Маленький ребенок кричит от обиды, плачет от боли и испуга, начинает драться, когда злится то есть выражает свои чувства действиями и яркими эмоциями, а не словами. Ведь намного легче поддаться порыву начать что-то делать, чем формулировать и объяснять окружающим, что он испытывает при обиде или страхе. Взрослые могут научить малыша говорить о своих чувствах, чтобы избежать последствий драки или истерики.
Почему важно уметь выражать эмоции словами
Чувства осознать сложно, особенно для ребенка. 3-4-хлетний малыш скорее заплачет, чем скажет, что ему обиден запрет мамы на еще одно лакомство, а младший школьник рассердится, не понимая, почему из-за срочной работы родителей семья не пошла в долгожданный аквапарк.
Перед взрослыми стоит нелегкая задача разъяснить, как выразить словами абстрактные чувства. Рассказать словами о грусти, испуге, волнении ребенку чаще всего не под силу. Однако, чем раньше мама и папа начнут учить выражать эмоции с помощью слов, тем меньше агрессивных действий, истерик и плача испытает малыш в своей жизни.
Проговаривание помогает успокоиться. Если ребенок, прежде чем ударить обидчика, скажет: Я сердит на тебя, возможно, драки и не произойдет. Но как же трудно сдерживать желание дать лопаткой по рукам в ответ на разрушенную башню в песочнице!
Малыш, научившийся говорить о своих эмоциях, развивает свой ум, поскольку определить, какое чувство овладело им и назвать его, довольно сложно. Еще один плюс такого умения формирование уверенности в себе, сдержанности и толерантности.
Понятные слова, обозначающие чувства
Самых маленьких можно научить использовать в речи слова, которые передают самые простые и яркие чувства счастье, грусть, страх. По мере взросления в активном словаре могут появиться слова, характеризующие разочарование, раздражение, нервозность.
Как действовать взрослым? Конечно, не стоит разъяснять абстрактные понятия, когда ребенку хочется играть или рисовать. Но при просмотре мультфильма или обсуждении прочитанной сказки можно обратить внимание на состояние персонажа, его чувства и эмоциональное поведение.
Если родители чаще проговаривают, какие чувства может испытывать собеседник или партнер по игре, ребенок постепенно научится эмпатии. Малышу, привыкшему ко всеобщему потаканию его капризам дома, удивительно узнавать, что его ровесники, так же, как и он, испытывают чувства им бывает больно, обидно, радостно, грустно. Мама, замечая, что ситуация на детской площадке становится угрожающей, может напомнить ребенку, как ему было больно, когда его толкнули и он упал. Так же больно может быть Кириллу, не обижай его!, скажет мудрая родительница.
Проговаривание чувств в повседневной жизни
Самый лучший способ чему-то научить малыша подать пример. Модель поведения с проговариванием того, что чувствует в данный момент человек, станет образцом для ребенка. Сказать: Мне больно от того, что ты нагрубил бабушке. Думаю, что она чувствует обиду на тебя будет эффективнее, чем просто ругать маленького грубияна и говорить, что так делать нельзя.
Родителям следует интересоваться, какие чувства кроха испытывает в определенной ситуации. Если выразить словами охватившие его эмоции трудно, можно предложить выбрать соответствующее настроение из изображений-смайликов. Важно не просто найти подходящую картинку, но и проговорить, что смайлик обозначает, почему вдруг возникла ситуация, вызвавшая это чувство.
Фразы ты сердишься, потому что никак не получается собрать пазл, ты, наверное, счастлив, что наконец-то сходил в зоопарк подскажут малышу, какие слова в похожих ситуациях он скажет, чтобы выразить чувства.
Способы справляться со своими чувствами
Детям важно понимать, что конфликты всегда можно решить с помощью слов, а от грусти поможет душевный разговор с родными. Умные родители будут поощрять желание рассказать об эмоциях, владеющим ребенком, прежде чем он направит агрессию на окружающих. Помогает своеобразный тайм-аут, когда мама просит малыша пойти в другую комнату и немного успокоиться.
После этого обязательно надо пообщаться с ребенком, попросить его рассказать, что он чувствовал.
Малыш, расстроившийся из-за нежелания друга играть с ним, должен знать, что родные готовы поговорить об обиде, нахлынувшей на него, и всегда подскажут, как справиться с этим.
Закрепление умения выражать чувства словами
После сложного разговора о чувствах ребенку требуется похвала за усердие и умение сдерживаться. Малыш, попросивший прощения у бабушки, за то, что обидел ее, заслуживает добрых слов от родителей.
Не должны оставаться без внимания и словесные выражения позитивных чувств восторга, счастья. Слова поддержки от мамы и папы значимы и в момент грусти, и в момент радости.
Модель поведения взрослых образец для ребенка
Нельзя, чтобы слова родителей о необходимости сдерживании негатива не совпадали с их собственным выражением эмоций. Раздраженный отец, управляя автомобилем в пробке и открыто демонстрируя агрессию по отношению к другим участникам движения, вряд ли сможет позже авторитетно заявлять ребенку о том, как важно говорить об эмоциях, а не бросаться в драку.
Если малыш замечает, что мама грустит, но о своих переживаниях не делится с ним, будет ли он впоследствии искренен с нею?
Обучающие моменты
Проговаривать чувства нужно уметь и малышу, и младшему школьнику, и подростку. Чтобы ребенок стал успешным взрослым, на протяжении всего детства родителям предстоит учить его выражать эмоции словами. Обучающие моменты, которые помогают в обучении, случаются часто, причем ситуации могут быть разными: ссора на прогулке (негативные чувства), огромный торт на дне рождения (счастливые эмоции).
Мудрость взрослых в том, чтобы использовать подходящий момент пика проявления того или иного чувства для разговора об этом и правильно сделанных выводах.
Называйте чувства и эмоции ребёнка
Формируйте у ребёнка словарик эмоций, чтобы он мог сказать:
Я так рад! Я злюсь! Я боюсь. Мне одиноко. Я грущу. Я беспокоюсь. Я скучаю. Я волнуюсь и т.д.
Разрешайте ребёнку испытывать эмоции
Не запрещайтеребёнку испытывать любые его эмоции. Ведь запрещая, мы учим ребёнка их подавлять. Но при этом они никуда не денутся, а будут создавать в нём тревогу,напряжение и агрессию.
Помните, что нет плохих и хороших эмоций. Есть приятные и неприятные. И каждая эмоция может быть в отдельном конкретном случае полезна.
Покажите ребёнку, как выражать эмоции
Расскажите и покажите ребёнку, что он может выражать эмоции разными способами:
✓ Сказать вам про них: Мне грустно, мне смешно .✓ Нарисовать их.✓ Слепить из пластилина или из песка.✓ Через физические действия: попрыгать, побегать, потанцевать.✓ Написать о том, что он чувствует.✓ Рассказать через игру.
Назовите чувства ребёнка, которые он сейчас переживает:
Ты очень скучаешь по папе. Понимаю, тебе это обидно. Я вижу, как тебе приятно. Я понимаю, тебе сейчас грустно. Похоже, ты очень разозлился.
Будьте примером для ребёнка говорите ему о том, что чувствуете. Рассказывайте ему о своих эмоциях и чувствах. Ведь дети смотрят на нас и учатся.
Также старайтесь меньше говорить и больше слушать ребёнка. И слушать необходимо очень внимательно! Помните, что у вас целых ДВА уха, и только ОДИН рот, а не наоборот))
Сочувствуйте ребёнку
Принимайте чувства ребёнка, сочувствуйте и поддерживайте его. Объясняйте и предлагайте варианты решения возникшей ситуации:
Извини меня, я не хотела тебя обидеть, давай обнимемся. Давай подумаем, что можно сделать. Понимаю, как тебе обидно.Папа очень любит тебяи не даёт тебе (сладкое, игрушку и т.д.), т.к. это вредно для тебя. Предложи мальчику поменяться. Я вижу, ты хочешь побыть одна. Приходи, когда будешь готова снова играть вместе. Мне тоже было бы обидно, Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ.
Вариантов таких поддерживающих фраз бесконечное множество, но главное в них это сочувствие, принятие, поддержка и УВАЖЕНИЕ к чувствам ребёнка.
И это совсем не значит, что вы должны во всём ему уступать и идти на поводу. Вы можете придерживаться своей линии поведения, и при этом принимать чувства ребёнка и помогать ему их проживать.
Примеры диалогов с ребёнком
Диалоги, приведённые ниже, создают безопасное пространство, в котором ваш ребёнок научится лучше понимать себя и других, а также будет чувствовать вашу поддержку и принятие.
Давайте разберём конкретные ситуации.
Пример 1. Вы видите, что ребёнок обижается
Вместо такихобидных фраз, как: перестань обижаться, на обиженных воду возят, да ладно, ерунда какая, я тоже на тебя обижусь и т.д., ОЗВУЧЬТЕ чувство ребёнка: Я вижу, что ты обиделся на меня (папу, бабушку, мальчика).
Далее, объясните ребёнку, ПОЧЕМУ он это чувствует:
Потому что я так строго тебе сказала и стало неприятно; Потому что папа не дал тебе, чего ты хотел; Бабушка пошутила над тобой и тебе это не понравилось; Мальчик не дал тебе игрушку и т.д
Научите ребёнка тому, как он может сказать о переживании своими словами: Ты можешь сказать: Я обиделся на тебя и тогда мне будет понятно, что с тобой.
Пример 2. Вы видите, что ребёнок злится
Вместо: хватит злиться, злиться нельзя, фу какая ты некрасивая, когда злишься, хорошие девочки не злятся, злюка, иди злиться в свою комнату и т.д., скажите:
Я вижу, ты сердишься на сестру, потому что она сломала твой домик Конечно, это неприятно, когда то, что ты строишь, ломают. Ты можешь сказать сестре: Я злюсь на тебя, так делать нельзя!. Давай подумаем, как это можно исправить.
Пример 3. Вы видите, что ребёнок капризничает
Вместо: хватит ныть, рот закрой, надоела уже, ну что тебе еще нужно, я тоже устала, прекрати сейчас же, скажите:
Я вижу, что тебя что-то беспокоит. Возможно, ты устал или не выспался, или голодный? А может быть, тебе хочется моего внимания? Ты можешь сказать: Мама, мне грустно, обними меня, я хочу твоего внимания. Иди ко мне.
Я понимаю, ты расстроился, потому что не хотел уходить с площадки. Давай мы вечером снова придем сюда. А сейчас, по дороге домой поиграем в игру кто больше увидит красных машин.
Пример 4. Вы видите, что ребёнок боится или волнуется
Вместо: трусишка, это совсем не страшно, не придумывай всякую ерунду, скажите:
Я вижу, ты немного боишься, потому что в комнате темно. Расскажи мне, что тебя беспокоит (слушаете). Давай подумаем, что можно сделать. Оставить тебе ночничок и открытую дверь в комнате? Я могу с тобой посидеть.
Я вижу, что ты волнуешься, потому что никогда здесь раньше не был. Все будет хорошо. Давай я тебе сейчас подробно расскажу, что будет происходить и тебе это поможет.
Смотрите запись инстаграм-эфира на тему Как развивать эмоциональный интеллект ребёнка
P.S. Как всегда, я буду рада вашим комментариям и вопросам ниже. И, если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
Если вы хотите наладить отношения с вашим ребёнком и воспитывать его без криков и наказаний, приглашаю вас на мой бесплатный онлайн-курс, который состоится уже совсем скоро. Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.
К чему может привести неумение выражать эмоции
Если научиться распознавать свои эмоции и управлять ими, можно добиться больших успехов в социальном аспекте. Умение общаться с людьми очень важно для построения отношений и развития гармоничной личности, но интеллект здесь не играет основополагающей роли. Если не развивать эмоциональные способности, человеку во взрослой жизни будет сложно оценить различные ситуации и принять верное для себя решение. Таким людям тяжело отказаться от хочу в пользу надо. Тем, кто с детства не научился контролировать свои эмоции и управлять ими, тяжело заниматься рутинной, однообразной работой. Они не умеют себя контролировать в стрессовых ситуациях, часто выплескивают негатив и агрессию на окружающих. Могут возникнуть проблемы с выражением собственных желаний, с окружающими будет сложно найти общий язык.
Становление личности и характера начинается в самом раннем детстве, поэтому родители должны научить детей распознавать свои эмоции и контролировать их.
Как распознать свои подлинные эмоции
Эмоциональный интеллект это умение распознавать, какие эмоции человек ощущает в конкретный момент. Проблема распознавания своих эмоциональных ощущений, на самом деле, очень серьезная, особенно в нашей стране, где до сих пор у многих осталась советская привычка держать все переживания в себе. Связано это с тем, что взрослые стараются скрыть свои эмоции, а дети перенимают поведение родителей.
Обратите внимание, как часто маленькому мальчику, который расстраивается и плачем, родители говорят: Ты же мужчина, тебе нельзя плакать!.
Тем самым взрослые подавляют эмоции в малыше, и в следующий раз, вместо того, чтобы выплеснуть обиду или злость наружу, он будет терпеть и сдерживаться. Ребенок должен понимать, какие эмоции он переживает, чтобы научиться ими управлять. Например, малыш не может справиться со злостью он ломает игрушки, кидает книги, кричит и закатывает истерики. И происходит это не потому, что маленький человек растет с плохим характером. Он просто не понимает, что в данный момент злится.
Все люди испытывают в разные периоды своей жизни целую палитру эмоций:
- радость;
- разочарование;
- обиду;
- грусть;
- злость;
- умиление, и т.д.
Ребенку нужно демонстрировать с помощью наглядных примеров, какими могут быть мимика и жесты, когда кто-то испытывает ту или иную эмоцию. На помощь придут мультфильмы, книги с иллюстрациями, поведение других людей, за которым можно понаблюдать и проанализировать вместе с малышом, что чувствует этот человек в данный момент.
Посмотри, дядя нахмурил брови, а лицо у него рассерженное. Как ты думаешь, он злится?
Эта девочка идет и улыбается, как считаешь, она испытывает радость?
Для ребенка очень важно получить искреннее сочувствие родителей, понять, что они переживают с ним его собственные эмоции. Например, малыш потерял свою любимую игрушку. Не стоит говорить: Ничего страшного, у тебя ведь много мягких игрушек, выбери другую, Пойдем в магазин, купим тебе нового зайца. Ребенку нужно пережить эмоцию, поэтому бросаться решать проблему взрослым точно не нужно, так же как игнорировать ее.
Маленький человек плачет, значит, есть причина его слез. Задача взрослых посочувствовать, успокоить, обнять, выслушать, чтобы в следующий раз дочь или сын пришли за помощью именно к вам, родителям. Таким образом формируются доверительные отношения между мамой/папой и детьми.
Нужно уметь слушать ребенка, это очень важно. Задавайте ему наводящие вопросы, уточняйте, правильно ли его поняли, стройте конструктивный диалог, спрашивайте, что он чувствует в данный момент. Родителям нужно показать, насколько глубоко они сопереживают сыну или дочери. Ребенок имеет право на свои эмоции вот что должны усвоить родители в первую очередь.
Я вижу, что тебе очень обидно, дорогой. Это действительно может обидеть, и я понимаю тебя, родной.
Способы развития эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект развивается с помощью совместного творчества. Вместе с малышом лепите, рисуйте, делайте различные поделки, вовлекая в процесс эмоции: ежик из пластилина улыбается, потому что нашел яблочко, нарисованная девочка плачет, потому что потеряла мячик, и т.д. Пускай ребенок изобразит злую кошку. Следующим этапом может быть изучение оттенков эмоции: разъяренная кошка, сердитая, негодующая.
Помогает в распознании эмоций совместное чтение книг. Обсуждайте прочитанное, задавайте наводящие вопросы, внимательно слушайте ответы малыша, уточняйте, что, по мнению сына или дочери, чувствует главный герой книги. Обратите внимание на произведение В. Шиманских Что такое эмоции и как с ними дружить. Главные герои книги забавные Монсики, смешные существа, которые научат ребят, как справляться с различными эмоциями: злостью, гневом, разочарованием, безмерной радостью, волнением, яростью, обидой, страхом и т.д.
Ребенок должен уметь проговаривать свои эмоции, чтобы взрослые смогли его услышать и понять. Малыш обращается к самым близким людям, своим родителям, когда переживает сильные жизненные ситуации. Возможно, он боится предстоящего экзамена, испытывает страх перед обидчиком, пугается темноты. Важно научить маленького человека проговаривать то, что он чувствует, чтобы в будущем ему не пришлось применять физическую силу в непонятной ситуации. Пока мальчик или девочка проговорят свою эмоцию, выслушают мнение взрослых, вместе найдут решение проблемы, они остынут и смогут спокойно найти выход из ситуации.
Можно попереживать и ничего не предпринять или принять какое-то решение. Но ребенок должен четко понимать, что у него есть время на то, чтобы распознать свое чувство и подумать, что предпринять в создавшейся ситуации. Родители при этом должны быть рядом, вместе пережить эмоцию малыша и просто посочувствовать для маленьких и больших детей это очень важно.
Чаще хвалите сыновей и дочерей, говорите, какие они молодцы, как вы гордитесь ими. Критикуйте не ребенка, а его поведение. И не забывайте следить за собой, ведь если взрослые недовольны своей жизнью, ребенок обязательно будет копировать ваше поведение. Учите детей радоваться каждой минуте, чаще улыбайтесь, получайте позитивные эмоции из любой мелочи. Все, что происходит вокруг, должно доставлять радость, а не разочарование.
Игры на изучение эмоционального выражения
Дети познают мир посредством игр и развлечений. Что могут предложить родители:
- Вырежьте фигурки, на лицах которых будет изображена какая-то эмоция: злость, радость, обида, страх. Расскажите ребенку, что переживает каждый персонаж: фигурка плачет, она расстроена, или она злится на кого-то, радуется, и т.д.
- Привычная игра с мягкими игрушками или куклами может превратиться в ролевую игру, если добавить в нее эмоции.
- Пускай в игрушечный мир ворвется злобный персонаж, и тогда мишки, зайки, собачки будут переживать, волноваться, прятаться, пытаться сделать отрицательную игрушку доброй.
- Покажите без слов радость, злость, обиду, гнев. Пускай дочь или сын угадают, какую эмоцию вы показываете.
Если ребенок вот-вот устроит истерику, предложите ему немного потанцевать или побегать. Если захочет поплакать, сделайте с ним вместе несколько глубоких вдохов-выдохов. Будьте рядом и помогайте малышу справиться со своими эмоциями, чтобы в дальнейшем ему было проще разобраться со своими чувствами и принимать верные решения, а не прятаться в себя или решать проблемы с помощью физической силы.
1. Научитесь понимать собственные эмоции
Внашей культуре непринято делиться чувствами ипереживаниями, проговаривать всё сблизкими, что является частой причиной недопонимания исложностей вотношениях. Чтобы помочь ребёнку вбудущем строить более счастливые отношения, надо начать ссебя. Первый шаг завести привычку прислушиваться ксебе, ксвоим чувствам иопределятьих. Что там, внутри, происходит? Как это можно назвать?
Очень важно отличать одно эмоциональное состояние отдругого, понимать, как меняется настроение втечение дня, быть своего рода наблюдателем, подмечая иосознавая причины тех или иных эмоциональных реакций.
Следующий шаг давать чувствам названия. Хорошо, если ввашем словаре много слов, обозначающих эмоциональные состояния, ноесли вынеможете найти подходящее слово подберите метафору или придумайте своё название, как встихотворении Виктора Лунина Упапы настроение зазавтракомчитальное, умамы настроение напапуобижальное.
Ксчастью, сегодня совсем необязательно пользоваться старомодным Дорогой дневник, чтобы отслеживать свои состояния. Самый простой способ поставить втелефоне напоминания накаждые два часа ипонапоминанию уделять буквально пять минут осознанию эмоций. Что происходит? Что ячувствую? Чем вызвано моё состояние? Есть множество приложений, которые сами будут присылать уведомления, задавать наводящие вопросы ипомогать рефлексировать.
- Zenify сборник упражнений, которые помогут развить осознанность. Настраиваете расписание, как часто приложению нужно напоминать осебе, ивыполняете простые, ноочень полезные задания. Например, послушать короткий музыкальный отрывок ипроанализировать, какие чувства онвызывает.
- Jour электронный ежедневник сзапасом наводящих вопросов. Можно просто регулярно вести его, настроить уведомления, выполнять разработанные психологами задания посамоанализу ирефлексии.
- Stoic умный дневник. Оннепросто напоминает, что настало время написать пару строк особственном самочувствии, ноипредлагает несколькотем. Современем программа учится, анализирует настроение ипривычки пользователя, наоснове чего выдаёт статистику ипредлагает персонализированные вопросы.
Ловушка классического дневника люди пишут внего только вопределённом настроении. Витоге могут получиться очень монотонные записи, как будто мывсегда водном состоянии. Когда человек вгневе сжимает кулаки или стискивает зубы, врядли онзадумается отом, что чувствует, ипобежит записывать это вдневник. Авот зазвонил телефон исразу напомнил: чтоже это такое свами происходит?
2. Говорите освоих чувствах (это совсем нестрашно)
Итак, выумеете определять свои эмоции, увас богатый эмоциональный словарь. Нокак ихвыразить? Аесли эмоция неочень (или очень) неприятная? Стоитли? Стоит, потому что эмоция всё равно проявится вваших действиях, словах, реакциях илюбая попытка скрыть еёдаст ребёнку лишний повод сомневаться всвоей способности понимать ичувствовать другого, атакже доверять своим чувствам. Инестоит имитировать чувства иэмоции, которыхнет. Лукавство будет разоблачено.
Типичная ситуация: ребёнок приходит изшколы, ародители расспрашивают, как дела, потому что надо спросить. Адействительноли имэто интересно? Ахочетли обэтом говорить ребёнок? Когда мыупускаем извиду эмоциональную составляющую, получается неочень приятная ситуация. Дети сразу чувствуют двойное дно: вроде испрашивает, нокак-то безлично, как будто идела-то никакого нет доэтих школьныхдел. Втаком случае ребёнок бросит Всё норм иуйдёт ксебе вкомнату.
Гораздо лучше говорить искренне:
- Вот тыпришёл изшколы такой румяный, взъерошенный, мне очень любопытно, что утебя произошло задень.
- Вижу, тысерьёзно чем-то озадачен. Меня тревожит твоё состояние. Нехочешь рассказать, что случилось?
- Слушай, тытакой вдохновлённый сегодня! Немогу удержаться отвопроса: чтоже такого было вшколе?
Еслиже покакой-то причине вынеготовы кразговору так бывает, честнее сказать обэтом иотложить все вопросы напотом. Вань, явижу, тыхочешь сомной поделиться, ноуменя сейчас такое состояние (явозбуждён, подавлен, озадачен итак далее), что врядли ямогу быть хорошим собеседником. Давай поговорим через пару часиков. Сказать ребёнку осебе, освоих чувствах это очень важно, через это онучится быть внимательным кэмоциональному состоянию другого, аещё говорить очувствах.
3. Минимизируйте оценочные суждения
Поводов для беспокойства иувзрослых, иудетей сегодня предостаточно, ноглавный стрессовый фактор это, пожалуй, внешняя оценка, скоторой можно столкнуться где угодно. Иречь нетолько онегативе. Даже кажущиеся положительными Молодец или Какой тыуменя умничка только усугубляют ситуацию, поскольку формируют зависимость. Каждый раз, когда ребёнок будет что-то делать, онбудет внапряжении вожидании этой оценки.
Конечно, мынеможем полностью освободиться отэтого. Зато внаших силах сформировать уребёнка понимание, что любое суждение это субъективное мнение другого человека. Укаждого своё видение, своё восприятие мира иокружающих.
Важно, чтобы уребёнка повсем вопросам была собственная позиция: так онбудет меньше зависеть отдругих людей
Роль родителей здесь задавать наводящие иуточняющие вопросы, неговорить догмами, давать возможность порассуждать.
Совсем необязательно вовсём соглашаться сребёнком. Увас другое мнение? Так иговорите! Знаешь, яуслышал твою точку зрения, ноятак недумаю. Уменя вот такие аргументы Нопри этом недавить иненастаивать, просто делиться позицией.
4. Помогайте ребёнку справляться ссильными эмоциями
Одыхательных упражнениях идругих тактиках управления эмоциями обычно говорят вконтексте сильного волнения, страха идругих негативных переживаний. Ноисинтенсивной радостью важно уметь справляться. Например, уребёнка день рождения. Утром онполучил отродителей подарок, окотором долго мечтал, потом одноклассники должны поздравить, авечером всей семьёй впиццерию. Нуикакже тут усидеть смирно науроке математики? Его переполняют эмоции. Как ивситуации сильного гнева, внём есть море энергии, которую важно направить вконструктивное русло.
Сесть иподышать, посчитать дотрёх методики, проверенные временем. Они работают. Чтобы найти применение переполняющей энергии, можно пробежаться, выкинуть мусор, поотжиматься. Физическая активность это отличный выход.
5. Рисуйте, танцуйте, пойте, пишите ииграйте вместе сребёнком
Эмоции дают творчеству энергию, служат своеобразным топливом ивдохновением. Атворчество, всвою очередь, развивает эмоциональный интеллект, так как заставляет искать инаходить адекватные выразительные средства, благодаря чему мывитоге понимаем без слов язык искусства.
Вкниге Творческая связь американский психолог Натали Роджерс подробно описывает, как экспрессивные искусства нетолько помогают развить эмоциональный интеллект, ноилучше понять себя. Она содержит множество упражнений ипрактических советов, которые будут полезны как педагогам, так иродителям.
Творчество мощный инструмент самовыражения, иего можно здорово использовать сдетьми. Иногда гораздо проще описать эмоциональное состояние несловами, акакими-то другими выразительными средствами. Например, нарисовать, апотом обсудить, объяснить, что значат эти цвета, эти формы итак далее. Такимже образом можно иподвигаться, спеть, станцевать. Все средства хороши, главное быть внимательными кчувствам своим итого, кто рядом.
Иллюстрации: Shutterstock (Natasha_Chetkova)
Depositphotos
Авторы книги Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили Адель Файбер и Элин Мазлиш рекомендуют обратить к такому простому и действенному методу, как рисование. Рисование всегда считалось психологами отличным способом выразить эмоции как позитивные, так и негативные.
Depositphotos
Предложите крохе позлиться на бумаге, нарисовать, как он недоволен или огорчен. Вы будете удивлены результатом! За эти несколько минут, илипустьдаже секунд, основная злость уйдет на бумагу. Адалееуже будет возможен нормальный диалог.
Depositphotos
Если у вашего ребенка проблема, у вас всегда есть есть четыре возможных способа оказать ему первую помощь:
- слушать его с полным вниманием,
- признавать его чувства словами,
- называть его чувства,
- понять желания ребенка, подарив ему желаемое в виде фантазии.
Depositphotos
Но главноев этих способах ваша искренность. Если ребенок не ощущает в ваших словах сочувствия, он поймет, что вы просто манипулируете им. Применяйте на практике эти рекомендации, и тогда ваши отношения с детьми будут улучшаться на глазах.
Depositphotos
Читайте также:
- Совет дня: рассказывайте ребенку о своих чувствах
- Совет дня: задавайте ребенку эти вопросы, чтобы укрепить вашу связь
- Совет дня: эти 5 секретов сделают вашего ребенка счастливее и успешнее
Фото на анонс:Depositphotos
- https://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/kak-nauchit-detey-govorit-o-svoih-chuvstvah.html
- http://ipsyholog.ru/emocionalnyj-intellekt-kak-nauchit-rebyonka-ponimat-i-vyrazhat-svoi-chuvstva/
- https://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/kak-nauchit-rebenka-vyrazhat-svoi-chuvstva-i-emotsii.html
- https://mel.fm/shkola/4908537-manage_yourself
- https://www.baby.ru/journal/nauchite-rebenka-prozhivat-emocii/