Формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

СОДЕРЖАНИЕ

Особенные дети с ОВЗ

Законодательно утверждено понятие, отделяющее детей с ОВЗ, от обычных. Стоит заметить, этот термин в большей степени относится именно к образованию, а не социальному статусу. ОВЗ влияет на выбор методик обучения, они могут быть как у человека с подтвержденным статусом инвалида, так и без него.

Всех детей с ОВЗ можно разделить на несколько категорий в зависимости от типа нарушения их здоровья:

  • нарушение психического состояния;
  • нарушения психологического состояния;
  • физиологические отклонения;
  • генетические заболевания;
  • общая задержка развития.

К ним относят как детей с врожденной патологией психического и психологического развития например: синдром Дауна, олигофрения или аутизм, так и с выраженными физиологическими отклонениями нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательных функций.

В большей степени программа обучения для них выбирается индивидуально, отталкиваясь от нескольких критериев способность восприятия информации, мотивация и скорость обучения.

Статья в тему:Программа по математике для детей с ОВЗ

AA7C7454-2334-4963-B7B2-FB2DBB982340_w1200_s-e1562794720239.jpg

Принципы ведения коррекционной работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья

Общие принципы коррекционной работы не сильно зависят от заболевания, их основные задачи:

  • мотивация к обучению;
  • коррекционная компенсация;
  • социализация;
  • сенсорное развитие;
  • максимальное развитие коммуникационных навыков;

Преподаватель сталкивается с тем, что к таким ученикам требуется специальный подход, зачастую разрабатываемый индивидуально отталкиваясь от особенности ученика.

Основные методы педагога в зависимости от причин ОВЗ

Вид отклонения

Требуемые дополнительные методики

Совместимость в группе с другими детьми

Нарушение умственного развития, развития речи, умственная отсталостьМотивация к обучению, дополнительное разъяснение сопровождающееся иллюстрациями, дополнительными материалами, упрощение образовательной программыГруппу лучше формировать из детей с одинаковой способностью к познанию и восприятию материала, школьник в обычной группе может испытывать дискомфорт
Нарушения социального восприятия по типу РАС, Синдром Дауна и другиеУпор на повышение коммуникативности, коммуникации, социализации.Ученик с достаточным уровнем умственного развития может находиться в группе с обычными детьми под вниманием преподавателя
Физические и физиологические отклонения: слепота, глухота, немота, нарушение опорно-двигательных функцийКоррекционная компенсация, сенсорное развитиеДети с легкими нарушениями могут находиться в коллективе из обычных школьников, лучше их не помещать в группу с детьми с нарушением умственного и речевого развития. Дети с тяжелыми нарушениями функции должны обучаться в специализированных группах.

Любое отклонение поддается градации. В зависимости от тяжести его проявления, по его характеристикам и формируется учебная программа.

child-reabili1-e1562794741222.jpg

Методы работы с ОВЗ

Несмотря на различность диагнозов и отклонений детей получающих статус ОВЗ, существуют общие методики их обучения. В случае с младшим школьником педагоги и родители обязаны использовать наиболее комфортную для ребенка методику, чтобы не усугубить его психологическое состояние.

Методы работы с учащимися, имеющими ОВЗ, отталкиваются от особенностей их развития и подбираются для каждой группы отдельно. Они разделяются на:

  • объяснительно иллюстративный;
  • поисковый;
  • репродуктивный;
  • информационно коммуникационный;
  • контроля;
  • самоконтроля и взаимоконтроля;
  • коммуникационный.

Зачастую преподаватель при подготовке к занятиям использует несколько методик, чтобы дети в максимальном объеме воспринимали информацию и стимулировались к дальнейшему познанию.

Для более эффективного обучения младших школьников, следует смешивать методики, иначе дети плохо усваивают информацию. Преподаватель тщательно готовится к каждому занятию, отталкиваясь от особенностей своей группы.

Формы обучения ребенка с ОВЗ

Родители детей с ОВЗ, как и абсолютно здоровых имеют право сами решать, в какой форме их ребенок будет получать образование. Следует только помнить о том, что школьник обязан получать образование, но делать он это может как дома, так и в школе. Существует две основные формы обучения младших школьников с ОВЗ инклюзивное и дистанционное. Оба они имеют свои преимущества и минусы.

image-e1562794761199.jpg

Инклюзивная форма обучения

Инклюзивная форма обучения предполагает получение знаний в группе, с учетом особенностей ребенка. Для этого ученик ходит в обычную школу или специальное учебное заведение. В некоторых случаях проживает в специализированном профильном учреждении, которое таким же образом организует учебный процесс. То есть программа разработана для группы, но с учетом особенностей каждого ее участника. В таком случае ребенок общается в классе, главные плюсы:

  • профессиональное преподавание;
  • получение коммуникативных и коммуникационных навыков;
  • прививание социальных навыков;
  • развитие дисциплины;
  • хорошая стимуляция и мотивация;
  • общение со сверстниками;
  • правильное психологическое развитие.

Суть инклюзивного обучение не выделять ребенка с ОВЗ из социума. Он ходит в школу, общается со сверстниками, учится дисциплине и другим понятиям, которые непостижимы при индивидуальном образовании. Его основной минус заключается в том, что не ко всем детям он применим и требует особого контроля. Так как в нем участвует не только пара ребенок-учитель, а и множество окружающих людей, а они не всегда лояльно будут относиться к особенному человеку. Но большая часть школ приветствует такую форму образования, так как она развивает правильное социальное мышление у всех учеников, учит пониманию и толерантности.

Дистанционная форма обучения

В основе дистанционного обучения лежит не только освоение учебного материала дома, как считают некоторые родители. Дистанционное обучение включает в себя разработку индивидуального плана обучения с отрывом от школьного коллектива. Не обязательно его должны проводить родители.

Главный плюс такой формы обучения в том, что она позволяет создать наиболее удобную программу с учетом особенностей определенного ребенка. Учебную программу он может осваивать в относительно свободной форме, но ему придется обращаться в учебное заведение, чтобы проходить контроль и получать новую программу. Обычно это происходит один раз в полгода.

При этом родители могут:

  • заниматься со школьником самостоятельно;
  • нанимать репетиторов;
  • направлять его в индивидуальные группы обучения.

Важно только то, чтобы ученик в конце отведенного времени сдал контрольные работы.

Минус такой формы обучения в том, что она не всем по силам. Она требует разработки четкой и строгой РПД, больших вложений сил со стороны родителей и обучающего персонала. А вот плюс в том, что ее можно идеально сочетать с планом реабилитации определенного ребенка.

IMG_3153-e1562794785924.jpg

Методы и приемы обучения для детей с ОВЗ общие, независимо от формы обучения

Психология младшего школьника такова, что методики обучения, как при дистанционном, так и инклюзивном обучении практически одинаковы. В самом начале разрабатывается РПД и УУД рабочая программа дисциплины и программа универсальных учебных действий. В дальнейшем они корректируются под определенного ученика. Эти программы в большей степени не для ребенка, а для преподавателя.

Наиболее распространенные методики обучения включают в себя достаточно простые подходы:

  • объяснение материала, в случае с младшими классами в игровой форме;
  • поэтапное разъяснение заданий учитывая особенности восприятия, задача раскладывается на логические блоки, посильные ребенку;
  • обучение последовательному выполнению заданий, от блока к блоку;
  • повторение уже рассмотренного материала;

При этом преподаватель обязан не только предоставить материал, он подготавливает визуальные и аудио материалы, помогает максимально подробно запомнить предложенную информацию. Помня о том, что ребенок в лучшем случае в состоянии запомнить не более 70% изложенного материала.

В случае если ученики из определенной группы плохо запоминают материал, им придется больше уделить времени, упростить задачи и попробовать освоить наиболее важные элементы задачи.

Статья в тему:7 причин оформить ОВЗ для особенного ребенка

Абсолютно любой ребенок может учиться, главное добиться его желания

Методики обучения учащихся младших классов, направлены на обеспечение комфортного преподнесения информации в нужном объеме. При этом следует учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Это большой труд учителя, который должен сохранять максимальную близость с учащимися, поддерживать их отношения в коллективе и желание учиться.

Пакет информации требуемый для запоминания и оперирования, с 1 по 4 класс, минимален, в это время дети должны научиться другим навыкам:

  • дисциплина;
  • терпение;
  • умение видеть задание и планировать ее решение;
  • социальность;
  • коммуникативность;
  • самоорганизация.

Главное, чего должен добиться учитель желания учиться, находиться в коллективе. Ребенок должен быть открыт и счастлив, если он чувствует дискомфорт в коллективе, он не сможет адекватно воспринимать предложенную информацию.

На это следует обратить внимание и родителям, каждое учебное заведение имеет свои особенности преподавания, если ребенку в нем некомфортно, надо узнавать, почему это происходит и помогать справиться с дискомфортом. В некоторых случаях, особенно у детей с особенностями психики, можно временно переходить на дистанционное обучение, давая школьнику отдохнуть от давящей на него обстановки. Ни одни методики обучения с ОВЗ не помогут, если тот, кого обучают, не будет получать от этого удовольствие.

Существует несколько уровней сложности, оценивания уровня знаний для детей с ОВЗ и подтвержденным диагнозом, именно потому, что темп освоения знаний имеет второстепенное значение.

Классификация детей сОВЗ

  • Дети снарушениями слуха.

  • Дети снарушениями зрения.

  • Дети снарушениями опорно-двигательного аппарата.

  • Дети состойкими нарушениями интеллекта.

  • Дети сослабовыраженными отклонениями впсихическом развитии.

  • Дети снарушениями речи.

  • Дети снарушениями эмоционально-волевой сферы иповедения.

  • Дети сосложными нарушениями вразвитии (сочетаются две иболее изперечисленных групп).

Корректные термины появились недавно, иневсе ихможно встретить втематической литературе. Однако нужно иметь ввиду, что именно такое разделение сегодня актуально.

Любая изпредставленных групп неоднородна. Например, среди детей снарушениями слуха естьте, кто неслышит вообще, ите, кто неможет слышать без специальных приспособлений, операций. Степень сохранности это всегда резерв для получения ребенком большего количества знаний. Поскольку дети даже вопределенной группе разные значит, инарушения разные, ирекомендации поработе тоже. Под каждого ребенка соправкой ПМПК должна быть написана индивидуальная образовательная программа, даже если вколлективе имеются дети сосхожими нарушениями.

Необходимо учитывать общие особенности детей сОВЗ:

  • Недостаток знаний обокружающей среде, узкий кругозор.

  • Проблемы собщей имелкой моторикой.

  • Заторможенность вразвитии речи.

  • Трудность впроизвольной регулировке поведения. Некоммуникабельность.

  • Проблемы спознавательной деятельностью.

  • Неумение вести себя вобществе иконтролировать собственное поведение.

  • Низкая или слишком высокая самооценка.

  • Неуверенность всвоих силах.

  • Полная или частичная зависимость отокружающих.

Среди специфических черт, наблюдаемых при всех недостатках развития, может быть выделена совокупность особенностей, которые определяют необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи вразвитии иобучении детей cтакими недостатками. Эту совокупность особенностей принято называть особыми образовательными потребностями (ООП).

Особые образовательные потребности

Дошкольное образование детей сОВЗ, помимо решения общих проблем, должно также включать ирешение вопросов, возникающих вследствие наличия уних специфических недостатков. Это важный нюанс образовательной работы. Впрограмму обучения специалисты включают специфические предметы, которые невходят вобычную систему образования. Так, детей, имеющих проблемы созрением, дополнительно обучают ориентированию впространстве, апри наличии нарушений слуха помогают развить остаточный слух. Впрограмму поихобучению также включена образовательная деятельность поформированию устной речи. Обучение детей соспециальными потребностями должно начинаться сразуже, как только были выявлены нарушения внормальном развитии это позволит непотерять время идостигнуть максимального результата.

Задачи обучение детей сООП:

  • Организация образовательной системы таким образом, чтобы максимально активизировать желание удетей познавать мир, сформировать уних практические знания иумения, расширить кругозор.

  • Стимулирование ксамостоятельным действиям ипринятию собственных решений.

  • Формирование иактивация уобучающихся познавательной активности.

  • Обеспечение всестороннего развития самодостаточной личности, которая моглабы адаптироваться всуществующем социуме.

Один изчастых вопросов поданной теме: как психологу общеобразовательного детского сада неперейти впроцессе реализации новых правил кработе дефектолога? Необходимо различать сферы деятельности, когда речь заходит овторичных нарушениях. Дефектолог работает скоррекцией познавательной сферы (например, когда при нарушении зрения страдает восприятие). Психологже детского сада, при участии дефектолога, занимается коррекцией эмоционально-личностной сферы ребенка, которая тоже страдает при нарушении здоровья. Производить таким образом комплексный подход это идеальный вариант. Влюбом случае образовательная организация наоснове справки ПМПК может найти разные способы привлечения необходимых специалистов например, небрать дефектолога вштат, азаказывать услугу посопровождению детей сОВЗ вцентрах психологической коррекции.

Подробнее обинклюзивном образовании:

  • Подготовка учителей кинклюзивному образованию. Психологическая готовность учителя кинклюзивному образованию.

  • Развитие коммуникативных навыков удетей-аутистов.

  • Арт-терапия для детей сОВЗ.

Домашнее обучение

Существует два вида индивидуальных программ для обучения детей сОВЗ преподавателями надому.

Общая. Ребёнок сОВЗ учится точно также, как иего одноклассники: занятия (от10минут до2часов, взависимости отпсихофизического состояния ребёнка), контрольные, экзамены только всё проводится дома. Вконце обучения ребёнок получает стандартный аттестат обокончании школы.

Вспомогательная. Создаётся специальная программа, учитывающая состояние здоровья ребёнка. Вконце обучения выдаётся аттестат особого образца суказанием программы обучения.

Плюсы

Дома истены помогают это про домашнее обучение. Домашняя комфортная обстановка, исключение физических ипсихологических травм, индивидуальный подход кобучению всё будет подстроено под особенности здоровья ребёнка сОВЗ.

Минусы

  • Отсутствует социализация, приспособленность кплюсам иминусам жизни вне дома.

  • Расписание изучаемых предметов обычно претерпевает сильные изменения: чаще всего, это один предмет вдень, причём даётся сразу несколько новых тем этого предмета, что влечет переизбыток однотипной информации.

  • Сосредоточенность родителей иучителей вокруг ребёнка способствует развитию унего эгоистичности иинфантильности.

Заочное семейное обучение. Экстернат

Ребёнок сОВЗ обучается поиндивидуальной программе. Родители самостоятельно организовывают учёбу, предварительно согласовав этот вопрос сорганами местного самоуправления.

Чаще всего учёба проходит посредством дистанционного обучения частных организаций. Основой такого обучения становится самостоятельная работа ребёнка, который посредством современного оборудования организовывает себе занятия вудобное для него время.

Для сдачи промежуточных экзаменов иполной аттестации следует выбрать один изпредложенных вариантов. Первый вариант состоит вовременном прикреплении клюбой школе, сдаче нужных экзаменов ипоследующем отчислении ученика. Второй вариант предполагает сдачу платных экзаменов вонлайн-школах.

Обучение экстерном отличается отвышеописанного более короткими сроками обучения.

Плюсы

Удобный режим обучения, подстроенный под конкретного ребёнка; оперативность работы педагога сучеником, индивидуальная методика значительные плюсы такого обучения. Также ребёнок может изучать курс поодному итомуже предмету внескольких школах, что обеспечивает более глубокое ивсестороннее знание предмета. Богатый выбор виспользовании источников информации для учёбы, укрепление коммуникативных навыков благодаря онлайн-общению спедагогами идругими детьми также являются положительными сторонами заочного семейного обучения.

Минусы

Ксожалению, интернет-общение неспособно заменить общение эмоциональное иживое при реальном контакте. Поскольку прохождение работы зависит отсамостоятельности ученика, результаты могут быть неудовлетворительными. Постоянное использование интернет-ресурсов, банков информации, презентаций создаёт некую однобокость обучения, способную утомить ребёнка.

Наиболее оптимальная форма обучения для детей сОВЗ подбирается при прохождении ЦПМПК. Специалисты оценивают психофизическое состояние здоровья ипомогают подобрать лучший вариант обучения, втом числе иинклюзивные формы.

#ADVERTISING_INSERT#

Задачи образовательной системы всоциальной адаптации детей сОВЗ

Социальная адаптация детей сОВЗ напрямую связана сихтрудностями всамообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками ижизненными критериями. Исследования, втом числе Л.Е Данилюк, показывают: таким детям иподросткам важнее стать хорошим человеком, чем хорошим специалистом. Аиметь хороших иверных друзей привлекательнее, чем быть успешным ииметь материальный достаток. Угрозами они считают болезни, вредные привычки изависмость отдругих. Поэтому для включения особых детей вжизнь общества нужно решить следующие задачи:

Задачи педагогов вадаптации детей сОВЗ

Основная коррекционно-развивающая работа посоциальной адаптации детей сособенностями здоровья ложиться напедагогов ДОУ ишколы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия сокружающим миром уособых воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно икомплексно решая ихвместе сродителями итьюторами.

1. Естественно-культурные:

2. Социально-культурные:

Врешении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология Портфолио. Еецели обеспечить детям сОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности инавыкам самооценки, собрать информацию одинамике продвижений ребенка вурочной ивнеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов ифактически достигнутых. Портфолио представляет собой папку ссобранными материалами иведется напротяжении всего времени обучения Оно составляется впервом классе ипередается классному руководителяю пятого класса. Структура портфолио обычно включает разделы Личная информация, Мои достижения, Проекты иисследования, Мое творчество (или ихмодификаци) иоценочные листы. Дети оформляют ипостоянно пополняют портфолио спомощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.

3. Морально-нравственные иценностно-смысловые.

Читайте также:

  • Методы обучения детей-аутистов
  • Физкультура для детей сОВЗ
  • Внеклассная работа сдетьми сОВЗ
  • Тренинг для родителей детей сОВЗ
  • Дошкольники сОВЗ всовременном образовательном пространстве

4. Социально-психологические.

Показателем успешной социализаци детей сОВЗ является адаптация личности вновой социальной среде сповышением еесоциального статуса, уверенность всебе ипсихологическая удовлетворенность жизнью.

Источники:

  • https://infourok.ru/specialnie-pedagogicheskie-metodi-obucheniya-i-vospitaniya-detey-s-ovz-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-1768998.html
  • https://autizmy-net.ru/obuchenie-mladshikh-shkolnikov-s-ovz/
  • https://rosuchebnik.ru/material/doshkolniki-s-ovz/
  • https://rosuchebnik.ru/material/formy-obucheniya-detey-s-ovz/
  • https://rosuchebnik.ru/material/sotsializatsiya-detey-s-ovz/

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит