Как найти время для ребенка − можно ли решить проблему занятого взрослого?

СОДЕРЖАНИЕ
  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • дети в семье

Общение занимает центральное место в жизни любого человека: мы не можем жить вне социума, а значит, и без общения.

Общение с родителями первостепенная необходимость для ребенка, так как это способ обрести первый социальный опыт, научиться взаимодействию с другими людьми. Это общение становится не только возможностью поделиться информацией или эмоциями, но и реализует потребность ребенка находиться в кругу близких людей, ощущать свою значимость.

Несомненно, родители понимают ценность общения с детьми, но, к сожалению, большинство из нас, приходя после работы уставшими и зачастую раздраженными, не имеют сил и терпения на то, чтобы общаться с ребенком. А ведь каждый малыш ждет вечера и прихода родителей для того, чтобы поделиться с ними своими впечатлениями, переживаниями или просто побыть рядом.

Однако родителям в этот момент зачастую хочется совсем другого поговорить друг с другом или, наоборот, молча поужинать, посмотреть телевизор или отдохнуть , ведь завтра ждет очередной трудный день.

Получается, что на общение с детьми в наших плотных жизненных графиках совсем не остается времени. В этой ситуации взрослым важно понять, что общение с детьми невосполнимый ресурс. Помните, время идет очень быстро, и сегодняшний малыш, который пытается привлечь ваше внимание это завтрашний ершистый подросток, который на ваш вопрос Как дела? будет в лучшем случае бурчать Нормально и скрываться в своей комнате. Так что заведите привычку разговаривать с ребенком с раннего возраста это позволит вам не утратить контакт с ним в подростковом возрасте.

Почему нельзя жалеть время на общение с ребёнком

— Неудовлетворение общением ведет к капризам, протестам, а в перспективе к замкнутости и отдалению ребёнка от родителей. — Полноценное общение и качественное внимание к ребенку это лучшие способы продемонстрировать его значимость в вашей жизни и вашу любовь к нему. — В процессе общения с родителями ребенок учится коммуницировать. Вы, наверное, замечали, что дети, которые не испытывают дефицита внимания и общения в семье, более открыты социуму. Они увереннее в себе, быстрее приспосабливаются к садику, школе, легче идут на контакт, но при этом не имеют потребности искать общение где угодно, в том числе и в случайных компаниях. — Разговор по душам мощнейшее средство воспитания моральных качеств ребенка: добро, справедливость, порядочность будут пониматься им так же, как родителями.

Как бы вы не устали после работы и как бы вам не хотелось включить вашему малышу очередной мультфильм, чтобы он не приставал к вам со своими расспросами и рассказами, необходимо научиться находить силы и время для общения с ребенком. В этом могут помочь и семейные ритуалы . Например, вы решаете, что полчаса перед сном это незыблемое право вашего ребенка на общение с вами время, когда вы не будете отвлекаться на другие дела и полностью посвятите его ребенку. Если ребенок будет знать, что его время обязательно наступит, вам будет легче договориться с ним о том, что прямо сейчас вам нужно заняться чем-то другим или немного передохнуть.

Хороша также традиция собираться вечером всей семьей и по очереди рассказывать, как прошел день, что в нем было хорошего, что запомнилось. Это укрепляет семейные связи, а также формирует привычку доверительных бесед в кругу близких.

Не думайте овремени

watch_watches_luxury_time_timepiece_avi_8-1205190-700x467.jpg

Дело не втом, сколько времени вы проводите сдетьми, акак именно вы его проводите. Ванглийском языке есть даже специальное понятие quality time качественное время, то есть время, которое человек спользой иудовольствием проводит вкомпании любимых людей. Даже если вы общаетесь сребенком не два часа вдень, атолько пятнадцать минут это могут быть прекрасные пятнадцать минут, куда более ценные иосмысленные, чем два часа пустой перебранки, нотации, совместной скуки.

Времени ни укого нет, совершенно верно. Аработа недоделана, окна грязные, вквартире беспорядок, вИнтернете опять кто-то неправ. Но помытые окна опять запачкаются, вИнтернете кто-то будет неправ всегда, беспорядок вквартире вернется. Адети вырастут ибольше никогда не будут маленькими. Иуже не нам сними, аим снами будет скучно.

Американский врач Харли Ротбарт вжурнале для родителей Parental Magazine советует представить себе всамые занятые исумасшедшие дни сдетьми, что дети уже выросли иуехали из дома; что их захламленные комнаты стоят чистыми ипустыми, что на заднем сиденье машины нет никаких крошек, на полках шкафов пылятся аккуратно расставленные игрушки, вся стирка под контролем чисто ипусто апотом вернуться всегодняшний день ипомнить, что эти минуты суеты мимолетны ибыстротечны.

Так сколько же времени уделять детям? Асколько есть. Главное, чтобы это время доставалось только детям, не тратилось ни на что другое. Есть тридцать минут перед сном хорошо. Есть сорок прекрасно! Есть час замечательно! говорит Евгения Пайсон. Но это должно быть время только для ребенка. Ни компьютера, ни телевизора, ни телефона, ни разговоров сдругими людьми вэто время не должно быть. Кребенку надо повернуться лицом. Некоторые мамы предпочитают разговаривать сдетьми, когда готовят ужин, повернувшись кдетям спиной. Когда вы скем-то разговариваете надо на него смотреть. Если вы смотрите на картошку вы разговариваете скартошкой.

Не стоит поднимать важные вопросы, если увас свободных только пять минут найдите время, чтобы серьезно поговорить сребенком, если это нужно. Иникаких выволочек иссор за полчаса перед сном! Это время радостного испокойного общения. Вэто время можно читать, беседовать обудущем, играть, обсуждать, почему одни динозавры были высокорослые, адругие длинношеие, но ругаться нельзя.

Не перекармливайте заботой

Другая родительская крайность стремление каждую минуту, проведенную сребенком, наполнить развивающими занятиями. Вложить вребенка как можно больше полезной информации, интенсивно развивать его во что бы то ни стало. Сама видела, как взоопарке папа говорит дочери по-английски (сужасным акцентом иошибками): Look, this is a tiger! Look how big is he! Взоопарке жарко, толпы народа. Дочь устало отвечает по-русски: Яесть хочу. Или вот еще: на пляже мама занимается ссыном математикой. Мальчик маленький, математика сложная, мама настойчивая. Мальчик вздыхает ирешает решает ивздыхает

Родители очень хотят, чтобы ребенок был культурно иинтеллектуально развитым. Азначит музеи инаучно-популярные фильмы, компьютерные обучалки иэкскурсии, хорошие книжки имировая классика кино А ребенок сопротивляется. Почему? Да потому что воспринимает такой просветительский зуд как давление, как агрессию.

Как только возникает мысль про вложить начинается агрессивное взаимодействие, говорит Катерина Дёмина. Неагрессивное взаимодействие сребенком это когда вы или находите форму для заполнения его чувств, или ведете его за собой. Авложение это путь вникуда, это реализация собственных родительских амбиций. Ребенок не должен становиться смыслом вашей жизни. Аполучается, что свободы ивыбора унего нет мама все время его кчему-то тащит.

А еще бывает так, что родители становятся для своих детей этакими аниматорами, массовиками-затейниками.

tema134_3chasa_1.jpg

Добросовестные иусердные мамы старательно придумывают для своих детушек интересные занятия на каждый день ив конце концов замечают, что дети вместо того, чтобы свосторгом подхватывать каждое творческое занятие, вместо того, чтобы расти изобретательными икреативными, вообще не хотят заниматься ни домашними опытами, ни рукодельем, да исами занять себя не очень умеют. Они сидят, как птенцы сраскрытыми клювиками, иждут, когда мама принесет чего-нибудь интересненького, да еще капризничают, что она предлагает скучное.

Как же так вышло? Авсе просто: эти занятия были нужнее маме, чем ребенку. Это ей важно чувствовать себя хорошей мамой, она пытается накормить ребенка самым вкусным изанять самым интересным еще до того, как он захочет есть ичем-то заниматься. Мама, которая всю себя посвящает ребенку, обычно компенсирует свою внутреннюю пустоту. Может быть, она одинока. Может быть, ей больше нечем заняться: после института не работала, асейчас трудно подтверждать квалификацию, да иработу трудно искать после тридцати ибез стажа И всю свою бешеную энергию она выплескивает на ребенка идумает, что для его же пользы.

Но дети рано или поздно вырастут ичем будет жить мама? Люди, которые живут насыщенной собственной жизнью, всостоянии включить внее исвоих детей. Когда человек любит свое дело это заразительно и дети подхватывают увлеченность от родителей.

Наконец, уребенка должна быть исвоя жизнь иродители не могут ему заменить ровесников. Водораздел там, где кончается младшая школа, поясняет Катерина Дёмина. Теперь ребенок должен развернуться всторону сверстников, ас родителями ему должно стать скучно. Удетей ивзрослых время течет по-разному: мы никак не наедимся детством своего ребенка, нам еще хочется сним смотреть детское кино ииграть аребенок уже вырос. Его уже надо отпустить изаниматься своими делами. Когда взрослые вспоминают, что они делали смамой они вспоминают не каждый день.

Однажды мы смамой были на море, однажды мы сходили вкино Это было редко иоттого празднично. Дети, которым позволялось заниматься своими делами, всостоянии организовать себе насыщенную жизнь.

Не замещайте бабушек идрузей

window_reflections_boy_woman_grandma_grandmother_female_kid-689577-700x543.jpg

Лучшие воспоминания детства это как мы сдрузьями делали секретики, пускали кораблики, рыли пещеры вснегу ипрыгали на кучах осенних листьев.Но сейчас, когда детская дворовая культура почти умерла, нашим детям никто не может передать сакральных знаний отом, как делать пищалки из стручков акации ипускать кораблики из коры или обгоревших спичек по весенним ручьям. Адети приходят вгости кдрузьям и не хотят идти на улицу, ахотят сидеть за компьютером? Значит, надо, чтобы родители познакомили детей счеловеческим опытом. Иродители делятся найденными винтернете списками сто прекрасных дел, которыми надо заняться вместе сребенком Но почему вам так важно поделиться сребенком своим детством? Не получается ли, что это нам нужнее, чем ребенку, что занятия сним просто хороший повод предаться ностальгии?

Конечно, это умилительная картинка когда дитя вопрошает маму расскажи, мол, как ты была маленькой но вопрошать об этом, по-хорошему, надо бабушек идедушек. Бабушки идедушки, поясняет Катерина Дёмина, передают знания ожизни, ороде, оспособе жить; родители устанавливают правила играницы. Если уж хочется, чтобы ребенок понимал ичувствовал природу, умел вней жить надо вывезти его внастоящую деревню, оторвать от планшета, отнять уцивилизации тогда дети там быстро всему учатся. Иприсутствие родителей вовсе не обязательно.

Если ваш ребенок не может перенимать этот опыт удругих, старших детей научите его сами, но вместе сдругими детьми.Если ребенка никто не научил пускать кораблики, пойдите на шаг вперед, советует Евгения Пайсон. Возьмите ребенка ипарочку его друзей, научите их пускать кораблики иоставьте их впокое. Отведите их впарк, влес, покажите им, как делать что-то прекрасное ипусть они это делают, но сами. Пусть общение сродителями станет импульсом для того, чтобы детям было интереснее сдрузьями. Вы можете стать тем самым старшим поколением, которое передает сакральные знания младшим. Нынешние дети не умеют играть? Научите их ипусть играют.

Нет, это не значит, что сдетьми не надо заниматься тем, что доставляло удовольствие вдетстве. Просто стоит помнить, что мама не может стать товарищем по играм. Увлеченной маме не стоит бегать сдесятилетним сыном по гаражам истройкам: это инеуместно, инебезопасно.

tema134_3chasa_2.jpg

Внашем детстве не было мест, где можно безопасно полазить, говорит Евгения Пайсон. Сейчас есть скалодромы иверевочные парки где можно илазить, ибегать безопасно; есть ролики, самокаты ивелосипеды, исовместное участие втаких делах много говорит ребенку ородителях, ародителям оребенке. Но прятаться под одеялом сфонариком или делать дом из стульев лучше сдрузьями. Родители не могут заменить ребенку друзей им надо позаботиться отом, чтобы уребенка была компания ичтобы они могли себя занять.

Не начинайте ничего без детей

Для каждого возраста свои подходящие занятия: смаленьким особо не поговоришь, сподростком, кажется, уже ине поиграешь, ине порисуешь Родительская фантазия вообще быстро истощается: ну хорошо, есть свободный выходной, ичем его занять? Зависит от возраста.

Как общаться ссамыми маленькими? Далеко не все родители ввосторге от необходимости предаваться бесконечным ладушкам или катанию машинок со своими малютками. Ну да, теперь умамы есть альтернатива она бы посидела всоцсетях, иронизирует Катерина Дёмина. Не хотите машинки? Возьмите слинг, коляску, езжайте туда, где вам нравится. Ребенку тоже полезны новые впечатления.

Маленький ребенок, познающий мир вокруг себя это домашние игры. Младший дошкольный возраст это возня скрупами икастрюлями, бумагой иклеем, морковками ияблоками, пластилином икрасками, скубиками имашинками. Это представления оформе, цвете, весе, фактуре. Оповедении вещей. Оположении тела впространстве. Это игры, требующие управления своим телом иклассификации предметов.

photo-1495900593237-22dc861b231d-700x467.jpeg

Старший дошкольный возраст ребенок осваивает мир людей мир вокруг него значит, мы играем сним вролевые игры, помогаем понять разные модели человеческого поведения, решать сложные проблемы взаимоотношений. Мы водим его по этому миру, помогаем ему осваивать его, вступать вконтакты сним делать покупки, брать книги вбиблиотеке, ездить втранспорте. Сейчас очень полезно ходить на почту иследить, как путешествуют письма, глядеть, как вмагазин привозят товар, как впорту выгружают контейнеры, как рыбаки тянут сеть, как сапожник чинит сапоги. Смотреть, как готовят еду ишьют одежду, как водят машины ипоезда, помощь вготовке иремонте это уже сейчас, потом уже будет неинтересно.

Если вам нужно вкрутить лампочку или починить кран не начинайте ничего ремонтировать без детей, советует Харли Ротбарт.

Уже начинаются мастер-классы иэкскурсии на различные производства. Длинные вечерние прогулки без особой цели тоже прекрасное время для бесед иоткрытий.

Младший школьный возраст изучение того, как устроен физический мир. Идеальное время для экскурсий внаучные музеи идомашних опытов. Самое время проращивать семена, устраивать извержения вулканов, запускать ракеты истроить лего-миры. Разглядывать вмикроскоп букашек илунные кратеры вбинокль, изучать имена травок ицветов, приманивать пчел медом, фотографировать страшных пауков на макро, разбирать грибы на съедобные инесъедобные, строить эскимосские иглу иснежные крепости.

А вот со среднего школьного возраста им уже становится не очень интересно снами. Им уже хочется общаться сровесниками. Итут игры постепенно вытесняются чтением иразговорами отом, что их волнует. Впрочем, играть все равно надо хотя родители не представляют, во что. Между тем существует множество прекрасных настольных, напольных икомандных игр, которые интересны ивзрослым, не только средним школьникам; от ассоциативного Диксита до Каркассона, от смешного подвижного Твистера до коллективной Шляпы или Крокодила где надо объяснять загаданные слова описаниями, определениями, жестами, рисунками Игры бесконечно полезны иразвивают моторику, мышление, социальное поведение, эрудицию, творческие способности ничуть не хуже, чем школьные занятия, ато илучше. Специалисты советуют играть сдетьми ив их любимые компьютерные игры: совместная партия, скажем, вКонкистадора онлайн превосходное времяпрепровождение.

Не увлекайтесь детскими делами

Вовсе не обязательно заниматься сребенком только специфически детскими делами. Тут действует общий принцип: занимайтесь тем, что вам самим нравится. Это как впсихотерапии лечит не метод, аконтакт, говорит Катерина Дёмина. Вовлечете ребенка всвое дело получите партнера по увлечению.

tema134_3chasa_3.jpg

Взять его на интересный родителям концерт, не прогонять из комнаты, когда пришел интересный гость пусть дитя молчит ислушает, иногда это память на всю жизнь; взять ссобой на работу пусть увидит, чем родители занимаются, пусть посмотрит на них необычных, других, внепривычной роли далеких иважных профессионалов; посадить его помогать спереводом, попросить его проэкзаменовать маму по билетам ПДД все это тоже очень полезно.

Очень полезно смотреть сними их любимые сериалы иобсуждать, что персонажи делают, зачем, почему, правы ли они, как надо было поступить, вчем ошибка, переживать за них Мы сребенком так однажды смотрели Ранеток; фильм это повод для разговора сребенком оважном. Не станешь же сним без повода вести профилактические беседы отом, почему надо дослушивать человека до конца, или просить прощения, или соблюдать осторожность вкаких-то ситуациях Подростковые сериалы, какими бы глупыми они ни казались родителям, это учебник жизни для младших, только вступающих вопасный возраст.

Подросткам от родителей уже меньше нужны пикники исовместная готовка, хотя некоторые ине прочь по старой памяти испечь пирожок или сесть поиграть вморской бой просто для маленького детского удовольствия. Здесь важно сохранить контакт испособность разговаривать; здесь дети уже могут здорово помогать родителям всложных делах; уже возможна совместная работа, совместный ремонт, совместное планирование. Многие любят совместные выходы вресторан или большой торговый центр только если уж вы пошли сребенком куда-то вместе, не отвлекайтесь каждые пять минут на телефон, не читайте нотаций, не прерывайте ребенка, если он что-то говорит, ине ввязывайтесь вожесточенные споры. Рассказывать про свой день, своих друзей, свои наблюдения можно. Объяснять ему, как он неправ нельзя. Валять дурака нужно!

Можно учить подростков водить машину. Ходить сними вкино по их выбору. Можно вместе сними переустроить их комнату или ванную пусть переклеят обои, покрасят стены, выберут стиль интерьера. Можно готовить сними, особенно если они собираются кормить друзей. Ходить сними на игры, если они интересуются спортом, иконцерты, если музыкой. Брать их ссобой на работу пусть втягиваются! Устраивать дни баловства когда мама ипапа безудержно балуют свою малюточку ивечера игр. Вконце концов оказывается, что подростки не такие противные, как хотят казаться.

Не открывайте филиал школы

opyat_dvoyka.jpg

Нет, все это втеории прекрасно, ана практике мама приходит вечером домой, садится смалюткой за алгебру ивесь вечер псу под хвост. Ивсе общение это уроки ивокруг уроков, потому что они вечно не сделаны, ав школе вечно проблемы. Тут, извините, не до морского боя ине до баловства.Удержаться от постоянного вопрошания ребенка осделанных или несделанных уроках, причинах двоек ижалобах учителей невероятно трудно, особенно если учится он не слишком хорошо. Сейчас, когда вшколах появились электронные дневники, родители начали тревожно следить за успехами чад врежиме онлайн, встречать их из школы вопросами отройке по алгебре иподолгу сидеть сдетьми за выполнением домашних заданий.Но время, проведенное за приготовлением уроков, это не время общения сребенком. Тут вообще нужно заранее выстроить для себя систему приоритетов: что вобщении сребенком для вас более важно, что менее, от чего приходить вужас, ачто спускать на тормозах.

Как учеба вашего ребенка влияет на вас? спрашивает Катерина Дёмина. Чья это проблема? Почему вас так беспокоит, считают ли вас хорошей матерью или плохой? Вы считаете, это правильно, что вас оценивают взависимости от учебы ребенка? Почему вы слушаете от учителей гадости? Зачем вам брать на себя ответственность за учебу ребенка? Сним не надо бесконечно сидеть над уроками это его зона ответственности. Это унего, ане увас, должны быть неприятности, если он плохо учится. Иесли маму каждый тыкает носом влужу за то, что унее ребенок плохо учится значит, мама вэтой семье не взрослый, аребенок.

Нормально организованная помощь сдомашней работой это когда ребенок работает сам, потому что это нужно ему, ане маме, амама приходит на помощь, когда ему трудно. Мама-помощник да. Мама-надзиратель нет. Если мама полностью берет на себя ответственность за учебу ребенка ребенок быстро перепоручает эту ответственность ей. Иучится теперь не потому, что ему это важно, нужно, интересно апотому, что это нужно маме.Дом это дом, ане филиал школы. Стояние над душой за уроками это не качественное время.Бывает, разведенные мамы жалуются: вот, теперь уребенка отец-праздник, который сним проводит выходные, имама-монстр, которая все время его тиранит, говорит Катерина Дёмина. Ну так оставьте себе праздник.

Не забывайте вместе строить планы

Прекрасная иполезная часть детства походы ипутешествия. Правда, внашем детстве все было сложнее игероичнее. Туда автобусом, потом электричкой, потом пешком, говорит Катерина Дёмина. Асейчас посадили ребенка на заднее сиденье, дали планшет итри часа потеряны для жизни А ведь их можно было потратить спользой исмыслом.

Как именно? Привлекать ребенка кпланированию выходных ли, путешествий ли. Придумайте вместе сребенком, чем вы будете заниматься вкаждые выходные втечение месяца, советует Евгения Пайсон. Запишите его идеи исвои идеи на бумажках, перемешайте их ик выходным вытягивайте по бумажке, так получите разнообразную культурную программу, ивсе будут довольны. Помните, когда планируете, что ребенок может воспринимать образовательные развлечения как работу, ане как отдых, иучитывайте это. Ипостарайтесь, продумывая дела на выходных, распланировать их так, чтобы уребенка было несколько часов времени скаждым из родителей.

Кстати, гендерные роли давно перемешались: есть мамы, которые любят рыбачить, ипапы, которые прекрасно готовят. Главное правило прежнее: занимайтесь сребенком тем, что доставляет вам удовольствие.

Папам обычно больше нравится всякая возня ифизические упражнения, мамы лучше помогают суроками ибольше любят мелкую работу вроде бисероплетения, замечает Катерина Дёмина. Если папа любит возиться вгараже, амама печь тортики, или папа фотографировать, амама изучать поведение птиц прекрасно; привлекайте кэтому детей. Авот тупить вдвоем спапой на диване втелевизор это не годится, говорит Евгения Пайсон.

В общем, выключаем телефон, отклеиваемся от компьютера, придумываем план ирадуемся жизни исвоему ребенку.

Полезный гаджет

Злата Медушевская, АиФ-НН: Екатерина, зачем родителям и детям в принципе проводить свободное время друг с другом?

Екатерина Сысолятина: Во время такого общения закладываются основы представлений ребёнка о взаимоотношениях членов семьи, их социальных ролях, через семью мальчик или девочка получают представления об окружающем мире. То, что мы видим в семье, неизбежно потом проецируется на все сферы жизни. Это позитивный пример общения.

Важно, чтобы общение родителей с детьми было продуктивным. Даже просто посидеть вместе на диване и пообниматься или внимательно выслушать ребёнка хотя бы раз в день отличный вариант. Заинтересованный в ребёнке взрослый основа здоровой психики ребёнка.

А что, кроме обнимашек, можно отнести к продуктивному семейному досугу?

Из самого простого чтение вслух. Потом можно обсудить прочитанное, затронув серьёзные темы, на которые, например, давно хотелось бы проговорить с ребёнком. Можно вместе нарисовать героя книжки, как вы его видите.

Мой совет: не стремиться оценивать ребёнка во время каких-то совместных игр, занятий. Не подчёркивать: вот ты не можешь меня догнать. Не допытываться: почему ты не собрал робота, в инструкции же всё написано? Такое оценочное отношение родителей травмирует, формирует ощущение неуспешности.

Кстати, гаджеты тоже могут полезно разнообразить семейный досуг. Вместо банальных игр при помощи телефона поищите с ребёнком новую информацию на интересную ему тему. Или сделайте фото– или видеорепортаж. Напишите электронное или видеописьмо бабушке или другому родственнику, расскажите, как вы провели этот день, что интересного случилось в вашей семье, чем вам важно поделиться с ними.

Но никогда не используйте гаджет как способ шантажа ребёнка! Иначе обладание им станет самоцелью.

Всё в один день

Современные родители часто много работают и стремятся весь семейный досуг уместить в один выходной, отправляясь с ребёнком сначала в развлекательный центр, потом в кино, потом в кафе. Это верный подход?

Для ребёнка это может быть тяжело. Его мозг и психика не готовы вместить в себя много эмоционально насыщенных событий в короткий промежуток времени. Скорее всего, ребёнок в конце дня будет перевозбуждён, потом с трудом уснёт.

Главное эмоциональная вовлечённость родителей в процесс совместного отдыха. Какая польза, если мама смотрит в телефон, а ребёнка развлекает аниматор? Организуя совместный досуг, важно учитывать мнение сына или дочери.

Покажите: вам важно понять, чего ребёнок хочет, даже то, какие аттракционы он выбрал.

Часто родители вообще используют такие походы выходного дня в качестве эмоциональной манипуляции: если будет в течение недели то-то и то-то, пойдём туда-то. Это способ сделать ребёнка удобным. А проводить с ним время надо каждый день. Дело не в дороговизне и количестве досуга, а в его качестве.

Ещё одна тенденция наших дней: свободное время с ребёнком проводит в основном мама. Почему важно, чтобы вся семья отдыхала вместе?

Папа обязательно должен уделять время ребёнку. Если глава семьи любит рыбалку, почему бы всей семьей не отправится на неё? Не нужно непременно всем удить рыбу, можно просто отвлечься от городской суеты, побыть на природе. Главное чтобы всем в семье было интересно вместе, без ненужных напрягов.

Бабушек и дедушек надо вовлекать в досуг для того, чтобы расширить представления детей о возможных видах семейного досуга.

У нас не пьют

О чём говорит нежелание родителей или детей проводить вместе свободное время?

Иногда родители не готовы вкладываться в совместный досуг с детьми, потому что он им не интересен по каким-то причинам. Родителям хочется отдохнуть после работы, либо они могут относиться формально к этой стороне жизни детей. Часто им важнее накормить и одеть, чем понять интересы ребёнка, побыть вместе с ним, разделить с ним своё время.

Редкий ребёнок до подросткового возраста добровольно не желает проводить свободное время с родителями. Просто с возрастом потом на первый план выходит общение со сверстниками. Если до этого времени родители не успели сформировать традиции совместного отдыха, то они уже не сформируются.

Как надо встраивать детей во взрослый досуг? Например, как быть с выездами на пикники, к друзьям, где родители могут выпить?

Ребёнку не надо быть там, где алкоголь и люди в изменённом состоянии сознания! Цель праздника праздник, а не возможность употребить алкоголь. Если ситуация безвыходная и не с кем оставить детей, то стоит заранее продумать содержание детского досуга, пока взрослые будут общаться друг с другом.

В празднике надо найти привлекательные стороны для детей любого возраста, показать, что можно получать удовольствие от общения, игр. От того, как сформируются традиции совместного досуга и празднования важных событий в семье, будет зависеть, как они реализуются в жизни детей, когда те станут взрослыми.

Родители могут дать ребёнку позитивный пример, как находить маленькие радости в каждом дне. Но могут и подчеркнуть неоднозначные ценности взрослого досуга Выбор есть всегда.

Почему ребенку необходимо выделять особое время

Во-первых, те моменты, когда родители слушают и слышат своих детей, постепенно формируют в ребенке ощущение собственной ценности.

Во-вторых, дети спокойнее реагируют на занятость родителей, потому что точно знают: через какое-то время мама и папа обязательно уделят им внимание.

В-третьих, для ребенка это возможность рассказать о трудностях, с которыми он столкнулся в жизни, и вместе с родителями обыграть ситуации.

Зачем проводить время с детьми?

Задумайтесь! Ваш ребенок большую часть дня проводит под контролем чужих по сути людей. Иногда, они становятся более близкими ему чем вы:

  • ребенок учится воспринимать мир глазами воспитателей, они насаждают ему какие-то культурные привычки и правила;
  • они учат что хорошо и что плохо;
  • они наказывают его или хвалят они многому учат наших детей. И вам очень повезло если ваши взгляды совпадают со взглядами воспитателей.

А что делаем в это время мы? Учим вместе стишок к Новому году или на 8-е марта? Будим по утрам со словами Давай быстрей, а то я опоздаю на работу!, или укладываем вечером спать с криком Бегом в постель!? А, еще, совместная прогулка по воскресеньям В большинстве случаем примерно так выглядит роль родителей в жизни детей дошкольного возраста.

Вот, я подошла к нужному месту. Надеюсь, что выше написанная речь побудила вас дорогие читатели все же откинуть повседневные хлопоты и обратить внимание на ребенка. Чему вы его учите? Во что вы с ним играете? Какие у вас общие интересы? Чем интересуется ваш малыш? Чему бы вы хотели научить своего ребенка?

Ответили на эти вопросы?Надеюсь, вам захотелось поговорить с малышом по душам, научить его чему-то своему, рассказать о что-то важное, просто поиграть, повеселиться, побездельничать

Сейчас, пока ваш ребенок еще мал, вы для него очень интересны, вы для него авторитет и можете стать веселым понимающим другом. Не упускайте эту возможность.

Если нет времени

Для всех родителей, которые имеют очень мало времени в своем распоряжении, и его катастрофически не хватает для ребенка, я бы посоветовала максимально приятно поводить все минутки вместе с малышом. Например:

  1. Улыбайтесь ребенку, когда будите его утром;
  2. Будите малыша веселыми прибаутками, поцелуями, щекотанием и смехом, а не криками и упреками. Пусть приятное начало дня вместе с вами будет греть ему душу весь день.
  3. Одевайтесь вместе с веселой песенкой, сказкой, небылицами, шутками и всевозможным позитивом.
  4. По дороге в детсад и обратно больше юмора и веселых стишков.
  5. Стройте вместе с ребенком общие планы. Пусть у вас нет времени на отдельные занятия с ребенком, но ведь каждого малыша можно заинтересовать совместным, для него новым и взрослым трудом (вместе приготовить ужин, погладить белье, сделать уборку ). Это займет немного больше времени чем обычно, но зато ребенок не будет чувствовать себя покинутым, не будет сидеть, как приклеенный у телевизора, а будет вместе с вами осваивать новые навыки.
  6. Выполняйте обещанное. Если, что-то не получается, то обязательно объясните все малышу.
  7. Перед сном не скупитесь на теплые слова и поцелуи, а также на чтение выбранной ребенком книги.

Итак, на вашем совместном счету с детьми будет больше веселых и интересных минут за день.

schastlivaya-semia.jpg

Совместное творчество

Если же вы решили пойти дальше, и заняться с ребенком каким-либо видом совместного творчества или другой деятельности у меня для вас есть еще несколько советов, которые вполне вероятно помогут вам осуществить задуманное.

Ваше желание это первое условие для совместной работы родителя и ребенка, и оно уже есть.

В работе с детьми очень важно именно настроение ребенка, его желание заниматься тем, что вы ему предлагаете. Очень хорошо если вы готовы заниматься именно тогда, когда он этого хочет и расположен слушать вас. Даже если вы уловили нужный момент важно не тратить время попусту, а как можно быстрее приступить к сути занятия. Дети быстро теряют интерес, отвлекаются, устают здесь нужен особый подход.

Если вы подозреваете, что нужного момента может и не настать:

  1. Заинтересуйте ребенка предстоящей совместной работой покажите, что должно получится, например фото подобных поделок, книгу, которую вы собрались читать, и т.п.
  2. Дате ребенку выбирать самостоятельно: что именно вы будете делать; из каких материалов; какие цвета предпочтете и т. д.
  3. Ребенок должен чувствовать свою значимость в вашем совместном творческом процессе без него у вас ничего не получается. И правда, разве вы бы мастерили что-то из картона в 8 часов вечера в субботу?
  4. Дайте малышу максимальную свободу действий.
  5. Каждое удачное движение должно получить похвалу.
  6. Каждое неудачное движение не должно нести наказаний и упреков. Обязательно нужно рассказать ребенку, что он сделал неправильно, и показать, как это можно исправить.
  7. Не заставляйте ребенка делать то, что ему совсем не интересно в данный момент, особенно это правило касается творчества.
  8. Очень полезно иметь заготовки к занятиям, которые вы бы хотели провести вместе со своим непоседливым чадом. Например: для аппликации заранее вырезать фигурки из бумаги, для шитья ткань и нити и т. д. Это нужно для того что-бы не интересный процесс подготовки отнимал у вас обоих драгоценного времени, и не притуплял энтузиазм.

Неважно, если вы чего-то не знаете или не умеете всю нужную, вдохновляющую информацию вы с легкостью найдете в сети интернет или детских обучающих книжках. Учитесь вместе с малышом. Если вы что-то умеете делать лучше, чем другие обязательно постарайтесь передать свои знания, опыт и умения своему ребенку.

Всем желаю весело и с пользой проводить время с детьми. Вдохновения вам, терпения и удачи!

Доктор Комаровский: зачем папе играть с ребенком?

Источники:

  • https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/razgovor-po-dusham-ili-pochemu-ne-nuzhno-zhalet-vremeni-na-obshchenie-s-rebenkom/
  • https://foma.ru/7-sposobov-ne-stat-chuzhim-rebenku.html
  • https://nn.aif.ru/society/persona/pozitivnyy_primer_psiholog_o_tom_kak_provodit_svobodnoe_vremya_s_detmi
  • https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/osoboe-vremya-dlya-rebenka/
  • https://onethree.ru/vospitanie/vremya-dlya-rebenka

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит