Как определить и можно ли изменить темперамент ребенка

СОДЕРЖАНИЕ

В психологии давно выяснили, что любой человек обладает уникальной смесью темперамента, состоящей из 4 основных вариантов: в каждом из нас в разной доле есть и холерик, и сангвиник, флегматик, а порой меланхолик. Чаще всего темперамент проявляется с раннего детства в манере требовать желаемое, в общении со сверстниками, в манере игры. Поэтому о темпераменте своего ребенка многие родители задумываются почти с самого его рождения. А когда малыш начинает более активно исследовать мир, все окружающие высматривают в его действиях заветные намеки нет, ну он так яростно топчет горку в песочнице, что точно холерик! Откуда же берется темперамент, как он формируется и можно ли на него повлиять?

temperament8-e1588309695684.jpg

Изучение видов темперамента началось еще во времена Античности, и с тех пор стало интересующим вопросом для многих исследователей, что уже готовы дать некоторые ответы.

Во-первых, истоки темперамента стоит искать в коллективном бессознательном, как выразился бы Карл Юнг, то есть в опыте наших предков и многих поколений. Основы темперамента в некоторой мере генетические но не удивляйтесь, если у вашего ребенка поведение совсем не похоже на ваше. Может, это у него от дедушки, или прабабушки? Редко современные люди знакомы лично с далекими родственниками, поэтому цепочку отследить довольно сложно. В любом случае, если подойти к этому вопросу основательно, схожесть между новым членом семьи и одним из близких предков проследить действительно можно.

Поэтому важно помнить, что даже в границах семьи у каждого члена свой темперамент, поэтому дети одних родителей могут быть совсем непохожими друг на друга. Ничего странного в этом нет это просто следствие второй особенности формирования темперамента.

temperament-2.jpg

temperament3.jpg

Во-вторых, известно, что нет на свете даже пары одинаковых людей, потому что внешние обстоятельства в любом случае будут различными а они влияют на укрепление или развитие темперамента по-своему.

Первые признаки своего темперамента в малыше можно рассмотреть еще до полугодовалого возраста. Позже он будет только устаканиваться, но не без изменений. Воспитание, общение с другими людьми, условия жизни все это скажется на темпераменте самым интересным образом. Поэтому не стоит сбрасывать все обвинения в безразличии или лени своего ребенка на то, что он просто флегматик вероятнее всего, прокол все-таки в вашем воспитании, а не его заложенных генами качествах.

temperament5.jpg

Так можно ли изменить темперамент ребенка?

Скорее нет, хотя, как уже говорилось ранее, опыт ребенка и окружение, в котором он растет, имеют определенное значение.

Сам темперамент наибольшим образом влияет на следующие характеристики человека: на его активность или пассивность, упертость или уступчивость, вспыльчивость или непоколебимость, внимательность или рассеянность. Именно эти черты характера наиболее зависят от темперамента. Важно помнить, что если даже вам не нравится в ребенке какая-то особенность его темперамента, а перевоспитать (гуманными и педагогическими методами) ее не получается ни в коем случае не ругайте за нее, ведь маленький человек не так уж и виноват.

temperament10.png

Нет плохих или хороших видов темперамента у любого из них есть свои полезные качества, на которые стоит делать акцент и учить использовать с умом.

Менее выгодным параметрам тоже стоит дать выход в нужных сферах например, энергию неусидчивого сангвиника можно пустить в спорт или занятия, требующие быстрой реакции, эмоциональность холерика в актерское мастерство, а тонкую, но ранимую душу меланхолика познакомить с искусством. Так даже недостатки принесут в конечном итоге положительные плоды и для самого ребенка, и для его родителей.

Любите вашего ребенка вне зависимости от его темперамента, ведь он отдельный человек, а не машина для воплощения ваших идей и мечтаний. Так вы сможете наладить с ним контакт и помочь ему в роли друга что намного более эффективно, и в целом пойдет на пользу вашим отношениям.

Какой бывает темперамент у ребенка

Темперамент определенный набор психических и физиологических особенностей, заложенных в человеке природой. Это непременная составляющая каждого индивидуума, будь то несмышленый малыш или умудренный опытом старик.

tip-temperamenta-300x255.jpg

Какая именно совокупность свойств подарена человеку от рождения, зависит от типа высшей нервной системы. Эта совокупность устойчива и определяет характер поведения и деятельности человека на протяжении всей его жизни.

Поэтому типы темперамента детей дошкольного возраста подразделяют точно так, как и у взрослых: сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик.

В соответствии со своими природными особенностями дети характеризуются подвижностью или медлительностью, общительностью или замкнутостью, активностью или пассивностью, веселостью или плаксивостью

В детстве эти естественные реакции и особенности гораздо заметнее, чем у взрослого человека. Взрослые умеют контролировать проявление эмоций, высказывания и свое поведение. У них уже сложившийся характер, поэтому темперамент не так очевиден, как у детей. Пока у дошкольника только формируется характер и происходит становление личности, его темперамент просматривается невооруженным глазом.

Определение типа темперамента ребенка

Нет необходимости применять какой-либо специализированный психологический тест на определение темперамента ребенка. В дошкольном возрасте достаточно внимательно понаблюдать за малышом некоторое время, чтобы выявить характерные особенности.

Смысл выявления состоит не в том, чтобы узнать, к какому типу темперамента отнести ребенка. Эти знания нужны для практического применения. Влияние темперамента на поведение детей прослеживается уже в 3 года и даже раньше.

В каждом темпераменте есть сильные и слабые стороны. Родителям и воспитателям важно знать природные возможности ребенка, чтобы помочь ему развивать сильные качества и компенсировать ограничения, заложенные особенностями высшей нервной деятельности.

Характеристика детей с разными типами темперамента

Прежде всего, нужно заметить, что чистый тип темперамента встречается редко. В большинстве случаев наблюдается смешение особенностей, характеризующих разные типы. В дошкольном возрасте наблюдается влияние сангвинических черт.

Дети осваивают различные виды деятельности, развивают коммуникативные способности. Вся эта деятельность проходит в сопровождении взрослого, который побуждает к активности флегматика, поддерживает в общении меланхолика, пробуждает дружелюбие холерика. Поэтому в некоторые минуты любой ребенок может проявлять себя как сангвиник.

Однако при продолжительном наблюдении становится заметным, какой темперамент проявляется у ребенка чаще и ярче. Приведем краткую психологическую характеристику детей с разными типами темперамента.

Ребенок сангвиник

Выраженный сангвиник активный и ловкий в движениях. Ест немного, но часто и охотно. Правда, не любую предложенную пищу, а кусочек того, что понравилось. О детках-сангвиниках говорят, что они клюют, как птички.

sangvinik-300x225.jpg

Легко просыпается и встает утром. Редки проблемы и с засыпанием. Пока мама споет песенку или расскажет сказочку, ребенок уже уснет. Может успеть задать ряд вопросов, не особо интересуясь ответом.

Отличается непосредственностью в общении, легко идет на контакт. Такие дети часто задорно смеются, заражая веселостью других. Для игры обязательно ищет партнера играть в одиночку для сангвиника немыслимо. Если некому составить малышу компанию, то он будет вести диалоги с игрушками, высказываясь и за себя, и за них.

Любит всевозможные качели. Причем получает тем большее удовольствие, чем выше и быстрее взлетает-движется аттракцион. Рано или поздно дошкольник сангвинического типа вскарабкается на каждое второе дерево в округе дома.

Слабая сторона сангвиника. По описанию складывается представление о чрезвычайной легкости характера такого ребенка. Но уязвимое место у них есть, и проявляется оно уже в дошкольном возрасте. Такие дети склонны проявлять поверхностность. Они могут схватить игрушку, тут же бросить и уже тянуться за другой. При просмотре книги перелистывают страницы одну за другой, не задерживая внимания на картинках. Вопросы из них сыплются, не дожидаясь ответа на предыдущий.

Дети холерического темперамента

Энергичный активный ребенок имеет темперамент холерика. У таких детей много желаний, они не ждут пассивно их осуществления, а требуют и прикладывают усилия, чтобы добиться своего. В этом прослеживается сходство с сангвиником. Но холерик более эмоционален, настырен, капризен. От смеха до крика у такого ребенка один шаг.

Еду ребенок холерического темперамента воспринимает как процесс, сопровождающий более увлекательное занятие. Погрызть яблочко, пока идет мультик, съесть кусочек колбасы, забежав на кухню

Ребенок-холерик любит проигрывать роли, но только главные и привлекательные. Быть на вторых ролях это точно не про него! Поэтому в общении со сверстниками много конфликтов. С одной стороны, холерики нуждаются в общении как в воздухе, с другой стороны капризное неуравновешенное поведение мешает им поддерживать дружеские отношения.

Проблемная сторона холерика. Кажется, что ребенок-холерик лишен этапа обдумывания своих действий и поступков. Вспышки гнева и топанья ногами у таких детей происходят с удивительным постоянством. Поводом детского раздражения может стать что угодно: родители отправляют в постель, отрывают от интересного занятия, другой ребенок не дает свою игрушку, кто-то случайно разрушил построенную им башню

Дети флегматического темперамента

Дети с преобладанием флегматичности отличаются медлительностью и инертностью. Для них очень важен четкий распорядок, когда все происходит в принятом спокойном ритме.

flegmatik-300x225.jpg

Такого ребенка не стоит подвергать испытаниям, оставаясь всей семьей ночевать у друзей. Нарушенный порядок может вызвать у ребенка такую истерику, как будто он на время превратился в холерика. Зато в свою постель он идет без напоминаний, долго и крепко спит.

Флегматичный малыш непривередлив в еде и кушает с удовольствием. Родителям даже не будет лишним контролировать порции ребенку-флегматику добавки ни к чему, потому что при низкой активности могут привести к лишнему весу.

Дети флегматического темперамента поздно начинают говорить, но рано проявляют интерес к музыке. Услышав мелодию, они могут раскачиваться в такт. Еще они любят слушать (а позднее читать) одни и те же сказки, могут дословно пересказывать большие отрывки из них.

Проблемная сторона флегматика. Медлительность, с которой выполняет все действия флегматичный ребенок, вызывает раздражение многих. Он может быть настолько погружен в свои мысли или занятие, что попросту не слышит обращений к себе. Поэтому ему часто приходится повторять по нескольку раз одно и то же. Флегматичный ребенок не может подстроиться под ритм других. Это окружающие должны сбавить темп.

Ребенок меланхолик

У детей меланхолического темперамента нервные процессы также характеризуются преобладанием торможения над реактивностью. По этой причине ребенок нуждается в более длительном периоде при смене деятельности. Позвала мама есть малыш не торопится откликнуться на приглашение. Сидит над тарелкой дольше других, при этом может только поковыряться в каше, съев ничтожно малую часть порции.

Дети меланхоличного типа не состоянии встать с постели на раз-два. У них недостаточно сил для подобной живости. Точно таким же сложным испытанием станет умывание холодной водой. Этим детям нужна мягкость во всем. Засыпают детки данного типа темперамента долго и предпочитают поздно ложиться в постель.

Общаться предпочитают с теми сверстниками, которых они уже знают. И не с группой детей. Им достаточно одного приятеля. Если некому составить малышу компанию, то он будет играть самостоятельно. Такой формат игры может показаться меланхолику еще увлекательней, чем со сверстником.

Забиться в укромный уголок и рассматривать картинки, или складывать пазлы, или рисовать вообще одно из лучших занятий меланхолика. Если такого ребенка, не подготовив, подталкивать к общению с другими, он может спрятаться, расплакаться.

Сильная сторона меланхолика. У данного темперамента, без сомнения, есть достоинства. Дети такого типа часто имеют способности к творческой и художественной деятельности. Они музыкальны, любят петь и танцевать. Они могут скрупулезно разобраться в вопросе, который их заинтересовал (как устроена машинка, почему сейчас нет динозавров). Также обладают рядом нравственных качеств и отличаются высокой чувствительностью к социальным нормам.

Важность индивидуального подхода в воспитании дошкольников

Как видим из описаний, виды темперамента сильно влияют на формирование личности ребенка. Вряд ли могут быть сомнения, что дети различных типов нуждаются в индивидуальном подходе. Разительно дети отличаются своей активностью или пассивностью. Однако и внутри этих характеристик они могут быть разными по своим темпераментальным особенностям.

Подход в воспитании активных детей сангвиников и холериков

Сангвиников нужно время от времени притормаживать, чтобы их активность не переросла в патологическую гиперактивность. Нежелание и неумение сосредоточиться на чем-то конкретном может привести к действиям ради самих действий. Только взрослый может поначалу удерживать ребенка-сангвиника определенным занятием.

Рассматривая книжку или картинки, нужно обращать внимание ребенка на детали. Отвечая на вопрос ребенка, важно подкреплять подходящими стимулами (посмотри сюда, прислушайся, прикоснись), чтобы внимание малыша удержалось и не перепрыгнуло к другому объекту прежде, чем прозвучит пояснение.

Для сангвиника крайне важна симпатия к тому человеку, который занимается с ним. Чем больше малыш расположен к своему наставнику, тем лучше он сможет сосредоточиться на процессе, будь то обучение чтению, или изготовление аппликации, или любое другое занятие.

holerik-300x225.jpg

Никакой другой тип темперамента не требует от окружающих столько терпения и самообладания как холерический.

Когда ребенок буйствует на ровном месте, взрослому трудно не выйти из себя. Тот случай, когда сдерживать себя крайне необходимо. Важно противопоставить гневу ребенка спокойствие и обдуманность действий.

Родители обязаны найти дошкольнику такое занятие, где бы он мог выплескивать свою энергию. Пусть прыгает на батуте в саду, месит тесто вместе с бабушкой, крутит педали велосипеда. Маленькому холерику необходимо предоставить безопасное пространство для его двигательных потребностей. Спортивные игры отличное применение природной активности и эмоциональности холерика.

Ребенка-холерика привлекают рассказы и сказки, где герои совершают героические поступки. Они приковывают внимание ребенка. Увлекшись содержанием, ребенок способен удерживать себя на месте и восхищаться поступками других людей.

Методы воспитания инертных детей флегматиков и меланхоликов

Из-за несдержанности взрослых (!) часто встречается предубеждение против флегматического типа темперамента. Сонливость и медлительность флегматика могут перевешивать такие его достоинства как выносливость, сосредоточенность, ответственность.

Многие достижения удаются флегматику благодаря методу повторения. У ребенка с флегматическим темпераментом необходимо тренировать умение справляться с действиями за ограниченный промежуток времени. Например, одеться на прогулку за 5 минут, разложить столовые приборы за одну минуту, нарисовать рисунок за 15 минут и пр.

Полезно вовремя будить ребенка-флегматика, чтобы он не спал лишнее время. Приучайте умываться прохладной водой.

В игре флегматичный ребенок не должен быть предоставлен самому себе. Временами нужно вмешиваться, чтобы ускорить темп игры, внести искорку в развитие действий. Даже, если ребенок увлечен своими любимыми занятиями рисованием, чтением, конструированием. Ко всем этим видам деятельности склонны дети-флегматики.

melanholik-300x225.jpg

Меланхолики нуждаются в заботливом и внимательном отношении. Но тут родителям тоже важно не переборщить. Потому что чрезмерной опекой такого ребенка можно превратить в маленького эгоиста, которому приятно находиться в центре внимания семьи и не комфортно, если родители заняты своими делами.

Ребенку меланхолического типа очень полезны движения. Лучше, если это будет приобщение не к спорту, а к танцам. Ритмичные движения под музыку в кругу сверстников идеальное занятие для таких малышей. Тут и общение (которое так непросто дается ребенку), и самораскрытие в танце.

Еще меланхоличные дети нуждаются в духовной пище. Для них нужно подбирать такие истории и сказки, которые волнуют и заставляют забыть о своих проблемных ситуациях. Но завершаться подобные истории должны успешно, чтобы дать позитивный ориентир ребенку.

Получив информацию, как определить тип темперамента у ребенка, родители и воспитатели начинают пристальней наблюдать, чтобы выяснить природную основу своих детей. А определившись и с этим вопросом, легче выстроить индивидуальный стиль воспитания, который будет удобен как ребенку, так и взрослым.

Меланходик: ребенок, который не любит перемены

Слабый тип меланхолик человек со слабым возбуждением и торможением. Он долго раскачивается и быстро утомляется, с трудом приспосабливается к напряженным жизненным условиям. Младенец-меланхолик с большим недоверием относится к любым переменам, трудно к ним привыкает. Любая неожиданность заставляет его сжиматься в комок и горько безутешно плакать.

Внимание! Такое состояние может быть связано с родовой травмой или с развивающимся заболеванием, а не с особенностями характера! Поэтому сначала обращайтесь к педиатру, а потом к психологу.

Подрастая, такой ребенок может оказаться очень активным и своенравным, но главное нелюбовь к переменам остается с ним. Все дети в определенном возрасте великие традиционалисты, но меланхолик это ребенок, который в первую неделю после переезда на дачу боится выходить из дома и уходит из песочницы при первом резком движении играющих там детей. По-настоящему счастливым он чувствует себя только на коленях у матери.

Переламывать характер меланхолика ни в коем случае нельзя. Все слышали, что ребенок должен накопить базовый запас уверенности, чтобы приступить к освоению нового мира. У меланхолика этот запас накапливается очень медленно. Может быть, он почувствует себя в силах оторваться от мамы только в 6 или 7 лет. Пусть будет так.

Если вы попытаетесь оторвать его преждевременно, это с большой вероятностью закончится неврозом или даже более тяжелым заболеванием (все болезни от нервов это про меланхоликов).

Но если ребенок уверен в своей базовой безопасности и если вам удалось поймать момент, когда он в хорошем настроении и не прочь удовлетворить нормальное детское любопытство и нормальное детское желание поиграть, он с большим удовольствием будет заниматься с вами. Понемногу (он быстро устает) продвигаясь вперед, часто возвращаясь к одной и той же игре, но зато глубоко и очень эмоционально прорабатывая ее.

Вот как внимательная мама описывает свое общение с дочкой-меланхоликом:

Те обязанности и привычки, которые были привиты… с года примерно, сейчас проблем не вызывают: чистка зубов, уборка постели, мытье рук. Да те же календари и кормежка птиц, кошек и собак. А те, что пытаюсь привить сейчас, воспринимаются уже с боем. Появляются не хочу и не буду. Никак не научимся убирать игрушки. При этом Таня с фанатизмом относится к слову порядок, но в ее понимании порядок это тогда, когда игрушки валяются на привычных ей местах, а не тогда, когда они убраны. Пока наводит порядок только в собственной одежде, раскладывая ее по цветам, сортам, ящикам, парам… По три раза в день.

Еще у нас правило такое: все занятия надо доводить до конца и лишь потом переключать ребенка, причем переключать плавно, вспомнив, какие недоделанные дела есть на улице или дома (там, куда идти надо). Чтобы ей самой туда захотелось… По крайней мере, чтобы против не была. Потом можно спокойно идти.

Например, собираясь на улицу, мы всегда вспоминаем, что там было интересного вчера, придумываем, чем Таня там будет заниматься и что надо взять с собой (например, мы можем накормить птичек, достроить домик, посмотреть, не выросли ли щенки…). Домой с прогулки тоже идем с какой-то целью (съесть купленное яблоко, прочитать книжку).

166671251.jpg

Непоседливый холерик: как научить ребенка удерживать внимание?

Сильный, но неуравновешенный тип холерик характеризуется очень активным процессом раздражимости и резко отстающим по силе тормозным процессом. Из-за этого холерик быстро загорается, но и быстро утомляется именно тогда, когда от него требуется каждодневная мелкая работа.

Младенец-холерик это тот самый крикун с характером, которого, когда он вырастает, обычно начинают звать электровеником. Этот ребенок все время куда-то ползет или бежит, что-то на себя опрокидывает, куда-то лезет и т.д. В семьях, где живут холерики, лекарства убираются в сейф, коты вьют гнезда на верхних полках, а весь пол усыпан ровным слоем машинок, солдатиков и прочих игрушек, к которым их хозяин, поиграв пять минут, тут же остывает.

Часто у холериков проблемы с речью, просто потому, что у них не хватает терпения проговаривать последовательно все звуки. На площадке или в песочнице холерик может легко прослыть драчуном, но он дерется не со зла просто объясняться кулаками быстрее и понятнее. Но иногда могут поколотить и его самого он так кричит и машет руками, что дети пугаются и не знают, как его остановить.

Что делать? Прежде всего помнить, что все эти особенности и безудержные крики младенца, и постоянное беспокойство и суетливость дошкольника могут быть не проявлениями темперамента, а последствиями родовой травмы, поэтому консультация невропатолога не повредит в любом возрасте.

Но, предположим, ваш ребенок здоров, просто характер такой. Что делать? Постараться не ругать (хотя это порой очень и очень трудно), а осторожно осаживать. Я люблю тебя и не могу позволить причинять вред себе или другим, это сказано как раз для вашего ребенка.

Старайтесь объяснять ему последствия его поступков. Видишь, ты стукнул девочку, теперь она боится с тобой играть, и мне придется увести тебя с площадки. Видишь, ты сбросил машинку с высоты, и теперь она сломана. Приготовьтесь повторить раз 50100, и на 101-й до малыша обязательно дойдет.

В остальном побольше свободы. Прыгунки для младенца и большой гимнастический мяч для дошкольника помогут семье выкроить 1520 минут для завтрака. Пара приятелей-холериков, которые не расплачутся от того, что в их машинку врезалась машинка вашего сына (или мячик вашей дочери), обеспечат вам относительное спокойствие на прогулке. А с мамами этих приятелей вы, скорее всего, найдете общий язык. Спортивная секция с мудрым тренером, который считает, что главное не результат, а энтузиазм, и вовсе разрядит обстановку.

Если ребенок ходит в садик, добейтесь полного взаимопонимания с воспитателем. Да, ваш ребенок зачастую плохо себя контролирует, его нужно останавливать прежде, чем он наломает дров, но это не значит, что на него можно навешивать ярлыки драчун, хулиган, неуправляемый и невоспитанный, педагогически запущенный. Учите ребенка подвижным играм, чтобы он мог быть заводилой на детской площадке.

А как быть с интеллектуальным развитием? Заниматься им на бегу! Помню, мы с сыном Алешей изучали квадрат и круг, бегая вокруг квадратной и круглой песочницы, и учили цифры, прыгая по картонкам с цифры на цифру.

Другой вариант: вы сидите на полу (например, с географической картой или с набором букв), а ребенок пробегает мимо, выхватывая биты знаний. Часто это достаточно эффективно холерики обладают живым воображением и все схватывают на лету.

Ближе к 5 годам попробуйте устраивать для ребенка 1015-минутные сидячие занятия (например, рисование, лепку, занятия по книжкам), а за год до школы попробуйте походить с ним на какие-нибудь подготовительные курсы не надо ни английского языка, ни углубленного знания математики, пусть просто научат сидеть на одном месте 3035 минут, слушая преподавателя.

Иногда имеет смысл сначала походить на индивидуальные занятия например, к логопеду или психологу. При этом заранее сформулируйте ваше главное пожелание чтобы ребенок научился удерживать внимание в пределах возрастной нормы.

Вот пример из писем.

Хочу рассказать о своей неусидчивой дочке Анке пяти лет. И вроде неглупая она. Мыслит масштабно, выражает мысль тоже. С 4 лет умеет читать, сейчас вот уже бегло читает успевает титры на экране прочесть и т.д. С компьютером дружит с года. Но вот убрать постель можно просить до вечера. То же касается собирания игрушек. Начинает убирать, смотришь уже рисует или что-то строит. Постоянно отвлекается. Помогаю убрать кукол она возмущается, что сейчас в них тоже будет играть. И вообще чем ни займется до конца никогда не доводит начатое.

Недавно я ненавязчиво предложила, чтобы она смастерила для бабушки открытку к 8 марта. Радости было! Давай фантазировать: как бабушка обрадуется, какие у нее распустятся цветы на открытке. Я предложила привлечь к работе бисер и ткань. Все на ура! Но то ли жук, который живет у нее в банке, зашевелился, то ли машина за окном проехала энтузиазма как не бывало! Иногда я уже пытаюсь комментировать и свои действия, чтобы у нее где-то в голове осело. Например, цитирую совковый лозунг из столовой: Я поел и не забуду за собой убрать посуду. А она отвечает: А я пойду какое-нибудь занятие найду. Вот и всё.

О маленьких сангвиниках и флегматиках мы расскажем в следующий раз.

Сильный,но неуравновешенный тип -ХОЛЕРИК

Младенец холерик — это крикун с характером. Когда он подрастает, его начинают звать электровеником. Такой ребенок все время куда-то ползет, бежит, лезет, все дергает, опрокидывает. Каждая новая игрушка его может заинтересовать ровно на 5 минут. У таких детишек обычно проблемы с речью,так как им не хватает терпения проговаривать все звуки и слова. На площадке холерик может прослыть драчуном.

5 минут тишины

Первое,что вы должны сделать- это принять ребенка таким какой он есть и любить его именно таким. Постараться не ругать и уж ни в коем случае не бить и шлепать по попе. Осторожно осаживать, обращая внимание на последствия его поступков -«Видишь,ты стукнул девочку, теперь она боится с тобой играть, и мне придется увезти тебя с площадки»,»Видишь, ты бросил машинку с высоты, и теперь она сломана». Повторять это снова и снова.

Дом сделать максимально безопасным. Убрать повыше опасные предметы, закрыть все что можно закрыть. Хорошо сделать для ребенка постарше спортивную стенку.Купить гимнастический шар .Прыгунки для младенца.

Еще очень важно окружить ребенка правильными людьми. Парочку приятелей холериков, понимающий тренер на секции и воспитатель в детском саду.

Сильный, уравновешенный, спокойный, с хорошей подвижностью и большой мощностью нервных процессов, тип — САНГВИНИК

Такой ребенок, как правило, радует родителей, заставляя почувствовать себя образцовыми. Он любознателен, непоседлив, но одновременно вменяем — его можно остановить и переключить на другое занятие. Сангвиники очень контактны и любят поболтать как с детьми, так и со взрослыми.

Тут проблем связанных с типом темперамента нет, поэтому родителям можно пожелать жить и радоваться.

Сильный, уравновешенный, спокойный, с малой подвижностью нервных процессов — ФЛЕГМАТИК

Младенец флегматик хорошо спит и хорошо ест. Это те дети, которых можно спокойно оставить в комнате в одиночестве — они будут тихо играть на полу со своими кубиками.

Флегматику требуется много времени для того, чтобы научиться чему-то новому, но зато уж выучит он это хорошо. При этом, в отличие от меланхолика, большую часть времени он будет в самом благодушном настроении.

Жить с флегматиком приятно и удобно. Но тот, кто мало просит, мало получает. Если сангвиник или холерик заинтересовались чем-то, будьте спокойны: об этом узнаете не только вы, но и все окружающие. Даже меланхолик выканючит то, что ему нужно. «Сферу интересов» флегматика вам придется определять по выражению его глаз.

Предлагайте флегматику побольше самых разнообразных занятий, в пределах разумного. Но не торопите с выбором. Задавайте ребенку вопросы, интересуйтесь его мнением. Часто из флегматиков получаются очень хозяйственные и рассудительные мамины помощники.

Если ребенок ходит в садик, попросите воспитателя по возможности не торопить его. Когда флегматика начинают понукать, он теряет уверенность в себе и часто заболевает.

Слабый тип — МЕЛАНХОЛИК

Младенец меланхолик с большим недоверием относится к любым переменам, трудно к ним привыкает.Любая неожиданность заставляет его сжиматься в комок и горько безутешно плакать. Подрастая, такой ребенок может оказаться очень активным и своенравным, но главное — нелюбовь к переменам — остается с ним.

По-настоящему счастливым меланхолик будет чувствовать себя на коленях у матери. Не пытайтесь его оторвать от себя преждевременно. Такому ребенку нужно больше времени для накопления базовой уверенности. Может быть даже в 6 и 7 лет.

Возможно, самую большую трудность вызовет не сам тип темперамента ребенка, а разность его типа с вашим. Если вы активный холерик, а ваш ребенок медлительный флегматик, вас это будет ужасно раздражать. Вам придется набраться терпения и принять его таким какой он есть.

По материалам книги Е. Первушиной » Как выявить и развить способности вашего ребенка».

Лайк мне за старания)) Подписывайтесь на канал, впереди еще много интересного))

Темперамент ребенка: как проявляется

Дети рождаются разными: укаждого своя форма головы ирта, свой рост ивес, цвет глаз иволос. Тоже самое исособенностями характера. Уже вроддоме можно заметить разницу: некоторые после кормления сладко испокойно засыпают, анекоторых никак неуспокоить, ипосле затянувшегося бодрствования они недовольно плачут. Позже, свозрастом, разница вхарактерах становится еще более очевидной. Темперамент ребенка проявляется вразных аспектах.

  • Настроение. Некоторые дети вобщем ицелом выглядят более счастливыми, больше смеются инастроение уних почти всегда хорошее. Адругие малыши чаще выглядят недовольными, аиногда игрустными, ирассмешить ихочень трудно.
  • Активность. Некоторые дети очень активны, немогут усидеть наместе ибурно возмущаются, если кто-то или что-то пытается ихограничить. Адругие тихие, мирные, чаще выбирают занятия, нетребующие особой двигательной активности.
  • Готовность получать новые знания. Дети, которые такой готовностью обладают вбольшей степени, всегда открыто исбольшим интересом приветствуют все новое (будьто новая еда, новые люди или места). Втовремя как другие дети подчеркнуто сдержанны, сильно колеблются, прежде чем попробовать что-то новое, истараются уходить всторону.
  • Чувствительность. Более чувствительные дети остро ощущают любые перемены всвоем окружении (изменилось время кормления, кто-то чужой поздно пришел вгости, включили слишком громкую музыку ит.д.). Адругие дети реагируют куда спокойнее, перемены ихнесмущают, имало что может ихрасстроить.
  • Реакции. Некоторые дети вцелом более бурно реагируют начто угодно, будьто позитивные или негативные импульсы. Имтруднее привести свои реакции вравновесие. Другиеже дети реагируют навсе более спокойно ивзвешенно.

Взависимости оттемперамента ребенка, родителям (впервую очередь мамам, пока ребенок еще совсем мал) может быть или легче, или труднее построить сосвоими детьми близкие, теплые отношения, найти взаимопонимание. Это легко понять: если ваш ребенок вцелом доволен, часто смеется, успокаивается, когда выего обнимаете или берете наруки, или может какое-то время спокойно лежать вкроватке, сам себя развлекая, вам будет сравнительно легко войти вроль родителя иобрести уверенность всебе. Аесли вроли родителя выощущаете себя комфортно иуверенно, вам будет легче установить близкие итеплые отношения сосвоим ребенком, иэто станет отличной, крепкой основой для его развития.

Ноесли ваш ребенок часто плачет, ипорой выничем неможете его успокоить, если онбурно реагирует налюбую незначительную перемену враспорядке или окружении? Очень вероятно, что при таком раскладе вынетолько почувствуете себя измотанными иобессилевшими отнедосыпания, но, возможно, ощутите инеуверенность всебе исвоих поступках. Аможет, ихуже того разочарование иотчаяние. Такие чувства, исходящие отмамы, тяжелым грузом лягут наееибез того чувствительного малыша.

Чтоже делать родителям, чтобы проявления характера ребенка нестали искрой, которая запалит ихзлость или разочарование?

Характер ребенка изменить нельзя. Ачто можно сделать?

  • Узнайте характер ребенка. Постарайтесь при этом быть объективными. Оцените свои ожидания иособенности своего собственного характера. Обратите особое внимание наособенности характера ребенка, которые вас злят ирасстраивают. Послушайте, что вам могут рассказать люди, которые тоже контактируют свашим ребенком: родственники, друзья, воспитатели, учителя.
  • Примите характер вашего ребенка. Знаю, это проще сказать, чем сделать. Отец Душана, открытый человек иэнергичный спортсмен, еще дорождения сына мечтал отом, как они будут вместе гонять мяч водворе иходить нафутбольные матчи. Апятилетний Душан больше всего любит собирать пазлы ичитать книжки, неочень-то ловок исовсем нелюбит футбол.

Если папа продолжит настаивать, чтобы сын занимался делом, ккоторому унего душа нележит, это, скорее всего, приведет кнепониманию, спорам излобе. Сдругой стороны, если папа поймет ипримет характер своего сына, если поддержит его влюбимых занятиях, онимеет все шансы водин прекрасный день стать отцом известного шахматного гроссмейстера!

thinkstockphotos-479054494.jpg

  • Будьте практичны. Старайтесь практично подходить кразрешению повседневных ситуаций, связанных схарактером вашего ребенка ивызывающих ваш гнев. Вместо того, чтобы кричать наребенка, который надоедает вам, пока выедете вмашине, попробуйте избежать конфликтных ситуаций. Например, избегайте затяжных поездок; если вам всеже предстоит долгий путь, старайтесь делать частые остановки, чтобы малыш успел размяться ипобегать; подготовьте что-то, чем можно занять его вдороге (игры, игрушки, книжки); придумайте какое-то совместное занятие (игры вассоциации, пение хором ит.д.).
  • Хвалите любую перемену клучшему. Хоть мыинеможем изменить темперамент ребенка, кое-какие перемены внужном нам направлении все-таки будут происходить. Всегда хвалите ребенка, когда онведет себя желательным для вас образом.

Скажем, если вам сбеспокойным ребенком удалось спокойно сходить вмагазин без приключений, непринимайте это как должное. Похвалите его: Мне очень нравится, когда мыбыстро справляемся спокупками. Унас так много времени остается напрогулку!.

  • Некорите себя. Мамы, дети которых требуют больше внимания (много плачут, ихсложнее успокоить ипроще расстроить, уних проблемы сосном), часто теряют присутствие духа или ивовсе впадают всостояние, близкое кдепрессии. Они думают, что проблемы удетей возникают поихвине, что они приложили недостаточно усилий ичто они плохие мамы.

Они очень далеки отистины! Нотакие мысли лишают ихсил иприсутствия духа, имамы чувствуют себя еще хуже. Знайте: выможете повлиять наосновные черты характера ребенка втойже степени, вкакой, скажем, наего рост.

  • Необвиняйте ребенка. Малыш невыбирает ницвет глаз, нитемперамент, онничего неможет изменить.
  • Несравнивайте своего ребенка сдругими. Ваш ребенок должен знать, что ондля вас особенный ичто вылюбите его именно таким, какой онесть. Ноесли онпостоянно слышит отвас комментарии вроде: Нупочему тынеиграешь сдругими детишками, вон, как Филипп? Посмотри, какой ондружелюбный мальчик! поверьте, ваш скромный малыш лучше себя отэтого непочувствует. Напротив! Если ребенок чувствует, что его любят ипринимают таким, какой онесть, это становится прочнейшим фундаментом для его уверенности всебе исвоих силах.
  • Посмотрите напроблему под другим углом. Даже если вывсегда хотели, чтобы ваш ребенок был спортивным, аонсовсем неинтересуется спортом, может быть, онпрекрасно рисует или обожает сидеть свами ислушать ваши рассказы. Так что сосредоточьтесь нахорошем: рассказывайте интересные истории, вместо того чтобы сокрушаться, что неиграете вфутбол водворе.

Темперамент ребенка, иначе говоря его природа, это нечто, счем онпоявляется насвет. Новыиваши поступки играют решающую роль вформировании личности иособенностей вашего малыша. Делайте это прежде всего сбезусловной любовью, содной стороны, ичетким установлением границ сдругой.

Выдолжны поддержать ребенка, чтобыон, всоответствии сосвоей природой, как можно лучше узнал иприменил свои способности. Чтобы онсформировался как личность, стабильная ихорошо адаптировавшаяся, выдолжны помочь ему хорошо почувствовать себя всобственной коже.

Борьба, которую родители ведут против природы своего ребенка, всячески пытаясь ееизменить, напоминает плавание вбурной горной реке. Но против течения. Тратится невероятно много энергии, страдаете ивы, иребенок, иваши сним отношения, авсе без толку. Покрайней мере, без того толка, которого выожидали.

Источники:

  • https://detki.guru/psihologiya-rebenka/temperament-rebenka.html
  • https://alldoshkol.ru/vospitanie/kak-opredelit-temperament-rebenka
  • https://www.7ya.ru/article/Kak-opredelit-temperament-rebenka-po-povedeniyu/
  • https://zen.yandex.com/media/id/5d151246a0cd1d00af106e02/kak-opredelit-temperament-rebenka-i-pomoch-emu-prisposobitsia-k-jizni-5d343405998ed600ae41d353?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=3009073939.462.1577992308938.70365&integration=publishers_platform_yandex
  • https://www.7ya.ru/article/Harakter-rebenka-kak-izbezhat-razocharovaniya-8-sovetov-dlya-roditelej/

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит