У маленьких детей есть уникальная способность проявлять целый спектр эмоций в считанные минуты. Они могут пройти путь от счастья до грусти, от беспокойства до досады еще до того, как вы закончите пить свой утренний кофе. Они могут все, что угодно, кроме того, чтобы быть предсказуемыми. К огромному сожалению, существует масса тревожных сигналов, которые показывают, что мы не справляемся с нашей задачей помочь детям понимать их богатый, разнообразный и большой мир эмоций. Мы лишь увеличиваем уровень тревожности, проблем с вниманием, зависимостью, агрессией и доминированием у наших детей.
Всемирная организация здравоохранения заявила, что повышенная тревожность является самой большой психической проблемой детей в возрасте от 4 до 17 лет по всему миру. В свете этих открытий возникает вопрос, который мы должны перед собой поставить: какова роль родителя в том, чтобы помочь ребенку понимать свои чувства? Более того: как мы помогаем им научиться делиться своими чувствами и выражать их приемлемым способом?
Отчасти причиной того, что родителям в наши дни сложно продвинуться куда-либо в этом вопросе, является то, что они получают очень противоречивые советы от экспертов о том, как управлять детскими эмоциями. Одни предлагают нам игнорировать детские истерики с целью отучения ребенка от них, другие же настаивают на необходимости поддерживать детей и помогать им выплакаться. Как же родителям найти свой путь при таких расхождениях в литературе о воспитании детей? Ответ кроется в понимании современных научных открытий об эмоциональном здоровье и зрелости, основанных на психологии развития.
Хорошая новость в том, что эмоциональное состояние маленьких детей понимать проще всего. Их тело отражает счастье, их ноги подпрыгивают, когда они испытывают радостное возбуждение, они могут размахивать руками или кричать, когда они фрустрированы. То, что именно чувствует сейчас ребенок, обычно легко прочитать любому взрослому человеку.
Главная трудность для родителя это то, что детские эмоции обычно очень сильны, интенсивны, громки, сумбурны, хаотичны, и чаще всего нам приходится иметь с ними дело в самый неподходящий момент. Ну почему обязательно должно быть так, что наш ребенок впадет в истерику именно в супермаркете, а сопротивление появится именно тогда, когда мы спешим и нам нужно срочно выходить из дома? В такие моменты в голове каждого родителя всплывает вопрос: Что мне делать, когда мой ребенок теряет контроль над эмоциями?.
Три ключа к эмоциональному здоровью и зрелости
Одним из трех ключей к эмоциональному здоровью и зрелости является выражение эмоций.
Если мы хотим помочь нашим детям выучить язык сердца и уметь делиться своими чувствами приемлемым способом, они должны быть в контакте со своими эмоциями. Способность выражать свои чувства необычайно важна, но мы не открываем свое сердце первому встречному. Привязанность к близкому человеку это базовое условие для того, чтоб учиться выражать свое эмоциональное состояние словами и делиться своими чувствами.
Существует множество вещей, которые препятствуют выражению детских эмоций, и многие из них вырастают из так часто повторяющегося требования успокоиться. Мы часто даем нашим детям понять, что они слишком расстроены, слишком громки, слишком встревожены или слишком раздражены. Существует миф о том, что, если мы дадим им возможность свободно выражать свои эмоции, то они так никогда и не научатся выражать их иначе, прилично.
А правда заключается в том, что, если они не научатся сперва выражать свои эмоции в таком виде, в каком они у них есть, то они никогда не придут к умению описывать их словами. Невозможно иметь здоровые взаимоотношения с тем, чего не понимаешь, равно как и невозможно принять решение действовать иначе, если не осознаешь свои действия и свое состояние в данный момент. К примеру, если мы изначально не имеем права показать, что мы раздосадованы, откуда вообще у нас появится способность объяснить словами, что именно вызвало в нас досаду?
Сначала всегда должно быть свободное выражение эмоций, поскольку мы просто не можем понять то, чему запрещено быть в нашей жизни или за что нас постоянно стыдят. Если мы расстроены, то самое плохое, что может нам сказать другой человек в этот момент: Не расстраивайся! Когда твои чувства отрицаются, поддаются сомнению или обесцениваются, это лишь послужит появлению других эмоций и переживаний, с которыми также придется справляться.
Второй ключ это помогать детям давать название их эмоциональному состоянию и сопереживать их сильным чувствам. Когда мы даем им слова, чтобы понимать, что они чувствуют, мы помогаем им перейти от физического проявления эмоций к их вербальному выражению.
Маленькие дети импульсивны и эгоцентричны по своей природе, и это наша задача заботиться о безопасности окружающих, когда ребенка накрывают сильные эмоции и ему нужно дать им выход. Мы должны помогать нашим детям выражать себя, но проблема в том, что, когда наши дети проявляют сильные чувства, это обязательно включает и наши сильные чувства и эмоции. Наши личные эмоциональные реакции могут послужить помехой, когда мы пытаемся помочь детям в понимании их чувств.
Конечная цель научить детей делиться тем, что у них на сердце, делая это зрело. Но прежде чем наши дети станут на это способны, строительные элементы эмоционального здоровья и зрелости должны поддерживаться родителями. Наши дети нуждаются не только в том, чтоб выражать свои чувства, но также и в том, чтоб испытывать их несмотря на всю уязвимость этих переживаний. Способность переживать глубокие чувства и заботиться о других это самое древнее и самое важное умение в контексте общего здоровья и зрелости.
Нашим детям необходимо чувствовать себя грустными, воодушевленными, раздражёнными и чтобы мы при этом их не отговаривали, не отвлекали и не запрещали им проживать свои чувства, из-за того лишь, что нам сложно переносить их. Как же мы собираемся помочь нашему ребенку справиться со своей грустью, если мы не выносим, когда он расстроен? Очень часто мы пытаемся решить их проблемы или изменить ситуацию, которая их расстраивает, когда на самом деле это просто грустная часть нашей жизни, которую нужно научиться принимать.
Всегда будут дни рождения, на которые их не позовут, друзья, которые не захотят с ними играть, вещи, которые поломаются или потеряются. Наша задача не оберегать детей от этого жизненного опыта, а помочь им пройти через него, сохраняя свою уязвимость. Нам нужно помочь им выразить свою грусть, найти слова для нее и поплакать о том, что не сбылось или было утрачено. Именно так предполагается, что мы с вами будем помогать нашим детям жить в их богатом мире эмоций. Не нивелировать их эмоции, не исправлять их на позитивные, а помогать им прожить их, оставаясь уязвимыми. Именно этот процесс больше, чем что-либо другое, способствует формированию у детей психологической устойчивости, уверенности и находчивости по мере того, как они вовлекаются в реальный мир.
Последний ключ к эмоциональному здоровью и зрелости это самоконтроль, но это умение формируется у здорового ребенка между 5 и 7 годами. Если ребенок слишком интенсивно ощущает окружающий мир и проявляет признаки высокой чувствительности, то этот процесс может откладываться до возраста 7-9 лет. Детскому мозгу нужно проделать огромную работу, чтоб развиться до способности удерживать два конфликтующих сигнала, создающих давление внутри него. Именно это давление, когда одновременно возникают две мысли: бросить в кого-то поезд, или же сказать словами, что что-то не понравилось и помогает вспыльчивому, импульсивному ребенку выйти на новый уровень и стать более уравновешенным.
Эмоции это огромная сила, которая продвигает нас вперед, и единственное, что способно удержать ее, это конфликтующая эмоция. Помните, что ваши дети способны переживать только одну эмоцию в каждый конкретный момент, лишь одно чувство, которое завладевает ими полностью. Контроль над собственным эмоциональным фоном это ключевая веха в процессе развития, которую невозможно поторопить или подтолкнуть. Маленьким детям необходимо пространство для выражения своих чувств и эмоций, им нужно уметь их проживать через свою уязвимость, но также им нужно время для развития нейронных связей, которые смогут удерживать в один момент времени противоречивые эмоциональные послания.
Маленькие дети не понимают свои эмоции и нуждаются в нас, взрослых, чтобы пройти через эту неизведанную местность. Существует множество вещей, которые мы можем сделать, чтоб помочь им стать эмоционально зрелыми и здоровыми людьми, но многие популярные подходы воспитания, к сожалению, мешают этому. Мы можем начать с помощи детям выражать свои эмоции и подвести их в итоге к самоконтролю. Проблема в том, что мы слишком часто направляем наши усилия на то, чтоб требовать от ребенка самоконтроля и сдержанности в эмоциях преждевременно.
Детям нужно сначала понять, кто они есть, и узнать слова для описания своих эмоций, которые бурлят внутри них. Только познав самих себя, они станут способными понимать мир других людей. Способность делиться своими чувствами экологично по отношению к другим, контроль над своими эмоциями это плоды развития и зрелости личности. Когда же речь идет о маленьких детях, то все начинается с того, чтобы давать им разрешение проявлять все свои сильные чувства, помогать им находить слова для их эмоций и переживать их, сохраняя свою уязвимость.
Дебора Макнамара
Перевод Анастасии Селейман-Гольдак
Редакция Надежды Шестаковой
Источник
Фото: pixabay.com
Небывает плохих эмоций
Одна изосновных ошибок родителей стремление спрятать, замолчать или проигнорировать негативные эмоции детей. Многие родители полагают, что эмоции пройдут сами собой, нотозаблуждение, которое заставляет детей думать, что злиться плохо инедопустимо. Тот, кто злиться, гадкий. Итог: дети начинают бояться плохих чувств.
Незабывайте: негативные переживания проходят быстрее, если наних обращать внимание. Обсуждайте ихсдетьми, пытайтесь понять иосознать.Источник
Неругайте детей зачувства
Очень часто родители пытаются подавить эмоции своих детей подобными фразами Прекрати плакать или Тынедолжен так себя чувствовать. Это огромная ошибка.
Нет наказаниям
Самый простой иодновременно самый неправильный способ воздействовать наребенка угрозы инаказание.
Ондействует только вкраткосрочной перспективе, немедленно заставляет детей вести себя хорошо. Новбудущем приводит кеще большим проблемам вповедении. Дети. которых постоянно наказывают, неумеют решать проблемы иконтролировать себя.
Наказание заставляет ихчувствовать свою беспомощность, постоянную обиду вотношении родителей. Часто такие дети начинают больше думать омести, чем ожелании вследующий раз поступать лучше.
Кроме того, любые способы наказания учат, что агрессия иугрозы отличный способ добиться своего. Дети, которых шлепают, начинают вести себя более враждебно иагрессивно сосвоими сверстниками.
Источник
Кризис это возможность
Любые конфликты, трудности инегативные переживания вашего ребенка это нетолько проблема, ноихорошая возможность стать сним ближе инаучить его сопереживанию.
Когда вывместе сребенком решаете проблему, выпреподаете ему урок, как управлять своими чувствами.
Когда ребенок испытывает печаль, гнев или страх, онбольше всего нуждается вродителях. Признавая эмоции своих детей, мыобучаем ихискусству самоуспокоения, которым они будут пользоваться втечение всей своей жизни.Источник
Поматериалам книги Эмоциональный интеллект ребенка.
Обложка поста отсюда.
Зачем детям нужен эмоциональный интеллект
Американский психолог Дэниел Гоулман вкниге Эмоциональный интеллект приводит множество научных доказательств того, что гибкие навыки свидетельствуют обудущем успехе человека вернее, чем стандартные академические тесты. Даикак иначе, если кэтим некогнитивным навыкам относятся очень ценные вещи вроде настойчивости, самосознания иумения поддерживать своё психическое благополучие.
Метить всторону будущих профессиональных достижений здорово, ноэмоциональный интеллект одновременно помогает ребёнку учиться прямо сейчас. Наши сумбурные порывы иощущения помогают методично сворачивать горы илиже оставаться надиване впозе гусеницы.
Иесли подходить ссамого прагматического угла: осознание своих эмоций помогает ребёнку ихрегулировать. Азначит, просто улучшает поведение человека, который остался навсё воскресенье сбабушкой ивторой час топает ногой.
Зачем этому специально учить
Раз благополучие человека обеспечивается его способностью грамотно подкрутить внутренние колки, значит, должна быть технология ихрегулировки. Это сравнительно новое для человечества представление: чувства это нестихийное бедствие, аинструмент. Даже если человека накрыло чёрной тучей, мыможем работать сней идаже использовать себе воблаго. Иработать сосвоими состояниями: вниманием, отдыхом, концентрацией, мотивацией, лучше начать уже вдетском возрасте, аужматематику кэтому набору приложить будет нетак трудно.
Между тем мыпо-прежнему ничего неделаем напрактике. Мыотправляем детей всад ишколу, надеясь, что педагоги смогут объяснить проказникам технику глубокого дыхания. Ноэто чувство обманчиво.
Большинство школьных проблем отнеспособности настроиться наработу запартой добуллинга лежит именно внеумении детей понять, что сними происходит
Учебное заведение похоже наогромный эмоциональный котёл, вкоторый мыбросаем детей, аони там варятся вклубах академических исоциальных проблем, ощущая тострах, тоодиночество, тодосаду, тоэйфорию.
Раньше считалось, что умение выйти изстресса свойство темперамента. Мол, спокойно, товарищи, ребёнок сам наладит эмоциональный интеллект подороге, пусть она исостоит издовольно хаотических игрубых ситуаций. Теперь ясно, что беспорядочное взаимодействие плохой урок работы стонким инструментом чувств. Нуивообще, как можно полагаться наслучайные ухабы здесь, когда вовсём остальном мыпомешаны наэффективности? Специалисты вообще считают обучение эмоциональному интеллекту недостающим звеном всистеме образования. Работа счувствами неприхоть, абазовый навык, которому нужно обучаться.
Как родители могут развивать ЭИуребёнка
1. Создайте дома подходящий эмоциональный климат
Этот пункт вообще нетребует отвас никаких усилий, а, наоборот, говорит отом, что выуже хорошо постарались. Учёные считают, что дети учатся ЭИ, наблюдая заотношениями всемье. То, как вывыражаете радость, смеётесь, дуете наранку сыну, обнимаете жену или мужа, отличный материал. Нет, отправленные смайлики негодятся. Авот сердиться, хныкать или пускаться впляс прекрасные практики, ради которых родители недолжны запираться вванной.
2. Активное слушание
Былобы неплохо, еслибы мычаще обращали внимание именно наэмоции, аненаплохое поведение. Нечто тынатворил, хулиган, атынегодуешь. Лучше активного слушания здесь ничего непридумано. Так мыдаём ребёнку знак, что готовы ненаказывать, авступать вдиалог, пытаться разобраться впроисходящем. Вобщем, несудить, асопереживать ианализировать.
3. Проговаривайте эмоцию, увеличивайте эмоциональный лексикон
Исследователи считают: чем больше наш эмоциональный словарный запас, тем лучше наши навыки общения исаморефлексии. Каждый синоним здесь становится важной деталью машиныЭИ. Пусть ребёнок будет незлой он, положа руку насердце, почти всегда злой или плаксивый, но свирепый, раздражённый, гневный, остервенелый ит.д.Кстати, хорошие чувства тоже нельзя упускать извиду. Отмечайте, когда ребёнок беспечный, ликующий, игривый.
4. Помогите разобраться всебе
Наши эмоции живут втеле. Сдошкольного возраста полезно чувствовать, вкаком месте утебя щемит оттоски, где копится досада, как сжимаются кулаки икак приятно шевелится вживоте азарт. Игры где живёт мое чувство творческие, подвижные, телесно-массажные хорошая подмога взрослым. Вовсяком случае, обэтом всегда можно поговорить. Тутже мыможем предложить ребёнку изобрести способы самоуспокоения. Что можно сделать, когда хочется плакать, отчего тыпогружаешься втоску, почему мороженое приводит тебя вмечтательное состояние
5. Читайте иобсуждайте художественную литературу
Умение сопереживать, вставать начужую точку зрения развивается благодаря тому, что человек воображает себя ввымышленной ситуации идаже испытывает поповоду неё какие-то эмоции. Для этого трудно найти что-то лучше старой доброй книжки. Правда, исследователи пытаются пойти дальше. Недавно была разработана специальная компьютерная игра, развивающая навыки эмпатии уподростков. Оказалось, работает действительно улучшает. Носкнигой пока как-то спокойнее.
К чему может привести неумение выражать эмоции
Если научиться распознавать свои эмоции и управлять ими, можно добиться больших успехов в социальном аспекте. Умение общаться с людьми очень важно для построения отношений и развития гармоничной личности, но интеллект здесь не играет основополагающей роли. Если не развивать эмоциональные способности, человеку во взрослой жизни будет сложно оценить различные ситуации и принять верное для себя решение. Таким людям тяжело отказаться от хочу в пользу надо. Тем, кто с детства не научился контролировать свои эмоции и управлять ими, тяжело заниматься рутинной, однообразной работой. Они не умеют себя контролировать в стрессовых ситуациях, часто выплескивают негатив и агрессию на окружающих. Могут возникнуть проблемы с выражением собственных желаний, с окружающими будет сложно найти общий язык.
Становление личности и характера начинается в самом раннем детстве, поэтому родители должны научить детей распознавать свои эмоции и контролировать их.
Как распознать свои подлинные эмоции
Эмоциональный интеллект это умение распознавать, какие эмоции человек ощущает в конкретный момент. Проблема распознавания своих эмоциональных ощущений, на самом деле, очень серьезная, особенно в нашей стране, где до сих пор у многих осталась советская привычка держать все переживания в себе. Связано это с тем, что взрослые стараются скрыть свои эмоции, а дети перенимают поведение родителей.
Обратите внимание, как часто маленькому мальчику, который расстраивается и плачем, родители говорят: Ты же мужчина, тебе нельзя плакать!.
Тем самым взрослые подавляют эмоции в малыше, и в следующий раз, вместо того, чтобы выплеснуть обиду или злость наружу, он будет терпеть и сдерживаться. Ребенок должен понимать, какие эмоции он переживает, чтобы научиться ими управлять. Например, малыш не может справиться со злостью он ломает игрушки, кидает книги, кричит и закатывает истерики. И происходит это не потому, что маленький человек растет с плохим характером. Он просто не понимает, что в данный момент злится.
Все люди испытывают в разные периоды своей жизни целую палитру эмоций:
- радость;
- разочарование;
- обиду;
- грусть;
- злость;
- умиление, и т.д.
Ребенку нужно демонстрировать с помощью наглядных примеров, какими могут быть мимика и жесты, когда кто-то испытывает ту или иную эмоцию. На помощь придут мультфильмы, книги с иллюстрациями, поведение других людей, за которым можно понаблюдать и проанализировать вместе с малышом, что чувствует этот человек в данный момент.
Посмотри, дядя нахмурил брови, а лицо у него рассерженное. Как ты думаешь, он злится?
Эта девочка идет и улыбается, как считаешь, она испытывает радость?
Для ребенка очень важно получить искреннее сочувствие родителей, понять, что они переживают с ним его собственные эмоции. Например, малыш потерял свою любимую игрушку. Не стоит говорить: Ничего страшного, у тебя ведь много мягких игрушек, выбери другую, Пойдем в магазин, купим тебе нового зайца. Ребенку нужно пережить эмоцию, поэтому бросаться решать проблему взрослым точно не нужно, так же как игнорировать ее.
Маленький человек плачет, значит, есть причина его слез. Задача взрослых посочувствовать, успокоить, обнять, выслушать, чтобы в следующий раз дочь или сын пришли за помощью именно к вам, родителям. Таким образом формируются доверительные отношения между мамой/папой и детьми.
Нужно уметь слушать ребенка, это очень важно. Задавайте ему наводящие вопросы, уточняйте, правильно ли его поняли, стройте конструктивный диалог, спрашивайте, что он чувствует в данный момент. Родителям нужно показать, насколько глубоко они сопереживают сыну или дочери. Ребенок имеет право на свои эмоции вот что должны усвоить родители в первую очередь.
Я вижу, что тебе очень обидно, дорогой. Это действительно может обидеть, и я понимаю тебя, родной.
Способы развития эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект развивается с помощью совместного творчества. Вместе с малышом лепите, рисуйте, делайте различные поделки, вовлекая в процесс эмоции: ежик из пластилина улыбается, потому что нашел яблочко, нарисованная девочка плачет, потому что потеряла мячик, и т.д. Пускай ребенок изобразит злую кошку. Следующим этапом может быть изучение оттенков эмоции: разъяренная кошка, сердитая, негодующая.
Помогает в распознании эмоций совместное чтение книг. Обсуждайте прочитанное, задавайте наводящие вопросы, внимательно слушайте ответы малыша, уточняйте, что, по мнению сына или дочери, чувствует главный герой книги. Обратите внимание на произведение В. Шиманских Что такое эмоции и как с ними дружить. Главные герои книги забавные Монсики, смешные существа, которые научат ребят, как справляться с различными эмоциями: злостью, гневом, разочарованием, безмерной радостью, волнением, яростью, обидой, страхом и т.д.
Ребенок должен уметь проговаривать свои эмоции, чтобы взрослые смогли его услышать и понять. Малыш обращается к самым близким людям, своим родителям, когда переживает сильные жизненные ситуации. Возможно, он боится предстоящего экзамена, испытывает страх перед обидчиком, пугается темноты. Важно научить маленького человека проговаривать то, что он чувствует, чтобы в будущем ему не пришлось применять физическую силу в непонятной ситуации. Пока мальчик или девочка проговорят свою эмоцию, выслушают мнение взрослых, вместе найдут решение проблемы, они остынут и смогут спокойно найти выход из ситуации.
Можно попереживать и ничего не предпринять или принять какое-то решение. Но ребенок должен четко понимать, что у него есть время на то, чтобы распознать свое чувство и подумать, что предпринять в создавшейся ситуации. Родители при этом должны быть рядом, вместе пережить эмоцию малыша и просто посочувствовать для маленьких и больших детей это очень важно.
Чаще хвалите сыновей и дочерей, говорите, какие они молодцы, как вы гордитесь ими. Критикуйте не ребенка, а его поведение. И не забывайте следить за собой, ведь если взрослые недовольны своей жизнью, ребенок обязательно будет копировать ваше поведение. Учите детей радоваться каждой минуте, чаще улыбайтесь, получайте позитивные эмоции из любой мелочи. Все, что происходит вокруг, должно доставлять радость, а не разочарование.
Игры на изучение эмоционального выражения
Дети познают мир посредством игр и развлечений. Что могут предложить родители:
- Вырежьте фигурки, на лицах которых будет изображена какая-то эмоция: злость, радость, обида, страх. Расскажите ребенку, что переживает каждый персонаж: фигурка плачет, она расстроена, или она злится на кого-то, радуется, и т.д.
- Привычная игра с мягкими игрушками или куклами может превратиться в ролевую игру, если добавить в нее эмоции.
- Пускай в игрушечный мир ворвется злобный персонаж, и тогда мишки, зайки, собачки будут переживать, волноваться, прятаться, пытаться сделать отрицательную игрушку доброй.
- Покажите без слов радость, злость, обиду, гнев. Пускай дочь или сын угадают, какую эмоцию вы показываете.
Если ребенок вот-вот устроит истерику, предложите ему немного потанцевать или побегать. Если захочет поплакать, сделайте с ним вместе несколько глубоких вдохов-выдохов. Будьте рядом и помогайте малышу справиться со своими эмоциями, чтобы в дальнейшем ему было проще разобраться со своими чувствами и принимать верные решения, а не прятаться в себя или решать проблемы с помощью физической силы.
- https://alpha-parenting.ru/2018/11/26/mir-emotsiy-malenkih-detey/
- https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2017/06/07/pravila-emocionalnogo-vospitaniya-ili-neskolko-urokov-dlya-roditelej/
- https://mel.fm/shkola/6231987-children_emotions
- https://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/kak-nauchit-rebenka-vyrazhat-svoi-chuvstva-i-emotsii.html