Интеллектуальные игры для младших школьников

СОДЕРЖАНИЕ

Цели: Использование интеллектуальных игр с целью создания благоприятных условий для развития каждой личности, способной к достижению результативности в интеллектуальном труде.

Задачи:

  1. Создать условия для самопознания и самореализации.
  2. Стимулировать развитие интеллектуальных и познавательных возможностей детей.
  3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу в условиях работы в команде.
  4. Развивать творческую активность детей.

Участники игры:

В игре участвуют 4 команды. Участников каждой команды объединяет дата рождения. В первой команде ребята, которые родились осенью, во второй зимой, в третьей весной, в четвёртой летом.

Участники команды придумывают название команды, выбирают капитана.

Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование.
  2. Персональный компьютер.
  3. Мультимедийная презентация.
  4. Сигнальные карточки.
  5. Оценочный лист.
  6. Секундомер.
  7. Гонг.
  8. Грамоты и призы
  9. Шапочка Мудрейшего

Описание игры

Данная игра является командной игрой и рассчитана на учащихся 3 класса. В игре 4 тура.

I тур

I тур содержит в себе вопросы 4 — х категории знаний, которые оцениваются от 1 до 4 баллов:

МАТЕМАТИКА1234
ЛИТЕРАТУРА1234
РУССКИЙ ЯЗЫК1234
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО1234

На обсуждение вопроса командам даётся 15 секунд. За временем выполнения задания следит арбитр.

Первой отвечает та команда, которая быстрее всех подняла сигнальную карточку. Если команда даёт неправильный ответ, право ответа переходит к команде, которая следующей подняла сигнальную карточку. За каждый правильный ответ команда получает то, количество баллов, которое соответствует вопросу в таблице. За каждый неправильный ответ у команды вычитается соответствующее количество баллов. Право выбора следующего вопроса получает, та команда, которая правильно ответила на предыдущий вопрос.

Подсчёт очков ведет счётная комиссия в составе 4 человек. Каждый член комиссии следит за одной командой и ведёт подсчёт количества баллов, набранных данной командой.

Эти же правила используются при проведении II тура игры.

II тур

Во втором II туре вопросы по 4-м категориям знаний оцениваются от 10 до 40 баллов.

СПОРТЛАНДИЯ10203040
РАЗ РОМАШКА, ДВА РОМАШКА10203040
РАЗНЫЕ СТРАНЫ10203040
ШЕВЕЛИ ИЗВИЛИНОЙ10203040

Несколько вопросов I и II тура относится к категории Кот в мешке и к категории Вопрос-аукцион. Участники игры не знают заранее, в каком поле находятся данные вопросы.

Если в ходе игры команде достаётся вопрос из категории Кот в мешке, то право ответа на этот вопрос команда отдает соперникам по интеллектуальной игре.

Если в ходе игры команде достаётся Вопрос аукцион, топраво ответа получает та команда, которая предложит большую цену. Торговаться могут только те команды, на счету которых положительное количество баллов.

III тур

В III туре участники решают кроссворд. За каждый правильный ответ команда получает по 5 баллов.

В финал проходят только команды с положительным количеством баллов.

Финал

Перед началом финала каждая команда делает ставки, т. е. записывают на карточках количество баллов, которое выставляют в качестве ставки и сдают в счётную комиссию.

В финале команды должны составить новые слова из букв слова СНЕГУРОЧКА. Время выполнения задания 1 минута. Выигрывает команда, которая составила наибольшее количество слов. На счёт этой команды поступает то, количество баллов, которое команда заявила в ставке. У остальных команд со счёта снимаются баллы, заявленные в ставке.

Победителем игры считается та команда, на счету которой после финала осталось наибольшее количество баллов.

По итогам игры вручаются грамоты и призы участникам команды-победительницы игры, выявляется лучший игрок, которому вручается Шапочка Мудрейшего

I. Оргмомент:

1 ученик:

Если хочешь строить мост Наблюдать движенье звёзд, Управлять машиной в поле Иль вести машину ввысь Хорошо работай в школе Добросовестно учись.

2 ученик:

В школу ходим мы не зря, Без наук никак нельзя! В жизнь неграмотным войдешь За минуту пропадешь. Чтоб ошибок избежать, Ум свой надо развивать. А в игре проверить можно Просто будет или сложно.

II. Уважаемые участники команд, сейчас Вы должны придумать название своей команде и выбрать капитана.

(игроки придумывают название команды)

I тур

(Приложение 1, I тур)

МАТЕМАТИКА1234
ЛИТЕРАТУРА1234
РУССКИЙ ЯЗЫК1234
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО1234

МАТЕМАТИКА:

1 балл Как называется результат умножения? (произведение)

2 балла Как найти неизвестный делитель? (делимое разделить на частное)

3 балла Как называется чертёжный инструмент, который помогает начертить окружность? (циркуль)

4 балла Двое учеников прошли от школы до дома 100 метров. Сколько метров прошёл каждый ученик? (100 метров)

ЛИТЕРАТУРА:

1 балл Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне. (Емеля) 2 балла У Алёнушки сестрицы Унесли братишку птицы. Высоко они летят, Далеко они глядят. (Гуси-лебеди) 3 балла Был друг у Ивана Немного горбатым, Но сделал счастливым Его и богатым. (Конёк -горбунок) 4 балла Работать умела красиво и ловко, В деле любом проявляла сноровку. Хлеб пекла и скатерти ткала, Шила рубашки, узор вышивала, Лебедью белой в танце плыла, Кто мастерица эта была? (Василиса Прекрасная)

РУССКИЙ ЯЗЫК:

1 балл Гусь, гусыня, гусеница родственные слова? (нет)

2 балла Быстрый, медленный, стремительно, скоростной. Какое слово лишнее? (стремительно)

3 балла Много люди, один ? (человек)

4 балла Ребус (смотри Приложение 1, I тур) (вороника)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО:

1 балл Инструмент для рисования? (кисточка)

2 балла — Как называются краски на водной основе? (акварель)

3 балла Как называют картину, на которой изображена природа? (пейзаж)

4 балла Жанр картины (смотри Приложение 1, I тур) (натюрморт)

II тур

(Приложение 1, II тур)

СПОРТЛАНДИЯ10203040
РАЗ РОМАШКА, ДВА РОМАШКА10203040
РАЗНЫЕ СТРАНЫ10203040
ШЕВЕЛИ ИЗВИЛИНОЙ10203040

СПОРТЛАНДИЯ:

10 баллов Спортивный инвентарь для катания на льду. (коньки)

20 баллов Родина Олимпийских игр — (Греция)

30 баллов Какому спортсмену необходим этот инвентарь? (футболисту)

40 баллов Какой слон не имеет хобота? (шахматный)

РАЗ РОМАШКА, ДВА РОМАШКА:

10 баллов Как зовут этого мультяшного героя? (смотри Приложение 1, II тур) (лосяш)

20 баллов Произнесите девиз этого сказочного героя. (смотри Приложение 1, II тур) (Акуна-мотата)

30 баллов Кадры из какого мультфильма на экране? (смотри Приложение 1, II тур) (Зима в Простоквашино)

40 баллов Как называется этот цветок? (смотри Приложение 1, II тур) (гладиолус)

РАЗНЫЕ СТРАНЫ:

10 баллов Столица Мурманской области? (Мурманск)

20 баллов Столица какого государства на фотографии? (смотри Приложение 1, II тур) (Франции)

30 баллов Какая страна не имеет общей границы с Россией на севере? Финляндия, Швеция, Норвегия (Швеция)

40 баллов Как мы называем итальянский пирог? (пицца)

ШЕВЕЛИ ИЗВИЛИНОЙ:

10 баллов Всех кормит, а сама не ест. Что это? (ложка)

20 баллов Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим 14? (на часах)

30 баллов Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)

40 баллов Что нужно сделать, если видишь зелёного человечка? (перейти на другую сторону)

III тур

(Приложение 1, III тур и финал)

Кроссворд

IV тур

(Приложение 1, финал)

Составьте новые слова из букв слова: СНЕГУРОЧКА

Подведение итогов:

счетная комиссия подсчитывает количество баллов.

Награждение победителей:

Дорогие ребята!

Подошла к завершению наша игра! Хочется отметить всех участников викторины. Вы все показали хорошие знания и умения. Особенно хотелось бы отметить Ваше умение работать в командах, поддерживать товарищей и помогать друг другу. Все участники игры награждаются сладкими призами.

Счётная комиссия подвела итоги. Наибольшее количество баллов набрала команда Осень. Команда-победительница награждается Свитком Мудрецов

Лучшим игроком признана Жебалова Виктория. Вике вручается Шапочка Мудреца.

Приложение 2, Приложение 3.

Разминка Своя игра

Вопросы разминки

1. Кто и когда создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий -монахи из Византии- создали славянскую азбуку-кириллицу в 9веке.) 2. С именем какого князя связано появление первых школ на Руси? (С именем князя Владимира Красно Солнышко. Во время его правления с 988 года после крещения Руси стали появляться первые школы на Руси.) 3. Назовите самого известного летописца Древней Руси. (В 12 веке около 1112 г. летописец Нестор монах Киево Печерского монастыря создал летопись Повесть временных лет.) 4. Кто издал первую русскую печатную книгу? (Иван Фёдоров (Москвитин) первопечатник. Первая печатная книга, изданная на Руси в 1564 г., называлась Апостол.) 5. Какие буквы в современном алфавите называются и пишутся так же, как и в старославянском алфавите? (Это буквы Ш, Ю. Другие буквы за много лет изменились.) 6. На чем писали в Древней Руси до появления бумаги? (На глиняных, восковых дощечках, на бересте.)

Купец 1. Вижу я, что в этой школе Собрался народ веселый, И ученый, и умелый, И догадливый, и смелый.

Купец 2. Все преданья старины Забывать вы не должны. Все науки изучайте, Творите, думайте, дерзайте!

Ведущий: В корзинке купца есть кусок бересты. Вот на такой бересте и писали люди в далекие времена острой палочкой писалом. А для наших знатоков предлагается задание на бересте.

Что умеете хорошего, В доме своём, тому учитесь, не забывайте, а что не умеете, не ленитесь, но за всем наблюдайте.

Из отдельных фраз надо составить предложение и объяснить его смысл.

Проверка задания на бересте: Что умеете хорошего, не забывайте, а что не умеете, тому учитесь. В доме своём не ленитесь, но за всем наблюдайте. (Это предложения из поучений Владимира Мономаха)

Конкурс Верите ли вы?

Ведущий: Команды по очереди задают вопрос Верите ли вы? друг другу, сообщая что-то удивительное о животных. Другая команда, посовещавшись, дает ответ. Команда, которая задавала вопрос, сообщает правильный ответ, сопровождает его картинкой или фотографией на слайде и указывает источник информации. (Вопросы дети взяли из детских журналов, книг, дисков и из интернета.)

1) Верите ли вы,что существуют луговые собачки?

Правильный ответ: да. Это американские грызуны из семейства беличьих. Обитают они в Северной Америке. Громким лаем они предупреждают друг друга об опасности.

2) Верите ли вы,что у улитки нет зубов?

Правильный ответ: нет. Язык улитки похож на терку, покрытую многочисленными зубчиками. Всего их около 30 000!

3) Верите ли вы, что с помощью паутины люди ловят рыбу?

Правильный ответ: да. Паутина один из самых прочных природных материалов. В Новой Гвинее распространена ловля рыбы паутиной. В Южной Америке мосты из паутины через ущелья могут быть такими прочными, что по ним перебираются обезьяны.

4) Верите ли вы,что существуют лягушки массой 15 кг?

Правильный ответ: нет. Но в Африке обитает знаменитая лягушка-голиаф. Ее размеры достигают 40 см в длину, а весит она до 3 кг. Лягушка-голиаф может жить до 15 лет. Питаются они скорпионами, насекомыми и маленькими лягушками. Они имеют отличный слух, но не умеют квакать.

Ведущий: В каждой команде есть человек, которому знатоки доверяют больше всех. Это капитаны команд. Начинаем конкурс капитанов Бегущие минутки.

Конкурс капитанов. Бегущие минутки.

Капитан команды должен за 1 минуту дать как можно больше правильных ответов на вопросы.

Вопросы капитану 1 команды. 1. Как называется сын овцы? (Ягненок.) 2. Какой город называют северной столицей нашего государства? (Санкт- Петербург) 3. 45-ого размера покупал он сапоги. Кто это? (Дядя Степа.) 4. Каким фруктом отравили царевну? (Яблоком.) 5. Фигура, у которой все стороны равны и все углы прямые. (Квадрат.) 6. Какая каша дольше варится манная или рисовая? (Рисовая.) 7. Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце.) 8. Без рук, без ног, а из кастрюли вылезает. (Тесто.) 9. Продолжи фразу: Сивка-Бурка, вещий Каурка,(Встань передо мной как лес перед травой.) 10. Как называется результат действия деления? (Частное.) 11. Одна сторона листа бумаги. (Страница.) 12. Продолжи: 7 раз отмерь,. (один раз отрежь.) 13. Какая птица самая маленькая на Земле? (Колибри.) 14. Первый в мире космонавт. (Гагарин.) 15. И птица, и фрукт. (Киви.)

Вопросы капитану 2 команды. 1. Как называется домик бобра? (Хатка.) 2. Подземная железная дорога. (Метро.) 3. Первая столица Руси. (Киев.) 4. Умывальников начальник и мочалок командир. (Мойдодыр.) 5. Отец деревянного мальчика. (Буратино.) 6. Фигура, у которой 5 сторон и 5 углов. (Пятиугольник.) 7. В какую воду кладут макароны при варке в холодную или в кипящую? (В кипящую.) 8. Какую планету называют красной? (Марс.) 9. В огне не горит и в воде не тонет.(Лёд.) 10. Продолжи фразу: Лети, лети, лепесток (через запад на восток.) 11. Как называется то число, из которого вычитают? (Уменьшаемое.) 12. Как называется блюдо из протертых овощей или фруктов? (Пюре.) 13. Продолжи: Поспешишь- (людей насмешишь) 14. Первая женщина-космонавт. (Терешкова.) 15. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

Конкурс Заморочки из бочки.

В бочонке есть цветные фишки. Красная фишка даёт право команде первой отвечать на вопрос с подсказками. Ответ на этот вопрос содержится в нашей волшебной коробке. За правильный ответ с 1 подсказки команда получает 3 очка, с 2 подсказок 2 очка, с 3 подсказок- 1 очко.

Первая подсказка. Впервые люди узнали это во II в. В Азии. Способ получения долго держали в секрете, и только в X в. в Европе научились делать это из размолотых старых тряпок. В XV в. тряпичного сырья стало не хватать. Люди стали изготавливать это из другого сырья. Этим сырьём пользуются и сейчас во всем мире.

Вторая подсказка. Из этого делают массу различных товаров бытового назначения одежду, постельное белье, салфетки, полотенца, посуду, веревки. Выпуск этого ежегодно стремительно растет. Но так же стремительно сокращаются и площади лесов на нашей планете.

Третья подсказка. Она бывает афишная, документная, картографическая, мелованная, обложечная, глянцевая, обёрточная и т.д. (Ответ: бумага.)

Ведущий: На производство 1 т бумаги идет 10 огромных деревьев. О чем мы с вами должны помнить, чтобы спасти леса от исчезновения?

Конкурс Один за всех и все за одного.

Каждая команда выбрала одного самого эрудированного игрока, который в этом конкурсе будет играть один за всех. Ответив на вопрос самостоятельно, он принесет своей команде сразу 2 очка. Если он не знает ответа, ему поможет вся его команда. Но в этом случае команда получит только 1 очко. Выбрав одну из 2 шкатулок, вы узнаете, по какой теме вопросы ждут вашу команду. (В одной шкатулке бабочка, в другой цветок. Соответственно одной команде достаются вопросы из раздела Все о животных, а другой Все о растениях.)

Вопросы раздела Все о животных. 1.Этот самый распространенный на Аляске домашний скот был завезен туда из России. (северный олень)

2.Так называются и жук, и птица, и крупное африканское млекопитающее. (носорог)

3.В древнем Риме это животное называли гиппотигр или лошадь тигр. (зебра)

Вопросы раздела Все о растениях. 1.Какое прозвище получила в народе кислица, которую любят зайцы?(заячья капуста)

2.На каком травянистом растении можно увидеть голубые, розовые и фиолетовые цветки одновременн?(медуница)

3.Это английское слово произошло от индийского, означающего заросли. (джунгли)

Финальная игра Вспомните и продолжите пословицу.

Золото добывают из земли,.. (а знания из книги). Мир освещается солнцем,.. (а человек знанием). Не стыдно не знать,.. (стыдно не учиться). Не на пользу книги читать,.. (когда только вершки с них хватать). Кто грамоте горазд,.. (тому не пропасть). Сначала аз да буки,.. (а потом и все науки).

Игра со зрителями.

Вопросы для зрителей проверяют не только знания болельщиков, но и их смекалку. 1. Сколько дней в високосном году? (366) 2. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.) 3. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница.) 4. Что это за трава, которую и слепые узнают? (Крапива.) 5. Что общего у всадника и петуха? (Шпоры.) 6. Какое топливо добывают на болоте? (Торф.) 7. Как можно пронести воду в решете? (Заморозив.) 8. Самое глубокое озеро в мире. (Байкал.) 9. На каком материке нет рек? (В Антарктиде.) 10. Какой снег быстрее тает чистый или грязный? (Грязный.) 11. Кто появляется весной раньше летучие мыши или насекомые? (Насекомые.) 12. Как называется наука о животных? (Зоология.) 13. Горело 7 свечей, 3 свечи погасло. Сколько свечей осталось? (3 свечи, остальные сгорели.) 14. Какой океан самый большой? (Тихий.) 15. Самое крупное наземное животное. (Слон.) 16. Что идет, не двигаясь с места? (Время.) 17. Что легче 1 кг ваты или 1 кг железа?(Одинаково.) 18. Когда курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если встанет на две ноги? (2 кг.) 19. Одно яйцо варится 10 минут. Сколько времени надо, чтобы сварить 5 яиц? (10 минут.) 20. Каким словом называется и фрукт, и часть глаза? (Яблоко.)

Подведение итогов. Подсчет баллов, полученных командами. Награждение победителей.

По материаламped-kopilka.ru

Самые полезные игры для младших школьников

Учителя начальной школы считают, что одной из основных причин плохой успеваемости является невнимательность детей, неумение сосредоточиться на учебном материале, нежелание произвольно распределять свое внимание. Помочь справиться с этой проблемой можно при помощи развивающих игр. В школе их используют на уроках, в группах продленного дня, в домашней обстановке развивающие игры можно предлагать детишкам в любое время: во время прогулки, поездки за город, на семейном досуге. Главное знать, какие игровые задания необходимы для ученика конкретного возраста, на улучшение каких свойств внимания они могут влиять. Среди большого разнообразия игр с предметами, настольных, словесных, подвижных родителям стоит выбирать те из них, которые будут наиболее интересны детям, доступны в исполнении, не займут длительной подготовки. Как правило, они легко сочетаются с учебным материалом, поэтому их содержанием становятся знания по математике, ознакомлению с окружающим, правила русского языка.

Игры с математическим содержанием

Развивающие игры на внимание для начальных классов с математической направленностью являются наиболее популярными в школьной среде. Помимо своих основных задач развивать внимательность, они помогают закрепить школьный материал, поэтому будут полезны детям на протяжении всей начальной школы.

Математическое лото

9f34a445dd1fa2f536a129fdcb224a59d9b5c2d4.jpegИгровое задание улучшает такие свойства, как концентрация, сосредоточенность, распределение внимания, закрепляет навыки в счете, развивает логическое мышление.

Для действия готовятся большие карточки с примерами для игроков и маленькие с ответами, которые складываются в мешочек. Интереснее играть с группой детей или во время семейного досуга. Ведущий достает из мешочка карточку-ответ, называя число. Играющие должны найти пример с подобным ответом, закрыть его карточкой-ответом. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свое игровое поле.

Танграм

Игра головоломка способствует развитию воображения, распределения и объема внимания, закреплению знаний о геометрических фигурах.

Предварительно готовится цветной квадрат, разрезанный на семь частей. Из них: два больших треугольника, один средний, два маленьких треугольничка, один квадрат и один параллелограмм. При помощи разрезанных частей можно собирать различные предметы. Тематикой картинок являются птицы, фигурки человека в движении, животные, домики, деревья.

Летчики

048cfea21e882b8341b1aeb17f55ca2d11059522.jpegРазвивает сосредоточенность, объем и распределение внимания, зрительное восприятие, мышление.

Ведущий предлагает школьникам стать летчиками: нужно перелететь из одного места в другое. Полет проходит над разными городами. Для полета надо проложить маршрут, показав линиями на игровом поле в таблицедвижение самолета. Для того чтобы узнать, в какой очередности над городами пролетит самолет, надо решить примеры, находящиеся на поле. Ответы от меньшего числа к большему покажут путь (в игре использован тот же принцип, что и втаблицахШульте).Например: 6-5, 8-6, 7-4, 10-6, 9-4, 2+4, 10-3, 4+4, 2+7, 6+4. Как новый вариант, можно предложить назвать направление полета (влево, прямо, вправо и т. д.)

Фотоаппарат

Игра направлена на развитие сосредоточенности, перераспределения внимания, увеличение объема, зрительного восприятия, воображения.

Взрослый предлагает ребенку вытащить из конверта геометрические фигуры и составить из них картинку. Затем точно перерисовать, то есть сфотографировать составленное изображение. Например, из треугольников разной величины составить елочку, из одного большого овала, одного среднего и четырех маленьких выложить зайчика, из трапеций разного размера и одного треугольника башенку.

Фигуры можно использовать разные, во время игры можно закрепить с учеником название знакомых форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) и назвать новые (ромб, трапеция, полукруг).

Развивающие игры на внимательность в окружающем мире

ce787aa02ce0fdf02f3a67866f708ef73fef3e07.jpegКлассикой стали игры на внимательность, когда нужно сравнивать предметы окружающего мира, чтобы найти их сходство и отличие.

Например, Что изменилось, Чем похожи и чем не похожи, Составь пару и другие подобные игры. Тематика их может быть разной, но правила одинаковые: внимательно рассмотреть объекты или сюжеты, найти одинаковые. Это могут быть сказочные персонажи, бытовые предметы, овощи, фрукты, игрушки, школьные принадлежности. Младшие школьники полюбили такие задания, научившись выполнять их еще в дошкольном возрасте. Первоклассники могут с успехом продолжать играть, как дошколята, но ребятам 2-3-4 классов такие задания необходимо усложнять.

Расскажи, что общего у предметов

Игровое задание развивает и тренирует внимательность, память, воображение.

Взрослый называет два предмета, в которых можно найти сходство. Школьник называет, что может их объединять. Например, дерево и кустарник общее: относятся к растительному миру, есть листья, корни, цветы и плоды. Различаются по высоте, количеству стволов, у дерева могут быть фрукты, у кустарника ягоды. Прежде чем предложить ребятам такое действие, взрослый должен быть сам хорошо осведомлен об объектах игры.

Найди, что загадали

2cb8ca852a968d04a101e1645448fa86d3886179.jpegНаправлено на формирование слухового внимания, сосредоточенности на объекте, развивает логическое мышление.

Ведущий говорит ребенку, что загадал предмет и просит, чтобы тот его отгадал. Такие игры хорошо подойдут для того, чтобы развлечься в дороге, на прогулке, переключить внимание, когда школьнику нужно успокоиться после подвижных действий. Например, можно загадать описание любого окружающего предмета: сделана из дерева, есть металлические ножки, пригодится, чтобы отдохнуть, живет в парке или на бульваре, покрашена в желтый цвет (скамейка). Или высокое, толстое, с густой прической, там любят жить птицы (дерево); не промокают, сделаны из резины, как у гуся лапки (сапожки). После того, как ребенок освоит правила игры, можно предложить ему самому загадать предмет.

Как вариант, игру можно провести в семейном кругу, победит тот, кто больше всех отгадает предметов. Победитель получает приз.

Как назвать одним словом?

Способствует развитию логического мышления, формирует сосредоточенность, распределение, слуховое внимание, повышает произвольность психических процессов.

Ведущий называет несколько предметов из одной группы: овощи, фрукты, мебель, посуда, одежда, транспорт, предметы быта и подобное. Играющий должен придумать слово, объединяющее все названные предметы. Например, груша, банан, яблоко, апельсин, киви, слива (фрукты); грузовик, автомобиль, поезд, самолет, мотоцикл (транспорт); утюг, пылесос, кофеварка, микроволновая печь (предметы быта). В такой игре предполагается, что у школьника должен быть хороший словарный запас, а взрослому нужно заранее написать или запомнить слова каждой группы, чтобы игра шла весело и оживленно. Как вариант, можно использовать мяч, который играющий будет возвращать с обобщающим словом.

Какое слово лишнее?

aa98d4ef4e31528a54b356bca73cef3efd8628a6.jpegВариантом предшествующей игры может стать задание на нахождение лишнего слова из словесного ряда. На слух для младшего школьника оно воспринимается достаточно трудно, но дает хорошие результаты при формировании внимательности, если играть в такую игру постоянно. Ведущий называет ряд слов какой-либо тематики, играющий должен воспринять на слух и найти лишнее слово. Например: красный, зеленый, голубой, (игрушка), белый, желтый; стул, кресло, диван, (кастрюля), шкаф, стол; платье, свитер, рубашка, (кроссовки), брюки, юбка. Условие игры: словесный ряд читается достаточно быстро. Также можно использовать мяч для возврата «лишнего» слова.

Игры на внимательность с элементами правил русского языка

Один и много

Развивает переключение внимания, сосредоточенность. Взрослый бросает мяч, называя слово во множественном числе. Школьник возвращает в единственном числе, потом наоборот.

Игра предназначена для младших школьников, которые уже изучили это правило. Родители могут начать с простых существительных, постепенно переходя к сложным. Позже можно вводить в игру прилагательные. Словесный ряд может выглядеть примерно так: дом — дома, дерево — деревья, рука — руки, книга — книги, но ребенок — дети, человек — люди, небо — небеса, чудо — чудеса, пальто — пальто, пианино — пианино. Важное условие: родителю надо хорошо подготовиться к развлечению, чтобы не ошибиться, склоняя существительные.

Морское путешествие

Действие направлено на сосредоточенность, внимательность, зрительное восприятие, помогает закрепить части слова. Для этой игры нужно подготовить фигурку-кораблик с кармашками, куда вставляются карточки с одними слогами, вырезать из бумаги острова, написать на них другие слоги. Кораблик плывет по игровому полю, периодически причаливая к островам. Играющий вытаскивает из кармашка карточку со слогом, ищет подходящий остров, составляет слово. Например, карточка — во, остров — да (вода); ле — то, не — бо, кук — ла, лам — па.

Кто в каком домике живет?

afa138a512babd8aa60e091218d26de99a65cc62.jpegПомогает развивать интенсивность, объем и распределение внимания. Для развлечения готовится игровое поле, на котором нарисованы три домика с одним, двумя и тремя окошками, в которых живут зверушки. В первом домике обитают животные, название которых состоит из одного слога (волк, мышь, лось, рысь, слон); во втором из двух слогов (ли-са, за-яц, мед-ведь, кош-ка, бел-ка); в третьем из трех слогов (ку-ни-ца, ко-ро-ва, со-ба-ка, кен-гу-ру). Для первоклассников можно предложить картинки с изображением животных, начиная со второго класса карточки с написанными словами, которые ребята распределяют по домикам.

Да или нет

Интенсивная и эффективная игра на внимательность, сосредоточенность, произвольность внимания, быстроту реакции взрослого и ребенка.

Ведущий в быстром темпе задает школьнику вопросы, а тот должен также быстро ответить да или нет. Тематика вопросов может быть разной, после того, как ребенок усвоит задание, можно поменяться ролями. Примерные вопросы на тему Кто живет в зоопарке?:

Моржи усатые? Тигры полосатые? Серый слон большой? Волк там с бородой? Верблюд горбатый? Пингвин лохматый? Лиса любит зайку? А зайка балалайку? Живет там крокодил? Который в телефон звонил? Бегемот на дерево залез? В зоопарке густой лес? Белый мишка любит плавать? А собака любит квакать? Чебурашка там живет? Крокодила Гену ждет? и т. д.

Современные настольные игры на внимательность

В настоящее время разработано много настольных игр для детей всех возрастов. Их с успехом можно использовать для развития внимательности и всех свойств внимания (сосредоточенности, концентрации, устойчивости, объема, распределения) у младших школьников. Кроме конкретных задач развития, такие игры могут разнообразить семейный досуг. Поэтому желательно иметь подобные игры в семьях, где растут младшие школьники. Вот некоторые из них:

Blokus

e8872611ed09efd9500dab846decf61971e08b52.jpegНовая настольная игра на выкладывание цветных фигурок на поле становится довольно популярной. Помогает совершенствовать внимательность, усидчивость, сосредоточенность, формирует воображение. Предназначена для детей 7-10 лет.

Игра напоминает известное развлечение Тетрис. По очереди играющие выкладывают квадратики разного цвета по правилам: элементы одного цвета могут соприкасаться только углами. Игроки стараются заполнить игровое поле так, чтобы не оставить сопернику свободного пространства. Несмотря на простоту правил, увлекательное развлечение позволяет создавать неповторимые комбинации узоров. Выигрывает тот, кто выложит больше всего своих элементов. Оставшиеся элементы принесут штрафные очки.

Орбо или перекати-шарик

Игрушка развивает внимательность, мелкую моторику, подготавливая руку к письму. Головоломка представляет собой белый пластиковый шарик, у которого есть 12 отверстий. Внутри 11 маленьких разноцветных шариков, которые перекатываются. Игрок должен переместить маленькие шарики так, чтобы каждый встал в свое отверстие, окрашенное подобным цветом. Эта настольная игра подходящий вариант для маленького школьника, чтобы развлечься в дороге, на переменке, во время прогулки.

Alias (скажи иначе)

9b4ed4ff175926b7ccc960bba5777a82b04ba6c6.jpegИгра на ассоциации дает возможность не только развивать внимательность, но и пополнять словарный запас младшего школьника. Она хороша тем, что является истинно семейным развлечением.

Правила игры просты, доступны ребенку любого возраста. Они заключаются в том, что нужно объяснить загаданное слово без использования жестов, однокоренных слов. Можно использовать лишь синонимы и антонимы. В комплекте игры находятся игровое поле с фишками разного цвета, песочные часы, набор 300 карточек, на каждой указано по 8 слов на русском и английском языках. Выигрывает команда, которая получит большее количество очков за отгаданные слова.

Внимательные, любящие родители всегда найдут время, чтобы организовать своему маленькому школьнику увлекательные развлечения, приносящие не только радость, но и помогающие в развитии внимательности!

Интеллектуальные игры для младших школьников

Игра Правда-неправда

Все дети очень открытые и наивные. Они верят всему, что говорят взрослые. В младшем возрасте нужно научить ребенка рассуждать. Суть игры заключается в том, что вы говорите ребенку любую фразу, например, Каждый день идет дождь, Стол стоит на воздухе, Зимой всегда тепло, Летом светит солнце и другие выдуманные фразы. Ребенок должен ответить это правда или нет. Сначала можно задавать легкие вопросы, а потом предлагать сложные фразы типа Можно ли ходить по воде (только по замерзшей воде), Купаться или плавать можно только летом (нет, можно и зимой в бассейне) и др., которые приведут малыша в заблуждение. Спрашивайте у ребенка, почему он думает именно так. Сравнивая и рассуждая, ребенок научится делать собственные выводы.

Игра Одно слово

Чтобы развить абстрактное мышление и способность обобщать, используйте данную игру. Вам необходимо придумать несколько слов одной тематической группы, например, стол, стул, кровать, шкаф, ребенок должен назвать это одним словом. Слово мебель для ребенка, может, будет и непонятно, но всё равно словарный запас тоже нужно пополнять.

Примеры некоторых слов:

  • Яблоко, груша, апельсин, банан (фрукты)
  • Машина, трактор, автобус, велосипед (транспорт)
  • Ира, Александра, Екатерина, Людмила (имена)
  • Красный, синий, желтый, фиолетовый (цвета)
  • Ромашка, гвоздика, незабудка (цветы)

Эту игру можно и усложнить, предложив ребенку из указанного списка выбрать лишнее. На слух это дается тяжело, но зато эффективно.

Интеллектуальная игра на ассоциации

Данная игра формирует ассоциативные представления о мире. Вы говорите любое слово, например дом, и объясняете ребенку, что он должен назвать все предметы и явления, которые у него ассоциируются с этим словом. Сначала будет сложно, но потом ребенок поймет правила игры. Если ребенку будет сложно объяснить задание, попросите его нарисовать дом, и спросите, что должно находиться внутри, из чего он состоит и т. д.

Для развития памяти и внимания можно использовать следующие игры:

Игра Отгадай и вспомни

Игра заключается в том, что ребенку дают какой-нибудь предмет, он его рассматривает в течение нескольких секунд, а затем воспроизводит по памяти то, что запомнил (цвет, форма, отличительные особенности и т.д.). Очень полезно проводить такие игры на свежем воздухе, когда мама с ребенком на прогулке. На улице встречается множество различных предметов живой и неживой природы. Ребенок не только узнает много нового и интересного, но и расширит кругозор.

Игра Чемодан

Лучше проводить эту развивающую игру для нескольких младших школьников. Взрослый начинает предложение Я собираюсь в путешествие и укладываю в чемоданСуть игры состоит в том, что детям необходимо придумать любую вещь, которую они хотят взять с собой в путешествие по очереди. Каждое новое слово, сказанное школьниками, нужно запоминать и воспроизводить потом сначала. Детям будет очень интересно и весело. Количество слов использовать около 15-20.

Можно также и использовать и специальные компьютерные программы для детей, направленные на развитие логики, мышления, воображения и памяти.

Существует множество интеллектуальных игр для детей: по предложенным картинкам придумать рассказ, раскрасить по образцу, дорисовать рисунок, найти выход из лабиринта и др. Всё это в дальнейшем пригодится малышу, не только при решении домашних задач и упражнений, но и в некоторых жизненных ситуациях.

Игры для ребенка это не только развлечение, но и особый вид деятельности, без которого малыш не может нормально расти и развиваться. Благодаря играм развивающего характера формируется трудолюбие, наблюдательность, настойчивость и смекалка. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого младшего школьника. Главное, чтобы игры воздействовали на малыша эмоционально и познавательно.

Читайте также:

Детские Игры На Развитие Памяти

Игры На Развитие Мелкой Моторики

Развивающие Занятия С Детьми Дома

Музыкально-Дидактические Игры Для Дошкольников

Игры Для Развития Творческих Способностей

Упражнение Для Развития Памяти У Детей

Упражнения Для Развития Внимания У Детей

Развивающие игры для младшего школьного возраста

Анаграммы

Начните с анаграмм, они помогут развить такие качества как: внимание, концентрация, скорость мысли, скорочтение. В этой игре Вам предстоит выбрать 1 вариант из 4, в которым перемешаны только те буквы, которые входят в состав данного слова. В каждом раунде дается новое слово. Помните, что время ограничено! Чем быстрее вы будете искать ответ тем больше очков получите в конце игры.

Таблицы Шульте

Таблица Шульте — одно из самых эффективных упражнений для развития мозга, внимания, концентрации, ускорения визуального поиска. Также это упражнение является самым популярным упражнением для развития скорочтения. Таблицы Шульте обычно состоят из случайно расположенных чисел или букв. Количество ячеек в таблицах также бывают разными и чаще всего они размером 5×5 элементов.

wikium-r.png

Поиск цифр и букв

Попробуйте также потренироваться в поиске букв. Эти упражнения отлично помогают развивать боковое зрение и скорочтение. Более подробно об этом упражнении Вы можете прочитать в отдельной статье Поиск букв и в статье с тренажером Поиск цифр и чисел.

Пятнашки

Пятнашки это отличный способ размять ваш мозг! Игра пятнашки представляет собой квадратную доску, разделенную на 16 одинаковых квадратных секций. В вашем распоряжении 15 квадратных костяшек пронумерованных соответственно. Сами костяшки перемешаны внутри коробки случайным образом.

Суть этой игры заключается в том, чтобы привести костяшки в порядок, а именно расставить номера друг за другом сверху вниз, слева направо, следовательно, пустой квадратик должен быть снизу справа. Игра поможет вам развить логическое мышление, и память, ведь различные хитрости и комбинации полезно запоминать. Так же Вы сможете развивать возможность просчитывать ходы вперед без ошибок. Сыграем?

speedreading-master-class-mob.jpg

Быстрое сложение перезагрузка

Игра Быстрое сложение перезагрузка развивает мышление, память и внимание. Главная суть игры выбрать правильные слагаемые, сумма которых будет равна заданному числу.

В этой игре на экране дается три цифры и дается задание, сложите цифру, на экране указывается какую цифру надо сложить. Вы выбираете из трех цифр две цифры и нажимаете их. Если вы ответили правильно, то вы набираете очки и играете дальше.

bistroe-slozhenie-perezagruzka.jpg

Играть сейчас

3 назад

Игра Номер 3 назад развивает память. Главная суть игры запомнить последовательность цифр и сравнить цифру на последней карточке с предыдущей карточкой.

В этой игре даны карточки с цифрами надо запомнить, последовательность цифр, которая была показана на экране и сравнить цифру последней карточки с предыдущей карточкой. Читайте внимательно вопрос на экране.

Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

3-nazad.jpg

Играть сейчас

2 назад

Игра Номер 2 назад развивает память и внимание. Главная суть игры запомнить всю последовательность цифр и сравнить цифру на последней карточке с предыдущей, на экране.

На экране показаны карточки с цифрами, вам надо запомнить, цифры предыдущих карточек и сравнить их с карточками, которые сейчас на экране. Если карточки совпадают, то ответьте да, если карточки не совпадают, то ответьте нет.

Если вы три раза ответили неправильно, игра заканчивается, если ответили правильно, продолжаете играть.

2-nazad.jpg

Играть сейчас

Копилка

Игра Копилка развивает мышление и память. Главная суть игры выбрать, в какой копилке больше денег.

В этой игре даны четыре копилки, надо посчитать в какой копилке больше денег и показать с помощью мышки эту копилку.

Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

task-kopilka.jpg

Играть сейчас

speedreading-master-class-mob.jpg

Буквы и цифры

Игра Буквы и цифры развивает мышление и память. Главная суть игры на поле находится объект, надо быстро указать его свойство с помощью кнопок да и нет.

В этой игре на поле находится объект и задается вопрос. При помощи кнопок да и нет ответьте на вопрос.

Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

bukvi-i-cifri.jpg

Играть сейчас

Операции

Игра Операции развивает мышление и память. Главная суть игры надо выбрать математический знак, чтобы равенство было верным.

В этой игре даны примеры, посмотрите внимательно и поставьте нужный знак + или -, так чтобы равенство было верным.

Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

ygaday-operaciu.jpg

Играть сейчас

Упрощение

Игра Упрощение развивает мышление и память. Главная суть игры надо быстро выполнить математическую операцию.

На экране нарисован ученик у доски, и дано математическое действие, ученику надо посчитать этот пример и написать ответ. Внизу даны три ответа, посчитайте и нажмите нужное вам число с помощью мышки.

Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

yproshenie.jpg

Играть сейчас

speedreading-master-class-mob.jpg

Быстрое сложение

Игра Быстрое сложение развивает мышление и память. Главная суть игры выбирать цифры, сумма которых равна заданной цифре.

В этой игре дана матрица от одного до шестнадцати. Над матрицей дано число, надо выбрать цифры, сумма которых будет равна заданной цифре.

Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

bistroe-slojenie-game.jpg

Играть сейчас

Математические сравнения

Игра Математические сравнения развивает мышление и память. Главная суть игры сравнить числа и математические операции.

В этой игре надо сравнить два числа. На верху, написан вопрос, прочитайте его и ответьте с помощью кнопок внизу левое, равно, правое.

Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

task-matem-sravneniya.jpg

Играть сейчас

Буквы и цифры плюс

Игра Буквы и цифры плюс развивает мышление и память. Главная суть игры на поле находится объект, надо указать его свойства.

В этой игре на поле находится объект и написан вопрос, прочитайте этот вопрос и ответьте с помощью кнопочек расположенных внизу да или нет.

Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

bukvi-i-cifri-plus.jpg

Играть сейчас

Математические матрицы

Игра Математические матрицы развивает мышление и память. Главная суть игры быстро найти правильные слагаемые для выражения.

На экране дан пример, вместо слагаемых стоят буквы А и В и после знака равно стоит цифра. Надо правильно подобрать слагаемые, чтобы получилась заданная сумма.

Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

matem-matrici.jpg

Играть сейчас

Заключение

Развивайте ребенка в любом возрасте, поиграйте вместе, игра всегда сближает и в процессе игры ребенок узнает новую информацию и приобретает новые навыки.

Развивающие курсы и программы

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

course-pamyat-i-vnimanie-dlya-detey-30.jpg

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

course-speedreading-30.jpg

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.

course-superpamyat-30.jpg

Как улучшить память и развить внимание

Бесплатное практическое занятие от advance.

advens-shkola-yagodkina-reklama-razvitiya-pamyati.jpg

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

course-math-30.jpg

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

course-brainfitness-30.jpg

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее. С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля. Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.

course-mishlenie-millionera.jpg

Источники:

  • https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/582874/
  • http://www.klass39.ru/intellektualnaya-igra-xochu-vsyo-znat-scenarij/
  • https://myintelligentkids.com/kakie-igry-dlya-razvitiya-vnimaniya-nuzhny-mladshim-shkolnikam
  • http://razvitiedetei.info/razvivayushhie-igry/intellektualnye-igry-dlya-mladshix-shkolnikov.html
  • https://cepia.ru/igry-dlya-razvitiya-mladshih-shkolnikov

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит