Как применять методику незаконченных предложений в младшей школе

СОДЕРЖАНИЕ

Младший школьный возраст это период, когда у ребёнка закладываются оценочные и мотивационные понятия. Вот почему педагогам и родителям так важно правильно вовремя определять, насколько сформировано у малышаотношение к тем или иным сторонам жизни, деятельности. Существует ряд диагностик, которые проводятся для анализа этих аспектов через исследование глубинных сторон личности. Именно к таким относится методика незаконченных предложений, применяемая для младших школьников.

Суть методики незаконченных предложений

Приём незаконченных предложений для анализа личностных особенностей был предложен в 50-е годы ХХ века американским психологом Джозефом Саксом и дорабатывался совместно с психиатром и социальным психологом Джекобом Леви. Суть теста заключалась в дополнении 60 предложений, распределённых в 15 групп, касающихся разных сторон межличностных отношений. Позднее эта методика была адаптирована для детей сначала М. Ньюттеном, а затем доктором психологических наук А. Б. Орловым. Сейчас именно эта интерпретация используется при индивидуальной работе с детьми 712 лет. Желательно, чтобы испытуемый умел писать. Стимульный материалпредполагает бланк с незаконченными 56 предложениями, которые нужно дополнить. Эти отрывки делятся на 7 тематических блоков по 8 предложений, цель которых определить отношение ребёнка

  • к себе;
  • к окружающим;
  • к семье;
  • к учёбе;
  • к школе;
  • к сверстникам;
  • к своему будущему.

Для учеников 14 классов количество предложений сокращается до 24, а категории объединяются всего в3:

  • как я отношусь к себе;
  • как я отношусь к окружающим (семье, одноклассникам, учителям);
  • как я отношусь к учёбе (школе).

Малыш должен закончитькаждую из предложенных мыслей, вписывая первое, что приходит в голову.

В процессе работы над тестом важно, чтобы взрослый находился рядом с ребёнком. Так малыш не будет отвлекаться

Таким образом, метод позволяет

  • составить представление о чувствах, которые испытывает ребёнок к значимым людям и самому себе;
  • выяснить, насколько мотивирован малыш к учёбе;
  • понять, как оценивает ребёнок свои шансы на успех в будущем;
  • определить эмоциональный фон испытуемого.

Это интересно. В 90-е годы группа учёных МГУ составила списки, так называемых, популярных ответов московских школьников, на основе которых был сделан вывод о том, что без доверительных отношений между психологом и ребёнком результаты теста не могут считаться достоверными.

Процедура проведения теста у младших школьников

Важно, чтобы дети при проведении теста не задумывались, а писали первое, что приходит на ум

В школе тест проводится двумя способами.

  • Взрослый зачитывает вопросы, а ребёнок дополняет их устно (если, например, он ещё не вполне освоил грамоту). Но в этом случае тест должен проводить профессиональный психолог, который может сразу анализировать полученные ответы.
  • Учитель раздаёт карточки с вопросами, ребёнок дописывает предложения и возвращает материал.

При любом варианте необходимо чётко сформулировать для малыша правила прохождения теста:

  1. Внимательно прочитай (прослушай) начало предложения.
  2. Запиши первое, что придёт в голову.
  3. Если какой-то из вопросов вызывает затруднения, обведи его в кружок и вернись после того, как закончишь все остальные предложения.
  4. Поставь рядом с предложением +1, если тебе приятно об этом говорить, -1, если неприятно и 0, если всё равно или ты не задумываешься над этим вопросом.

Что касается 4-го пункта, то его следует вводить не раньше 34 классов. Во 2-м достаточно просто дополненных фраз. Следовательно, и анализ результатов будет немного отличаться в старших классах начальной школы.

Примеры стимульного материала

Классический школьный тест для детей среднего и старшего возраста выглядит так

  1. Я учу уроки так
  2. Учителя в школе
  3. Моя мама
  4. Когда меня нет рядом, мои друзья
  5. Когда мне не везёт
  6. Большинство моих знакомых
  7. Я думаю, что у меня в будущем
  8. Я хотел бы заниматься
  9. Наше учебное заведение
  10. По сравнению с другими семьями мои родные
  11. Наш класс
  12. Я вполне способен
  13. От чужих людей
  14. Мне видится моё будущее
  15. В учёбе я хочу
  16. В школе мне
  17. Моя семья относится ко мне, как к
  18. Когда я высказываю свою точку зрения
  19. Я считаю, что мне
  20. Люди скорее
  21. Я думаю, что планы на будущее
  22. На уроках я
  23. Мои учителя
  24. Мне хотелось бы, чтобы папа
  25. Мне кажется, мои мама и папа
  26. Я был бы счастлив
  27. Наверное, все люди хотят
  28. Думать о том, что будет
  29. Я могу обучаться
  30. Часть учителей
  31. Считаю, что мамы
  32. В классе мне кажется
  33. Моей тайной мечтой является
  34. Я думаю, все люди
  35. Думаю, через 57 лет
  36. Домашние уроки я
  37. Когда я прихожу в школу
  38. Моя мама и я
  39. Мои товарищи в классе
  40. Больше всего мне страшно
  41. Люди ценят
  42. В будущем я стану
  43. Большинство уроков
  44. Я считаю, учителя
  45. Думаю, что мой папа
  46. Я не люблю, когда ребята
  47. Больше всего я ценю
  48. Чаще всего люди считают друг друга
  49. Часто мне кажется, что через 10 лет
  50. Когда я думаю об уроках
  51. Когда я думаю о школе
  52. Мой папа и я
  53. Когда летом я думаю про ребят из класса
  54. Я думаю, что я
  55. Люди всегда
  56. Своей главной жизненной целью я вижу

Тест для ученика начальной школы представлен набором таких вопросов:

  1. Я думаю, что успешный школьник это тот, кто
  2. Я думаю, что неуспевающий ученик это тот, кто
  3. Больше всего мне нравится, когда учитель
  4. Больше всего мне не нравится, когда учитель
  5. Больше всего мне нравится в школе то, что
  6. Я не люблю ходить в школу, потому что
  7. Мне весело, когда в школе
  8. Я опасаюсь, когда в школе
  9. Мне хотелось бы, чтобы в моей школе
  10. Я не хочу, чтобы в моей школе
  11. Когда я был маленьким, мне казалось, что в школе
  12. Если я бываю невнимательным на уроке, я
  13. Когда я не понимаю задание, то я
  14. Когда у меня вопросы по выполнению домашнего задания, я
  15. Я всегда могу проверить, насколько правильно я
  16. Я никогда не могу понять, правильно ли я
  17. Если мне требуется что-нибудь запомнить, я
  18. Когда мне интересно на уроке, я
  19. Мне всегда интересно, если на уроках
  20. Мне всегда скучно, когда на уроках
  21. Если нам не задали работу на дом, я
  22. Если я не знаю решения задачи, я
  23. Я лучше запоминаю, когда на уроке
  24. Мне бы хотелось, чтобы в нашей школе всегда

Интерпретация и анализ результатов

Методика незаконченных предложений помогает учителю выявить проблемы с учёбой и выбрать подходящую стратегию создания ситуации успеха для каждого ребёнка

Если тест с помощью незаконченных предложений проводится в упрощённом варианте, то есть без выставления эмоциональной оценки самим школьником, то педагог сам выставляет баллы +1, 0, -1 за каждый ответисходя из положительного, нейтрального или отрицательного содержания дополненного предложения. Если же методика реализовывалась полностью, то нужно математически подсчитать сумму баллов и оценить результат. При этом таблица интерпретации будет одинаковой.

БаллыЗначение
+20и болееОчень положительная установка
от +19до+12Положительная
от +11 до+5Нейтральная
от +4 до -10Отрицательная
от -9и менееКрайне отрицательная

Если тест проводится для детей постарше, то используются 56 вопросов, а таблица результатов расширяется пропорционально. После общей оценки учитель исследует ту сферу, за которую ребёнок выставил 0 или -1. Если отрицательный результат выставлен за учебную деятельность, то нужно помочь ребёнку догнать учебный материал (с помощью дополнительных занятий, кружков). В случае проблем в семье необходимо провести беседу (беседы) с родителями. Если же отрицательные оценки ребёнок поставил самому себе, то имеет смысл обратиться к профессиональному психологу, который сможет найти подходящую коррекционную программу для работы с малышом. Главное, не упустить момент, так как любые нарушения в шкале самооценки могут привести к серьёзным расстройствам личности.

Методика незаконченных предложений это тест, имеющий ключевое значение для выработки правильной стратегии психологической работы с детьми. Но если говорить о более практичном применении, то по методике незаконченных предложений можно узнать о тех ведущих сферах деятельности и жизни малыша, которые нуждаются в коррекции. Вот почему учителя начальных классов обязательно должны пользоваться тестом в работе с детским коллективом.

Изучение личности младших школьников.

  • Методика Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка
  • Методика Цветик-семицветик
  • Методика Радости и огорчения (методика незаконченных предложений)
  • Методика Кем быть?
  • Методика Мой герой
  • Методика Выбор
  • Методика Составление расписания на неделю С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна
  • Методика Неоконченные предложения М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова

Диагностика темперамента младших школьников.

  • Изучение темперамента школьника методом наблюдения

Изучение самооценки младших школьников.

  • Модификация методики Дембо-Рубинштейн

Диагностика познавательных процессов младших школьников.

Внимание:

  • Методика Изучение переключения внимания
  • Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы
  • Исследование особенностей распределения внимания (методика Т.Е. Рыбакова)

Память:

  • Методика Определение типа памяти
  • Методика Изучение логической и механической памяти

Мышление:

  • Методика Простые аналогии
  • Методика Исключение лишнего
  • Методика Изучение скорости мышления
  • Методика Изучение саморегуляции

Воображение:

  • Методика Дорисовывание фигур

1. Методика Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка

Цель: изучение желаний младших школьников. Порядок исследования. Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, так как младшим школьникам еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: для себя, для других. Ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вообще.

2. Методика Цветик-семицветик

Цель: диагностика желаний детей. Оборудование: цветик-семицветик из бумаги. Порядок исследования. Дети читают (вспоминают) сказку В.Катаева Цветик-семицветик. Возможен просмотр мультили диафильма. Каждому вручается приготовленный из бумаги цветик-семицветик, на лепестках которого они записывают свои желания. Лепестки с желаниями дети могут вручить тем, кому они адресованы. Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу; сгруппировать: материальные (вещи, игрушки и т.п.), нравственные (иметь животных и ухаживать за ними), познавательные (научиться чему-то, стать кем-то), разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).

3. Методика Радости и огорчения (методика незаконченных предложений)

Цель: выявление характера, содержания переживаний младших школьников. Порядок исследования. Возможны следующие варианты методики: 1. Ребятам предлагается дополнить два предложения: Больше всего я радуюсь, когда, Больше всего я огорчаюсь, когда. 2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения. 3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой об огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку. 4. Предлагается ответить на вопрос: Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, учителя? При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью коллектива (группы, класса, кружка и т.д.).

Полученные результаты дадут представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, доминирующих мотивах поведения и действий.

4. Методика Кем быть?

Цель: выявление интереса детей к профессиям, разным работам, мотивов их выбора. Порядок исследования. Ребятам предлагается: а) нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем, под рисунком сделать подпись; б) написать мини-рассказ Кем я хочу стать и почему?; в) написать рассказ на тему: Моя мама (папа) на работе. Обработка полученных материалов может вкючать классификацию профессий, классификацию мотивов их выбора, сравнение рисунков, ответов, письменных работ, выявление влияния родителей на выбор профессии. 5. Методика Мой герой Цель: определение тех образцов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать. Порядок исследования. Данная методика может проводиться в нескольких вариантах. 1. Детям предлагаются вопросы (устно, письменно): на кого ты хотел бы быть похожим сейчас и когда вырастешь? есть ли в классе ребята, на которых ты хотел бы походить? Почему? на кого из знакомых, героев книг, мультфильмов ты хотел бы походить? Почему? 2. Предложить детям выбрать, на кого они хотели бы походить: на папу, маму, брата, сестру, учительницу, товарища, знакомого, соседа. 3. Сочинение-рассказ (сказка) Я хочу быть, как

Обработка результатов. При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто становится примером для подражания, но и почему именно этот выбор сделан школьником. 6. Методика Выбор

Цель: выявление направленности потребностей. Инструкция испытуемому. Передставь себе, что ты заработал (тебе дали) рублей. Подумай, на что бы ты потратил эти деньги?

Обработка результатов. При анализе определяется доминирование духовных или материальных, индивидуальных или общественных потребностей.

7. Методика Составление расписания на неделю С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна

Цель: диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом. Оборудование: лист бумаги, разделенный на семь частей, где подписаны дни недели.

Инструкция испытуемому. Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника этой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количество уроков. Уроки можно писать какие хочешь. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего.

Обработка и анализ результатов. У экспериментатора имеется реальное расписание уроков в классе. Это расписание сравнивают с расписанием школы будущего, составленным каждым учеником. При этом выделяют те предметы, количество которых у испытуемого больше или меньше, чем в реальном расписании, и высчитывают процент несоответствия, что позволяет провести диагностику отношения ученика к учению в целом, и особенно к отдельным предметам.

8. Методика Неоконченные предложения М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова

Цель: диагностика мотивации учения. Порядок исследования.

Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник. Методика используется во 2-3 классах с каждым учащимся индивидуально. Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.

1. Я думаю, что хороший ученик это тот, кто 2. Я думаю, что плохой ученик это тот, кто 3. Больше всего я люблю, когда учитель 4. Больше всего я не люблю, когда учитель 5. Больше всего мне школа нравится за то, что 6. Я не люблю школу за то, что 7. Мне радостно, когда в школе 8. Я боюсь, когда в школе 9. Я хотел бы, чтобы в школе 10. Я не хотел бы, чтобы в школе 11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе 12. Если я невнимателен на уроке, я 13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я 14. Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я 15. Я всегда могу проверить, правильно ли я 16. Я никогда не могу проверить, правильно ли я 17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я 18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я 19. Мне всегда интересно, когда на уроках 20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках 21. Если нам не задают домашнего задания, я 22. Если я не знаю, как решить задачу, я 23. Если я не знаю, как написать слово, я 24. Я лучше понимаю, когда на уроке 25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда

Обработка и анализ результатов. Первоначально каждое окончание предложения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 знак отношения учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение соци альных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию).

Если окончание предложения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мотивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод по данному показателю.

Диагностика темперамента младших школьников.

Изучение темперамента школьника методом наблюдения

Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.

План наблюдений

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

  • а) легко включается в работу;
  • б) действует со страстью;
  • в) действует спокойно, без лишних слов;
  • г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:

  • а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
  • б) возмущается тем, что ему делают замечания;
  • в) выслушивает и реагирует спокойно;
  • г) молчит, но обижен.

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

  • а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
  • б) быстро, со страстью, но других не слушает;
  • в) медленно, спокойно, но уверенно;
  • г) с большим волнением и сомнением.

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

  • а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
  • б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
  • в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
  • г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

  • а) бросает, потом опять продолжает работу;
  • б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
  • в) проявляет неуверенность, растерянность.

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

  • а) быстро соглашается;
  • б) возмущается;
  • в) остается, не говорит ни слова;
  • г) проявляет неуверенность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

  • а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
  • б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
  • в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
  • г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком + соответствующие реакции для каждого пункта плана.

Схема наблюдения за темпераментом школьника.

Вариант

Пункты плана наблюдений

реакции

1

2

3

4

5

6

7

а

б

в

г

Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:

  • а) сангвинический;
  • б) холерический;
  • в) флегматический;
  • г) меланхолический.

Обработка данных. Подсчитывается количество знаков + в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков + в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку чистых темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.

Модификация методики Дембо-Рубинштейн.

Цель: исследование самооценки учащегося. Оборудование: бланк, выполненный из клетчатой бумаги, на котором начертаны семь параллельных вертикальных линий длиной 10 см, каждая с точкой посередине. Линии подписываются в соответствии со шкалируемыми качествами: рост, доброта, ум, справедливость, смелость, честность, хороший товарищ (перечень качеств можно изменить).

Порядок работы. Ребенку предъявляется бланк. Инструкция испытуемому: Представь себе, что вдоль этой линии расположены все ученики нашего класса по (название качества). В верхней точке находится самый (максимум качест ва), в нижней самый (минимум качества). Где бы ты поместил себя? Отметь черточкой.

После самооценки по всем качествам с ребенком проводится беседа с целью выяснения смысла, который он вкладывает в каждое из названий качества (кроме роста), вяснения, что ему не хватает, чтобы поместить себя на самый верх линии по определенному качеству. Ответы ребенка записываются.В беседе, таким образом, выясняется когнитивный компонент самооценки.

Обработка данных. Шкала разбивается на двадцать частей (клеток) таким образом, чтобы середина находилась между десятой и одиннадцатой. Отметке, поставленной на шкале, приписывается числовое значение соответствующей клетки.

Уровень самооценки представлен от +1 до -1. Эмоциональный компонент самооценки определяется по ее высоте, отражающей степень удовлетворенности собой. В области положительных значений выделяется три уровня удовлетворенности (0,3 низкий; 0,3-0,6 средний; 0,6-1,0 высокий). Уровень неудовлетворенности собой находится в области отрицательных значений. Шкала роста не учитывается, она нужна только для того, чтобы объяснить ребенку, чего от него хочет экспериментатор.

Баллы по всем остальным шкалам суммируются и делятся на шесть. Это средний уровень самооценки данного ученика.

1. Методика Изучение переключения внимания

Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания. Оборудование: таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 12, написанными не по порядку; секундомер.

Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа : а) черного цвета от 1 до 12; б) красного цвета от 12 до 1; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного в убывающем (например, 1 черная, 12 красная, 2 черная, 11 красная и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера.

Обработка и анализ результатов. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.

2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы

Цель: исследование устойчивости внимания учащихся. Оборудование: стандартный бланк теста Корректурная проба, секундомер. Порядок исследования. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют.

спытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе.

Экзаменатор выдает ему бланк Корректурной пробы и разъясняет суть по следующей инструкции: На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы к и р и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно. Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

Обработка и анализ результатов. Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой ключом к тесту. Подсчитываются общее количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть. Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных за десять минут букв и точность, вычисленная по формуле K= m:n * 100 %, где К точность, n количество букв, которые необходимо было n вычеркнуть, m количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

3. Исследование особенностей распределения внимания (методика Т.Е. Рыбакова)

Оборудование: бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке семь кружков и пять крестов, всего 42 кружка и 30 крестов), секундомер.

Порядок исследования. Испытуемому предъявляют бланк и просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.

Обработка и анализ результатов. Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета.

Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать вывод об уровне распределения внимания у испытуемого.

1. Методика Определение типа памяти

Цель: определение преобладающего типа памяти. Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер. Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай. Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка. Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и записывает в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, записывает в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемо a го можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а 10 количество правильно воспроизведенных слов.

Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

2. Методика Изучение логической и механической памяти

Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

Первый ряд:Второй ряд:
  • кукла играть
  • курица яйцо
  • ножницы резать
  • лошадь сани
  • книга учитель
  • бабочка муха
  • снег зима
  • лампа вечер
  • щетка зубы
  • корова молоко
  • жук кресло
  • компас клей
  • колокольчик стрела
  • синица сестра
  • лейка трамвай
  • ботинки самовар
  • спичка графин
  • шляпа пчела
  • рыба пожар
  • пила яичница

Порядок исследования. Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интер вал между парой пять секунд).

После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Аналогичная работа проводится со словами второго ряда. Обработка и анализ результатов. Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

Таблица 2

Объем смысловой и механической памяти

Объем смысловой памятиОбъем механической памяти
Количество слов первого ряда (А)Количество запомнив-
шихся слов (В)
Коэффициент смысловой памяти C=B/AКоличество слов второго ряда (А)Количество запомнив-
шихся слов (В)
Коэффициент механической памяти C=B/A

1. Методика Простые аналогии

Цель: исследование логичности и гибкости мышления. Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.

1. Бежать Кричать стоять а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня 2. Паровоз Конь вагоны а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня 3. Нога Глаза сапог а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос 4. Коровы Деревья стадо а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник 5. Малина Математика ягода а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел 6. Рожь Яблоня поле а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья 7. Театр Библиотека зритель а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож 8. Пароход Поезд пристань а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы 9. Смородина Кастрюля ягода а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар 10. Болезнь Телевизор лечить а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер 11. Дом Лестница этажи а) жители, б) ступеньки, в) каменный,

Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном 4-5, о низком менее чем 5.

2. Методика Исключение лишнего

Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа: 1. Лампа, фонарь, солнце, свеча. 2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки. 3. Собака, лошадь, корова, лось. 4. Стол, стул, пол, кровать. 5. Сладкий, горький, кислый, горячий. 6. Очки, глаза, нос, уши. 7. Трактор, комбайн, машина, сани. 8. Москва, Киев, Волга, Минск. 9. Шум, свист, гром, град. 10. Суп, кисель, кастрюля, картошка. 11. Береза, сосна, дуб, роза. 12. Абрикос, персик, помидор, апельсин. Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.Обработка и анализ результатов. 1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова). 2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя кастрюля это посуда, а остальное еда). 3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия. 4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.). Ключ к оценке результатов. Высокий уровень 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий 1-6 рядов с одним родовым понятием.

3. Методика Изучение скорости мышления

Цель: определение скорости мышления. Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер. Слова:

п-ра

д-р-во

п-и-а

п-сь-о

г-ра

з-м-к

р-ба

о-н-

п-ле

к-м-нь

ф-н-ш

з-о-ок

к-са

п-с-к

х-кк-й

к-ш-а

т-ло

с-ни

у-и-ель

ш-ш-а

р-ба

с-ол

к-р-ца

п-р-г

р-ка

ш-о-а

б-р-за

ш-п-а

п-ля

к-и-а

п-е-д

б-р-б-н

с-ло

с-л-це

с-ег

к-нь-и

м-ре

д-с-а

в-с-а

д-р-в-

Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа. Обработка и анализ результатов: 25-30 слов высокая скорость мышления; 20-24 слова хорошая скорость мышления; 15-19 слов средняя скорость мышления; 10-14 слов ниже средней; до 10 слов инертное мышление. Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня: 19-16 слов высокий уровень мышления; 10-15 слов хороший; 5-9 слов средний; до 5 слов низкий.

4. Методика Изучение саморегуляции

Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Оборудование: образец с изображением палочек и черточек (/-//-///-/) на тетрадном листе в линейку, простой карандаш. Порядок исследования. Испытуемому предлагают в течении 15 минут на тетрадном листе в линейку писать палочки и черточки так, как показано в образце, соблюдая при этом правила: писать палочки и черточки в определенной последовательности, не писать на полях, правильно переносить знаки с одной строки на другую, писать не на каждой строке, а через одну. В протоколе экспериментатор фиксирует, как принимается и выполняется задание полностью, частично или не принимается, не выполняется совсем. Фиксируется также качество самоконтроля по ходу выполнения задания ( характер допущенных ошибок, реакция на ошибки, т.е. замечает или не замечает, исправляет или не исправляет их), качество самоконтроля при оценке результатов деятельности ( старается основательно проверить и проверяет, ограничивается беглым просмотром, вообще не просматривает работу, а отдает ее экспериментатору сразу по окончании). Исследование проводится индивидуально. Обработка и анализ результатов. Определяют уровень сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Это один из компонентов общей способности к учению.

1 уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки,то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносит поправки, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.

2 уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного, качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется.

3 уровень. Ребенок принимает цель задания частично и не может ее сохранить во всем объеме до конца занятия; поэтому пишет знаки беспорядочно; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату вообще равнодушен.

4 уровень. Ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее; пишет знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения задания в конце занятия; по окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы равнодушен.

5 уровень. Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того, чаще вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек; о саморегуляции на заключительном этапе занятия говорить даже не приходится.

Методика Дорисовывание фигур

Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение. Оборудование: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага. Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.

Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка.

Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

1 тип ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей. 2 тип также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями. 3 тип изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой- нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку). 4 тип ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой). 5 тип заданная фигура используется качественно по-новому.

Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кру жок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Список рекомендуемой литературы

  1. Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.
  2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994.
  3. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1986. С. 62-68. 23
  4. Гаврилычева Г.Ф. Диагностики изучения личности младшего школьника // На- чальная школа. 1994. N 1. С. 16-18; N 8. С. 4-8.
  5. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. М., 1978.
  6. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. М., 1981.
  7. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.
  8. Елфимова Н.Е. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М., 1991.
  9. Зак А.З. Диагностика мышления детей 6-10 лет. М., 1993.
  10. Изучение личности школьника учителем /Под ред. З.И. Васильевой, Т.В. Ахаян, М.Г. Казакиной, Н.Ф. Радионовой и др. М., 1991.
  11. Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей //Вопросы психологии. 1988. N 6. С. 43-49.

Скачать Тесты для школьников

На ту же тему:

  • Диагностика первоклассников.
  • Психологическое заключение

ТЕСТ

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно4. Когда в моем присутствии обижают человека, я5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошее го отношения ко мне, я6. Если бы я был на месте учителя, я

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:0 баллов ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.1 балл нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.2 балла нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.3 балла ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Лист незаконченных предложений

1. Я учусь так… 2. Школьное начальство… 3. Моя мама… 4. Когда меня нет, мои друзья… 5. Когда мне начинает не везти… 6. Большинство известных мне людей… 7. Я думаю, что в будущем… 8. Я хотел бы учиться… 9. Наша школа… 10. По сравнению с большинством семей моя семья… 11. Что касается нашего класса… 12. Я достаточно способен… 13. От незнакомых людей… 14. Мне кажется, что в будущем я… 15. В учебе я вижу… 16. В школе я… 17. Моя семья обращается со мной, как с… 18. Когда я высказываю свое мнение… 19. Мне кажется, что я… 20. Люди чаще всего живут… 21. Я думаю, что планировать будущее… 22. Что касается уроков, то я… 23. Наши учителя… 24. Я хотел бы, чтобы мой отец… 25. Я думаю, что мои ровесники… 26. Я мог бы быть очень счастливым… 27. Почти все люди стремятся… 28. Думать о будущем… 29. Я могу учиться… 30. Большинство учителей… 31. Считаю, что большинство матерей… 32. В классе я чувствую себя… 33. Моим скрытым желанием является… 34. Мне кажется, что люди в основном… 35. Мне кажется, что лет через пять… 36. Домашние задания я… 37. Когда я иду в школу… 38. Моя мать и я… 39. Что касается моих товарищей в классе… 40. Больше всего я боюсь… 41. Люди видят смысл в… 42. В будущем я займусь… 43. Большинство учебных предметов… 44. Я думаю, что учителя… 45. Думаю, что мой отец… 46. Мне не нравится, когда ребята… 47. Больше всего я люблю… 48. В основном люди относятся друг к другу… 49. Часто мне кажется, что в будущем… 50. Когда я вспоминаю об учебе… 51. Когда я вспоминаю нашу школу… 52. Мой отец и я… 53. Когда летом я вспоминаю наш класс… 54. Я думаю, что обо мне… 55. Люди часто… 56. Целью своей жизни я считаю…

Ключ

Алгебраически суммируются оценки по каждому блоку, например, учеба: 0, 0, +1, 1, +1, +1, +1, 1 = +2. В результате получается обобщенная смысловая установка по данной теме (сфере). Естественно, что ученик может выставить чисто умозрительную оценку, без эмоциональной вовлеченности. Но исследования показывают, что вопросы, из которых составлен тест, являются в эмоциональном отношении достаточно значимыми для подростков.Интерпретация. В ходе апробации теста, на основании анализа 316 установочных полей, была получена следующая шкала оценок обобщенных установок: весьма положительная больше 3; положительная от 1 до 3; нейтральная от 0 до 1; отрицательная от 3 до 1 крайне отрицательная меньше 3. Однако качественный анализ проекций показывает, что часто уже на нейтральном уровне шкалы оценок (от 0 до +1) начинаются серьезные психологические проблемы учащихся в данной сфере действительности. В результате при тестировании определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки, близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания). Именно в последних и возникает у ребенка наибольшее число психологических проблем, снижается продуктивность деятельности и т.п. Это могут быть и учебные трудности, и взаимоотношения с учителями, с родителями и близкими, со сверстниками, заниженная самооценка и неудовлетворенность собой.Интерпретация результатов обследования начинается с анализа полученных по каждому блоку данных, например: Наташа П., ученица 8-го класса Сфера и балл: Учеба +2. Школа +2. Семья +3. Сверстники +1. Я 0. Люди +1. Будущее +4. Полученные в данном примере результаты позволяют выделить сферы, где присутствует наибольшее количество негативных установок: отношение к сверстникам, к самому себе, к окружающим людям. Следующий затем качественный анализ проекций позволяет приблизиться к пониманию сущности существующих проблем. Продолжим анализ того же примера: Когда меня нет, мои друзья… не вспоминают обо мне (1). Когда я высказываю свое мнение, … меня никто не слушает (1). Что касается нашего класса, … то он не очень хороший (1). Подросток явно не доволен характером сложившихся со сверстниками отношений. Содержание дальнейших проекций косвенно указывает на негативный образ Я: Мне кажется, что я… необщительна и неинтересна (1). Больше всего я боюсь… остаться брошенной всеми и любимым человеком(1). Я думаю, что обо мне… часто говорят нехорошее (1). Наташа ощущает дефицит общения, испытывает чувство вины, чувство собственной неполноценности. Блок Я дополнительно указывает на сформированность у Наташи негативного образа Я. Большинство людей… способны на обман (1). Мне кажется, что люди в основном эгоисты, живут только для себя(1). Больше всего я люблю тех людей, … которые любят и понимают меня(1). Подросток вымещает на окружающих свою отчужденность. Негативная оценка последнего предложения говорит о том, что людей, которые любят и понимают Наташу, по ее мнению, очень мало.

Сферы проявления обобщенных смысловых установок

Учеба

Школа

Семья

Сверстники

Я

Люди

Будущее

№ предл

Балл

№ предл

Балл

№ предл

Балл

№ предл

Балл

№ предл

Балл

№ предл

Балл

№ предл

Балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

Лист незаконченных предложений

1. Я учусь так… 2. Школьное начальство… 3. Моя мама… 4. Когда меня нет, мои друзья… 5. Когда мне начинает не везти… 6. Большинство известных мне людей… 7. Я думаю, что в будущем… 8. Я хотел бы учиться… 9. Наша школа… 10. По сравнению с большинством семей моя семья… 11. Что касается нашего класса… 12. Я достаточно способен… 13. От незнакомых людей… 14. Мне кажется, что в будущем я… 15. В учебе я вижу… 16. В школе я… 17. Моя семья обращается со мной, как с… 18. Когда я высказываю свое мнение… 19. Мне кажется, что я… 20. Люди чаще всего живут… 21. Я думаю, что планировать будущее… 22. Что касается уроков, то я… 23. Наши учителя… 24. Я хотел бы, чтобы мой отец… 25. Я думаю, что мои ровесники… 26. Я мог бы быть очень счастливым… 27. Почти все люди стремятся… 28. Думать о будущем… 29. Я могу учиться… 30. Большинство учителей… 31. Считаю, что большинство матерей… 32. В классе я чувствую себя… 33. Моим скрытым желанием является… 34. Мне кажется, что люди в основном… 35. Мне кажется, что лет через пять… 36. Домашние задания я… 37. Когда я иду в школу… 38. Моя мать и я… 39. Что касается моих товарищей в классе… 40. Больше всего я боюсь… 41. Люди видят смысл в… 42. В будущем я займусь… 43. Большинство учебных предметов… 44. Я думаю, что учителя… 45. Думаю, что мой отец… 46. Мне не нравится, когда ребята… 47. Больше всего я люблю… 48. В основном люди относятся друг к другу… 49. Часто мне кажется, что в будущем… 50. Когда я вспоминаю об учебе… 51. Когда я вспоминаю нашу школу… 52. Мой отец и я… 53. Когда летом я вспоминаю наш класс… 54. Я думаю, что обо мне… 55. Люди часто… 56. Целью своей жизни я считаю…

Ключ

Алгебраически суммируются оценки по каждому блоку, например, учеба: 0, 0, +1, 1, +1, +1, +1, 1 = +2. В результате получается обобщенная смысловая установка по данной теме (сфере). Естественно, что ученик может выставить чисто умозрительную оценку, без эмоциональной вовлеченности. Но исследования показывают, что вопросы, из которых составлен тест, являются в эмоциональном отношении достаточно значимыми для подростков.Интерпретация. В ходе апробации теста, на основании анализа 316 установочных полей, была получена следующая шкала оценок обобщенных установок: весьма положительная больше 3; положительная от 1 до 3; нейтральная от 0 до 1; отрицательная от 3 до 1 крайне отрицательная меньше 3. Однако качественный анализ проекций показывает, что часто уже на нейтральном уровне шкалы оценок (от 0 до +1) начинаются серьезные психологические проблемы учащихся в данной сфере действительности. В результате при тестировании определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки, близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания). Именно в последних и возникает у ребенка наибольшее число психологических проблем, снижается продуктивность деятельности и т.п. Это могут быть и учебные трудности, и взаимоотношения с учителями, с родителями и близкими, со сверстниками, заниженная самооценка и неудовлетворенность собой.Интерпретация результатов обследования начинается с анализа полученных по каждому блоку данных, например: Наташа П., ученица 8-го класса Сфера и балл: Учеба +2. Школа +2. Семья +3. Сверстники +1. Я 0. Люди +1. Будущее +4. Полученные в данном примере результаты позволяют выделить сферы, где присутствует наибольшее количество негативных установок: отношение к сверстникам, к самому себе, к окружающим людям. Следующий затем качественный анализ проекций позволяет приблизиться к пониманию сущности существующих проблем. Продолжим анализ того же примера: Когда меня нет, мои друзья… не вспоминают обо мне (1). Когда я высказываю свое мнение, … меня никто не слушает (1). Что касается нашего класса, … то он не очень хороший (1). Подросток явно не доволен характером сложившихся со сверстниками отношений. Содержание дальнейших проекций косвенно указывает на негативный образ Я: Мне кажется, что я… необщительна и неинтересна (1). Больше всего я боюсь… остаться брошенной всеми и любимым человеком(1). Я думаю, что обо мне… часто говорят нехорошее (1). Наташа ощущает дефицит общения, испытывает чувство вины, чувство собственной неполноценности. Блок Я дополнительно указывает на сформированность у Наташи негативного образа Я. Большинство людей… способны на обман (1). Мне кажется, что люди в основном эгоисты, живут только для себя(1). Больше всего я люблю тех людей, … которые любят и понимают меня(1). Подросток вымещает на окружающих свою отчужденность. Негативная оценка последнего предложения говорит о том, что людей, которые любят и понимают Наташу, по ее мнению, очень мало.

Сферы проявления обобщенных смысловых установок

Учеба

Школа

Семья

Сверстники

Я

Люди

Будущее

№ предл

Балл

№ предл

Балл

№ предл

Балл

№ предл

Балл

№ предл

Балл

№ предл

Балл

№ предл

Балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

Источники:

  • https://paidagogos.com/kak-primenyat-metodiku-nezakonchennyih-predlozheniy-v-mladshey-shkole.html
  • https://5psy.ru/obrazovanie/diagnostika-mladshih-shkolnikov.html
  • https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/10/28/metodika-nezakonchennye-predlozheniya
  • http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/178-method-of-incomplete-sentences
  • http://www.vashpsixolog.ru/component/content/article/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/178-method-of-incomplete-sentences

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит