Как научить ребенка выговаривать букву «Р»

СОДЕРЖАНИЕ

super.ua-1526548551_400x292.jpgРечевой аппарат ребенка развивается постепенно. Поэтому многие сложные звуки дети часто не выговаривают в раннем возрасте.

Одним из наиболее проблемных считается звук р.

Иногда даже дети младшего школьного возраста не выговаривают этот звук.

Быстро научить ребенка говорить букву р поможет логопед.

Зная упражнения для развития речевого аппарата научить ребенка говорить букву р можно и самостоятельно.

Почему ребенок не говорит букву р

9e9dd98d0a549c0b694e9efacd94d278_400x266.jpgЗвук р не зря считается одним из сложных звуков для произношения в русском языке. Это звук дети учатся произносить дольше всего.

Для четкого постановки звука р должен быть достаточно хорошо развит речевой аппарат, чего у ребенка пока не наблюдается.

Попробуйте произнести это звук. Кончик языка при произношении касается неба, а боковые части языка прижаты к верхним жевательным зубам.

Поэтому звук р дети начинают произносить ближе к 5-6 годам.

Если к указанному сроку ребенок все еще не осилил эту букву, то причинами этого могут быть:

  1. Особенности строения языка. А именно, короткая подъязычная уздечка. При этом язык просто не достает до неба. Необходимо ее разрабатывать специальными упражнениями, или же выполняют подрезание уздечки.
  2. Неразвитость артикуляции. Язык в таком случая малоподвижен, у него малая амплитуда. Возникает, если ребенок мало разговаривает. Необходимо тренировать язык.
  3. Нарушение фонематического слуха. В этом случае ребенок замещает звук р иным звуком л, й, г.
  4. Неправильное дыхание, связанное с заболеваниями дыхательных путей (аденоиды, ринит, прочее). Исправляется с помощью дыхательной гимнастики.

Постановкой произношения можно заниматься и самостоятельно, но сначала необходимо показать ребенка специалисту, для исключения физиологических нарушений.

«+»ipt>»;
cachedBlocksArray[89179] = «»+»ipt>»+»ipt>»;
cachedBlocksArray[85457] = «»;
cachedBlocksArray[85472] = «»;
cachedBlocksArray[85468] = «»+»ipt>»;
cachedBlocksArray[85467] = «»+»ipt>»;
cachedBlocksArray[85466] = «»;
cachedBlocksArray[85465] = «»+»ipt>»;
cachedBlocksArray[85464] = «»;
cachedBlocksArray[85463] = «»;
cachedBlocksArray[85462] = «»;
cachedBlocksArray[85461] = «»+»ipt>»;
cachedBlocksArray[85460] = «»;
cachedBlocksArray[85459] = «»+»ipt>»;
cachedBlocksArray[85458] = «»;

Трудности с произношением: почему ребенок не выговаривает Р

В речевом развитии звук р считается одним из самых сложных для проговаривания, поэтому для его изучения логопеды отводят большой временной отрезок. Так, двухлетний ребенок еще не может говорить букву Р внятно и четко. Но к 5-6-летнему возрасту настает время для продуктивных результатов в звукопроизношении.

bukva-r.jpg

В каком случае произношение Р считается неправильным:

  • При озвучивании слова р выпадает из произношения (караван ка_аван);
  • В словах с буквой р ребенок изменяет/проглатывает окончание;
  • Малыш в своей речи заменяет р в словах на более простые звуки ы, л или й (радуга ладуга, дерево дейево и т.д.);
  • Звук р ребенок произносит с вибрацией или гортанно, на французский манер.

Видео-помощник: учимся красиво говорить звук Р:

Факторы организма, влияющие на сложность в произношении Р

Сложность произношения звука р может быть обусловлена многими причинами, в том числе физиологическими, которые нельзя оставлять без внимания.

  • Короткая уздечка языка

Неразвитая уздечка может затруднять становление речи, в том числе мешать правильному произношению звуков. Ребенок попросту не может дотянуться языком до верхнего неба и воспроизвести звук. Степень неразвитости уздечки определяет логопед, он же принимает решение по необходимости её коррекции.

  • Малоподвижный речевой аппарат

Слабая подвижность лица и органов речи может быть причиной плохого качества речи у ребенка. Его тренировка необходима для укрепления лицевых мышц. Активные движения ртом (широкая улыбка, губы трубочкой и т.д.), гримасы способствуют подготовке артикулярного аппарата к правильному произношению звуков. Чем лучше будут развиты органы речи, тем четче будет речь у малыша.

proiznosim-r.jpg

  • Некорректное фонематическое восприятие

При этом нарушении ребенок неправильно интерпретирует услышанное слово (дудка тутка, пижама бизяма и др.). Неправильно произносимые звуки могут казаться потешными для взрослых, но, повторяя их из раза в раз, ребенок рискует искажать их все с большей регулярностью.

  • Нарушенное дыхание

При утечке воздуха во время дыхания в неправильном направлении, звуки могут произноситься ребенком неправильно. Особенно заметно это проявляется у дошкольников, когда Р произносится в нос. Причиной (помимо заложенности носа от насморка) могут быть увеличенные аденоиды, слабая работоспособность легких, проблемы с сердечно сосудистой системой. В этом случае речевое дыхание корректируется под наблюдением врача с помощью упражнений, чередующих физическую и речевую нагрузку.

Нужна ли помощь логопеда?

Научить самостоятельно своего ребенка правильно произносить звук Р вполне реально. Но первичная консультация логопеда не будет лишней. Специалист поможет правильно определить причину трудностей произношения, а также предложит оптимальные варианты формирования четкой и внятной речи.

logoped-r.jpg

Чем поможет ребенку логопед:

  • определит конкретную причину нарушения речи ребенка;
  • изучит симптоматику и структуру нарушения речевой деятельности;
  • составит индивидуальную систему коррекционного воздействия на речевой аппарат.

Первое посещение логопеда обычно происходит в возрасте 2-3 лет, оно предусмотрено в плановом осмотре перед походом в детский сад. Практически всегда в совокупности с консультацией логопеда проводится осмотр ребенка невропатологом, чтобы исключить нарушения в развитии головного мозга (дизартрия, дислалия, брадилалия и др.).

Учимся говорить Р: речевая гимнастика

Многие родители задаются вопросом, как быстро научить ребенка говорить букву Р. В домашних условиях речевой аппарат разрабатывать можно, используя простые упражнения. На начальном этапе работы применяется речевая гимнастика. Именно она в совокупности с поэтапной постановкой звуков сделает речь малыша более четкой.

Речевая гимнастика делится на три группы, каждая из которых важна для формирования правильного звукопроизношения. Приведем несколько примеров каждого вида гимнастики, которые можно использовать при трудностях в произношении буквы Р.

Упражнения для дыхания

День рождения. Попробуй представить, что перед тобой именинный торт со свечами. Покажи родителям, как ты будешь задувать свечи. Набери воздуха, чтобы задуть все разом. А затем попробуй задуть по одной из них.

Полет снежинки. Положи на ладонь кусочек пушистой ваты и представь, что это снежинка. Попробуй сдуть её с руки. Получается? Попробуй сдуть одновременно два кусочка. Вдох должен быть через нос, а выдох плавный, длительный через рот.

Упражнения для губ

Заборчик. Сомни крепко зубы. А теперь раскрой губы (не рот!) и покажи свой белый заборчик. Спрячь его обратно. Повтори упражнение 5-7 раз.

Хоботок. Попробуй показать, какой хоботок у слоника. Для этого максимально вытяни вперед губы. Вот какой хоботок!

Лягушка. Растяни губы в улыбке, покажи, какой широкий рот у лягушки.

Упражнения для языка

Иголка. Острую иголочку можно показать языком. Открой рот и вытяни узкий язычок вперед.

Лошадка. Попробуй показать, как цокает лошадка. Открой рот, подними и прижми язык к нёбу, щелкни им.

Варенье. Представь, что у тебя на губах сладкое варенье. Открой рот, попробуй язычком облизать верхнюю и нижнюю губу.

Качели. Открой рот, сделай острый язычок. Потянись язычком сначала высоко к носу, потом опусти его низко, к подбородку. Повторяй упражнение в той же последовательности: вверх/вниз, пока язычок не устанет.

Делаем Барабанщик и другие полезные упражнения, как это показано на видео:

Упражнения для растяжения уздечки языка

При короткой уздечке языка логопеды прежде всего рекомендуют растягивать её с помощью массажа и артикуляционных упражнений. Их можно выполнять в игровой форме, и при должном подходе уздечка перестанет быть помехой в произношении звука р. Следует отметить, консервативный метод удлинения уздечки эффективен у детей в возрасте до 5 лет.

  • Тянемся до носа

Дотянуться до кончика носа задача не каждому под силу, но можно провести соревнование, кто же дотянется сильнее. Кончик языка нужно максимально тянуть вверх. Повторять упражнение по 5-7 раз в день.

  • Как котенок

Ребенок видел, как котята лакают молоко? Предложите ребенку попробовать лакать что-нибудь, как домашняя кошка. Например, сгущенное молоко на тарелке. Это отличное действие для растяжения уздечки.

  • Легкий массаж

Массаж подъязычной уздечки с целью её растягивания проводится взрослым. Эту несложную процедуру можно проводить дома, после того, как способ растягивания уздечки массажем продемонстрирует логопед. Ребенок открывает рот и поднимает кончик языка вверх. Чистыми пальцами рук (большим и указательным) взрослый аккуратно берет под языком уздечку и делает массирующие движения. Допустимо небольшое подтягивание уздечки вверх. Массаж делать 2 раза в день по 3 минуты.zvuk-r.jpg

Закрепление звука Р в речи ребенка

Обучение дома правильному произношению должно выполняться ежедневно по 3-5 повторов. Малышам до 4-5 лет необходимо показывать упражнения на своем примере. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется и как должен выглядеть результат. Детям после 5 лет можно выполнять некоторые занятия перед зеркалом по мнению логопедов, именно так лучше всего происходит автоматизация звука р.

  • Произнеси слоги
ра-ра-ра-рара-ро-ры-ру
ро-ро-ро-рору-ры-ра-ро
ры-ры-ры-рыры-ра-ро-ру
ру-ру-ру-руро-ру-ра-ры
  • Чистоговорки

РА-РА-РА (2 раза) был я у ребят вчера.

РО-РО-РО (2 раза) потерял петух перо.

РУ-РУ-РУ (2 раза) заяц спрятался в нору.

РЕ-РЕ-РЕ (2 раза) мы играем во дворе.

УР-УР-УР (2 раза) с Катей мы ловили кур.

  • Повтори предложения

У коровы рога.

Вера и Рома играют в жмурки.

Туристы развели костёр.

Фёдор топором рубит дрова.

У Иры красные рукавички.

Шофёр проверят мотор.

  • Повтори скороговорки

На горе Арарат растёт крупный виноград.

У мыши в норке сыра корка.

Трое трубачей трубили в трубы.

После росы росли розы.

Во мраке раки шумят в драке.

  • Повтори потешки

У реки росла рябина,

А река текла рябила.

Посередине глубина,

Там гуляла рыбина.

Эта рыба рыбий царь,

Называется пескарь.

На дворе горка,

Под горкой норка.

В этой норке крот

Норку стережёт.

Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

Также научить в домашних условиях произношению р можно с помощью детской литературы. Для упражнения потребуются книги с иллюстрациями. Попросите ребенка назвать изображенный предмет, в названии которых есть буква Р. Это могут быть: ромашка, рак, рубашка, ракета, робот, барабан, марка, паровоз, труба, карта, пирамидка и т.д.

slide_bukvar.jpg

Учим ребенка говорить звук Р дома что взять на заметку

Упражнения для занятий с ребенком очень просты, но, тем не менее, первое время могут вызывать сложности. Если вы решили заниматься самостоятельно, проявляйте терпение и настойчивость в процессе усвоения произношения буквы Р. Помните даже небольшие, но регулярные речевые тренировки способны принести результат.

Вот несколько полезных советов по процессу обучения звукопроизношению:

  • чтобы не потерять интерес ребенка к упражнениям, занимайтесь последовательно по нескольким звукам. От простых заданий переходите к более сложным, последовательно. Если малышу из раза в раз тяжело дается одно из заданий, предложите альтернативу;
  • используйте разнообразный материал для автоматизации и закрепления звука в речи. Чередуйте в занятиях чистоговорки, стихи, картинки с предметами, наборы слов, которые содержат отрабатываемый звук;
  • для прогрессивного результата важен положительный эмоциональный настрой у ребенка. Если малыш не настроен заниматься по какой-то причине, то выполните упражнения чуть позже;
  • поставленные звуки требуют постоянного закрепления в речи. Поэтому важна систематичность в проведении занятий. Уделяйте время проблемному звуку не менее 20 минут ежедневно.

P.S. Также советуем вам ознакомиться с другими полезными материалами из рубрики Обучение и развитие детей

Когда нужна коррекция

Звук Р один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.

Специалисты ставят Р последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой Р занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении возрастная норма.

В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда Р появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет Р другими звуками (Л, В), а пытается выговорить Р, но с нарушениями артикуляционного аппарата.

Норма произношения Р:

  • губы расслаблены;
  • расстояние между зубами 4-5 мм;
  • кончик языка поднимается к верхним деснам;
  • язык вибрирует в струе воздуха;
  • средняя часть спинки языка выгибается;
  • задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
  • боковые края прижаты кверху;
  • голосовые складки в момент говорения колеблются.

Нарушение произношения твердого Р и мягкого РЬ в дефектологии называют ротацизмом или параротацизмом. В советское время эти нарушения называли картавостью.

Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:

  1. Велярный.
    Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким.
  2. Увулярный.
    Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный.
  3. Носовой.
    Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация.
  4. Двугубный.
    В артикуляции принимают участие только губы, без языка.
  5. Щелевой.
    Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на З или Ж.
  6. Межзубный.
    Язык находится между зубами.

Этапы коррекции нарушений:

  1. Подготовительный.
  2. Постановка звука.
  3. Автоматизация.
  4. Дифференциация.
  5. Закрепление в речи.

Причины неправильного произношения

Формы ротацизма:

  1. Искаженное произношение.
  2. Отсутствие звука в речи ребенка.
  3. Замена одного звука другим.

Причины:

  1. Нарушения артикуляционной моторики и строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушения прикуса, отсутствие зубов, высокое небо.
  2. Нарушение центральной регуляции дыхания. Нарушены ритм, координация вдоха и выдоха. Выдох происходит через нос при горловом произношении. Дефекты обусловлены изменениями мышечного тонуса, ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.
  3. Педагогическая запущенность. Ребенок не слышит грамотную речь в бытовых ситуациях, нет тренировки грамотности. Взрослые осознанно подражают его произношению, изменяя звуки, не исправляют некорректное звучание. Дошкольнику не читают литературных произведений, не ведут с ним долгих бесед.
  4. Нарушение фонематического слуха. Ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их, плохо понимает речь окружающих.

Проблемы с речевым дыханием

Речевое дыхание основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Речевое дыхание возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз. На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.

Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает Р, начинать работу по коррекции следует с дыхания.

Нарушения слуха

Фонематический слух способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.

Нарушение фонематического слуха (дислалия) затрудняет восприятие устной и письменной речи в школьном обучении, поэтому необходима коррекция дефектов сразу при их обнаружении.

Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:

  1. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
  2. Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
  3. Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
  4. Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
  5. Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.

Недостаточное развитие органов речи

Незрелость речевого аппарата основная причина нарушения произношения у дошкольников. Речевой аппарат состоит из 2 отделов: центральный (отделы головного мозга) и периферический (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть). Нарушения работы головного мозга диагностируются и корректируются нейропсихологом. Дефекты артикуляционного аппарата устраняет логопед-дефектолог в игровой форме.

Индивидуальное строение уздечки

Укороченная уздечка, аномалии ее расположения дефект ротовой полости, который возникает в раннем детстве. Проблема эффективно решается хирургическим путем, при своевременном обращении к специалисту подъязычная связка растягивается с помощью упражнений и логопедических инструментов.

Подготовка артикуляционного аппарата

На коррекционных занятиях подготовительный этап отводится работе с артикуляционным аппаратом. Проводятся упражнения для растяжки подъязычной связки, верхнего подъема языка, разминки губ и челюсти.

Задания для подготовки артикуляционного аппарата к работе:

  1. Качели открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и к подбородку.
  2. Лошадка щелкать языком медленно и сильно, имитируя звук копыт лошади, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
  3. Болтушка широким кончиком языка провести по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. Одновременно произносить БЛ-БЛ-БЛ.

Упражнения на дыхание

Дыхательная логопедическая гимнастика:

  1. Пузыри.
    Сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот.
  2. Мельница.
    Ноги вместе, руки вверх. Вращать прямыми руками, произнося на выдохе ж-р-р. Ускорять движения, усиливать звук.
  3. Гуси.
    Ходить по комнате, взмахивая руками, как крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося г-у-у.
  4. Воздушный шар.
    Лежа на спине, положить руку на живот. Сделать глубокий вдох и выдох, наблюдая за движением руки. Надуть живот как шар.
  5. Ежик.
    Имитация пыхтения ежа с напряжением мышц носоглотки.

Способы постановки звука

Основные приемы постановки:

  1. По подражанию внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
  2. Механическим способом с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств.
  3. Смешанным способом постановка от других звуков.

Период закрепления правильного звука от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.

Подражание

До 6 лет чистые Р и РЬ появляются у детей по подражанию. Ребенок овладевает артикуляцией самостоятельно через фонематическое восприятие, ориентируясь на речь окружающих людей. Поэтому произношение взрослых должно быть чистым и четким, без нарушений.

Постановка Р от звука Д

Можно научить ребенка говорить букву Р, отталкиваясь от уже сформированных звуков.

Постановка от Д:

  1. Ребенок звонко произносит Д. Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба.
  2. Повторять без остановки Ддддд. Язык завибрирует и появится ДДД-РРР.
  3. Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых Р звучит твердо.
  4. Проговаривать слова, которые начинаются с ДР, ТР, отработать произношение.
  5. Убрать Д из упражнений.

Если у ребенка не получается вибрировать языком, то можно помочь ему, мягко подтолкнув язык палочкой от мороженого.

Упражнения от звука Ж

Если дошкольник корректно выговаривает Ж, то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий Р. Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации Р подбирать слова без использования Ж.

Постановка от звука З

Ребенок произносит З кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. Будет слышен одноударный Р, который потом легко переходит в вибрирующий.

Этот способ редко применяется на практике, т.к. артикуляция Р и З различна.

Упражнения от звука С

Ребенок длительно тянет Ссссс, затем вдыхает через рот и прижимает язык к альвеолам. Появится короткий Р, который автоматизируется через вышеописанные упражнения.

На вдохе

Отличительная особенность вышеописанного метода в том, что звук вызывается на вдохе. Речь строится на длительном выдохе, вдох при речевом дыхании короткий. Но при постановке Р от С ребенок произносит звук, вдыхая воздух.

Механическим методом

Р ставится механическим способом с помощью логопедических инструментов. Ребенок открывает рот, поднимает язык к небу. Логопед постукивает молоточком в альвеолы, добавляет вибрацию шпателем. Звук закрепляется с помощью упражнений, отрабатывается вибрация сначала со шпателем, потом без него.

Вибрацию языка удается получить следующим способом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке), убрать язык за верхние зубы и сильной струей воздуха сдуть его с языка.

Механический метод применяется с осторожностью, в игре, чтобы не травмировать дошкольника.

Постановка звука РЬ

При замене Р его мягкой парой ребенок широко раскрывает рот и более протяжно произносит звук, переместив передний край языка вперед к верхним резцам. При этом Р сочетается с передним гласным И. В результате звук приобретает мягкий оттенок.

Автоматизация звука Р в слогах ра-ро-ры-ру

Игра на отработку Р в открытых слогах помогает ребенку закрепить твердую и мягкую формы, способствуют плавности речи.

Дошкольник повторяет скороговорки:

Ра, ра, ра теплая нора.

Ра, ра, ра тонкая кора.

Ры, ры, ры сидит ежик у норы.

Ры, ры, ры добежали до горы.

Ру, ру, ру погуляем мы в бору.

Ру, ру, ру много ягод наберу.

Ро, ро, ро позвонили мы в бюро.

Постановка звука Р по Хватцеву

Советский педагог М. Е. Хватцев в 1959 г. разработал систему поэтапной постановки Р:

  1. Сопоставление словосочетаний с объяснением разницы для развития фонематического восприятия (жарко-жалко, вор-вол, рожки-ложки).
  2. Получение вибраций механическим способом, постукивая по деснам, и через работу с воздушной струей.
  3. Постановка Р от получившегося длительного Д и Р.
  4. Автоматизация через вставку редуцированного гласного звука Ы (дыыыра, тыыыыра).

Способ по Левиной

Логопед Р. Е. Левина в 1965 г. разработала комплекс артикуляционных упражнений для обучения произношению Р.

На первом этапе упражнения направлены на получение фрикативного Р без вибрации после достижения правильной артикуляции.

На втором тренируется вибрация языка от звуков Ш, Ж. Ребенок раздвигает губы, не округляя их, протягивает Ж, сдвигает кончик языка наверх к деснам, щель между ними отсутствует. Ребенок сильно выдыхает воздух.

Для выработки вибрации используют звук Д, который проговаривае тся на одном выдохе. Рот широко открыт, передний край языка плотно соединяется с деснами верхних зубов. Д произносят вместо Р в словах с сочетанием ТР или ДР.

Метод Богомоловой

А. И. Богомолова в 1979 г. предложила способ выработки вибрации для говорения Р. Зубы открыты на расстояние 2 пальцев. Язык прижимают к небу, максимально растянув уздечку. Педагог пальцами сдвигает к небу края языка,уздечка при этом свободна.

Ребенок глубоко вдыхает воздух и резко выдувает его, подключая голос. Образуется сочетание ТЖ. Упражнение повторять, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание ТЛЕ изменится в ТР. После закрепления короткого ТР отрабатывают раскатистое ТР с помощью пальцев, а потом и без них.

Почему рычать трудно

Звук р считается одним из наиболее сложных для воспроизведения. Чтобы правильно его произнести, нужно:

  • приподнять кончик языка к верхним зубам при этом он должен оставаться распластанным, как блинчик, а не суживаться от напряжения;
  • на выдохе направить на кончик мощный воздушный поток так, чтобы возникла вибрация.

Для подобных манипуляций ребёнку необходим развитый речевой аппарат, сильные корень языка и уздечка. Обычно всё это формируется к шести годам.

Что мешает произнести букву р правильно

Даже имея во рту подготовленный инструментарий, дошкольники умудряются искажать злополучный звук. И на то есть несколько причин.

1. Короткая подъязычная связка

h9991638_003-1-1_1569581443_1569586344-630x315.jpg

Также её называют уздечкой. Она мешает свободно двигать языком и поднимать его вверх. Чаще всего проблему обнаруживают ещё в роддоме. Если подъязычная связка не позволяет младенцу нормально сосать грудь, её подрезают. В более позднем возрасте уздечку, как правило, растягивают с помощью логопедических упражнений.

2. Нарушение фонематического слуха

Фонематическим слухом называют способность правильно воспринимать и воспроизводить звуки речи. В норме малыш уже в три года улавливает разницу между похожими звуками даже если и не умеет их произносить.

Иногда развитие фонематического слуха задерживается из‑за перенесённого отита, аденоидов или других проблем со здоровьем. В результате нарушается звуковой анализ и синтез: ребёнок не так слышит звук, пропускает его в речи или заменяет другим.

3. Неправильное речевое дыхание

Для корректного произношения нужно уметь управлять своим выдохом. Не у всех детей это получается: кто‑то во время вдоха поднимает плечи, другие дышат слишком поверхностно и неравномерно или не умеют распределять выдох по словам.

4. Глубокий прикус

При правильном прикусе верхние передние зубы перекрывают нижние примерно на треть, а остальные смыкаются друг с другом. А вот если прикус слишком глубокий, верхние закрывают нижние больше, чем наполовину. Добиться правильного положения языка с упором за верхние зубы становится сложнее.

Как коверкают букву р

На специализированных ресурсах Ротацизм описаны следующие основные варианты искажения звука р, или по‑научному ротацизма:

  • Картавость, или горловое р. Вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо. Такое произношение нормально для французской и немецкой, но не для русской речи.
  • Боковое р. Язык одним боком прижат к верхним зубам, вторая сторона свисает, а кончик не вибрирует. В результате получается что‑то похожее на рль.
  • Одноударное р. Вместо того чтобы вибрировать, кончик языка один раз ударяется о твёрдое нёбо, образуя подобие английского r.
  • Носовое р. На выдохе воздушный поток проходит не через рот, а через нос. Вдобавок кончик языка оттянут назад и не участвует в артикуляции. Фраза Рома, открой двери! превратится в Нгома, откнгой двенги!.
  • Кучерское р. И снова вибрация происходит не там, где нужно, а именно на сближенных губах. Малыш издаёт что‑то похожее на тпру.
  • Параротацизм, или замена р другим звуком. Вместо ребёнок вы слышите лебёнок, гебёнок, вебёнок, яебёнок или даже ыебёнок.
  • Пропущенное р. Малыш просто избегает сложностей. Говорит не рыба, а ыба, не рад, а ад, не гром, а гом.

Какие упражнения можно делать дома

Установить точную причину ротацизма и определить, как с ним бороться в вашем конкретном случае, задача для логопеда. Но если ребёнку ещё нет шести или из‑за определённых обстоятельств навестить специалиста пока не получается, можно попробовать обуздать р самостоятельно. Для этого нужно выполнить всего три условия.

  • Набраться терпения. Процесс вряд ли будет быстрым, а результат лёгким. Возможно, вам понадобятся месяцы ежедневных занятий.
  • Подготовить место. Логопедические упражнения лучше выполнять сидя вдвоём перед большим зеркалом. Малышу необходимо отчётливо видеть движения рта вашего и своего. Как вариант, расположитесь друг напротив друга, но тогда у вашего ученика должно быть большое настольное зеркало.
  • Настроиться на игру. Хотя освоение р дело серьёзное, проводить занятия лучше в игровой форме. Пусть ребёнок воспринимает их как повод весело провести время с мамой или папой, а не как тяжёлую и скучную обязанность. В любом случае тренировка должна занимать не более 1015минут в день, да и то с перерывами.

А теперь перейдём непосредственно к упражнениям.

Артикуляционная гимнастика

Начинать занятие нужно с разминки речевого аппарата. Эти упражнения разогреют мышцы, укрепят язык и помогут растянуть подъязычную уздечку.

1. Качели

Широко открываем рот и болтаем языком вверх‑вниз, касаясь то верхних, то нижних зубов. Потом задерживаем кончик у верхних зубов на 1520секунд.

2. Кукушка

Рот по‑прежнему широко открыт. Высовываем кончик языка и дотрагиваемся им до верхней губы, а затем прячем за верхние же зубы.

3. Маляр

Представляем, что язык это широкая кисть, и тщательно красим им зубы, щёки, верхнее нёбо.

4. Лошадка

Щёлкаем языком по верхнему нёбу, как будто цокают копыта лошади.

4. Угощение

Облизываем распластанным языком губы по часовой и против часовой стрелки.

5. Котёнок

Представляем, что на блюдце лежит лакомство варенье или мороженое. Теперь нужно высунуть язык как можно дальше и слизать угощение так, чтобы язык не сворачивался в трубочку, а оставался распластанным.

6. Гармошка

Поднимаем язык вверх и приклеиваем его кончиком к нёбу. Теперь, не отрывая язык, открываем и закрываем рот.

7. Молоточек

Растягиваем рот в улыбке и стучим кончиком языка по основанию передних зубов, как будто забиваем гвозди.

Упражнения на постановку звука р

Чтобы правильно произнести р, нужно начинать с других звуков.

1. Барабан

Широко открываем рот и ударяем кончиком языка за верхними зубами, произнося звук д. Сначала медленно, потом быстрее. А там уже и до р недалеко.

2. Жужжалка

Произносим звук ж и при этом постоянно оттягиваем кончик языка вглубь рта. Со временем ж перейдет в слабовибрирующий р.

3. Змейка

Несколько раз повторяем звук с‑с‑с, после чего заглатываем язык и касаемся кончиком нёба.

4. Индюк

Высовываем широкий язык и выполняем движения взад‑вперёд, скользя кончиком по твёрдому нёбу. В момент, когда язык касается альвеол бугорков за верхними зубами, получается одноударное р.

5. Комарик

Широко открываем рот, поднимаем язык вверх и упираем его в альвеолы. А теперь секунд 1015энергично жужжим, как комар.

6. Моторчик

Кладём под язык указательный палец или ватную палочку и энергично водим взад‑вперёд, одновременно выполняя упражнение Комарик.

Закрепление результата

Когда сам звук уже будет получаться, нужно довести его произношение до автоматизма. Для этого после артикуляционной гимнастики вместо упражнений на постановку выполняйте комплекс для закрепления навыка.

  • Несколько раз громко и чётко произносим букву р.
  • Отрабатываем р через согласные звуки д и т: дра‑дро‑дру, тра‑тро‑тру.
  • Убираем поддерживающие д и т и работаем с ра‑ро‑ру.
  • Переходим к обратным слогам ар‑ор‑ур, а также к положению р между гласными ору‑ура‑ара. Повторяем эти сочетания в разных комбинациях изо дня в день, пока у ребёнка не получится произносить р с вибрацией. Только потом можно упражняться со словами.
  • Сперва отрабатываем слова, которые начинаются на р или даже на тр и др (трава, дрова, трон, дрон, трап, драп, рука, река, рубашка). Потом берёмся за существительные, где р находится в середине или в конце (корова, здорово, ковёр, забор, топор).
  • Подключаем предложения, стишки и скороговорки с буквой р.

Когда отвести ребёнка к логопеду

Желательно сделать это до того, как малыш пойдёт в школу. Иначе проблема с произношением или восприятием р может сказаться на учёбе или общении со сверстниками.

Сколько времени займёт коррекция? Всё очень индивидуально: одним хватает трёх‑четырёх занятий со специалистом, а другим нужны месяцы регулярных тренировок дома под контролем логопеда. В любом случае во взрослом возрасте процесс исправления речевых ошибок потребует гораздо больше времени и усилий, чем в 67лет.

Почему ребенок не говорит букву р?

Важно: Для четкого произношения буквы р речевой аппарат должен быть хорошо отточен, амплитуда и вибрация языка достаточно развиты.

Ребенок только учится управлять своим языком, поэтому в отличии от взрослых произношение многих букв для него целый труд.

Причины, по которым ребенок не может правильно выговаривать букву р, заключаются в следующем:

  1. Физиологическое строение языка. Эта причина рассматривается, как правило, в первую очередь. Речь идет о подъязычной уздечке. Бывает, что язык попросту не достает до неба, тем самым звук р получается картавым. Существует практика подрезания уздечки, однако в последнее время логопеды чаще практикуют исправление уздечки специальной гимнастикой для растяжения
  2. Малоподвижность артикуляционного аппарата (другими словами, малоподвижный язык). Данная сложность заключается в недостаточной разговорной практике. Чем меньше ребенок разговаривает, тем медленнееразвивается амплитуда языка, его вибрация. Чтобы это исправить, нужно в игровой форме заставлять язык работать. Пусть ребенок пробует достать язычком до носа, скручивает его трубочкой, вертит им влево-вправо. Такие упражнения пойдут на пользу
  3. Нарушение фонематического слуха. Ребенок слышит речь взрослого человека, а затем пытается ее быстро воспроизвести. В результате он путает звуки ди т, я и а, у и ю. Также вылетает из слов звук р
  4. Физиологические особенности дыхания. Некоторые заболевания (насморк, заболевания сердечно-сосудистой системы, увеличенные аденоиды) влияют на дыхание, таким образом оказывают воздействие на речевое дыхание. Исправить это возможно. Но не самостоятельными усилиями, а с помощью логопеда. Логопед назначает специальную гимнастику для развития нормального произношения
98d976949630dcbdc27d0cc70c148c4c.jpg
Выговаривать букву Р дети начинают к 5-6 годам

Важно: Даже если вы решили заниматься с ребенком самостоятельно, показать специалисту его все же необходимо.

Возможно, у вашего ребенка случай с особым строением уздечки, этот вариант нужно исключить. Если специалист установил, что физиологических проблем нет, можно попросить у него рекомендации для упражнений.

Как правильно научить ребенка говорить букву р? Советы логопеда

Постарайтесь следовать следующим принципам для успешного развития речевого аппарата ребенка:

  1. Основным правилом в логопедии является постепенность. Невозможно научить ребенка сразу выговаривать сложные скороговорки и фразы. Для начала необходимо освоить простые звуки: ра, ро, ар, ор, ир, ри
  2. Занятия должны быть интересны ребенку.Придумывайте гимнастику для разминки языка в игровой форме, постарайтесь увлечь ребенка. Только тогда вы добьетесь успеха
  3. Еще один принцип регулярные занятия. Если вы начали заниматься с ребенком постановкой буквы р, делайте это каждый день. Одного-двух занятий будет недостаточно

Теперь стоит усвоить технику постановки буквы р:

  • Сначала звук р ребенок должен выговаривать отдельно
  • Затем можно добиваться правильной постановки буквы в простых слогах
  • После освоения слогов, пора переходить на правильное произношение буквы р в бытовой речи, скороговорках

Чаще всего бывает наоборот. Родители произносят быстрые и сложные скороговорки, где очень часто встречается буква р.

Они думают, что так ребенок сможет выговорить быстрее этот сложный звук. На самом деле постановка звука усложняется, ребенку становится труднее его произнести.

24bb13160af8bd1a0f3d7c5269cce9c6.jpg
Постановка буквы Р должна проходить в игровой форме

Упражнения, чтобы научить ребенка говорить букву р

Важно: Упражнения по постановке буквы р разработаны с учетом нагрузки на мышцы языка. Они помогут ребенку почувствовать и усвоить вибрацию языка, которая нужна для произношения.

Уделяйте по 20-25 минут для упражнений каждый день. Сначала нужно провести разминку для языка и губ.

Разминка для губ:

  • Попросите ребенка широко улыбнуться. Пусть продержит широкую улыбку около 10 секунд
  • Попросите сложить губы трубочкой и задержать их в таком положении 10 секунд

Разминка для языка:

  • Лошадка. Ребенок цокает языком, как лошадка. Это позволит ему почувствовать вибрацию языка
  • Иголочка. Ребенок высовывает язычок, делая его тонким. Язык нужно задерживать на 10 секунд, потом опять повторить упражнение
  • Чистим зубки. Язычком ребенок проводит по зубкам, будто их чистит
  • Малярная кисть. Ребенок языком проводит от передних зубов к горлу по небу
  • Хулиган. Попросите ребенка высунуть язык и поболтать им влево-вправо
948b5da758fba8d9945b63231b115191.jpg
Разминка для языка

Упражнения для произношения буквы р:

  1. Ребенок ставит язык рядом с верхними зубами, затем произносит букву д. Не один раз, а несколько д-д-д. Потом попросите выговорить д с сильным выдохом
  2. Попросите ребенка произнести долгое р-р-р (порычать). Покажите ему сами, как это делается
  3. Для этого упражнения нужен логопедический шпатель. Также можно хорошо вымыть руки ребенка и попросить подложить пальчик под язычок. Пусть произносит ж-ж-ж и водит пальчиком влево-вправо
  4. Ребенок широко открывает рот, произносит звук з-з-а-а. Вы тем временем кладете шпатель под язык и аккуратно водите в стороны

Как научить ребенка говорить мягкую р?

Мягкая буква р встречается в словах: словарь, рис, ряба. Постановка мягкой р происходит аналогично твердой. Однако вместо звука з-з-а-а нужно говорить звук з-з-и-и.

Если ребенок освоил твердую р, то он обязательно освоит мягкую.

Важно: Ребенку необходимо усвоить постановку буквы и автоматизацию произношения. Если на постановку может уйти одно занятие, то автоматизация может растянуться на полгода.

kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r.jpg
Произношение буквы Р может долго не даваться ребенку

Помощь логопеда

Если вы занимаетесь с ребенком, но не видите хорошего результата, стоит обратиться к профессионалу. Сразу стоит сказать, что найти хорошего специалиста непросто.

Преимущества занятий с логопедом:

  • Во-первых, логопед сможет определить, нет ли у вашего ребенка физиологических особенностей строения языка
  • Во-вторых, специалист сразу поймет, какой комплекс упражнений необходим в данном случае
  • В-третьих, логопед может за пять минут поставить букву, с которой вы не могли справиться несколько месяцев
d97933dedb440a9275862b4567173357.jpg
Занятие с логопедом

Занятия с логопедом обойдутся вам в кругленькую сумму, но это того стоит.

Если вы регулярно занимаетесь с ребенком, нацелены на результат, проводите занятия в интересной игровой форме, то вероятность успеха велика. Надеемся, что наши советы помогут вам.

Видео: Постановка звукар

https://youtube.com/watch?v=YP-gZ2A-u2A

Источники:

  • https://umnyash.com/razvitiye/obucheniye/rech/bystro-kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r.html
  • https://rebenokmama.ru/kak-nauchit-govorit-bukvu-r/
  • https://GotovlusKShkole.ru/zanyatiya/razvitiye_rechi/kak-nauchit-rebenka-vygovarivat-bukvu-r
  • https://Lifehacker.ru/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r/
  • https://heaclub.ru/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r-sovety-logopeda

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит