Государство не мама с папой

СОДЕРЖАНИЕ

В наступающем учебном году школьники младших классов могут впервые начать изучать Конституцию по специальному пособию детской версии документа в стихах. В работе над книгой, с содержанием которой ознакомились Известия, приняли участие эксперты Совета Федерации, Ассоциации юристов России, фонда Стратегия будущего и Института развития местных сообществ. Адаптированная для детей форма упростит понимание главного закона страны, но может пошатнуть уважение к нему, считают опрошенные Известиями педагоги.

С детства знать закон неплохо

Конституция России в стихах и картинках для детей адресована детям 814 лет и может использоваться на факультативных занятиях, сказал Известиям один из разработчиков пособия, вице-президент фонда Стратегия будущего Антон Семикин.

Сама книга представляет собой стихотворный пересказ преамбулы и первых двух глав Конституции (Основы конституционного строя и Права и свободы человека и гражданина), а также примеры применения основного закона страны в виде выписок из разных дел Лесного судопроизводства. Ведь с детства знать закон неплохо, знать все свободы и права, наставляет юного читателя пособие. При этом в нем не упоминаются, например, принципы формирования Федерального собрания или обязанности президента России, приведенные в самой Конституции.

Мы специально акцентировали внимание на базовых ценностях российского государства и общества, на базовых правах и свободах, которые описаны в первой и второй частях нашей Конституции, пояснил Антон Семикин.

Несмотря на то что пособие адресовано школьникам, авторы не забывают напомнить о всеобщей воинской обязанности:

Когда в твоей защите будет

Нуждаться Родина твоя,

Рука агрессора нависнет,

Сгустятся в небе облака,

Ты на её защиту встанешь

И в руку ты ружьё возмёшь

И будешь защищать Россию,

А может, за неё падёшь.

Также книга рассказывает детям и об обязательных платежах:

И как в партнерских отношеньях

От вас обязанностей ждут:

Платить налоги регулярно,

Ведь гражданами нас зовут.

Авторы пособия не забыли и о том, что незнание закона не освобождает от ответственности. Эту истину изложили так:

И кто законы нарушает,

Наказан будет тот всегда,

А кто закона вдруг не знает,

Ответит всё равно сполна.

Судебная власть в пособии представлена в роли мудрой совы. Школьников наставляют: Не думай даже уйти от зорких ее глаз. В выписках из дел Лесного судопроизводства авторы разбирают нарушения гражданских прав на примере сказочных ситуаций. Например, Хорек отправляется под суд за ложное обвинение Лисицы в убийстве кур, а Кукушку лишают родительских прав за то, что она подбросила яйцо в гнездо Зимородку.Ф

Основные конституционные принципы проиллюстрированы не только сказочными, но и современными примерами. Так, о праве пользования родным языком авторы сообщают на примере украинского кризиса:

Теперь война на Украине,

Где русских тоже много есть,

А им язык их запретили

И разожгли войну и месть.

Иллюстрации для книги выполняли не профессиональные художники, а дети: рисунки собирали во время конкурса Если бы я был президентом, который прошел в школах России в мартемае 2019 года.

Правосознание в картинках

Фонд Стратегия будущего, наблюдательный совет которого возглавляет председатель комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко, подготовил для региональных властей письмо с просьбой рассмотреть возможность внедрения учебного пособия Конституция России в стихах и картинках для детей. В документе, с которым ознакомились Известия, говорится, что реализация проектов, направленных на формирование правосознания школьников с возраста начальной школы в удобной для восприятия форме является важной задачей государства и общества.

Решение использовать пособие уже приняли в Ивановской области, рассказала Известиям руководитель департамента образования региона Ольга Антонова.

Учитывая положительный опыт проведения уроков по современной истории России, по развитию местного самоуправления, мы с большим вниманием отнесемся к подобной инициативе и считаем целесообразным ее введение в качестве факультатива, для эксперимента, в начале учебного года, сказала она.

Сегодня школьники нуждаются в получении информации о событиях, происходящих в стране, о базовых документах, в том числе и о Конституции, доступным, понятным языком, согласен министр образования и науки Тюменской области Алексей Райдер. Поэтому занятия по новому пособию могут быть востребованы, полагает он.

В американских школах есть похожая практика: там объясняют детям Конституцию в комиксах, рассказал президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.

Надо быть чрезвычайно осторожными. Понятно, что об основных положениях Конституции нужно рассказывать. Но опасно превращать основной закон страны в сказки и комиксы, это может привести к неуважению к нему, считает эксперт.

Конституция может нести и воспитательную роль, полагает один из авторов основного закона страны, ответственный секретарь Конституционной комиссии России Олег Румянцев. Ознакомившись с пособием, он сказал, что в нем собраны основополагающие постулаты правовой культуры. Хорошо, что основные мысли и посылы произведения повторяются не единожды, поскольку внимание детей часто переключается, заметил Олег Румянцев.

В пресс-службе Минпросвещения не ответили на вопрос Известий, ознакомились ли в ведомстве с новым пособием, однако отметили, что в школьной программе и сейчас уделяется внимание формированию у детей знаний основ правового государства. Конституция основа содержания новых образовательных стандартов предмета Обществознание, которые сейчас находятся на утверждении, подчеркнули в министерстве.

Мы обратились к Елене Альшанской за комментарием.

Дети могут быть ценностью, но не достоянием, потому что основное значение слова достояние это имущество, собственность. Дети не могут быть собственностью государства, и государство не может брать на себя функции родителей. Они должны расти и развиваться в семье.

Поправки в Конституцию носят стратегический характер и отражают современную ситуацию в плане приоритетов развития страны, поэтому важно закрепить в ней как приоритет право ребенка жить и воспитываться в семье, а не расти в сиротских учреждениях. У нас и так нет проблем с тем, что детей изымают из кровной семьи и помещают в детские дома.

Наоборот, государство должно приложить все усилия, чтобы ребенок оставался в семье, а потеряв семью как можно быстрее возвращался к родным или устраивался к приемным родителям. Я предложила альтернативную формулировку: Государство защищает право каждого ребенка на жизнь, здоровье, развитие, право жить и воспитываться в семье. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей. Государство проявляет особую заботу о детях, оставшихся без попечения родителей.

Но уж точно не становится родителем вместо семьи. Мне кажется, эта формулировка лучше определяет и заботу, и ответственность государства за детей, говорит Альшанская.

Инициативу о внесении подобной поправки также комментирует доктор юридических наук, профессор департамента дисциплин публичного права Высшей школы экономики Ирина Алебастрова:

Дети достояние России формулировка некорректная, в юридической практике этот термин по своему смыслу и содержанию очень близок к понятию собственности. Он так и используется в ряде конституций, например, в Конституции Монголии, где сказано, что скот является общенародным достоянием. Вряд ли нам нужны такие аналогии в отношении детей.

Если мы исходим из этого общепринятого понятия, то напротив, это Россия должна быть достоянием детей, как, впрочем, и взрослых. Но ни в коем случае не наоборот. Это слово обозначает, прежде всего, принадлежность, поэтому его некорректно использовать по отношению к нашим детям.

Эта формулировка несет в себе отрицательную моральную нагрузку, унижает человеческое достоинство, право на которое у нас закреплено в статье 21 Конституции РФ. Кроме того, детская среда это, прежде всего, семья. Государство может быть только помощником семье. Оно должно помогать детям сохранить семью, но не признавать детей своим достоянием в XXI веке это совсем анахронизм. Государство должно заботиться об обеспечении приоритетного воспитания детей в семье и помогать семье во всестороннем развитии ребенка.

regular_preview_image-04d806f111f5193596d651c69d60e2df.jpg

Источники:

  • https://iz.ru/907069/anna-ivushkina/ot-vas-obiazannostei-zhdut-dlia-shkol-napisali-konstitutciiu-v-stikhakh
  • https://novayagazeta.ru/articles/2020/02/29/84110-gosudarstvo-ne-mama-s-papoy

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит