Как научить ребенка читать в 3 года: плюсы и минусы

СОДЕРЖАНИЕ

В раннем возрасте родители прилагают огромные усилия для развития и обучения своего чада. Стоит ли бежать впереди паровоза и заставлять кроху читать и считать? Заставлять однозначно не стоит. Отобьете охоту учиться на всю жизнь. Но, если подойти к этому вопросу грамотно, со знанием психологии и педагогики, можно попробовать научить ребенка читать даже в 3-4 года. Вперед?!

kak-nauhit-hitat.jpgwww.pediatriccenterofroundrock.com

Как научить читать ребенка в три года: с чего начать

  • Домашние занятия должны проходить в ненавязчивой развлекательной форме, помните, что игра в этом возрасте всему голова!
  • Обратите внимание на уровень развития устной речи.

Вы уверены, что кроха готов к освоению грамоты? Если активный словарный запас малыша слабоват, обучение может превратиться в психологическую пытку для всех участников процесса.

  • Немаловажное значение имеет умение ориентироваться в пространстве.

Ребенок должен уметь показать основные направления (вверху, внизу, слева, справа).

  • Как можно чаще привлекайте внимание малыша к книгам.

Ваша первоначальная задача заинтересовать ребенка. Чтение должно стать желанным занятием. Постепенно, вовлекая кроху в мир литературы, вы сформируете желание познавать.

  • Изучите возможные способы обучения с учетом индивидуальных особенностей вашего ребенка.

Проанализируйте опыт других мамочек, проштудируйте литературу.

Метод глобального чтения по Доману: достоинства и недостатки

kak-nauhit-hitat-3.jpgimgp.golos.io

Методика Глена Домана один из эффективных способов, который поможет научить читать ребенка трех лет целыми словами. Начинать занятия можно с полугода. Звучит привлекательно? Не спешите. Оцените плюсы и минусы, а также свою готовность систематически уделять время домашнему обучению.

Достоинства:

занятия проходят без привлечения специалистов; заниматься можно начинать с самого раннего возраста; пособие можно изготовить своими руками; развитие логического мышления, памяти; накопление словарного запаса по основным лексическим темам.

Недостатки:

ребенок не овладевает традиционным приемом чтения; методика не работает на детях старше трех лет.

В чем суть метода чтения целыми словами

kak-nauhit-hitat-4.jpgimages.by.prom.st

Суть методики Г. Домана в том, что ребенок механически запоминает слово целиком.

  • Для начала вам понадобятся карточки размером 10 на 30 см со словами, напечатанными красным цветом (таким образом мы привлекаем внимание крохи).
  • Когда чтение целыми словами станет для малыша привычным, можно перейти на карточки меньшего размера с буквами черного цвета.

Учимся читать слова: как проходит обучение?

otkuda-berutsa-deti-5.jpgstatic.idiberi.ru

  • Взрослый демонстрирует карточку на протяжении нескольких секунд и озвучивает надпись.

Начинайте обучение с простых слов, которые малыш привык слышать каждый день. Предложите первые пять карточек.

  • Когда все слова озвучены и показаны, делаем перерыв на полчаса.
  • Повторяем процедуру.

Всего в первый день проведите три таких занятия.

kak-nauhit-hitat-5.jpgrasprodajaweb.ru

  • На следующий день покажите ранее изученные карточки, предъявите их так же три раза.
  • Добавляем пять новых слов.
  • На третий день еще плюс пять.

В день у вас получится 9 мини-занятий. Далее учимся по нарастающей.

На шестой день принцип действия меняется. Ваша задача убирать по одной карточке с ранее изученным словом.

Если вы решили всерьез заняться обучением чтению ребенка трех лет, рекомендуем вам приобрести пособие, в котором карточки распределены по основным лексическим темам.

Можно приклеить таблички со словами на соответствующие предметы. Например, карточку со словом дверь прикрепить к двери. Таким несложным способом вы можете научить читать ребенка трех лет.

Работа над словосочетанием: учим цвета, изучаем глаголы

  • Когда ваш малыш уверенно продемонстрирует чтение 50 слов, можно добавлять глаголы.
  • Следующий этап работа над словосочетаниями.

Автор методики предлагает вводить названия цветов. Для это изготовьте карточки, выбирая соответствующий цвет шрифта. После того, когда ребенок усвоит предложенное задание, можно смело переходить к чтению словосочетаний.

Чтение предложений: от простого к сложному

  • Следующий этап чтение предложений.

Не спешите. Важно, чтобы малыш хорошо усвоил ранее изученные слова. Фразы должны быть связаны с повседневной жизнью ребенка, с его режимом дня, любимыми игрушками и близкими людьми. Начинайте с нескольких слов, постепенно распространяя предложение.

Важно! Идите от простого к сложному. Не перегружайте малыша информацией. Хвалите кроху за малейшие достижения и ни в коем случае не ругайте. Только так вы сможете научить читать ребенка трех лет.

Учимся читать в 3 года: подводные камни

Психологи и педагоги часто критикуют вышеописанную методику. Почему?

Впоследствии многие малыши испытывают трудности при обучении традиционному синтетическому чтению.

Не спешите проводить опыты на собственном ребенке, посоветуйтесь со специалистами, которые занимаются ранним развитием.

Методика Домана чаще используется при работе с детьми с нарушением слуха и с неговорящими ребятами. Впрочем, выбор за вами. Уверены, ваши друзья и знакомые очень удивятся, когда вы продемонстрируете им маленького читающего гения.

Старый добрый букварь, или Как научить читать ребенка в3-4 года

Зачем изобретать велосипед? Если вы считаете, что ваш ребенок готов к обучению чтению, обратитесь к старому доброму букварю. В книжных магазинах представлено множество вариантов учебных пособий.

Обратите внимание на Букварь Жуковой. Книга отлично себя зарекомендовала и пользуется большой популярностью среди родителей и педагогов.

kak-nauhit-hitat-6.jpgcdn.rbth.com

  • В дополнение к букварю приобретите пособие Живая азбука.

Плакат с говорящими буквами разместите на стене на уровне глаз малыша.

  • Играйте с буквами любыми доступными способами.

Сегодня выучили букву А? Предложите крохе выложить ее из фасоли или из макарон. Поищите вместе с ребенком букву в его комнате.Для закрепления изученной буквы используйте все, что попадается под руку. Колготки? Буква Л. А если положить носок посередине? Буква А. Познавательно и весело.

  • Чем больше ассоциаций и примеров тем быстрее ребенок запомнит буквы.

П очень похожа на дверной проем. Что напоминает настенное зеркало? Да это же буква О!

  • Играйте в слова.

Предложите малышу назвать все предметы в квартире, которые начинаются на определенный звук. Это и есть начальный этап обучения звуковому анализу.

  • Кубики с буквами, магнитная азбука, трафареты, следы на снегу все это поможет вам научить читать ребенка в три года.

Учите играя. Ваша задача сформировать стойкий стереотип: читать это легко и очень интересно.

Существует множество методик раннего развития. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Ваша задача не только научить ребенка читать. Важно заинтересовать малыша, продемонстрировать увлекательность этого процесса, привить любовь к чтению. Уверены, среди вас есть опытные родители. Расскажите в комментариях, как научить читать ребенка в3-4 года.

Готов ли ребенок к обучению

Прежде чем начинать сам процесс, необходимо учесть психологическую и физическую готовность малыша к обучению. Есть несколько основных критериев, по которым вы сможете определить, в каком ключе начинать, чтобы обучение не отвернуло впоследствии вашего дошкольника от чтения на всю жизнь.

  1. Если ваш ребенок говорит свободно предложениями и логически связывает фразы, значит уже пора. Проверьте, а понимает ли сын или дочь прочитанное вами.
  2. Важным критерием является умение различать звуки. Логопеды называют это фонематическим слухом. Например, гриб грипп, суп зуб, рот род. Понимает ли ребенок, что эти слова имеют разное значение?
  3. Большой проблемой на пути к обучению может стать задержка речи или неправильное произношение некоторых звуков: если ребенок неправильно произносит звуки, то требуется помощь учителя- логопеда. Не ждите, что проблема решиться сама собой. Ведите чадо к специалисту на занятия и исправно их посещайте, а также обязательно выполняйте задания, которые педагог даёт вам для самостоятельного закрепления учебного материала. Задержка речи, заикание необходимо показать ребёнка врачу неврологу и психиатру. В любом случае, есть причина, и ее необходимо узнать.

Возможно, вам будет интересно Как учить детей говорить подробный план действий для родителей

  1. Следует обязательно научить малыша, где лево и право, верх и низ. Это поможет ему ориентироваться в тексте: с какой стороны начинать читать слово, где верхняя строчка, а где нижняя.

Когда начинать учить читать

Многие родители настолько обеспокоены, что их ребенок не успеет научиться читать до школы, что начинают в буквальном смысле приставать к малышу чуть ли не в 2 года.

  • В 3 4 годика крохе совсем может быть неинтересно сидеть над книжкой. И это нормально. Для каждого возраста существуют свои задачи.
  • Если у знакомых ребенок чуть ли не с 2 х лет читает и знает наизусть Фета и Тютчева, то это не значит, что и вашему пора. Все дети настолько индивидуальны, что общие рекомендации остаются в любом случае всего лишь общими. Научитесь чувствовать своего ребенка.
  • В 5 или 6 лет уже другое дело. Но если малыш не ходит в детский сад или на какие то занятия по определенной причине, то начните сами его учить. В ненавязчивой форме научите писать заглавными буквами основные слова МАМА, ПАПА, ДОМ, КОТ, свое имя. При минимальной подготовке ребенок намного легче перенесет адаптацию в первом классе.

8 основных правил, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях

Они помогут правильно сориентироваться и понять, что основное, а что второстепенное. Теперь подробней.

  1. Начинайте с малого: постепенно учите буквы и звуки в процессе прогулки. Нарисуйте палочкой на песке букву, потом слог. То же самое можно сделать из веточек или камушек. Интересно будет учиться читать крохе, угадывая знакомые буквы, а потом и слоги на вывесках. Покажите, что буквы и слова окружают нас везде.
  2. Чуть позже учебный процесс можно перенести в дом. Обустройте стул и стол для письма и чтения. Проследите, чтобы было правильное освещение. Приучайте постепенно ребенка убирать тетрадь, ручку или карандаш на место. Для книг нужна небольшая полка. Учите малыша убирать за собой и быть организованным. Все это необходимо делать в непринужденной форме. Сначала крохе хватит и 10 минут в день.
  3. Читайте с удовольствием сами. Развивайте в семье культуру чтения. Обсуждайте прочитанное с ребенком. Более маленькому задавайте вопросы: кто нарисован на картинке? О ком идет речь в сказке? Когда малыш подрастет, то можно задавать более сложные вопросы: почему поступил именно так герой сказки? А как бы ты сделал на его месте?
  4. Правильней будет начинать от простых слов к более сложным. Начните со слов, где слоги повторяются: ма ма, па па, ба -ба, дя дя. Потом переходите к сложным: кош ка, де ре во, де ти, ве тер.
  5. Приобретите несколько толковых учебников: букварь (автор Н. С. Жукова), Любимая азбука (Ирина Солнышко), буквари, авторами которых являются Н. Бетенькова, В. Горецкий, д. Фонин, Н. Павлова, магнитная азбука, кубики с буквами. Нарисуйте гласные буквы на карточках и разместите их по всей квартире. Постепенно ребенок запомнит их все. Затем меняйте их местами. То же самое сделайте потом с согласными.
  6. Азбуки и буквари требуют большей усидчивости, но и постепенно обучают ребенка не только буквам, но и слогам. Ассоциативное мышление поможет быстрее освоить алфавит: буква А альбом, Б белочка, В велосипед, а яркие картинки помогут более быстрому запоминанию.
  7. Повторяйте уже изученное. Уж если начали учиться, то делайте это систематически. Иначе никакого результата не будет. Находясь в очереди или в дороге, прочитайте вместе с ребенком небольшую книжку. Время быстрее пройдет, да еще и с пользой.
  8. Самое главное не заставляйте, не нервничайте и не применяйте насилие. Детство пора золотая, не забывайте об этом. Совсем необязательно: если нужно и хочется вам, значит, то же хочется и вашему ребенку.

Игровое видео Лунтик учит буквы и помогает подготовиться к школе. Вместе с ним, выполнив несколько интересных и разнообразных уроков, ребенок выучит буквы и алфавитный порядок.

Основные популярные методики

Есть множество различных школ, индивидуальных и авторских методик. Давайте остановимся на некоторых, которые действительно способны дать результат.

Кубики Зайцева

-научить-ребёнка-читать-по-слогам-в-домашних-условиях-методика-Зайцева.jpg

  • В отличие от традиционных букварей, этот способ позволяет осваивать не только отдельные буквы, но и сочетания согласных и гласных, отдельных букв, а также, употребление мягкого и твердого знака. Всего кубиков 52.
  • В процессе игры малыш может не только составлять различные слова, но и понять, что такое глухие и звонкие согласные. Кубики с изображениями согласных звуков наполнены деревяшками, а с изображениями звонких металлическими деталями.
  • В качестве приложения есть таблицы, на которых также есть слоги. Главное правило нужно не читать, а пропевать.
  • Кубики различаются по размеру: большие с изображением твердых сочетаний и согласных, а меньшие по размеру кубики с мягкими согласными.
  • Минус такой методики, судя по отзывам, в том, что уже в школе у ребенка могут возникнуть трудности с разбором слова по составу, а также, некоторые дети впоследствии просто глотают окончания. Ну а плюс: детки довольно быстро и в игровой форме осваивают алфавит и чтение по слогам.

Обучение чтению по Монтессори

-научить-ребёнка-читать-по-слогам-в-домашних-условиях-методика-монтессори.jpg

Весь процесс не совсем традиционен: сначала пишем, а потом учим букву, а затем и слог. Преимущество метода в том, что представлено все в виде игры. Сначала буквы заштриховываются и обводятся, а потом учится их произношение. Буквы вырезаются из шероховатой бумаги. Такую же букву можно начертить, например, на манке. Минус данной методики в том, что придется очень много приготавливать материала для обучения.

Возможно, вам будет интересноКак легко ребенку выучить таблицу умножения Супер способы

Динамические кубики Чаплыгина

-научить-ребёнка-читать-по-слогам-в-домашних-условиях-методика-чаплыгина.jpg

В набор входят 10 кубиков и 10 блоков, которые двигаются. Задача ребенка составить пару из гласной и согласной. Они изображены на каждой стороне кубика. Каждый динамический блок включает в себя согласную и гласную буквы.

Сначала рекомендуется составлять простые слова, а потом переходить к более сложным. Детям очень нравится одновременно и играть, и учиться. К тому же задействована моторика. К набору прилагается подробная инструкция.

Еще популярны Складушки и Теремки В. Воскобовича, а также Карточки Домана.

Ваш ребёнок не хочет учиться читать, а ему скоро в школу. Как научить ребёнка читать, при этом не отбив охоту учиться. Смотрите видео

Заключение

Надеюсь, что, после прочтения статьи, вопрос, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях, не будет вызывать у вас растерянности. И вы точно определите для себя, как организовать процесс обучения для вашего сына или дочки. Для того, чтобы вам был легче составить план действий, вот еще несколько рекомендаций:

  • Прежде чем начать обучение, убедитесь, что ребенок действительно готов к нему. Не заставляйте, старайтесь проводить обучение, особенно на начальном этапе, в игровой форме.
  • Несмотря на множество методик, прежде всего ребенку нужны счастливые и любящие родители. Если у вас налажен контакт с малышом, то любой способ обучения принесет результат.
  • Начинайте с малого, постепенно переходите к более трудному. Если начали обучение, то не ленитесь и не останавливайтесь, только тогда можно выучиться читать. Даже если все идет хорошо, не забывайте, что ваш любимый ученик всего лишь ребенок и иногда просто хочет поиграть или побегать.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Если статья вам понравилась, поделитесь ею в своих соц. сетях и напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.

8 правил, которые помогут научить ребёнка читать

Подайте пример

В семье, где есть культура и традиция чтения, дети сами потянутся к книгам. Читайте не потому, что это надо и полезно, а потому, что это в удовольствие именно вам.

Читайте вместе и обсуждайте

Вы читаете вслух, а затем вместе разглядываете картинку, поощряя ребёнка к взаимодействию с книгой: А кто это нарисован? А покажи у кошки ушки? А кто это рядом с ней такой стоит?. Детям постарше можно задавать более сложные вопросы: Почему он так поступил? Как ты думаешь, что будет дальше?.

Идите от простого к сложному

Начните со звуков, затем перейдите к слогам. Пусть первыми станут слова, состоящие из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, дя-дя, ня-ня. После них переходите к более сложным сочетаниям: ко-т, жу-к, до-м.

Покажите, что буквы есть везде

Сыграйте в игру. Пусть ребёнок найдёт буквы, которые окружают его на улице и дома. Это и названия магазинов, и памятки на инфостендах, и даже сообщения светофора: бывает, на зелёный загорается надпись Идите, а на красный Ждите столько-то секунд.

Играйте

И снова играйте. Складывайте кубики с буквами и слогами, составляйте слова, просите ребёнка прочитать вам какую-то вывеску или надпись на упаковке в магазине.

Используйте любую возможность для тренировки

Сидите ли в поликлинике в очереди или едете куда-нибудь, доставайте книжку с картинками и коротенькими историями к ним и предлагайте ребёнку почитать вместе.

Закрепляйте успех

Повторяйте знакомые тексты, ищите в новых историях уже известных героев. Зайчик-побегайчик встречается и в Теремке, и в Колобке.

Не заставляйте

Это, пожалуй, самое важное. Не отнимайте у ребёнка его детство. Обучение не должно идти через насилие и слёзы.

6 методик, проверенных временем

Азбуки и буквари

moOdlqW_1496414486-630x315.jpeg
katarina_rosh/livejournal.com

Традиционный, но самый долгий путь. Различие этих книг в том, что азбука закрепляет каждую букву мнемонической картинкой: на странице с Б будет нарисован барабан, а рядом с Ю юла. Азбука помогает запомнить буквы и нередко интересные стишки, но не научит читать.

Букварь последовательно учит ребёнка соединять звуки в слоги, а слоги в слова. Процесс этот непростой и требует усидчивости.

Авторских букварей сейчас довольно много. По книгам Надежды Бетеньковой, Всеслава Горецкого, Дмитрия Фонина, Натальи Павловой дети могут заниматься как с родителями до школы, так и в первом классе.

Родители сходятся во мнении, что одной из самых понятных методик для обучения дошкольников является букварь Надежды Жуковой. Автор просто объясняет самую сложную для ребёнка вещь: как буквы превратить в слоги, как прочитать ма-ма, а не начать называть отдельные буквы мэ-а-мэ-а.

Кубики Зайцева

kubiki_zajcev_1495804386-630x315.jpeg
igrushkinadom.com

Если при обучении по букварю ребёнок последовательно осваивает буквы и слоги, то в 52кубиках Зайцева ему даётся доступ сразу ко всему: отдельной букве или сочетаниям согласной и гласной, согласной и твёрдого или мягкого знака.

Ребёнок играючи усваивает различия глухих и звонких звуков, потому что кубики с глухими согласными заполнены деревяшками, а кубики со звонкими металлом.

Кубики отличаются и по размерам. На больших изображены твёрдые склады, на маленьких мягкие. Автор методики объясняет это тем, что, когда мы произносим на (твёрдый склад), рот открывается широко, ни (мягкий склад) губы в полуулыбке.

В комплект входят таблицы со складами, которые родитель пропевает (да-да, не говорит, а именно пропевает) своему чаду.

Ребёнок быстро осваивает складовое чтение с помощью кубиков, но может начать проглатывать окончания и столкнётся со сложностями уже в школе при разборе слова по составу.

Складушки и Теремки Вячеслава Воскобовича

Skladushki_Voskobovich_1496352701-630x322.jpeg
igrushkinadom.com

В Складушках Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.

Складушки хорошо подходят для детей, которые любят рассматривать картинки. Каждая из них повод обсудить с ребёнком, где котёнок, что делает щенок, куда полетел жук.

Обучать ребёнка по этим карточкам можно уже с трёх лет. При этом стоит отметить, что сам автор методики не считает необходимым Вячеслав Воскобович: Как сохранить в себе ребёнка? Играйте! форсировать раннее развитие.

Teremki_Voskobovich_1496352705-630x315.jpeg
igrushkinadom.com

Теремки Воскобовича состоят из 12деревянных кубиков-теремков с согласными и 12картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.

Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А и получается первый слог ма. Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым.

Начинать играть в теремки можно с двух лет. При этом родители не останутся один на один с кубиками: в комплекте есть пособие с подробным описанием методики и вариантами игр.

Динамические кубики Чаплыгина

Kubiki_Chapligina_1496384653-630x315.jpeg
umnitsa.ru

Пособие Евгения Чаплыгина включает 10кубиков и 10подвижных блоков. Каждый динамический блок состоит из пары согласной и гласной. Задача ребёнка покрутить кубики и найти пару.

На начальном этапе, как и при любой другой методике обучения чтению по складам, ребёнок составляет самые простые слова из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, ба-ба. Задействованная моторика помогает быстрее запомнить начертание букв, а поиск уже знакомых слогов превращается в увлекательную игру. К кубикам прилагается пособие с описанием методики и словами, которые можно составить.

Оптимальный возраст для занятий 45лет. Можно начать и раньше, но только в формате игры.

Карточки Домана

Doman_1495806873-630x315.jpeg
steshka.ru

Американский врач Гленн Доман предлагает обучать детей не отдельным буквам или даже слогам, а словам целиком. Родители называют и показывают ребёнку слова на карточках 12секунды. При этом от малыша не требуется повторить услышанное.

Занятия начинают с 15карточек с самыми простыми понятиями вроде мамы и папы. Постепенно количество слов увеличивается, уже выученные уходят из набора, а ребёнок начинает изучать словосочетания: например, цвет+ предмет, размер+ предмет.

Как же понять, что ребёнок понял и запомнил визуальный образ слова, если автор методики рекомендует начинать занятия с рождения? Стоит обратить внимание на важную деталь, которую упускают родители в попытке сделать чадо самым умным, самым развитым, самым-самым.

Гленн Доман в Гармоничном развитии ребёнка настоятельно подчёркивает, что не надо устраивать ребёнку тестов и проверок: малыши этого не любят и теряют интерес к занятиям.

Гленн Доман

Но учитывая, что родители не смогут не проверять, он советует при желании и готовности ребёнка сыграть в игру. Например, вы можете положить несколько карточек и попросить принести какую-то одну или указать на неё.

Сегодня психологи, нейрофизиологи Steven Novella, MD, Psychomotor Patterning и педиатры American Academy of Pediatrics The Doman-Delacato Treatment of Neurologically Handicapped Children сходятся во мнении, что метод Домана направлен не на обучение чтению, а на механическое запоминание визуальных образов слов. Ребёнок оказывается объектом обучения и почти лишён возможности познать что-то самостоятельно.

Стоит также добавить: чтобы перейти к этапу чтения по Доману, родителям надо заготовить карточки со всеми(!) словами, которые встречаются в конкретной книге.

6. Чтение по Монтессори

montessori_1495804387-e1496410949600-630x315.jpeg
howwemontessori.com

Чтение по Монтессори идёт от обратного: сначала пишем и только потом читаем. Буквы это те же картинки, поэтому сначала надо научиться их рисовать и только потом заниматься произношением и чтением. Дети начинают с того, что обводят и заштриховывают буквы и благодаря этому запоминают их начертание. Когда изучено несколько гласных и согласных, переходят к первым простым словам.

Много внимания уделяется тактильной составляющей, поэтому дети могут буквально потрогать алфавит, вырезанный из шершавой или бархатистой бумаги.

Ценность методики заключается в обучении через игру. Так, можно положить перед ребёнком шершавую букву и тарелку с манкой и предложить сначала обвести знак пальчиком, а затем повторить это на манке.

Сложность для родителей покупка или заготовка значительного количества раздаточного материала.

Выводы

В интернете и на плакатах, рекламирующих развивашки, вам будут предлагать суперсовременные методики обучения ребёнка чтению в три, два года или даже с рождения. Но будем реалистами: в год нужна счастливая мама, а не развивающие занятия.

Миф о том, что после трёх уже поздно, прочно закладывается в умы и сердца уставших родителей и активно подпитывается маркетологами.

Авторы методик все как один настаивают на том, что самый естественный процесс познания для ребёнка через игру, а не с помощью занятий, на которых родитель выполняет роль строгого контролёра. Главный ваш помощник в обучении любознательность самого ребёнка.

Одни дети будут заниматься полгода и начнут читать в три, другим надо подождать пару лет, чтобы научиться всего за месяц. Отталкивайтесь от интересов ребёнка. Если ему нравятся книжки и картинки, то придут на помощь буквари и Складушки. Если он непоседа, то в помощь кубики и система Монтессори.

В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Если ребёнок часто видит вас с книгой, у вас сложилась традиция читать перед сном, ваши шансы заинтересовать малыша чтением существенно возрастут.

Расскажите в комментариях, как учите читать вы и какие любимые книги у ваших детей.

10 лёгких и весёлых способов научить ребёнка считать

1. Чаще употребляйте цифровые примеры в речи

145652234-56a871363df78cf7729e1b1b_1569918152-e1569918173891-630x315.jpg
verywellfamily.com

К 35 годам малыш уже нарабатывает неплохой словарный запас и с любопытством относится к пока ещё непонятным словам. Чем чаще в вашей речи будут звучать числа (Пора просыпаться: уже восемь!, Мы ждём трамвай №3! А этот №11, он нам не подходит, Тебе три года, а Мише из садика уже четыре, Чтобы взять эту булочку, нужно отдать тёте 12рублей), тем больше внимания ребёнок будет им уделять, любопытствуя и пытаясь проникнуть в суть.

2. Считайте везде, где это только возможно

b3411fa7d31a03728e99009574d3c060_1569918308-e1569918365822-630x315.jpg
img.com

Можно пересчитывать ступеньки. Можно отсчитывать секунды до того, как откроются двери лифта. Можно использовать считалки перед началом любых дел: Раз-два-три ёлочка, гори, Раз-два-три-четыре-пять побежали. Это важно, чтобы малыш понял: цифры не нечто абстрактное, а часть повседневной жизни.

3. Включайте малышу песенки-считалочки с видеорядом

ade1367d91483440d9d503cde083cfc5_1569918538-e1569918553503-630x315.jpg
inlearno.ru

Это один из самых доступных, простых и весёлых способов познакомить ребёнка с цифрами, их порядком и простейшими правилами сложения и вычитания. Как ни удивительно это звучит, но эффективнее всего дети учатся математике, когда слышат привычную и понятную устную речь Transforming the Workforce for Children Birth Through Age 8: A Unifying Foundation .

На YouTube, например, уйма песен-считалок, которые можно включать малышу в поездке или напевать вместе в течение дня. Вот современная городская песенка-считалочка на русском языке:

А вот прекрасный англоязычный сборник для самых маленьких:

В общем, выбирайте, что понравится вашему малышу, и вперёд: смотреть, слушать и подпевать.

4. Связывайте цифры с развитием

istock-875205958_1569919533-e1569919550531-630x315.jpg
serpadres.es

Простейший пример отметки на игровом ростомере. Смотри, в прошлый день рождения твой рост был 92сантиметра, а сейчас уже целых 100! Давай померим тебя через месяц интересно, ты вырастешь до 101сантиметра? Дошкольник активно нащупывает своё место, себя в окружающем мире. Он уже осознаёт, что растёт. И цифры, растущие вместе с ним, вызывают естественный интерес как один из способов познания себя.

5. Играйте в сортеры

Сортировка один из важнейших математических приёмов. Мы отделяем чётные числа от нечётных, целые от дробных, простые от составных Естественно, до подобных понятий малышу ещё далеко, однако логике будущих арифметических действий его можно учить уже в 34года.

Для этого хорошо подходят игрушки-сортеры: с помощью отверстий разной формы ребёнок учится разделять разные геометрические фигуры.

HTB1OU.rNpXXXXb0apXXq6xXFXXXi_1516027463-e1516027535700-630x314.jpg

Но игрушками дело не ограничивается. Сортировка вполне доступна и в обычной жизни. Например, можно предложить трёхлетке разложить полотенца по стопкам: белые в одну, синие в другую. Для четырёхлетки задачу можно усложнить, предложив использовать сразу два разных способа сортировки: Ты не мог бы для начала отделить белые полотенца от синих, а затем положить все большие белые полотенца в эту корзину, а все маленькие в эту?

6. Стройте

cover_1440_5a3a0d5b32c755.77816166_1569923011-e1569923030532-630x315.jpg
1tulatv.ru

Малыши обожают возиться со всевозможными конструкторами из кубиков и блоков. И это желание можно использовать как способ обучения элементарной математике. Например, чтобы построить дом, понадобится четыре стены. А дыру в заборе вокруг дома (например, проделанную игрушечным трактором) можно закрыть одним блоком Ой, нет, одного блока не хватает! А сколько же надо? Ребёнок сам сообразит, что требуются два или три блока, и таким образом придёт к идее умножения предметов.

7. Купите ребёнку лего

5-3_1569919860-e1569919882846-630x315.jpg
эйнштейн.com

С помощью ярких пластмассовых кирпичиков, разделённых на разное количество одинаковых частей с округлыми шипами, дошкольник учится чувствовать длину: вот на этом блоке два шипа он короткий, а на том три, он длиннее. Лего помогает легко освоить сложение: ведь если длины кирпичика не хватает, его всегда можно удлинить, соединив с другим.

Но не сложением единым Вычитание, действия с дробями, квадрат числа, поиск среднего арифметического вот что можно изучить, забавляясь с лего. О нюансах лего-математики для самых маленьких Лайфхакер писал здесь.

8. Используйте мнемонические карточки

Это знакомые многим картонные картинки, где цифры изображены рядом с соответствующим количеством предметов. Например, 1 может изображаться рядом с яблоком, 2 с парой бананов, 3 с тремя вишенками и так далее. Основная цель таких карточек создать устойчивую связь между изображением цифры и её фактическим значением.

Хорошо, если подобные мнемонические элементы будут встречаться малышу как можно чаще. Например, карточки на магнитной основе можно повесить на намагниченную доску детского мольберта либо на холодильник. Время от времени, не надоедая ребёнку, важно вместе с ним пробегаться по карточкам, считая от1 до9 и обратно. Это закрепляет в памяти последовательность счёта и понимание, что именно скрыто за абстрактными и пока непонятными малышу словами типа два, три или девять.

magniti_zaglavnay_1516028092-e1516028168387-630x313.jpg
drofa-media.ru

Ну а чтобы малышу и самому было интересно возиться с карточками, есть модели с секретом. Например, раздвигающиеся.

9. Считайте по методу Монтессори

Легендарный педагог Мария Монтессори в своей книге Мой метод. Руководство по воспитанию детей от3 до 6лет рассказывала, что едва ли не лучшие результаты в обучении дошкольников счёту показывали занятия с деньгами (или их муляжами).

Мария Монтессори

На следующих этапах подключаются математические игры с другими предметами. Например, яблоками: их ребёнку предлагается подсчитать и раздать поровну всем присутствующим детям). Или, положим, чашками, когда малыша просят: Мы сейчас будем пить чай, принеси столько чашек, чтобы хватило всем (то есть ребёнку приходится для начала подсчитать число присутствующих, а затем принести необходимое количество утвари).

HTB1JhGWMpXXXXb3XFXXq6xXFXXXq_1516028249-e1516028903272-630x315.jpg

Также Монтессори считала необходимым связывать математику с ощущениями. Это может выглядеть так. Предложите ребёнку несколько ярко окрашенных палочек разной длины (их можно просто высыпать на стол) и попросите на глаз выбрать самую длинную. Когда малыш сделает выбор, спросите, уверен ли он, что его палочка чемпион? Для проверки последовательно сравните её с другими, оставшимися в общей куче. Хорошо, если на каждой из палочек будет обозначена её длина в виде заметной цифры: 1, 2, 3, 4, 5сантиметров и так далее. Так ребёнок научится чувствовать длину.

10. Используйте методику Глена Домана

281474989697901_843a_1569919990-e1569920005108-630x315.jpg
2gis.com

Американский врач Глен Доман полагал, что мозг маленького ребёнка гораздо мощнее, чем принято считать: он способен моментально анализировать и воспринимать огромные потоки информации, даже если взрослым кажется, что малыш ничего не понимает.

Методика Домана основана примерно на том же принципе, что и мнемонические карты: на установке связи между числами и тем, что они обозначают. Для старта Доман предлагал родителям изготовить карточки из картона: на одной их стороне пишется число (в случае 23-летних малышей от1 до10), на противоположную наносится соответствующее количество хорошо различимых точек.

По мнению Домана, заниматься математикой нужно, когда у ребёнка хорошее настроение.

Для занятия хватит буквально пары минут. Покажите малышу карту с одной точкой и внятно произнесите: Один. Затем перейдите к карточке два и так далее. Не задерживайтесь: на демонстрацию одной карточки должно уходить не больше времени, чем на произнесение соответствующей цифры.

В первые занятия ребёнок должен просто наблюдать. Не надо просить его повторить или выполнить иные действия. После показа всех карточек обязательно скажите малышу, как вы его любите, как вам нравится его учить, погладьте по голове, обнимите и по возможности угостите чем-то вкусным: физическое поощрение важная часть методики Домана.

На паре первых уроков карточки должны следовать одна за другой в чётком цифровом порядке от1 до10. Начиная с третьего или четвёртого их можно тасовать, как колоду. И не забывайте: показываем быстро, хвалим щедро. Это позволит ребёнку, не заскучав в процессе обучения и даже получив от него удовольствие, прочно усвоить связь между цифровыми символами и количеством.

Что дальше

С помощью перечисленных выше методик малыш сможет играючи научиться считать до10 и в обратном порядке, а также выполнять простейшие арифметические действия: складывать и вычитать. Ему это будет даваться легко, ведь он оперирует не непонятными символами, а скрывающимся за ним смыслом количеством предметов. Для ребёнка 45лет такой уровень математических познаний вполне достаточен.

Следующая ступень последовательно учиться считать до20, затем до100, знакомиться с более сложными операциями: умножением и делением. Однако и на высших ступенях важно следовать ключевому принципу: математика не должна превращаться в тяжкую повинность. Чем больше в счёте будет радости и игры, тем проще и легче ребёнку (а затем и подростку) будет даваться общение с цифрами.

Методики обучения чтению, их плюсы и минусы

Существуют десятки методик, по которым можно научить ребенка читать. Мы коротко расскажем о нескольких самых популярных, обозначим не всегда очевидные плюсы и минусы.

Чтение по слогам (фонетический метод)

Классическая методика, которой пользуются в детских садах и начальной школе. Сначала ребенок учится произносить звуки (фонетика) и буквы, затем объединять их в слоги и целые слова.

Типичный арсенал: азбука, букварь, карточки с буквами и слогами.

  • + Ребенок с легкостью слышит звуки в словах и произносит их, избавляется от дефектов речи в случае, если они у него есть.
  • — Метод не подходит для младших дошкольников (3-4 года) и детей помладше, т.к. требует определенного уровня знаний и занимает много времени.

Кубики Зайцева

На специальных кубиках ребенок видит все частоупотребляемые слоги, одиночные буквы и пары из согласной буквы и твердого или мягкого знака.

Каждый кубик имеет определенный размер, цвет, звучание, чтобы ребенок вместе с буквами и складами запоминал их характеристики. К примеру, железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные глухие, на больших кубиках размещены твердые гласные, а на маленьких мягкие.

  • + Методика не привязана к возрасту, обучение проходит в виде игры, которая развивает музыкальный слух, мелкую моторику и др.
  • — У кубиков Зайцева есть недоработки, которые ведут к тому, что дети проглатывают окончания слов и неправильно понимают фонетический состав слова (в школе им приходится переучиваться).

Карточки Глена Домана (чтение целых слов)

Способ заключается в том, что ребенку уже с грудного возраста начинают показывать карточки с картинками и словами, внятно проговаривая их. Дети воспринимают слова не по частям, а как цельные единицы.

  • + Возможность начать обучение с раннего детства, развитие феноменальной памяти.
  • — Побочный эффект методики Глена Домана проблемы с грамотностью, трудности при разборе слов по составу.

Методика Марии Монтессори

Ребенок играет с буквами из шероховатой бумаги, которые наклеены на картонные таблички.

Он повторяет за взрослыми звук, а потом пальчиком обводит контур буквы. Затем из букв в специальные рамки складываются слова и фразы.

  • + Игровое обучение, развитие мелкой моторики.
  • — Методика требует материальных затрат и больше рассчитана на групповые занятия.

Какую методику выбрать?

Пробуйте разные подходы, чтобы найти свой. Но помните, что какую бы методику вы ни выбрали, нельзя сводить обучение к строгим урокам. Пусть это будет увлекательная игра, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для ребенка будет ассоциироваться с удовольствием, а не мукой.

Учимся читать играючи

Занимательные игры помогают детям научиться читать легче и быстрее, чем целенаправленные занятия.

Держите на заметку несколько нескучных активностей и просто играйте с ребенком.

Живые буквы

Видеть и читать буквы интересно, брать буквы в руки еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, создавайте буквы вместе с ребенком: лепите их из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из теста буквы-печеньки.

Упражнения в игровой форме

Команда ЛогикЛайк регулярно создает интересные задания для развития у детей логического мышления и других важнейших способностей.

Есть у нас и авторский набор упражнений, которые помогут ребенку с интересом развить навыки чтения:

  • изучать буквы и звуки;
  • научиться читать по слогам;
  • читать целыми словами.

Настольные игры

Карточки с буквами, слогами и словами это занимательно, но ещё сильнее ребенка увлекают развивающие настольные игры на чтение, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как Зверобуквы и Читай-хватай.

Тайные письма

Попробуйте писать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы ему захотелось на них ответить. Можно приобрести в книжном и готовые материалы для таких писем.

Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению

Упор на запоминание букв, а не звуков

Казалось бы, что плохого в том, чтобы запомнить букву В как [вэ], а букву М как [эм] или [мэ]? Но когда вместо метро, ребенок скажет мэетэрэо, ошибка станет очевидна. Необходимо учить ребенка называть буквы только соответствующими им звуками: В [в], М [м] и т.д.

Изнуряющие занятия

Дети 3-4 лет не могут долго быть внимательными, поэтому им будет достаточно 10-минутного занятия. С ребятами 5-6 лет оптимально заниматься по 15-20 минут. Если видите, что ребенок стал рассеянным, занятие стоит прекратить.

Психологическое давление

Тебе уже 5 лет, а ты все еще не умеешь читать! Как же тебя в школу возьмут? Запугивания лишь отобьют у ребенка желание заниматься. Или вовсе вызовут страх перед чтением.

Английский писатель Эйдан Чамберс в своей книге Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем писал, что маленького читателя важно хвалить за каждое достижение. Вот он подошел посмотреть на книжки, взял одну из них, а потом вдруг решил переключиться на другую. И каждый из этих шагов важен.

Отсутствие у родителей привычки читать

Дети во всем стараются подражать взрослым. И если они видят, что мама или папа садятся за книгу, им непременно захочется ее почитать. Поэтому важно, чтобы в семье существовала культура чтения.

Как развить живой интерес ребенка к чтению и учебе вообще?

Читайте книги вместе с ребенком

Обсуждайте и пересказывайте их содержание, чтобы ребенок понимал и запоминал текст. Можно зачитывать вслух интересные отрывки из книг и предлагать ребенку узнать, о чем речь пойдет дальше, дочитав книгу самостоятельно.

Покажите детям, что чтение это ключ к двери, за которой кроется множество волшебных миров. Увлеченный книгами ребенок будет с интересом учиться и узнавать новое каждый день. Будьте для ребенка наставником, который всегда поддержит и даст совет.

Источники:

  • http://rastishka.by/articles/kak-nauchit-rebenka-chitat-v-3-goda-plyusy-i-minusy/
  • https://algebrazhizni.ru/kak-nauchit-rebyonka-chitat-po-slogam-v-domashnix-usloviyax/
  • https://Lifehacker.ru/kak-nauchit-rebyonka-chitat/
  • https://Lifehacker.ru/kak-nauchit-schitat/
  • https://logiclike.com/kak-nauchit-rebenka-chitat

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит