Формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

СОДЕРЖАНИЕ

Современные технологии образования лиц с ОВЗ. Аветисян Н.К., СКФУ, Ставрополь, Россия

Развитие и формирование образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, школ и педагогов-новаторов, итоги психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и кодификации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход в образовании [1,с.3].

Технологии в образовании- это объединение психологических и педагогических позиций, определяющих специальный набор и составление методов, форм, средств и приемов в учебно-воспитательном процессе. По словам Дмитрия Сергеевича Лихачева педагогическая технология-это организационно- методический инструментарий педагогического процесса. Игорь Павлович Волков под педагогической технологией понимал описание процессов достижения планируемых целей обучения. К педагогическим технологиям можно отнести:

-проблемное, разноуровневое обучение;

-проектные и исследовательские методы обучения;

-лекционно-семинарско-зачётная система;

-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр;

-обучение в сотрудничестве;

-информационно- коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии.

Применяемая технология в образовании относительно лиц с ОВЗ связана с тем или иным типом нарушения: дети с нарушением слуха, со зрительным дефектом, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта и эмоционально-волевой сферы. У таких детей существуют особые образовательные потребности (ООП). К числу ООП относят: потребность в использовании учителем таких педагогических технологий, которые способствовали не только успешному освоению образовательной программы, но и накоплению социального опыта, формированию навыков общения; потребность в развитии познавательных психических процессов, мотивации к учению, формирование самостоятельности, навыков самоконтроля в поведении; потребность в уменьшении физической, умственной нагрузки в процессе обучения; потребность в психолого-педагогическом сопровождении со стороны педагогического состава и т.д.

При формировании у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья универсальных учебных действий нужно опираться на системно деятельностный подход, используя в процессе коррекции современные образовательные технологии. К ним относят:

-Игровые технологии- использование игр, имеющих общеразвивающий и специализированный характер, направленных на коррекцию, профилактику нарушения;

-Объяснительно-иллюстративные технологии- облегчение понимания сложной и трудно запоминаемой информации, использование наглядных пособий, раздаточного материала, подготовка презентаций.

-Личностно-ориентированные технологии- организация учебного процесса таким образом, чтобы учитывались индивидуальные психофизические особенности. Формирование у нормально развивающихся сверстников чувства толерантности, взаимопонимания, сотрудничества и ответственности.

-Инновационные технологии- использование в процессе обучения модернизированных технических средств с целью улучшения качества образования (аудовизуальные средства, специализированные компьютерные технологии, звукоусиливающая аппаратура, электроакустическое оборудование индивидуального пользования для слухоречевой реабилитации, складная механическая опора для беспрепятственного передвижения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в помещении и уличных условиях, инновационный планшетный программный комплекс для работы с текстами Visuplus Active).

-Технологии дифференциации и индивидуализации обучения- разработка индивидуальных образовательных программ, адаптированных образовательных программ, специальных индивидуальных программ развития.

-Коррекционно-развивающие технологии- подбор методов и форм обучения с целью коррекции и развития способностей детей в физическом и психическом плане.

-Технологии компенсирующего обучения- использование методов и способов обучения с целью развития сохранных анализаторов.

-Здоровьесберегающие технологии-создание в классе обстановки комфорта, а именно следить за тем, как падает свет, менять местоположение учащегося, проведение физкультминутки на снятия напряжения мышц глаз, руки, кисти, применение упражнений на развитие мелкой моторики.

-Кейс-технологии-одна из форм интегративного и интерактивного обучения; метод коллективного решения поставленной задачи, проявления себя в исследовательской деятельности, умножение имеющихся знаний, развитие теоретического мышления, углубление в какую-либо область знаний для достижения желаемого результата.

-Информационные технологииразвитие восприятия целостности картин, изображений, иллюстраций.

-Технология адаптивной системы обучения- разработка и реализация адаптивных образовательных программ, создание условий для адаптации лица с ОВЗ в образовательной среде.

-Технология полного усвоения усвоение программного материала в силу возможностей учащегося.

-Дистанционные технологии- использование по совместительству ИКТ- технологии для дистанционного обучения с лицами, не способными посещать классно-урочные занятия наравне со всеми в силу своих индивидуальных особенностей.

-Технологии психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ- сопровождение не только со стороны педагога-психолога, но и всего кадрового состава( учителя-предметники, учителя-дефектологи, логопеды, тьюторы, ассистенты, педагоги дополнительного образования). Учащиеся с особыми образовательными потребностями нуждаются в поддержки тьютора- наставник, помогающий лицу с ОВЗ адаптироваться и социализироваться в обществе, в более доступной форме объясняет учебный материал. Педагог-психолог проводит работу по следующим направлениям психолого-педагогического сопровождения: профилактическое, диагностическое, развивающее, консультативное, коррекционное, просветительско- образовательное и профориентационное. Задачи данной технологии заключаются в реализации индивидуальных образовательных программ, защите прав ребенка, поддержании равновесия между реальными возможностями ребенка в преодолении образовательных барьеров, профилактике дезадаптации, создании условий для максимального раскрытия творческого, личностного, интеллектуального потенциала.

-Технологии инклюзивного физического воспитания лиц с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

-Технологии социализации детей с ОВЗ в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

-Технологии инклюзивного образования как средства для создания безбарьерного обучения детей с ОВЗ.

Таким образом, хочется подвести итог вышесказанному, современные технологии в образовании, ориентированные на учащихся с ОВЗ несомненно пользуются успехом и положительно влияют на процесс обучения.

Ссылки на источники

Власова Н.В. Слагаемые моей педагогической технологии Книга 2: метод. сборник. Ханты-Мансийский АО ЮГРА АО.: ООО Кондинская типография, 2010. -182 с

Оформление иоборудование кабинета для детей сОВЗ

Кабинет инклюзивного обучения для 1-11 классов оборудуется школой засчет бюджетных средств, выделенных под программу Доступная среда, исоответствует следующим параметрам.

Расположение иоформление кабинета для детей сОВЗ:

  1. Световое оборудование срежимами светлой итемной комнаты.
  2. Большое количество источников электропитания для подключения ТСО иинтерактивного оборудования.
  3. Электроакустическая аппаратура иэлектроакустические комплексы.
  4. ТСО: видеопроекторы, телевизионные комплексы ссоединенными скомпьютерами досками или передвижными зеркалами, помогающими следить заартикуляцией учителя.
  5. Различные ИКТ:
  • Аппаратно-программный комплекс для ученика сособыми потребностями (
    Эдутач).
  • Сенсорная клавиатура скомплектом сменных накладок
    Клавинта.
  • Компьютерный роллер
    Новотон инабор цветных выносных компьютерных кнопок Новотон.
  • Диагностическое оборудование для первичной иконтрольной диагностики (диагностический комплект
    Семаго), предметно-образные идинамические средства наглядности.
  • Реабилитационное оборудование
    сенсорной комнаты:
    • журнальный стол, зеркало, кресла, пуфики;
    • звуко-световая панель (Лестница света, Фонтан);
    • световые столики для рисования ипесочной терапии;
    • вибромузыкальный сухой бассейн совстроенными кнопками переключателя;
    • интерактивная воздушно-пузырьковая трубка (Мечта);
    • зеркальный шар смотором иисточником света;
    • колесо спецэффектов;
    • фиброоптический ковер;
    • балансировочная доска-лабиринт;
    • напольные инастенные лабиринты;
    • декоративно-развивающие панели.

    Взависимости откатегории обучающихся вшколе детей сОВЗ, кабинет инклюзивного образования может дополнительно оснащаться аппаратно-программными комплексами для реабилитации икоррекции нарушений слуха, речи, зрения, ОПА (включая ДЦП). Втом числе программами почтению исозданию цифровых книг. Такие книги предоставляет образовательная платформа LECTA. Среди них отечественная изарубежная детская классическая литература, например:

    • Джек Лондон. Белый Клык
    • М.Е.Салтыков-Щедрин. Глупов иГлуповцы

    Вкабинете находится библиотека сучебно-методической, справочной, научной литературой, периодикой повопросам обучения ивоспитания детей сОВЗ нозологических групп, обучаемых в конкретной школе.

    Программно-техническое оснащение икнижная продукция, которыми пользуются школьники, должны быть высокого качества иучитывать ихперцептивные возможности, связанные снарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта.

    Заведующий кабинетом создает иведет картотеку сперечислением всего оборудования, ТСО иИКТ, наглядных материалов, дидактических иучебно-методических пособий, профессиональной литературы.

    Зоны кабинета инклюзивного обучения

    Организованное пространство кабинета инклюзивного обучения делится натри функциональные зоны, связанные срешаемыми ими задачами:

    1. Индивидуальные занятия ипедагогическое консультирование для детей сособыми образовательными потребностями.
    2. Психологическое сопровождение иподдержка детей сОВЗ:
    • освобождение отумственного переутомления иинформационной перегрузки;
    • регулирование эмоционального фона;
    • нейтрализация стрессовых состояний;
  • Консультирование родителей или законных представителей особых детей.
  • Обычно оформляется три зоны:

    Другие материалы по теме:

    • Система развивающего обучения Л.В.Занкова;
    • Вебинар И.Н. Ананьевой Ребенок плохо говорит? Просим помощи улогопеда;
    • М.И.Лозбякова. Учимся правильно ичетко говорить. Пособие для логопедов, воспитателей иродителей;
    • Н.Б.Троицкая. Рабочие тетради поразвитию речи. Кучебнику Т.Г.Рамзаевой. 1-4классы;
    • Е.В.Тихомирова. Комплект авторских логопедических игр Ромашковые истории.

    Взоне отдыха также рекомендуется проводить консультации сродителями. Все зоны разделяются стеллажами сучебно-методическими пособиями иТСО, ширмами, большими кубиками.

    Коррекционный кабинет

    Школьный коррекционный кабинет, которым заведует дефектолог или логопед, имеет цель выявлять икорректировать дефекты устной иписьменной речи, впервую очередь учеников начальной школы. Вкабинете специалист работает сдетьми индивидуально, сподгруппой или группой.

    Коррекционный кабинет должен иметь хорошее освещение, современное оборудование иучебно-методические, дидактические наглядные пособия. Аименно:

    • для коррекции мимики, артикуляционной моторики, звукопроизношения, речевего дыхания, слоговой структуры слова;
    • для развития мелкой моторики;
    • для формирования иотработки фонематического слуха ифонематического восприятия;
    • для налаживания системы звуко-буквенного анализа исинтеза;
    • для развития когнитивных функций.

    Вкоррекционном кабинете создаются следующие условные зоны:

    1. Учебная, для организации процесса обучения. Оснащена столом специалиста, учебными партами, доской, стеллажами способиями илитературой.
    2. Игровая, для развития двигательной активности. Здесь находятся настольные печатные игры иигрушки.
    3. Релаксационная, для отдыха иснятия напряжения. Оборудована мягкой мебелью иаквариумом.
    4. Сенсорного опыта для формирования знаний офизических свойствах предметов иявлений. Вней собраны игры ипособия, обучающие осознавать цвет, форму, размер, время, активизирующие вкус, обоняние, тактильные ощущения.
    5. Развития мелкой моторики для формирования координации движений мелких кистевых мышц, пальцев рук. Здесь помещены мозаики, материалы для аппликации илепки, трафареты.
    6. Развития артикуляционной моторики ипостановки звуков, постановки речевого дыхания, исправления нарушенных звуков. Снабжена большим ииндивидуальными зеркалами, инструментами для постановки звуков сгигиеническими средствами ихобработки, дидактическими материалами поречевому дыханию.
    7. Зона ТСО, для повышения эффективности коррекционной работы спомощью вспомогательных средств. Располагает компьютером, музыкальным центром, диктофоном, метрономом.

    Врезультате грамотно оформленные иоснащенные необходимым оборудованием кабинеты инклюзивного обучения икоррекционные кабинеты обеспечивают психологическую идидактическую безопасность процесса получения знаний школьниками сОВЗ, дают имвозможность довольно комфортно преодолевать барьеры образовательной среды, связанные сособенностями развития, присущими той или иной нозологической группе.

    #ADVERTISING_INSERT#

    Домашнее обучение

    Существует два вида индивидуальных программ для обучения детей сОВЗ преподавателями надому.

    Общая. Ребёнок сОВЗ учится точно также, как иего одноклассники: занятия (от10минут до2часов, взависимости отпсихофизического состояния ребёнка), контрольные, экзамены только всё проводится дома. Вконце обучения ребёнок получает стандартный аттестат обокончании школы.

    Вспомогательная. Создаётся специальная программа, учитывающая состояние здоровья ребёнка. Вконце обучения выдаётся аттестат особого образца суказанием программы обучения.

    Плюсы

    Дома истены помогают это про домашнее обучение. Домашняя комфортная обстановка, исключение физических ипсихологических травм, индивидуальный подход кобучению всё будет подстроено под особенности здоровья ребёнка сОВЗ.

    Минусы

    • Отсутствует социализация, приспособленность кплюсам иминусам жизни вне дома.

    • Расписание изучаемых предметов обычно претерпевает сильные изменения: чаще всего, это один предмет вдень, причём даётся сразу несколько новых тем этого предмета, что влечет переизбыток однотипной информации.

    • Сосредоточенность родителей иучителей вокруг ребёнка способствует развитию унего эгоистичности иинфантильности.

    Заочное семейное обучение. Экстернат

    Ребёнок сОВЗ обучается поиндивидуальной программе. Родители самостоятельно организовывают учёбу, предварительно согласовав этот вопрос сорганами местного самоуправления.

    Чаще всего учёба проходит посредством дистанционного обучения частных организаций. Основой такого обучения становится самостоятельная работа ребёнка, который посредством современного оборудования организовывает себе занятия вудобное для него время.

    Для сдачи промежуточных экзаменов иполной аттестации следует выбрать один изпредложенных вариантов. Первый вариант состоит вовременном прикреплении клюбой школе, сдаче нужных экзаменов ипоследующем отчислении ученика. Второй вариант предполагает сдачу платных экзаменов вонлайн-школах.

    Обучение экстерном отличается отвышеописанного более короткими сроками обучения.

    Плюсы

    Удобный режим обучения, подстроенный под конкретного ребёнка; оперативность работы педагога сучеником, индивидуальная методика значительные плюсы такого обучения. Также ребёнок может изучать курс поодному итомуже предмету внескольких школах, что обеспечивает более глубокое ивсестороннее знание предмета. Богатый выбор виспользовании источников информации для учёбы, укрепление коммуникативных навыков благодаря онлайн-общению спедагогами идругими детьми также являются положительными сторонами заочного семейного обучения.

    Минусы

    Ксожалению, интернет-общение неспособно заменить общение эмоциональное иживое при реальном контакте. Поскольку прохождение работы зависит отсамостоятельности ученика, результаты могут быть неудовлетворительными. Постоянное использование интернет-ресурсов, банков информации, презентаций создаёт некую однобокость обучения, способную утомить ребёнка.

    Наиболее оптимальная форма обучения для детей сОВЗ подбирается при прохождении ЦПМПК. Специалисты оценивают психофизическое состояние здоровья ипомогают подобрать лучший вариант обучения, втом числе иинклюзивные формы.

    #ADVERTISING_INSERT#

    Источники:

    • https://son-net.info/sovremennye-texnologii-obrazovaniya-lic-s-ovz/
    • https://rosuchebnik.ru/material/osnashchenie-kabineta-dlya-inklyuzivnogo-obrazovaniya/
    • https://rosuchebnik.ru/material/formy-obucheniya-detey-s-ovz/

    Комментировать
    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит