Как оценить внимательность ребенка? Методика «Запомни и расставь точки»

СОДЕРЖАНИЕ

Назначение теста

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный на рисунке. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов теста

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

  • 10 баллов ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек
  • 8-9 баллов ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек
  • 6-7 баллов ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.
  • 4-5 баллов ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.
  • 0-3 балла ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне объема внимания

  • 10 баллов очень высокий.
  • 8-9 баллов высокий
  • 6-7 баллов средний
  • 4-5 балла низкий
  • 0-3 балла очень низкий.

Источники

  • Методика «Запомни и расставь точки» / Богомолов В. Тестирование детей Ростов-на-Дону, 2006. С.28.

Методика Запомни и расставь точки

Придумали такое тестирование европейские психологи под руководством Макса Вертгеймера. Перед испытуемыми ставились такие задачи:

  • понять, сколько ребенок способен сосредотачиваться на задании;
  • узнать количество получаемой информации за короткий промежуток времени;
  • стимулировать более длительную сосредоточенность на выполнении задания.

Методику Запомни и расставь точки для дошкольников можно провести и дома, для этого придется самостоятельно нарисовать таблицы.

Всего рисуют 8 карточек. Расчерчивают их клеточками на 16 равных квадратов. Затем нужно проставить точки. На первом тесте ставится всего 2 штуки. Дальше количество увеличивается на одну на каждой последующей. На последней схеме должно быть 9 штук.

Тестирование ребенка

Перед началом тестирования малышу обязательно нужно объяснить задание, чтобы он понял, что от него мама или педагог требует. Затем нужно перед ним положить восемь пустых карточек, расчерченных по такому же принципу.

Также дайте испытуемому карандаш или фломастер. На выполнение задания время дается ограниченное. По правилам методики Запомни и расставь точки на просмотр каждой карточки ребенку дается всего 2 секунды. Показывают карточки по мере возрастания количества точек, от меньшей к большей.

После просмотра ребенок должен за 15 секунд на своей пустой карточке разместить точки в нужных клеточках. Результаты методики Запомни и расставь точки оценивают в зависимости от количества правильно заполненных карточек. Проверяя тесты, педагог понимает уровень объема памяти дошкольника, качество его сосредоточенности внимания.

Оценка результатов теста

Чтобы правильно оценить объем памяти, нужно стимульный материал методики Запомни и расставь точки показывать ребенку индивидуально, чтобы малыша другие дети не отвлекали от задания.

Результаты теста видны по количеству правильно воспроизведенных карточек. Максимально правильно заполненная карточка считается конечным результатом. Карточка с первой ошибкой уже считается невыполненной.

Результаты тестирования засчитываются в баллах от 0 до 10.

0-3 баллов

(очень низкий уровень)

Это самый низкий балл, то есть ребенок уже на первом задании допускает ошибку, правильно отметил только одно место расположения точки
4-5 (просто низкий)Правильно выполнено задание на первой и второй карточке
6-7 (средний)Объем памяти позволил выполнить верно задание на карточках, где размещено от 3 до 4 точек
8-9 (высокий)У малыша получилось отметить точки до 5 штук на карточке
10 (отличный)Высший балл. Ребенок отметил точки правильно от 6 и выше

Рекомендации родителям в зависимости от результатов тестирования

Если у ребенка получилось заработать от 8 до 10 баллов, то есть правильно выполнить задание, значит, он вполне готов к обучению в школе. Если уровень объема памяти низкий или средний, значит, требуется дополнительно провести работу по улучшению показателей.

Задания по корректировке могут быть следующими:

  • ребенку дают отрезок газеты или журнала с текстом и предлагают карандашом вычеркнуть, например, все буквы Р;
  • поиграть в игру Чего не стало?, когда показывают детям 10 изображений предметов, а потом одно из них забираются, это могут быть игрушки на столе или буквы в тетради, написанные педагогом;
  • игра Что изменилось?, когда после просмотра расположения предметов на столе или в книге их меняют местами.

Есть много печатных изданий для дошкольников на развитие памяти, мышления, логики. Если с ребенком заниматься, то результаты не заставят себя ждать.

Источники:

  • https://vsetesti.ru/55/
  • https://HochyVseZnat.ru/kak-ocenit-vnimatelnost-rebenka-metodika-zapomni-i-rasstav-tochki.html

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит