«Использование эффективных методов и приемов обучения дошкольников рисованию»

СОДЕРЖАНИЕ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 7 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

тема: Использование эффективных методов и приемов

обучения дошкольников рисованию

из опыта работы воспитателя

МБДОУ д-с к-в № 7 Т.Е. Кузьменко

2013 год

Содержание:

№ п/п

Раздел

Страница

1

Введение

3

2

Актуальность

4

3

Технология

9

4

Результативность

22

5

Заключение

25

6

Список литературы

27

1. ВВЕДЕНИЕ

Овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, создать положительный эмоциональный настрой, способствует развитию творчества, эстетического чувства, образных представлений и воображения. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста . Изобразительная деятельность позволяет детям выразить в рисунках своё представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Рисование для ребенка — своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога — опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

Известно, что детское творчество — явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка. Изобразительная деятельность играет большую роль в воспи тании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изо бразительное искусство показывает человеку мир реально сущест вующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение. Очень важно во время объяснения задания конкретно рас крыть эстетическое содержание объекта изображения. Причем об элементах прекрасного в объекте или явлении педагог должен рассказать в эмоциональной, выразительной форме. Если воспи татель, поставив в качестве натуры для рисунка «ярко окрашен ные предметы, проведет их анализ обычным, ровным голосом и не найдет слов, выражающих яркость, красочность, необычность натуры, то эмоции детей по будут затронуты, очи спокойно ста нут красить свои рисунки, не проявляя особого интереса к изображаемому и своей работе. Для закрепления моральных чувств, углубления эстетическихпереживаний необходимо в процессе занятия создать определен ный эмоциональный настрой. Творческий подход к решению любой задачи возникает у ребёнка только в том случае, если педагог познакомит его с множеством способов и вариантов её решения. Выбор того или иного приёма при создании изображения обусловлен умением наблюдать, всматриваться в окружающее, замечая не только яркие, бросающиеся в глаза детали, но и нюансы. Мало научить детей ремесленным навыкам, приёмам работы различными художественными материалами, главное пробудить в них чувства, личностное отношение к задуманному произведению.

Orpoмнoe влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. В изобразительной деятельности детей развиваются их твор ческие способности, что является одной из важных задач эстети ческого воспитания.

Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ

В преподавании изобразительного искусства издавна соперничают два основных подхода, которые можно определить какакадемическое обучение и свободное воспитание.В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства. При такой системе обучения дети могут приобрести некоторые навыки, полезные во многих специальностях и житейских ситуациях, но не приобретают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Это — обучение без творчества.

Во втором случае для детей создаются благоприятная среда условия для творчества без оказания целенаправленного педагогического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами и т.п. Но это — творчество без обучения. Оно поднимается на волне «возрастной талантливости», как бы помимо самого ребёнка, и вместе с ней сходит на нет. Маленький художник «не вступает во владение» собственным творческим потенциалом. Нужен третий путь — путь целенаправленного руководства творческим развитием детей. Первое, о чем думать, — это о том, что ребенок субъект творчества. Нужно учитывать, что никто, кроме самого ребёнка, не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи (например, если ребенок ищет сочетание цветов, выражающее определенное чувство, он решает по настоящему художественную задачу).

В соответствии с целью исследования я решила следующиезадачи:

1. Изучение методики обучения дошкольников рисованию

2. Рассмотрение особенностей содержания обучения детей рисованию

3. Описание нетрадиционных техник рисования дошкольниками;

4. Анализ особенностей планирования занятий по обучению рисованию

5. Разработка конспектов занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник.

Предмет исследования— изобразительная деятельность дошкольников.

Объект исследования— нетрадиционные приемы рисования.

В процессе предварительной работы над темой я сформулировалагипотезуисследования: нетрадиционные приемы обучения рисованию в сочетании с традиционными приемами обучения способствуют раскрытию творческого потенциала ребенка

Теоретической базойисследования являются работы по методике обучения дошкольников изобразительной деятельности таких авторов, как О.Н. Зеленова, Н.В. Шайдурова, Г.Н. Давыдова, И.А. Лыкова., М.Г. Смирнова, Ю.В. Рузанова.

Методологическую базуисследования составляют методы анализа, систематизации полученных знаний, описания явлений.

Практическая значимостьисследования состоит в разработке методики формирования творческой личности дошкольников на занятиях по обучению рисованию. Полученные результаты могут быть использованы при обучении дошкольников рисованию в условиях детского сада, а так же в кружковой работе.

Методы и приемы обучения дошкольников изодеятельности

Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему. Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения.Успех во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Мы придерживаемся современной классификации методов, авторами которого являются Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Она включает в себя следующие методы обучения:

  • информационно-рецептивный;
  • репродуктивный;
  • исследовательский;
  • эвристический;
  • метод проблемного изложения материала.

Винформационно-рецептивныйметод включаются следующие приемы:

  • рассматривание;
  • наблюдение;
  • экскурсия;
  • образец воспитателя;
  • показ воспитателя.

Репродуктивный метод— это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя:

  • прием повтора;
  • работа на черновиках;
  • выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический методнаправлен на проявление самостоятельности в каком — либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский методнаправлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую — либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

Все современные формы обучения своей целью видят повышение интереса к познавательной деятельности и обучению, а это будет способствовать более результативному и эффективному образовательному процессу. Поэтому основные педагогические приемы обучения предусматривают:

  • свободу выбора (в любом обучающем действии учащегося существует право выбора);
  • открытость (не просто обучать, а ставить перед воспитанниками проблемы, решение которых выходит за рамки изучаемого материала);
  • деятельность (предусматривает применение знаний на практике);
  • высокую продуктивность (следует по максимуму использовать знания, возможности обучаемых, учитывая их интересы);
  • обратную связь (необходимо постоянно держать под контролем процесс обучения, используя приемы обратной связи).

Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника,

побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение. И т.д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.Особенности дошкольного возраста обуславливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием и т.д. Без этого ребенку сложно раскрыть задуманный образ. В силу возраста ребенок легко перевоплощается, активно общается, с интересом включается в игру. Игра занимает ведущее место в организации детской деятельности. Поэтому занятия с дошкольниками должны быть наполнены играми различной направленности от дидактических до сюжетно-ролевых.

Большое значение в развитии изобразительной деятельности дошкольников отводится слову. Именно словом необходимо не только описать внешний вид объекта, но и охарактеризовать особенности . Для этого широко на занятиях можно использовать игры-инсценировки, вечера загадок, организацию выставок, в том числе с проведением экскурсии; познавательные рассказы и т.д.

Таким образом, в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности целесообразно использовать следующие методы и приемы:

1. Эмоциональный настрой

Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей.

На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: умеривает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка также может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.

2. Художественное слово

Сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.

3. Педагогическая драматургия

На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для младших дошкольников это путешествие в Страну Рисования. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования — все это помогает развивать у детей эмоции и воображение.

Для старших дошкольников используется метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос преподавателя помогает представить картину природы, которую потом дети воплотят в своих рисунках.

Также дети могут путешествовать в реальные места — в мастерскую художника, в выставочный зал, совершать экскурсии по городу, в лес или поле. Во время этих путешествий дети напрямую соприкасаются с миром искусства, встречаются с подлинными мастерами. Все — будь то природа, зал или улица — становится для ребенка учителем Красоты: художник-человек и художник-природа помогают преподавателю, будят чувства детей.

4. Пластика

Дошкольники обладают естественной грацией и свободой тела. Иногда кажется, что все свои мысли и переживания они проявляют через движение. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. И очень важно при развитии ребенка постараться избежать психологических зажимов в теле, образующихся в результате негативных переживаний.

Именно поэтому в изобразительной деятельности активно используются движение, танец. Такие упражнения, как «Танец цветов», «Воздушный бал», «Веселый зоопарк», «Море», не только развивают пластику, они направлены на ощущение ребенком свободы, эмоциональное самовыражение.

5. Театр

Элементы театра органично входят в занятия изодеятельностью, способствуют развитию чувств у детей. Здесь нет заученных ролей, позиций, жестов — все основано на эмоциональном опыте детей, на воплощении их переживаний.

В младшей группе используются элементы теневого театра. Изображение лишено подробностей, ребенок выделяет у своего героя только главное, характерное. Более старшие дети уже сами могут посредством линий, цвета, путем подбора художественных средств передать характер сказочного героя — злой Бабы Яги или доблестного богатыря-защитника.

Дети подготовительной группы продолжают знакомиться с театральным искусством. Теперь дети уже сами играют выбранных героев, предварительно изготовив маску, — лаконичный, но яркий способ передачи характера, настроения героя.

6. Игра

Одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка является игра. В.А. Сухомлинский писал: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

Игра — это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры — нравственные, эстетические.

На занятиях по изодеятельностииспользуются игры:

художественно-развивающие — «Злой и добрый волшебники», «Палитра»

дидактические — «Дорисуй сказку», «Собери пейзаж», «Времена года»

графические — «Пантомимика», «Рисование по точкам», «Симметрия» и др.

Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт — рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.

Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования.

У детей шести-семи лет, находящихся на пороге школы, возникают новые мотивы их интереса к занятиямосознанное желание научиться хорошо рисовать. Возрастает интерес к процессу выполнения работы по указаниям воспитателя, чтобы получить хороший результат. Возникает стремление исправлять и улучшать свою работу.

3. ТЕХНОЛОГИЯ

Обучение дошкольников технике рисования

В изобразительном искусстве под техникой (от греческого искусная и искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова обычно соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной

живописи, акварели, гуаши, темперы и пр.), умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера передачу вещественности предметов. Таким образом, подтехникой рисункаследует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Особое значение придается умелому, правильному изображению контура, формы предмета. Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста. Мы хотим научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распорядиться при решении любой изобразительной задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни. В детском саду нужно сразу же в доступных пределах формировать правильную технику рисования у всех детей, чтобы потом не пришлось переучивать. То определение техники рисунка, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Различие заключается в том, что у ребенка дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких движений руки, которые необходимы для рисования и которые можно назвать рисовальными движениями. Овладение линией контура, штрихом, пятном как выразительными средствами рисунка составляет для маленького ребенка специальную задачу, решить которую ребенок самостоятельно не может.

Анализируя разные общественные функции рисунка и определяя среди всех две главные изобразительную и выразительную, Н.П. Саккулина соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности:способность к изображению и способность к художественному выражению.

Способность к изображению состоитиз трех компонентов:

1. Восприятие и связанное с ним представление.

Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму в то же время расчленено (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).

2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).

Без овладения этими графическими навыками, умениями способность к изображению нельзя сформировать.

3. Овладение техникой рисунка.

Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью. Однако, Н.П. Саккулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным графическим.

Позднее Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсорную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте. В структуре этой способности выделяютсятри компонента:

  • техника рисования (способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна);
  • формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета) и регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темпу, ритму, амплитуде, силе нажима), плавность движения, непрерывность;
  • удержание направления движения по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот, умение подчинять движение соразмерению отрезков по длине, изображений или их частей по величине

Разработав детальную методику формирования у детей этой сложной способности, Т.С. Комарова рассматривает ее как средство, овладев которым ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел.Дети среднего дошкольного возраста умеют описывать предметы, выделяя в них цвет и форму, величину, пространственное расположение частей; использовать разные сочетания цветов; закрашивать рисунки; правильно передавать строение предмета, расположение частей при изображении сложных предметов; изображать на рисунке несколько предметов.

Дети старшего дошкольного возраста умеют смешивать краски; рисовать по представлению с натуры, передавая форму, пропорции, цвет предметов; передавать различные сюжеты: сцены из жизни, движения животных, ситуации из сказок .

Нетрадиционные художественные техники

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной

проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. 11 Приалгоритмическом рисованиипедагог предлагает мысленно разделить объект на составляющие — туловище, шею, голову, хвост — сравнить их с геометрическими фигурами и рисовать в определенной последовательности, соблюдая пропорции. Такая работа носит название алгоритмических схем рисования. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

Тычок жесткой полусухой кистью

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. По лучается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными

цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко 12 смывается.

Оттиск пробкой

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Оттиск печатками из картофеля.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Оттиск поролоном

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

Оттиск печатками из ластика

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

Оттиск смятой бумагой

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой» на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Печать по трафарету

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. 14

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Монотипия предметная

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Кляксография обычная

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой

Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна,

ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие 15 детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой

Возраст: от пяти лет, Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Акварельные мелки

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя.

При высыхании бумага снова смачивается.

Монотипия пейзажная

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение

пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На по следнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, рекомендуется использовать следующие техники и приемы:

С детьми младшего дошкольного возраста:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой ;
  • монотипия пейзажная ;
  • печать по трафарету ;
  • монотипия предметная ;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография .

Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.Техника рисунка должна осваиваться ребенком в начальный период обучения рисованию так, чтобы приобрести полную свободу действий при выполнении более сложных задач, которые придётся решать в течение следующих этапов овладения рисованием. Старшие дошкольники могут самостоятельно изображать объект, анализируя форму, цвет, расположение частей тела, их размер и пропорции, а также моделировать движение. Так, усвоив способы изображения одного четвероного, дети могут изобразить любое животное, сравнив их по изображению на картинках, в игрушках и т.д. Техника не сковывает возможности выразительной передачи образа, не навязывает детям одинаковую манеру исполнения, не принуждает к однообразному решению образа. Овладев техникой работы, разными материалами, дети используют их по-своему, выразительно раскрывая образы в рисунке.

Элементы обучения рисованию детей младшей группы (3-4 года)

Начальная ступень изобразительной деятельности ребенка направлена к активному, действенному познанию, к изучению материала, его свойств и к овладению экспериментированием с материалом.

Процесс рисования дошкольника — это развитие движения рук, их разнообразие и повторяемость. Движение руки, вначале непреднамеренное впоследствии становится преднамеренным, рождаются определённые формы.

Развитие доступных возрасту четких, ритмичных движений, разнообразных и повторных — важная задача воспитателя, от её решения зависит создаваемая ребёнком

изобразительная форма, сопровождающаяся игровыми действиями (упражнениями).

Игровые упражнения могут быть проведены со всей группой или с небольшими группами, отдельными детьми, особенно несмелыми в рисовании.

Упражнения проводятся перед рисованием по замыслу ребёнка. Предлагаемые упражнения связываются с образами: дождик, мячики, письмо. Перед рисованием воспитатель предлагает детям поднять руку (правую) ,и в воздухе, вместе с воспитателем, рисовать дождики или мячики. Движения должны быть быстрые, смелые, точные, повторяющиеся много раз. Затем воспитатель предлагает нарисовать пальчиком на бумаге так же быстро, смело во весь лист (1- 4 мин) и затем то — же сделать карандашом на бумаге (1-1,5 мин).

При рисовании красками детям следует показать направление движения кисти в соответствии с формой.

Упражнения надо периодически повторять для закрепления смелости, чёткости движений и форм

Важной задачей руководства рисованием в младшей группе является обогащение детского рисунка содержанием, которое осуществляется с помощью игровых упражнений.

В развитии рисования по замыслу существенным является тематическое задание, которое может применяться индивидуально, для небольших групп, и для всей группы.

Предлагая тематическое заданье, воспитатель должен связывать его с предварительными впечатлениями, наблюдениями ребёнка. В кратком вступлении воспитатель даёт образ предмета, иногда показывает предметы.

По окончанию работы рисунки следует разложить на отдельном столе, чтобы дети могли ещё раз полюбоваться своими рисунками и рисунками других детей.

К техническим умениям детей мы относим:

— смелость движения

— хороший нажим

— чёткость формы

— умение пользоваться карандашом, кистью, красками.

— умение четко касаться листа

штриховка цветными карандашами

Элементы обучения рисованию детей средней группы (4-5 лет)

Определяя программный и методический материал по рисованию детей средней группы, мы исходим из тех новых возможностей, которые приобретаются детьми этого возраста, при условии правильного руководства изобразительной деятельностью в младшей группе.

В этом возрасте ставятся следующие задачи:

— развитие более устойчивого, богатого содержания детского рисунка.

— систематическое укрепление сознательности в процессе рисования.

— введение предварительного рисования

— постепенное развитие критического отношения к своей работе и работе товарища (взаимопомощь)

Перед детьми средней группы воспитатель ставит задачи, способствующие развитию содержания детского рисунка, его формы, композиции, цвета, руководит выполнением поставленных задач.

К детям средней группы предъявляется больше требований в отношении технических навыков — смелости линий, четкости формы, хорошего нажима, осмысленной и тщательной штриховки, правильного владения карандашом, кистью, красками.

Задания технического порядка включаются во все виды рисования. Делать их предметом специального занятия преждевременно. Излишняя сложность требований и заданий лишает детское творчество непосредственности и эмоциональности, ведёт к неосмыслению, формальному выполнению, снижает интерес к рисованию и его качеству.

Развитие и содержание формы детского рисунка тесно связанно с развитием наблюдательности, обилию впечатлений, с четким руководством детским рисованием на свободную тему и по заданию, а так же с развитием технических умений детей. Для развития содержания и формы детского рисунка, умения изображать различные предметы, детям предлагаются предметно — тематические задания, фиксирующие, таким образом, внимание на рисовании отдельного предмета.

Элементы обучения рисованию детей старшей группы (6-7 лет)

В старшей группе серьезное внимание следует уделять:

— началу занятия

— правильному определению момента указаний

— содержанию указаний

— форме указаний

Начало занятий. Не может быть единообразного начала к занятиям разного характера. Почти всегда здесь необходим образец.

Занятия творческого порядка. Помимо четкого объяснения, требуются воздействие на воображения ребенка, привлечь его внимания к творческому замыслу, возбуждения желания творчески работать.

Занятия повторные. Хорошо знакомые детям, при хорошим деловом настроении группы могут быть проведены даже без вступления

В развитии детского творчества наблюдается три характерных момента:

1. ребенок сам или с помощью воспитателя ставит перед собой технические или творческие задачи и работает над их преодолением.

2. ребёнок с интересом и удовольствием повторяет своё новое достижение в различных вариантах, тем самым закрепляя свои навыки.

3. Ребёнок постоянно требует помощи и указаний

Есть дети, которые недостаточно самостоятельны, постоянно обращаются за помощью. Им следует внушить что они сами сумеют, нужно поощрять их малейшую самостоятельность, хвалить за достижения, отучать от привычки с каждым пустяком обращаться за помощью.

Роль образца, показа и подражания в старшей группе

Образец

Различный характер образца в разных типах детского рисования занимает различное место. Чем более творческие задачи ставит рисование, тем менее уместны образцы в процессе работы, но тем большее значение имеют наблюдения, впечатления детей, полученные до рисования путем восприятия художественной литературы, картин, скульптур, реальных объектов. И чем менее творческими являются рисование, тем более оно может, а иногда должно, располагать образцом. Образец может быть в виде натуры, и виде изображения, так же это может быть детский рисунок и рисунок воспитателя, но ни в коем случае он не может быть предметом подражания в группе.

Показ

Метод показа мы используем широко, но лишь применительно к техническим задачам: как штриховать, как закрашивать, как держать кисть и руку и т. д. Показывая эти приёмы, мы рассказываем детям, как работали русские мастера-художники по раскраске блюд, ваз и т. д. Показ приемов, обучающих беречь время, быстро, экономно работать, смело использовать ритмическое движение рук, полезно показывать в процессе учебных занятий по рисованию.

Подражание

Подражание в рисовании может быть пассивным и активным. Активным мы считаем подражание образцу, примеру, технике воспитателя тогда, когда ребёнок вносит свою творческую инициативу. Такое подражание бывает необходимо для развития у ребёнка способности к рисованию. Пассивное подражание: безынициативность, постоянно заимствованная у соседа тема, а также в пассивное выполнение тех или иных упражнений по образцу. Это подражание отрицательного характера, оно не способствует активному усвоению навыка, не питает творческие замыслы ребёнка

4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Апробация опыта проходила на базе МБДОУ д-с к-в № 7 города Кропоткин Краснодарского края, в старшей группе Непоседы. Всего было обследовано 10 детей.

В группе создана развивающая среда, способствующая художественному развитию детей: имеются репродукции картин, народные игрушки по мотивам филимоновской, каргопольской, дымковской росписи. Для работы с детьми имеется необходимое оборудование и материалы: акварель, гуашь, наборы кистей, масленые мелки, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага.

Целью первого этапа работы стало выявление навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста.

Для изучения уровня формирования навыков рисования мы использовали следующую методику:

Методика 1. Диагностика уровня навыков рисования

Цель: выявить у детей уровень навыков рисования.

Материалы: прямоугольные листы бумаги, краски гуашь.

Ход обследования:детям предлагалось нарисовать пейзаж на тему Весенний лес.

Обработка данных осуществлялась по следующим показателям:

1. Зарисовывает всю поверхность листа;

2. Прорисовывает линию горизонта;

3. Изображает деревья разные по размеру.

На основании выше перечисленных показателей я выявила следующие уровни:

Высокий уровень —зарисовывает всю поверхность листа, прорисовывает линию горизонта, изображает деревья разные по размеру и на разном уровне;

Средний уровень— частично зарисовывает поверхность листа, прорисовывает линию горизонта, изображает деревья одинаковые по размеру на разном уровне;

Низкий уровень— недостаточно зарисовывает поверхность листа, не прорисовывает линию горизонта, деревья изображает на одном уровне.После занятия работы детей анализировались и результаты заносились в таблицу

Исходя из полученных результатов было определенно, что 5 детей (50%)имеют низкий уровень; 5 детей(50%) имеют средний уровень. Высокого уровня среди детей не наблюдалось

Уровни

высокий

средний

низкий

Процентный показатель

50

50

Количество детей

5

5

Таким образом исходя из полученных результатов обследования детей в целом, можно сделать вывод, что развитие навыков рисования находится на среднем и низком уровне. Одной из причин этого является то, что навыки, полученные во время специально организованной деятельности согласно сетке занятий, недостаточно закреплялись во время свободной деятельности детей; так же приемы, используемые при обучении, являлись недостточно эффективными.

Было проведено анкетирование для родителей.

Цель: выяснить из ответов родителей, какое внимание уделяется рисованию в кругу семьи.

Беседа с детьми проводилась индивидуально.

Для анкеты было составлено восемь вопросов:

1. Интересуетесь ли Вы изобразительным искусством?

2. Как вы оцениваете свои художественые умения?

3. Рисуете ли Вы вместе с ребенком?

4. Имеет ли ребенок возможность заниматься художественным творчеством дома?

5. Обеспечен ли ребенок необходимыми художественными материалами ?

6. Ребенок может брать материалы самостоятельно, или вы выдаете их по просьбе?

7. Как вы поступаете с работами ребенка?

8. Как часто вы рассматриваете репродукции работ художников, ходите на выставки?

9. Нуждаетесь ли Вы в консультациях специалиста по вопросам обучения дошкольникв рисованию?

Родителям предалагались варианты ответа, нужный из которых следовало подчеркнуть.

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что родители хотят чтобы изобразительной деятельности уделялось больше внимания, что знания о изобразительном искусстве для развития ребенка нужны. Но сами не в достаточной степени уделяют должного внимания, не интересуются изобразительным искусством, не знакомят детей с художниками и репродукциями, не ходят на выставки.

Итоги первого этапа позволили спроектировать дальнейшую работу по развитию навыков рисования на занятиях для детей старшего дошкольного возраста. Для этого, в рамках формирующего эксперимента, были поставленыследующие задачи:

1. Разработать и апробировать систему непосредственно образовательной деятельности, способствующую развитию навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработать цикл консультаций для родителей.

Реализация содержания системы работы по развитию навыков рисования на занятиях по изобразительной деятельности предусматриваланесколько этапов:

1. Подготовительный (ориентировочный) этап — планирование видов занятий по развитию навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста.

2. Основной этап — систематизация знаний и представлений о развитии навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста.

3. Закрепляющий этап — закрепление представлений о развитии навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленных задач мной была изучена литература таких авторов, как Г.С. Швайко, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, в которой представлены планы-конспекты занятий. Проанализировав планы-конспекты, я разработала перспективный план и апробировала его на практике. В конце учебного года я провела контрольное занятие, целью которого было выявление навыков развития рисования в старшей группе, определение эффективности проделанной работы по развитию навыков рисования и получение объективных данных о результативности.

Контрольное занятие дало возможность выявить изменения в уровне развития навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста, произошедшие в результате специально организованных занятий, сравнить вновь полученные результаты с данными, полученными в начале учебного года. Использовалась та же методика, что и в начале года. Участвовало так же десять детей. После проведенной работы мы получили следующие данные: у 4 детей (40%) высокий уровень развития рисования, у 6 детей (60%) средний уровень.

Уровни

высокий

средний

низкий

Процентный показатель

40

60

Количество детей

4

6

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сравнивая результаты, можно сделать вывод о том, что используемые нами занятия дали развивающий эффект. Достаточно высокий результат показали дети, которые были на среднем уровне и значительные результаты показали те, кто находился на низком уровне. Я пришла к выводу, что уровень развития навыков рисования в старшей группе достаточно повысился, о чем позволяет судить наша второе занятие.

На основе теоретического анализа современного состояния проблемы исследования, а также практической работы с детьми в течение года можно выделитьследующие положения:

  • В содержании образовательного процесса ДОУ, в повседневной жизни детей дошкольного возраста, необходимо вводить разнообразные формы, методы и приемы, способствующие развитию у старших дошкольников навыков рисования;
  • Деятельность воспитателя должна быть направлена на создание условий, включающие в себя планирование работы по развитию навыков рисования не только в рамках познавательных занятий, но и в повседневной жизни (экскурсии, выставки, индивидуальная работа, развлечения).

Таким образом, результаты контрольного эксперимента позволяют сделать вывод об эффективности методики, способствующей развитию навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста на занятиях. Нашей главной целью было выявить влияние занятий по изобразительной деятельности на развитие навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что занятия являются одним из важнейших компонентов этого вида деятельности. Мы выяснили, что занятия по изобразительной деятельности являются предпосылкой для

дальнейшего развития навыков рисования в целом, т.е. занятия по изобразительной деятельности являются зоной ближайшего развития для навыков рисования. Для подтверждения верности гипотезы, я проанализировала планы-конспекты занятий, включила в них новые методы обучения рисованию и апробировала на практике. Для того, чтобы выявить эффективность наших занятий для группы детей, состоящих из 10 человек, я провели диагностическое занятие перед апробированием нашего комплекса и после него. Анализ результатов показал, что уровень развития навыков рисования у детей старшего дошкольного после проведения занятий повысился. Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение. После получения положительных результатовя пришла к выводу, что на сегодняшний день остается необходимым продолжать работу последующим направлениям:

  • Проводить занятия по развитию навыков рисования в системе и последовательно;
  • Обогащать представления и эстетическое восприятие детей
  • Выводить детей на экскурсии и выставки, знакомить с работами художников
  • Организовывать работу с родителями по данному направлению

1.Ашлапова А.Н. Палитра мастерства [Электронный ресурс]: http://imcbl.ucoz.ru/publ/risovanie_neobychnym_materialom_i_originalnoj_tekhnikoj/1-1-0-29

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. — М.: Издательство Скрипторий 2003, 2007. — 72 с.

3. Зеленова О.Н. Развитие выразительности детского рисунка при обучении детей изображению животных с использованием различных техник рисования [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/articles/549430/

4. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. — М.: Просвещение, 2007. — 100 с.

5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011. — 200 с.

6. Нетрадиционные техники рисования [Электронный ресурс]: http://prepodavanie.narod.ru/p11.htm

7. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. — М.: Сфера, 2010. — 256 с.

8. Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры. — Волгоград: Учитель, 2009. — 270 с.

9. Рисование в детском саду [Электронный ресурс]: http://www.detskiysad.ru/izo/teoria09

10. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 160 с.

11. Шайдурова Н.В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам. — М.: Детство-пресс, 2010. — 68 с.

12. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду — М. , 2012.

13. Швайко Г.С. изобразительная деятельность в дошкольном учреждении — М. 1999 г.

Г.С. Волчкова

Словесные методы и приемы обучения рисованию

К словесным методам обучения рисованию относятся следующие методы.

Беседа является началом любого занятия по рисованию. Цель беседы вызвать у детей интерес к рисованию. Наибольшая значимость беседы наблюдается в том случае, если процесс рисования задуман на основании представления, без использования наглядных пособий. В процессе беседы педагог, совместно с детьми, вспоминают и воспроизводят в памяти образ предмета или действия, которые будут в последующем рисовать. Беседа должна быть краткой, но при этом содержательной и эмоционально окрашенной. В качестве приемов, организованных в рамках беседы, могут быть использованы загадки по теме рисования, чтение краткого рассказа и т.п.

Указания педагога в начале и в процессе занятия по рисованию используется как самостоятельный метод обучения и как метод сопровождения наглядных методов обучения. Указания педагога направлены на постановку учебной задачи занятия по рисованию, а также в качестве сопровождения показа и разъяснение способа или приема рисования. Перед началом занятия по рисованию педагог показывает и объясняет приемы и способы, напоминает ранее пройденные, а во время самостоятельного рисования детьми смотрит за техникой выполнения и при необходимости поправляет и направляет ребенка. Указания должны преподноситься в корректной, четкой и понятной форме, с учетом индивидуальностей, возможностей, опыта и возраста детей.

Использование словесного художественного образа. Данный метод может быть использован как самостоятельный метод, в качестве художественного описания предмета или явления, которое планируется рисовать, либо как дополнение к наглядным методам. Суть метода заключается в том, что педагог старается вызывать у детей мысленный образ предмета путем использования художественного слова (краткий эмоциональный рассказ, стихотворение и т.д.). Художественный образ может быть использован в случае, если рисование организуется по ранее прочитанному художественному произведению, тематическое рисования (времена года, природные явления) и т.п., то есть в том случае, если ребенок сможет мысленно представить с силу своего возраста и возможностей художественный образ предмета или явления.

Игровые методы и приемы обучения рисованию

Использование игровых методов и приемов обучения в процессе изобразительной деятельности относится к группе наглядно-действенных методов обучения.

Наибольшая эффективность данных методов достигается при использовании их с детьми дошкольного возраста, так как для них игра является ведущим видом деятельности. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.

Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит:

  • от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;
  • от возраста детей и их развития;
  • от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.

Поощряйте нестандартные решения образов или приемы работы; пусть малыш понимает, что главное — это именно его фантазия. Рассматривайте и обсуждайте его предыдущие работы, чтобы он не забывал, что он уже умеет рисовать, что у него уже однажды получилось очень хорошо; старайтесь вывешивать работы ребенка на стену. Рассматривайте работы других детей, чтобы он захотел нарисовать также. Рассматривайте репродукции картин разных художников, ходите в картинные галереи. Каким же приемам работы с материалами вы можете обучить своего ребенка?

  1. Анкета для родителей
  1. Посещаете ли Вы с детьми выставки, экспозиции, картинные галереи?
  • Да;
  • Нет;
  • Иногда.
  1. Знакомы ли Вы с нетрадиционными техниками применяемыми в работе с детьми?
  • Да;
  • Нет;
  1. Из каких источников Вы получили знания об использовании нетрадиционных техник в работе с детьми?
  • Смотрели передачу по телевизору.
  • Читаете педагогическую литературу.
  • Узнали от воспитателей детского сада.
  1. Что по Вашему мнению, дает ребёнку занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной форме?
  • Развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;
  • Развитие фантазии, творческого мышления и воображения;
  • Развитие пространственного восприятия;
  • Развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
  • Становление некоторых навыков художественного творчества;
  • Проявление и развитие индивидуальности;
  • Ничего не дают;
  • Затрудняюсь ответить.
  1. Часто ли ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к изобразительной деятельности?
  • Да;
  • Нет;
  • Иногда.
  1. Имеются ли у вашего ребёнка дома все необходимые художественные материалы для самостоятельного творчества?
  • Да;
  • Нет;
  • Частично.
  1. Нравятся ли вашему ребёнку занятия в нетрадиционной технике применяемые в детском саду.
  • Да;
  • Нет.

Спасибо!

Источники:

  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/05/ispolzovanie-effektivnykh-metodov-i-priemov-obucheniya-doshkolnikov
  • https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/metody_obucheniya_risovaniyu/
  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2017/01/03/osvoenie-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-tehnikoy-risovaniya

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит