупный и яркий рисунок, однако расположенный в верхней части листа, это говорит о позитивной самооценке, активности и эмоциональности, высокомуровне самоконтроля, общительности и развитом интеллектена фоне неуверенности и недостаточной устойчивости (маленькие ножки и явный акцент на линию земли). Такая ситуация наблюдается в семьях, где уделяют многовнимания ребенку, что лишает его возможности проявить самостоятельность.

Рисунок №5.

3568.jpg

Автор: мальчик, 8 лет.

О чем говорит рисунок №5?

Изображение на рисунке свидетельствует о позитивном восприятии мира. Папа с мамой нарисованы вместе, хотя они разведены. Папа несет цветы, что говорит о надежде мальчика на то, что родители вновь будут вместе. Изображенные птицы, как символ надежды, только подтверждают данное предположение. Мальчик хочет быть похож на отца, об этом свидетельствует схожие цвета одежды папы и сына.

Позволяйте ребенку чаще рисовать, ведь так он может выплеснуть свои эмоции, а вы сможете лучше познать своего малыша, главное правильно читать послания детского подсознания. Также понять своего ребенка можно при помощи песочной терапии, о которой вы можете прочитать на нашем сайте.

Как оценивать цвета в детском рисунке

Во-первых, вы должны помнить, что нельзя оценивать рисунки, которые рисунок нарисовал в школе или в детском саду. Рисунок должен быть нарисован непосредственно при вас или вы должны позаботиться, чтобы ребенку были доступны различные цветные карандаши.

Нередки случаи, когда педагоги (а иногда и детские психологи) делали заключение о неблагополучной обстановке в семье и вызывали службу опеки из-за детского рисунка, сделанного одним темным цветом. А потом оказывалось, что ребенку на занятиях в группе просто достался карандаш такого цвета.

Во-вторых, не надо расшифровывать каждый цвет, который ребенок использовал для своего рисунка. Нужно учитывать лишь общую цветовую гамму и один преобладающий цвет.

В-третьих, учитывайте, что именно рисует ребенок. Некоторые темы рисунков (например, небо, солнце, лес и т.д.) сами по себе требуют использования определённой цветовой гаммы. Именно поэтому для анализа рисунка используют в основном три темы — рисунок человека, рисунок семьи, рисунок несуществующего животного.

В-четвертых, обращайте внимание, каким цветом нарисованы отдельные фигуры. Например, цвет, каким нарисован каждый член семьи, много расскажет о том, как малыш относится к ним. Цвет, которым нарисовал ребенок сам себя, расскажет, как ребенок воспринимает себя, как он себя чувствует.

Что значат цвета

Обращаем ваше внимание, что каждый цвет имеет несколько значений. Какое именно — зависит от других деталей рисунка, например, силе нажима на карандаш при рисовании, расположении фигур на рисунке и т.д.

Основные символические значения цветов:

темно-синий концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;

зеленый уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;

красный сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

желтый положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

фиолетовый фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость ;

коричневый чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;

черный подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

серый отсутствие цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

На что еще нужно обратить внимание

Необходимо учитывать количество использованных для рисунка цветов.

Дети, старше 3-4 лет с нормальным уровнем эмоционального развития используют 5-6 цветов.

Если ваш ребенок рисует только одним или двумя карандашами, то это, возможно, указывает на его негативное эмоциональное состояние в данный момент. Если в этом случае преобладает синий, то ребенка что-то сильно тревожит, красный — ребенок агрессивен, черный — ребенок в депрессия.

Если ребенок предпочитает использовать простой карандаш, то часто это означает, что в жизни ребенка не хватает ярких красок и положительных эмоций.

Также внимательно посмотрите, кого и как нарисовал ребенок. Фигуры, очень важные для него, будут нарисованы большим количеством цветов. А вот тех людей, кого ребенок не воспринимает, он нарисует черным или темно коричневым цветом.

Помните, что анализировать рисунок — не так просто, как кажется. Поэтому, если у вас возникли какие-то подозрения, обратитесь к профессиональному детскому психологу.

Источники:

  • https://viline.tv/deti/article/psihologia-detskogo-risunka-testy-i-interpretacia
  • https://parent-portal.ru/2018/08/17/kak-ponyat-rebenka-cherez-ego-risunki-psihologiya-detskogo-risunka/
  • https://razvitie-vospitanie.ru/otveti/pochemu_rebenok_risuet_chernym-tsvetom.html
  • https://baragozik.ru/razvivaemsya-i-uchim/kak-ponyat-rebenka-cherez-ego-risunki.html
  • http://lopotun.ru/article/kak-rasshifrovat-cveta-detskogo-risunka

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит