Игры на сплочение младших школьников и как их правильно проводить

СОДЕРЖАНИЕ

2b4456d7759874f01f73a223ebf8141d5c94ae06.jpegРебятишкам всех возрастов свойственна эмоциональность, любознательность, развитое воображение, стремление испытать себя на смелость и ловкость. Младшие активнее других отзываются на предложения заняться чем-то необычным, интересным. Они с готовностью откликаются на предложение поиграть, даже не подозревая, что в процессе игры учатся чему-то новому. Ведь любая игра несет в себе не только стремление развлечь детей, но и решает более важные задачи. Например, помогает объединению коллектива, учит взаимодействию, умению уступать, радоваться успехам другого.

Все, что нужно знать об играх на сплочение

Когда в одном месте собирается коллектив маленьких индивидуальностей, перед взрослым встает вопрос их объединения. Любую проблему общения между детьми 6-10 лет можно решить с помощью игры. Поэтому основная цель сплачивающих игр снять эмоциональное напряжение каждого ребенка и создать благоприятную атмосферу для общения. Специалисты утверждают: там, где собирается группа детей, просто необходимо начать игру для сплочения. Нужно знать, чему научатся дети благодаря такой игре:

  • сотрудничеству, навыкам совместных действий для достижения общей цели;
  • дружеским взаимоотношениям внутри коллектива;
  • объективной самооценке, правильному анализу поступков других;
  • самоконтролю;
  • планированию своего поведения;
  • терпимости к действиям окружающих;
  • взаимопониманию, поддержке;
  • внимательности к эмоциональному состоянию других детей.

Родителям также небезинтересно будет узнать, что игры на сплочениеспособствуют избавлению от страхов и стеснения, разрешению конфликтных ситуаций, предотвращают их возникновение. Так называемые изгои становятся полноценными членами коллектива, а лидеры начинают учитывать не только собственные интересы, но и потребности остальных ребят. Поэтому в домашней обстановке обязательно надо проводить такие виды игр, когда собирается вместе несколько детей, например, при организации детских праздников.

Факторы групповой сплоченности и причины ее снижения

3c1d73d1d6ca377a8a098ae65f6eb3688fca9f70.jpegДети быстрее находят общий язык между собой, когда у них появляются общие интересы, единая цель для достижения. Игра должна проходить в доброжелательной атмосфере под руководством квалифицированного, привлекательного для участников ведущего. Важную роль играет соревновательный момент. С этой целью полезно будет разделить ребят на команды. Для младших школьников очень важно одержать победу над соперниками, к которой каждый будет причастен. Планируя работу по сплочению, воспитатель должен учитывать и анализировать возможные причины его снижения.

  • Объединение ребят в мелкие группы.
  • Дружба между некоторыми детьми, возникшая задолго до попадания в коллектив.
  • Неумелые действия организатора.
  • Отсутствие общей цели или нечеткая ее формулировка.

Зная причины, можно избежать их последствий, грамотно подобрать виды игр, правильно распределить роли и сделать работу по сплочению максимально эффективной. Особенно остро стоит вопрос сплочения в случаях, когда изначально не знакомые друг с другом дети вынуждены проводить вместе длительное время:

  • школьный класс;
  • загородный или пришкольный лагерь;
  • кружок по интересам;
  • коллектив художественной самодеятельности.

Общение не будет продуктивным без взаимопонимания, доверия. Совместная деятельность не принесет должного результата, если каждый ребенок будет отвечать лишь за собственные поступки. Поэтому задача взрослых через игру научить своих подопечных сотрудничеству. Знание игр на сплочение, умение их организовать необходимо каждому учителю, педагогу дополнительного образования, воспитателю, вожатому, руководителю детских творческих объединений, аниматору, родителям.

Примеры сплачивающих игр

Если речь идет о школьном коллективе, взрослый должен отводить время сплачивающим играм в ходе проведения классных часов и внеклассных мероприятий как можно чаще.

В лагерях отдыха подобная организация досуга осуществляется в течение всей смены ежедневно. Родителям такая возможность представляется нечасто, но любое собрание детей (праздник, массовое мероприятие) является прекрасным шансом для их проведения.

Слепой паровозик

9746cd43282a1ba64e636ac0c7ac3d8ca6852477.pngУчастники разбиваются на команды по 3-4 человека и образуют своеобразный поезд, цепляясь за талию впереди стоящего вагончика. Видит путь только ребенок, изображающий последний вагон, у остальных завязаны глаза. Задача паровозика — под руководством зрячего дойти до нужного места, не сбившись с дороги.

Посиделки

Ведущий дает сигнал — участники быстро должны разделиться попарно. Один человек приседает, другой присаживается к нему на колени. Двое, не успевшие найти напарника или присесть, выбывают. Игра длится, до последней оставшейся пары.

Всем построиться!

Участники делятся на 2 команды. По сигналу за короткое время игроки должны построиться в соответствии с каким-либо признаком: по количеству пуговиц, карманов, цвету волос или глаз, по росту, размеру обуви.

Атомы-молекулы

Ребята хаотично бродят, изображая атомы. Далее ведущий объявляет, что они должны быстро образовать молекулы, состоящие из определенного числа атомов.

Импульс

Дети становятся кругом, держась за руки. Водящий пожимает соседу руку, эту же манипуляцию проделывают все участники. Засекается время, за которое импульс вернется к тому, кто его посылал. Цель достичь максимальной скорости передачи рукопожатия.

Путаница

Игроки берутся за руки и перепутываются, стараясь образовать клубок из собственных тел. Водящему предстоит распутать эту конструкцию, не рассоединяя рук участников.

Крокодил

Выслушав задание ведущего, команда сообща что-либо изображает. Это может быть сороконожка, футбольные болельщики, очередь у магазина, зрители на премьере комедии.

Клубок

Ведущий берет длинный клубок ниток, наматывает вокруг кисти его конец, а остальное бросает любому ребенку со словами: Мне нравится, что ты (фразу можно изменить). Поймавший обматывает часть нити вокруг своей руки и перебрасывает клубок дальше, произнося такие же слова. Игра продолжается, пока каждый не получат комплимент.

Что в нем нового?

Игра проводится через несколько дней после знакомства. Нескольких минут участники внимательно вглядываются друг в друга. Затем одному человеку дается мяч. Его он будет бросать другим игрокам, оглашая, что нового заметил в облике или эмоциональном состоянии товарищей.

Зеркало

Разбившись парами, игроки решают, кто будет зеркалом. Дальше зеркало повторяет все движения партнера. Через время роли меняются.

Цвет эмоций

Выбирается водящий. Втайне от него ребята задумывают цвет, который показывают с помощью мимики и жестов, предавая настроение выбранного цвета. Цель угадать задуманное.

Светофор

К спинам участников прикрепляются жетоны разных цветов. Звучит условный сигнал — игроки одного цвета быстро собираются вместе.

Гусеница

Команда превращается в одну длинную гусеницу, сцепляясь между собой. Дальше гусенице предстоит показать, как она спит, бегает или другое действие, предложенное ведущим.

Паутина

Между двумя опорами натягиваются веревки, создавая образ паутины с множеством ячеек. Игроки должны перебраться на противоположную сторону, не касаясь веревки.

Прогулка слепых

Участники встают друг за другом, держась за талию или плечи впереди стоящего игрока. У всех, кроме первого, завязаны глаза. Его задача провести слепых по местности, чтобы ни один из игроков не коснулся расставленных заранее препятствий.

Биг-Мак

Пары являются половинками одного устойчивого словосочетания. Например, один человек Биг, другой мак. Варианты: меч-кладенец, скатерть-самобранка, красная шапочка, Чупа-чупс. Далее игрокам завязывают глаза и перемешивают их. Партнеры должны как можно быстрее найти свою половинку только по выкрикам.

Сложные задания на объединение коллектива

Веревочный курс

191250a25539e8ff13249f400a93e3f48035bfe8.jpegСплочению детского коллектива будет способствовать проведение Веревочного курса. Это серия упражнений, следующих одно за другим. Свое название методика получила потому, что преодолевать трудности ребятам предстоит всем вместе, будто связанным одной веревкой. В ходе выполнения заданий дети научатся принимать решение сообща, помогать слабым, нести ответственность полностью за всю команду. В подобных мероприятиях принимают участие группы, численность которых не превышает 12 человек. Если детей значительно больше, есть смысл разделить их на несколько команд, устроив своего рода соревнование.

Для организации Веревочного курса можно использовать задания, приведенные выше. Если команд несколько, нужно предложить каждой придумать название, девиз, выбрать капитана. Здесь пригодятся Маршрутные листы, где будут отмечаться баллы команд, полученные на каждом этапе соревнования. За ошибки, нарушение правил при выполнении заданий присваиваются штрафные очки.

Способы деления игроков на команды

Грамотное распределение ребят по группам особое искусство. Здесь взрослый должен проявить внимательность, чуткость, тактичность. Важно никого не обидеть либо невольно проявить симпатию к кому-либо из детей. Честная жеребьевка залог хорошего настроения детей. Простой, эффективный метод вытягивание жребия из закрытой емкости: непрозрачной банки, коробки с вырезом для руки, мешочка. В качестве содержимого используются разноцветные шарики, кубики, жетоны, вырезанные геометрические фигуры, карточки с определенными рисунками.

Собери пазлы

Заранее заготавливаются разрезанные на крупные части простые картинки. Пазлы складываются в специальный мешочек или коробку. Ребята вытягивают часть изображения, затем собирают рисунок, объединяясь таким образом в группы.

Зоопарк

54564db1c9d4d54e408ce8694dced85ddd5d7c18.pngНа ушко подопечным взрослый сообщает название животного. Видов обитателей зоопарка будет столько, сколько команд должно сформироваться по итогам распределения. В коллективе появляется несколько кошек, телят или слонят. Дети ищут сородичей, ориентируясь на движения и издаваемые звуки.

Советы по организации игр для объединения детей

Планируя игру, нужно обязательно заинтересовать детей, вызвать желание принять участие в предлагаемом развлечении. Взрослый должен объяснить правила доступным для младших школьников языком, показать на примере порядок действий, помочь распределить роли, сформировать команды. Игра никогда не проводится спонтанно и требует определенной подготовки: заранее продумывается место, заготавливается необходимый инвентарь, оборудование.

Работая с младшими школьниками, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  • активные игры ограничиваются по времени, сопровождаются перерывами, сменой вида деятельности;
  • недопустимы задания, требующие прикладывания серьезных физических усилий, долгого пребывания в неподвижном состоянии, сидении за столом;
  • дети с ограничением по здоровью не должны оставаться в стороне, им отводят роль судей или помощников ведущего;
  • приветствуются игры с замиранием;
  • нельзя отводить роль водящего всегда одним и тем же ребятам, каждый раз выбор нужно обосновывать (Петя еще не водил, Оля ни разу не нарушила правил);
  • покидать игру можно только по необходимости и на короткий срок;
  • правила должны строго соблюдаться каждым участником без каких-либо поблажек;
  • все действия осуществляются по команде или условному сигналу ведущего;
  • закончив конкурс, обязательно разобрать ошибки, похвалить ребят, дать совет, как действовать в следующий раз, подбодрить.

a5786b3bcabc4dbf936f820d1f21d56973b53432.jpegДети младшего школьного возраста чувствуют себя комфортнее, когда взрослый играет вместе с ними. От организатора зависит, насколько успешным будет мероприятие. Поэтому стоит взять на вооружение несколько правил хорошего ведущего.

  1. Больше улыбайтесь. Даже если настроение плохое, его нельзя показывать детям.
  2. Четко, емко, громким голосом произносите требования к игре.
  3. Находитесь там, где все будут Вас видеть.
  4. Заранее позаботьтесь о помощниках.
  5. Имейте в запасе несколько игр на случай неудачи с первой.
  6. Не выбирайте любимчиков, каждый ребенок должен чувствовать вашу поддержку.
  7. Чаще хвалите, подбадривайте ребят.
  8. Не забудьте поблагодарить за весело проведенное время.

Грамотно подобранная игра это эффективный способ ненавязчиво подтолкнуть детей к общению. Результатом игровой деятельности по сплочению коллектива станет снижение уровня тревожности, рост детской самооценки, ощущение собственной значимости, нужности в коллективе.

Этапы сплочения коллектива детей в начальной школе

1 класс

В 1 классе коллектив находится на стадии зарождения. Дети мало знают друг о друге, не имеют налаженных коммуникативных связей между собой. Учитель может предлагать им игры, которые помогут ближе познакомиться, установить приятельские отношения и даже объединиться в микрогруппы (на принципах интуитивной симпатии).

2 класс

2 класс является периодом формирования основ коллектива. Именно на этом этапе наиболее часто возникают межличностные конфликты на основе разных ценностных ориентиров у детей, могут появиться изолированные школьники. Еще одной проблемой является проявление психологических барьеров: если первоклассники ведут себя искренне и открыто, то во втором классе у детей может возникнуть замкнутость, страхи, истеричность.

Дидактические игры, проводимые с второклашками, должны быть направлены на формирование общих правил поведения в коллективе, выработку навыков взаимодействия, решение и предупреждение конфликтных ситуаций, преодоление психологических проблем.

3 класс

В 3 классе происходит сплочение коллектива. Дети готовы выполнять общественные поручения в классе, проявляют заинтересованность в совместной деятельности. Вместе с тем именно в этот период наиболее полно раскрываются личностные качества каждого ребенка, дети осознают свою индивидуальность.

При выборе дидактических игр для данного этапа необходимо отдавать предпочтение тем, которые будут давать возможность ребенку чувствовать себя частью коллектива, показывать значимость его деятельности для всего класса, подталкивать детей к объединению в группы для достижения поставленных целей, проявлять поддержку друг другу.

4 класс

Учеников 4 класса можно охарактеризовать как сформировавшийся коллектив, члены которого проявляют заинтересованность в социально значимой деятельности и могут давать оценку поведения своих одноклассников, нести общую ответственность. В таком коллективе есть актив, который руководит жизнью класса, выделяются дети с лидерскими запросами.

В дидактических играх, проводимых в 4 классе, нужно предлагать детям выступать в качестве организатора, учить их взаимопониманию и умению координировать свои поступки с одноклассниками, согласовывать общее поведение. Рекомендуются игры, в которых школьники должны придумать способ реализации поставленного задания, иметь возможность выбрать свой вариант действий. Стоит обратить внимание на сюжет игр и перейти от детских сценариев к ситуациям практической направленности.

Игры для 1 класса на сплочение коллектива

Самая простая игра, в ходе которой дети могут познакомиться друг с другом Мячик. Суть ее в том, что дети стают в круг и один ребенок получает в руки мяч. Он должен назвать свое имя и передать мячик соседу, а тот тоже представляется и отдает мяч дальше. Так продолжается до тех пор, пока каждый первоклассник не назовет свое имя.

Эту игру можно проводить несколько раз на протяжении первых двух месяцев, предлагая для детей другие задания:

  • назвать имя и фамилию;
  • назвать имя и свое любимое занятие (игрушку, животное, цвет);
  • сказать свое имя и имена родителей и т.д.

Чтобы помочь детям быстрее запомнить имена одноклассников, рекомендуется провести игру Мы идем в поход, в которой используется прием ассоциации. Детям сообщается, что нужно собраться в поход и взять с собой много вещей. Каждому следует произнести фразу Меня зовут, и я беру с собой. При этом ребенок должен указать такой предмет, название которого начинается с той же буквы, что и его имя. Такую игру можно проводить несколько раз, предлагая детям собраться в библиотеку, поездку на море, в школу и т.д.

Получить больше информации об одноклассниках, выявить ребят со схожими интересами или способностями может помочь игра на сплочение Граница. Правила проведения просты: дети выстраиваются в шеренгу, учитель на расстоянии 2-3 метров от них проводит границу. Далее он оглашает задание:

  • у кого есть брат;
  • кому 7 лет;
  • кто недавно ходил в кино;
  • кто любит рисовать;
  • у кого есть дома кошка и т.д.

Школьники, к которым относится указанный признак, должны перейти через эту линии и собраться на другой стороне. Информация, которую дети узнают после этой игры, может послужить поводом для дальнейшего более тесного общения.

Игры на сплочение коллектива для 2 класса

Победить неуверенность и страх ребенка сделать что-то не так может проведение игры Здравствуй, друг. В ней детям предлагается повторять готовый ритуал приветствия. Для этого класс делится на две группы. Дети первой группы встают в круг, а участники второй группы заходят внутрь его и тоже встают по кругу, повернувшись лицом к своим одноклассникам. Таким образом должны получиться пары, которым нужно поздороваться друг с другом, повторяя за учителем его слова и движения:

s28659122.jpg

После этого ребятам из внутреннего круга нужно сдвинуться вправо, перейдя к другим партнерам, и снова произнести приветствие. Так можно повторять несколько раз. В ситуации, когда все действуют по одинаковому шаблону, ребенок будет чувствовать себя равноправным членом коллектива, сможет раскрепоститься и преодолеть замкнутость.

Детей во втором классе нужно учить говорить о своих чувствах и уметь понимать настроение и эмоции других. Такая возможность у них появляется во время игры На что похоже настроение. Для ее проведения лучше расположить детей по кругу и предложить продолжить фразу Мое настроение сегодня похоже на. Может быть задана определенная тема для сравнения: время года, цвет, цветок, зверь и т.д. Чтобы показать пример ответа, первым высказывается учитель. В конце игры можно провести обсуждение, определить, кто сегодня злится или печалится и почему, а также предложить детям помочь своим одноклассникам улучшить настроение.

Если дети в классе еще не могут или стесняются выразить свое настроение словами, можно предложить использовать для этого мимику, позы, жесты. В игре По грибы нужно выбрать грибника, а остальным ученикам предложить изобразить любой гриб, но так, чтобы по его виду было понятно съедобный он или нет. Грибник, рассматривая замерших детей, должен их разделить на две группы. После этого можно предложить детям высказаться, почему они захотели изображать именно такой гриб.

Для выработки первичных навыков взаимодействия подходит игра Корабли и скалы. Школьников нужно разделить на две группы. Одни будут скалами им следует расположиться по комнате и присесть. Участники другой группы это корабли, они должны закрыть глаза и начать двигаться по классу в хаотичном порядке. Если такой кораблик будет приближаться к какой-то скале, то ребенку, который ее изображает, нужно зашипеть, имитируя звук морского прибоя. Всем участникам необходимо постараться избежать кораблекрушения.

После игры важно обсудить случаи столкновения и поговорить о товарищеской поддержке, которая помогает избежать неприятностей. Отдельно нужно указать на поведение ребят, которые специально не издавали никаких звуков, чтобы корабль натолкнулся на них (если такое было). В ходе обсуждения могут быть выработаны некоторые правила поведения в коллективе: не создавать неприятностей друг другу, оказывать помощь и т.д.

Приучать детей к общим правилам поведения, развивать умение действовать по заданной модели можно во время игры для начальных классов Веселая игра в ложки. Дети рассаживаются на корточках по кругу и руки складывают за спиной. Внутри круга разложены ложки, количество которых на один меньше, чем количество участников. Задание для ребят: при слове ложка они должны взять в руки по одной ложке. Кто из группы не успеет этого сделать, тот выходит из игры и убирает одну ложку из круга. В итоге должен остаться самый внимательный и исполнительный ученик. Лучше в ходе игры не просто называть детям отдельные слова, а рассказывать какую-то историю с ложками или семьей Ложкиных.

Чтобы учить детей находить правильный выход из конфликтных ситуаций можно провести с ними игру Остров конфликтов. Если есть возможность, то стоит с помощью декораций создать соответствующую обстановку. Школьникам сообщается, что они находятся на острове, жители которого постоянно ссорятся, потому что не знают, как нужно правильно себя вести. Детям предлагается попробовать их помирить, предложив выход из такой ситуации:

  • ребенок упал в лужу и мама ругает его за то, что он испачкал новые брюки;
  • мальчик не хочет делиться с детьми своими игрушками;
  • девочка порвала книгу у подружки;
  • ребенок поставил подножку своему товарищу и т.д.

После обсуждения подобных конфликтов, можно сформулировать правила, как следует вести себя в коллективе.

Игры на сплочение для 3 класса

Помочь ребенку выразить свою индивидуальность, проявить свои склонности поможет игра Автопортрет. Детям дается задание нарисовать себя в необычной форме: вместо глаз изобразить то, чем нравится любоваться, вместо рта любимую пищу, вместо волос то, о чем любит думать и т.д. После выполнения задания можно устроить выставку картин.

Еще одной игрой такой направленности является игра Визитная карточка. Детям предлагается взять в руки микрофон и назвать свое имя. Когда все по кругу это сделают, начинают сначала, но уже к имени добавляют информацию о том, сколько им лет. Потом еще раз, но уже говорят и том, что лучше всего умеют делать. Игру можно продолжать сколько угодно, давая ребятам все новые задания: какую музыку любят слушать, какую книгу читают и т.д.

Чтобы донести детям мысль о том, что хоть они все разные, необходимо держаться вместе, быть единым целым, рекомендуется провести игру Виноград. Детям предлагается рассмотреть гроздь винограда, выбрать одну виноградинку и съесть. Потом проводится обсуждение о том, что виноградинки могут немного отличаться по размеру, форме, оттенку, но все вместе они образуют гроздь, к которой крепко прикреплены. Следует предложить детям порассуждать над вопросами:

  • Если бы виноградинки росли по отдельности, их бы кто-то замечал?
  • Что будет с виноградинкой, если она будет держаться на веточке некрепко?
  • Как ветру легче сорвать виноградинку с ветки: когда она отдельно или в составе большой грозди?

Наглядно увидеть, что результат общего дела зависит от вклада, который делает каждый из участников коллектива, дети смогут во время игры Волшебные картинки. Детей разделить на команды. Каждый получает лист бумаги и цветные фломастеры. Дается задание нарисовать семью инопланетян (или волков, зайцев и т.д.). Сначала нужно изобразить маму. После этого дети обмениваются листочками и рисуют папу, потом снова меняются и продолжают рисовать других членов семьи. Так продолжается до тех пор, пока листочки с рисунками не вернутся к своим хозяевам. После этого все рисунки рассматриваются и выделяются самые лучшие. Авторы этих работ называют, кого именно они рисовали.

Еще одним вариантом игр на сплочение детей 6-10 лет является упражнение Смешной рисунок. Школьники делятся на две команды. Они будут рисовать, например, корову. Первому участнику завязывают глаза и предлагают нарисовать голову. Остальные по очереди дорисовывают недостающие детали. Потом оценивают плод своих совместных усилий.

Принципам сотрудничества и умению выполнять совместные действия дети будут учиться в игре Сиамские близнецы. Ребятам нужно разделиться на пары. В каждой паре участники должны стать близко друг к другу, обняться за талию. Ноги, которые находятся рядом, следует скрепить веревочкой. После этого таким близнецам предлагается походить по классу, сесть на стул, лечь, попрыгать и т.д. Другой вариант игры скрепить у пары учеников две руки и предложить что-то нарисовать или написать.

Есть игры, которые подталкивают детей к образованию групп. Одна из них игра Молекулы. Каждый ребенок должен получить табличку с буквой (цифрой или рисунком). Далее дается задание:

  • составить слово;
  • составить пример;
  • составить рецепт борща и т.д.

Детям нужно не просто объединиться, но и правильно скоординировать свои действия, чтобы восстановить правильную последовательность.

Игры на сплочение детей 4 класса

Проявить организаторские способности, умение руководить действиями других, скоординированность дети могут во время игры Строим цифры. Все ученики в хаотическом порядке движутся по классу. После команды ведущего: Строим цифру , дети должны выстроить в фигуру, изображающую указанную цифру. При выполнении этого задания некоторым ребятам придется покомандовать остальными, чтобы все стали правильно и не толкали друг друга.

Выразить свои творческие способности, свой вариант действий при совместной деятельности такая возможность предоставляется ученикам во время игры Живая скульптура. Учитель предлагает первому участнику выйти в центр класса и принять любую позу по его желанию. Потом просит следующего участника присоединиться к нему, тоже выбрав при этом свою позу. Так продолжается, пока все не займут место в общей композиции. После этого можно сделать фотографию скульптуры и предложить детям придумать ей название.

Довольно сложное задание предстоит детям выполнить в игре Встаньте в круг. В ней потребуется проявить согласованность, чувство плеча соседа. Школьников нужно собрать в просторном помещении. Сначала они должны закрыть глаза и хаотично двигаться по классу. При этом им надо стараться не задевать и не толкать друг друга. По сигналу учителя все должны остановиться. По второму сигналу дети должны попытаться создать круг. При этом им нельзя разговаривать и прикасаться руками друг к другу. После того, как все остановятся, нужно предложить всем открыть глаза и посмотреть, получился ли у них круг.

Навыки самооценивания и оценивания одноклассников, выражение своего мнения, коллективная сплоченность все эти качества развиваются во время игры Цветная паутинка. Детям нужно встать в круг. Первый участник получает клубок ниток. Он должен несколько раз обмотать ниткой палец на руке и называть свои черты характера Я. После этого он продолжает: Мне нравится, потому что он(а) и перекатывает клубок ниток к тому, кого он назвал. Следующий игрок делает то же самое. Игра продолжается, пока все дети не окажутся связанными в одну паутинку. Допускается, чтобы один ребенок был выбран несколько раз. При этом надо следить, чтобы не осталось детей, не включенных в общую паутину. После игры рекомендуется обсудить, что в каждом человеке есть что-то хорошее, надо уметь это подмечать. И, конечно же, стоит обратить внимание на то, что эти нити символизируют дружеские отношения, коллективные связи между детьми.

Развитию сплоченности коллектива способствуют не только игры, но и любая совместная деятельность, которая направлена на достижение общих целей. Исходя из этого, использование предложенных игр обязательно нужно дополнять проведением воспитательных часов о дружбе, взаимоподдержке, моральных качествах, реализацией социально значимых для детей коллективных творческих дел или коллективных проектов.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

Игры на сплочение в лагере для разного возраста

Говорящие вещи

Ведущий раздает предметы и не только. Кому-то Солнце, кому-то линейка, кому-то телефон и т.д. Ребята должны за короткое время понять, что сказал бы этот предмет, если бы мог говорить; и озвучить монолог предмета.

igri-na-splochenie1.jpg

Гусеница

Каждая команда это гусеница. Им нужно встать друг за другом, взять товарища, что вереди, за талию. Вожатый дает задание: спать, есть, танцевать, полоть грядку и т.д. Каждая гусеница должна выполнить задание.

Я тебе желаю!

Каждый желает своему соседу справа что-то хорошее, смешное и оригинальное.

Клубок

Дети садятся в круг. Ведущий берет клубок, наматывает кончик нити на ладонь, потом бросает клубок любому участнику со словами: Ты мне нравишься, потому что или Мне нравится, как ты. Далее этот участник также наматывает нить на ладонь и бросает клубок другому человеку, продолжая фразу Ты мне нравишься, потому что.

Передача чувств прикосновениями

Один из участников становится в центр круга и закрывает глаза. Он знает, что сейчас к нему будут подходить по очереди остальные участники и прикосновением постараются передать одно из 4-х чувств: страх, радость, любопытство, печаль. О том, какое именно чувство ему будет передано, участники сговариваются в тайне от водящего, задача которого определить по прикосновениям, какое чувство ему передавалось.

Хлопаем вместе

Простая и забавная игра на сплочение коллектива. Ведущий дает участникам задание расположиться по кругу и назначает игрока, с которого начинается игра. По сигналу все должны как можно быстрее по очереди хлопнуть в ладоши. Ничего сложного, но эта игра хорошо развивает чувствительность, понимание невербальных сигналов и командный дух.

igri-na-splochenie2.jpg

Зеркало

За игроком стоит человек, которого он не видит и должен угадать кто это с помощью человека зеркала, который стоит перед ним. Человек зеркало движениями и жестами пытается описать человека за спиной. Если игрок не угадал, то перед ним становиться говорящее зеркало, который словами описывает стоящего за спиной. Если игрок опять не угадывает, то снова отражает молчащее зеркало итак далее. Задача игрока отгадать человека за спиной как можно быстрее.

Цветной крокодил

Игрок закрывает глаза, а остальные участники задумывают между собой какой-нибудь цвет. Когда водящий откроет глаза, все участники жестами, движениями, эмоциями пытаются изобразить этот цвет, не называя его. Игрок должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый.

Игры на сплочение в лагере для младшего возраста

Человек к человеку

Дети разбиваются по парам. Ведущий каждой паре дает задание: рука к руке, нос к носу, ухо к уху и т.д. Когда прозвучит команда Человек к человеку, каждая пара должна выполнить задание.

igri-na-splochenie11.jpg

Квадрат

Правда, сама фигура здесь может быть и кругом, и треугольником (на выбор ведущего). Вожатый разделяет деток по командам и говорит, в какую фигуру им выстроиться (каждой команде свою). А потом раздает задание: Квадрат садится, Круг идет налево, Треугольник прыгает на одной ноге.

Фигуры

Все ребята в кругу. Каждый закрыл глаза. Ведущий громко называет фигуру. Малыши должны выстроиться в виде этой фигуры, не открывая глаза.

Клоун

Для проведения этой игры необходимо разделиться на 2 3 команды и приготовить 2 3 коробки спичек. Точнее нужен не весь коробок, а только верхняя его часть. Внутреннюю, выдвигающуюся часть вместе со спичками можно отложить в сторону. Для того, чтобы начать игру, все команды выстраиваются в колонну, первый человек надевает коробку себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем членам своей команды, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, команда начинает процедуру заново. Соответственно выигравшей считается та команда, которая закончит передачу коробка быстрее

igri-na-splochenie13.jpg

Бегающий гномик

Дети становятся в круг и закрывают глаза (это важно). Вожатый начинает игру: громко топает сначала правой ногой, потом левой. Сосед, стоящий слева, услышав топот, передает сигнал дальше также сначала правой, потом левой ногой. Сначала бег гномика будет тормозиться, западать на ком-нибудь, но постепенно скорость передачи топота будет увеличиваться и возникнет эффект бегающего по кругу гномика.

Как сплотить детей старшего возраста

Контакт-слово

Ребята разбиваются на пары. Члены каждой пары берутся за руки, и один из них загадывает слово и произносит его вслух вместе с другими 3-4 словами. Его партнер должен угадать, какое слово загадал его напарник.

igri-na-splochenie3.jpg

Построение

Участники делятся на команды. Вожатый дает им всего пару секунд перед каждым раундом. За это время ребята в каждой группе по отдельности должны договориться, по какому принципу строятся. Это может быть цвет одежды, день рождения, длина волос и т.д.

После свистка участники каждой команды должны быстро выстроится по договоренности. Кто быстрее и точнее это сделает, тот и выиграл. Приветствуется оригинальность!

На борт!

Если есть по периметру какие-либо возвышенности: горки, скамейки и т.д., нужно этим воспользоваться!!! Ведущий делит на команды, говорит, у кого какая возвышенность. А потом командует: Все на борт!. Каждая команда всем коллективом должна поместиться на своей возвышенности. Даже, если их 5 человек, а стул один!

История продолжается

2-3 команды должны по очереди рассказать реальную или выдуманную историю, анекдот, сказку. Им помогают участники другой команды.

Ребята начинают и заканчивают свою историю. Но в середине, по команде вожатого: история продолжается другая команда должна продолжить начатую историю. Да так продолжить, чтобы трудно было вернуться. А по команде история продолжается право голоса переходит команде, что начинала говорить. И их задача продолжить с места, где остановилась другая команда и плавно вернуть все к тому, как было.

Например:

Колобок от дедушки и бабушки ушел

И в город пришел

А там в зоопарке лису встретил

Это вкратце, но история должна быть подлиннее и посодержательней.

igri-na-splochenie4.jpg

33

Игра в круге. Отряд по порядку считает до 33, причем тот человек, которому выпадает число, содержащее 3 или кратное 3, должен назвать свое имя вместо числа. При ошибке игра начинается заново с этого человека

Ура! Меня любят

Участники образуют круг. Смотрят на носки своей обуви. По хлопку ведущего они должны посмотреть кому-то одному из присутствующих в глаза. Если пара совпала, они произносят слова Ура! Меня любят!!! и выходят из круга. Игра продолжается, пока не совпадут все пары. Игра проводится с четным количеством игроков.

Дерево желаний

Для запуска этой игры вам нужно будет разделить детей на 2 группы, написать имена детей на листочках и дать возможность каждому из них вытянуть. При этом одна группа вытягивает имена людей другой группы. Далее команды выбирают себе название и проводят жеребьевку, какая команда начнет игру. На отрядном месте создается дерево, с ветвями, на которых пишутся имена детей, но дерево пока без листочков. Потом каждый ребенок пишет свое желание на листочке и прикрепляет его на свою ветку. Одна группа на два дня становится волшебниками, исполняющими желания ребят другой группы. Если ребенку понравилось, как волшебники исполнили его желание, он закрашивает свой листочек ярким цветом. Затем роли меняются.

Рисуем

Замечательное упражнение на командообразование, выполнять которое могут все: и те, кто умеет рисовать, и те, кто не умеет. Большая команда может разделиться на подгруппы, чтобы присутствовал соревновательный дух (но это не обязательно). Участники сами подготавливают инструменты для работы (краски, карандаши, фломастеры, ватман или даже мольберты и т.д.) и начинают сообща создавать собственное произведение искусства. Можно делать забавные рисунки, писать серьезные картины или воспроизводить известные полотна.

Интересные игры на сплочение для среднего возраста

Продолжи!

Ведущий каждому предлагает продолжить и создать историю с фразы Однажды в студеную зимнюю пору.

Скажи, как

Ведущий говорит любую фразу, что угодно. И каждому предлагает повторить ее, только разным тоном. Кто-то повторит фразу, как беззубый карапуз 5-ти лет. Другой как директор завода. Третий, как персонаж фильма или мультика.

Сядь, как

Каждому дается задание сесть на стул (встать, спеть и т.д.). Только кто-то это должен сделать, как монстр, другой, как принцесса, третий, как звезда (артист) и т.д.

igri-na-splochenie5.jpg

Тихая почта

Материал: 2 листа бумаги, 2 маркера. Группа игроков садится достаточно близко гуськом друг за другом. Первый и последний игрок получают по одному листу бумаги и маркеры. Последний игрок рисует какое-то изображение (предмет, живое существо и т.д.) на листе бумаги. При этом остальные игроки не должны видеть нарисованное. После этого последний игрок рисует пальцем на спине соседа точно такое же изображение, как и на листе бумаги. Сосед, даже если он не совсем понял, что это было, рисует пальцем на спине своего следующего соседа то, что, по его мнению, было нарисовано ему на спине. Первый игрок, после того как ему нарисовали что-то на спине, должен перенести это изображение на бумагу. В результате сравниваются два варианта.

Печатная машинка

Ведущий пишет слово на листиках так, чтобы на одном листе была одна буква. Буквы распределяются между игроками. Затем фраза или слово должны быть сказаны как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Посылка

Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников отправляет посылку, легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее (игроки по порядку хлопают) и должен вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (разное количество или виды движений).

igri-na-splochenie6.jpg

Во что поиграть с детьми младшего возраста

По кочкам

На земле рисуются кочки на расстоянии таком, чтобы деткам пришлось прыгать. Кочки такие, чтобы в них еле-еле помещались все ребятишки.

По одному каждый участник должен прыгнуть с одной, на вторую кочку. Когда вся команда соберется, прыгают по очереди на третью кочку.

Важное условие! Если нога кого-то сползет с кочки, команда возвращается на старт, и снова повторяет дистанцию.

igri-na-splochenie8.jpg

Зеркало

Все детки делятся по парам. Каждый стоит напротив другого. Один начинает движение, а второй участник, который выполняет роль зеркала, должен повторять все движения первого. И стараться не отступать.

Снежинка

Можно выбрать и любую другую фигуру предмет или животного.

Игра за столом!

Вокруг каждого ребенка есть много разных предметов: в столовой это салфетки, ложки, тарелки, солянки и т.д. В классе ручки, пеналы, терки и т.д.

При помощи этих предметов малыши должны нарисовать снежинку.

Подвижные игры в лагере на сплочение для детей от 7 до 12 лет

Тропинка

Завязываются глаза одному из участников команды. Мелом на полу чертится дорожка (кривая линия). Остальные участники должны подсказывать, как пройти по тропинке с закрытыми глазами. Кричать можно только: влево, вправо, вперед.

Слепой паровозик

Наш паровозик слепой, то есть, у всех 3-4 ребят завязаны глаза. И только у последнего вагончика глаза открыты. Его задача толкать (осторожно!) ребят в нужном направлении. Рельсы для каждой команды ведущий нарисует заранее.

igri-na-splochenie7.jpg

Пирамида

Задача построить пирамиду у которой касаться земли должно наименьшее количество ног ребятишек. Можно поделить на команды малышей и устроить соревнование.

Минное поле

Чертится минное поле размером 5 на 5 или более. Ведущий имеет карту минного поля. Задача отряда: перейти минное поле с наименьшими потерями. Если человек встал на мину, ведущий хлопает. Человек встает в конец колонны.

Гадалка

Гадалка с закрытыми глазами садится в круг. К ней подходят остальные игроки и протягивают руки. Задача гадалки угадать человека по руке. Возможны модификации этой игры: можно узнавать по голосу, коленкам, по голове и т.д.

Семья

Готовятся карточки, на которых написаны члены семьи разных животных. Например: мама лев, папа лев, сын лев. Следующая группа: бабушка слон, мама слон, папа слон и т.д. Ведущий раздает карточки. Задача детей найти свою семью издавая звуки животных на карточках.

Спутанные цепочки

Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затемучастники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера.Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей.Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей,чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либонесколько независимых кругов или пар.

Подвижные игры в коллективе от 14 до 17 лет

Равновесие

Команды взялись за руки и стали в круг. Им всем нужно немного отклониться назад. Ведущий командует, что им нужно сделать: сесть всем вместе или двинуться по кругу влево и т.д.

igri-na-splochenie9.jpg

Крокодил

Любимая и знакомая игра для любого возраста. И чем старше, тем интересней загадывать. Ребят можно разделить на команды. Загадывается предмет или животное и один игрок его показывает, а остальные угадывают что он показывает.

Танцуют в красном

Одна из пар выходит танцевать перед всеми. Другим нужно угадать, какого цвета на них воображаемая одежда. Например, пара решила, что на них зеленые костюмы. Они должны, двигаясь в танце, подсказать это остальным ребятам. Например, указывая на траву или вызывая любые ассоциации, связанные с зеленым цветом: лягушка, лайм, попугай и т.д.

Импульс

Играющие образуют круг и держатся за руки, галящий передает импульс рукопожатие в одну сторону. Засекается время, за которое импульс к нему возвратится. Надо увеличить темп.

Покоряем скалу

Игроки выстраиваются на скамье или бревне, плотно прижавшись друг к другу (в принципе, подобное упражнение можно выполнять и у стены). Далее игроки должны выстроится на скамье по росту так, чтобы не упасть. Можно выстраиваться по первой букве имени.

Головомяч

Игроки ложаться на живот головой друг к другу. Ведущий кладем между головами мяч. Задача игроков подняться на ноги так, чтобы мяч не упал.

igri-na-splochenie10.jpg

Узел

Команде дается одна длинная веревка. Задача команды завязать узел так, чтобы не выпускать веревку из рук.

Счет

Ведущий дает участникам задание считать по порядку без договоренностей. Если два человека одновременно называют цифру, игра начинается заново. Запрещено разговаривать, но можно использовать жесты и мимику. Чтобы усложнить, можно вести счет с закрытыми глазами.

Подвижные игры от 6 до 9 лет

Встаньте в круг

Игроки закрывают глаза и хаотично двигаются. При этом им надо стараться не задевать и не толкать друг друга. По сигналу ведущего все должны остановиться. По второму сигналу игроки должны попытаться создать круг. При этом им нельзя разговаривать и прикасаться руками друг к другу (хотя правила можно и поменять, например, можно только разговаривать). После того, как все остановятся, нужно предложить всем открыть глаза и посмотреть, получился ли у них круг.

igri-na-splochenie12.jpg

Прорвись в круг

Игроки берутся за руки и образуют замкнутый круг. Один из игроков должен прорвать круг и проникнуть в него.

Спасти карандаш

Представьте, что вы на корабле (нужно очертить границы корабля круг). А вокруг бушующее море. И в нем тонут карандаши (разбросать карандаши на разном расстоянии). Задача спасти как можно больше карандашей, не переступая границы корабля.

Загони джина в бутылку

Участвуют все дети. Задача одного малыша заставить двигаться к определенному предмету.

Вожатый определяет первого джина и где бутылка. Потом джином становится тот, кто последний приблизил джина к определенному месту, например, к скамейке, двери и т.д.

Задача джина убежать от бутылки. Но он ограничен одной площадкой, за которую выходить нельзя.

Задача остальных ребят преграждать путь джину так, чтобы он стал приближаться к бутылке. Касаться руками и ногами джина нельзя!

igri-na-splochenie14.jpg

Атомы-молекулы

Участники бродят в хаотичном броуновском движении. Каждый из них атом. Ведущий объявляет, в молекулу из какого количества атомов они должны построиться.

Путанка

Водящий отворачивается. Участники, стоя в кругу и взявшись за руки, начинают путаться между собой, образуя живой клубок (запутывать может сам вожатый, играя вместе с детьми). Задача водящего распутать этот клубок, не разрывая рук.

Броуновское движение

Все закрывают глаза и начинают беспорядочно перемещаться по комнате, сталкиваясь, расходясь вновь. По сигналу ведущего участники, не открывая глаз, хватают ближайшего к себе партнера и пытаются определить, кто попался.

igri-na-splochenie15.jpg

Думаю, еще много игр осталось за кадром. И вы можете рассказать о них прямо здесь, под этой статьей в комментариях! И не стесняйтесь делиться нашими с вами беседами на просторах соцсетей! Оставляйте ссылку на эту и другие сборки, где мы с вами говорим о занятиях с карапузами! Подписавшись на новости этого сайта, вы получите полный доступ к тому, чтобы первым узнавать о выходе той или иной статьи на интересную для вас тему!

Еще игры:

Игры на пляже для детей и взрослых + игры в лагере на море

Игры для детей на перемене в школе. Чем занять детей, чтобы не сломать школу

Загадки, сказки, игры про море для детей

Летние игры на свежем воздухе, которые гарантированно отвлекут от планшета

Источники:

  • https://myintelligentkids.com/igry-na-splochenie-mladshix-shkolnikov
  • https://pedsovet.su/ns/6353_igry_na_splochenie_kollektiva_v_nachalnoy_shkole
  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/01/14/igry-na-razvitie-sotrudnichestva
  • https://daynotes.ru/igry-na-splochenie-v-lagere/
  • https://infourok.ru/sbornik-igr-na-obuchenie-navikam-sotrudnichestva-detey-doshkolnogo-vozrasta-1161787.html

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит